Dornier Do.J Wal     1922
Zeppelin-Lindau (Dornier) Gs.II     1920
Варианты:
Dornier - Do.J Wal - 1922 - Германия
Страна: Германия
Год: 1922
Летающая лодка

Описание:
Do.J Wal
Dornier Do J, Do R, Do 15 Wal и Super Wal
Flight, December 1920
The Do. Gs. II, 1920
Flight, August 1923
GOTHENBURG International Aero Exhibition 1923
Фотографии

Do.J Wal

Летающая лодка, цельнометаллический моноплан-парасоль. Два двигателя установлены тандемом на крыле. На этой машине впервые ввели "жабры" - короткие крылышки-поплавки в нижней части фюзеляжа. Самолет спроектирован в КБ фирмы "Дорнье металлбауген" под руководством К. Дорнье, являлся развитием типа Gs II (1920 г.).
Опытного образца машины не было, головной серийный Do J поднялся в воздух 6 ноября 1922 г. Серийное производство военных модификаций велось на заводах CMAP (впоследствии CMASA) в Марина-ди-Пиза (Италия), "Авиоланда" в Папендрехте (Нидерланды), CASA в Кадиксе (Испания), "Дорнье" в Манцеле (Германия) и Альтернхейме (Швейцария). Всего было выпущено около 300 лодок в военном и гражданском вариантах.
Самолеты семейства Do J состояли на вооружении в Испании с 1923 г., в Аргентине - с 1924 г., в Чили - с 1925 г., в СССР и Нидерландах - с 1926 г., в Югославии - с 1927 г., в Германии - с 1933 г.
Экипаж - 4-5 чел. Двигатели - в зависимости от модификации. Вооружение 2-4 пулемета, бомбы до 200-500 кг.
Основные военные модификации:
   - Do J для Испании, Чили, Нидерландов и СССР с моторами HS 8Fb, "Игл" IX, "Лайон" V, HS 12Lbr или LD 12Eb, вооружение 2x7,69 (в СССР - 4x7,62);
   - Do J для СССР, Аргентины и Югославии с моторами BMW VIE6,0, удлиненной хвостовой частью, измененным оперением; аналогичный вариант строился в Испании и Нидерландах; вооружение 4x7,69 или 4x7,62; бомбы до 500 кг; в Югославии переделывались под моторы "Кестрел" V;
   - Do 15 (Do JIId) для Люфтваффе с моторами BMW VIE7.3, новым оперением, вооружением 3x7,69, бомбы до 200 кг;
   - аналогичный Do 15 вариант для Югославии с моторами HS 12Ydrs и вооружением 4x7,5.
Впервые Do J применили в боевых операциях испанские ВВС в Марокко в 1925 г. В январе 1933 г. летающие лодки участвовали в подавлении восстания голландских моряков в Ост-Индии (Индонезии). С июля 1936 г. "вали" воевали с обеих сторон в Испании. Это были лодки местной постройки. Республиканские самолеты применялись только в начале войны. Они вели разведку в Средиземном море и совершали ночные налеты на цели на побережье. Франкистам досталось больше машин, и они применяли их дольше и более активно. Летающие лодки осуществляли патрулирование в Кантабрийском заливе и обеспечивали перевозки людей и грузов из Марокко.
Производство Do J/Do 15 было прекращено в Нидерландах в 1932 г., в Испании - в 1934 г., в Германии - в конце 1936 г.
В Германии в сентябре 1939 г. Do 15 привлекались к патрулированию в Северном море, до конца 1940 г. применялись как транспортные и учебные.
В сентябре 1939 г. "вали" еще сохранялись на вооружении в Голландской Ост-Индии как учебные и транспортные. Из строевых частей их уже вытеснили Do 24K. Но после начала Второй мировой войны на этих машинах сформировали две авиагруппы, которые приступили к патрулированию отдаленных районов. В декабре 1941 г. эти самолеты еще эксплуатировались. Они участвовали в обороне Индонезии от японцев до апреля 1942 г.
Югославские лодки осуществляли патрулирование Адриатики с начала греко-итальянской войны. В апреле 1941 г. были уничтожены или захвачены итальянцами.
В Советском Союзе "вали" (ДВ) в 1935-1936 гг. прошли модернизацию стрелкового и бомбового вооружения на заводе # 45 в Севастополе. Окончательно устаревшие лодки сняли с вооружения морской авиации в 1938 г. Все исправные самолеты передали Главсевморпути. После начала войны с Германией они были вновь вооружены. С августа 1941 г. эти самолеты использовались Северным, а с ноября - Тихоокеанским флотом как разведчики, самолеты ПЛО и транспортные до весны 1942 г. Далее их вернули полярной авиации, в составе которой они служили до 1945 г.
В Испании последние "вали" базировались на Канарских о-вах и в Марокко до сентября 1950 г.

