Варианты
- Туполев - Ту-144 - 1968 - Россия
- Туполев - Ту-230 / Ту-260 / Ту-360 - 1985 - Россия
Ту-144
Ту-144 часто сравнивают с действительно очень похожим внешне Aerospatiale/BAC Concorde. Оба самолета являлись претендентами на первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Первый полет Ту-144 выполнил раньше конкурента, но выполнять пассажирские перевозки первым начал Concorde. Concorde эксплуатировался довольно долго и относительно успешно, в то время как эксплуатацию Ту-144 сопровождал шлейф проблем технического плана. Флагмана "Аэрофлота" из Ту-144 не получилось, но свое достойное место в истории авиации самолет занял.
Разработка сверхзвукового пассажирского авиалайнера началась в СССР в первой половине 1960-х годов. Планировалось построить 75 самолетов для "Аэрофлота". По компоновке и характеристикам Ту-144 не сильно отличался от Concorde. Особенностями Ту-144 являлись оживальное дельтовидное крыло, сгруппированные под фюзеляжем двигатели и отклоняемая для лучшего обзора на взлете и посадке носовая часть фюзеляжа.
Прототип Ту-144 (СССР-68001) выполнил первый полет 31 декабря 1968 года. В ходе испытаний самолет достиг скорости М=2,4, крейсерская скорость составляла М=2,35 (2500 км/ч). Но испытания выявили массу проблем, для решения которых конструкцию и аэродинамику пришлось серьезно изменить. Так, была увеличена площадь крыла и изменена его форма в плане, фюзеляж удлинен на 6,30 м, изменено месторасположение гондол двигателей, внедрены полностью регулируемые воздухозаборники, установлено убираемое ПГО. Масса самолета возросла со 130 т до 180 т, а емкость баков была увеличена с 87 500 л до 118 750 л.
Первый из шести самолетов второй партии, СССР-77101, выполнил первый полет весной 1973 года. Вскоре в воздухе поднялся СССР-77102, этот самолет разбился вместе с экипажем при взлете на авиасалоне в Париже в июне 1973 года. Несмотря на катастрофу, работы по программе СПС (сверхзвуковой пассажирский самолет) были продолжены. 26 декабря 1975 года СССР-77106 начал выполнять регулярные грузовые перевозки между Москвой и Алма-Атой. Серийные Ту-144 при экипаже из трех человек могли брать на борт до 140 пассажиров.
С февраля 1977 года Ту-144 приступили к выполнению технических рейсов на линии Москва - Хабаровск, а с ноября того же года начали перевозить пассажиров между Москвой и Алма-Атой. После выполнения 55 рейсов с пассажирами в июне 1978 года потерпел катастрофу улучшенный Ту-144Д (самолет не принадлежал "Аэрофлоту"), После катастрофы полеты Ту-144 с пассажирами прекратили, к этому времени летало 13 Ту-144.
Было выпущено шесть улучшенных Ту-144Д (включая один переделанный из ранее построенного Ту-144) с повышенной дальностью полета и двигателями РД36-51 П. А. Колесова. Грузовые перевозки Ту-144 выполняли до 1983 года, когда программу СПС окончательно закрыли.
Ту-144 использовались для различных летных экспериментов, в том числе совместных с США. Ту-144ЛЛ выполнял полеты в интересах агентства НАСА, позже на нем установили двигатели НК-321 ОКБ Н.Д. Кузнецова (как на Ту-160). Последний полет Ту-144ЛЛ выполнил в 1998 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ту-144
Тип: сверхзвуковой дальнемагистральный авиалайнер
Силовая установка: четыре ТРДДФ НК-144 ОКБ Н. Д. Кузнецова тягой по 127,5 кН, тяга на форсаже 196,1 кН
Летные характеристики: максимальная скорость М-2,35 (2500 км/ч); нормальная крейсерская скорость на высоте 16000-18000 м М=2,2 (2300 км/ч); максимальная дальность со 140 пассажирами - 3500 км
Масса: пустого 85 000 кг; максимальная взлетная 180000 кг
Размеры: размах крыла 28,80 м; длина 65,70 м; высота 12,85 м; площадь крыла 438 мг
Полезная нагрузка: 15 000 кг
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: СССР-77144 [4] Ту-144 (серийный). Серийный Ту-144 сильно отличался от прототипа. Кроме того, он был крупнее и тяжелее своего конкурента Concorde, обладал более высокой скоростью и дальностью, но меньшей экономичностью.
