Мировая Авиация 32
-
И-15. Служба И-15 в советских ВВС была относительно недолгой. Сомнения в целесообразности крыла типа "чайка" привели к скорой замене этой машины на И-15бис с обычным прямым верхним крылом.
Предельно облегченный И-15 Владимира Коккинаки установил рекорд высоты в ноябре 1935 года.
Поликарпов сконструировал И-15 (фото) с верхним крылом типа "чайка", что позволяло крепить корневую часть крыла непосредственно к фюзеляжу. Такое расположение улучшало обзор прямо вперед и вверх и позволило отказаться от стоек между крылом и фюзеляжем, увеличивающих лобовое сопротивление. Однако пилоты жаловались на недостаточно хороший обзор вперед и вниз, в то время как инженеров больше волновали аэродинамические качества и прочность конструкции.
Этот И-152 несет стандартную окраску и обозначения, принятые в ВВС РККА в середине 1930-х годов. Как и всем советским истребителям, самолетам Поликарпова зимой приходилось взлетать с покрытых снегом взлетных полос, используя при этом лыжи вместо колес. Спереди и сзади лыжи поддерживались в горизонтальном положении во время полета с помощью резиновых жгутов-растяжек.
Первый опытный И-15бис. Начало испытаний, лето 1937 г.
Самолет И-15бис имел верхнее крыло обычной конфигурации с центропланом на стойках. Но к тому времени испытания в аэродинамической трубе доказали, что крыло типа "чайка" обладает лучшими аэродинамическими свойствами. Оно и было использовано в конструкции самолета И-153 - преемника И-15бис.
После постройки в Новосибирске шести полноразмерных летающих копий самолетов И-16, первая из которых поднялась в воздух в 1995 году, организация "Коллекция истребителей Alpine", размещающаяся в Ванаке (Новая Зеландия), профинансировала изготовление трех "Чаек". "Красная десятка" была первым законченным экземпляром, на фотографии она совершает испытательный полет в России в сентябре 1997 года.
YA-10B: ночная/всепогодная модификация. Компания "Fairchild" переделала первый предсерийный самолет YA-10A в ночную/всепогодную машину YA-10B. Основным изменением в конструкции, помимо введения второго члена экипажа, было увеличение размеров вертикального оперения. Самолет оснащался навигационной системой LN-39 INS и радиовысотомером AN/APN-194, но бронезащита задней кабины отсутствовала.
YA-10 несет тяжелый груз из шести ракет AGM-65 Maverick во время одного из первых учебных полетов. Этот прототип изначально летал с 20-мм пушкой M61A1 Vulcan вместо запланированной CAU-8/A Avenger.
Первым подразделением, получившим A-10, стало 355-е тактическое истребительное авиакрыло, считавшееся учебным подразделением. Вскоре его самолеты совершили тур по Европе. Однако вовремя показа на Парижском авиасалоне 3 июня 1977 года летчик-испытатель компании "Fairchild" Сэм Нельсон погиб, когда его самолет (на фотографии) врезался в землю при выполнении серии петель на малой высоте.
Вид спереди самолета A-10 позволяет увидеть важные детали его конструкции. Для выживания под зенитным огнем требовалось, чтобы двигатели размещались дальше друг от друга и были частично экранированы элементами планера.
A-10 имел несколько схем окраски, прежде чем ВВС США заменили первоначальную светло-серую на зеленую с серой. Окраска, известная под названием Charcoal Lizard, стала стандартным камуфляжем на многие годы. В конце 1990-х самолет вернулся к прежней схеме окраски - полностью серой.
Четвертый предсерийный самолет прошел эксплуатационную оценку. Как и все предсерийные машины, он изначально оснащался пушкой GAU-8/A, установка которой потребовала смещения вправо передней стойки шасси.
Ar 240V3 имел ряд изменений по сравнению с первыми двумя прототипами. В частности, на нем были установлены турели FA 73. Во многих отношениях Ar240 безусловно превосходил Me210, но к тому времени когда были решены все проблемы "двестидесятый" уже вполне успешно воевал. На снимке показан Ar240V-3 перед одним из испытательных полетов. Туннельные коки винтов и дистанционные огневые точки еще не установлены.
Истребитель-бомбардировщик F-4 Phantom II пролетает над окруженными американскими солдатами, чтобы нанести бомбовый удар по осаждающему их противнику. В ходе таких операций связь между пилотами и подразделениями на земле имела жизненно важное значение.
Помимо оказания непосредственной авиационной поддержки морской пехоте, самолеты F-4 Phantom II из 542-й истребительно-штурмовой эскадрильи решали задачи по поддержке других родов войск. Летая над Южным Вьетнамом, они часто несли бомбы вместо ракет класса "воздух-воздух".
Пара самолетов F-16C Fighting Falcon, приписанных к 27-му истребительному крылу, авиабаза ВВС Кэннон, Нью Мексико, выполняет полет над полигоном Невада в ходе учений "Red Flag 04". F-16 из эскадрилий ВВС США, ВВС национальной гвардии и учебно-резервных эскадрилий во время этих учений готовились к предстоящим боевым операциям.
Части F-16 составляли костяк ВВС Экспедиционных сил (AEF). F-16 впервые участвовали в составе AEF в операции "Provide Comfort II" в 1995 году, а годом позже - в операции "Southern Watch". Они продолжили свою службу в Ираке и в Афганистане.
Самолет модификации F-16C Block 30 эксплуатируется в 132-м истребительном крыле на авиабазе ANG в Дес Мойнес, штат Айова.
Размещавшаяся на авиабазе ВВС Неллис тактическая группа F-16 обозначения противника "Aggressors" 414-й эскадрильи имитируют вражеские самолеты в ходе учений "Red Flag". Поэтому они несут окраску потенциальных противников, таких как самолеты МиГ-29, участвовавших в боевых действиях на Ближнем Востоке.
В начале 2009 года ВВС Национальной гвардии (ANG) насчитывали около 550 самолетов F-16, числящихся в резерве. Обозначение WI в хвостовой части самолетов означает, что они принадлежат 115-му истребительному крылу с авиабазы ANG в Висконсине.
Включение F-16 в состав пилотажной группы "Thunderbirds" сделало группу более мощной и маневренной. Благодаря отличному обзору из кабины, F-16 оказался прекрасной машиной для сложного группового пилотажа. Самолеты оснащались генераторами дыма (для указания траектории), установленными в отсеках вооружения.
F-117 выпускался отделением "Skunk Works" фирмы "Lockheed" в Палмдзйле, штат Калифорния. Следуя своим принципам, производители передали заказчику 59 серийных F-117A Nighthawk точно в срок, уложившись при этом в удивительно малый бюджет для столь сложного самолета.
Благодаря необычной форме, уникальным средствам противодействия РЛС и повышенной секретности, а также отличной разработке и удачному участию в операции "Буря в пустыне", Lockheed F-117 Nighthawk стал самым известным военным самолетом в мире. Способный незаметно проникать в воздушное пространство противника, он мог использовать сложную систему обнаружения и целеуказания для нанесения точечных ударов пожизненно важным объектам.
Разработка F-117 была одной из наиболее секретных программ ВВС США. Начав свой жизненный цикл в мире ночных полетов на тайной базе Тонопа, F-117 постепенно влился в ряды обычных боевых средств, хотя многие основные технологические приемы и технические решения остались секретными. Получивший официальное название Nighthawk, но известный также как "Stink Bug" ("Жук-щитовик"), F-117 был снят с вооружения 11 марта 2008 года. Оставшиеся самолеты поставлены на консервацию на базе Тонопа.
Установленные в носовой части ИК-датчики станции переднего обзора FLIR использовались для обнаружения цели. В дополнение к этому в верхней системе FLIR также имелся выверенный лазерный целеуказатель. Блоки обеих ИК-систем переднего и нижнего обзора были взаимозаменяемы.
ИК-система нижнего обзора DLIR использовалась для нанесения удара, ее подвес нес лазерный целеуказатель для наведения соответствующих боеприпасов. Оба подвеса часто отворачивались назад, для защиты оптики.
Для Nighthawk выбирали самых лучших пилотов из различных подразделений, преимущественно истребительных, но могли и из экипажей бомбардировщиков Стратегического командования. Процедура отбора была такой же жесткой, как для экипажей разведчиков SR-71. При отборе оценивались не только летное мастерство, но и такие качества, как психическая уравновешенность. Благодаря тесным связям между США и Великобританией, пилоты Королевских ВВС были единственными неамериканскими экипажами, допущенными к полетам на F-117.
