Ил-2М
Бронированный штурмовик. Одномоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Первый в мире штурмовик, у которого броня включена в несущую конструкцию планера. Спроектирован в ЦКБ под руководством С.В. Ильюшина. На испытания выходили цельнометаллические штурмовики ЦКБ-55 (первый полет - 30 декабря 1939 г.), ЦКБ-55П (29 декабря 1940 г.) и, наконец, ЦКБ-57 (12 октября 1940 г.), ставший прототипом серийного БШ-2 (Ил-2).
Серийное производство Ил-2 начали в марте 1941 г. Его выпускали заводы #18 (Воронеж, затем Куйбышев), #1 (Куйбышев), #30 (Москва), #381 (Ленинград, затем Нижний Тагил). Всего построили 36 163 (по другим данным, 36 154) экз. - это самый массовый самолет Великой Отечественной войны. В это количество включены 1211 учебных Ил-2У.
Двигатель АМ-38/АМ-38Ф. Экипаж самолета 1 - 2 чел. Вооружение - в зависимости от модификации.
В годы войны Ил-2 состоял на вооружении в СССР с мая 1941 г., в Польше - с сентября 1945 г., в Чехословакии - с апреля 1945 г. (в обоих последних случаях имеются в виду авиачасти, сформированные в Советском Союзе).
Основные серийные модификации:
- Ил-2 одноместный с мотором АМ-38, первоначально цельнометаллический, вооружение 2x20+2x7,62 (заводы #381 и #30)или 2x23+2x7,62 (заводы #1 и #18), бомбы до 600 кг, 8хНУРС (полевые переделки до 16хНУРС, известны машины с установкой двух НУРС для стрельбы назад). С января 1942 г. выпускался с зимним лыжным шасси, первоначально неубирающимся, затем убирающимся. С мая введены крыло смешанной конструкции с полотняной обшивкой элеронов и деревянная хвостовая часть фюзеляжа. Самолеты разных заводов отличались по вооружению, запасу горючего, бронированию. С июня 1942 г. начали усиливать при ремонте фюзеляж наружными стрингерами, на заводах введено подкрепление внутреннего набора хвостовой части. С августа на части машин устанавливались радиополукомпасы. Существовали полевые переделки с неподвижным 12,7-мм пулеметом назад и переделки в двухместный с вооружением 1x7,62, 2x7,62 или 1x12,7 в задней кабине;
- Ил-2 одноместный с вооружением 2x37+2x7,62,бомбы до 200 кг, 8хНУРС; малая серия;
- Ил-2 тип 2, двухместный, вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался с октября 1942 г.; с января 1943 г. с мотором АМ-38Ф. С мая внедрены фибровые основные бензобаки и подвесные сбрасываемые ПЛГБ-150;
- Ил-2 тип 2 двухместный с мотором АМ-38Ф и вооружением 2x37+2x7,62, бомбы до 200 кг, без НУРС, выпускался с середины 1943 г. до января 1944 г.;
- Ил-2 тип 3 с металлическим крылом увеличенной стреловидности, на поздних сериях (тип 3М) вернулись к металлической хвостовой части фюзеляжа, выпускался с апреля 1944 г., с начала 1945 г. в части досылались дополнительные комплекты бронирования, с весны заводы #1 и #30 выпускали самолеты с удлиненным бронекорпусом;
- Ил-2КР, корректировщик и ближний разведчик на базе типа 2 с мотором АМ-38Ф, установлены фотоаппаратура и более мощная радиостанция вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался серийно заводом #30 с апреля 1943 г. Существовали также кустарные переделки в разведывательный вариант Ил-2 различных модификаций.
Ил-2 начал применяться на фронте с конца июня 1941 г. под Бобруйском. В июле они действовали под Оршей, Смоленском и Ельней. Ими были вооружены части ВВС Южного, Юго-Западного и Западного фронтов и Балтийского флота. В августе на фронте насчитывалось уже 15 полков этих машин. В сентябре 1941г. под Москвой сосредоточили пять полков Ил-2. К середине 1942 г. эти самолеты уже широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ. В мае - июне они участвовали в сражении под Харьковом. Двухместные машины, первоначально кустарно изготовленные (непосредственно в частях), появились весной 1942г. Двухместные Ил-2 заводского изготовления проходили войсковые испытания на Калининском фронте с октября 1942 г. 30 октября они атаковали аэродром в Смоленске. Массовое применение двухместных машин началось в первой половине 1943 г. С ноября 1942 г. Ил-2 эпизодически использовались и ночью. Так штурмовики работали, например, под Сталинградом. На Калининском фронте имелся целый полк, специализировавшийся на ночных вылетах. В некоторых случаях при этом самолеты оснащали пламегасителями на выхлопных патрубках.
Одноместные Ил-2 с 37-мм пушками проходили проверку боем в декабре 1942 г. в 16-й воздушной армии под Сталинградом. Машины типа 3 с 37-мм пушками дебютировали под Курском в июле 1943 г.
Ил-2 с середины войны стал самым массовым самолетом ВВС РККА, участвовавшим во всех крупных операциях советской армии и флота. На море Ил-2 использовался как штурмовик, топмачтовик и самолет ПЛО (на Балтике с 1944 г.).
В некоторых случаях Ил-2 применялся как тяжелый истребитель против бомбардировщиков и транспортных самолетов противника (с октября 1942 г. под Сталинградом, над Рамушевским коридором, в Корсунь-Шевченковской битве).
Ил-2 сняли с производства в 1945 г. Вскоре после окончания войны он был быстро вытеснен новым Ил-10. Но в учебных частях старые штурмовики сохранялись до начала 50-х годов.
Ил-2 тип 3||
Размах:||14,6 м
Длина:||11,6 м
Моторы, количество х мощность:||1x1760 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6325 кг
Максимальная скорость:||405 км/ч
Практический потолок:||3500 м
Дальность:||765 км
Описание:
- Ил-2М
- Ил-2
Фотографии
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ил-2 к-на И.Ф. Павлова (с февраля 1945 г. - дважды Герой Советского Союза) из 6-го ГвШАП. Восточная Пруссия, октябрь 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / Е.Черников - Самолеты-штурмовики ОКБ С.В.Ильюшина /Архив/ (1)
Штурмовик Ил-2 в двухместном варианте
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ил-2 к-на A.H. Ефимова (с апреля 1945 г. - дважды Герой Советского Союза) из 198-го ШАГ). Восточная Пруссия, зима 1945 г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-05 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (1)
Ил-2 капитана А. Н. Ефимова, командира 2-й эскадрилии 198-го шап
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ил-2 к-на В.И. Мыхлика (с июня 1945 г. - дважды Герой Советского Союза) из 566-го ШАП. Восточная Пруссия, апрель 1945 г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-07 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (3)
Ил-2 с пушками НС-37 калибра 37 мм из состава 23 отдельного ШАП
-
Авиация и Время 2006-01 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Через 700 лет после Ледового побоища
Ил-2 из состава 9-й Ропшинской ШАД. Лето 1944г.
