Варианты
- SAAB - J-21 - 1943 - Швеция
- SAAB - J-21R - 1947 - Швеция
Saab 21
В 1941 году шведские ВВС были вооружены несколькими типами истребителей итальянской и американской разработки, что не удовлетворяло командование ВВС. В итоге было решено начать проектирование и создание собственного истребителя, также пригодного для использования в качестве штурмовика. В результате предпринятых усилий появился самолет с низкорасположенным крылом умеренной стреловидности и убирающимся трехопорным шасси. Самолет имел балочную схему, в центральной гондоле располагалась кабина экипажа, оснащенная катапультным креслом Mk1 шведской разработки и сборки.
В хвостовой части центральной гондолы размещался двигатель с толкающим винтом, а две хвостовые балки заканчивались двухкилевым хвостовым оперением и стабилизатором с рулем высоты.
Первый из трех прототипов Saab 21A был облетан 30 июля 1943 года, причем все прототипы, равно как и несколько ранних серийных машин, оснащались импортными двигателями Daimler-Benz DB 605. Последующие серийные самолеты имели уже собранные в Швеции модификации этого двигателя. Первый вариант, J 21A-1 (54 самолета), уступил место в целом схожему J 21A-2 (124 машины), отличавшемуся измененным составом вооружения (20-мм пушки).
Последним вариантом стал штурмовик A21A (119 машин), выпускавшийся в 1947-1949 годах и имевший то же вооружение, что и истребитель J 21A. Самолет оснащался бомбардировочным прицелом и вооружался реактивными снарядами или легкими авиабомбами (на подкрыльевых пилонах). Самолет имел возможность установки подфюзеляжного пулеметного контейнера с восемью 13,2-мм пулеметами.
Первый вариант истребителя J 21A-1 был снят с вооружения в 1949 году, последние же модификации самолета прослужили в шведских ВВС до 1954 года.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Saab 21A (J 21A)
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один V-образный ПД с перевернутым блоком цилиндров Daimler-Benz DB 605B мощностью 1475 л. с (1100 кВт), собиравшийся по лицензии в Швеции
Летные характеристики: макс. скорость на оптимальной высоте 640 км/ч; практический потолок 11000 м
Масса: пустого 3250 кг; максимальная взлетная 4150 кг
Размеры: размах крыла 11,60 м; длина 10,45 м; высота 3,96 м; площадь крыла 22,20 м2
Вооружение: одна установленная в носовой части 20-мм пушка Hispano и четыре 13,2-мм пулемета Browning - два в носовой части и два в крыле
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 228
Данный J 21A-2 оснащен двигателем DB 605B, он был передан авиакрылу F15 в 1947 году. В 1953 году самолет был переведен в авиакрыло F12, где прослужил недолго и был заменен на J29 "Flying Barrel".
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The SAAB-21A Single-seat Fighter Monoplane (Swedish-built DB 605B engine).
-
Авиация и Время 2006-06 / Н.Терец - SAAB J 21 - особый путь викингов
В полете SAAB J 21A-1 из 9-го авиакрыла ВВС Швеции
-
Мировая Авиация 228
Принятый на вооружение в 1945 году, Saab J 21A-1 был единственным серийным истребителем Второй мировой войны с толкающим винтом.
-
Авиация и Время 2006-06 / Н.Терец - SAAB J 21 - особый путь викингов
Пара SAAB J 21A-3 ведет огонь НАРами
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Saab-21A Single-seat Fighter Monoplane (Swedish-built DB 605B engine).
-
Авиация и Космонавтика 2013-11 / Р.Вениаминов - "Рамы" небесные /Фотоархив/ (1)
SAAB J 21A-1 из 8-го авиакрыла ВВС Швеции. Линкепинг, первая половина 1946г.
-
Air Enthusiast 1973-07 / Plane facts
A Saab 21R is seen alongside a piston-engined Saab 21A from which it was derived.
Другие самолёты на фотографии: SAAB J-21R - Швеция - 1947
-
Air Enthusiast 2000-11 / T.Buttler - Secret SAAB Projects
Saab military aircraft since 1940. Rear row: Lansen, J29, Type 18. Middle row: J 21R and J 21. Middle: B 17. Front row: Viggen, Saab 105, Draken. Foreground: Gripen.
Другие самолёты на фотографии: SAAB B17 - Швеция - 1940SAAB B18 - Швеция - 1942SAAB Draken / J-35 - Швеция - 1955SAAB Gripen / JAS-39A/C - Швеция - 1988SAAB J-21R - Швеция - 1947SAAB Lansen / J-32 - Швеция - 1952SAAB SAAB 105 - Швеция - 1963SAAB Tunnan / J-29 - Швеция - 1948SAAB Viggen / AJ.37 - Швеция - 1967
-
Авиация и Время 2006-06 / Н.Терец - SAAB J 21 - особый путь викингов
Основная и носовая опоры шасси SAAB J 21A-3
-
Авиация и Время 2006-06 / Н.Терец - SAAB J 21 - особый путь викингов
Приборная доска и катапультное кресло SAAB J 21A-3
-
Air International 1993-02 / R.Braybrook - Sweden's JAS 39 Gripen
Gripen lineage can be traced back to the immediate post-war period when the Royal Swedish Air Force operated the Saab J (Jakt) 21A singleseat fighter and attack aircraft. Following delivery of 299, Saab developed the J 21R, based on the 21A, but powered by a de Havilland Goblin turbojet. The J 29 ‘Tunnen ’ was Europe’s first swept-wing jet fighter and entered service in 1951. The J 32 Lansen followed, first flying on November 3, 1952, the type continuing in second-line service today with the Swedish Air Force.
Другие самолёты на фотографии: SAAB J-21R - Швеция - 1947SAAB Lansen / J-32 - Швеция - 1952SAAB Tunnan / J-29 - Швеция - 1948
-
Авиация и Время 2006-06 / Н.Терец - SAAB J 21 - особый путь викингов
SAAB J 21A-1 из авиакрыла F9 ВВС Швеции. Гетеборг, конец 1940-х гг.
- Фотографии