Dornier Do J, Do R, Do 15 Wal и Super Wal

После поражения в Первой мировой войне Германии было запрещено строить все типы самолетов за исключением легких машин. Но доктор Клаудиус Дорнье из фирмы "Zeppelin-Werke Lindau GmbH" (в 1922 году сменила название на "Dornier Metallbauten GmbH") продолжал проектирование авиационной техники. Он организовал несколько авиастроительных предприятий в разных странах Европы, самыми примечательными из которых были фирмы "Costruzioni Meccaniche Aeronautiche S. А." (CMASA; создана в 1922 году) в Марина-ди-Пиза, Италия, и "AG fur Dornier-Flugzeuge" в швейцарском Альтенрхейме (создана в 1926 году). Основной продукцией "Zeppelin-Werke Lindau" во время Первой мировой войны были гигантские летающие лодки конструкции Дорнье, и в послевоенные годы он продолжил работы в этом направлении. По своей конструкции лодки Дорнье представляли собой цельнометаллические самолеты с двухреданным корпусом большого удлинения. Устойчивость на воде обеспечивалась поплавками - "жабрами", крепившимися к корпусу в районе ватерлинии. Высокорасположенное крыло могло быть подкосным или свободнонесущим, а силовая многодвигательная установка состояла из тандемно расположенных моторов (по схеме "тяни-толкай") в гондолах над крылом. В просторном корпусе размещалось оборудование в зависимости от гражданского или военного назначения машины. Пилоты сидели бок о бок в кабине в носовой части, а позади них размещались места радиста и штурмана. Далее в корпусе находилась кабина для перевозки грузов, пассажиров или почты.
   Первой из этих классических летающих лодок стал Do J, прототип которого был построен CMASA и совершил первый полет 6 ноября 1922 года. Самолет, получивший название Wal (кит), оказался очень удачным, широко использовался как в военных, так и в гражданских целях, и установил ряд рекордов. CMASA являлась основным производителем Wal (хотя лицензионный выпуск был налажен еще на заводах "Piaggio" в Италии, "Kawasaki" в Японии, "Aviolanda" в Нидерландах и CASA в Испании) до 1932 года, когда "Dornier" начала их выпуск на заводе в Фридрихсхафене на юге Германии. К моменту завершения производства в 1935 году построили свыше 300 самолетов, отличавшихся большим разнообразием вариантов. Только у Wal итальянской постройки четыре раза увеличивали размах и площадь крыла, использовали на них как минимум 20 разных типов двигателей, а взлетная масса машины возросла с 4000 до 10000 кг.
   В 1924-1925 годах CMASA построила для ВМС Испании несколько Wal, оснащенных моторами Rolls-Royce Eagle IX мощностью 360 л.с. (268 кВт). Грузоподъемность этих машин была наглядно продемонстрирована в феврале 1925 года, когда были установлены 20 мировых рекордов полета с полезной нагрузкой от 250 до 2000 кг. В том же году два Wal были куплены норвежским полярником Раулем Амундсеном для экспедиции со Шпицбергена к Северному Полюсу. Одна из лодок была потеряна в паковых льдах, но зато вторая после ремонта в тяжелейших условиях вернулась на Шпицберген в июне 1926 года. Самолет был отремонтирован и оснащен новым двигателем для планировавшегося британским пилотом перелета через Атлантику. Когда от этой попытки отказались, в 1928 году лодка была куплена Вольфгангом фон Гронау для германской коммерческой авиашколы DVS. После очередного ремонта и установки двигателя BMW VI машина использовалась в DVS для дальних тренировочных полетов над морем. На этом самолете экипаж фон Гронау стартовал 18 августа 1930 года из Листа (на острове Силт), отправившись в Нью-Йорк через Фарерские острова, Исландию, Гренландию и Лабрадор. Через 44 ч 25 мин летного времени Wal приводнился в нью-йоркской гавани, продемонстрировав выдающийся для того времени результат. Wal также участвовал в кругосветном перелете в 1932 году. К этому времени компания "Deutsche Luft Hansa", планировавшая организовать воздушную почту с Южной Америкой, решила использовать Wal вместе со специально доработанными торговыми судами, служившими для дозаправки посреди океана. Первый из таких кораблей "Вестфален" мог поднимать Wal на борт, заправлять его и снова запускать в воздух с катапульты. После испытаний, проведенных в 1933 году, старт первого планового полета из Германии в Южную Америку был назначен на 3 февраля 1934 года. Успехом этого начинания может служить тот факт, что вскоре регулярные полеты стали осуществляться не раз в две недели, а еженедельно.
<...>