-
Мировая Авиация 251
Ил-2М3 являлся главным самолетом штурмовой авиации, предназначенным в том числе для уничтожения бронетехники противника. Данный «желтый 21» принадлежал, вероятно, 874-му штурмовому авиаполку 299-й штурмовой авиадивизии и принимал участие в боях в Белоруссии и Польше. Желтый руль направления, вероятно, означал принадлежность к определенному подразделению.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Морозов - На "Горбатом" через войну /Имена авиации/
Ил-2М3 б/н 24. Самолет командира звена, а затем - командира 2-й АЭ 76-го гв.ШАП к-на М.Гареева (стрелок - с-на А.Кирьянов), на котором этот экипаж воевал с марта-апреля 1944г. по февраль 1945-го.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ил-2 из 8-го ГвШАП ВВС ЧФ, начало 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-05 / О.Растренин - ПТАБы - главное оружие штурмовой авиации /Архив/
Появление противотанковых кумулятивных авиабомб резко повысило боевые возможности штурмовиков Ил-2
-
История Авиации 2000-06 / М.Морозов - Топи их всех /Крылья над морем/ (3)
Ил-2М3 из состава 8-го гвардейского штурмового авиаполка ВВС ЧФ. Саки, п-ов Крым, апрель-май 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-03 / О.Растренин - Уход "летающего танка" (1)
Двухместный штурмовик Ил-2
-
Мировая Авиация 1
На Ил-2М3 показано необычное конструкторское решение: убран задний фонарь кабины, чтобы улучшить обзор стрелку. Как правило, в распоряжении стрелка был спаренный пулемет УБТ. На борту штурмовика хорошо читается слово "Мститель".
-
Мировая Авиация 11
В зимний период верхние поверхности Ил-2 часто окрашивали белой клеевой краской. Эта машина воевала в начале 1943 года на Сталинградском фронте, и по ней видно, как быстро такая окраска могла испортиться в тех условиях.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Морозов - На "Горбатом" через войну /Имена авиации/
Ил-2М3 б/н 30 белый. 75-й гв.ШАП, май-июнь 1944г.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Морозов - На "Горбатом" через войну /Имена авиации/
Ил-2М б/н 31 желтый. Самолет командира звена 3-й АЭ 76-го гв.ШАП л-та М.Гареева (стрелок - с-т А.Кирьянов). Лето 1943г.
-
АвиаМастер 2004-03 / Д.Хазанов, В.Горбач - Прелюдия к битве /Наш анонс/
Ил-2 из 820-го шап. Машина получила 5 июля 1943г. серьезные боевые повреждения, но вернулась на аэродром "Гринев".
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Мартианов - Штурмовик с Дальнего востока /Имена авиации/
Ил-2М из 967 ШАП (248 ШАД, 12 ВА), на котором летал Н.Саатчиян. Забайкальский фронт, август 1945г. Самолет выпущен Воронежским авиазаводом. Разбит в августе 1945г.
-
Мировая Авиация 251
ИЛ-2М3, ВВС СССР, апрель - май 1945 года. Ил-2М3 принимали активное участие в Берлинской операции 1945 года. Данный самолет, вероятно, базировался на аэродроме Темпельхоф после взятия столицы рейха советскими войсками. На фюзеляже видна надпись «Сталинград - Берлин».
-
АвиаМастер 2006-05 / А.Дадуев - Дальневосточные этюды /Авиация в лицах/
Ил-2 из состава 3-й эскадрильи 537-го ШАП, Пхеньян, сентябрь 1945г.
-
Авиация и Время 1997-06 / К.-Ф.Геуст - В небе над Хельсинки и Карельским перешейком, зима-лето 1944г. /Аэроархив/ (3)
Ил-2 из состава 999-го ШАП, лето 1944г. Ряд самолетов этой части несли сразу по два тактических номера
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (2)
Легендарная «белая сотка» с нотным станом. Василий Емельяненко летал на этом Ил-2 весной-летом 1943 года в составе 7-го гв. шап
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / Е.Черников - Самолеты-штурмовики ОКБ С.В.Ильюшина /Архив/ (1)
Штурмовик Ил-2 в двухместном варианте
-
История Авиации 2000-06 / М.Морозов - Топи их всех /Крылья над морем/ (3)
Ил-2М3 из состава 47-го штурмового авиаполка ВВС ЧФ. Сокологорное, Южная Таврия, апрель-май 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-11 / А.Пухлов - Асы штурмовых ударов (6)
Ил-2 из состава 47-го шап ВВС ЧФ. Южная Таврия, весна-лето 1944 г
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ил-2КР мл. л-та В.А. Прокофьева, командира звена из 71-й ОКАЭ. Аэродром Петровск, сентябрь 1943 г.
-
Мировая Авиация 11
Советские Ил-2 времен войны имели разную окраску, но этот вариант с темно-зеленым камуфляжем верхних поверхностей и светло-голубым нижних был среди самых распространенных. В начале службы этого самолета звезда на киле часто отсутствовала, но на Ил-2М3 она была почти стандартным элементом.
-
АвиаПарк 2009-02 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Целеустремить по транспортам в портах! /На фронтах Великой Отечественной/
Ил-2 командира 47-го ГШАП подполковника Н.Г.Степаняна, декабрь 1944г.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ил-2 подполковника Н.Г. Степаняна (с марта 1945 г. - дважды Герой Советского Союза, посмертно), командира 47-го ШАП ВВС Балтийского флота, осень 1944 г.
-
Мировая Авиация 1
Этот Ил-2М3 в конце войны проходил службу в польском 3-м штурмовом полку 1-го смешанного авиакорпуса, одного из первых несоветских подразделений, экипированных штурмовиками.
-
История Авиации 2001-04 / А.Медведь - Польские авиационные формирования в СССР в годы Великой Отечественной войны /В небесах мы летали одних/
Ил-2 из состава 611-го ШАП, осень 1944г.
-
Мировая Авиация 159
В 1945 году этот Ил-2М3 (Ил-2 КСС) состоял в 3-м штурмовом полку 1-го смешанного авиакорпуса Войска Польского.
-
Мировая Авиация 11
Регистрационный номер: LX-17 Когда в 1948 году в Чехословакии коммунисты пришли к власти, страна стала основным получателем советского вооружения. К концу 1954 года у Чехословакии было три авиационных штурмовых полка, укомплектованных почти только самолетами Ил-10, но оставалось и несколько Ил-2 (на иллюстрации).
-
Мировая Авиация 251
Ил-2М3 (модернизированный), ВВС Югославии. Югославия получила значительное количество советских самолетов, которые прошли местную модификацию. Один из примеров - данный Ил-2М3, который в свое время был переоборудован в учебный варианте дублированным управлением. Обратите внимание на обтекаемую форму фонаря кабины и перенесенную мачту радиоантенны.
-
Авиация и Космонавтика 2014-02 / В.Бакурский - "Дутые" победы противотанковых асов люфтваффе /Из истории мировой авиации/
Штурмовик Ил-2 с пушками НС-37 калибра 37 мм из состава 23-го отдельного ШАП.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Морозов - На "Горбатом" через войну /Имена авиации/
Ил-2М3 б/н 32 белый с пушками НС-37. 75-й гв.ШАП, май-июнь 1944г.