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Носовая часть опытной машины не настолько изящна, как у Aerospatiale/BAC Concorde, у серийных машин она подверглась переделке. Ту-144 олицетворял собой скорость и стиль.
-
Авиация и Космонавтика 2018-12 / Некоторые знаменательные даты декабря в истории авиации
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] -
Авиация и Космонавтика 2020-03 / Ю.Кузьмин - Сверхзвуковые пассажирские самолеты XXI века
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, совершивший первый полет 31 декабря 1968 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-12 / Некоторые знаменательные даты декабря в истории авиации
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] -
Air International 1999-11 / Jet Airliner A to Z
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] First prototype Tu-144, 68001, touching down and the brake ’chute just deploying.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Ту-144 (сер. N 02-1) в аэропорту Шереметьево-1 во время проведения Госиспытаний, 1975-76гг.
-
Авиация и Космонавтика 2017-09 / М.Лисов - Шедевры Ульяновского музея гражданской авиации
Регистрационный номер: СССР-77110 [5] Ту-144
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / Знаменательные даты декабря
Регистрационный номер: СССР-77115 -
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Регистрационный номер: СССР-77110 [5] -
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
Это не тот критический набор высоты самолетом Ту-144, о котором идет речь. Так наш самолет выполнял обычный взлет в ходе демонстрационных полетов. Траектория его полета - не очень крутая. Но за счет большого угла тангажа это производило должное впечатление…
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] В полете Ту-144 борт СССР 77102
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] Ту-144 в полете
-
Air International 1999-11 / Jet Airliner A to Z
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] This view of the second production aircraft, 77102, clearly illustrates the wing planform. This particular aircraft suffered an in-flight break-up during a display at the 1973 Paris salon.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-77109 [4] Ту-144 (сер. N 05-2) перевозил пассажиров между Москвой и Алма-Атой, 1978г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Малая часть радиусного уступа-ступеньки была прикрыта от прямого удара воздуха нижней частью отклоняемого носа. Однако неизбежным источником основной шумовой нагрузки все же оставалось верхнее место носка как раз перед лобовыми стеклами. Обратите внимание на различный цвет лобовых стекол кабины экипажа. Лобовые стекла изготовлены из силикатного стекла, а остальные - из фторакрилатного органического стекла марки Э-2, выдерживающего температуры до 250 °С. Вначале боковые стекла и стекла форточек также были силикатными, но по заданию для облегчения машины конструктор (автор данной статьи) переделал их на органические стеклопакеты, что привело к облегчению машины на 33 кг
-
Авиация и Космонавтика 2022-10 / ??? - 100 лет конструкторскому бюро А.Н. Туполева
Регистрационный номер: СССР-77110 [5] Ту-144
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
«Туполев-144» - наиболее полная на сегодняшний день монография по самолету Ту-144
-
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Другие самолёты на фотографии: North American B-25 Mitchell / PBJ-1 - США - 1940
-
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-25 Грач - Россия - 1975
-
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] -
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Вид на механизацию переднего крыла самолета Ту-144.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Верхняя и боковая щели между отклоняемым носом и фюзеляжем самолета на максимальном угле отклонения вниз на виде сбоку. Горизонтальная часть щели по сравнению с более дальней радиусной частью вносила малый вклад в общее аэродинамическое сопротивление машины и шум в кабине
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Регистрационный номер: CCCP-77115 Вот так выглядит щель между отклоняемым носом и фюзеляжем самолета Туполев Ту-144Д «CCCP-77115» (заводской номер 09-1) на максимальном угле отклонения -17°, если на нее смотреть несколько сзади. На правом борту фюзеляжа находился датчик обледенения черного цвета, который был хорошо виден второму пилоту, так как был установлен несколько впереди и ниже форточки. Снимок сделан на Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2013»
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
ПК в выпущенном положении
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Место установки кронштейнов навески поворотного носового обтекателя «отъедало» лишь малую часть в полусферическом днище единого гермоотсека (пассажирский салон и кабина экипажа) серийных самолетов Туполев Ту-144. Именно такое расположение оси вращения в «туполевской» схеме позволило в максимальной степени получить минимальные напряжения от циклического наддува фюзеляжа, обеспечив тем самым максимальный ресурс конструкции
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: RA-77114 [12] В конце 1990-х годов долго простаивавший экземпляр Ту-144 был восстановлен в качестве летающей лаборатории для участия в программе НАСА по исследованиям для создания сверхзвуковых авиалайнеров.