F-117A Nighthawk. Самолет Nighthawk несет маркировку 49-го истребительного крыла с авиабазы Холломэн, Нью Мехико. Эта авиачасть сформирована 10 августа 1948 года и начала службу 18 августа на авиабазе Мисава в Японии. Она была укомплектована самолетами P-51 Mustang и F-80 Shooting Star. В Корейской войне авиакрыло было вооружено истребителями F-84 Thunderjet, а в 1953 году перебазировалось во Францию и Германию. В дальнейшем на его вооружении находились F-86 Sabre, F-100 Super Sabre, F-105 Thunderchif и F-4 Phantom II. В 1968 году 49-е крыло было переведено в Холломан, в 1972-м выполняло боевые вылеты в юго-восточной Азии. В октябре 1977 года авиакрыло стало получать самолеты F-15 Eagle и вооружало ими 7-ю, 8-ю и 9-ю тактические истребительные эскадрильи вплоть до 1992 года, когда начались поставки F-117. Самолеты Nighthawk были выведены из эксплуатации в марте 2008 года.
F-117A Nighthawk
Caravelle III. Итальянская авиакомпания "Alitalia" была одним из крупнейших эксплуатантов Caravelle. В 1965 году она располагала 21-й такой машиной. Самолет I-DAXA относился к Series III. Он получил название Altair и поступил в эксплуатацию в апреле 1960 года. Позже его довели до стандарта Series VIN, оснастив двигателями Avon RA.29/6 Mk 531, и в конце 1960-х годов передали дочерней фирме "Alitalia" - SAM. В конце концов, I-DAXA был продан эквадорской компании SAETA, сменил обозначение на HC-BAD и до списания базировался в Кито.
Второй прототип F-WHHI совершил ряд рекламных полетов над Европой, Северной и Южной Америками, что способствовало успешной продаже машины.
Ближайший самолет был продан "Air Algerie" в марте 1960 года и в феврале следующего доведен до стандарта Series III.
Самолет Caravelle VIN YU-AHB, изначально предназначенный для авиакомпании "TWA" как часть впоследствии отмененного заказа, был оснащен двигателями Mk 531 Avon со специальным оборудованием для снижения уровня шума.
Предпродажные туры над США привлекли интерес к Caravelle и принесли свои плоды, когда компания "United American" стала первым американским покупателем самолета.
Прямое попадание северовьетнамской минометной мины в самолет C-130E из 345-й тактической авиационной эскадрильи (TAS) 314-го тактического авиакрыла ВВС США. Такая картина была привычной для осажденного гарнизона Хе-Сан.
Самолет North American F-100 Super Sabre чаще других машин оказывал поддержку американским войскам во время вьетнамской войны. На фотографии F-100 сбрасывает бомбу на предполагаемое замаскированное укрепление противника.
Самолет Douglas A-1 Skyraider оказывает помощь сухопутным войскам США. Такие задачи A-1 выполнял эффективно благодаря возможности длительного патрулирования, небольшой скорости и значительной боевой нагрузке.
1894: сконструированный и построенный Хайремом С. Максимом биплан, испытывавшийся на рельсовой направляющей, был самым большим летательным аппаратом, обладавшим способностью подниматься в воздух. 31 июля во время испытаний биплан с двумя паровыми двигателями мощностью 180 л. с. (60 кВт) прошел по направляющей 550 м и поднялся в воздух на 60 см.
Самолет Х.Максима на стартовой установке. 1894г. Размеры биплана Хайрема Максима производят впечатление и сейчас, а в конце XIX века он казался настоящим гигантом.
Maxim’s biplane (31 July 1894).
Октав Шанют: пионер планеров. 1832-1910: американец Октав Шанют. ставший наряду с Отто Лилиенталем и Перси С. Пилчером одним из пионеров планеризма, родился в Париже в 1832 году. В 1894 году он опубликовал книгу "Progress in Flying Machines" ("Развитие летающих машин"), ставшую первым изданием об истории полетов на аппаратах тяжелее воздуха. В 1896 году начал разработку и постройку улучшенного дельтаплана в стиле Лилиенталя и после экспериментов с мультипланами с восемью парами поворотных крыльев и верхней фиксированной поверхностью создал классическую, удачную конструкцию биплана. Испытательный полет планеров Шанюта (на фотографии) проводил Аугустус М. Геринг, поскольку Шанют был уже слишком стар. Пионер конструкции биплана и вдохновитель братьев Райт, Шанют. в отличие от Лилиенталя и Пилчера, дожил до практического применения своих разработок и умер в 1910 году.
