Мировая Авиация 216
-
В начале 1940-х годов этот испанский И-15 все еще нес службу в 33-м штурмовом полку в Вальядолиде.
И-152 имел высокую прочность и живучесть, а также ценился летчиками за свою "проворность". Изображенный самолет входил в состав 70-го истребительного авиаполка советских ВВС, принимавший участие летом 1939 года в боях на Халхин-Голе, на границе Монголии с Маньчжурией.
Истребитель И-15бис (И-152) был дальнейшим развитием И-15, получившим новое верхнее крыло без излома центроплана. На снимке самолет, захваченный и использовавшийся финнами, которые, как и советские ВВС, часто использовали лыжное шасси.
И-152 получил обычные стойки кабана, поддерживающего центроплан верхнего, не имевшего излома, крыла.
И-153 советских ВВС зимой 1940-1941 годов.
Этот И-153 был захвачен на Восточном фронте и сначала использовался I авиагруппой 1-й транспортно-десантной эскадры (I/Luftlandegeschwader 1) Люфтваффе. В 1942 году самолет был передан ВВС Финляндии.
В годы холодной войны зарубежным покупателям было поставлено около 60 Ми-6. В число заказчиков в Африке и на Ближнем Востоке входили Алжир (на рисунке), Египет, Сирия, Ирак и Эфиопия, использовавшие вертолеты в различных конфликтах с 1967 по 1990-е годы.
Египетские ВВС получили Ми-6 в середине 1960-х годов, но большинство из них было уничтожено во время Шестидневной войны 1967 года. Потери были восполнены, и в ходе войны Судного дня в 1973 году вертолеты использовались для снабжения войск.
В ходе празднования в честь полета в космос Ю.А.Гагарина публике была продемонстрирована фантазийная модель космического корабля "Восток". Модель транспортировалась Ми-6 на внешней подвеске.
Ми-6 нес службу в вооруженных силах России и у гражданских операторов в первые годы 21-го столетия.
37-й транспортный вертолетный полк ВВС Польши эксплуатировал три Ми-6А с середины 1980-х до 1990 года. Один вертолет выставлен в авиационном музее Польши, два других были проданы Украине.
Кабина Ми-6 могла вместить 65 полностью снаряженных пехотинцев, производивших посадку через заднюю рампу. Ми-6 использовались советскими войсками в Афганистане.
Military version of the Mil Mi-6.
Необычной особенностью Ми-6 было съемное крыло. Имевшее размах свыше 15 м и большой угол атаки, оно на 20% разгружало несущий винт в крейсерском полете с соответствующим повышением экономичности и продолжительности полета.
Огромный пятилопастный несущий винт Ми-6 стал фирменным знаком ОКБ Миля; каждая лопасть имела длину 17 м. Несущая система Ми-6 использовалась при создании вертолета-крана Ми-10.
Mirage 2000N из эскадрильи EC 2/4 "La Fayette", базирующейся в Люксёй, заправляется от KC-10 Extender ВВС США. Самолет несет эмблему "diable rouge" ("красный дьявол"), принадлежащую в годы Первой мировой войны эскадрилье SPA 160. В это время Mirage 2000C из эскадрильи EC 1/5 ожидает своей очереди. Самолеты эскадры EC 4 прежде всего используются в качестве носителей ядерного оружия, в эскадру входят три боевые эскадрильи, две из которых базируются в Люксёй, а одна - в Истре. В настоящее время самолеты не несут дежурства с боевыми ракетами ASMP, но подразделения с Mirage 2000N способны быстро повысить уровень готовности в случае тревоги, а в угрожающей ситуации рассредоточиться по французским аэродромам.
Три F-5C в одном строю с заправщиком KC-135A перед своей отправкой во Вьетнам. В отличие от других самолетов ВВС США F-5 несли только заправочную штангу, что требовало оснащения штанги заправщика дополнительным шлангом.
Выполненный по схеме полутораплана, И-5 был оснащен подкосным неубирающимся шасси, колеса которого в ходе разработки получили обтекатели.
Для улучшения аэродинамики истребителя И-5 Н. Н. Поликарпов установил обтекатели на колеса шасси. Самолет на снимке использовался в экспериментах с подвесными истребителями, о чем свидетельствует крюк на верхнем крыле.
Pitcairn PA-5 в основном использовался на линиях Почтовой службы США. Самолет на снимке принадлежал компании "American Airways", предшественнице "American Airlines".
