Поликарпов И-16 тип 18 (29)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 18 (29) - 1939 - Россия
Страна: Россия
Год: 1939


Одноместный истребитель
Описание:
И-16 тип 18 (29)
И-16
Фотографии:

Цветные фото (10)

И-16 тип 18 (29)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
   - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
   - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
   - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
   - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
   - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
   - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
   - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
   - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
   - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.


И-16 тип 24||
Размах:||9,0 м
Длина:||6,04 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1912 кг
Максимальная скорость:||489 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||700 км

И-16

<...>
   Совершенствование самолета, в основном касавшееся силовой установки и вооружения, продолжалось до завершения серийного производства в 1939 году. Выпуск И-16 был возобновлен в 1941-1942 годах.
   Последние варианты И-16 оснащались двигателем М-63 мощностью 1100 л. с. (820 кВт). Всего было построено 10292 самолета, включая двухместные учебные машины.
<...>
   И-16 активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.
   Советские пилоты зачастую практиковали воздушные тараны по вражеским самолетам, рискуя своей жизнью, чтобы уничтожить противника.
   Самолет был снят с вооружения лишь в конце 1943 года. И-16 стал первым в мире свободнонесущим истребителем-монопланом с убирающимся шасси, запущенным в крупносерийное производство.
   Ко времени Второй мировой войны он уже устарел, но надежная конструкция и мощное вооружение делали его грозным оружием в руках опытных пилотов.
  

Варианты

<...>
   И-16 Тип 18: запущен в серию в 1939 году; 920-сильный (686 кВт) радиальный ПД М-62 с двухступенчатым нагнетателем; мог нести два ПТБ; вооружен четырьмя пулеметами ШКАС
   И-16 Тип 24: поступил на вооружение в конце 1939 года; машины раннего выпуска оснащались ПД М-62, позднего - 1100-сильным (820 кВт) М-63; крыло усилено, увеличенные ПТБ; большинство укомплектованы радиостанциями РСИ-1 или РСИ-3 и кислородным оборудованием
   И-16 Тип 28 и Тип 30: как тип 24, но с безредукторным двигателем М-63
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   И-16

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один радиальный ПД М-62 мощностью 1000 л. с. (746 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 490 км/ч; потолок 9470 м; дальность полета 600 км
   Масса: пустого снаряженного 1475 кг; максимальная взлетная 2060 кг
   Размеры: размах крыла 8,88 м; длина 6,04 м; высота 2.41 м; площадь крыла 14,87 м2
   Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета ШКАС, два в носовой части и два в крыле; на некоторых самолетах крыльевые пулеметы заменяли 20-мм пушками ШВАК; иногда в фюзеляже устанавливался дополнительный пулемет УБ; бомбовая нагрузка до 200 кг под крылом или шесть ракет РС-82
В полете полноразмерная реплика советского истребителя И-16 из коллекции Tidewater Tech Aviation School (www.fighterfactory.net)
Одним из самых ярких и грандиозных проектов, поддержанных фондом AFC, стало восстановление знаменитых самолетов Поликарпова И-16 (фото) и И-153.
В конце 1990-х годов в России по заказу новозеландца Тима Уоллиса были восстановлены до летной годности шесть машин И-16. В настоящее время они - единственные в мире летные экземпляры знаменитого самолета. Впоследствии два из них были проданы в США, а один -- в Испанию.
И-16 и МиГ-3, восстановленные компанией «Авиареставрация» из Новосибирска. Эти летающие раритеты создавались на основе оригинальных чертежей с использованием элементов аварийных самолетов.
Взлетающий И-16. Хорошо видны тяги системы привода уборки и выпуска стоек шасси. Уборка стоек выполнялась вручную летчиком, вращавшим рукой после взлета силовой привод что на малой скорости и высоте было довольно неудобно.