SAAB J-21R
Варианты:
SAAB - J-21R - 1947 - Швеция
Страна: Швеция
Год: 1947


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
Saab 21R

   В рамках работ по созданию первого шведского истребителя с турбореактивным двигателем, компания "Saab" адаптировала свой самолет Saab 21 под установку газотурбинного двигателя de Havilland Goblin. Это казалось специалистам простым способом улучшения летных характеристик надежного Saab 21, но в реальности все оказалось сложнее.
   В первую очередь следовало расширить заднюю часть гондолы фюзеляжа для размещения нового двигателя, а стабилизатор переместить в верхнюю часть киля, чтобы он не попадал в область реактивной струи двигателя. Также было принято решение усилить конструкцию самолета, а ввиду того, что воздушный винт отсутствовал - укоротить стойки шасси. В таком виде первый прототип Saab 21R поднялся в воздух 10 марта 1947 года, но затем еще два года понадобилось на устранение выявленных недостатков. Поставки серийных самолетов начались в феврале 1949 года.
   Первоначальный заказ составлял 120 самолетов, но из-за задержек с проектированием и доработкой новой машины вперед вырвался параллельный проект создания самолета с турбореактивным двигателем Saab 29, так что в итоге заказ сократили до 60 машин. Самолеты строились под обозначениями J 21RA с двигателем Goblin 2 тягой 13,34 кН и J 21RB с лицензионным турбореактивным двигателем Goblin (построено по 30 экземпляров каждого варианта). После непродолжительной эксплуатации в роли истребителей все они были переоборудованы в штурмовики A 21R и A 21RB. Самолеты вооружались десятью 100-мм или пятью 180-мм реактивными снарядами Bofors либо десятью 80-мм противотанковыми ракетами.
   Единственным эксплуатантом J 21R было авиакрыло F10, дислоцированное в Ангельхольме и получившее первую партию самолетов в начале 1950 года. Карьера варианта J 21RA была непродолжительной, его сняли с вооружения через три года. Вариант J 21RB находился на вооружении до 1956 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Saab 21RB (J21RB)

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один лицензионный ТРД de Havilland Goblin 3 тягой 14,71 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 8000 м - 800 км/ч; практический потолок 12 000 м; дальность 720 км
   Масса: максимальная взлетная 4990 кг
   Размеры: размах крыла 11,60 м; длина 10,45 м; высота 2,95 м
   Вооружение: одна носовая 20-мм пушка Hispano и четыре 13,2-мм пулемета Browning - по два в носовой части и в крыле
SAAB J 21RA из авиакрыла F10 ВВС Швеции. Энгельхольм, начало 1950-х гг.
Специально для самолета A 21R был разработан подфюзеляжный контейнер на 8 пулеметов. Рисунок акульей пасти на контейнере этого самолета из авиакрыла F7 нанесен во время учений.
Первый прототип истребителя SAAB J 21R
Два A 21R из состава авиакрыла F10 выполняют взлет с авиабазы Энгельхольм. Стандартная продолжительность полета A 21R составляла около часа, но при умелом пилотировании могла достигать и двух часов.
SAAB J 21R из 7-го авиакрыла ВВС Швеции
Доступ в кабину истребителя осуществлялся с помощью выдвижной стремянки
In the view of the Saab 21R, the forward slope of the mainwheel struts is noteworthy.
A Saab 21R is seen alongside a piston-engined Saab 21A from which it was derived.
Saab 21Rs.
Подвеска НАР под центропланом SAAB J 21R
Saab military aircraft since 1940. Rear row: Lansen, J29, Type 18. Middle row: J 21R and J 21. Middle: B 17. Front row: Viggen, Saab 105, Draken. Foreground: Gripen.
Аварийная посадка SAAB J 21R из 10-го авиакрыла ВВС Швеции. Начало 1950-х гг.
Gripen lineage can be traced back to the immediate post-war period when the Royal Swedish Air Force operated the Saab J (Jakt) 21A singleseat fighter and attack aircraft. Following delivery of 299, Saab developed the J 21R, based on the 21A, but powered by a de Havilland Goblin turbojet. The J 29 ‘Tunnen ’ was Europe’s first swept-wing jet fighter and entered service in 1951. The J 32 Lansen followed, first flying on November 3, 1952, the type continuing in second-line service today with the Swedish Air Force.