Оснащенные посадочными огнями под крылом, самолеты серии Pitcairn Mailwing широко использовались для ночных почтовых полетов. Надежной эксплуатации самолета способствовала широкая колея шасси с большими колесами и безотказный двигатель Wright. На фотографии - PA-6 Super Mailwing компании "Colonial Western Airways".
Northrop F-5C. Этот F-5C, служивший в 10-й FCS, был построен как F-5A для службы в ВВС США, а затем доработан. Доработки включали установку 90-кг бронезащиты, четырех сбрасываемых пилонов, заправочной штанги, нового прицела и ночных строевых огней.
F-5C из состава 4503-й эскадрильи тактических истребителей, вооруженный четырьмя бомбами M117 и оснащенный заправочной штангой, выруливает на исполнительный старт - «last chance» (последний шанс), где с оружия снимались предохранители. Опыт ВВС США показал, что F-5 хорошо подходит для вылетов на малый радиус.
Поднятый по тревоге пилот спешит к своему F-5. Самолет несет типичное для задач непосредственной поддержки вооружение из четырех бомб M117, предохранители с которых снимались в последний момент.
Королевские ВВС Саудовской Аравии желают расширить многоцелевые возможности Typhoon. Самолет должен быть вооружен средствами «воздух-поверхность», включая дальние ракеты MBDA Storm Shadow для высокоточных атак. А так, по мнению художника, будет выглядеть Typhoon, оптимизированный для дальнего перехвата.
В сентябре 2010 года на авиабазе Леучарс в Шотландии было переформировано третье боевое подразделение - 6-я эскадрилья (на фото).
На снимке (слева - направо) представлены самолеты из 29-й, 17-й, 11-й и 3-й эскадрилий, летящие в одном строю.
К началу 2012 года пилоты Typhoon саудовских ВВС освоили применение оружия и ночную дозаправку в воздухе.
Sea King HC.Mk 4 ВМС воевали больше других вариантов Sea King - Фолкленды, Персидский залив, Северный Ирак и Босния (на фото).
Sea King Mk 4X. Два специально подготовленных Sea King Mk 4X были заказаны для проведения испытаний Королевским авиационным НИИ (ныне QinetiQ). Эти вертолеты представляли собой стандартные HC.Mk 4 без верхнего обтекателя РЛС Sea Searcher. Обводы носовой части претерпели существенные изменения для установки различной испытуемой аппаратуры и средств измерения. В 1997 году ZB507 (на фото) был переделан в стандартный HC.Mk 4 Commando и еще эксплуатировался в 2012 году. ZB506 продолжает использоваться для испытаний.Третий Mk 4X - ZG829 - был построен с ноля и стал одним из последних Sea King, выпущенных в Англии. Он базировался в Боскомб Дауне и был списан в 1992 году.
Commando Mk 2 (Sea King Mk 72). В 1974 году вскоре после Египта Катар заказал три вертолета Mk 2A. По своему назначению и конструкции эти вертолеты были аналогичны египетским машинам. Большая кабина Commando допускала различные варианты размещения сидячих мест и носилок и допускала перевозку до девяти лежачих раненых с сопровождающими. Первый из катарских Commando взлетел 9 августа 1975 года и был поставлен 10 октября. Последний из трех вертолетов (как и предыдущие два) перегнали по воздуху с авиабазы Брайз Нортон 19 мая 1976 года. Катарские Commando Mk 2A и Mk 2C в VIP-конфигурации были среди первых летательных аппаратов, приобретенных ВВС этой страны. Они продолжают службу и сегодня, будучи сведены в 9-ю многоцелевую эскадрилью.
Commando Mk 1 (Sea King Mk 70). Для сухопутного транспортного варианта Sea King, предложенного в 1972 году, было выбрано имя Commando. Первым покупателем стал Египет, заказавший пять вертолетов. Commando Mk 1 был переходным вариантом. По сути, он являлся вариантом Sea King HAS.Mk 1 со снятыми ГАС, РЛС и противолодочным оборудованием, с увеличенными кабиной и запасом топлива, как у Sea King Mk 41. Машина сохранила спонсоны, пятилопастный хвостовой винт и двигатели Gnome H.1400. Первый Commando взлетел 12 сентября 1973 года, а поставки заказчику начались с 29 января 1974 года. Большая часть вертолетов оставалась в эксплуатации и в 2012 году.