-
Авиация и Время 2012-03 / А.Хаустов - Возрожденный штурмовик
Ил-2 совершает посадку на аэродроме авиазавода "Авиакор"
-
Авиация и Космонавтика 2022-04 / О.Растренин - "Самолеты Ил-2 нужны ... теперь как воздух, как хлеб"
Памятник самолету Ил-2 в Самаре
-
Air International 2018-07 / Airscene
One of only two surviving Ilyushin Il-2 Sturmoviks was the star of the show for many.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Двухместный вариант штурмовика Ил-2 экспонируется на Поклонной горе в Москве
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v4
Ilyushin Il-2 Shturmovik
-
Авиация и Космонавтика 2015-08 / М.Лисов - Музей ВВС Чехии
Ил-2. За ним виден Ли-2
Другие самолёты на фотографии: Лисунов Ли-2 / ПС-84 - Россия - 1939
-
Авиация и Космонавтика 2020-12 / М.Лисов - Народный авиационный музей в Приморье
Ил-2 в ожидании перекраски
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / В.Бакурский - Звезды на крыльях
Такими были болгарские знаки сразу после перехода страны на сторону союзников (справа) и в период нахождения в составе социалистического лагеря (слева)
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-9У / Як-9П - Россия - 1943
-
Авиация и Космонавтика 2020-12 / М.Лисов - Народный авиационный музей в Приморье
Вид на крыльевые бомбоотсеки Ил-2
-
История Авиации 26 / М.Мухин - Советская авиапромышленность накануне Великой Отечественной войны /Статистический анализ/
Наращивание валовых показателей колоссально усиливалось рядом качественных прорывов, достигнутых советской авиапромышленностью. Одним из них был легендарный Ил-2. Ничего подобного Люфтваффе не получили до конца войны!
Сборка штурмовиков Ил-2. -
Aeroplane Monthly 2000-01 / P.Jarrett - Landmarks in the sky /Epoch-making aircraft/
To the USSR's Ilyushin Il-2/10 Shturmovik ground-attack and anti-tank aircraft goes the credit of being produced in larger numbers than any other single type of aeroplane in history. Throughout most of the Second World War, output averaged 1,200 per month, and more than 35,952 Il-2s were built, plus 4,540 examples of its developed version, the Il-10, bringing the grand total to at least 40,492 aircraft.
-
Авиация и Космонавтика 2009-09 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (3)
Цех сборки самолетов Ил-2 АМ-32ф, завод N 30
-
Авиация и Космонавтика 2009-09 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (3)
Сборка Ил-2 на московском заводе N 30. Комсомольская бригада (слева направо): А.Бызарь, Н.Гаритовский, Ю.Гагаров, В.Ермилов
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (7)
Работа женских бригад на заводе №30
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (7)
В годы войны женщины заменили ушедших на фронт мужчин, в том числе и на авиационных заводах
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (7)
Конвейер сборки деталей для моторов самолетов Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (7)
Консоли крыла для штурмовика Ил-2, изготовленные на заводе №1
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (5)
Ил-2 №50897 с пулеметом ШКАС
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Серийный Ил-2 зав. №509001 с удлиненным бронекорпусом в ходе контрольных испытаний в ГК НИИ ВВС, сентябрь 1945 г. Хорошо видны «жабры» для продува воздухом подкапотного пространства вместо бронекарманов.
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Серийный самолет Ил-2 зав. № 302114 в ходе контрольных испытаний в ЛИИ НКАП, май 1943 г. После этих испытаний самолет поступил в ЦАГИ для исследований в аэродинамической трубе Т-101
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Штурмовик Ил-2 АМ-38ф с пушками НС-37 калибра 37 мм
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (6)
Самолет Ил-2бис (зав. №4434) в НИИ ВВС. Октябрь 1942 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (6)
Фонарь кабины воздушного стрелка самолета Ил-2бис
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (5)
Двухместный Ил-2 АМ-38 N 887 производства завода N 30 (N 30887) с крупнокалиберным пулеметом УБТ на турели. Государственные испытания, октябрь 1942г.
-
Авиация и Время 2014-06 / Д.Хазанов - Авиация в операции "Багратион" (2)
Самолет-разведчик Ил-2 из 10-го ОРАП. Лето 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-03 / А.Широкорад - Артиллерийские эскадрильи в бою (1)
Корректировщик Ил-2 на аэродроме
-
Мировая Авиация 4
Серийные машины. Уязвимость при атаке сзади и отсутствие в 1941-1942 годах достаточного числа истребителей для сопровождения штурмовиков привели к тому, что многие Ил-2 прямо на передовой стали переделывать в двухместные. Идя навстречу требованиям фронтовиков, в мае 1942 года конструктор Ильюшин предложил модель двухместной машины Ил-2М, на которой место стрелка было оборудовано позади топливного бака, располагавшегося за спиной пилота. При этом рассматривались не менее пяти вариантов кабины Ил-2. Место стрелка оснастили пушкой УБТ. На этой стадии установили стандартный вес броневой защиты штурмовика в 990 кг. Толщина брони колебалась от 4 до 12 мм. Несмотря на то, что с появлением второго члена экипажа несколько ухудшились технические характеристики самолета (его скорость упала с 396 км/ч у Ил-2 до 370 км/ч у Ил-2М), новая машина хорошо зарекомендовала себя в боях. С июля 1942 года на Ил-2 появились более мощные двигатели АМ-38Ф в 1720 л. с, которые работали на дизельном топливе (прежний двигатель АМ-38 имел мощность 1550 л. с). На Ил-2/АМ-38Ф, известном также под названием Ил-2 тип 3, можно было ставить и двухъярусную подвеску для размещения 32 реактивных снарядов РС-82. Кроме того, угол стреловидности крыла был доведен до 15°. Новая модель Ил-2 прошла испытания в декабре 1942 года, а уже в январе следующего года первые боевые машины поступили на Сталинградский фронт. Последняя серийная модель Ил-2 имела обозначение Ил-2М3.
-
Мировая Авиация 1
Сталин зорко следил за выпуском Ил-2. Когда произошел сбой в производстве самолетов, он сказал директору завода: "Ил-2 нужны Красной армии как воздух, как хлеб... это мое последнее предупреждение".
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Опытный Ил-2, вооруженный 45-мм пушками НС-45
-
Авиация и Космонавтика 2014-05 / О.Растренин - ПТАБы - главное оружие штурмовой авиации /Архив/
Штурмовик Ил-2 с 37-мм пушками НС-37
-
Авиация и Космонавтика 2006-10 / М.Никольский - 566-й полк ВТА
Ил-2 с 37-мм пушками из состава 566-го шап
-
Мировая Авиация 4
Ил 2 с 37-мм пушками. Начиная с 1943 года, под крылом некоторых Ил-2М3 стали устанавливать 37-мм автоматические противотанковые пушки НС-37 (ОКБ-16), имевшие боезапас в 50 выстрелов и способные пробить броню даже немецких "Тигров". Появление тяжелых пушек заставило отказаться от ракетного и бомбового вооружения, однако вместо этого на самолете добавились две пушки ШВАК и одна пушка УБТ для стрелка.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Серийный Ил-2, вооруженный 37-мм пушками НС-37
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Серийный Ил-2 с 37-мм пушками ШФК-37
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Раскапотированная 37-мм пушка ШФК-37
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Серийный самолет Ил-2 зав. № 1876767 «крыло со стрелкой» (эталон для серийного производства) в ходе государственных контрольных испытаний в НИИ ВВС. сентябрь 1943 г.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ил-2 из 8-го ГвШАП ВВС Черноморского флота. Аэродром Саки, апрель 1944г.
Не так уж много советских самолетов в годы Второй Мировой войны было сфотографировано под разными ракурсами, но этому Ил-2 из состава 8-го ГШАП в этом смысле повезло. Но правом борту фюзеляжа самолет нес белую стрелу и надпись "За Родину!". -
Мировая Авиация 3
Эти штурмовики ближней поддержки Ил-2мЗ воевали летом 1944 года на Ленинградском фронте.
