Dornier Do.J II / Do.15 Wal
Варианты:
Dornier - Do.J II / Do.15 Wal - 1931 - Германия
Страна: Германия
Год: 1931
Летающая лодка

Четырехместная летающая лодка - морской разведчик
Описание:
Do.J II / Do.15 Wal
Dornier Do J, Do R, Do 15 Wal и Super Wal
Фотографии

Do.J II / Do.15 Wal

Летающая лодка, цельнометаллический моноплан-парасоль. Два двигателя установлены тандемом на крыле. На этой машине впервые ввели "жабры" - короткие крылышки-поплавки в нижней части фюзеляжа. Самолет спроектирован в КБ фирмы "Дорнье металлбауген" под руководством К. Дорнье, являлся развитием типа Gs II (1920 г.).
Опытного образца машины не было, головной серийный Do J поднялся в воздух 6 ноября 1922 г. Серийное производство военных модификаций велось на заводах CMAP (впоследствии CMASA) в Марина-ди-Пиза (Италия), "Авиоланда" в Папендрехте (Нидерланды), CASA в Кадиксе (Испания), "Дорнье" в Манцеле (Германия) и Альтернхейме (Швейцария). Всего было выпущено около 300 лодок в военном и гражданском вариантах.
Самолеты семейства Do J состояли на вооружении в Испании с 1923 г., в Аргентине - с 1924 г., в Чили - с 1925 г., в СССР и Нидерландах - с 1926 г., в Югославии - с 1927 г., в Германии - с 1933 г.
Экипаж - 4-5 чел. Двигатели - в зависимости от модификации. Вооружение 2-4 пулемета, бомбы до 200-500 кг.
Основные военные модификации:
   - Do J для Испании, Чили, Нидерландов и СССР с моторами HS 8Fb, "Игл" IX, "Лайон" V, HS 12Lbr или LD 12Eb, вооружение 2x7,69 (в СССР - 4x7,62);
   - Do J для СССР, Аргентины и Югославии с моторами BMW VIE6,0, удлиненной хвостовой частью, измененным оперением; аналогичный вариант строился в Испании и Нидерландах; вооружение 4x7,69 или 4x7,62; бомбы до 500 кг; в Югославии переделывались под моторы "Кестрел" V;
   - Do 15 (Do JIId) для Люфтваффе с моторами BMW VIE7.3, новым оперением, вооружением 3x7,69, бомбы до 200 кг;
   - аналогичный Do 15 вариант для Югославии с моторами HS 12Ydrs и вооружением 4x7,5.
Впервые Do J применили в боевых операциях испанские ВВС в Марокко в 1925 г. В январе 1933 г. летающие лодки участвовали в подавлении восстания голландских моряков в Ост-Индии (Индонезии). С июля 1936 г. "вали" воевали с обеих сторон в Испании. Это были лодки местной постройки. Республиканские самолеты применялись только в начале войны. Они вели разведку в Средиземном море и совершали ночные налеты на цели на побережье. Франкистам досталось больше машин, и они применяли их дольше и более активно. Летающие лодки осуществляли патрулирование в Кантабрийском заливе и обеспечивали перевозки людей и грузов из Марокко.
Производство Do J/Do 15 было прекращено в Нидерландах в 1932 г., в Испании - в 1934 г., в Германии - в конце 1936 г.
В Германии в сентябре 1939 г. Do 15 привлекались к патрулированию в Северном море, до конца 1940 г. применялись как транспортные и учебные.
В сентябре 1939 г. "вали" еще сохранялись на вооружении в Голландской Ост-Индии как учебные и транспортные. Из строевых частей их уже вытеснили Do 24K. Но после начала Второй мировой войны на этих машинах сформировали две авиагруппы, которые приступили к патрулированию отдаленных районов. В декабре 1941 г. эти самолеты еще эксплуатировались. Они участвовали в обороне Индонезии от японцев до апреля 1942 г.
Югославские лодки осуществляли патрулирование Адриатики с начала греко-итальянской войны. В апреле 1941 г. были уничтожены или захвачены итальянцами.
В Советском Союзе "вали" (ДВ) в 1935-1936 гг. прошли модернизацию стрелкового и бомбового вооружения на заводе # 45 в Севастополе. Окончательно устаревшие лодки сняли с вооружения морской авиации в 1938 г. Все исправные самолеты передали Главсевморпути. После начала войны с Германией они были вновь вооружены. С августа 1941 г. эти самолеты использовались Северным, а с ноября - Тихоокеанским флотом как разведчики, самолеты ПЛО и транспортные до весны 1942 г. Далее их вернули полярной авиации, в составе которой они служили до 1945 г.
В Испании последние "вали" базировались на Канарских о-вах и в Марокко до сентября 1950 г.