-
Мировая Авиация 155
Регистрационный номер: RA-77114 [12] В ходе исследовательской программы, нацеленной на экспериментальное изучение некоторых решений для будущего сверхзвукового лайнера, агентство НАСА воспользовалось российским самолетом Ту-144Д, переименованным в Ту-144ЛЛ, для осуществления нескольких летных экспериментов в России.
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: RA-77114 [12] Ясным декабрьским днем 1995 года самолет Ту-144ЛЛ впервые за много лет выкатили из ангара в Жуковском. В марте 1996 года начались его испытания по программе НАСА.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: RA-77114 [12] Ту-144ЛЛ (сер. N 08-2) перед началом испытательных полетов, 29 ноября 1996г.
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: RA-77114 [12] Полеты Ту-144ЛЛ в Российской Федерации дали НАСА ценную информацию по сверхзвуковым полетам. Однако будущее программы SST в США так и осталось неясным.
-
Air International 1999-11 / Jet Airliner A to Z
Регистрационный номер: RA-77114 [12] Серийный Ту-144 является самым большим и самым тяжелым сверхзвуковым транспортным самолетом в истории авиации. В 1996-1997 годах серийный Ту-144Д, доработанный в Ту-144ЛЛ, использовался для выполнения экспериментальных высокоскоростных полетов по программе НАСА.
Built in 1981 as a Tu-144D, RA-77114, has been upgraded and redesignated Tu-144LL. The sole remaining airworthy Tu-144, it is currently undertaking research into high-speed commercial flight, on behalf of NASA, Tupolev and a number of US and British companies. -
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Регистрационный номер: RA-77114 [12] Самолет летающая-лаборатория Туполев Ту-144ЛЛ «RA-77114» (заводской номер 08-2) с личным именем «Москва», который летал по высокоскоростной коммерческой исследовательской программе NASA HSCT («High Speed Civil Transport» - «Высокоскоростной гражданский самолет». «Непомытый» вешний вид дает прекрасную возможность увидеть отпечаток того места на фюзеляжа, куда уходит нижняя поверхность отклоняемого носа при максимальном опускании на угол -17°. Фото сделано в апреле 2017 года на туполевской стоянке перед цехом, из которого когда-то выкатывали «нулевку» в ее первый полет. В настоящее время этот самолет восстановлен до исходного состояния варианта Туполев Ту-144Д (заводской номер 08-2) с прежним номером государственной регистрации «СССР-77114» и установлен как памятник на въезде в город Жуковский
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Самолет Ту-144 (СССР-68001) в сборочном цехе ЖЛИиДБ, 25 августа 1968г.
-
Авиация и Космонавтика 2007-10 / И.Шевчук - 85 лет конструкторскому бюро ОАО "Туполев"
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Сборка первых опытных Ту-144 и Ту-154
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-154 - Россия - 1968
-
Авиация и Космонавтика 1998-11 / А.Вульфов - "Рабочая лошадка" Ту-154: 30 лет в небе
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Сборка первого опытного самолета Ту-154 на ММЗ "Опыт", апрель 1968г. На заднем плане опытный Ту-144
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-154 - Россия - 1968
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Регистрационный номер: СССР-68001 [33], СССР-77101 [2] Различие в форме иллюминаторов на прототипе самолета Ту-144 «СССР-68001» и на одной из серийных машин. С отклоняемого носа исчезли верхние стекла, а взамен их и двух боковых стекол по бокам появились установленные один за другим три стекла, продолжая линию фюзеляжного остекления. На фото, которое, вероятно, сделано до января 1970 года в сборочном цехе ЖЛИиДБ, на заднем плане виден эталон для серийного производства - улучшенный (серийный) авиалайнер Туполев Ту-144 (заводской номер 01-1), впоследствии получивший государственную регистрацию «СССР-77101»
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Выкатка самолета первого прототипа Туполев Ту-144 «СССР-68001» - самолета «нулевой» серии (или так называемой «нулевки») из туполевского ангара в ЖЛИиДБ (Жуковская летно-испытательная и доводочная база - ныне филиал ОКБ им. А.Н. Туполева) перед его первым полетом 31 декабря 1968 года. Хорошо виден поворотный носовой обтекатель с четырьмя прямоугольными стеклами на отклоняемом носке
-
Авиация и Космонавтика 2022-10 / ??? - 100 лет конструкторскому бюро А.Н. Туполева
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] А.Н. Туполев у самолета Ту-144
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Экипаж Ту-144 в его первом полете, слева направо: Э. Елян (командир), Ю. Селиверстов, В. Бендеров и М. Козлов. В. Бендеров и М. Козлов погибнут в катастрофе в Ле Бурже.
