Ильюшин Ил-2
Варианты:
Ильюшин - Ил-2 - 1940 - Россия
Страна: Россия
Год: 1940


Штурмовик
Описание:
Ил-2
Ил-2
Фотографии:

Ч/б фото (62)

Ил-2

Бронированный штурмовик. Одномоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Первый в мире штурмовик, у которого броня включена в несущую конструкцию планера. Спроектирован в ЦКБ под руководством С.В. Ильюшина. На испытания выходили цельнометаллические штурмовики ЦКБ-55 (первый полет - 30 декабря 1939 г.), ЦКБ-55П (29 декабря 1940 г.) и, наконец, ЦКБ-57 (12 октября 1940 г.), ставший прототипом серийного БШ-2 (Ил-2).
Серийное производство Ил-2 начали в марте 1941 г. Его выпускали заводы #18 (Воронеж, затем Куйбышев), #1 (Куйбышев), #30 (Москва), #381 (Ленинград, затем Нижний Тагил). Всего построили 36 163 (по другим данным, 36 154) экз. - это самый массовый самолет Великой Отечественной войны. В это количество включены 1211 учебных Ил-2У.
Двигатель АМ-38/АМ-38Ф. Экипаж самолета 1 - 2 чел. Вооружение - в зависимости от модификации.
В годы войны Ил-2 состоял на вооружении в СССР с мая 1941 г., в Польше - с сентября 1945 г., в Чехословакии - с апреля 1945 г. (в обоих последних случаях имеются в виду авиачасти, сформированные в Советском Союзе).
Основные серийные модификации:
  - Ил-2 одноместный с мотором АМ-38, первоначально цельнометаллический, вооружение 2x20+2x7,62 (заводы #381 и #30)или 2x23+2x7,62 (заводы #1 и #18), бомбы до 600 кг, 8хНУРС (полевые переделки до 16хНУРС, известны машины с установкой двух НУРС для стрельбы назад). С января 1942 г. выпускался с зимним лыжным шасси, первоначально неубирающимся, затем убирающимся. С мая введены крыло смешанной конструкции с полотняной обшивкой элеронов и деревянная хвостовая часть фюзеляжа. Самолеты разных заводов отличались по вооружению, запасу горючего, бронированию. С июня 1942 г. начали усиливать при ремонте фюзеляж наружными стрингерами, на заводах введено подкрепление внутреннего набора хвостовой части. С августа на части машин устанавливались радиополукомпасы. Существовали полевые переделки с неподвижным 12,7-мм пулеметом назад и переделки в двухместный с вооружением 1x7,62, 2x7,62 или 1x12,7 в задней кабине;
  - Ил-2 одноместный с вооружением 2x37+2x7,62,бомбы до 200 кг, 8хНУРС; малая серия;
  - Ил-2 тип 2, двухместный, вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался с октября 1942 г.; с января 1943 г. с мотором АМ-38Ф. С мая внедрены фибровые основные бензобаки и подвесные сбрасываемые ПЛГБ-150;
  - Ил-2 тип 2 двухместный с мотором АМ-38Ф и вооружением 2x37+2x7,62, бомбы до 200 кг, без НУРС, выпускался с середины 1943 г. до января 1944 г.;
  - Ил-2 тип 3 с металлическим крылом увеличенной стреловидности, на поздних сериях (тип 3М) вернулись к металлической хвостовой части фюзеляжа, выпускался с апреля 1944 г., с начала 1945 г. в части досылались дополнительные комплекты бронирования, с весны заводы #1 и #30 выпускали самолеты с удлиненным бронекорпусом;
  - Ил-2КР, корректировщик и ближний разведчик на базе типа 2 с мотором АМ-38Ф, установлены фотоаппаратура и более мощная радиостанция вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался серийно заводом #30 с апреля 1943 г. Существовали также кустарные переделки в разведывательный вариант Ил-2 различных модификаций.
Ил-2 начал применяться на фронте с конца июня 1941 г. под Бобруйском. В июле они действовали под Оршей, Смоленском и Ельней. Ими были вооружены части ВВС Южного, Юго-Западного и Западного фронтов и Балтийского флота. В августе на фронте насчитывалось уже 15 полков этих машин. В сентябре 1941г. под Москвой сосредоточили пять полков Ил-2. К середине 1942 г. эти самолеты уже широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ. В мае - июне они участвовали в сражении под Харьковом. Двухместные машины, первоначально кустарно изготовленные (непосредственно в частях), появились весной 1942г. Двухместные Ил-2 заводского изготовления проходили войсковые испытания на Калининском фронте с октября 1942 г. 30 октября они атаковали аэродром в Смоленске. Массовое применение двухместных машин началось в первой половине 1943 г. С ноября 1942 г. Ил-2 эпизодически использовались и ночью. Так штурмовики работали, например, под Сталинградом. На Калининском фронте имелся целый полк, специализировавшийся на ночных вылетах. В некоторых случаях при этом самолеты оснащали пламегасителями на выхлопных патрубках.
Одноместные Ил-2 с 37-мм пушками проходили проверку боем в декабре 1942 г. в 16-й воздушной армии под Сталинградом. Машины типа 3 с 37-мм пушками дебютировали под Курском в июле 1943 г.
Ил-2 с середины войны стал самым массовым самолетом ВВС РККА, участвовавшим во всех крупных операциях советской армии и флота. На море Ил-2 использовался как штурмовик, топмачтовик и самолет ПЛО (на Балтике с 1944 г.).
В некоторых случаях Ил-2 применялся как тяжелый истребитель против бомбардировщиков и транспортных самолетов противника (с октября 1942 г. под Сталинградом, над Рамушевским коридором, в Корсунь-Шевченковской битве).
Ил-2 сняли с производства в 1945 г. Вскоре после окончания войны он был быстро вытеснен новым Ил-10. Но в учебных частях старые штурмовики сохранялись до начала 50-х годов.

