И-5
Истребитель, одномоторный полутораплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Был спроектирован в январе - феврале 1930 г. под руководством Д.П. Григоровича и Н.Н. Поликарпова в ОКБ ОГПУ при заводе #39. Опытный экземпляр истребителя ВТ-11 совершил первый полет 29 апреля 1930 г. Серийное производство велось с августа 1930 г. И-5 выпускался на заводах #39 (Москва), # 1 (Москва), # 21 (Горький). Всего выпущено около 820 экз. Являлся первым массовым советским истребителем.
Экипаж - 1 чел. Мотор М-22. Вооружение 2x7,62 (с 1933 г. на части самолетов 4x7,62), бомбы до 20 кг (с 1933 г. - до 40 кг). В 1941-42 гг. некоторое количество машин оснащено 4хНУРС.
С 1931 г. самолеты выпускались с измененным капотированием мотора, с 1934 г. - с металлическими винтами.
Войсковые испытания И-5 проходили в Киеве в ноябре 1930 г. В строевые части новый самолет поступал с 1931 г., с 1934 г. являлся самым распространенным типом истребителя в ВВС РККА. Эти машины дислоцировались под Ленинградом, на Украине, в Забайкалье, Монголии и на Дальнем Востоке. Эксплуатировались сухопутной и морской авиацией. С 1937 г. И-5 считался устаревшим и передавался в летные школы.
К лету 1941 г. служил только как учебный, но осенью из-за больших потерь начал вынужденно применяться как легкий ночной бомбардировщик и штурмовик. Эти самолеты действовали с ноября 1941 г. под Москвой и в Крыму. В Подмосковье их также пытались использовать как ночные перехватчики. В Крыму старые бипланы воевали до конца 1942 г. Выпуск И-5 прекратили в конце 1934 г.
И-5||
Размах:||9,65 м
Длина:||6,81 м
Моторы, количество х мощность:||1x480 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1335 кг
Максимальная скорость:||252 км/ч
Практический потолок:||7500 м
Дальность:||660 км
Описание:
- И-5
- И-5 и И-6
Фотографии
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
Первый опытный экземпляр И-5.
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
И-5 "Клим Ворошилов" - персональный самолет начальника ВВС РККА Я.Алксниса, май 1931г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича: "Тюремный" истребитель И-5 (11)
И-5.1-я Социалистическая боевая группа. Самолет командующего ПВО Московского округа Ивана Павлова. 1932 г.
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
И-5 известного летчика И.У.Павлова. Белая стрела на руле поворота - эмблема 1-й Советской авиагруппы, которой в годы Гражданской войны командовал Павлов. В дальнейшем она стала его личной эмблемой.
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича: "Тюремный" истребитель И-5 (11)
Серийный истребитель И-5 М-22
-
АвиаМастер 2007-01 / М.Морозов - Севастопольский вальс - 2 /На фронтах Великой Отечественной/
И-5 из 11-го штурмового полка. Самолет ВВС ЧФ - участник боев за Севастополь в ноябре-декабре 1941г
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Истребитель И-5 из состава 11-го шап, Крым, октябрь 1941г.
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
Серийный И-5 в стандартной окраске. Данная машина участвовала в первомайском воздушном параде 1935г.
-
Aeroplane Monthly 1993-12 / M.Oakey - Grapevine
This eyecatching 3/4-scale Polikarpov I-5 reproduction was on display during Mosaeroshow '93 at Moscow’s Zhukovsky flight test centre in September 1993. Just visible behind it is a P-39 Airacobra repro to the same scale.
Другие самолёты на фотографии: Bell P-39 Airacobra - США - 1939
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича: "Тюремный" истребитель И-5 (11)
29 апреля 1930г.: первый полет выполнил прототип советского истребителя И-5 конструкции Николая Поликарпова. Первый опытный И-5, получивший обозначение ВТ-11, имел серебристую окраску с нанесенной на фюзеляж красной линией. На киле была нанесена красная звезда, в которую была вписана аббревиатура ВТ, что означало "внутренняя тюрьма".