-
Мировая Авиация 123
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Туполев поздравляет экипаж сверхзвукового лайнера Ту-144 после первого успешного полета, 1968 год.
-
Авиация и Космонавтика 2000-01 / В.Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ" (21)
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Опытный Ту-144 (044) на аэродроме ЛИИ
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] В конце 1960-х гг. Ту-144 поражал своей красотой
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Крыло прототипа Ту-144 имело менее угловатые формы, чем у серийных машин, а его размах был немного больше. Все четыре двигателя были сведены в единый блок, обрезы их сопел выступали чуть дальше задней кромки.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Перед испытательным полетом
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
The prototype Tupolev Tu-144 supersonic transport (four Kuznetsov NK-144 turbofan engines)
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Опытный экземпляр Ту-144 накануне первого вылета
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Опытный Ту-144 готов подняться в небо. Носовой обтекатель - во взлетном положении
-
Авиация и Космонавтика 2023-12 / Некоторые знаменательные даты декабря в истории авиации
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] -
Air Enthusiast 1971-09 / Model enthusiast
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] The first Tupolev Tu-144, SSSR-68001, as demonstrated at the Paris Air Show in June 1971.
-
Авиация и Космонавтика 2003-12 / А.Щербаков - Традиции и мастерство
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Ту-144 и аналог МиГ-21
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-21И Аналог - Россия - 1968
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Опытный экземпляр Ту-144 в сопровождении самолета А-144 "Аналог" впервые взлетает 31 декабря 1968 года.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-21И Аналог - Россия - 1968
-
История Авиации 2001-04 / С.Корж, Г.Петров - Plasticart: модели и самолеты /Ностальгия/ (4)
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Ту-144 на испытаниях в Москве.
-
Авиация и Космонавтика 2008-04 / ??? - Главному конструктору Ту-160 - 80 лет
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Первый Ту-144 в полете
-
Авиация и Космонавтика 2008-12 / В.Ригмант - Работы ОАО "Туполев" по сверхзвуковым пассажирским самолетам второго поколения
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Первый опытный Ту-144
-
Авиация и Космонавтика 2010-01 / Новости
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Опытный Ту-144 (044) в первом полете
-
Мировая Авиация 88
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Первый в мире сверхзвуковой пассажирский авиалайнер. 31 декабря 1968г.: впервые поднялся в воздух прототип первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Самолетом с бортовым номером СССР-68001 управляли первый пилот Э. Елян, второй пилот М. Козлов, инженер-испытатель В. Бендеров и инженер Ю. Селиверстов. Его сопровождал самолет-демонстратор КБ А.И. Микояна "Аналог-144" (А-144 или МиГ-21И). Конструирование этого самолета началось в 1963 году по заказу ГВФ. В 1965 году проект был представлен публике на Парижском авиасалоне.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] Ту-144 в первом полете, 31 декабря 1968г.
