Бериев МБР-2-М-34 / МП-1бис
Варианты:
Бериев - МБР-2-М-34 / МП-1бис - 1935 - Россия
Страна: Россия
Год: 1935
Летающая лодка

Описание:
МБР-2-М-34 / МП-1бис
МБР-2
Фотографии

МБР-2-М-34 / МП-1бис

Летающая лодка, одномоторный моноплан смешанной конструкции. Двигатель расположен на ферме над крылом. Съемное колесно-лыжное шасси (на колесах могли летать только машины модификации МБР-2бис). МБР-2 был сконструирован в бригаде # 5 ЦКБ под руководством Г.М. Бериева с использованием элементов проекта МБР-1 Р.Л. Бартини. Первоначально он именовался "25" (С-5). Опытный образец лодки совершил свой первый полет 3 мая 1932 г. Государственные испытания проводились в январе-феврале и августе 1934 г. С июня того же года выпуск серийных МБР-2 развернули на заводе # 31 в Таганроге, а затем на заводе # 45 в Севастополе. Всего изготовили 1365 экз. (вместе с пассажирскими МП-1 и МП-1 бис, около трети общего количества - с моторами М-17).
Экипаж 3 чел. Двигатель М-17, позднее - М-34Б/НБ. Вооружение 2-4x7,62, бомбы до 500 кг, на Балтике в войну устанавливались НУРС.
МБР-2 официально принят на вооружение в СССР в августе 1934 г.
Выпускались две основные модификации:
   - МБР-2 с мотором М-17Б, вооружение 4x7,62;
   - МБР-2бис с мотором М-34Б/НБ, измененным хвостовым оперением, вооружением 2x7,62 (задняя турель экранированная), выпускалась с осени 1936 г.
На базе обеих модификаций выпускался самолет МБР-2ВУ для наведения радиоуправляемых торпедных катеров. Их сделали более 50 экз.
МБР-2 с двигателями М-17 поступили в эскадрильи ВВС Тихоокеанского флота в начале 1934 г., на Черноморский и Балтийский флоты - в середине того же года, на Северный флот - в сентябре 1936 г.
С 1937 г. МБР-2 стал основным гидросамолетом в советской авиации. Летом 1938 г., в период боев на оз. Хасан, летающие лодки Тихоокеанского флота сопровождали транспорты, доставлявшие грузы в бухту Посьет. Зимой 1939/1940 г. они применялись в войне с Финляндией как разведчики и легкие ночные бомбардировщики, летая на лыжах. Участвовали в присоединении к СССР стран Прибалтики.
К началу Отечественной войны - самая массовая летающая лодка на всех флотах. К этому времени в строевых частях находились только МБР-2 с моторами М-34НБ. Лодки этого типа имелись также в ВВС (как транспортные и аэрофотосъемочные на Дальнем Востоке) и в морпогранохране НКВД. Именно МБР-2 вступили в первый воздушный бой в Великой Отечественной войне: пара самолетов Балтийского флота была атакована немецкими истребителями за час до начала боевых действий на фронтах. В июне 1941 г. под Ригой эти лодки служили как ближние разведчики, ночные и даже дневные бомбардировщики и противолодочные самолеты. МБР-2 обеспечивали сопровождение конвоев транспортов и боевых кораблей. Участвовали в обороне полуострова Ханко, активно действовали на подступах к Ленинграду. Применялись также для спасения экипажей сбитых самолетов и как корректировщики (в августе 1942 г. под Ленинградом).
На Черноморском флоте уже на второй день войны МБР-2 бомбили румынский порт Констанцу. Осенью 1941 г. большие потери вынудили командование забрать из школ и ГВФ и использовать на флоте старые МБР-2 с моторами М-17Б.
Позднее летающие лодки участвовали в обороне Одессы, Севастополя, Керчи и Новороссийска. Самолеты применялись для разведки над морем и ночных бомбардировок. Удары наносились по аэродромам, портам и железнодорожным узлам. Удачный налет весной 1942 г. совершили на аэродром под г. Саки. Летающие лодки совершали налеты на Крым летом 1943 г., поддерживали высадку десанта под Керчью. Позднее МБР-2 участвовали в освобождении Новороссийска, боях на Таманском полуострове. При высадке десанта в Новороссийске применили радиоуправляемые катера, наводившиеся с самолетов МБР-2ВУ.
На Северном флоте летающие лодки вели разведку и осуществляли поиск подводных лодок. Они же использовались для сопровождения союзных конвоев на последнем отрезке их пути в Мурманск и Архангельск. 10 июля 1942 г. МБР-2 атаковал и повредил немецкую подводную лодку, добитую потом сторожевым кораблем. На Балтике применялись до января 1944 г., на Черном море и на севере - в небольших количествах до конца войны. Поиск плавучих мин продолжался и после прекращения боевых действий. На Тихом океане МБР-2 находились в строю весь период боевых действий против Японии, хотя постепенно заменялись на PBN-1 и PBY-6A. Они вели разведку у побережья. Совершили несколько ночных налетов на вражеские порты, в т.ч. на Юки в Корее. В операциях против японцев использовали и летающие лодки Амурской военной флотилии, а также авиации мор-погранохраны. Уже после капитуляции Японии МБР-2 ВВС Северо-Тихоокеанской флотилии задействовали при высадке десантов на Курильских о-вах.
Транспортные МП-1, МП-1бис, МП-1Т (разоруженные МБР-2) эксплуатировались в отдельных отрядах и авиагруппах (впоследствии - транспортных полках) ГВФ, приданных фронтам и флотам, в частности в Карело-финской группе. В качестве транспортных использовались и боевые МБР-2 (при эвакуации с Моонзунда, из Севастополя, доставке грузов гарнизону Ханко). В операциях на Севере приняли участие также МП-1 и МП-1 бис Полярной авиации ГУСМП. Они применялись для патрулирования в Белом, Баренцевом и Карском морях.
Пять трофейных МБР-2 были отремонтированы финнами и использовались на Балтике до октября 1942 г. Они вели разведку в Финском и Ботническом заливах, разбрасывали листовки и эпизодически работали как транспортные самолеты.
Производство МБР-2 прекратили в начале 1940 г. С вооружения их сняли в 1946 г. В ГВФ и полярной авиации МП-1 бис эксплуатировались до начала 1950-х гг.


МБР-2 бис (с мотором М-34НБ)||
Размах:||19,0 м
Длина:||13,5 м
Моторы, количество х мощность:||1х 830 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4580 кг
Максимальная скорость:||275 км/ч
Практический потолок:||6600 м
Дальность:||2065 км

МБР-2

Георгий Михайлович Бериев начал свой путь авиаконструктора в КБ МОС ВАО, которым руководил приглашенный в СССР из Франции инженер Поль Ришар. В 1931 году французский конструктор вернулся на родину, а сотрудники его бюро перешли в ЦКБ завода №39 им. Менжинского, которое затем стало ЦКБ ЦАГИ, а Г. М. Бериев стал заместителем начальника морской бригады бюро и вскоре предложил проект морского ближнего разведчика МБР-2.
   Проект был одобрен ЦКБ, и было решено строить опытный экземпляр, получивший обозначение "машина №25" (ЦКБ-25). Прототип вышел на испытания весной 1932 года, он был оснащен двигателем BMW-VIE7.3 с толкающим четырехлопастным деревянным винтом.

   Программа заводских испытаний была завершена менее чем за месяц, но только в 1933 году, когда Бериев уже стал начальником бригады №5 (морские самолеты) вновь переданного на завод №39 конструкторского бюро, разведчик МБР-2 был принят на вооружение советской морской авиации. Серийный выпуск нового самолета был поручен Таганрогскому заводу №31.
   В 1934 году на испытания вышла машина с двигателем М-17, которая вскоре была запущена в крупносерийное производство. В начале августа 1934 года Г.М. Бериев был назначен главным конструктором ЦКБ морского самолетостроения, созданного при авиазаводе №31. А уже в июне 1936 года на госиспытания была представлена модификация МБР-2-М-34Н с двигателем М-34Н с центробежным нагнетателем и двухлопастным металлическим винтом изменяемого на земле шага. Затем появился модернизированный МБР-2-АМ-34НБ.
   Конструктивно самолет представлял собой летающую лодку смешанной конструкции со свободнонесущим крылом консольного типа. Корпус - двухреданная лодка с килеватым днищем. Летчик размещался в открытой кабине. Конструкция лодки - цельнодеревянная, лодка обшита фанерой, поверх которой наложено полотно. Центроплан крыла также деревянный, из металла выполнены элероны, законцовки крыла, а также верхняя часть киля.
   МБР-2 стал самым массовым самолетом конструкции Бериева. Ко второй половине 1940 года, когда производство МБР-2 было остановлено, было построено 1365 машин разных модификаций. Был даже создан самолет наведения радиоуправляемых торпедных катеров МБР-2ВУ.