Flight, December 1920

The Do. Gs. II, 1920

   The latest model to be turned out from the Zeppelin Lindau works is the Do. Gs. II, which is a development of the Gs. I. The general arrangement is shown in the accompanying scale drawings, from which it will be seen that the chief alteration is in the cabin arrangement, the roof of the cabin extending aft and passing under the tractor screw of the front engine. This gives considerably more cabin space, seats being provided for seven to nine passengers inside the cabin. The pilot's cockpit is aft of the cabin, and contains two seats, one for the pilot and one for the engineer. Aft of this cockpit is the luggage room and the main petrol tanks. The two engines, as in the previous type, are 260 h.p. Maybachs, and are mounted above the wing. The latter is of similar shape and construction to, although of greater span and area than, that of the Gs. I. Instead of the biplane tail of the Gs. I, the latest type has a monoplane tail.
   One of our photographs shows the passengers' cabin, which is entered through a door in the extreme nose. It is very comfortable and roomy, and at a pinch nine passengers can be got in without undue overcrowding.

Flight, August 1923

GOTHENBURG International Aero Exhibition 1923

<...>
   Certain other types evolved by Herr Dornier are of such size and power that they exceed the limitations imposed by the Interallied Commission, and arrangements have therefore been made to build these under licence abroad. Thus the Dornier "Wal" is a twin-engined flying boat with the two engines placed tandem fashion above the monoplane wing. According to whether the machine is fitted with two B.M.W. engines, two Hispano-Suiza, or two Napier "Lions," the useful load is 1,250 kg. (2,750 lbs.), 1,300 kg. (2,850 lbs.) and 1,700 kg. (3,740 lbs.). This type is built in Italy under licence by the Sai. di Costruzioni Meccaniche,. Pisa, Marini di Pisa, but was not exhibited at I.L.U.G.
<...>
В конце 1930-х годов этот Do J Wal из Grupo 1-G-70 ВВС испанских националистов 6азировался на Балеарских островах.
Январь-февраль 1926г.: Plus Ultra - одна из заказанных Испанией в 1923 году летающих лодок Dornier Do J Wal - под управлением Р. Франко выполнила за 59 ч 35 мин перелет из Испании в Буэнос-Айрес (10 072 км).
SAFE! The good news of Amundsen's safe return, with all his party, from the Arctic regions was received last week. Above we show the Dornier-Wal mono, flying boat, fitted with two Rolls-Royce "Eagles," which was the type of machine in which Amundsen made his gallant attempt to reach the North Pole.
Two views of the Dornier "Wall" monoplane flying boat, with two engines, arranged in tandem. Note, the "wheels" are not permanent fitments.
M-MWAA was the first Wal delivered and may have been the prototype.
THE SPANISH AFRICAN FLIGHT: Two of the Dornier Wai flying-boats, fitted with Rolls-Royce "Eagle IX" engines, of the Spanish Atlantic Squadron, which, under Major R. Llorente, flew from Melilla to Fernando Po (4,500 miles) in December last. It will be noted that the two "Eagles" in each machine - which are placed tandem fashion - are wearing their "tarpaulin jackets."
Dornier Wal M-MWAP Numancia moored near Cartagena before the start of the transatlantic flight attempt.
A boat crew from Eagle struggle to tow the Wal to the aircraft carrier's side, watched imperiously by Major Franco who can just be seen standing in front of the aircraft's forward propeller.
The damage to Numancia’s starboard aileron and wingtip may be seen in the photograph, taken when the aircraft came alongside HMS Eagle. Note the small sail rigged just aft of the wing.