Ил-2

Штурмовик Ил-2 являлся одним из самых массовых боевых самолетов Второй мировой войны. Эта удачная машина строилась в огромных по авиационным меркам количествах. По советским источникам, заводами выпущено 36163 таких самолета. Ил-2 начинался с проекта ЦКБ-55, разработанного КБ С.В. Ильюшина, ставшим частью Центрального конструкторского бюро (ЦКБ).
  Особенностью двухместного самолета ЦКБ-55, или БШ-2, стал бронекорпус, встроенный в конструкцию фюзеляжа и защищавший экипаж, мотор, радиаторы и бензобак.
  В итоге получился самолет, который очень хорошо подходил для своей задачи - штурмовых ударов с малых высот. Однако руководство ВВС его отвергло в пользу легкой одноместной версии ЦКБ-57 с мотором АМ-38 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт) и приподнятым фонарем кабины летчика. В проекте ЦКБ-57 также заменили два из четырех установленных в крыле пулеметов на 20-мм пушки, под крылом установили узлы подвески реактивных снарядов (PC). Прототип впервые взлетел 12 октября 1940 года.
  Приемные испытания закончились всего за три месяца до немецкого нападения в июне 1941 года. Начался серийный выпуск Ил-2. Первая часть получила такие самолеты в мае 1941 года. К концу июня советские ВВС имели 249 штурмовиков Ил-2. Серийный самолет в целом был подобен опытной машине ЦКБ-57, но были введены некоторые изменения, преимущественно - для улучшения защиты летчика, включая новое лобовое стекло и укороченный бронекорпус.
<...>
Опытный одноместный Ил-2 AM-58 на государственных испытаниях, НИИ ВВС, март 1941 г.
Бронированный штурмовик Ил-2 АМ-38 (БШ-2 N 2) на Государственных испытаниях в марте 1941г.
Самолет ЦКБ-55П считался эталоном для серийного производства. Госиспытания, март 1941 г.
Серийный Ил-2 АМ-38 с пушками ШВАК производства завода N 381 (N 381355) весной 1942г. Обратите внимание, что пушки расположены ближе к оси самолета, а ШКАСы - дальше.
Первые серийные машины. К тому моменту, когда появилось обозначение Ил-2, штурмовик конструктора С. В. Ильюшина уже находился в серийном производстве. Первые машины выпускались для 4-го полка легкой бомбардировочной авиации. К сожалению, первый период эксплуатации этого самолета был омрачен постоянно возникавшими серьезными проблемами. Много штурмовиков разбилось из-за неопытности пилотов, а отсутствие защиты задней полусферы стрелка обернулось массовой потерей этих машин летом 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз. Очень ненадежными оказались клеевые швы и задняя часть фюзеляжа Ил-2 (этот недостаток частично исправили с помощью стальных лонжеронов). С середины 1941 года была усилена огневая мощь самолета: на Ил-2 начали устанавливать реактивные снаряды РС-132 (вместо РС-82), а также заменили пушками ВЯ-23 прежние пушки ШВАК.
Одноместный штурмовик Ил-2 из 174-го шап, Ленинградский фронт, зима 1941/42 года
Серийный Ил-2 АМ-38 с пушками ВЯ-23, завод N 18. Весна 1942г.
Прочность и надежность Ил-2 позволяли эксплуатировать штурмовики в таких условиях, когда из-за непогоды Люфтваффе отсиживались на земле.
Одноместный Ил-2 с неубираемым лыжным шасси
Истребитель бомбардировщиков Ил-2И. Аэродром НИИ ВВС, август 1943 г.
Ил-2И
Подготовка к вылету одноместного Ил-2. Под крылом - реактивные орудия РО-82
Подготовка Ил-2 АМ-38 первых серий производства завода N 18 к боевому вылету (виден маслоотражающий козырек)
Штурмовик перед очередным вылетом в район Сталинграда
До 1943 г. ФАБ-100 были наиболее эффективным оружием Ил-2 против бронетехники. Подготовка к боевому вылету Ил-2 из 15-го Гв.ШАП. Ленинградский фронт, сентябрь 1942 г.
Друзья провожают А.В.Чувикова на боевое задание на самолете В.Т.Отрадного (лейтенант, заместитель командира эскадрильи 606-го шап, будучи смертельно раненым, довел самолет до своего аэродрома. Умер от ран 22.08.42г.) На фюзеляже Ил-2 видны профили усиления. Западный фронт, октябрь 1942г.
Командир 215-го ШАП майор Л.Д. Рейно в кабине Ил-2
Обычно боевую нагрузку Ил-2 составляли бомбы и реактивные снаряды, но иногда штурмовики "заряжали" листовками.
Ил-2 из 74-го ШАП (предположительно). Конец лета 1941г.
Несмотря на наличие торпедоносной и бомбардировочной авиации в составе ВВС ЧФ, ее главной ударной силой весной 1944г. были именно штурмовые авиаполки. На снимке запечатлены Ил-2 из состава 8-го гвардейского ШАП.

