История Авиации 2002-06
А.Марданов - Точность прежде всего /Дискуссионный клуб/ (2)
МБР-2 из состава 118-го ОРАП ВВС Северного флота, Водный аэродром Губа Грязная, лето 1941г.
Экипаж лучшего пикировщика ВВС Северного флота. Слева направо: штурман - лейтенант М.И.Шамаев, командир экипажа - старший лейтенант И.В.Гаркушенко и стрелок-радист - сержант А.Жук. Зима 1941-1942гг.
Bf109E-3 из состава 1/JG77. Норвегия, аэродром Луостари, осень 1941г.
Ju87B-2 из состава 11(St.)/LG1. Финляндия, аэродром Рованиеми, лето 1941г.
Свою высочайшую эффективность при ударах по точечным целям немецкие пикировщики продемонстрировали уже в Польше.
В начале войны значительную долю советской авиации на Заполярном ТВД составляли летающие лодки (больше всего было МБР-2), незаменимые в приморских условиях при острой нехватке подготовленных аэродромов для колесных машин, они, тем не менее, были не в состоянии эффективно действовать в условиях полярного дня без сильного прикрытия истребителей. Не составляли исключения и немногочисленные более современные двухмоторные гидропланы Че-2.
И-16 тип 24 старшего лейтенанта Б.Ф.Сафонова из состава 72-го САП ВВС Северного флота.