Commando Mk 2A (Sea King Mk 92). После успешной продажи Commando Mk 1 Египту компания "Westland" обратила внимание на зарубежные рынки, где могли продаваться транспортно-десантные варианты Sea King. Проведенные компанией исследования рынков выявили необходимость повышения летных характеристик Commando для эксплуатации в условиях жары и высокогорья.
"Westland" скомбинировала планер Commando с двигателями H.1400-1 и шестилопастным хвостовым винтом от HAS.Mk 2 и Mk 50, чтобы создать вариант Commando Mk 2. Снижение массы было достигнуто за счет отказа от складывающихся лопастей несущего винта и спонсонов и установки упрощенного фиксированного шасси. Отказ от спонсонов также позволил вертолету нести вооружение на опционально устанавливаемых пилонах. Старания "Westland" были вознаграждены в 1974 году, когда от Египта был получен заказ на 19 Commando, включая 17 Mk 2. Часть из этих вертолетов была оснащена противопылевыми фильтрами. Первый Commando Mk 2 взлетел 16 января 1975 года и был поставлен заказчику 21 февраля. Эти вертолеты эксплуатировались египтянами и в 2012 году.
Commando Mk 3 (Sea King Mk 74). Несмотря на обозначение Commando, последние катарские вертолеты были ближе по конструкции к обычным Sea King, сохранив спонсоны, убираемое шасси, верхний обтекатель РЛС и складывающуюся хвостовую балку. Но спонсоны шасси не являются стандартными, так как не имеют мешков плавучести. Вместо них установлены кольцевые мешки, крепящиеся к внешней части спонсонов. Mk 3 сохранил одно дополнительное окно в задней части удлиненной кабины (по правому борту), как у Commando. Помимо решения транспортных задач Commando Mk 3 может использоваться в качестве противокорабельного. Помимо ПКР AM39 Exocet он может нести другое вооружение, включая 16 НАР SURA, 18 НАР SNEB или пару 12,7-мм пулеметов в контейнерах. ПКР Exocet является стандартным вооружением вертолетов, которые несут их на постоянной основе.
Commando Mk 2B/Mk 2C VIP. Два вертолета, предназначенные для перевозки VIP-пассажиров, были приобретены Египтом. Они отличались наличием дополнительных окон в кабине (два по правому борту и одно по левому). Кабина имела роскошную отделку и дополнительную звукоизоляцию. Первый Mk 2B (Sea King Mk 72) взлетел 13 марта 1975 года и был поставлен 19 августа. Второй был поставлен 3 июня 1976 года. Mk 2C (Sea King Mk 92) представлял собой VIP-вариант Mk 2A для Катара и внешне не отличался от египетских Mk 2B. Машины не несли серийных номеров, лишь на хвостовой балке размещалась надпись на арабском - "ВВС Катара". Mk 2C совершил первый полет 9 октября 1975 года.
Westland Commando VIP transport in Egyptian service.
В кабине L-15 установлены три многофункциональных дисплея-индикатора для курсанта и два - для инструктора. На новичков производит впечатление великолепная максимальная скороподъемность самолета, достигающая 15000 м/мин.
Высокая скорость и большие расчетные перегрузки позволяют использовать L-15 для подготовки пилотов истребителей J-10 и китайских вариантов семейства Су-27. L-15 может выполнять маневры с перегрузкой -3/+8 и летать на углах атаки до 30°.
L-15 имеет много общего с Як-130/M346, так как ОКБ Яковлева оказывала техническое содействие при его разработке. Особенностью аэродинамической компоновки L-15 является использование развитых корневых наплывов крыла.
И-16 испанских республиканцев хорошо зарекомендовали себя во время гражданской войны. Этот И-16 Тип 5 служил в 4-й эскадрилье.
Этот И-16 Тип 5 служил в испытательной группе ВВС испанских националистов в Куатро Виентос.
Окрашенный в смываемый зимний камуфляж, этот И-16 Тип 24 из 4-го ИАП зимой 1940-1941 годов базировался в районе Ладожского озера.
Shorts 330 сочетает необычный для самолета для местных авиалиний комфорт с простотой и надежностью, столь необходимой на этих маршрутах. "Olympic Aviation" применяла эти самолеты на линиях по всей Греции.