-
АвиаПарк 2009-02 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Целеустремить по транспортам в портах! /На фронтах Великой Отечественной/
Богато разукрашенный штурмовик Ил-2 командира 76-го ШАП подполковника Н.Г.Степаняна, 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-05 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (1)
Нельсон Степанян рядом со своим «разрисованным» Ил-2. Фото предположительно сделано летом-осенью 1944 года
-
История Авиации 2000-05 / М.Морозов - Топи их всех /Крылья над морем/ (2)
Несмотря на наличие торпедоносной и бомбардировочной авиации в составе ВВС ЧФ, ее главной ударной силой весной 1944г. были именно штурмовые авиаполки. На снимке запечатлены Ил-2 из состава 8-го гвардейского ШАП.
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-2 - Россия - 1940
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Самолеты из 281-й ШАД. Эстония, Тарту, октябрь 1944 г.
-
Air Enthusiast 1997-03 / A.Walg - Wings over the Steppes (3)
The ubiquitous Ilyushin Il-2 ‘Sturmovik’ interdictor was introduced into Mongolian skies in 1942.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Линейка Ил-2 из 281-го ШАП. Ленинградский фронт, 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / С.Мороз - Непобежденный. Из истории самолета МиГ-3 (5)
Истребитель МиГ-3 среди других боевых самолетов ВВС РККА в демонстрационном зале БНТ ЦАГИ
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-3 - Россия - 1940Петляков Пе-2 - Россия - 1940Яковлев Як-9 / Як-9Д - Россия - 1942
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (7)
Штурмовики Ил-2, прошедшие капитальный ремонт, 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-04 / А.Широкорад - Артиллерийские эскадрильи в бою (2)
Экипаж Ил-2 209-го ОКРАП готовится к вылету, 1944 г.
-
Мировая Авиация 195
Ил-2М3 из эскадрильи "Москва". На турели в задней кабине установлен 12,7-мм пулемет УВТ.
-
Авиация и Космонавтика 2024-03 / А.Пухлов - У штурмовика не женское лицо?
Единственная женщина-штурмовик в советской морской авиации Гвардии лейтенант Лидия Шулайкина на крыле своего Ил-2. 7-й Гв. ПШАП авиации ВМФ. На ее боевом счету 4 лично потопленных корабля противника. Еще 11 различных плавсредств она уничтожила/вывела из строя, действуя в составе группы
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (4)
Советский летчик-ас Герой Советского Союза капитан В.Ф.Хохлачев возле своей "грозной" машины
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (4)
"За Ленинград" на борту Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (4)
"За Женю Лобанова" (ВВС Северного флота, Ил-2, 1943г.
-
Мировая Авиация 1
На снимке более 65 Ил-2 построены в четкие ряды. Возможно, перед нами торжественное событие, происходящее уже после поражения Германии. Надпись "Чапаевцы" на фюзеляже может относиться как к герою Гражданской войны, так и к городу, поселку или колхозу, носящему его имя, жители которого собрали деньги на постройку самолетов.
-
Авиация и Космонавтика 2023-09 / А.Пухлов - Асы штурмовых ударов (5)
Прасковья Васильевна Баринова и ее дочь Евгения Баринова вручают построенный на их сбережения именной штурмовик Ил-2 «Месть Бариновых» комэску 943-го шап Георгию Паршину, 1 июня 1944 года
-
Авиация и Космонавтика 2023-05 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (1)
Командир 15-го Гв. ШАП Гвардии майор Н.И. Свитенко ставит боевую задачу летчику Г. Мыльникову. Осень 1942 года, Ленинградский фронт
-
Мировая Авиация 195
Ил-2 использовались очень интенсивно. Летчик-штурмовик С. Брюханов за четыре года войны выполнил 140 боевых вылетов, уничтожил 40 танков, 152 автомобиля и поезд, не считая орудийные и минометные позиции. Пилот погиб в мае 1945 года.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
К-н И.Павлов из 6-го Гв.ШАП возле своего именного самолета. Январь 1945 г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (4)
Командир эскадрильи 5-го штурмового полка Герой Советского Союза А.Путин перед боевым вылетом
-
Авиация и Космонавтика 2024-03 / А.Пухлов - У штурмовика не женское лицо?
Мария Толстова у хвоста штурмовика Ил-2 с тактическим номером «два туза». 175-й Гв. ШАП, зима 1944-1945 года. У всех полков дивизии знаком быстрого опознавания служил белый руль направления, полки дивизии отличались количеством белых колец вокруг фюзеляжа за кабиной, у 175-го полка было три кольца. На некоторых самолетах полка вместо бортовых номеров использовались «тактические» знаки – «два туза», «четыре туза», «стрелка».
-
Авиация и Космонавтика 2024-02 / А.Пухлов - Асы штурмовых ударов (7)
Георгий Береговой рядом со своей боевой машиной. 90-й ГвШАП, весна-лето 1944 года.
-
Авиация и Космонавтика 2023-08 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (4)
Иван Драченко (в центре) с боевыми друзьями: слева - Е. Алехнович, справа - Н. Кирток, у штурмовика Ил-2, 140-й гв. шап
-
Авиация и Время 2014-05 / Д.Хазанов - Авиация в операции "Багратион" (1)
Штурмовик Ил-2 «Олег Кошевой» из 766-го ШАП
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Двухместный Ил-2 первых серий выпуска. Летчик В.П. Алексухин, стрелок А.Д. Гатаюнов. 617-й ШАП, Харьковское направление, август 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-09 / А.Пухлов - Асы штурмовых ударов (5)
Василий Алексухин на крыле своего именного Ил-2 «Александр Суворов», воздушный стрелок - А.Д. Гатаюнов, 617-й шап. Алексухин уничтожил 45 ж/д вагонов противника, что является седьмым результатом среди лучших асов-штурмовиков
-
Мир Авиации 2002-01 / В.Мартианов - Иван Иванович Кабаков /Имена авиации/
Нет, это не снимок времен войны. И.Кабаков (второй справа) в группе пилотов гражданской авиации у одного из последних действующих Ил-2. Гурьев, 1950г. На черно-белом снимке форма "Аэрофлота" практически не отличается от морской, что и позволило летчикам устроить эту инсценировку. Ил-2 окрашен в светло-серый цвет, характерный для машин поздних серий выпуска.
-
Авиация и Космонавтика 2006-10 / М.Никольский - 566-й полк ВТА
2-я эскадрильи 566-го полка. Июль-август 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-10 / М.Никольский - 566-й полк ВТА
Заседание партийного бюро полка. Прием в партию Сперанского В.Ф.
-
Авиация и Космонавтика 2006-10 / М.Никольский - 566-й полк ВТА
9 мая 1945г. На крыле - командир дивизии генерал-майор Хотминский
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (2)
Летный состав 810-го Режицкого шап, Василий Козловский - четвертый слева. 2-й Прибалтийский фронт, 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
Штурмовики Ил-2 ВВС МНР, конец 1940-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
Штурмовик Ил-2 и истребитель Як-9 ВВС Монголии.
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-9 / Як-9Д - Россия - 1942
-
АвиаМастер 2006-05 / А.Дадуев - Дальневосточные этюды /Авиация в лицах/
Инструктаж техсостава 3-й эскадрильи 537-го ШАП на летном поле пхеньянского аэродрома. Третий слева в заднем ряду - А.Я.Дадуев
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Занятия с механиками и мастерами авиавооружения
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Обучение механиков авиавооружения
-
АвиаМастер 2006-05 / А.Дадуев - Дальневосточные этюды /Авиация в лицах/
А.Я.Дадуев (справа) с товарищами осматривают поврежденный японским зенитным огнем водорадиатор Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Сварщик за ремонтом шторки воздушного радиатора самолета Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Ремонт электрооборудования самолета Ил-2 (957 шап)
-
Авиация и Космонавтика 2000-04 / А.Артемьев - Идущие сквозь огонь (2)
Подготовка штурмовика Ил-2 к боевому вылету
-
АвиаМастер 2004-03 / Д.Хазанов, В.Горбач - Прелюдия к битве /Наш анонс/
Подготовка к боевому вылету штурмовика Ил-2 командира 617-го шап майора Д.Л.Ломовцева.
