Варианты
- Поликарпов - У-2 / По-2 - 1928 - Россия
- Поликарпов - У-2СП - 1930 - Россия
- Поликарпов - По-2С / С-1 / С-2 / С-3 - 1932 - Россия
- Поликарпов - У-2Л - 1935 - Россия
- Поликарпов - У-2М / По-2П - 1944 - Россия
У-2 / По-2
Легкий ночной бомбардировщик на базе самолета первоначального обучения. Одномоторный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси. Учебный У-2 был спроектирован Опытным отделом на заводе #1 под руководством Н.Н. Поликарпова. Первый полет первого варианта У-2 состоялся в начале 1927 г. Второй вариант самолета поднялся в воздух 1 июля 1928 г.
У-2 серийно выпускался с середины 1928 г., массовое производство началось с 1930 г. В предвоенный период и в годы войны строился заводами #1 (Москва, 1928 г.), #23 (Ленинград, 1929-40 гг.), #387 (Ленинград, затем Казань, 1940-45 гг.), #464 (Долгопрудный, 1943-45 гг.), #471 (Шумерль, 1943-45 гг.), #494 (Козловка, 1942-45 гг.). Вариант ночного легкого бомбардировщика изготовлялся с ноября 1941 г. Всего выпустили около 33 000 экз. всех модификаций, в т.ч. до конца 1945 г. изготовлено 14 059 экз.
С 1931 г. самолет оснащался новой моторамой.
Состоял на вооружении в СССР с 1928 г., в Финляндии - с 1940 г. В годы войны поступал в польские, чехословацкие и югославские авиачасти, формировавшиеся на территории Советского Союза.
Экипаж - 2 чел. Двигатель М-11Г/Д (у учебных вариантов М-11А/Б/В). Вооружение - в зависимости от модификации.
У-2 с конца 20-х годов являлся основным типом самолета первоначального обучения в Советском Союзе. В 1933 г. во 2-й школе летчиков под руководством Скробука и Михайлова был спроектирован первый вооруженный вариант биплана (с вооружением 2x7,62, бомбы до 50 кг) для учебных целей. Он прошел испытания в конце 1933 г. Мастерские школы переоборудовали по этому образцу 19 У-2. В 1935-36 гг. на заводах изготовили 468 самолетов подобного варианта, но со шкворневой задней установкой вместо турели Тур-7.
У-2 использовался в ВВС РККА как основной самолет связи. В этом качестве он участвовал во всех военных кампаниях 30-х годов, начиная с борьбы с басмачами в Средней Азии. С начала Великой Отечественной войны появились многочисленные переделки самолета в легкий бомбардировщик и штурмовик с различными вариантами вооружения (с бомбодержателями и без пулеметов, с неподвижными пулеметами на крыле, с "огневыми мешками" - мягкими баками с воспламеняющейся жидкостью, внутренними бомбовыми кассетами, наружными кассетами для зажигательных ампул). Подобная "самодеятельность" продолжалась всю войну. Но с начала 1942 г. приступили к выпуску специализированных боевых вариантов. Их конструкция была приспособлена к массовому поточному производству.
Серийно строились:
- У-2ВС, самолет связи с вооружением 1x7,62 или без него;
- У-2ЛНБ, легкий ночной бомбардировщик с вооружением 1x7,62, бомбы до 350 кг (ранние выпуски - до 130 кг), коллекторы с пламегасителями на выхлопных патрубках моторов (с начала 1944 г.), с июня 1942 г. часть самолетов с вооружением 2x7,62 - введена установка пулемета на крыле; с начала 1944 г. - посадочная фара, полевые переделки под бомбы до 600 кг или 6-8хНУРС, с вооружением 3x7,62;
- У-2НАК, ночной корректировщик с пламегасителями на базе типа ЛНБ, вооружением 1x7,62, без бомб, с радиостанцией, выпускался с октября 1944 г.
- ВОМ-1, ночной бомбардировщик, несший мягкие баки (из пропитанной бумаги или ткани) с зажигательными смесями, проект разработан в СНИИ ГВФ, одноместный, вооружение 1x7,62, боевой груз до 120 кг, имел бронеспинку пилотского сиденья, в 1942 г. выпущен небольшой серией мастерскими ВВС Южно-Уральского округа в Актюбинске, с 4-й серии облегченная бронеспинка.
"Самодельные" бомбардировщики появились на фронте еще летом 1941 г. Они применялись под Одессой и у Днепра. На Калининском фронте У-2 с кассетами под ампулы появились с сентября. На Западном фронте первый боевой вылет совершили 5 ноября 1941 г.- бомбили станцию Дорохово. Весьма успешен был налет легких ночных бомбардировщиков на Клин 9 декабря.
С ноября 1941 г. формируются полки легких ночных бомбардировщиков, основным оснащением которых стали дешевые массовые бипланы. Полки первоначально создавались на базе летных училищ с личным составом из курсантов. С декабря легкие ночные бомбардировщики появились на Юго-Западном фронте, с февраля 1942 г. - на Северо-Западном фронте. С начала 1942 г. формируются уже дивизии "ночников".
"Огневые мешки" применяли под Москвой в конце 1941 г. - начале 1942 г. Позднее под стандарт У-2ЛНБ полностью или частично дорабатывались учебные и гражданские варианты У-2.
Легкие ночные бомбардировщики участвовали во всех крупных операциях советской армии - битве под Москвой, сражении под Харьковом, обороне Сталинграда и вплоть до конца войны. При полном господстве нашей авиации в воздухе в 1944-45 годах иногда бомбометание вели и днем. В апреле 1945 г. У-2 бомбили Берлин.
У-2ЛНБ применяли также для ночной разведки (без бомб и с дополнительным бензобаком), выброски разведчиков в тылу противника, доставки и сброса грузов.
У-2НАК проходили войсковые испытания в июне - июле 1944 г. в районе Львова. Позднее они применялись на фронте в Польше и Германии. Старые бипланы Поликарпова всю войну также являлись основным типом самолетов связи. Они эксплуатировались на всех фронтах, включая Дальний Восток.
Польские и чехословацкие части в СССР получили У-2 как самолеты связи. Польские По-2ЛНБ в 1947 г. действовали против бандеровцев. Финны захватили несколько машин в 1941 г. и использовали их в ходе войны как связные.
Производство боевых вариантов У-2 (в 1944 г. переименованного в По-2) прекратили осенью 1945 г. Гражданские модификации выпускались заводами МАП до 1953 г., а авиарембазами ГВФ до 1959 г. После войны их строили также в Польше (как С-13 в 1947-55 гг.) и Югославии. По-2 экспортировались во многие страны.
С вооружения в СССР У-2ЛНБ сняли в 1946 г., в ГВФ их начали массово списывать с июня 1959 г.
У-2ЛНБ||
Размах:||11,4 м
Длина:||8,17 м
Моторы, количество х мощность:||1x115 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1400 кг
Максимальная скорость:||134 км/ч
Практический потолок:||1500 м
Дальность:||450 км
Описание:
- У-2 / По-2
- У-2 и По-2
- Flight, November 1928
BERLIN AERO SHOW 1928
Фотографии
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Морозов - На "Горбатом" через войну /Имена авиации/
Регистрационный номер: СССР-С1645 У-2 СССР-С1645. Уфимский аэроклуб, 1940г.
-
Авиация и Время 2014-02 / Т.Кузнецова - Мария Долина. Она воевала на пикирующем бомбардировщике
Связной По-2 из 296-го ИАП. Южный фронт, лето 1941 г.
-
Мировая Авиация 144
По-2. Единственным самолетом, обогнавшим У-2 (По-2) по массовости серийного выпуска, стал Cessna 172, находившийся в производстве более 55 лет. Правда, У-2 (По-2) достиг такого показателя всего за 30 лет.
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
У-2 аэроклуба завода N 39, середина 30-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
У-2, на котором в ночь с 16 на 17 апреля 1941 г. потерял ориентировку и приземлился в Румынии ВРИО помощника командира 4-й эскадрильи старший лейтенант А.И. Мокляк с авиамехаником самолета старшиной П.Д. Плисюгиным
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
По-2 "13 белый" из 399 отдельного авиаполка связи 3 ВА. 3-й Белорусский фронт, Кенигсбергское направление, февраль 1945г.
-
Мир Авиации 2000-02 / Д.Никишин - Страницы биографии военного летчика. Дмитрий Иванович Никишин. /Имена авиации/ (1)
У-2 Энгельсской школы летчиков. Июль 1932г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Связной У-2 "2 белый". Подразделение неизвестно.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
По-2ВС "6 желтый", принадлежавший Академии ВВС. Монино, 1945г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС "10 красный" из 213 НБАД. 1943г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС "6 белый". Предположительно, 213 НБАД. Лето 1943г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС "12 желтый" 46-го Таманского Гв.НБАП.