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Tupolev Tu-144 four-jet supersonic transport at the 1971 Paris Air Show
-
Мировая Авиация 42
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] 1 ноября 1977г.: с почти пятилетним отставанием от запланированных сроков "Аэрофлот" начал эксплуатацию сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 на линии Москва-Алма-Ата. До 1 июня 1978 года на этом маршруте было выполнено 102 полета.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Сборка одного из серийных Ту-144 в цехе Воронежского авиазавода
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / В.Носов, О.Носов - Юбилей А.С.Благовещенского
А.С.Благовещенский с экипажем и конструкторами Ту-144, 1972 год
-
Авиация и Космонавтика 2008-06 / А.Артемьев - Крылья над морем (23)
Д.Ф.Устинов осматривает Ту-144
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: СССР-68001 [33], СССР-77101 [2] Редкая фотография сразу трех Ту-144 в Москве, 1973 год. В отдалении застыл прототип, в центре стоит первый серийный авиалайнер.
-
Air Pictorial 1977-08 / J.Cook - Paris Report
The Swedish contingent seen nestling under the nose of the Tu-144 (which was removed later) - SAAB 105G SE-XBZ, a Supporter (to the left), with the Viggen behind
Другие самолёты на фотографии: SAAB MFI-15 Safari / MFI-17 Supporter - Швеция - 1969SAAB SAAB 105 - Швеция - 1963SAAB Viggen / AJ.37 - Швеция - 1967
-
Aviation Historian 13
Регистрационный номер: СССР-77144 [4] OUR TRIBUTE TO the late David Lockspeiser in TAH8 included the story of how the designer and test pilot was prevented from demonstrating his Lockspeiser Land Development Aircraft on the last commercial day of the 1975 Paris Air Show - by a swarm of bees which settled on the canopy moments before he could climb aboard. The photograph, which has subsequently come to light, captures the scene, as an airport fireman tries unsuccessfully to sweep the swarm into a plastic crate, rather diverting visitors’ attention from Tupolev Tu-144 CCCP-77144 and Ilyushin Il-76 CCCP-76500/366 in the background. The bees, which were eventually washed off using fire-extinguisher foam, actually did Lockspeiser a big favour, because when he was taxying the LDA later that day the starboard main undercarriage leg sheared off owing to a welding fault. Had it happened on take-off or landing on the demo flight, the consequences could have been serious - both personally and commercially.
Другие самолёты на фотографии: Lockspeister LDA-01 - Великобритания - 1971Ильюшин Ил-76 - Россия - 1971
-
Air Enthusiast 1973-03 / Airscene
When a French aircraft industry delegation visited Moscow recently, its members were shown Tupolev Tu-144 production at the Voronezh factory, about ten aircraft being seen in various stages of assembly. Almost ready to fly was what was described as the first production aircraft: having the same new features displayed by the development aircraft, this Tu-144 also displayed retractable foreplanes, similar in operation and purpose to those fitted to the Dassault-Breguet Milan
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Tupolev Tu-144 supersonic transport, photographed at the 1975 Paris Air Show, with nose drooped and foreplanes extended for take-off
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Tupolev Tu-144 four-turbofan supersonic airliner, landing with its foreplanes extended
-
Авиация и Космонавтика 2000-01 / В.Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ" (21)
Заводские испытания серийного Ту-144
-
Aeroplane Monthly 1973-07 / Paris Spotlight
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] The Tu-144 with canard moustaches extended. This production model differed from the prototype with its new wing, longer and wider fuselage and new undercarriage.
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] Tupolev Tu-144 supersonic transport, in production form, with foreplanes and landing gear extended
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] -
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-77109 [4] -
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-77109 [4] Ту-144 (сер. N 05-2) перевозил пассажиров между Москвой и Алма-Атой, 1978г.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Испытания на больших углах атаки
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: СССР-77144 [4] Tupolev Tu-144 supersonic transport, in production form, with foreplanes extended. This aircraft was displayed at the 1975 Paris Air Show
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] Tupolev Tu-144 supersonic transport in its much-changed production form, with foreplanes and landing gear extended
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] Tupolev Tu-144.