Опытный истребитель ВТ-11 во время первого запуска двигателя в заводском дворе авиазавода №39. Территориально это место находится в северо-восточном районе Ходынского аэродрома, там, где ранее, в 1917-1920 гг., находились многочисленные постройки, частью относящиеся к так называемому "парк-складу". -
Авиация и Космонавтика 2020-04 / Некоторые знаменательные даты апреля в истории авиации
Прототип ВТ-11 был похож на британский истребитель Bristol Bulldog. Это и не удивительно, так как оба самолета были оснащены двигателем Jupiter.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
И-5 ранних серий завода # 39 отличались сложным капотированием отдельных цилиндров
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
Несколько ракурсов одного из И-5 установочной серии, выпущенной заводом N 39 в 1930г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича: "Тюремный" истребитель И-5 (11)
Личный самолет-истребитель начальника управления ВВС РККА Я.И.Алксниса, второй опытный И-5, обозначенный ВТ-12, имел надпись «Клим Ворошилов». ВТ-12 отличался более мощным двигателем Jupiter VI, обеспечивавшим по сравнению с ВТ-11 лучшие характеристики на малых и средних высотах. Оснащенный индивидуальными обтекателями цилиндров, он стал образцом для первых серий истребителей, выпущенных на авиазаводах №1 и №39.
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича: "Тюремный" истребитель И-5 (11)
Бенедикт Бухгольц в фирменном комбинезоне с надписью "ОКБ" у истребителя "Клим Ворошилов"
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича: "Тюремный" истребитель И-5 (11)
Опытный истребитель И-5 с надписью "XVI-му съезду ВКП (б)" был оборудован цилиндрическим капотом типа NACA
-
Мировая Авиация 216
Выполненный по схеме полутораплана, И-5 был оснащен подкосным неубирающимся шасси, колеса которого в ходе разработки получили обтекатели.
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
На И-5 с надписью "За ВКП(б)" летал герой Гражданской войны И.У.Павлов. Внизу - уменьшенная реплика этой машины на авиасалоне 1993 года в Жуковском.
-
Авиация и Космонавтика 2006-04 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (3)
Самолет-истребитель И-5 с дарственной надписью генерального секретаря ЦК ВЛКСМ А.Косарева
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
Курсант авиашколы возле учебного И-5. Истребитель поздней серии оснащен металлическим винтом.
-
Мировая Авиация 231
После снятия с вооружения строевых частей самолеты И-5 поступили в летные школы, но в первый период Великой Отечественной войны их пришлось вернуть в строй - настолько были велики потери ВВС.
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича: "Тюремный" истребитель И-5 (11)
Серийный истребитель И-5 М-22, построенный на авиазаводе №21 в 1933г.
Самолеты И-5 внесли значительный вклад в испытания советского авиационного вооружения, включая реактивные снаряды РС-82, которые широко использовались в годы Великой Отечественной войны. На данной машине под нижним крылом видны направляющие для таких ракет. -
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
И-5бис или "эталон 1933г." с металлическим винтом и обтекателями колес
-
Авиация и Космонавтика 2012-06 / А.Артемьев - Морская авиация отечества (14)
Истребитель морской авиации И-5
-
Мировая Авиация 216
Для улучшения аэродинамики истребителя И-5 Н. Н. Поликарпов установил обтекатели на колеса шасси. Самолет на снимке использовался в экспериментах с подвесными истребителями, о чем свидетельствует крюк на верхнем крыле.
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / В.Котельников, О.Лейко - Истребитель И-5
И-5 на фронтовом аэродроме в Белоруссии осенью 1941г. (немецкий трофейный снимок)
-
Мировая Авиация 231
Советский истребитель И-5 во многом, включая и характеристики, был схож со своим зарубежным аналогом - Bristol Bulldog. Причем, если на Западе заказ на 50 машин тогда считали весьма удачным контрактом, в СССР истребитель выпустили в количестве более 800 машин.
The I.5 Single-seat Fighter Biplane (480 h.p. M-22 engine). -
Авиация и Космонавтика 2012-02 / В.Котельников - Зажигательные приборы
И-5 наносит удар "Огненным дождем" но полигоне НИХИ, 1935 г.
-
Авиация и Космонавтика 2012-02 / В.Котельников - Зажигательные приборы
И-5 с двумя доработанными приборами ВАП-6, заполненными зажигательным составом, на полигоне НИХИ, октябрь 1935 г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-02 / В.Котельников - Советские дымовые авиационные приборы 1930-1940гг.
Истребитель И-5 с английским дымовым прибором в НИИ ВВС. Октябрь 1935 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
"Звено-2" с тремя истребителями И-5
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Вариант «Звено-2а» предусматривал только два истребителя - на крыле
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
«Звено-1б» с единственным И-5 на фюзеляже
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
И-5 затаскивают на крыло ТБ-3 с помощью гусеничного трактора
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Для накатки И-5 на крыло ТБ-3 изготовлялась массивная деревянная рама, обеспечивавшая равномерное распределение нагрузки
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Экспериментальный самолет "Звено-2А" И.С.Вахмистрова мог нести три И-5. На снимке видно, что на фюзеляже ТБ-3 установлен истребитель более раннего, а на крыльях - более позднего выпуска. Хорошо виден помост для накатки самолетов на крыло бомбардировщика.
Escort composite Z-2 with three I-5s on board the TB-3 (M-17) mother-shipДругие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
И-5 в момент старта с крыла ТБ-3. Хвостовая опора уже отстыкована.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Moment of the start-up for an I-5 on the wing of a TB-3. The aft lock is open, the strut collapsed back, and the fighter is held by the locks of the forward ‘spiders’
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Взлетает «Звено-7». ТБ-3 несет четыре истребителя
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Мировая Авиация 231
«Паразитные» истребители. В середине 1930-х годов Владимиром Сергеевичем Вахмистровым была разработана система «Самолет - Звено»: доработанный тяжелый бомбардировщик должен был нести на себе несколько истребителей, которые поднимались в воздух при появлении вражеских самолетов. Существовало несколько вариантов, включая «Звено-1а» (ТБ-1 и два И-5 под крылом), «Звено-2» (ТБ-3 с одним, двумя или тремя И-5) и «Звено-7» (два И-5, два И-16 и один И-Z). Система «Звено-2» успешно прошла испытания в конце 1933 года, но на вооружение был принят вариант «Звено-СПБ» с двумя И-16 в роли легких бомбардировщиков на ТБ-3. На воздушном параде в Монино в ноябре 1935 года (на фотографии) пять истребителей удачно взлетели с ТБ-3. Бомбардировщик нес два И-5 на крыле, два И-16 - под крылом и один И-Z - под фюзеляжем.
An Aviamatka PVO air defence composite composed of a TB-3 with five fighters aboard.Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / М.Маслов - Истребитель И-Z в цирке Вахмистрова /Историческая серия "Самолеты России"/
Кадры кинохроники, запечатлевшие подход и зацепление И-Z под ТБ-3. «Авиаматка» несет максимальное количество - пять самолетов: сверху 2 И-5, снизу 2 И-16 и И-Z.
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
An I-5 on the fuselage of a TB-3. Special troughs take the mainwheels. Note also the spiral pipe feeding the I-5’s engine with fuel from the tanks of the mother-ship
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
«Тягач» - полуразобранный истребитель И-5, установленный на фюзеляже ТБ-3. Февраль 1935 г.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
И-5 испытывался с 50-кг бомбами в качестве пикирующего бомбардировщика.
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
Наземные испытания реактивных снарядов РС-82.
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
Летчица Мария Нестеренко и ее муж комэск Павел Рычагов, будущий главком ВВС. Снимок середины 30-х годов.
-
АвиаМастер 2001-06 / В.Котельников - "Старики" уходят в бой /Монография/
Летчики 11-го ИАП Черноморского флота, Крым, осень 1941г.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Устаревший истребитель И-5, использовавшийся в ходе боев за Крым в качестве штурмовика.
-
Мир Авиации 2006-02 / В.Котельников - Первые в Советском Союзе опыты по дозаправке самолетов в воздухе /Эксперименты/
Заливная горловина на правом борту истребителя И-5. Эксперименты с дозаправкой истребителей проводились в 1936г.
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / В.Котельников, О.Лейко - Истребитель И-5
Аварийная посадка И-5
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Макет «Звена-7», демонстрировавшийся в экспозиции Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского. Имеется только одна неувязка: тележки шасси носителя закрыты обтекателями. Действительно, на ТБ-3 этой модификации обтекатели намеревались монтировать, но реально ни на одном серийном самолете их не поставили. Не было их и на машине, использовавшейся в «Звене-7»
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / В.Котельников, О.Лейко - Истребитель И-5
Компоновочная схема истребителя И-5
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Vakhmistrov Z-2, composite of a Tupolev TB-3 (M-17) with three Polikarpov I-5s.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
An Aviamatka PVO air defence composite composed of a TB-3 with five fighters aboard.
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Схема "Звена-7"
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Туполев ТБ-3 / АНТ-6 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича: "Тюремный" истребитель И-5 (11)
Оригинальная схема истребителя И-5, подготовленная при передаче документации на авиазавод № 21 в Нижнем Новгороде. Этот истребитель стал первым типом для 21-го завода, о чем свидетельствует надпись в чертежном штампе - "самолет №1"
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / В.Котельников, О.Лейко - Истребитель И-5
1 - первый опытный самолет И-5 (ВТ-11); 2 - второй опытный самолет И-5 ("Клим Ворошилов"); 3 - И-5 первой войсковой серии; 4 - И-5 с металлическим винтом и обтекателями колес; 5 - И-5 серийный с деревянным винтом; 6 - И-5 последних серий
- Фотографии