-
АвиаМастер 2005-02 / А.Драбкин - Ночная ведьма: Клавдия Андреевна Дерябина /Я помню/
Один из самолетов По-2 ЛНБ 46-го Гвардейского НБАП, осень 1944 года. Машина покрыта трехцветным камуфляжем (охра, зеленый, черный), нижние поверхности голубые. Надпись выполнена красной и белой краской, тактический номер белый.
-
АвиаПарк 2008-01 / А.Драбкин, В.Шибанов - Сквозь огненные ночи /Авиация в лицах/
По-2ЛНБ из 25-го гвардейского легкобомбардировочного полка, весна 1945г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС "1 голубой", 23 Гв.НБАП.
-
Авиация и Космонавтика 2017-03 / В.Морозов - Небо. Женщины. Самолеты
У-2ЛНБ 46-го гв. полка легких ночных бомбардировщиков
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС "4 белый" из 242 НБАД. Северо-Западный фронт.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Раткин - Герой Советского Союза Константин Фомич Михаленко /Имена авиации/
У-2ВС. Самолет командира 1-ой аэ 45-го Гв.НБАП К.Михаленко. 1944г. Одиночная белая полоса на киле указывает на принадлежность самолета к 1 аэ. Машины второй эскадрильи несли две полосы, третьей - три.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
По-2ВС "51 красный", 9 Гв.НБАД.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2 "73 желтый" из 46 ЗАП.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2 "9 белый" 2-го безномерного полка, проходившего формирование в 46 ЗАП в июле 1943г. Самолеты поступили с Казанского авиазавода.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
По-2ВС "28 белый" 9-го Гв.НБАД. Операция по снабжению польских повстанцев, сентябрь 1944г.
-
Мировая Авиация 144
После войны Польша оказалась в советском лагере и в том числе строила по лицензии самолеты По-2 (под обозначением CSS-13). Данный самолет вооружен 7,62-мм пулеметом ШКАС, установленным в задней кабине.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
По-2ВС "23 белый" 2-го польского НБАП "Краков". Район Люблина, лето 1944г.
-
АвиаМастер 2004-02 / В.Морозов - Корейский пролог /Из истории воздушных войн/
По-2, принадлежавший одному из аэроклубов КНДР, 1949г.
-
Авиация и Космонавтика 2020-08 / В.Шолохов - "Самый, самый, самый..."
Экспонат Музея военной техники в Верхней Пышме. Собран реставраторами из деталей, найденных на различных складах и базах хранения. Как раз тот случай, когда подлинный заводской номер установить невозможно
-
Авиация и Космонавтика 2020-08 / В.Шолохов - "Самый, самый, самый..."
Самолет По-2ВС в экспозиции Музея ВВС в Монино. Заводской номер также неизвестен. Существует предположение, что эта машина довоенной постройки
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / Р.Вениаминов - Юбилей казанского По-2
Реплика самолета По-2 И. Вильданова
-
Мировая Авиация 217
Главная причина грандиозного успеха У-2 - высокая надежность и неприхотливость в эксплуатации.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Биплан У-2 (По-2) из коллекции монинского музея демонстрировался на авиасалоне в Жуковском
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / Р.Вениаминов - Юбилей казанского По-2
Макет По-2 в Парке Победы
-
Авиация и Космонавтика 2017-09 / М.Лисов - Шедевры Ульяновского музея гражданской авиации
Регистрационный номер: СССР-1988 По-2
-
Мировая Авиация 113
Хотя коллекция Салиса собирает в основном французские самолеты, в ней представлены и машины зарубежного производства. Например, этот По-2 был получен из Музея югославской авиации в обмен на реплику Nieuport XI.
-
Aeroplane Monthly 1994-05 / M.Oakey - Grapevine
Регистрационный номер: F-AZPO Belgian pilot Capt Yves Dumortier has recently put winter-camouflaged Polikarpov Po-2 F-AZPO back in the air. He has a second one, in summer colours, awaiting certification.
-
Авиация и Космонавтика 2020-08 / В.Шолохов - "Самый, самый, самый..."
Самолет По-2 завода №387, переданный в Казанский музей в 1945 г. К сожалению, заводского номера на нем не видно, а музей такую информацию пока не предоставил
-
Авиация и Космонавтика 2020-12 / М.Лисов - Народный авиационный музей в Приморье
Самолеты УТ-2 и У-2
Другие самолёты на фотографии: Яковлев УТ-2 - Россия - 1937
-
Мировая Авиация 144
Регистрационный номер: SP-API Даже смена тысячелетий не смогла завершить летную карьеру У-2 (По-2). Данный восстановленный самолет польского выпуска принадлежит Авиационному музею Польши в Кракове.