Компания "Loganair" в 1980-х годах использовала два 330-х на линиях в Шотландии и Оркнейских и Шетландских островах. Ныне "Loganair" является подразделением BA и эксплуатирует Shorts 360.
Shorts 330-UTT (Utility Tactical Transport) отличался усиленным полом грузовой кабины и увеличенной максимальной взлетной массой. Среди зарубежных покупателей были пограничная полиция и армия Таиланда (на фото), ВВС Танзании и ОАЭ. ВВС Венесуэлы получили два Shorts 330.
ВВС США использовали 18 грузовых Shorts 330, военный вариант которых получил обозначение C-23A Sherpa, для решения транспортных задач на ограниченных ТВД. C-23A оснащен хвостовой рампой, позволяющей загружать в него четыре контейнера LD3 или различные типы транспортных средств, или авиадвигатели. Самолеты Sherpa (на фото) служили в 1985-1990 годах в ВВС США, после чего часть самолетов была передана Армии, где они присоединились к C-23B новой постройки.
Вариант "B" во многом похож на предшественника, но имеет окна в кабине. Армия приобрела 34 C-23B/B+ для службы в строевых частях, а еще 16 C-23B используются в подразделениях Национальной гвардии (на фото) с 1992 года. C-23B+/C-23C представляет собой гибридный вариант, полученный путем переделки купленных на вторичном рынке Shorts 360 с хвостовой погрузочной рампой и двухкилевым оперением от Sherpa. C-23B является единственным грузовым самолетом Армии США и обеспечивает операции в Ираке. Четыре лишних армейских C-23B в 2011 году были переданы для испытаний НАСА.
"Aeromexico". Парк компании "Aeromexico", обслуживающей как местные линии, так и линии в восточной и южной частях США, состоял из 17 DC-9-32 и представлял собой смесь из новых и подержанных машин, приобретенных в 1981-1992 годах. Авиакомпания была верным покупателем самолетов McDonnell Douglas MD-82, MD-83, MD-87 и MD-88, созданных на базе оригинального DC-9, В 2007-2008 годах все эти самолеты заменили на Boeing 737-700/800.
"AirTran Airways". Компания "AirTran", базирующаяся во Флориде, была третьим по величине оператором DC-9, на пике эксплуатировавшая 41 DC-9 Series 30. Ранее известная как "Valuejet Airlines", компания снискала дурную славу после катастрофы одного из DC-9. Тем не менее "AirTran" удалось превратиться в одного из крупнейших бюджетных перевозчиков в США, и к концу 1990-х годов DC-9 составляли основу ее парка. Со второй половины 1999 года "AirTran" стала первым коммерческим оператором наследника DC-9- Boeing 717, получив 88 машин. Все DC-9 "AirTran" были сняты с эксплуатации к 2012 году.
"Alitalia". Первые из 28 DC-9 Series 32, заказанных для замены Vickers Viscounts и Aerospatiale Caravelle, были поставлены "Alitalia" в августе 1967 года. В 1969 году были получены два грузовых DC-9-32F. Самолет "пришелся ко двору" и последовали дополнительные заказы, многие из этих DC-9 эксплуатировались дочерним подразделением "Alitalia" - ATI. В 1982 году компания провела модернизацию своего парка ближне- и среднемагистральных машин, и 18 DC-9-32 были возвращены "McDonnell Douglas" как часть сделки о закупке 40 новых McDonnell Douglas MD-82. Несмотря на это, оставшиеся DC-9 эксплуатировались компанией еще долгие годы, и последние три машины были списаны лишь в конце 1998 года.
"Linee Aeree Nazionali" (ATI). Компания ATI, дочернее подразделение итальянского национального авиаперевозчика "Alitalia", эксплуатировала DC-9 Series 30, периодически обменивая их на машины ведущей фирмы. В октябре 1944 года, после реструктуризации, ATI вошла в состав "Alitalia". На смену ей пришла компания "Alitalia Express", которой были переданы все DC-9. Последние из них были выведены из эксплуатации в 1996 году.
"Northwest"/"Delta Airlines". В 2010 году, ко времени объединения с авиакомпанией "Delta", компания "Northwest Airlines" располагала крупнейшим в мире парком DC-9, состоявшим из восьми DC-9 Series 10, 52 Series 30, 12 Series 40 и 34 Series 50, - в общей сложности 106 самолетов. Самолеты использовались на местных линиях "Northwest" в США. Все DC-9 были получены или путем слияний компаний, или приобретений на вторичном рынке. Несмотря на почтенный возраст "Delta" продолжала эксплуатировать в 2012 году 27 DC-9-51.
