Бериев МБР-2 / МП-1
Варианты:
Бериев - МБР-2 / МП-1 - 1932 - Россия
Страна: Россия
Год: 1932
Летающая лодка

Ближний морской разведчик и бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
МБР-2 / МП-1
МБР-2
Фотографии

МБР-2 / МП-1

Летающая лодка, одномоторный моноплан смешанной конструкции. Двигатель расположен на ферме над крылом. Съемное колесно-лыжное шасси (на колесах могли летать только машины модификации МБР-2бис). МБР-2 был сконструирован в бригаде # 5 ЦКБ под руководством Г.М. Бериева с использованием элементов проекта МБР-1 Р.Л. Бартини. Первоначально он именовался "25" (С-5). Опытный образец лодки совершил свой первый полет 3 мая 1932 г. Государственные испытания проводились в январе-феврале и августе 1934 г. С июня того же года выпуск серийных МБР-2 развернули на заводе # 31 в Таганроге, а затем на заводе # 45 в Севастополе. Всего изготовили 1365 экз. (вместе с пассажирскими МП-1 и МП-1 бис, около трети общего количества - с моторами М-17).
Экипаж 3 чел. Двигатель М-17, позднее - М-34Б/НБ. Вооружение 2-4x7,62, бомбы до 500 кг, на Балтике в войну устанавливались НУРС.
МБР-2 официально принят на вооружение в СССР в августе 1934 г.
Выпускались две основные модификации:
   - МБР-2 с мотором М-17Б, вооружение 4x7,62;
   - МБР-2бис с мотором М-34Б/НБ, измененным хвостовым оперением, вооружением 2x7,62 (задняя турель экранированная), выпускалась с осени 1936 г.
На базе обеих модификаций выпускался самолет МБР-2ВУ для наведения радиоуправляемых торпедных катеров. Их сделали более 50 экз.
МБР-2 с двигателями М-17 поступили в эскадрильи ВВС Тихоокеанского флота в начале 1934 г., на Черноморский и Балтийский флоты - в середине того же года, на Северный флот - в сентябре 1936 г.
С 1937 г. МБР-2 стал основным гидросамолетом в советской авиации. Летом 1938 г., в период боев на оз. Хасан, летающие лодки Тихоокеанского флота сопровождали транспорты, доставлявшие грузы в бухту Посьет. Зимой 1939/1940 г. они применялись в войне с Финляндией как разведчики и легкие ночные бомбардировщики, летая на лыжах. Участвовали в присоединении к СССР стран Прибалтики.
К началу Отечественной войны - самая массовая летающая лодка на всех флотах. К этому времени в строевых частях находились только МБР-2 с моторами М-34НБ. Лодки этого типа имелись также в ВВС (как транспортные и аэрофотосъемочные на Дальнем Востоке) и в морпогранохране НКВД. Именно МБР-2 вступили в первый воздушный бой в Великой Отечественной войне: пара самолетов Балтийского флота была атакована немецкими истребителями за час до начала боевых действий на фронтах. В июне 1941 г. под Ригой эти лодки служили как ближние разведчики, ночные и даже дневные бомбардировщики и противолодочные самолеты. МБР-2 обеспечивали сопровождение конвоев транспортов и боевых кораблей. Участвовали в обороне полуострова Ханко, активно действовали на подступах к Ленинграду. Применялись также для спасения экипажей сбитых самолетов и как корректировщики (в августе 1942 г. под Ленинградом).
На Черноморском флоте уже на второй день войны МБР-2 бомбили румынский порт Констанцу. Осенью 1941 г. большие потери вынудили командование забрать из школ и ГВФ и использовать на флоте старые МБР-2 с моторами М-17Б.
Позднее летающие лодки участвовали в обороне Одессы, Севастополя, Керчи и Новороссийска. Самолеты применялись для разведки над морем и ночных бомбардировок. Удары наносились по аэродромам, портам и железнодорожным узлам. Удачный налет весной 1942 г. совершили на аэродром под г. Саки. Летающие лодки совершали налеты на Крым летом 1943 г., поддерживали высадку десанта под Керчью. Позднее МБР-2 участвовали в освобождении Новороссийска, боях на Таманском полуострове. При высадке десанта в Новороссийске применили радиоуправляемые катера, наводившиеся с самолетов МБР-2ВУ.
На Северном флоте летающие лодки вели разведку и осуществляли поиск подводных лодок. Они же использовались для сопровождения союзных конвоев на последнем отрезке их пути в Мурманск и Архангельск. 10 июля 1942 г. МБР-2 атаковал и повредил немецкую подводную лодку, добитую потом сторожевым кораблем. На Балтике применялись до января 1944 г., на Черном море и на севере - в небольших количествах до конца войны. Поиск плавучих мин продолжался и после прекращения боевых действий. На Тихом океане МБР-2 находились в строю весь период боевых действий против Японии, хотя постепенно заменялись на PBN-1 и PBY-6A. Они вели разведку у побережья. Совершили несколько ночных налетов на вражеские порты, в т.ч. на Юки в Корее. В операциях против японцев использовали и летающие лодки Амурской военной флотилии, а также авиации мор-погранохраны. Уже после капитуляции Японии МБР-2 ВВС Северо-Тихоокеанской флотилии задействовали при высадке десантов на Курильских о-вах.
Транспортные МП-1, МП-1бис, МП-1Т (разоруженные МБР-2) эксплуатировались в отдельных отрядах и авиагруппах (впоследствии - транспортных полках) ГВФ, приданных фронтам и флотам, в частности в Карело-финской группе. В качестве транспортных использовались и боевые МБР-2 (при эвакуации с Моонзунда, из Севастополя, доставке грузов гарнизону Ханко). В операциях на Севере приняли участие также МП-1 и МП-1 бис Полярной авиации ГУСМП. Они применялись для патрулирования в Белом, Баренцевом и Карском морях.
Пять трофейных МБР-2 были отремонтированы финнами и использовались на Балтике до октября 1942 г. Они вели разведку в Финском и Ботническом заливах, разбрасывали листовки и эпизодически работали как транспортные самолеты.
Производство МБР-2 прекратили в начале 1940 г. С вооружения их сняли в 1946 г. В ГВФ и полярной авиации МП-1 бис эксплуатировались до начала 1950-х гг.