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
Первый вариант У-2
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
У-2 опытной серии
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Николай Поликарпов в самолете У-2. В задней кабине - летчик-испытатель Ю.Пионтковский. Москва, 1935г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Вид на самолет сверху сзади. Хорошо видны тросы управления рулями.
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
В сборочном цехе завода "Красный летчик" строились одновременно У-2 и легкие самолеты А.Яковлева
-
Авиация и Время 2007-03 / М.Маслов - Первый в своем роде
Четверка Г-1 Полярной авиации на речном ледовом аэродроме в одном строю с У-2 и "Юнкерсом" B-33
Другие самолёты на фотографии: Junkers W 33 / W 34 / Ju.46 - Германия - 1926Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Время 2001-04 / В.Лиходед, С.Сонько - Работая по принципу - качество, надежность, гарантия
Предполетная подготовка отремонтированных самолетов У-2. 1930г.
-
Авиация и Космонавтика 2011-08 / Гражданская авиация Камчатки /Фотоархив/
Регламентные работы на самолете У-2 начальника авиаотряда Адамовича, 1930г.
-
Aeroplane Monthly 1991-10 / M.Oakey - Grapevine
Регистрационный номер: СССР-Ш1987 [2] Amongst many more modern aircraft on display at the nascent Russian National Aeronautical Museum at Khodynka, Moscow, in mid-August was this Polikarpov Po-2.
-
Авиация и Время 2013-03 / В.Карелин - Мой Аэрофлот. Об авиации, времени и немного о себе...
Регистрационный номер: СССР-Ш2290 Курсант Карелин на крыле По-2 (борт СССР-Ш2290), Училище ГВФ, г. Красный Кут, 1954 г.
-
Авиация и Время 2013-03 / В.Карелин - Мой Аэрофлот. Об авиации, времени и немного о себе...
Загрузка авиапочты для развозки по Запорожской области
-
Авиация и Космонавтика 2020-08 / В.Шолохов - "Самый, самый, самый..."
Регистрационный номер: СССР-И24 Ленинградский У-2 №4123 СССР-И24 завода №124 имени Серго Орджоникидзе. Казань, вторая половина 1930-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2020-08 / В.Шолохов - "Самый, самый, самый..."
Регистрационный номер: СССР-С227 Ленинградский У-2 №4359 СССР-С227 Казанского аэроклуба. Самолет летал чуть более двух месяцев. В августе 1933 г. потерпел катастрофу В аэропорту Казани.
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / М.Никольский - Первый гвардейский
Отправка самолетом У-2 в госпиталь В.И.Клименко, аэродром Сукромля, 1942г.
-
АвиаМастер 2005-03 / А.Драбкин - Счастливая "Чертова дюжина": летчик-истребитель Виталий Иванович Клименко /Я помню/
Перед отправкой в госпиталь после ранения прямо в кабине У-2 Клименко приняли в компартию.
-
Air International 1981-12 / J.Fricker - Dawn Flight to Zagreb...
John Fricker, in the Po-2's rear cockpit, and Chuck Thompson discuss the run-in for the water-jump.
-
Air International 1981-12 / J.Fricker - Dawn Flight to Zagreb...
John Fricker and Chuck Thompson prepare to take-off for one of the jumps in the First World Parachuting Championships. Note the machine-gun mount behind the rear cockpit.
-
Авиация и Время 2018-04 / Д.Киенко - Авиация белорусских партизан
Маленький пассажир будет вывезен на У-2
-
Авиация и Космонавтика 2022-03 / В.Морозов - "Ночные ведьмы" и "Ласточки". В бою и на экране
Летчицы 46-го гв. НБАП Е. Носаль и К. Ульянова (в кабине По-2) с командиром полка Е. Бершанской (реальное фото времён войны)
-
Авиация и Космонавтика 2022-03 / В.Морозов - "Ночные ведьмы" и "Ласточки". В бою и на экране
Майор В. Булочкин (Николай Крючков) и ст. лейтенант Е. Кутузова (Людмила Глазова) в кабине По-2. Кадры из фильма «Небесный тихоход», 1946 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-03 / В.Морозов - "Ночные ведьмы" и "Ласточки". В бою и на экране
Летчица 46-го гв. НБАП Надежда Попова, считающаяся прототипом Маши из фильма «В бой идут одни старики»
-
АвиаМастер 1999-06 / А.Медведь, Д.Хазанов - Не только "Нормандия" /Великая Отечественная/
Связист 303-й дивизии у самолета По-2, принадлежавшего эскадрилье "Нормандия".