Do 15||
Размах:||23,2 м
Длина:||18,2 м
Моторы, количество х мощность:||2х 730 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8000 кг
Максимальная скорость:||220 км/ч
Практический потолок:||3600 м
Дальность:||2200 км

Dornier Do J, Do R, Do 15 Wal и Super Wal

<...>
   Удачная конструкция Wal повлияла на его выбор в качестве морского разведчика, когда в начале 1930-х годов военное ведомство Германии приступило к созданию морской авиации. Военный вариант Militar-Wal 33, позднее получивший обозначение Do 15, был создан на базе раннего "8-Tonnen Wal", названного так за свою взлетную массу в 8 т. "8-Tonnen Wal" впервые взлетел в 1931 году. Militar-Wal 33, созданный в 1933 году, отличался от гражданского варианта наличием военного оборудования и оборонительного вооружения, к которому потом добавили и наступательное в виде четырех легких бомб. Militar-Wal 33 был выполнен по описанной выше схеме - с крылом типа парасоль, состоявшим из центроплана, крепившегося к корпусу N-образными подкосами, и консолей, также имевших подкосы, идущие от боковых поплавков. К центроплану крепилась гондола с тандемно расположенными двигателями. Поставки самолетов начались в 1933 году, и к 1935 году, когда Люфтваффе решили отказаться от поставок в ожидании более совершенного Do 18, успели выпустить 30 самолетов. Эти лодки оставались на вооружении боевых частей до 1938 года и продолжали нести службу в подразделениях второго эшелона на начальном этапе Второй мировой войны.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dornier Do 15 Wal (Militar-Wal-33)

   Тип: четырехместная летающая лодка - морской разведчик
   Силовая установка: два V-образных поршневых двигателя BMW VI мощностью по 750 л. с. (559 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость у земли -220 км/ч; крейсерская скорость 200 км/ч на оптимальной высоте; время набора высоты 3000 м- 35 мин; потолок 3000 м; дальность полета 2200 км
   Масса: пустого 5385 кг; максимальная взлетная 8000 кг
   Размеры: размах крыла 23,20 м; длина 18,30 м; высота 5,35 м; площадь крыла 96,00 м2
   Вооружение: один 7,92-мм пулемет MG15 на турели в носовой части и два 7,92-мм MG15 на турелях в хвостовой части, плюс до 200 кг бомбовой нагрузки на четырех узлах подвески под крылом
6 ноября 1922г.: первый полет прототипа летающей лодки Dornier Do J Wal; самолет был создан на основе более ранних Gs l и Gs ll и выпускался более чем в 20 вариантах.
8-ton Wal Do J IlaBos D-2068 Passat of Luft Hansa.
Dornier Do IIaBos 8-ton Wal D-2068 Passat (Trade Wind) was the first of two Wals so named, the other being a 10-tonner.
BMW Vl-powered Do J IlaBos 8-ton Wal D-2069 Monsun.
FOR THE SOUTH ATLANTIC SERVICE: One of the Dornier flying boats arriving at Woolston, Southampton, on October 26, en route for Brazil.
Do 15 в экспериментальном центре в Травемюнде. Вооружение снято, самолет несет гражданские обозначения
ROUND THE WORLD IN A FLYING BOAT: Von Gronau and his crew in the Dornier Wal which has just completed a world flight.
10-ton Wal D-AGAT Boreas being hoisted on to the catapult of the MS Schwabenland.
Mounted ready for launch on the Schwabenland’s rear-deck catapult, the Dornier Do J IIfBos Wal D-AGAT Boreas has its pusher engine inspected. It operated on the South Atlantic service.
3 февраля 1934г.: авиакомпания "Deutsche Lufthansa" выполнила первый регулярный трансатлантический почтовый рейс между Берлином (Германия) и Рио-де-Жанейро (Бразилия). Почта была загружена на летающую лодку Dornier Wal Taifun в Батурсте (Гамбия). Летающая лодка стартовала с катапульты судна "Вестфален" для перелета в Наталь, откуда лодка перелетела в Рио-де-Жанейро.
Dornier Wal D-AGAT Boreas leaves the Schwabenland’s catapult in the South Atlantic after refuelling en route for South America. Note the cradle which carried the aircraft, and the stowed crane which hoisted it aboard, left.
Характерным отличием Do 18 и всех летающих лодок "Dornier" являлись развитые спонсоны-"жабры", не только повышавшие остойчивость лодки на воде, но и создававшие подъемную силу в полете. К ним и крепились подкосы крыла.
Самолеты Wal стояли у истоков воздушных сообщений в Южной Америке. Авиакомпания "Lufthansa" организовала воздушную почтовую линию через южную Атлантику с использованием вспомогательных судов, по которой Wal совершили 328 полетов.
C.M.A.S.A.-built Wal, the MF 5;
Do 15 опускают краном на воду
Машины Wal использовались и в военных целях. На снимке - самолет Do 15 Militar-Wal 33 из 2./Ku.FI.Gr.106. Военные модификации Wal во время гражданской войны в Испании состояли на вооружении ВВС испанских националистов, действуя с баз на Балеарских островах.
Dornier Do 15 Wal
Do 15 (Милитар-Валь 33)
Dornier Militar-Wal 33