Dornier Wal M-MWAP being hoisted on board HMS Eagle at 0530 hr on Saturday, June 28, 1929. The tow-boat and crew may be seen in the background. The aircraft was recovered 1,000 miles west of Gibraltar after drifting for a week.
Numancia on the deck of HMS Eagle on June 29, 1929. Note the inflatable liferaft below the forward propeller, and the damage to the port wingtip.
DORNIER'S CONTRIBUTION: A "Wal" at one of the slipways in Lindarangsviken.
FOR THE ATLANTIC FLIGHT: The Dornier-Napier all-metal flying-boat, fitted with two 450 h.p. Napier "Lion" engines, in which Capt.F. T.Courtney is attempting a return flight across the Atlantic. It is equipped with Marconi wireless.
Dornier Wal, D11, being lowered onto the river for a test flight.
ANGLO-GERMAN CO-OPERATION: Capt. Frank Courtney making a test flight at Calshot on the Dornier "Wal" with Napier "Lion" engines on which he is hoping to attempt a flight from England to America and back. Unfavourable weather conditions are at present delaying the start.
THE SPANISH TRANSATLANTIC FLIGHT: The Dornier-Wal metal mono flying-boat, fitted with two Napier "Lion" engines, on which Maj. Franco flew from Spain, across the Atlantic, to Pernambuco.
THE TWO WHALES: A pilot of a Spanish Dornier "Wal" (Whale) flying-boat spotted a real whale during a recent flight, and, descending, pilot and crew claimed their prize. Our pictures show the "artificial" whale in the airland the real thing after capture.
AN UNLUCKY PORTUGUESE FLIGHT: Maj. Sarmento de Beires left Lisbon on March 3, in a Dornier Wal flying boat, "Argus," intending to make a flight across the Atlantic and back. He succeeded in crossing from Baloma to Brazil, but last month the seaplane was lost whilst flying from Para to Georgetown (B.G.). Our pictures show (top, left) the "Argus" arriving at Rio de Janeiro (note Sugar Loaf Mt.), and Dr. Washington Luiz, the Brazilian President, and Maj. de Beires (right) when the President and party (bottom) were taken for a joy-ride.
THE DORNIER "WAL" AT STROMNESS: This flying boat, built entirely of metal, was designed by Herr Dornier, a German designer, was built in Pisa by Italian workmen, and is fitted with two Rolls-Royce "Eagle" engines, placed in tandem above the wing.
ANCIENT AND MODERN: This photograph shows a Dornier "Wal" with two Napier Lion engines and is to be used by Commandant Franco for a flight across the Atlantic via Seville, Cape Verde, Pernambuco, and Buenos Aires, and, possibly, if all goes well, the tour will be continued around the world. The Commandant will be accompanied by Artillery Captain Ruiz Alda, as navigator, and by a mechanic, and hopes to commence his trip early in the New Year. The Dornier "Wal" has an empty weight of 3,500 kgs. (7,700 lbs.) and a useful load of the same amount. Its range is stated to be 3,000 kms. (1,865 miles), and the top speed is given as 205 kms. (127 m.p.h.).
BRITISH AERO ENGINES ABROAD: Our illustration shows the "Atlantida" patrol of Dornier-Wal flying boats, belonging to the Spanish Royal Navy, at Las Palmas (Canary Is.) These flying boats, all of which are fitted with 360 h.p. Rolls-Royce aero engines, are engaged in a flight to Spanish Guiana.
THE SPANISH AFRICAN FLIGHT: The leader of the Melilla-Fernando Po flight, Major Llorente, piloted the first original Dornier-Wal (Rolls-Royce "Eagle IXs") flying boat, shown here, which had already seen five years' war service!