-
Мир Авиации 2000-02
Связной У-2 (б/н 575), захваченный финнами. Самолет принадлежал 7 эскадрилье Отдельной северной авиагруппы ГВФ. 23 апреля 1942г.
-
АвиаМастер 2007-01 / М.Морозов - Севастопольский вальс - 2 /На фронтах Великой Отечественной/
У-2 готовится взлететь с аэродрома на окраине Севастополя
-
Мир Авиации 2000-02
У-2. Ленинградский фронт, лето 1944г.
-
Мир Авиации 2000-02 / Д.Никишин - Страницы биографии военного летчика. Дмитрий Иванович Никишин. /Имена авиации/ (1)
Летная группа инструктора Д.Никишина у самолета У-2 N 28. Школа летчиков, г.Энгельс.
-
Мир Авиации 2003-02 / В.Раткин - Полвека в авиации. Штурман Василий Терентьевич Дорофеев /Имена авиации/
На работе в московской аэрофотосъемочной лесоустроительной экспедиции. Крайний слева - техник Петр Семенко, сидит на подкосе шасси - Василий Дорофеев.
-
Авиация и Время 2013-03 / В.Карелин - Мой Аэрофлот. Об авиации, времени и немного о себе...
Командир 100-го летного отряда В.П. Степанов (крайний справа) ставит задачу. Запорожье 8 февраля 1953 г.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Captured Polikarpov Po-2 in Soviet colours.
-
Авиация и Космонавтика 2006-04 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (3)
Самолет У-2 "Крестьянская газета". 1930г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-04 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (3)
Экипаж и механики самолета заводского аэроклуба, названный в честь председателя ОГПУ СССР Менжинского
-
Авиация и Космонавтика 2011-08 / Гражданская авиация Камчатки /Фотоархив/
У-2 - первый самолет на Камчатке. 1920-е гг.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Гвардейский знак на борту самолета У-2ВС из 574-й эскадрильи связи, 1944 г.
-
Авиация и Время 2016-03
7-8 мая 2016г. на аэродроме Коротич (Харьков) аэроклуб им. В.С. Гризодубовой провел спортивно-развлекательный авиационный фестиваль. В программе приняли участие ведущие летчики Украины: члены сборной команды по аэробатике, победители и призеры чемпионатов Мира и чемпионатов Европы. Зрители увидели Як-52, Як-55, Су-31 м, Extra-300, L-29, Ан-28, ХАЗ-30, Ми-2 и др. летательные аппараты. Повышенный интерес вызвал раритетный По-2 (на фото)
-
Авиация и Космонавтика 2015-04 / А.Широкорад - Артиллерийские эскадрильи в бою (2)
Ночной самолет-корректировщик ПО-2
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / Р.Вениаминов - Юбилей казанского По-2
Казанский У-2 военного выпуска
-
Авиация и Космонавтика 2011-09 / А.Юргенсон - Юбилейный МАКС-2011
Другие самолёты на фотографии: Airbus A380 / A3XX - International - 2005
-
Авиация и Космонавтика 2005-10 / М.Никольский - Заметки о МАКСе
Восстановленный По-2
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Связной У-2ВС на аэродроме в Праге, май 1945.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Варианты загрузки По-2 при доставке грузов польским повстанцам в Варшаву.
-
Авиация и Космонавтика 2005-02 / М.Никольский - 326-я авиационная тарнопольская тяжелая бомбардировочная дивизия
По-2 - первые "крылья" 326-й дивизии
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС М-11Д с пулеметом ШКАС на шкворневой установке.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Самолеты У-2 из 95-й ночной бомбардировочной эскадрильи на аэродроме "Куликово поле". Обратите внимание, что на некоторых машинах остались гражданские регистрационные коды.
-
Авиация и Космонавтика 2015-12 / В.Демиденко - Курсом к Победе!
Стоянка самолетов школы
-
Авиация и Космонавтика 2017-03 / В.Морозов - Небо. Женщины. Самолеты
Летчицы 588-го НБАП на фоне У-2.1942 г.
-
Авиация и Космонавтика 2021-03 / В.Морозов - Женское ли лицо у современных ВВС?
«Ночные ведьмы» - летчицы 588-го НЛБАП
-
Авиация и Космонавтика 2017-03 / В.Морозов - Небо. Женщины. Самолеты
Герои Советского Союза, летчицы 46-го гв.НБАП Руфина Гашева и Наталья Меклин (реальное фото времен войны)
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС завода N 387 на полигонных испытаниях в июне 1942г.