МБР-2

Георгий Михайлович Бериев начал свой путь авиаконструктора в КБ МОС ВАО, которым руководил приглашенный в СССР из Франции инженер Поль Ришар. В 1931 году французский конструктор вернулся на родину, а сотрудники его бюро перешли в ЦКБ завода №39 им. Менжинского, которое затем стало ЦКБ ЦАГИ, а Г. М. Бериев стал заместителем начальника морской бригады бюро и вскоре предложил проект морского ближнего разведчика МБР-2.
   Проект был одобрен ЦКБ, и было решено строить опытный экземпляр, получивший обозначение "машина №25" (ЦКБ-25). Прототип вышел на испытания весной 1932 года, он был оснащен двигателем BMW-VIE7.3 с толкающим четырехлопастным деревянным винтом.

   Программа заводских испытаний была завершена менее чем за месяц, но только в 1933 году, когда Бериев уже стал начальником бригады №5 (морские самолеты) вновь переданного на завод №39 конструкторского бюро, разведчик МБР-2 был принят на вооружение советской морской авиации. Серийный выпуск нового самолета был поручен Таганрогскому заводу №31.
   В 1934 году на испытания вышла машина с двигателем М-17, которая вскоре была запущена в крупносерийное производство. В начале августа 1934 года Г.М. Бериев был назначен главным конструктором ЦКБ морского самолетостроения, созданного при авиазаводе №31. А уже в июне 1936 года на госиспытания была представлена модификация МБР-2-М-34Н с двигателем М-34Н с центробежным нагнетателем и двухлопастным металлическим винтом изменяемого на земле шага. Затем появился модернизированный МБР-2-АМ-34НБ.
   Конструктивно самолет представлял собой летающую лодку смешанной конструкции со свободнонесущим крылом консольного типа. Корпус - двухреданная лодка с килеватым днищем. Летчик размещался в открытой кабине. Конструкция лодки - цельнодеревянная, лодка обшита фанерой, поверх которой наложено полотно. Центроплан крыла также деревянный, из металла выполнены элероны, законцовки крыла, а также верхняя часть киля.
   МБР-2 стал самым массовым самолетом конструкции Бериева. Ко второй половине 1940 года, когда производство МБР-2 было остановлено, было построено 1365 машин разных модификаций. Был даже создан самолет наведения радиоуправляемых торпедных катеров МБР-2ВУ.