Варианты

   МБР-2-М-34Н: достаточно сильно модернизированный МБР-2. Изменены обводы лодки, улучшена аэродинамика, кабину летчика закрыли фонарем, установили экранированную турель стрелка-радиста, на крыле установили щитки Шренка и пр. Вместо М-17 был установлен двигатель М-34Н, а спаренные пулеметы ДА заменили на скорострельные пулеметы ШКАС. Строился серийно
   МБР-2-АМ-34НБ: весной 1937 года начаты заводские испытания модернизированного варианта МБР-2-М-34Н с новой модификацией двигателя, АМ-34НБ, неподвижным стабилизатором и триммером руля высоты. Были также изменены маслосистема и топливная система (емкость каждого из баков возросла до 388 л)
   МБР-2-М-103: в 1939 году на летные испытания поступил новый вариант с V-образным 12-цилиндровым двигателем водяного охлаждения М-103 взлетной мощностью 850 л. с, работающим на металлический трехлопастный винт ВИШ-2ПТ с двумя установочными углами лопастей. Переоборудован из серийного самолета, в серию новая модель не пошла
   МП-1бис: разработан в 1937 году как гражданский вариант МБР-2-М-34Н, аналог МП-1. На МП-1бис, пилотируемом 22 и 25 мая 1937 года Полиной Осипенко, было установлено несколько женских мировых авиационных рекордов
МБР-2 из 119-го ОРАП ВВС ЧФ, лето 1941г.
МБР-2 входили в состав морских разведывательных авиационных полков (МРАП) авиации ВМФ на Балтийском и Черном морях, а также на севере. Самолеты с лыжным шасси применялись в составе отдельных разведывательных авиаполков (ОРАП).
МБР-2 с надписью "За ВКП(б)", принадлежавший 118-му МРАП Северного флота, лето-осень 1941г.
МБР-2 из состава 118-го ОРАП ВВС Северного флота, Водный аэродром Губа Грязная, лето 1941г.
Летающие лодки МБР-2 ВВС Черноморского флота, 1941 год. Самолет на верхнем рисунке весь покрыт светло-серой краской по так называемому стандарту мирного времени. После начала войны многие машины, окрашенные подобным образом, получили импровизированный камуфляж в виде узких полос и разводов, нанесенных пульверизатором.
МБР-2 - самолет ВВС ЧФ - участник боев за Севастополь в ноябре-декабре 1941г
МБР-2-М-34 ВВС Северного флота, весна 1942г. Самолет эксплуатировался в 118-м ОРАП и 72-м САП. На самолете установлена носовая турель Тур-6
МБР-2 из состава 118-го ОРАП ВВС СФ - участник налетов на аэродром "Хебуктен" и потопления транспорта "Ротенфельс" в Киркенесе
Летающая лодка МБР-2 с аппаратурой волнового управления. К 1945г. подобные машины остались только в составе ВВС ТОФ. В боях за Сейсин МБР-2ВУ принимали участие в составе 63-й оаэ.
Разведчик МБР-2 из 119-го мрап ВВС ЧФ, озеро Донузлав, осень 1941г.
МП-1бис Дальневосточного управления ГВФ. Тихоокеанская гидролиния, Северный Сахалин, конец 1930-х гг.
Опытный самолет ЦКБ МС-1 на перекатном шасси. Винт еще четырехлопастный
ЦКБ МС-1 на плаву. Таганрог, 1936г.
Опытный ближний морской разведчик МБР-2 с двигателем М-34 (ЦКБ МС-1)
Летающая лодка МБР-2 с аппаратурой волнового управления. К 1945г. подобные машины остались только в составе ВВС ТОФ. МБР-2ВУ в составе 63-й оаэ принимали участие в боях за Сейсин.
Восстановленная МБР-2 в Музее Северного Флота
Серийный МБР-2 с двигателем М-34
Замаскированные МБР-2-М-34 из 82-й ОМРАЭ. Геленджик, 1942г.
Маскировка подручными средствами гидросамолетов МБР-2-М-34 из 119-го мрап ЧФ. Донузлав, сентябрь 1941г.
Учебно-боевая тревога в 115-м мрап, январь 1943г. МБРы именно этой части сбросили первые бомбы советско-японской войны - в ночь на 9 августа 1945г. на суда на рейде Юки.
Подвеска реактивных снарядов
Подвеска бомб ФАБ-50 перед боевым вылетом. ЧФ, 1942г.
Предполетный инструктаж пилотов МБР-2 из 119-го мрап перед вылетом на ночную бомбардировку.
Исполняющий обязанности командира 5-й Владивостокской отдельной АЭ к-н Бабич (первый слева) ставит экипажам МБР-2 задачу на вылет в район Порт-Артура. Сентябрь 1945 г.
Постановка боевой задачи экипажу МБР-2, 1941г.
В начале войны значительную долю советской авиации на Заполярном ТВД составляли летающие лодки (больше всего было МБР-2), незаменимые в приморских условиях при острой нехватке подготовленных аэродромов для колесных машин, они, тем не менее, были не в состоянии эффективно действовать в условиях полярного дня без сильного прикрытия истребителей. Водолазная команда готовит МБР-2 к выкатке на гидроспуск
МБР-2 "За ВКП(б)" из 118-го МРАП СФ, осень 1941г.
Летающая лодка МБР-2 в Севастопольской бухте
Beriev MBR-2.
Летающая лодка МБР-2 из 118-го МРАП Северного флота, лето 1941г.
МБР-2-М-34 ("За Сталина!") из 118-го ОРАП Северного флота. 1942г.
МБР-2-М-34 из 119-го МРАП ВВС ЧФ. Геленджик, 1942г.
МБР-2 Черноморского флота
Черноморские МБР-2-М-34 после спуска на воду
Летающая лодка МБР-2
Благодаря наличию двух пулеметов МБР-2 не составило труда разделаться с безоружным "Юнкерсом"
Взлетает МБР-2бис с мотором М-34
Взлетает МБР-2-М-34 из 118-го ОРАП. СФ, 1940г.
Самолеты МБР-2 разных модификаций эксплуатировались долго и успешно, а в годы Великой Отечественной войны им пришлось воевать почти на всех флотах
К весне 1944г. ВВС Черноморского флота представляли собой причудливый конгломерат различных типов боевых самолетов, заметную часть из которых составляли хотя и заслуженные, но уже безнадежно устаревшие ветераны такие как МБР-2, Ил-4 и ЛаГГ-3. Немало головной боли тыловым службам доставляла и разнотипность парка. Достаточно сказать, что в составе ВВС ЧФ имелось пять типов истребителей ("Аэрокобра", "Киттихауки", ЛаГГ-3, Як-1 и Як-9) и три типа двухмоторных бомбардировщиков ("Бостон", Ил-4 и Пе-2)! Взлетает МБР-2-М-34
МБР-2 ВВС КБФ, 1943г. Эти старые летающие лодки нередко использовались в качестве ночных бомбардировщиков
Взлетает МБР-2 ВВС ЧФ у побережья Крыма (???)
Летающие лодки МБР-2 активно применялись на приморских фронтах, включая период сражения за Севастополь. Самолет отличался хорошими взлетно-посадочными характеристиками.
Сделанные в основном из дерева, угловатые на вид, но неплохо зарекомендовавшие себя в боях, летающие лодки МБР-2 заслужили у экипажей ласково-ироничное прозвище "амбарчики"
МБР-2 прекрасно проявили себя в 1942-43 гг. на Черном море в качестве легкого бомбардировщика
С началом боевых действий МБР-2 получили камуфляжную окраску
МБР-2 отличался простотой конструкции, высокой надежностью и неприхотливостью в эксплуатации. Впрочем, летающие лодки имели относительно слабое оборонительное вооружение и часто становились легкой добычей для истребителей Люфтваффе.
Действия экипажей МБР-2 на протяжении всей войны не отличались высокой эффективностью. Однако, иногда "амбарчикам" удавалось оказаться "в нужном месте и в нужное время". Так, в ночь на 28 апреля 1944г. сброшенная с самолета этого типа из состава 18-й эскадрильи серия осветительных бомб позволила тройке советских торпедных катеров успешно атаковать немецкий караван и нанести тяжелые повреждения охотнику "Uj 104". Отремонтировать его противнику так и не удалось, и 10 мая он был взорван в одной из бухт Севастополя.
Советская летающая лодка МБР-2 бис с мотором М-34НБ в полете. В начале войны МБР-2 был основным самолетом-разведчиком морской авиации
Пара "амбарчиков" авиации ЧФ сопровождает на переходе танкер. 1943г.
Пара МБР-2-М-34 в полете
Основной "антагонист" немецкой гидроавиации на восточном фронте - советские летающие лодки типа МБР-2 М-34
Основной "антагонист" немецкой гидроавиации на восточном фронте - советские летающие лодки типа МБР-2 М-34
Модернизированный МБР-2. Отличия МБР-2-М-34 заключались в ряде конструктивных изменений, включая закрытую кабину летчика, установке двигателя М-34Н (затем АМ-34Н) и двухлопастного металлического винта изменяемого на земле шага, а также изменения в составе оборудования и вооружения. По результатам испытания в конструкцию внесли новые изменения, а двигатель заменили на более мощный АМ-34НБ (применялось обозначение МБР-2-АМ-34НБ), имевший взлетную мощность 830 л.с. Вооружение - четыре 7,62-мм пулемета ШКАС или ДА, до 600 кг авиабомб.
Балтийцы отрабатывают взаимодействие. 1940г.
В предвоенные годы МБР-2ВУ постоянно принимали участие в учениях флота
В начале войны удары по наземным целям экипажам МБР-2 приходилось наносить даже днем. Группа МБР-2 под командованием капитана Стечкина летит на боевое задание, лето 1941г.
МБР-2 72-го САП с надписью "В бой за Родину!". "Амбарчики" авиации СФ были нередкими "гостями" в небе над Петсамо и Лиинахамари
МБР-2-М-34 (VV-182) из финской эскадрильи 1./LeLv15 в бухте Хойтиайнен. 21 сентября 1941г.
Финские солдаты с интересом осматривают трофейный МБР-2-М-34, захваченный в феврале 1942г. на реке Свирь
Рекордный МП-1бис летчицы П.Д.Осипенко
МП-1бис (СССР-Ж3), принадлежавший "БАМпроекту" на перекатном шасси
МП-1бис (СССР-Л2198) из Якутской авиагруппы Восточно-сибирского управления ГВФ
Самолет МП-1бис (СССР-Л2553) Дальневосточного управления ГВФ
МП-1бис на лыжах
МП-1бис и самолет-амфибия ОСГА И.В.Четверикова
В Полярной авиации эксплуатировалась разнообразнейшая техника. На переднем плане - Дорнье "Валь", в центре - МП-1, за ним - МП-6а, далее - "Каталины"
Загрузка МП-1бис
Опытный МБР-2 с двигателем М-103
Раскапотированный двигатель М-103
Раскапотированный двигатель М-34
Механики позируют на фоне раскапотированного двигателя АМ-34Б
Механики готовят МБР-2-М-34 авиации СФ к боевому вылету
Центроплан
Каркас хвостовой части самолета ЦКБ МС-1
Донный якорь и кошка с бросательных концом
Подкрыльевой поплавок
Колесное шасси для эксплуатации с земли на МБР-2-М-34
Ст.л-т С.А.Егоров из 119-го МРАП совершил на "амбарчике" 225 ночных боевых вылетов
Полина Осипенко в кабине МБР-2. Подготовка к рекордному полету, Севастополь, май 1937 г.
Стрелковые установки опытного самолета ЦКБ МС-1
Передняя и задняя стрелковые установки серийного МБР-2-М-34. У пулеметов: штурман мл.л-т Г.Г.Павлов (слева), стрелок-радист Е.Л.Коноплин. СФ, 1942г.
Летчик МБР-2ВУ из отдельного отряда волнового управления
МБР-2, сбитый 4 октября 1941г. на Балтике немецкими истребителями
МБР-2 бис с мотором М-34НБ
МБР-2
The MBR-2 Reconnaissance Flying-boat.
Схема МБР-2