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: СССР-77144 [4] Измененная форма крыла серийных лайнеров Ту-144 хорошо видна на этом снимке самолета СССР-77144 при посадке. "Усики" переднего горизонтального оперения также выпущены.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Очередной испытательный полет завершен
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
Другие самолёты на фотографии: SNIAC, BAC Concorde - International - 1969
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
Это не тот критический набор высоты самолетом Ту-144, о котором идет речь. Так наш самолет выполнял обычный взлет в ходе демонстрационных полетов. Траектория его полета - не очень крутая. Но за счет большого угла тангажа это производило должное впечатление…
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] Злополучный Ту-144 взлетает в Ле Бурже, 1973 год. При демонстрации 3 июня этот самолет начал набор высоты, внезапно перешел в пикирование и при выравнивании разрушился. Причины так и остались неясными. Одна из основных версий - пилот хотел уйти от столкновения с французским истребителем Mirage IIIR, фотографирующим самолет в воздухе.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] Снимок, сделанный с борта "Миража" за несколько секунд до катастрофы. 3 июня 1973г.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Встреча Ту-144 в Ташкенте, 20 сентября 1972г.
-
Air Enthusiast 1972-12 / Airscene
Seen at Tashkent Airport on 20 September at the conclusion of a 110-minute supersonic flight from Moscow - a distance of 1700 mls (2735 km) - this Tupolev Tu-144 development model shows a number of differences from the prototype. The nose is longer, with additional windows in the visor, the air intakes are of revised design and the main and nose undercarriage units have been repositioned.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Ту-144 в Киеве, 5 сентября 1974г.
-
Air Pictorial 1976-03
Russia's SST, the Tupolev Tu-144, at Domodedovo-Moscow before its first regular freight flight to Alma-Ata on 26th December 1975.
-
Air Pictorial 1977-07
Регистрационный номер: СССР-77110 [5] No great changes were apparent in the Tupolev Tu-144, CCCP-77110. So far the type has been used only for cargo services
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Самолет "101" - Ту-144Д готов к установлению мировых рекордов. Аэродром Кипелово, 1983г.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Командир Ту-144 Б.Ф.Кузнецов докладывает Б.П.Бугаеву о готовности к первому рейсу с пассажирами. 1 ноября 1977г.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-77109 [4] Ту-144 выполняет регулярный рейс
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Обслуживание Ту-144 в аэропорту Домодедово
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Ту-144 на стоянке в Музее ВВС в Монино
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] День открытых дверей в разгаре
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
ПК в убранном положении
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] -
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Первая помывка монинского Ту-144
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] -
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Полировка иллюминаторов
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Работа с приводом носового обтекателя
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Установка фар
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Спонсорская помощь в действии
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Замена колес
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Подъем!
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: RA-77114 [12] Взлетает Ту-144ЛЛ
-
Авиация и Космонавтика 1997-10 / В.Беляев - МАКС-97 - новинки авиасалона
Регистрационный номер: RA-77114 [12] Ту-144ЛЛ
-
Авиация и Время 1996-02
Регистрационный номер: RA-77114 [12] -
Авиация и Космонавтика 2000-09 / В.Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ" (27)
Регистрационный номер: RA-77114 [12] Ту-144ЛЛ
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Подготовка стенда усталостных испытаний в СибНИА
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Вид на выхлопные сопла двигателей опытного (вверху) и серийного Ту-144
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Носовая опора шасси опытного Ту-144
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Основная опора шасси опытного Ту-144
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Основная опора шасси серийного Ту-144
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Переднее крыло в выпущенном положении
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Воздухозаборник серийного Ту-144
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Нижняя поверхность фюзеляжа и внутренняя поверхность мотогондол
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Летчик-испытатель Э.В.Елян осваивает кабину Ту-144
-
Авиация и Космонавтика 2023-06 / В.Бакурский - Трагедия в Ле-Бурже
В.М. Козлов в кабине Ту-144
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Приборная панель летчиков на серийном Ту-144
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Приборная доска после реставрации
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] В такое состояние пришел уникальный лайнер в "лихие" 1990-е гг.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Примерно таким был обзор в полете для пилотов самолета Туполев Ту-144 «СССР-77106» (заводской номер 04-1) при полностью поднятом поворотном носовом обтекателе. С 29 февраля 1980 года этот пассажирский лайнер, который первым из сверхзвуковых самолетов использовался для регулярных почтовых и грузовых перевозок, является экспонатом Центрального музея Военно-воздушных сил в Монино. На сегодняшний день это единственный самолет семейства Туполев Ту-144 с функционирующим механизмом отклоняемого носового обтекателя
-
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] -
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] -
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Регистрационный номер: СССР-77108 [2] Обзор из кабины пилотов самолета Туполев Ту-144 «СССР-77108» (заводской номер 04-2) при полностью опущенном вниз поворотном носовом обтекателе. Фото сделано на территории учебного аэродрома Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Регистрационный номер: СССР-77110 [5] Детальный вид с кресла второго пилота самолета Ту-144 «СССР-77110» (заводской номер 06-1) при полностью поднятом поворотном носовом обтекателе. В настоящее время эта машина является экспонатом «Ульяновского отраслевого музея истории гражданской авиации» в аэропорту Баратаевка. Обратите внимание: внутри обтекателя левее его боковых стекол расположена противобликовая перегородка
-
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] -
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] -
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] -
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] -
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Реставрация кресла бортинженера
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / П.Проскурня, Д.Стерлигов - Ту-144 СССР 77106 - жизнь после жизни...