Подготовка самолетов Ил-2 к боевому вылету
C.B. Ильюшин (в центре) осматривает серийные Ил-2. Куйбышев, 1942 г.
Проверка паспорта ГСМ перед заправкой самолета Ил-2
Заправка самолета Ил-2 от аэродромного заправщика на шасси ЗиС-6
Заправка топливом штурмовика из состава 243-й ШАД
Штурмовик Ильюшина Ил-2
Ил-2 в одноместном варианте на фронте.
Знаменитые штурмовики Ил-2 с моторами АМ-38
С середины 1941 года арсенал Ил-2 пополнили реактивные снаряды PC-132. Но на этой фотографии, датированной зимой 1941-1942 годов, штурмовик Ил-2 с бортовым номером "8" несет под крылом менее мощные РС-82.
Одноместный Ил-2 из 504-го ШАП. Сталинградский фронт, январь 1943 г.
Ilyushin Il-2 (single-seater).
Летчик, мотор и ряд важных элементов конструкции Ил-2 были прикрыты броней, однако одноместный вариант был почти беззащитен от атак из задней полусферы.
Этот Ил-2 ранней постройки стал германским трофеем, на самолет нанесены опознавательные знаки Люфтваффе. Из-за наступления германских войск производство Ил-2 пришлось перенести из Европейской части СССР на Урал и в Сибирь.
Пилоты Ил-2 7-го ШАП ВВС КБФ. Ленинградский фронт, 1943г.
Группа летчиков 504-го ШАП. Сидит второй справа ст. л-нт Иван Пстыго. Лето 1942 г.
Капитан С.Е. Сантемов (справа). 25 июня 1942 года принял командование 74-м штурмовым авиаполком
Обслуживание двигателя на Ил-2
Оснащение штурмовика двигателем АМ-38Ф на заводе № 18
Монтаж мотора АМ-38 на самолет Ил-2, завод N 18
Производство самолетов Ил-2 на Воронежском заводе №18, эвакуированном в Куйбышев
Линейка штурмовиков в сборочном цехе авиазавода № 18 Куйбышев, 1942 г.
Производство самолетов Ил-2 на заводе №18
Завершается сборка очередного Ил-2. Макеты авиабомб предназначены для проверки бомбодержателей. Куйбышев, 1942 г.
Подготовка на авиазаводе № 30 бронекорпусов к передаче на сборку
Бронекорпуса Ил-2, изготовленные на заводе № 207 в Куйбышеве
Транспортировка деревянной хвостовой части Ил-2 в сборочный цех авиазавода № 1.
Бронекапот самолета Ил-2 АМ-38
Ил-2 АМ-38 - вход воздушного канала водяного радиатора
Химическая бомба ХАБ-25, осветительная бомба САБ-15 и фотобомба ФОТАБ-35 (слева направо), подвешиваемые на замках Дер-21 внутренней подвески или на замки Дер-31 наружной подвески
Ил-2 АМ-38. Подвеска фугасных авиабомб ФАБ-250 на замках Дер-31 и поясной системе.
Подвеска бронебойной авиабомбы БРАБ-220 и химической бомбы ХАБ-200 на замках Дер-31 и поясной системе.
Подвеска четырех бомб ФАБ-100 на замках Дер-21 внутренней подвески и еще двух на замках Дер-31 наружной подвески (в перегрузочном варианте).
Подвеска осколочных и зажигательных авиабомб АО-25м2, АО-8м6, АО-10сч и ЗАБ-10тг (слева направо) на кассетах КД-1-6м внутренней подвески
Кассеты КМБ-Ил-2 (КМБ-2) для мелких бомб внутренней подвески
Кассета мелких бомб самолета Ил-2
КМБ-Ил-2 снаряженная химическими ампулами АЖ-2
КМБ-Ил-2 снаряженная осколочными авиабомбами калибра 2,5 кг типа АО-2,5сч, 10 кг типа АО-10сч и 25 кг типа АО-25м1
Турель УТК-1 с пулеметом УБТ, установленная на одноместный Ил-2 в мастерских 15-й ВА