-
Мир Авиации 2000-02 / М.Морозов - Военно-воздушные силы Тихоокеанского флота в войне с Японией /Война в воздухе/
Обслуживание Ил-2 37-го шап 12-й шад. На счету "Илов" этой части потопление пяти японских транспортов в порту Юки.
-
Авиация и Космонавтика 2009-12 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (6)
Устранение дефектов мотора самолета Ил-2КР после боевого вылета. На бронекапоте мотора видны визирные штыри, предназначенные для бомбометания
-
Авиация и Космонавтика 2009-09 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (3)
Устранение дефектов винтомоторной группы и проведение регламентных работ на самолете Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2009-12 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (6)
Замена мотора АМ-38ф на самолете Ил-2, 872 шап
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (4)
Зима 1942г., аэродром Борки. Инженер 2-й аэ 7 гшап ВВС ВМФ инженер-капитан Б.Л.Незаметдинов проверяет готовность самолета Ил-2 к вылету
-
Авиация и Космонавтика 2006-08 / О.Растренин - "Удар ... наносить крупными группами..." (5)
Подготовка Ил-2 к полету
-
Авиация и Космонавтика 2006-10 / М.Никольский - 566-й полк ВТА
Подготовка Ил-2 к боевому вылету
-
Авиация и Время 2015-01 / Д.Хазанов - Авиация в операции "Багратион" (3)
Подготовка к боевому вылету Ил-2 из 75-го Гв.ШАП. На переднем плане: оружейник протирает от смазки 23-мм снаряд
-
Авиация и Космонавтика 2009-09 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (3)
Осмотр шасси самолета Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / О.Растренин - "Удар ... наносить крупными группами..." (3)
Подготовка Ил-2 к боевому вылету, 62 шап, 1943г.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
До 1943 г. ФАБ-100 были наиболее эффективным оружием Ил-2 против бронетехники. Загрузка бомбоотсека одного из первых серийных двухместных Ил-2 штурмовика. Район Сталинграда, конец 1942 г.
-
Авиация и Космонавтика 2002-08 / В.Перов, О. Растренин - Самолеты поля боя. Восточный фронт (1941-45гг) /Самолеты поля боя/ (1)
Подвеска бомб под Ил-2 76-го гв.ШАП. Таврия, зима 1934/44.
-
Авиация и Космонавтика 2006-10 / М.Никольский - 566-й полк ВТА
Подготовка Ил-2 к удару по танкам противника - загрузка ПТАБ-2,5-1,5 в крыльевые бомбоотсеки. Ленинградский фронт, 1944г.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Загрузка противотанковых бомб ПТАБ-2,5-1,5
-
Авиация и Космонавтика 2014-05 / О.Растренин - ПТАБы - главное оружие штурмовой авиации /Архив/
Укладка авиабомб ПТАБ-10-2,5 в бомбоотсеке самолета Ил-2 головной частью вперед (по полету)
-
Авиация и Космонавтика 2014-05 / О.Растренин - ПТАБы - главное оружие штурмовой авиации /Архив/
Зависание ПТАБ-10-2,5 в универсальном бомбоотсеке самолета Ил-2
-
АвиаМастер 2003-08 / М.Морозов - Трагический дебют /На фронтах Великой Отечественной/
Подвеска РС-82 под штурмовик Ил-2 из 46-го шап.
-
Авиация и Космонавтика 2023-07 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (3)
Реактивные осколочно-фугасные снаряды улучшенной кучности РОФС-132 под крылом штурмовика Ил-2.
Две ракеты РС-82 крепились под крылом Ил-2. Этих ракет было выпущено не менее 2,5 миллионов, и они явно стали неожиданностью как для немцев, так и для их союзников, когда подбивали танки Оси в июне 1944 года. -
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Обслуживание пушки НС-37 на самолете Ил-2
Техники чехлят пушку НС-37 -
Авиация и Космонавтика 2009-11 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (5)
Техническое обслуживание 37-мм пушки НС-37
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Подготовка к бою пулеметно-пушечного вооружения Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2009-09 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (3)
Обслуживание пушки ВЯ-23. 7 гшап ВВС ВМФ
-
Авиация и Космонавтика 2009-09 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (3)
Подготовка снарядной ленты к пушке ВЯ-23
-
Авиация и Космонавтика 2009-09 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (3)
Укладка снарядной ленты в патронный ящик самолета Ил-2
-
АвиаМастер 2004-07 / А.Драбкин - Герой без "Золотой Звезды": летчик-штурмовик Павел Ефимович Анкудинов /Я помню/
Заряжание авиапушек Ил-2 перед боевым вылетом.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Оружейник К. Ефимова загружает боекомплект к пушке
-
Авиация и Космонавтика 2006-04 / О.Растренин - "Удар ... наносить крупными группами..." (1)
Подготовка Ил-2 к боевому вылету
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / О.Растренин - "Удар ... наносить крупными группами..." (3)
Снаряжение пулемета УБТ на Ил-2
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Экипажи Ил-2КР получают задание
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ил-2КР, дооборудованный аэрофотоаппаратом АФА-3С
-
Авиация и Космонавтика 2023-05 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (1)
Установка кинофотоаппарата под крылом Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2015-04 / А.Широкорад - Артиллерийские эскадрильи в бою (2)
Зарядка фотоаппарата. 209-й ОКРАП. 1944 г.
-
Авиация и Время 2004-06 / В.Колечкин - Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским в феврале 1944г. (2)
Заправка Ил-2 из 141-го ГШАП горючим
-
Авиация и Космонавтика 2006-05 / О.Растренин - "Удар ... наносить крупными группами..." (2)
Механик самолета докладывает летчику А.И.Ефимову о готовности Ил-2 к боевому вылету
-
Авиация и Космонавтика 2006-08 / О.Растренин - "Удар ... наносить крупными группами..." (5)
Ил-2 на полевом аэродроме
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (2)
Двухместные Ил-2 из состава 140-го гв. шап на старте, лето 1943 года
-
АвиаПарк 2009-02 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Целеустремить по транспортам в портах! /На фронтах Великой Отечественной/
Штурмовики Ил-2 предположительно из состава 7-го шап ВВС Балтийского флота. Ближняя машина с бортовым номером «14» представляет собой полевую переделку одноместного Ил-2 в двухместный, с воздушным стрелком. Стрелок вооружен пулеметом ШКАС. Второй самолет на фото - двухместный серийный Ил-2, весна-лето 1943 г.
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-2 - Россия - 1940
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Штурмовики вылетают на боевое задание. Сталинградская битва, январь 1943 г.
-
Авиация и Время 1997-06 / К.-Ф.Геуст - В небе над Хельсинки и Карельским перешейком, зима-лето 1944г. /Аэроархив/ (3)
Боевая тревога на аэродроме 943-го ШАП 13-й ВА
-
Авиация и Космонавтика 2006-10 / О.Растренин - "Удар ... наносить крупными группами..." (7)
Группа Ил-2 из 17-й ВА готова к боевому вылету.
-
Мировая Авиация 1
Ил-2 вылетают на боевое задание с полевого аэродрома, ориентировочно 1942 год. Эти одноместные штурмовики вооружены пушками ШВАК, за исключением самолета на переднем плане, оснащенного пушкой ВЯ (с более длинным стволом, чем у ШВАК).
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
Штурмовики 8-й Воздушной Армии перед ударом по войскам противника в районе Севастополя.
-
Мировая Авиация 195
Вооруженный 37-мм пушками Ил-2М3. Пушками такого калибра вооружались самолеты позднего выпуска. Эти самолеты обладали как достоинствами (повышенная бронепробиваемость 37-мм снарядов), так и недостатками (худшая устойчивость самолета при стрельбе).
-
Мировая Авиация 11
Шасси Ил-2 убирались назад в обтекатели под крылом. Створки частично закрывали убранное шасси, так что часть колеса оставалась снаружи для минимизации повреждений при вынужденной посадке с убранным шасси.
-
Авиация и Космонавтика 2000-04 / А.Артемьев - Идущие сквозь огонь (2)
Один из основных топмачтовиков ВВС флота: Ил-2
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ил-2 с крылом «со стрелкой» (Ил-2КСС). В кабине - летчик-испытатель В.К. Коккинаки Это фото стало классикой жанра. Москва, 1944 г.
-
Мировая Авиация 11
Ил-2 - штурмовик, которого боялись больше чем немецких Stuka и британских Typhoon, - стал одним из величайших военных самолетов всех времен и народов. Он остается непревзойденным и по массовости производства. На иллюстрации Ил-2М3.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Пара Ил-2 в зимнем камуфляже. Ленинградский фронт, 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2004-08 / В.Матвеев - Двенадцать мгновений победы
Штурмовики 17-й воздушной армии в районе Будапешта
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Морозов - На "Горбатом" через войну /Имена авиации/
В полете "соседи" пара Ил-2 75-го гв.ШАП. Кадры кинохроники, снятые из кабины стрелка одного из "илов" 76-го гв.ШАП. Май-июнь 1944г. На фото хорошо видна отличительная особенность самолетов 75-го гв.шап - белая полоса под фюзеляжной звездой. Дальняя машина (N 32) вооружена 37-мм пушками. Это едва ли не единственное фото точно идентифицированного стревого Ил-2 с НС-37.
-
Авиация и Космонавтика 2016-03 / О.Растренин - Уход "летающего танка" (1)
Выход из атаки, снятый из кабины воздушного стрелка Ил-2
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
IL-2 two-seat "Stormovik" Assault Bombers of the Red Air Force.
-
АвиаПарк 2008-03 / Р.Ларинцев - Приковать врага к земле! /На фронтах Великой Отечественной/
"Илы" над тундрой Кольского полуострова, 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-09 / А.Пухлов - Асы штурмовых ударов (5)
Снимок сделан на Воронежском фронте во время Курской битвы в июле 1943 года. В этот период, как и во всех других операциях с его участием, Ил-2 был очень опасен для немецкой брони. Обратите внимание на 37-мм пушку, ведущую огонь.
-
Авиация и Космонавтика 2005-12 / Н.Максимов - Летчик-штурмовик Анатолий Брандыс
Штурмовики над побережьем Крыма
-
Авиация и Космонавтика 2006-07 / О.Растренин - "Удар ... наносить крупными группами..." (4)
Полет Ил-2 в боевом порядке
-
Мировая Авиация 11
Это Ил-2М3 в своем лучшем варианте. У всех 37-мм пушки и, по крайней мере, у второго самолета под крылом остаются ракеты РС-82. У всех четырех машин одинаковая форма фонаря кабины, но всего насчитывалось пять основных разновидностей конструкции фонаря, имеющих мелкие отличия. Это разнообразие было результатом изменений в ходе производства и местных фронтовых переделок.
-
Мировая Авиация 2
Штурмовик Ил-2 играл в небе такую же важную роль, как танк Т-34 на земле. Этот самолет являлся символом наступательной мощи советских ВВС.
-
Авиация и Космонавтика 2012-06 / М.Никольский - ВИАМ - 80 лет
Штурмовики Ил-2 из состава 4-1 воздушной армии над Берлином. 30 апреля 1945г.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Два звена штурмовиков идут на средней высоте
-
Мировая Авиация 1
Эти, запечатленные в 1944 году, двухместные Ил-2М3 можно было увидеть над всем Восточным фронтом, который к тому времени перешел довоенные границы СССР и углубился в Польшу и Румынию.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ст. л-т С. Федяков из 872-го ШАП покидает свой Ил-2 после 150-го боевого вылета. Осень 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / О.Растренин - "Удар ... наносить крупными группами..." (3)
Воздушный стрелок Ил-2 сержант Анисимов рассказывает о боевом вылете
-
Авиация и Космонавтика 2006-10 / М.Никольский - 566-й полк ВТА
Командир 3-й аэ капитан Агеев после 104 боевого вылета
-
Авиация и Время 2003-02 / М.Жирохов, М.Пруцаков - "Красный" итальянец /Портреты/
И.Кризай осваивает Ил-2. Начало 1945г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-09 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (3)
Полевой ремонт радиооборудования самолета Ил-2 (828 шап)
-
Авиация и Космонавтика 2023-07 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (3)
Экипаж двухместного Ил-2, воздушный стрелок с 12.7-мм пулеметом УБТ
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (2)
Гвардии капитан Василий Емельяненко в кабине своего Ил-2, август 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / А.Пухлов - Советские Асы штурмовых ударов (2)
Момент съемок документального фильма о жизни летчиков-штурмовиков. Готовится к исполнению песня Василия Емельяненко. Сам автор песни рядом с крылом своего Ил-2 в пилотке и с балалайкой, рядом Иван Чернец с гитарой, август 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (5)
Ил-2 №50897 с пулеметом ШКАС
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (5)
Ил-2 №30887 с закрытым и открытым фонарем стрелка
Кабина двухместного Ил-2 производства завода № 30. На турельной установке ВУБ-3 - пулемет УБТ. Октябрь 1942 г. -
Авиация и Космонавтика 2016-04 / О.Растренин - Уход "летающего танка" (2)
Штурмовик Ильюшин Ил-2 (заводской номер №0944) с установленным перископическим стрелково-бомбардировочным прицелом ПШ-3 с правой стороны ветровой части фонаря кабины пилота. Февраль 1945 года, аэродром «Чкаловский» ГК НИИ ВВС
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (4)
Размещение фильтра ЦАГИ на самолете Ил-2
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Маслорадиатор в бронекоробке
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Хвостовое оперение и хвостовая опора шасси
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Ил-2 из состава Воздушных сил Чехословакии. 1948 г.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Штурмовики из состава 2-й авиадивизии ВВС Югославии. Начало 1950-х годов
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Летчики 8-го польского штурмового авиаполка и советский офицер на фоне Ил-2, 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Дополнительная броня воздушного стрелка производства завода №30: слева - вид сверху, справа - вид снизу.
-
Авиация и Космонавтика 2009-11 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (5)
Узел крепления консоли крыла Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Ил-2 зав. №502114 в ходе испытаний в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101, август 1945 г. (вверху - угол атаки 6°, внизу - угол атаки 24°)
-
Авиация и Космонавтика 2009-11 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (5)
Ил-2 N 7005 производства завода N 1 на статиспытаниях в ЦАГИ. Май 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Статиспытания серийного самолета Ил-2 зав.№17005 производства завода №1. ЦАГИ, май 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Статиспытания серийного самолета Ил-2 зав. №302263 производства завода №30. ЦАГИ, май 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-11 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (5)
Поперечная трещина на носке крыла в месте стыковки дюралевой обшивки с фанерной на Ил-2 N 2263 при нагрузке в 65-70% от расчетной
-
Авиация и Космонавтика 2009-11 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (5)
Разрушение стрингеров крыла самолета Ил-2 N 2263 производства завода N 30, вызванное появлением волн в обшивке, на статиспытаниях в ЦАГИ. Май 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-11 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (5)
Крышка патронного ящика самолета Ил-2 N 301850 конструкции завода N 30.