Варианты

   МП-1: "Морской пассажирский 1" являлся гражданским вариантом МБР-2-М-17, рассчитанным на перевозку шести пассажиров в закрытой кабине, снабженной теплоизоляцией. Строился небольшой серией, обслуживал линию Одесса - Ялта
   МП-1Т: транспортный вариант на базе МБР-2-М-17, вооружение не устанавливалось, использовался в полярной авиации и в Сибири


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МБР-2-М-17

   Тип: ближний морской разведчик и бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: один двигатель М-17 номинальной мощностью 500 л. с.
   Характеристики: макс, скорость на уровне моря 203 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 160 км/ч; практический потолок 5100 м; нормальная дальность 960 км
   Масса: пустого 2475 кг; максимальная взлетная 4100 кг
   Размеры: размах крыла 19,00 м; длина 13,58 м; площадь крыла 52,75 м2
   Вооружение: два 7,62-мм пулемета ПВ-1 или ШКАС на турельных установках в носовой части корпуса и на верхней поверхности в средней части; до 500 кг обычных или глубинных бомб на подкрыльевых держателях
МБР-2 командира 2-й отдельной пограничной эскадрильи М.И.Пармичева. Камчатка, озеро Халактырское, зима 1933-1934гг.
МП-1, эксплуатировавшийся в 1930-х гг. на пассажирской линии Одесса-Батум
МБР-2-М-17 из состава 5/LeLv 6 ВВС Финляндии. Вааса, лето 1942г.
Опытный самолет ЦКБ-25
Прототип МБР-2 после доработок
МБР-2-М-17 на лыжах. Москва, Центральный аэродром, 1934г.
Бомбовые держатели на крыле МБР-2-М-17
Бетонобойные бомбы БЕТАБ-150ДС под крылом самолета МБР-2. Испытания на севастопольском гидроаэродроме, лето 1936г.
МБР-2-М-17 (N 9) с двигателем М-17Б из учебного отряда Военно-морского авиационного училища им. И.В.Сталина, г.Ейск. 1936-37гг. Верхняя часть капота мотоустановки снята. Под крылом видны держатели для авиабомб (до 300 кг бомб, в модернизированном варианте - до 600 кг), в носовой и хвостовой частях - пулеметные турели, а киль имеет "обрезанную" форму.
Отработка погрузки раненого в МБР-2-М-17
МБР-2-М-17 из 7-го отдельного авиаотряда морпогранохраны. На руле поворота - зеленые полосы, отличительный знак пограничной авиации. Гидроаэродром Черная Речка под Хабаровском, 1944г.
В строевых частях морской авиации МБР-2 заменили гидросамолеты старых типов
Морской ближний разведчик МБР-2-М-17 с двигателем М-17, 1932 г
МБР-2-М-17 авиации КБФ
Обслуживание двигателя М-17 на серийном МБР-2
В составе авиаэскадрильи имелся и один МБР-2, на котором прилетел М.И.Пармичев. Зима 1934г.
Авиаэскадрилья в полном составе на льду плеса Халактырского озера, зима 1933-1934гг.
Турель Тур-6
Пассажирский МП-1, работавший на гидроавиалинии Одесса-Батум
МП-1 Дальневосточного управления ГВФ
МП-1 полярного летчика М.Н.Каминского из Ленской авиагруппы Полярной авиации
МП-1Т (СССР-Х54) треста "Главрыба" Наркомата рыбной промышленности
Гидросамолет МП-7 СССР-Н308 Полярной авиации. На заднем плане летающая лодка МП-1 (гражданский вариант МБР-2-М-17)
Принадлежавший "БАМпроекту" МП-1 на береговой стоянке
МБР-2-М-17 - еще один финский трофей. Август 1942г.
МБР-2-М-17, захваченный финами 14 августа 1941г. в Карелии
МП-1 (СССР-Л2551) - экспонат выставки трофеев финской армии. Хельсинки, январь 1940г.
Силуэт ГСТ в немецком определителе советских самолетов 1941 г. При этом вместе с находящимися на вооружении машинами указаны давно списанная лицензионная «Савойя» МБР-4 и так и оставшийся опытным АРК-3. Однако для ГСТ четко указано обозначение разработчика «Consolidated 28» и стоит примечание «строится по американской лицензии».