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] Дело двигалось, но еще многому предстояло научиться
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
В салоне опытного Ту-144
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Первые пассажиры Ту-144: зам. министра А.В.Болбот, Генеральный конструктор А.А.Туполев, Главный конструктор П.А.Колесов и зам. министра И.С.Разумовский
-
Мировая Авиация 104
В конце 1970-х годов советские граждане наслаждались удобствами путешествия со сверхзвуковой скоростью. В отличие от лайнера Concorde в самолете Ту-144 имелись салоны трех классов. В основном салоне кресла стояли по пять в ряд.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: RA-77114 [12] Испытательное оборудование, установленное в пассажирском салоне Ту-144ЛЛ
-
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] -
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29] -
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Регистрационный номер: СССР-77106 [29]
-
Мировая Авиация 104
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] Ту-144 разрушился над жилым комплексом в Гуссенвиле, погибли экипаж из четырех человек и восемь местных жителей. Эта трагедия на авиасалоне нанесла сильный удар по престижу машины.
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Регистрационный номер: СССР-77102 [12] Делалось все, чтобы установить истинную причину катастрофы
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Первые "пассажиры" сверхзвукового самолета - имитаторы тепловыделения на тепловом стенде Ту-144
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
Натурный подвижный стенд топливной системы Ту-144
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (1)
Деревянный макет поворотного носового обтекателя для прототипа сверхзвукового самолета Ту-144 ("нулевка") в макетном цехе ОКБ им. А.Н.Туполева. На снимке заметна противопоточная ступенька радиусной части щели, которая будет являться одним из основных источников шума в кабине пилотов.
-
Авиация и Космонавтика 2024-02 / О.Рязанцев - Последняя надежда пилота (1)
Стенд аварийного покидания опытного самолёта Ту-144 (Изделие 044) с катапультируемыми креслами
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Совенко - Потерянная эпоха Ту-144
При проектировании Ту-144 использовался мощный научный потенциал ЦАГИ
-
Авиация и Космонавтика 2008-12 / В.Ригмант - Работы ОАО "Туполев" по сверхзвуковым пассажирским самолетам второго поколения
Регистрационный номер: СССР-77108 [2] Сравнение моделей СПС-2 и Ту-144
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-244 - Россия - 1999
-
История Авиации 2001-06 / С.Корж, Г.Петров - Plasticart: модели и самолеты /Ностальгия/ (6)
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] -
История Авиации 2002-01 / С.Корж, Г.Петров - Plasticart: модели и самолеты /Ностальгия/ (7)
Регистрационный номер: СССР-68001 [33] -
Авиация и Космонавтика 2022-10 / ??? - 100 лет конструкторскому бюро А.Н. Туполева
Регистрационный номер: СССР-77112 -
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Tupolev Tu-144 supersonic airliner, based on model shown at 1965 Paris Air Show
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Tupolev Tu-144 supersonic transport (four Kuznetsov NK-144 turbofan engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Tupolev Tu-144 supersonic transport in its production form
-
Air International 1999-11 / Jet Airliner A to Z
Among the new features of the Tu-144 series (illustrated), as compared to the prototypes, were its lengthened fuselage, new wing with greater span and different camber distribution, more powerful engines with new intakes and nozzles, and redesigned undercarriage.
Тип фотографий
- Все фото (165)
- Боковые проекции (1)
- Цветные фото (35)
- Ч/б фото (89)
- Кабина (23)
- Обломки (2)
- Модели, рисунки, схемы (15)