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
У-2ВС, который использовался в училище им. И.В.Сталина в качестве учебного штурмовика
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС (N 4504). Октябрь 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (4)
Месть врагу за боевых товарищей и подруг
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Старшины Ч.М.Мачуло и Л.И.Канков готовят кассеты с зажигательными бомбами для подвески их на У-2ВС.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Подвеска бомб на самолет 242-й НБАД. Северо-Западный фронт.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Раткин - Мужская работа /Война в воздухе/
Снаряжение бомбами. 9 Гвардейская НБАД.
-
АвиаПарк 2008-01 / А.Драбкин, В.Шибанов - Сквозь огненные ночи /Авиация в лицах/
Техники 25-го гвардейского легкобомбардировочного полка готовят По-2 к дневному вылету на город Познань
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Раткин - Мужская работа /Война в воздухе/
Экипаж у самолета перед вылетом. 242-я НБАД.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Самолеты 9-й Гвардейской НБАД идут на взлет.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Заправка самолетов 9-й Гвардейской НБАД.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Первый экземпляр ночного артиллерийского корректировщика По-2НАК М-11Д, проходивший войсковые испытания на 1-м Украинском фронте в августе 1944г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2 в варианте ночного артиллерийского корректировщика.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Приемо-передающая радиостанция РСИ-4 на самолете У-2НАК.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Вид на двигатель М-11 спереди. Обратите внимание на выхлопной коллектор.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Установленный на двигателе глушитель-плямегаситель МАКФ-4.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Пилот Шевердинский и штурман Ткачев из 105-го гв. полка у своего У-2ЛНБ, 1944 г. На этом У-2 из 107-го (???) полка связи использовался нестандартный пламегаситель
-
АвиаПарк 2008-01 / А.Драбкин, В.Шибанов - Сквозь огненные ночи /Авиация в лицах/
Скоро в полет: штурман занимает свое место в задней кабине У-2
-
АвиаПарк 2008-01 / А.Драбкин, В.Шибанов - Сквозь огненные ночи /Авиация в лицах/
Экипаж У-2 ЛНБ. В кабине штурмана установлена поворотная стрелковая турель с пулеметом ШКАС. В руке у штурмана - воронка переговорного устройства
-
АвиаПарк 2008-01 / А.Драбкин, В.Шибанов - Сквозь огненные ночи /Авиация в лицах/
Осмотр пулемета ШКАС на упрощенной стрелковой установке У-2 ЛНБ перед боевым вылетом
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
Легкий ночной бомбардировщик У-2ЛНБ
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
У-2ЛНБ с четырьмя подвешенными бомбами
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Ночной бомбардировщик По-2 23-го Гвардейского НБАП с подвешенными бомбами ФАБ-100 и САБ-3. Установленный на моторе пламегаситель - вероятно, один из опытных образцов, разработанных в дивизии в ходе боевых действий, но не нашедший широкого применения.
-
Мировая Авиация 144
Существовало несколько ударных модификаций самолета, вначале бомбодержатели устанавливались кустарно, но с 1942 года ситуация изменилась.
-
Авиация и Космонавтика 2020-08 / В.Шолохов - "Самый, самый, самый..."
Казанский авиационный завод в 1944 г. и выпуск на нем самолетов У-2
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / Р.Вениаминов - Юбилей казанского По-2
Изготовление крыльев для самолета У-2 на заводе № 387
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Мартианов - Штурмовик с Дальнего востока /Имена авиации/
Ремонт У-2 в краснодарском аэроклубе им. Водопьянова.12 декабря 1936г. На переднем плане лежащая на боку носовая часть фюзеляжа с кабинами.
-
Мир Авиации 2000-02 / В.Мартианов - Штурмовик с Дальнего востока /Имена авиации/
Регламентные работы на По-2. Начало 50-х годов.
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Мотоустановка У-2
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
Подфюзеляжный балочный держатель и шкворневая установка под пулемет
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
Для прицеливания при бомбометании в нижнем крыле У-2ЛНБ был сделан вырез (фото слева). Над ним устанавливался бомбовый прицел
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
У-2 с кассетами Бакшаева
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Погрузка раненого в кассету Бакшаева, установленную на самолете У-2ВС.
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
У-2 с кассетами Щербакова
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Polikarpov Po-2 air ambulance with underwing panniers.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2 с кассетами А.Я.Щербакова.
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Регистрационный номер: СССР-С3044 В довоенные годы У-2 составляли основу авиапарка аэроклубов ОСОАВИАХИМа
-
Мировая Авиация 217
Регистрационный номер: СССР-С1299 Биплан По-2 конструкции Н. Н. Поликарпова оказался полноценным универсальным самолетом военного и гражданского назначения.