"Scandinavian Airline System". DC-9-41, разработанный по техническим требованиям "Scandinavian Airline System" (SAS), заменил в ее парке лайнеры Caravelle. Он отличался удлиненным фюзеляжем, позволившим увеличить пассажировместимость до 125 человек. Последний из 45 самолетов был поставлен компании в марте 1979 года. SAS также финансировала разработку DC-9-21, представлявшего комбинацию короткого фюзеляжа Series 10 с крылом увеличенного размаха от Series 30. Самолет был предназначен для эксплуатации с коротких ВПП. Последняя машина была списана в январе 2002 года.
Получивший обозначение C-9A Nightingale, самолет начал службу в 1968 году; всего ВВС США получили 21 подобную машину. Кроме того, были поставлены три транспортных C-9C (на фото), использовавшиеся для VIP-перевозок с авиабазы Эндрюс. ВВС США сняли свои C-9 с вооружения в 2005 году.
ВМС США продолжают эксплуатацию транспортных C-9B. Этот самолет из эскадрильи резерва ВМС VR-57 "Conquistadors" был сфотографирован над мостом Коронадо Вэй в Сан-Диего во время обычного тренировочного полета в 2003 году.
C-9B Skytrain II (на фото), разработанный для ВМС США, сочетал черты DC-9 Series 30 и 40. В общей сложности транспортные эскадрильи ВМС получили 19 самолетов, а еще две машины были поставлены КМП США. Позднее в дополнение к имевшимся Skytrain II ВМС купили еще 10 DC-9 Series 30. ВМС и КМП продолжают эксплуатацию 17 машин, находящихся на шести базах в США, Европе и Азии. C-9 должен быть заменен на C-40 Clipper - военный вариант Boeing 737.
Другими военными операторами DC-9 являются Кувейт, получивший два DC-9-32CF, один из которых был потерян во время войны в Персидском заливе, и Италия (на фото), купившая два DC-9-32 для VIP-перевозок.
Другими военными операторами DC-9 являются Кувейт, получивший два DC-9-32CF (на фото), один из которых был потерян во время войны в Персидском заливе, и Италия, купившая два DC-9-32 для VIP-перевозок.
PCA-2 использовался для ряда рекордных полетов, в том числе знаменитая летчица и писательница Амалия Эрхарт в 1931 году набрала на нем рекордную высоту. Этот представленный на снимке PCA-2 использовался агентством NACA для испытаний несущих винтов.
XOP-1 стал первым автожиром, испытанным военными. Один из них даже служил в составе КМП США в Никарагуа в 1932 году.
Этот Ki-49-I Donryu в 1943 году был приписан к армейской летной школе в Хамамацу. На киле самолет нес опознавательный знак школы - стилизованное изображение иероглифа канжи.
Nakajima Ki-49-IIa из 3-й эскадрильи 62-й авиагруппы ВВС Императорской армии, действовавшей над Бирмой, Голландской Ост-Индией и Новой Гвинеей в январе-октябре 1944 года.
Ki-49-II-Ko из 3-й эскадрильи 61-й авиагруппы в заводском камуфляже темно-зеленого/светло-серого цвета. На киле самолет несет эмблему группы.
По мере хода войны на Тихоокеанском ТВД и совершенствования истребителей союзников Ki-49 все реже использовались в качестве бомбардировщиков. Они применялись в качестве противолодочных, транспортных и даже как самолеты камикадзе.
Проект Ki-49 был вполне разумным, но невысокие характеристики не позволили самолету проявить себя в роли, для которой он и был предназначен. В конце своей службы он использовался для атак камикадзе.
Nakajima Type 100 Heavy Bomber, Model 2a (Ki.49-IIa "Helen")
Светлая окраска этого самолета указывает на его принадлежность к учебному подразделению. Самолеты большинства строевых частей несли зеленый камуфляж на верхних поверхностях и серо-голубой - на нижних.
Оборонительное вооружение винтовочного калибра, установленное на Ki-49 раннего выпуска (на снимке), оказалось неэффективным против истребителей союзников. Поэтому на самолетах позднего выпуска (включая Ki-49-IIb) были установлены 12,7-мм пулеметы Тип 1.
