Поиск по сайту:
Saab 105
В 1959 году компания «Saab» в инициативном порядке начала разработку реактивного учебного самолета. Из-за сложности с выбором небольших, но мощных турбореактивных двигателей проектирование сильно затянулось. Первый полет первый прототип Saab 105 с силовой установкой, включавшей два ТРД Turbomeca Aubisque (тягой по 745 кг каждый), выполнил только 29 июня 1963 года.
Самолет спроектирован по схеме высокоплана с Т-образным хвостовым оперением. В закрытой кабине два члена экипажа размещены бок о бок, рассматривался и четырехместный вариант самолета.
ВВС Швеции разместили первый заказ на 130 серийных Saab 105 в 1964 году, позже заказ увеличили до 150 машин. Первым вариантом стал учебный/связной Sk 60A, первый полет он выполнил 29 августа 1965 года; поставки осуществлялись в 1966-1969 годах.
Затем появился ударный Sk 60B, оснащенный прицелом Ferranti F-105 и подкрыльевыми пилонами для подвески вооружения. В начале 1973 года Sk 60B поступили на вооружение авиакрыла F21 в Лулео. Это крыло эксплуатировало Sk 60B, наряду с двумя эскадрильями многоцелевых истребителей Draken, до своего расформирования в 1982 году.
29 машин Sk 60B модернизировали в вариант Sk 60C, способный выполнять задания по непосредственной авиационной поддержке Сухопутных войск, вести разведку и применяться как самолет передового авианаведения.
Еще двумя конверсионными вариантами стали четырехместный Sk 60D и учебный Sk 60E с гражданским приборным оборудованием, предназначенный для обучения коммерческих летчиков, которые одновременно являлись офицерами резерва ВВС Швеции.
В 1988-1991 годах 142 уцелевших шведских самолета прошли модернизацию с целью продления ресурса. В 1990-х годах 115 самолетов Sk 60A/B/C переоснастили ТРДД Williams/Rolls Royce FJ44-1C. Первый Sk 60 с ТРДД Williams выполнил первый полет в августе 1995 года.
В настоящее время Швеция располагает 80 самолетами Sk 60, но только 35 из них поддерживаются в пригодном к полетам состоянии. Большинство используется как учебные в учебном авиакрыле в Мальмё. Там же базируется пилотажная группа TEAM 60, укомплектованная Sk 60A. Самолеты Sk 60 имеются и на авиабазах, где дислоцированы истребители Gripen.
Из-за экспортных ограничений широкого распространения в мире Saab 105 не получил, однако значительное число таких машин приобрела Австрия. Австрийские Saab 105O отличались от шведских американскими двигателями General Electric J85. Самолеты состояли на вооружении II авиаполка австрийских ВВС, которые базировались в Грац-Талерхофе, и в III истребительно-бомбардировочном полку из Линц-Хоршинга. Самолеты из Граца несли дежурство в системе ПВО до 1988 года, когда Австрия закупила Saab Draken. Позже эти Saab 105 переключили на решение истребительно-бомбардировочных задач, а с контейнерами Vinten они выполняли разведывательные задания. В 2012 году на вооружении ВВС Австрии оставалось примерно 30 Saab 105.
Варианты
Saab 105H: проект для ВВС Швеции с улучшенными летными данными, усиленным вооружением, усовершенствованным БРЭО и увеличенным запасом топлива; не строился
Saab 105XT: улучшенный вариант Sk 60B с более высокими характеристиками, увеличенной массой боевой нагрузки и двумя более мощными ТРД General Electric J85-17B, усиленным крылом; масса боевой нагрузки доведена до 2000 кг
Saab 105O: серийный вариант Saab 105XT для ВВС Австрии; построено 40; первый поставлен заказчику в июле 1970 года
Saab 105G: прототип-демонстратор улучшенного Saab-105O с многими изменениями, главными из которых являлись более совершенная авионика и увеличение массы боевой нагрузки до 2350 кг; построен один
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Saab 105O
Тип: многоцелевой легкий реактивный самолет
Силовая установка: два ТРД General Electric J85-17B тягой по 1293 кг
Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 970 км/ч; боевой радиус по профилю полета «большая - малая - большая высота» с боевой нагрузкой 1360 кг - 825 км
Масса: пустого 2565 кг; максимальная взлетная 6500 кг
Размеры: размах крыла 9,50 м; длина 10,80 м; высота 2,70 м; площадь крыла 16,30 м2
Вооружение: боевая нагрузка массой до 2000 кг на шести подкрыльевых пилонах, включая контейнеры с 30-мм пушкой и пулеметами Minigun, бомбы, ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 229
Штурмовик-разведчик Sk 60C идентифицируется по удлиненной носовой части фюзеляжа с панорамным фотоаппаратом Fairchild KB-1B.
-
Авиация и Время 2017-02 / П.Нор - Реактивные учебно-тренировочные самолеты
Шведский учебно-тренировочный самолет SAAB-105OE
-
Air International 2007-08 / D.Willis - Global Fighter Market /Military/ (2)
On Monday, June 11, 2007, the Swedish Air Force deployed six Saab Sk.60Ws from F17M Wing at Malmslatt Air Base to RAF Valley, Anglesey, for a five-day exchange with 19 (R) Squadron. During their visit, the Swedish pilots flew a number of low-level sorties through the mid-Wales valleys and dissimilar air combat training exercises with the 19 (R) Sqn Hawks.
-
Air Enthusiast 2000-11 / T.Buttler - Secret SAAB Projects
The delightful Saab 105 jet trainer
-
Air International 2007-10 / M.English - Saab at 70 /Industry/
Spectacular Saabs. From left to right, the aircraft are JAS39C Gripen, 39227/'27'; J 35F Draken, 35610/'56-10' of the Veteran Flying Unit (VFU), at F7 Wing in Satenas; Sk60A, 60102/'102' from the F17M Wing, at Malmlatt AFB; J 32D Lansen 32606/'06-04' of the VFU; and Sk 37E Viggen, 37809/TC-09'. Conspicuous by its absence was the VFU's J29F Tunnan, 29570, that had suffered an engine failure shortly before the anniversary airshow. A replacement engine has since been fitted, but at the time of writing (September 6, 2007) it was still grounded due to a slight fuel leak. It is interesting to note the double-delta/canard aerodynamic similarity between the Draken, Viggen and Gripen; configurations determined by the need for uncompromised performance at low and supersonic speeds.
Другие самолёты на фотографии: SAAB Draken / J-35 - Швеция - 1955SAAB Gripen / JAS-39A/C - Швеция - 1988SAAB Lansen / J-32 - Швеция - 1952SAAB Viggen / AJ.37 - Швеция - 1967
-
Air International 1995-11 / Airscene Headlines
The first Sk60 (Saab 105) trainer to he re-engined by Saab Military Aircraft (Fv60072) gets airborne on October 6, 1995, for its first flight from Linkoping after conversion.
-
Air International 2021-02 / A.Warnes, M.Johansson - Saab eyes global outlook
The Swedish Air Force SK 60s are expected to soldier on until 2025, when the JAS 39C/D Gripens replace them in the LIFT role
-
Air Enthusiast 2000-11 / T.Buttler - Secret SAAB Projects
Saab military aircraft since 1940. Rear row: Lansen, J29, Type 18. Middle row: J 21R and J 21. Middle: B 17. Front row: Viggen, Saab 105, Draken. Foreground: Gripen.
Другие самолёты на фотографии: SAAB Draken / J-35 - Швеция - 1955SAAB Gripen / JAS-39A/C - Швеция - 1988SAAB J-21 - Швеция - 1943SAAB J-21R - Швеция - 1947SAAB Lansen / J-32 - Швеция - 1952SAAB SAAB 17 - Швеция - 1940SAAB SAAB 18 - Швеция - 1942SAAB Tunnan / J-29 - Швеция - 1948SAAB Viggen / AJ.37 - Швеция - 1967
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Saab SK 60C with reconnaissance nose.
-
Air International 2021-02 / News: Commercial, Military
Austrian Air Force Saab 105OE 1140/BJ-40 showing off its special 'Golden Tiger' 50th anniversary colour scheme, along with 1114/GD-14 in a ‘Black Tiger’ scheme, during a sortie on November 21, 2020
-
Мировая Авиация 50
29 июня 1963г.: Карл-Эрик Фернберг выполнил полет на прототипе шведского учебно-тренировочного самолета и легкого штурмовика Saab 105.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Photograph of the Saab-105 multi-purpose light jet aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Saab-105 multi-purpose monoplane armed with 12 air-to-surface rockets
-
Aviation Historian 39 / L.Andersson - Sweden's secret airbases
Another indigenous type used by Flygvapnet during the Cold War was the Saab 105 twin-engined trainer and light ground-attack aircraft, designated Sk 60 in Swedish service. Here, an Sk 60C reconnaissance and light ground-attack variant with an extended photographic nose is seen being prepared for a sortie from falt 32 Heden.
-
Air Enthusiast 1972-10 / Airdata File
The Saab 105G offers improved manoeuvrability and new avionics.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Saab 105G demonstration aircraft, carrying six 500 lb bombs on underwing attachments
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Saab 105G close-support and training aircraft (two General Electric J85-GE-17B turbojet engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Saab 105G close-support and training aircraft (two J85-GE-17B turbojet engines)
-
Air Enthusiast 1971-07 / R.Braybrook - The Fight for the ground. Ground Attack /Fighter Spectrum/ (2)
The Saab 105XT is one of the growing group of trainer/strike aircraft which provide an economic alternative to the more specialised ground attack aeroplanes for smaller countries.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 05 - Air-launched Missiles
Two Saab RB05A missiles on the inboard underwing pylons of a Saab 105
-
Авиация и Космонавтика 2001-12 / М.Никольский - "Еврохок" из Швеции
Основной объект замены - шведский учебно-боевой самолет SAAB 105
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - 3. World Directory of Air Forces
Swedish Air Force Saab 105s.
-
Мировая Авиация 229
Закупленные Австрией в 1970 году, самолеты Saab 105O состояли на вооружении и в 2012 году. Австрийские самолеты оснащены американскими двигателями J85.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Saab 105O delivered to Austria.
-
Aeroplane Monthly 1976-10 / International Greenham
The SAAB 105OEs of Austria’s "Silver Birds"
-
Air Pictorial 1977-08 / J.Cook - Paris Report
The Swedish contingent seen nestling under the nose of the Tu-144 (which was removed later) - SAAB 105G SE-XBZ, a Supporter (to the left), with the Viggen behind
Другие самолёты на фотографии: SAAB MFI-15 Safari / MFI-17 Supporter - Швеция - 1969SAAB Viggen / AJ.37 - Швеция - 1967Туполев Ту-144 - Россия - 1968
-
АвиаПарк 2009-03 / Г.Кузнецов - Секретно-пилотажный авиаполк /Неизвестные страницы истории/
Капитан Л. В. Абрамов и полковник В. И. Медведев осматривают кабину учебно-боевого самолета Saab 105 во время визита в Швецию, авиабаза Упсала, 1967 г.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Saab-105 (two Turbomeca Aubisque ducted-fan engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Three-view drawings of the Saab-105 multi-purpose light jet aircraft
-
Air Enthusiast 1972-10 / Airdata File
Saab 105G
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Saab 105G multi-purpose attack/training aircraft
- Фотографии