-
Авиация и Время 2016-02 / С.Вахрушев - Из первых, встретивших войну... (1)
Во время перелета на У-2 (№ 2671) из Киева в Броды после совещания комсостава округа. В кабинах - комполка Ячменев и начштаба Кондратов. В мае 1941 г. 92-й ИАП в Киеве получил пару новеньких У-2, на которых были лишь заводские номера, звезды нанесли уже в полку. Этот У-2 был расстрелян «Мессершмиттами» на земле в первом же налете на аэродром утром 22 июня
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Благодаря У-2 в СССР были подготовлены тысячи летчиков и парашютистов
-
Мировая Авиация 82
7 января 1928г.: впервые взлетел первый прототип учебного биплана известного авиаконструктора Н. Н. Поликарпова У-2 (По-2 с июля 1944 года), пилотируемый М.М.Громовым. По-2 выпускался в СССР до 1951 года. Всего было построено около 33 000 машин.
-
Мировая Авиация 144
Регистрационный номер: СССР-С2354 Одной из основных задач У-2 (По-2) в Советском Союзе стала подготовка летчиков - как военных, так и гражданских.
-
Air International 1981-12 / J.Fricker - Dawn Flight to Zagreb...
The "classic tea chest" - a standard Po-2 in use in the Soviet Union.
-
Авиация и Космонавтика 2000-02 / А.Дворкин - Легкие ночные ракетоносцы
Связной У-2 в полете.
-
Авиация и Время 2004-06 / В.Колечкин - Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским в феврале 1944г. (2)
С борта По-2 из 715-го НЛБАП разбрасываются листовки с предложением к окруженным немцам о сдаче в плен
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
У-2ВС из 399-го авиаполка связи. Весна 1945г.
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Группа У-2 из 763-го НЛБАП над предгорьями Кавказа. 1942г.
-
Air International 1981-12 / J.Fricker - Dawn Flight to Zagreb...
"...he then climbed down to the bottom rung, from which he finally hung by his teeth..."
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
Регистрационный номер: СССР-А1867 Сельскохозяйственный У-2АП с оборудованием для аэросева
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / Р.Вениаминов - Юбилей казанского По-2
Регистрационный номер: СССР-И714 Послевоенный По-2 на заводском аэродроме
-
Aeroplane Monthly 1991-01 / M.Oakey - Grapevine
Регистрационный номер: СССР-Ш1987 [2] Meanwhile, the utilitarian Polikarpov Po-2 trainer/general-purpose biplane below was rebuilt to flying conditions by enthusiasts at a Russian flying school last year. Unfortunately, though, reports Grapevine correspondent Andrew Alexandrov from Leningrad, “They didn't manage to rebuild all the flying characteristics of the original”.
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Заблотский, А.Сальников - Небесные пожарные
Регистрационный номер: СССР-Х666 Применение самолетов в Авиалесоохране СССР началось с У-2
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Союз авиаторов и колхозников. На заднем плане - У-2АП
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / Р.Вениаминов - Юбилей казанского По-2
Во время войны на У-2 в тылу летали женщины
-
Авиация и Время 2013-03 / В.Карелин - Мой Аэрофлот. Об авиации, времени и немного о себе...
Пилоты 100-го летного отряда В. Карелин (справа) и В. Мишаков возле По-2А. На месте второй кабины оборудован химбак. Хорошо виден металлический ветряк привода вала рыхлителя сыпучих химикатов. Совхоз "Веселый", Запорожской области. Октябрь 1957 г.
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
Послевоенный По-2А
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
Регистрационный номер: СССР-И201 У-2 с автомобильным двигателем ГАЗ-Авиа
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
Экспериментальный У-2 с хвостовым оперением Филатова
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
Экспериментальный У-2 на гусеничном шасси Чечубалина
-
Мир Авиации 1996-01 / В.Раткин - Техника особой секретности /Раритет/
Телемеханические ТБ-1 и У-2 на аэродроме Гумрак, май 1939г.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-1 / АНТ-4 - Россия - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Два Р-1 монгольских ВВС; слева стоит У-2
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов Р-1 - Россия - 1923
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
Монгольские летчики и техники у По-2. Видно, что на самолетах сохранены советские опознавательные знаки. 1945 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
Монгольская женщина-пилот По-2. К сожалению, ее имя пока не установлено. Начало 1950-х гг.