The Dornier Do J Wal (Whale). The type remained in production from 1923 until 1936 and the first six, built by Construzioni Meccaniche Aeronautiche SA (CMASA), were supplied to Spain in 1923. From 1928 CASA began building Wals at Cadiz. Most of the 40 built were delivered to the military services.
Летающая лодка Дорнье "Валь" из авиагруппы 1-G-70, в которой служил португальский летчик Жузе Каэтану Сепульведа Вельозу
"Вали" испанской постройки в полете, 1934 г.
German aircraft types obtained by the FACh in the twenties and thirties included the Dornier Wal
D-1115 was the first Superwal. Powered by two Rolls-Royce Condors, it was designated Do R Ris. It is seen here at Friedrichshafen with the Wal G-EBQO in the background.
Всесезонный самолет Wal, приземлившийся на лед, - это типичные условия, в которых приходилось действовать этим машинам во время экспедиции Руаля Амундсена к Северному полюсу.
D-1422 seen here, with BWM VI engines, at Munich, was originally the Amundsen-Ellsworth Polar Expedition’s N-25 with Eagle IXs.
Dornier Do J Wal, photographed in 1932.
THE ENGLAND-AMERICA-ENGLAND FLIGHT: This photograph shows the Dornier Wai on which Capt. Frank Courtney, Flight-Lieut. Downer and Mr. Little are to attempt the double crossing of the Atlantic. The engines are Napier "Lions."
View of the Dornier "Wal," which visited Southampton recently. The photograph shows a view of the nose and the two Rolls-Royce "Eagle" engines.
This Italian-registered Dornier Do J Wal, I-DAAK, was powered by two back-to-back 360 h.p. Rolls-Royce Eagle IX engines. The licence-built Wal is seen in Southampton Water in 1925.
View of the Dornier "Wal," which visited Southampton recently. The photograph shows the machine at rest on the sea
Atlantico, Wal c/n 34, seen in 1927 in service with Varig.
An early Wal with Bristol Jupiter engines.
Italy became the biggest operator of passenger-configured Dornier Wals, with some 26 being used on the early Italian air services. Built in numerous variants, the Wal was powered by various engines, this Piaggio-built example, I-AZDI of SANA, being fitted with a pair of Bristol Jupiter IVs in the type’s distinctive tandem configuration.
I-DAUR with Eagle IX engines was the first Wal for SANA.
Italian-built Wal I-AZDT appears to have BMW VIs and may have been delivered to Luft Hansa.
Dornier Wal Cabina I-AZDH was acquired by AEI in September 1927 and served with the airline until it was written off after being damaged by fire in Mytilene Harbour on Lesbos on June 10, 1930. In the summer of 1934 AEI was one of the airlines that, in concert with SISA, SANA and SAM (incorporating Transadriatica), formed Ala Littoria.
Luft Hansa's Wal D-862 Sagefisch with Gnome-Rhone Jupiters, at Kastrup, Copenhagen.
THE MEANS. The Saro "Windhover" (three Gipsy II's) at anchor in Gibraltar harbour. Beyond her is a Dornier "Wal" which operates on the line Gibraltar to Genoa, meeting the New York mail boat on her outward trip and then remaining at Gibraltar until the incoming ship arrives.
Летающие лодки "Валь" на Черном море
В Полярной авиации эксплуатировалась разнообразнейшая техника. На переднем плане - Дорнье "Валь", в центре - МП-1, за ним - МП-6а, далее - "Каталины"
В СССР поставлялись также летающие лодки Дорнье "Валь" итальянской постройки
Дорнье "Валь" - первый гидросамолет в Аваченской губе, 1928г.
Passenger cabin in the bows of a Wal 31, looking forward.
KEITH WOODCOCK'S colour painting shows Luft Hansa’s Italian-built Wal D-864 Hecht with Rolls-Royce Eagle IX engines.
WIRELESS AND THE SPANISH TRANSATLANTIC FLIGHT: The above diagram shows the Marconi Wireless Direction Finding aerial arrangement as fitted on Comandante Franco's Dornier-Wal seaplane.
Dornier Gs.II 2-260 HP - Maybach engines