Аппараты Aerodrome Лэнгли. 1896: американский математик и физик Сэмюэль Пирпонт Лэнгли (родился в Массачусетсе в 1834 году, умер в 1906-м) осуществил первый подтвержденный полет беспилотного летательного аппарата тяжелее воздуха. Модели планеров Aerodrome 5 с размахом крыльев 4,25 м (на фото) и Aerodrome 6, запущенные со второго этажа плавучего дома на реке Потомак возле Куантико, набирали высоту до 1280 м. Каждая модель была оснащена паровым двигателем, установленным в средней части фюзеляжа и приводившим во вращение два воздушных винта. В 1898 году Лэнгли получил государственную субсидию $50000 на разработку полномасштабного летательного аппарата Aerodrome с размахом крыльев 14.6 м, который был закончен к 1903 году.
Модель планера Aerodrome 5 с размахом крыльев 4,25 м
1901: Уилбур и Орвилл Райт, построив свои планеры в велосипедном магазине городка Дайтон, штат Огайо, приехали для их испытаний в Кити Хок, Северная Каролина, чтобы использовать часто дующий там сильный ветер.
Когда в 1980-х годах IT-рынок продаж билетов в период отпусков стал расширяться, германская чартерная и специализированная авиакомпания IT "Condor" начала скупать широкофюзеляжные самолеты. Среди них были самолеты A300 и A310, хотя с 1990 года все европейские машины были заменены самолетами Boeing 757 и 767.
A310 стал первым западным самолетом, приобретенным компанией "Аэрофлот" в 1992 году. Он заменил советские самолеты - Ту-154, Ил-62 и Ил-86 - на рейсах в Европу и Северную Америку.
В 2009 году авиакомпания "Air India" продолжает использовать свои восемь A310-300 на ближне- и среднемагистральных маршрутах. Самолет на фотографии несет экспериментальный вариант окраски.
Два самолета A310-300, приобретенные в 1991 году, использовались бывшей авиакомпанией "Чехословацкие национальные авиалинии" (CSA). После распада страны самолет перешел в компанию "CSA Czech Airlines" и пока остается пригодным к полетам.
"Delta Air Lines". Большая часть самолетов A310 досталась "Delta Air Lines" после покупки части имущества "Pan Am". В дальнейшем "Delta Air Lines" сделала собственный заказ на восемь новых A310 (еще один, вероятно, был взят из заказа ликвидированной "Pan Am"). Любые заказы, получаемые компанией "Airbus" от американских перевозчиков, были существенной победой над "Boeing". Фирма "Delta" не планировала дальнейших закупок европейских машин, подписав в 1995 году эксклюзивное соглашение с "Boeing". "Delta" начала выполнять на A310 полеты в 1991 году, а вывела из эксплуатации в 1996 году, но один A310-300F летал до 2000 года. К концу 1996 года все ее A310 были заменены на Boeing 767. Большинство самолетов A310 авиакомпании "Delta" перешли к "FedEx".
Компания "FedEx" использовала огромный парк самолетов A310. Некоторые из ее A310-200F и все A310-300F были переделаны в грузовые путем установки большого грузового люка в левом борту передней части фюзеляжа.
Конкурент A-10 - самолет Northrop YA-9. Несмотря на его высокую эффективность, во время опытов по перевооружению выявились проблемы с его высокорасположенным крылом. Два построенных экземпляра после испытаний были отправлены в музеи.
Королевская школа летчиков-испытателей в Боскомб-Дауне получила три самолета Hawk. Два использовались для обычных тренировок, а третий был модифицирован в самолет с переменной устойчивостью (ASTRA) для имитации управления различными типами самолетов.
234-я эскадрилья 1-го подразделения тактического вооружения, базировавшаяся в Броуди, была одной из четырех эскадрилий, служивших в качестве учебных и запасных для подразделений тактических вооружений, и летала на Hawk T.Mk 1А.
Окраску самолетов - "учебную" (красная с белым), зелено-серую у самолетов для отработки действий с оружием и серую у Hawk объектовой ПВО - заменили в 1990-х годах на полностью черную. Только в группе "Red Arrows" окраска осталась прежней.
Совершенствуясь по мере эксплуатации в Королевских ВВС, Hawk использовались для выполнения новых задач. Среди них была имитация вражеских самолетов в учебных воздушных боях. Этим занималась 100-я эскадрилья, имеющая эмблему в виде черепа.