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
Югославский По-2 с двигателем Вальтер "Микрон-6"
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Регистрационный номер: YU-CNI По-2 одного из аэроклубов Югославии
-
Авиация и Время 2002-05 / Ю.Гугля - Сага о небесном тихоходе (1)
Регистрационный номер: SP-APD [2] В Польше По-2 строился под обозначением CSS-13
-
Мировая Авиация 217
Регистрационный номер: SP-APD [2] CSS-13 - польский вариант У-2/По-2. Данная машина принадлежала в 1990-е годы аэроклубу "Aeroklub Polski".
-
Air Pictorial 1957-01 / Air Pictorial's photo-review
Регистрационный номер: SP-AEY VARIATIONS. Widely used for tandem-seat training and glider towing is the Polish C.S.S.13, a licence-built Russian PO-2 (NATO: "Mule").
-
Aeroplane Monthly 1985-03 / Grapevine
Регистрационный номер: HA-PAO [2] This superbly restored Polikarpov Po-2, HA-PAO, is now flying in Hungary. One of a large batch supplied to the country for flying club use in the late Forties, HA-PAO is one of the world's few remaining airworthy examples. The Po-2 is seen at Ocseny, an agricultural aviation base run by the aircraft’s restorers, Repulogepes Szolgalat (RSz).
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Регистрационный номер: HA-PAO [2] Построенный в Польше CSS-13 летает в Венгрии до сих пор
-
Aeroplane Monthly 1983-04 / P.Jarrett - Grapevine
Регистрационный номер: D-317 The “villain's" aircraft, Polikarpov Po-2 “D-317", would be back in England at Personal Plane Services’ Booker base but for a take-off accident just outside Sinj.
-
Авиация и Космонавтика 2019-01 / В.Морозов - Они были первыми
Так это начиналось. Одна из первых групп курсантов из ГДР, обучавшихся пилотированию По-2 на базе авиаспортивного клуба в Шонхагене в начале 1950-х гг. Слева направо - Науманн, Диетце, советский инструктор капитан Троекубов, неизвестная девушка-курсант, Корнер и Аррас. Униформу НВП ГДР носит только курсант Науманн
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
В ГДР По-2 использовались для буксировки планеров
-
Aeroplane Monthly 1991-08 / M.Oakey - Grapevine
Регистрационный номер: G-BSSY The newly-restored fuselage of Polikarpov Po-2 G-BSSY at Jim Pearce’s base in West Sussex.
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Приборные доски передней и задней кабин учебного варианта У-2
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Приборные доски передней и задней кабин бомбардировщика У-2ЛНБ
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Сиденье летчика и левый борт кабины штурмана У-2ЛНБ
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС смог приземлиться и с такими повреждениями. Орловско-Курское направление, Центральный фронт, 6 июля 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
У-2, на котором в ночь с 16 на 17 апреля 1941 г. потерял ориентировку и приземлился в Румынии ВРИО помощника командира 4-й эскадрильи старший лейтенант А.И. Мокляк с авиамехаником самолета старшиной П.Д. Плисюгиным
-
Авиация и Время 2001-06 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (1)
Самолет У-2 из состава ВВС Юго-Западного фронта, захваченный немцами на прифронтовых аэродромах
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
У-2 мл. л-та А.Воронина авиации Балтфлота после вынужденной посадки на финской территории. 18 октября 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 1997-11 / К.-Ф.Геуст - Тайны "продолжительной войны"
Финский солдат у разбитого У-2
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Брошенный и, вероятно, подожженный собственным экипажем У-2. Зима 1941г.
-
АвиаПарк 2009-02 / М.Тимин, И.Злобин - Тайна бобруйского аэродрома /Неизвестные страницы истории/
На переднем плане в кадр попал У-2 с красной единицей на руле направления, а слева на заднем плане - УТ-1
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-4 / ДБ-3Ф - Россия - 1939Яковлев УТ-1 / АИР-14 - Россия - 1936
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / М.Тимин - Первые воздушные победы 22 июня 1941г. /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Разбитые советские самолеты на аэродроме Каролин, кроме У-2 из 10-й эскадрильи ПВ НКВД виден И-16 тип 24 из 122-го ИАП
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939
-
Авиация и Космонавтика 2022-03 / В.Морозов - "Ночные ведьмы" и "Ласточки". В бою и на экране
Макеты самолетов По-2, изготовленные для съемок сериала "Ночные ласточки", 2012г. Очень странно, что на самолетах не нанесены красные звезды.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The U-2 Training Biplane.
Тип фотографий
- Все фото (201)
- Боковые проекции (26)
- Цветные фото (19)
- Ч/б фото (138)
- Кабина (4)
- Обломки (9)
- Модели, рисунки, схемы (5)