На киле этого Ki-49 нанесен пятнистый камуфляж, характерный для заключительного этапа войны. Обратите внимание на сложную конструкцию остекления хвостовой турели.
Японские заводы построили 819 Ki-49. Самолет использовался для решения разного рода задач.
В 1980-х годах на самолетах S-2A выступала пилотажная группа чилийских ВВС "Los Halcones".
S-1E предназначен для самостоятельной постройки. В отличие от других вариантов он имеет крылья с симметричным профилем.
S-1S был заводским вариантом биплана S-1C. Он имел элероны на обоих крыльях и оснащался двигателем Lycoming AEO-360 мощностью 180л.с.(134 кВт).
S-2A строился компанией "Aerotek" и оснащался 200-сильным (149 кВт) двигателем Lycoming. Было построено 259 самолетов этого типа.
Оснащенный 300-сильным (220 кВт) двигателем Lycoming, S-1-11B получил прозвище "Super Stinker".
Четвертый прототип получил яркую окраску с изображением флагов Китая и Пакистана на киле. Самолет оснащен ПТБ.
21 ноября 1990г.: взлетел учебный реактивный самолет для базовой подготовки летчиков K-8 Karakorum 8, разработанный совместно китайской фирмой NAMC и пакистанской PAC.
K-8 отличается консервативной компоновкой с прямым крылом и боковыми воздухозаборниками. Киль самолета выполнен из композиционных материалов.
K-8 пользуется успехом у зарубежных покупателей и служит (или служил) в ВВС 11 государств. На снимке представлен K-8W ВВС Венесуэлы.
Кабина K-8 оснащена двумя дисплеями. Используется обычная центральная ручка управления.
Двухместный самолет раннего выпуска демонстрирует возможность нести большую бомбовую нагрузку. Пилоны для отдельных бомб (вероятно, 400-кг SAMP) дополнены подфюзеляжными бомбодержателями, рассчитанными на четыре бомбы.
Самолет Mirage 2000B-01 несет массогабаритные макеты ракет и бомб, а также два ПТБ.
Mirage 2000B из эскадрильи EC 1/5 "Vendee" с изображением журавля - эмблемы 1-й эскадрильи "Cicogne de Saint-Galmier", базирующейся в Оранже. Перевооружение подразделения на Mirage 2000B/C завершилось 1 апреля 1989 года, после передачи ему 14 перехватчиков Mirage 2000C и одной двухместной машины, предназначенной для тренировок и контрольных полетов. Самолеты Mirage 2000B/C различных модификаций, оптимизированные для задач ПВО, поступали в войска, начиная с 1984 года.
Все двухместные Mirage 2000 могут вести воздушный бой, используя ракеты "воздух-воздух". Обычно они применяются для самообороны, хотя Mirage 2000B, выделенные подразделениям перехватчиков Mirage 2000C, могут оказывать поддержку своим одноместным напарникам. Этот 2000B несет макеты ракет средней дальности MATRA Super 530 и ракеты ближнего боя Magic 2. Черный цвет обтекателя РЛС указывает на ранний выпуск самолета - S1/S3; машины позднего выпуска имеют обтекатели серого цвета.
Почти полностью оснащенная двухместными машинами, эскадрилья EC 2/2 "Cote d'Or" в Дижоне была "специализированным" оператором многоцелевых учебно-боевых истребителей Mirage 2000B во французских ВВС. До 1998 года она обеспечивала переучивание пилотов на самолет Mirage 2000, но в 1998 году подготовку пилотов перенесли на авиабазу Оранж. В настоящее время эскадрилья вооружена вариантом 2000-5F, начавшим службу в "Cote d'Or" в начале 2000 года. Представленный на фотографии борт 522 2-FY - это Mirage 2000B-S4-2, используемый испытательным центром ВВС (CEAM) в Мон-де-Марсан.
Весь парк самолетов Mirage 2000N ВВС Франции сосредоточен в двух подразделениях (EC 1/4 и EC 2/4), базирующихся в Люксёй. На снимке: 2000N из EC 1/4 "Dauphine", несущий на киле изображение эмблемы 2-й эскадрильи - гончей (Levrier). В 1990 году EC 1/4 поменяла свои 2000N-K1 на N-K2, способные нести также обычное оружие.
