Авиация и Время 2018-02
-
М.Маслов - "Ишак" с трудным характером (истребитель И-16)
И-16 тип 4 в полете. Самолет отличается отсутствием створки на борту в кабине пилота, что нехарактерно для этого типа
Восстановление поврежденных И-16 на ремонтной базе в Калуге. 1942 г.
Изношенный И-16 тип 4 стал наглядным пособием в авиатехнической школе
Опытный ЦКБ-12бис. В кабине - Валерий Чкалов
Права основная опора шасси
Ниша левой опоры шасси
Кабина пилота
Механизм уборки-выпуска шасси
УТИ-4 из 2-го ГИАП ВВС СФ. Лето 1942 г.
Учебно-тренировочный УТИ-2. 1937 г.
Экипаж УТИ-4 Героя Советского Союза В. Шишкина перед вылетом. Район Белгорода, 1942 г.
Четыре УТИ-4 из авиашколы в Энгельсе, которые прибыли в Москву для участия в празднике авиации, посвященном победе над фашистской Германией. Аэродром Быково, август 1945 г.
УТИ-4 в одном строю с И-16
Газующий перед стартом УТИ-4, стоящий в строю с боевыми И-16. 1942г.
И-16 тип 5 в одном строю с истребителями Як-7. Черноморский флот, 1942 г.
Финский И-16 на одной стоянке с MS-302 и He 115. Тампере, май 1942г.
И-16 тип 5 мл. л-та Новикова из 13-й ОИАЭ ВВС КБФ
И-16 тип 5 летчика В.Бочарова из ВВС республиканской Испании, 13 ноября 1936г.
И-16 тип 5 л-та Лиу Чешенга из 21-й АЭ ВВС Китая. Ханькоу, март 1938
«Красная пятерка» в воздухе
Китайские И-16 на полевом аэродроме
Вверху - И-16 тип 5 м-ра Губарева из 61-й авиабригады. Внизу - И-16 тип 5 из 13-й ОИАЭ. Зима 1939-40 годов
И-16 тип 5 авиации Балтфлота на стартовой линейке
Китайский И-16 тип 5. ШКАСы в крыле заменены пулеметами «Виккерс»
Японцы осматривают И-16, захваченный в Нанкине. 22 декабря 1937 г.
Первый пушечный вариант И-16 тип 12 (ЦКБ-12П). Обратите внимание на конфигурацию пушек. Лето 1936 г.
И-16 тип 5, захваченный франкистами под Мадридом 3 ноября 1936 г.
«Самолет № 54» у ворот ангара завода № 39. Он стал прототипом серийного И-16 тип 5
Ставший трофеем франкистов И-16 тип 5. Аэродром Куатро Вьентос под Мадридом, 1939 г.
Советский летчик позирует возле И-16 из состава ВВС Китая
ЦКБ-12П с пушечным вооружением. Лето 1936 г.
И-16 тип 5 с надвигаемыми пилотскими фонарями и установленными кинофотопулеметами из состава 61-й авиабригады ВВС Балтфлота
И-16 тип 5 с неподвижным козырьком и прицелом ОП-1
И-16 тип 5 из 61-й авиабригады, получивший повреждение от зенитного огня над о. Бьерке. 4 февраля 1940 г.
И-16 тип 5 после вынужденной посадки на контролируемой финнами территории. Район Ладоги, 10 декабря 1941 г.
Эвакуация И-16 тип 5 на грузовике ЗИС-5
И-16 тип 5, скапотировавший при посадке на степном аэродроме
Трофейный И-16 тип 18. Использовался в марте-апреле 1941г. в LLv 24 ВВС Финляндии
Один из последних И-16 тип 10 из состава ВВС Испании. Самолет использовался до 14 апреля 1953г.
И-16 тип 10 из 728-го ИАП ВВС Калининского фронта. Начало 1942 г.