Крышка патронного ящика самолета Ил-2 N 7005 конструкции завода N 1.
Разрушение крышки патронного ящика конструкции завода N 30 при нагрузке, соответствующей 60% расчетной.
-
Авиация и Время 2012-03 / А.Хаустов - Возрожденный штурмовик
Кабина восстановленного Ил-2
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Кабина летчика восстановленного Ил-2, который был продемонстрирован на МАКС-2019
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (5)
Оборонительная установка ВУБ-3 с пулеметом УБТ на самолете Ил-2 № 30928 в ходе государственных испытаний на НИПАВ ВВС, октябрь 1942 г. Кабина воздушного стрелка оказалась слишком тесной. Стрелок в меховом комбинезоне и с парашютом с трудом размещался между пулеметом и задней бронеплитой корпуса
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Воздушный стрелок старшина И.А.Сучков. Калининский фронт, март 1943г.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Старшина П. Шуляков за своим пулеметом УБТ
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (5)
Разрушение каретки пулеметной турели самолета Ил-2 №30928 после 1099 выстрелов
-
Авиация и Космонавтика 2023-11 / А.Пухлов - Асы штурмовых ударов (6)
Подъем со дна Керченского пролива обломков штурмовика Ил-2 Юсупа Акаева, июль 2016 г
-
Aeroplane Monthly 1998-09 / M.Oakey, T.Harmsworth - Vintage news
Right, what a sight. One of the Il-2s in Jim Pearce’s hangar on July 15, 1988, with a new-build wooden rear fuselage and part-restored canopy. Left, an original undercarriage unit, with corroded wheelhub but good tyre. Below, a few remnants of equipment survive in the cockpits.
-
Aeroplane Monthly 1998-09 / M.Oakey, T.Harmsworth - Vintage news
Jim Pearce with two centre fuselages (built of 4-5mm steel and looking more like steam loco boilers than aeroplanes), complete with wing centre-sections. A third, restored, centre-section is in the background.
-
Aeroplane Monthly 1998-09 / M.Oakey, T.Harmsworth - Vintage news
Right, 8mm steel cockpit armour with inches-thick armoured glazing. Below, a heap of undercarriage spares with one of seven AM-38 engines behind. Right, a wing, with Red Star marking still visible, nestles behind a stack of tail and control surfaces.
-
АвиаМастер 1999-04 / Д.Хазанов - Битва над Яссами /Хроника победы/
Штурмовик Ил-2 в прицеле фотокинопулемета немецкого аса.
-
История Авиации 2003-01 / М.Жирохов, Г.Лопатко - Александру Шербэнеску /Асы мира/
Ил-2М3, который в середине ноября 1943г. привели на свой аэродром "Мессершмитты" из состава 9-й румынской авиагруппы. Хорошо видно, что самолет был поврежден (не вышла правая стойка шасси).
-
АвиаМастер 2004-03 / Д.Хазанов, В.Горбач - Прелюдия к битве /Наш анонс/
Ил-2 сержанта Захарова из 820-го шап после вылета для удара по немецкому аэродрому Харьков-Сокольники 6 мая 1943г. На отходе от аэродрома его самолет был атакован парой Bf109. В результате их атаки штурмовик получил повреждения, а сержант Захаров и воздушный стрелок сержант Белоконный легко ранены. Не остался в долгу и сержант Белоконный - - меткой очередью из УБТ сбил один Bf109. Самолет вернулся на аэродром "Гринев" (70 км восточнее Белгорода)
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Самолет Ил-2, поврежденный огнем зенитной артиллерии после посадки на свой аэродром. Подобные повреждения встречались особенно часто
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
"На половине крыла, да на честном слове", так говорили о живучести Ил-2 советские летчики. Имея такие повреждения, штурмовик Ил-2 из 7-го гв.шап все же вернулся с боевого задания, лето 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Механики 810-го шап ремонтируют самолет Ил-2 лейтенанта И.И.Андреева после повреждений, полученных при ударе по скоплению немецких танков под Мценском. В момент съемки они делают рассверловку под ленту, прикрывающую стык консоли с центропланом
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Подъем самолета Ил-2, у которого было повреждено шасси
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Посадка самолета Ил-2 с поврежденными пневматиками зачастую заканчивалась полным капотом или постановкой самолета на нос
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Серийный самолет Ил-2 зав. №302080 после аварии 14 июля 1943 г. при испытании на прочность в ЛИИ НКАП. Самолет пилотировал летчик-испытатель Н.В. Адамович. При выводе из 12-го пикирования с высоты 3000 м при скорости 420 км/ч по прибору и перегрузке 4,95 единиц произошло разрушение обшивки правой консоли крыла. Самолет резко перевернулся через правое крыло и начал вращаться. С большим трудом летчику удалось на высоте 250 м вывести самолет из штопора и благополучно приземлиться на аэродроме Раменское.
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Разрушение обшивки на правой консоли крыла самолета Ил-2 зав. №302080
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Трещина фанерной обшивки на верхней поверхности правой консоли крыла (у 20-й нервюры) и смещение элерона и места разрушений на левой консоли крыла
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Боковой бронекарман самолета Ил-2 зав. №302080, сорванный с замков при пикировании 14 июля 1943 г.
-
АвиаМастер 2002-06 / М.Тимин - Возвращаясь к сталинским соколам /Дискуссия/
Хотя Ил-2 в течение всей войны вызывал законное уважение у пилотов немецких истребителей, но просчеты в тактике применения этих штурмовиков и недостаточный опыт летного состава в значительной мере нивелировал во фронтовых условиях достоинства этих машин.
От зенитных снарядов и авиапушек "Мессершмиттов" не спасала и броня Ил-2. -
Авиация и Космонавтика 2006-04 / О.Растренин - "Удар ... наносить крупными группами..." (1)
Вынужденная посадка Ил-2, Орел 1943г.
-
Мировая Авиация 195
Ил-2, сбитый финским асом Киёсти Кархила на Bf 109.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Обер-лейтенант Георг Шентке осматривает сбитый им Ил-2
-
Мировая Авиация 11
Наземная команда снимает 37-мм снаряды с упавшего Ил-2М3. Потери Ил-2 происходили от огня зенитной артиллерии и от атак истребителей, особенно у одноместных моделей, но к концу 1942 года выпускалось почти по 1000 Ил-2 в месяц. В конечном итоге Ил-2 стал самым массовым в производстве типом самолета, всего их было выпущено 36163.
-
АвиаМастер 2004-03 / Д.Хазанов, В.Горбач - Прелюдия к битве /Наш анонс/
Подбитый Ил-2 на месте вынужденной посадки.
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Благодаря отменной живучести Ил-2 летчикам-штурмовикам зачастую удавалось либо совершить вынужденную посадку на любой мало-мальски пригодной площадке, или же долететь на нем до своего аэродрома
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Самолет летчика Соболева из 46-го шап ВВС СФ на месте вынужденной посадки
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Вынужденная посадка Ил-2. Видно, сто фюзеляж получил серьезное повреждение в результате попадания зенитного снаряда
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Самолет Ил-2 лейтенанта Прядько (233-я шад) был подбит прямым попаданием зенитного снаряда в фюзеляж между 11 и 12 шпангоутами. При посадке фюзеляж в поврежденном месте переломился и самолет закончил пробег без хвостовой части. Экипаж не пострадал
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Самолет летчика Криворучко (233-я шад) был атакован истребителями люфтваффе. В результате неоднократных атак были повреждены рули высоты, перебиты лонжероны правого крыла и органы приземления. При посадке, вследствие ослабления конструкции, самолет разрушился
-
Мир Авиации 1994-02 / Д.Хазанов - Поражение люфтваффе под Москвой /Война в воздухе/
Немецкие солдаты осматривают севший на вынужденную Ил-2.