С конца 1990-х годов Mirage 2000N использовались исключительно в качестве носителей ядерных ракет ASMP (Air-Sol Moyenne Portee, ракета "воздух-поверхность" средней дальности). Эта ракета, которую также может нести многоцелевой истребитель Rafale, имеет боеголовку мощностью 150 км или 300 км. Дальность полета может достигать 300 км в зависимости от высоты пуска.
У Mirage 2000N-K1 отсутствуют блоки сброса ловушек Spirale в обтекателях в хвостовой части фюзеляжа, хотя сами обтекатели установлены. Вариант N-K1, как этот самолет из эскадрильи EC 1/4, мог нести только ракету ASMP.
Mirage 2000D можно отличить от 2000N по отсутствию ПВД на обтекателе РЛС, более высокому гаргроту между выхлопом охлаждающего воздуха и основанием киля и наличию антенн системы РЭБ ICMS Mk 2EW в верхней части киля. На снимке самолет из эскадрильи EC 3/3 "Ardennes".
Mirage 2000D из эскадрильи EC 1/3 "Navarre"/2e Escadrille Gypaete несет ракету "воздух-поверхность" AS30L и ТВ-/ИК-контейнер Thomson-CSF PDLCT. На центральном узле подвески расположен ПТБ RPL 522. Под левым крылом обычно подвешивается ПТБ RPL 541, чтобы уравновесить 520-кг ракету AS30L. В качестве альтернативы 2000D может нести бомбы с лазерным наведением MATRA/BAE Dynamics BGL 1000 или ракету Apache AP с турбореактивным двигателем.
Обычно основным оружием дальнего действия для Mirage 2000D и 2000N-K2 является крылатая ракета MATRA/BAe Scalp-EG (Emploi General/General Purpose). Она оснащена инерциальной и спутниковой системами наведения, комбинированными с системой следования рельефу местности. Также установлена ИК ГСН с системой автоматического распознавания целей.
Французский Mirage 2000D во время боевого вылета в Афганистане. Самолет несет пару 227-кг бомб с лазерным наведением GBU-12, подсветка целей для которых осуществляется с помощью отдельного контейнера-целеуказателя Damocles, расположенного под правой частью крыла. Во время операций в Афганистане и реже в Ливии французы регулярно использовали вооружение НАТО.
Dassault Mirage 2000B. Этот Mirage 2000B служил в истребительной эскадрилье EC 3/2 "Alsace", базировавшейся в середине 1980-х годов в Дижон-Лонгвик. Эскадрилья EC 3/2, вторая из трех эскадрилий истребительной авиаэскадры EC 2, вооруженных Mirage 2000, получила этот самолет 12 марта 1985. Он стал первым из четырех учебных Mirage 2000B этой эскадрильи. В марте 1985 года после завершения обучения эскадрилья была объявлена боеготовой, а позднее разделена на два звена - "Strasbourg" и "Mulhouse". После этого учебные машины в середине 1986 года были переданы эскадрилье EC 2/2.
Mirage 2000N-K2
Авиакомпании "Simmons Airlines" и "Flagship Airlines" использовали свыше 40 Shorts 360 в рамках обширной сети местных авиаперевозок "American Eagle". Это один из первых лайнеров, поступивших в "Simmons" в 1982 году. Получивший обычное оперение и улучшенные обводы, Shorts 360 выглядел менее функциональным, но более элегантным, чем 330-й.
"Mississippi Valley Airlines" обслуживала западные районы США и располагала небольшим флотом Shorts 330. В 1985 году эта авиакомпания объединилась с "Air Wisconsin".
Как и многие проекты компании "Piper", PA-44-180 Seminole оснащен Т-образным оперением. Seminole предлагался покупателям и в 2012 году.
В состав стандартного оснащения Malibu Meridian входят усовершенствованная современная "стеклянная" кабина и интегрированные навигационные системы.
Eurofighter GT (German Trainer), JG 74. В марте 2010 года база в Лаге стала «домом» для всего парка самолетов Eurofighter Люфтваффе. К базировавшейся там JG 73 «Steinhoff» присоединилась JG 74. В июне в Лаге прибыли самолеты подразделения Jagdbombergeschwader 31 «Boelcke». Централизованные операции из Лаге продолжались до февраля 2011 года, когда JG 74 и JBG 31 вернулись к местам своей постоянной дислокации.