Самолет Hawk стал во всем мире синонимом пилотажной группы RAF "Red Arrows" ("Красные стрелы"). Ее машины оснащались системами дымопуска для обозначении траектории полета, а рукоятки управления двигателями были модифицированы для обеспечения большей чувствительности.
Первый Hawk, облетанный Дунканом Симпсоном, на площадке в Дансфолде в августе 1974 года. Схема окраски обычная, красная с белым, как и у других учебных самолетов RAF.
С самолета Vega началась история некоторых авиакомпаний. Этот реконструированный экземпляр представляет одну из наиболее известных компаний "Varney Speed Lines", предшественницу современной "Continental".
Благодаря своим высоким летным данным Vega пользовался популярностью у многих авиакомпаний, коммерческих фирм, представителей власти и просто состоятельных людей.
Первые самолеты Vega оснащались незакапотированными поршневыми двигателями Wright Whirlwind J5 или J6. Самолет на снимке, проданный в Норвегию, демонстрирует свою универсальность, используя лыжное шасси.
Уникальный Orion-Explorer соединил в себе фюзеляж Orion и крыло недостроенного Model 7. Уили Пост и Уилл Роджерс погибли на этой машине во время кругосветного полета.
9 октября 1897г. пилотируемый летательный аппарат Eole француза Клемана Адера, оснащенный паровым двигателем, совершил "подскок", впервые оторвавшись от земли.
1889: современная реконструкция планера Hawk Перси С. Пилчера, потерпевшего катастрофу в Маркет Харборо 30 сентября. Несмотря на разработку легкого двигателя мощностью 4л.с.(3 кВт) для установки на летательных аппаратах, в день гибели Пилчера планер взлетел, буксируемый упряжкой лошадей.
Этот ранний Ar 234B-1 из подразделения особого назначения "Sperling" ("Воробей"), базировавшегося в Рейне в конце 1944 года, несет подкрыльевые ракетные ускорители взлета Walter HWK 500A-1 Rauchgerate.
Самолет Ar 234 V13, построенный как прототип для серии "В", позже переделали для испытаний серии "С".
Некоторые "одномоторники" фирмы "Lockheed" использовались для военных нужд, как, например, этот Altair, построенный в Детройте. Под обозначением Y1C-23 он служил в качестве скоростной связной машины.
Несмотря на сравнительно небольшое количество проданных экземпляров, Altair завоевал репутацию первоклассной машины с отличными летными качествами. Самолет, изображенный на фотографии, купила редакция японской газеты "Маиничи".
Двухместный учебный самолет с тандемным размещением пилотов Ar 396 был разработан во Франции.
Спортивный самолет L.I имел двухместную открытую кабину тандемного типа.
Переделанное шасси и складные консоли крыла отличали L IIa (на фото) от L II.
S la был в целом схож с S I, но имел другой мотор.
Ряд изменений привел к появлению Arado S III. Все три модели были построены в ограниченном количестве.
Благодаря изменениям в конструкции, увеличению мощности двигателя и переделке кабины из S I получился SC I.
Весьма многообещающий истребитель SD I не был запущен в серию. Предпочтение отдали улучшенному SD II.
Самолет SD II с необычным для того времени трехлопастным воздушным винтом оказался неудачным из-за плохой управляемости. Винт был сделан из дерева, что хорошо видно на фотографии.
Самолет SD III представлял собой SD II с безредукторным вариантом двигателя и двухлопастным винтом вместо трехлопастного.
В 1929 году успешно прошли испытания прототипа SSD I со специально укрепленным каркасом для сохранения прочности после множества запусков с корабельной катапульты. Но на этот привлекательный истребитель так и не поступило ни одного заказа.
Учебный гидросамолет W II сыграл свою роль в становлении германских Люфтваффе.
22 августа 2008г.: первый полет на заводском аэродроме "BAE Systems" в Уортоне выполнил BAE Systems Hawk T.Mk 2 (серийный ZK012), известный также под обозначением Hawk Mk 128. Это первый из 28 заказанных британскими ВВС учебно-тренировочных самолетов. Обучение пилотов на самолетах Hawk T.Mk 2 начнется в 2011 году. Их авионика способна имитировать комплекс авиационного вооружения, генерируя соответствующие знаки и сигналы при его применении.