Испытания И-16 (сер. №1021781), оборудованного радиостанцией РСИ-3. Открыт бортовой люк размерами 400 x 550 мм. Он был внедрен в серийное производство на более поздних типах
Пилот забирается в кабину своего «моска»
И-16 тип 10 из 7-й эскадрильи ВВС республиканской Испании
Пилоты в перерыве между боями «режутся» в домино
Китайский пилот у И-16 тип 10. 1941 г.
Обычная сценка на аэродроме 4-й эскадрильи испанских республиканских ВВС. На заднем плане - И-16 тип 10 с характерным рисунком на киле - морячком Попельей - персонажем популярного в 30-е годы мультфильма. Судя по фотографиям, подобные рисунки были на большинстве самолетов этой эскадрильи, за исключением Антонио Ариаса, который не наносил на свои машины никаких персональных эмблем. Лето 1938 г.
Выруливает И-16 тип 17 сержанта М.И. Васильева (22 победы в воздушных боях) из 4-го ГИАП Балтфлота. Новая Ладога, весна 1942 г.
Республиканские механики 4-й эскадрильи возле И-16
Морские летчики возле своих И-16 тип 17
Заправка И-16 тип 10 маслом
Учебная тревога в подразделений, вооруженном истребителями И-16 тип 10
Летчики А.А. Мурмылов, И.П. Сахаров, П.Г. Митягин на фоне И-16 тип 10
Пушка ШВАК, установленная на И-16 тип 17
Авария И-16 с двигателем M-25B. 11 марта 1939 г.
Компоновка И-16 тип 10
И-16 тип 24 из 1-й АЭ 282-го ИАП. Юго-Западный фронт, июль 1942 г.
И-16 тип 24 из смешанной авиадивизии ВВС Монголии. Середина 1942г.
Трофейный И-16 тип 29. Использовался в июле-сентябре 1941г. в 19-й эскадрилье ВВС Румынии
И-16 тип 28 - один из самолетов Б.Ф. Сафонова. 72-й САП ВВС СФ, лето-осень 1941 г.
И-16 тип 24 сержанта В.П. Сагалаева из 71 -го ИАП ВВС КБФ.
Пятерка И-16 в довоенной серо-серебристой окраске
Парадная пятерка И-16, в воздухе В.Коккинаки, В.Евсеев, С.Супрун, С.Преман и В.Шевченко, 1935г. (???)
Во времена господства бипланной схемы и неубирающегося шасси создание И-16 стало поворотной точкой в истории развития авиации.
И-16 применялся на фронте до конца 1943 года. Несмотря на явное превосходство немецких истребителей, советские летчики отважно дрались с врагом, нанося ему ощутимые потери. Первым в нашей авиации получил Гвардейское звание 29-й истребительный авиаполк (ИАП) летавший на И-16, который 6 декабря 1941 года был преобразован в 1-й Гвардейский ИАП. На снимке самолеты 4-го ГвИАП ВВС Балтийского флота на аэродроме Выстав (район Новой Ладоги), апрель 1942г. На ближнем летал ст. сержант Г.Д. Цоколаев
Госиспытания И-16 тип 29, довооруженного шестью орудиями РО под реактивные снаряды РС-82. Август 1940 г.
Пристрелка синхронных ШКАСов на И-16 тип 29 из 71 -го ИАП. Судя по подвешенным РС-82, будут опробованы и они
И-16 из 27-го ИАП в заснеженном лесу. Аэродром в районе Клина, поздняя осень 1941 г.
Молодые летчики сержанты Слесарчук, Гозин и Перевера у И-16 тип 29. ПВО Москвы, 1942 г.
Л-т Кричевский в кабине «пожилого» И-16 тип 24 с двумя РС-82. 254-й ИАП, аэродром Будогощь, Ленинградский фронт, 1943 г.
И-16 тип 24 из 16-го ИАП. Контрольные испытания, лето 1940 г.
0 готовности к вылету докладывает л-т Г.Г. Гуряков. 4-й ГИАП, зима 1942 г.
Эскадрилья пушечных И-16 на линейке готовности перед боевым вылетом