RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Россия

Год : 1933

Варианты

И-15 и И-15бис "Чайка"

   Разработанный на базе самолета И-5, прототип истребителя-биплана ЦКБ-3 был создан бригадой Н.Н. Поликарпова в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ).
   Самолет ЦКБ-3 получил характерное верхнее крыло с изломом центроплана типа "чайка", I-образные подкосы и стойки шасси консольного типа с возможностью установки обтекателей на колеса. Учитывая острую нужду советских ВВС в новом одноместном истребителе, разработка шла очень быстро, и В. П. Чкалов поднял машину в воздух уже в октябре 1933 года.
   ЦКБ-3 был оснащен импортным радиальным ПД Wright SGR-1820-F3 Cyclone мощностью 710 л. с. (529 кВт) с капотом Тауненда. Интенсивные испытания завершились успешно, и в 1934 году самолет был запущен в серию. Но из-за отсутствия необходимого количества двигателей подходящей мощности 404 истребителя И-15 "Чайка", построенных до 1936 года, были оснащены 480-сильными (358 кВт) радиальными моторами М-22, и их максимальная скорость была ограничена 320 км/ч.
   Следующие 59 самолетов были оснащены ПД SGR-1820-F3 Cyclone с винтами Hamilton, импортированными из США. Прототип этого варианта под обозначением ЦКБ-3бис прошел испытания в ноябре 1935 года. На облегченном ЦКБ-3бис летчиком Владимиром Коккинаки 21 ноября был установлен советский рекорд высоты - 14 575 м. Все серийные самолеты были вооружены двумя синхронными пулеметами ПВ-1, но завершившие выпуск 270 истребителей И-15, с советскими ПД М-25 и винтами АВ-1 (лицензионный вариант ПД Wright и винта Hamilton), имели четыре пулемета. Последние И-15 были поставлены в 1937 году, и, вероятно, на части самолетов более ранних выпусков двигатель М-22 был заменен на М-25.
   И-15 отличался высокой маневренностью. В 1938 году он успешно использовался против японцев на границе с Маньчжурией, и значительное число этих машин было поставлено республиканскому правительству Испании в ходе гражданской войны.
   Первые И-15 прибыли в Картахену в октябре 1936 года, а всего к концу 1937 года было поставлено 155 самолетов. И-15 хорошо зарекомендовали себя в Испании, где их под конец войны вооружали парой более эффективных пулеметов ШКАС. Получившие в Испании прозвище "Chato" (курносый), истребители И-15 поступили на вооружение четырех эскадрилий, где на них помимо советских и испанских пилотов летали и добровольцы из других стран. Государственные испанские авиазаводы также построили 287 истребителей по лицензии, но многие из них в некомплектном состоянии (без двигателей и вооружения) попали в руки националистов после завершения гражданской войны в марте 1939 года.
<...>

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии