RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Швеция

Год : 1948

Одноместный истребитель

Saab 29 Tunnan

   В первоначальном варианте Saab 29 являлся монопланом традиционной конструкции с турбореактивным двигателем Goblin. Но в результате анализа немецких исследований в области стреловидного крыла и после создания более мощного турбореактивного двигателя Ghost конструкцию самолета изменили.
   Поскольку компания еще не имела опыта работы со стреловидным крылом, было решено использовать для испытаний легкий самолет Saab Safir, получивший обозначение Saab 201. На нем проводились испытания стреловидного крыла уменьшенного масштаба с углом стреловидности по передней кромке 25°. В то же время начались переговоры с компанией "de Havilland" о лицензионном выпуске в Швеции ТРД Ghost. Первый из четырех прототипов Saab 29 был облетан 1 сентября 1948 года, но в серию самолет пошел лишь весной 1951 года.
   Самолет представлял собой свободнонесущий высокоплан с убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой, а его силовая установка располагалась внутри фюзеляжа большого диаметра. Пилот располагался в катапультном кресле в герметизированной кабине.
   Истребители Saab J 29A начали поступать в ВВС Швеции в 1951 году и были известны под неофициальным названием Tunnan. Несмотря на свой достаточно неуклюжий вид, самолеты имели хорошие летно-технические характеристики. В 1954 году J 29B установил новый рекорд скорости - на замкнутом маршруте 500 км развил среднюю скорость 977 км/ч. Самолет оставался в серийном производстве до апреля 1956 года, всего был собран 661 самолет, поступивший на вооружение 13 авиакрыльев шведских ВВС.
   С 1958 года их стали быстро вытеснять новые Saab 32 Lansen, но J 29 оставались в эксплуатации до 1965 года. Tunnan применялись во время операции ООН в Демократической Республике Конго в начале 1960-х годов, где решали задачи преимущественно штурмовиков. В шведских ВВС небольшое количество J 29 использовалось до 1976 года в роли буксировщиков мишеней.
   Австрийские ВВС стали единственным зарубежным покупателем Tunnan. В 1961-1962 годах они получили 30 истребителей J 29F, снятых с вооружения шведских ВВС и использовавшихся в роли истребителей-бомбардировщиков и самолетов-разведчиков до начала 1970-х годов. В начале 1990-х годов один J29F был восстановлен в Швеции до годного к полетам состояния и регулярно выступает на авиашоу.


Варианты

   J 29A: первый серийный вариант одноместного истребителя; поставки с апреля 1951 года
   J 29B: второй серийный вариант, модернизированный - с увеличенным топливным баком внутри фюзеляжа; заменил J 29A в производстве в начале 1953 года
   A 29B: вариант штурмовика на базе J 29B
   S 29C: вариант для фоторазведки, сходный с J 29C, но оснащенный шестью автоматическими АФА и усовершенствованным навигационным оборудованием; первые поставки выполнены в конце 1953 года; позже оснащены отъемными частями крыла по типу J 29E
   J 29D: экспериментальный вариант для оценочных испытаний форсажной камеры, спроектированной в Швеции; строился небольшой партией
   J 29E: облетан 3 декабря 1953 года, имел выступы-запилы на передней кромке крыла для улучшения летных характеристик на трансзвуковых скоростях и форсажную камеру, испытанную на J 29D
   J 29F: последняя серийная модель, объединившая все улучшения более ранних вариантов
   A 29F: вариант штурмовика на базе J 29F; кроме стандартного вооружения мог нести 24 реактивных снаряда Bofors класса "воздух-воздух" калибра 75 мм или до 500 кг различных вооружений на подкрыльевых узлах подвески


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Saab 29F (J 29F)

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ТРД Flygmotor RM2B (лицензионный вариант de Havilland Ghost) форсированной тягой 27,45 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 1550 м - 1060 км/ч; практический потолок 15 500 м; максимальная дальность 2700 км
   Масса: пустого эксплуатационная 4300 кг; максимальная взлетная 8000 кг
   Размеры: размах крыла 11,00 м; длина 10,13 м; высота 3,73 м; площадь крыла 24,00 м'
   Вооружение: четыре 20-мм пушки и две УР "воздух-воздух" RB24 Sidewinder

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии