RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Россия

Год : 1932

Летающая лодка

Ближний морской разведчик и бомбардировщик с экипажем из трех человек

Варианты

МБР-2 / МП-1

Летающая лодка, одномоторный моноплан смешанной конструкции. Двигатель расположен на ферме над крылом. Съемное колесно-лыжное шасси (на колесах могли летать только машины модификации МБР-2бис). МБР-2 был сконструирован в бригаде # 5 ЦКБ под руководством Г.М. Бериева с использованием элементов проекта МБР-1 Р.Л. Бартини. Первоначально он именовался "25" (С-5). Опытный образец лодки совершил свой первый полет 3 мая 1932 г. Государственные испытания проводились в январе-феврале и августе 1934 г. С июня того же года выпуск серийных МБР-2 развернули на заводе # 31 в Таганроге, а затем на заводе # 45 в Севастополе. Всего изготовили 1365 экз. (вместе с пассажирскими МП-1 и МП-1 бис, около трети общего количества - с моторами М-17).
Экипаж 3 чел. Двигатель М-17, позднее - М-34Б/НБ. Вооружение 2-4x7,62, бомбы до 500 кг, на Балтике в войну устанавливались НУРС.
МБР-2 официально принят на вооружение в СССР в августе 1934 г.
Выпускались две основные модификации:
   - МБР-2 с мотором М-17Б, вооружение 4x7,62;
   - МБР-2бис с мотором М-34Б/НБ, измененным хвостовым оперением, вооружением 2x7,62 (задняя турель экранированная), выпускалась с осени 1936 г.
На базе обеих модификаций выпускался самолет МБР-2ВУ для наведения радиоуправляемых торпедных катеров. Их сделали более 50 экз.
МБР-2 с двигателями М-17 поступили в эскадрильи ВВС Тихоокеанского флота в начале 1934 г., на Черноморский и Балтийский флоты - в середине того же года, на Северный флот - в сентябре 1936 г.
С 1937 г. МБР-2 стал основным гидросамолетом в советской авиации. Летом 1938 г., в период боев на оз. Хасан, летающие лодки Тихоокеанского флота сопровождали транспорты, доставлявшие грузы в бухту Посьет. Зимой 1939/1940 г. они применялись в войне с Финляндией как разведчики и легкие ночные бомбардировщики, летая на лыжах. Участвовали в присоединении к СССР стран Прибалтики.
К началу Отечественной войны - самая массовая летающая лодка на всех флотах. К этому времени в строевых частях находились только МБР-2 с моторами М-34НБ. Лодки этого типа имелись также в ВВС (как транспортные и аэрофотосъемочные на Дальнем Востоке) и в морпогранохране НКВД. Именно МБР-2 вступили в первый воздушный бой в Великой Отечественной войне: пара самолетов Балтийского флота была атакована немецкими истребителями за час до начала боевых действий на фронтах. В июне 1941 г. под Ригой эти лодки служили как ближние разведчики, ночные и даже дневные бомбардировщики и противолодочные самолеты. МБР-2 обеспечивали сопровождение конвоев транспортов и боевых кораблей. Участвовали в обороне полуострова Ханко, активно действовали на подступах к Ленинграду. Применялись также для спасения экипажей сбитых самолетов и как корректировщики (в августе 1942 г. под Ленинградом).
На Черноморском флоте уже на второй день войны МБР-2 бомбили румынский порт Констанцу. Осенью 1941 г. большие потери вынудили командование забрать из школ и ГВФ и использовать на флоте старые МБР-2 с моторами М-17Б.
Позднее летающие лодки участвовали в обороне Одессы, Севастополя, Керчи и Новороссийска. Самолеты применялись для разведки над морем и ночных бомбардировок. Удары наносились по аэродромам, портам и железнодорожным узлам. Удачный налет весной 1942 г. совершили на аэродром под г. Саки. Летающие лодки совершали налеты на Крым летом 1943 г., поддерживали высадку десанта под Керчью. Позднее МБР-2 участвовали в освобождении Новороссийска, боях на Таманском полуострове. При высадке десанта в Новороссийске применили радиоуправляемые катера, наводившиеся с самолетов МБР-2ВУ.
На Северном флоте летающие лодки вели разведку и осуществляли поиск подводных лодок. Они же использовались для сопровождения союзных конвоев на последнем отрезке их пути в Мурманск и Архангельск. 10 июля 1942 г. МБР-2 атаковал и повредил немецкую подводную лодку, добитую потом сторожевым кораблем. На Балтике применялись до января 1944 г., на Черном море и на севере - в небольших количествах до конца войны. Поиск плавучих мин продолжался и после прекращения боевых действий. На Тихом океане МБР-2 находились в строю весь период боевых действий против Японии, хотя постепенно заменялись на PBN-1 и PBY-6A. Они вели разведку у побережья. Совершили несколько ночных налетов на вражеские порты, в т.ч. на Юки в Корее. В операциях против японцев использовали и летающие лодки Амурской военной флотилии, а также авиации мор-погранохраны. Уже после капитуляции Японии МБР-2 ВВС Северо-Тихоокеанской флотилии задействовали при высадке десантов на Курильских о-вах.
Транспортные МП-1, МП-1бис, МП-1Т (разоруженные МБР-2) эксплуатировались в отдельных отрядах и авиагруппах (впоследствии - транспортных полках) ГВФ, приданных фронтам и флотам, в частности в Карело-финской группе. В качестве транспортных использовались и боевые МБР-2 (при эвакуации с Моонзунда, из Севастополя, доставке грузов гарнизону Ханко). В операциях на Севере приняли участие также МП-1 и МП-1 бис Полярной авиации ГУСМП. Они применялись для патрулирования в Белом, Баренцевом и Карском морях.
Пять трофейных МБР-2 были отремонтированы финнами и использовались на Балтике до октября 1942 г. Они вели разведку в Финском и Ботническом заливах, разбрасывали листовки и эпизодически работали как транспортные самолеты.
Производство МБР-2 прекратили в начале 1940 г. С вооружения их сняли в 1946 г. В ГВФ и полярной авиации МП-1 бис эксплуатировались до начала 1950-х гг.

Показать полностью

Описание:

  • МБР-2 / МП-1
  • МБР-2
  • Фотографии