Поликарпов И-16 / ЦКБ-12
Варианты:
Поликарпов - И-16 / ЦКБ-12 - 1933 - Россия
Страна: Россия
Год: 1933


Описание
Фотографии
И-16

   К разработке прототипа нового одноместного истребителя ЦКБ-12 группа Н.Н. Поликарпова, работавшая в Центральном конструкторском бюро, приступила весной 1933 года. Самолет представлял собой свободнонесущий низкоплан с радиальным поршневым двигателем, с несколько кургузым деревянным фюзеляжем-монококом и металлическим крылом с элеронами большого размаха. Стойки шасси убирались вручную по направлению к фюзеляжу. Прототип, оснащенный 480-сильным (358 кВт) ПД М-22, совершил первый полет 31 декабря 1933 года.
   Истребитель ЦКБ-12бис с импортным двигателем Wright SR-1820-F3 Cyclone мощностью 710 л. с. (529 кВт) совершил первый полет 18 февраля 1934 года. С двигателем М-22 максимальная скорость составляла 359 км/ч у земли, a Cyclone позволял развивать скорость 437 км/ч на высоте 3000 м.
   Серийный самолет, получивший обозначение И-16, был очень строг в управлении, но его высокие скорость и скороподъемность обеспечили поддержку военных. Была построена опытная партия из 30 машин с моторами М-22, десять из них приняли участие в первомайском воздушном параде в Москве в 1935 году.
   Совершенствование самолета, в основном касавшееся силовой установки и вооружения, продолжалось до завершения серийного производства в 1939 году. Выпуск И-16 был возобновлен в 1941-1942 годах.
   Последние варианты И-16 оснащались двигателем М-63 мощностью 1100 л. с. (820 кВт). Всего было построено 10292 самолета, включая двухместные учебные машины.
   С 1935 года советским ВВС поставлялись серийные И-16 Тип 4 (с импортным ПД Cyclone) и Тип 5 (с ПД М-25). Поставки варианта И-16 Тип 5 ВВС испанских республиканцев начались в октябре 1936 года, а за ним последовали варианты Тип 6 (с мотором М-25А) и Тип 10 (с М-25В). И-16 Тип 5 и 6 получили в Испании прозвище "Mosca" (мушка), а Тип 10 - "Super Mosca". Всего в Испанию было поставлено 278 самолетов И-16, а еще десять машин варианта Тип 10 были собраны по лицензии компанией "Hispano-Suiza" до капитуляции правительственных сил в марте 1939 года. Еще 30 самолетов было построено уже при режиме Франко.
   И-16 хорошо зарекомендовал себя в боях, но тактика, применяемая его пилотами, в основном советскими добровольцами, не позволяла в полной мере использовать скорость и скороподъемность машины. После окончания гражданской войны франкистам достались два И-16 Тип 5 и 30 полусобранных планеров. Самолеты были переданы в летную школу в Морго, но из-за строгости в управлении там они практически не использовались до 1944 года, когда их отправили в строевые части.
   Советские И-16 воевали в Китае против японцев, вторгнувшихся в 1937 году, поступив на вооружение двух эскадрилий, ранее оснащенных И-15бис. В начале 1938 года И-16 Тип 10 стали поступать на вооружение китайских частей, а в 1939 году советские И-16 вели ожесточенные бои с истребителями японской Армии во время конфликта на реке Халхин-Гол на границе с Маньчжурией.
   И-16 активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.
   Советские пилоты зачастую практиковали воздушные тараны по вражеским самолетам, рискуя своей жизнью, чтобы уничтожить противника.
   Самолет был снят с вооружения лишь в конце 1943 года. И-16 стал первым в мире свободнонесущим истребителем-монопланом с убирающимся шасси, запущенным в крупносерийное производство.
   Ко времени Второй мировой войны он уже устарел, но надежная конструкция и мощное вооружение делали его грозным оружием в руках опытных пилотов.
  

Варианты

   И-16 Тип 1: около 30 построено для испытаний; ПД М-22; два 7,62-мм пулемета ШКАС в крыле; иногда использовалось обозначение И-16М-22
   И-16 Тип 4: первый основной серийный вариант с импортным ПД Wright Cyclone; обтекаемые створки ниш шасси; 8-мм бронеспинка у пилота
   И-16Ш: прототип штурмовика ЦКБ-18 с дополнительным бронированием и вооружением из четырех пулеметов ШКАС; серийно не строился
   И-16СПБ: И-16 использовались в экспериментах B.C. Вахмистрова с подвесными истребителями, начиная с системы "Звено 6", состоявшей из бомбардировщика ТБ-3 и двух истребителей И-16 Тип 1 под его крылом; "Звено 7" 1935 года состояло из ТБ-3 с двумя бипланами И-5 на крыле, моноплана Григорович И-Z на трапеции между стойками шасси и двух И-16 под крылом. Затем Вахмистров создал вариант "Звено 6 СПБ", состоявшее из ТБ-3 с двумя доработанными И-16 Тип 5, вооруженными парой 250-кг бомб. Эти скоростные пикирующие бомбардировщики, получившие обозначение ЦКБ-29 (И-16СПБ), с 1938 года использовались авиацией ВМС Черноморского флота. В 1941 году они нанесли удары по объектам в Румынии, включая Черноводский мост через Дунай, а в 1942 году - по другим точечным целям
<...>
Первый опытный экземпляр истребителя ЦКБ-12, декабрь 1933 г.
Серийный истребитель И-16 М-22 (И-16 тип 4) постройки завода №39
И-16 тип 4 командира 119-й АЭ 70-го отдельного истребительного отряда И.Т.Еременко. Баку, весна 1936г.
Составной пикирующий бомбардировщик СПБ из состава 32-го иап ВВС ЧФ, июнь 1941г.
Испытания ЦКБ-12 с мотором М-22 в Крыму
Первый опытный образец истребителя ЦКБ-12, в дальнейшем - И-16. Весна 1934г.
Первый опытный самолет ЦКБ-12
ЦКБ-12 с мотором Райт «Циклон»
Опытный ЦКБ-12бис. В кабине - Валерий Чкалов
Опытный И-16 М-22.
Отработка уборки шасси на ЦКБ-12бис.
Серийный истребитель И-16 М-22 постройки завода №39
И-16 тип 4 в полете. Самолет отличается отсутствием створки на борту в кабине пилота, что нехарактерно для этого типа
Изношенный И-16 тип 4 стал наглядным пособием в авиатехнической школе
Виктор Талалихин (второй слева) рассказывает о своем таране немецкого бомбардировщика в небе Москвы
Летчик Петр Бондарец в кабине истребителя И-16
Сборка И-16 на 21-м заводе в Горьком
Ремонт И-16 на авиационном заводе
Восстановление поврежденных И-16 на ремонтной базе в Калуге. 1942 г.
В 1941-42 годах приходилось ремонтировать безнадежно устаревшие "ишаки", поскольку заменить их пока было нечем.
Советские механики готовят И-16 к перелету
Права основная опора шасси
Ниша левой опоры шасси
Звено
"Звено-6" с двумя истребителями И-16 с моторами М-22, конец 1935г.
The escort composite Z-6, introduced in 1936.
A Polikarpov I-16 suspended under a TB-3, as a Z-6 composite.
Истребитель-моноплан И-16 на подвеске под крылом ТБ-3
И-16 с подсоединенными шлангами системы дозаправки
Fuel and oil hoses from the mother-ship to the parasite.
The Z-7 composite was meant to be used for developing the technique of basing two I-16s on a mother-ship as well as starting from and hooking-up to it.
Fighter suspension point on the Z-7.
Hooking-up an I-16 to the trapeze proved to be complicated, and was not always a success.
Sometimes contact with the pylon on the I-16 was so violent that it sustained damage
Взлетает «Звено-7». ТБ-3 несет четыре истребителя
Кадры кинохроники, запечатлевшие подход и зацепление И-Z под ТБ-3. «Авиаматка» несет максимальное количество - пять самолетов: сверху 2 И-5, снизу 2 И-16 и И-Z.
«Паразитные» истребители. В середине 1930-х годов Владимиром Сергеевичем Вахмистровым была разработана система «Самолет - Звено»: доработанный тяжелый бомбардировщик должен был нести на себе несколько истребителей, которые поднимались в воздух при появлении вражеских самолетов. Существовало несколько вариантов, включая «Звено-1а» (ТБ-1 и два И-5 под крылом), «Звено-2» (ТБ-3 с одним, двумя или тремя И-5) и «Звено-7» (два И-5, два И-16 и один И-Z). Система «Звено-2» успешно прошла испытания в конце 1933 года, но на вооружение был принят вариант «Звено-СПБ» с двумя И-16 в роли легких бомбардировщиков на ТБ-3. На воздушном параде в Монино в ноябре 1935 года (на фотографии) пять истребителей удачно взлетели с ТБ-3. Бомбардировщик нес два И-5 на крыле, два И-16 - под крылом и один И-Z - под фюзеляжем.
An Aviamatka PVO air defence composite composed of a TB-3 with five fighters aboard.
И-16, подвешенный под крылом ТБ-3 на ферме, позволявшей отцепку и подцепку в полете
Two I-16SPBs (each with a pair of FAB-250 bombs) under the wing of a TB-3 (powered by AM-34RNs), as the Zveno-SPB composite
Финальным вариантом стал проект "Звено-СПБ" из ТБ-3 и двух истребителей И-16. Истребители в данном случае являлись пикирующими бомбардировщиками и несли по две 250-кг бомбы. Под вариант "Звено-СПБ" доработали шесть бомбардировщиков ТБ-3, которые в 1941 году использовались авиацией Черноморского флота. Самолеты И-16 из "Звена-СПБ" нанесли не менее 30 ударов по целям на территории Украины и Румынии.
"Звено-СПБ" на испытаниях в НИИ ВВС, 1938г.
Fighter-bomber I-16SPB during the process of suspension underwing. The wing-mounted hoist of the TB-3 can just be seen
Такая «экзотическая» боевая техника, как «Звено-СПБ», состояла на вооружении 52-го иап ВВС ЧФ
Одним из наиболее необычных вариантов применения И-16 был Составной пикирующий бомбардировщик (СПБ) - авиационная система, состоявшая из самолета-носителя ТБ-3 и двух подвешенных под его плоскостями И-16 с двумя 250 кг бомбами каждый.
1 августа 1941г.: советские ВВС впервые применили СПБ (составной пикирующий бомбардировщик) с двумя И-16СПБ, доставляемыми тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3 для атаки Констанцы. 13 августа 1941 года с помощью СПБ был уничтожен стратегически важный мост через Дунай.
«Звено-СПБ» с двумя И-16 с моторами М-25. Под крыльями истребителей подвешены бомбы.
"Звено-СПБ" представляло собой комбинацию из пары И-16, каждый из которых нес по две 250-кг бомбы и носителя ТБ-3РН.
СПБ или "звено Вахмистрова" - составной пикирующий бомбардировщик, успешно применявшийся на черноморском ТВД в 1941 году. Под крылом И-16 подвешены две 100-килограммовые бомбы ФАБ-100.
Истребитель И-16 с бомбами, подвешенный под крылом носителя
И-16, подвешенный под крылом ТБ-3, в полете
When carried by a mother-ship, the I-16SPB could reach targets at a distance of 350 to 400km from take-off.
И-16 отцепился от носителя
Moment of release on an I-16SPB, off the Rumanian coast
Истребитель в свободном полете
The forward suspension point of I-16SPB for the Zveno-SPB.
Forward attachment point lock for an I-16SPB in the closed and opened positions
Attachment point of the outer wing to the centre section of an I-16SPB, showing (1) the suspension beam inserted into the joint; (2) the suspension spindle which connected to the gripping lock of the corresponding ‘pyramid’, and (3) the rest for the adjustable screw, which opened the lock at the moment of uncoupling. An open weapons bay can be seen to the right
Moment of release on an I-16SPB, off the Rumanian coast
 
И.Ф.Попов в кабине И-16.
Помощник командира 49-го ИАП майор П.И.Неделин в кабине своего И-16.
Заливная горловина на левом борту истребителя И-16. Эксперименты с дозаправкой истребителей проводились в 1936г.
Кабина пилота
Механизм уборки-выпуска шасси
Истребитель И-16 тип 4 после аварийной посадки неопытного летчика
Макет «Звена-7», демонстрировавшийся в экспозиции Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского. Имеется только одна неувязка: тележки шасси носителя закрыты обтекателями. Действительно, на ТБ-3 этой модификации обтекатели намеревались монтировать, но реально ни на одном серийном самолете их не поставили. Не было их и на машине, использовавшейся в «Звене-7»
Плакат времен войны с символом Советской авиации - истребителем И-16
Vakhmistrov Z-7, composite of a Tupolev TB-3 with two Polikarpov I-16s.
An Aviamatka PVO air defence composite composed of a TB-3 with five fighters aboard.
Схема "Звена-7"
Vakhmistrov Zveno-SPB composite with two Polikarpov I-16s.
A general view of an experimental I-16SPB fighter-bomber with a BRAB-500 bomb. The bomb was to be lowered for dropping to avoid the propeller arc.
Projected ‘Universal Zveno’ (1940-41), developed on the basis of a mother-ship Tupolev TB-7 (Petlyakov Pe-8) with two I-16s (bottom), and a version of the coupling on a GST flying-boat GST (licence-built Consolidated PBY) with two I-15s (1940).
1) Эскизный проект И-16, 1932г.; 2) Опытный И-16 М-22 (ЦКБ-12), 1933г.; 3) И-16 тип 4, 1934г.
И-16 тип 4
И-16 тип 4, завод N 21, ноябрь 1934г.