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
На самолете старшего лейтенанта Киселева (233-я шад) прямым попаданием была отбита консольная часть стабилизатора, левый руль высоты, обтекатель фюзеляжа и поврежден дутик. Выполнив боевое задание, летчик привел самолет на свой аэродром и совершил нормальную посадку
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Самолет Ил-2 Героя Советского Союза майора М.З.Бондаренко из 198-го шап на месте вынужденной посадки 8 июня 1943г. после вылета для удара по аэродрому противника Сеща
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Ремонт поврежденного зенитным огнем самолета Ил-2 на месте вынужденной посадки
-
АвиаМастер 2002-06 / В.Антипов - Мастер штурмовых ударов: гвардии полковник Александр Павличенко /Авиация в лицах/
Удивительная живучесть Ил-2 не раз спасала жизнь экипажей: самолеты 108-го ГШАП по возвращении с боевых вылетов, 1944г.
-
Авиация и Время 2019-05 / А.Котлобовский, С.Теплов - "Горбатый", овеянный мифами (Штурмовик Ил-2)
Сбитый Ил-2 чудом не разрушил деревенскую избу
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Этот самолет Ил-2 из 1-го шак получил повреждения обеих половин руля высоты (на 45%). Полностью отбит руль поворота, перебиты троса триммера руля высоты. Самолет совершил нормальную посадку на свой аэродром
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
На этом самолете Ил-2 от огня зенитной артиллерии оказался перебит лонжерон руля высоты, разрушено 30% нервюр, сорвано 50% обшивки стабилизатора, поврежден киль, разрушен руль поворота. Тем не менее самолет выполнил посадку на свой аэродром на колеса
-
Авиация и Космонавтика 2006-05 / О.Растренин - "Удар ... наносить крупными группами..." (2)
Крыло самолета Ил-2 (зав. N 301740) л-та Острова (820-й шап). В ходе удара по аэродрому Харьков-Сокольники 6 мая 1943г. самолет получил серьезные повреждения в результате прямого попадания малокалиберного зенитного снаряда. Однако штурмовик "остался на лету" и в дальнейшем Острову удалось довести и посадить самолет на свой аэродром
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Самолет Ил-2 младшего лейтенанта Макагона (1-й шак) после посадки на свой аэродром. В результате зенитного огня "получил повреждения плоскостей, отбит правый элерон, отбита левая сторона руля высоты, поврежден стабилизатор, сорвана обшивка и разбиты нервюры руля поворота, перебит левый трос руля поворота, большие пробоины деревянной части фюзеляжа". При посадке на шасси на свой аэродром самолет разрушился. На снимке правая плоскость самолета
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Разрушение в консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 20-мм фугасного снаряда
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Срыв обшивки с деревянной плоскости самолета Ил-2 при попадании зенитного снаряда
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Разрушение консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 20-мм фугасного снаряда
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Самолет младшего лейтенанта Арнаутова (233-я шад) после благополучной посадки на свой аэродром. При выполнении боевого задания над целью летчик попал под сильный зенитный огонь. В результате самолет получил множественные повреждения: перебита тяга управления правым элероном, снесена обшивка правой половины крыла
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Разрушение консоли крыла самолета Ил-2 в результате двух попаданий 37-мм осколочно-зажигательных снарядов
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Разрушения консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочно-зажигательного снаряда
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Разрушения консоли крыла и посадочного щитка самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочно-зажигательного снаряда
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Разрушения корневой части консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочно-зажигательного снаряда
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Разрушение центроплана крыла самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочного снаряда
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Поврежденный пулями и осколками маслорадиатор самолета Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Перебитая малокалиберным зенитным снарядом тяга руля высоты. Самолет совершил посадку на колеса на свой аэродром
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Кабина летчика Ил-2 после пожара, вызванного попаданием 37-мм осколочно-зажигательного снаряда в нижний бензобак
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Разрушения на 12-мм задней бронеспинке самолета Ил-2 в результате попаданий двух 20-мм снарядов (одно с проломом брони)
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Разрушения в борту кабины летчика самолета Ил-2 в результате двух попаданий фугасных снарядов калибра 20 мм
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Разрушения на моторе самолета Ил-2 в результате попадания двух 20-мм фугасных снарядов к пушке MG151/20
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Разрушения винтомоторной силовой установки самолета Ил-2 в результате четырех осколочно-зажигательных и фугасных снарядов калибра 20 мм
-
Авиация и Космонавтика 2009-07 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (1)
Разрушения бронекапота мотора самолета Ил-2 в результате двух попаданий фугасных снарядов калибра 20 мм к пушке MG151/20
-
Мировая Авиация 11
Ил-2М3. Этот самолет воевал в 566-м штурмовом авиационном полку 277-й штурмовой авиационной дивизии фронтовой авиации Вооруженных Сил СССР. На иллюстрации он изображен так, как выглядел в боях на Ленинградском фронте летом 1944 года, когда его пилотировал командир эскадрильи лейтенант В. И. Мыхлик. Надписи на фюзеляже - "За Ленинград" и "Месть за Христенко". Христенко был летчиком эскадрильи и погиб в начале 1944 года. В. И. Мыхлик, дважды Герой Советского Союза, закончил войну в звании капитана и продолжил службу в Советской Армии.
-
Мировая Авиация 11
Ил-2М3
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (4)
Размещение фильтра ЦАГИ на самолете Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Схема установки на Ил-2 в системе управления рулем высоты амортизационной пружины и контрбалансира
-
Авиация и Космонавтика 2016-03 / О.Растренин - Уход "летающего танка" (1)
Способ прицеливания при бомбометании
-
Авиация и Космонавтика 2016-03 / О.Растренин - Уход "летающего танка" (1)
Метки на лобовом и боковых бронестеклах, а также мушки на капоте мотора Ил-2 для визирования цели
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (6)
Схема бронирования двухместных самолетов Ил-2 АМ-38 №887 производства завода №30 и №4434 производства завода №1
-
Авиация и Космонавтика 2009-08 / О.Растренин - Ил-2 за кадром боя (2)
Схема бронирования двухместного Ил-2 с пулеметом УБТ на турели
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Удлиненный бронекорпус улучшенного самолета Ил-2 АМ-38ф, 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (8)
Схема расположения дополнительной брони в кабине стрелка
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The IL-2 "Stormovik" Assault-Bomber.
-
Мировая Авиация 159
Ил-2
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Морозов - На "Горбатом" через войну /Имена авиации/
Ил-2М3 б/н 30; Ил-2М3 б/н 24;
-
АС 1991-02 / ??? - Александр Ефимов /Советские асы/
Ил-2М3 командира 2-й эскадрильи 198-го шап капитана А.Н.Ефимова, 4-я ВА, Польша, аэродром Торунь, зима 1945г.
Тип фотографий
- Все фото (327)
- Боковые проекции (39)
- Цветные фото (20)
- Ч/б фото (188)
- Кабина (7)
- Реставрация (5)
- Обломки (51)
- Рисунки, схемы, чертежи (17)