
Saab 29 Tunnan
В первоначальном варианте Saab 29 являлся монопланом традиционной конструкции с турбореактивным двигателем Goblin. Но в результате анализа немецких исследований в области стреловидного крыла и после создания более мощного турбореактивного двигателя Ghost конструкцию самолета изменили.
Поскольку компания еще не имела опыта работы со стреловидным крылом, было решено использовать для испытаний легкий самолет Saab Safir, получивший обозначение Saab 201. На нем проводились испытания стреловидного крыла уменьшенного масштаба с углом стреловидности по передней кромке 25°. В то же время начались переговоры с компанией "de Havilland" о лицензионном выпуске в Швеции ТРД Ghost. Первый из четырех прототипов Saab 29 был облетан 1 сентября 1948 года, но в серию самолет пошел лишь весной 1951 года.
Самолет представлял собой свободнонесущий высокоплан с убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой, а его силовая установка располагалась внутри фюзеляжа большого диаметра. Пилот располагался в катапультном кресле в герметизированной кабине.
Истребители Saab J 29A начали поступать в ВВС Швеции в 1951 году и были известны под неофициальным названием Tunnan. Несмотря на свой достаточно неуклюжий вид, самолеты имели хорошие летно-технические характеристики. В 1954 году J 29B установил новый рекорд скорости - на замкнутом маршруте 500 км развил среднюю скорость 977 км/ч. Самолет оставался в серийном производстве до апреля 1956 года, всего был собран 661 самолет, поступивший на вооружение 13 авиакрыльев шведских ВВС.
С 1958 года их стали быстро вытеснять новые Saab 32 Lansen, но J 29 оставались в эксплуатации до 1965 года. Tunnan применялись во время операции ООН в Демократической Республике Конго в начале 1960-х годов, где решали задачи преимущественно штурмовиков. В шведских ВВС небольшое количество J 29 использовалось до 1976 года в роли буксировщиков мишеней.
Австрийские ВВС стали единственным зарубежным покупателем Tunnan. В 1961-1962 годах они получили 30 истребителей J 29F, снятых с вооружения шведских ВВС и использовавшихся в роли истребителей-бомбардировщиков и самолетов-разведчиков до начала 1970-х годов. В начале 1990-х годов один J29F был восстановлен в Швеции до годного к полетам состояния и регулярно выступает на авиашоу.
Варианты
J 29A: первый серийный вариант одноместного истребителя; поставки с апреля 1951 года
J 29B: второй серийный вариант, модернизированный - с увеличенным топливным баком внутри фюзеляжа; заменил J 29A в производстве в начале 1953 года
A 29B: вариант штурмовика на базе J 29B
S 29C: вариант для фоторазведки, сходный с J 29C, но оснащенный шестью автоматическими АФА и усовершенствованным навигационным оборудованием; первые поставки выполнены в конце 1953 года; позже оснащены отъемными частями крыла по типу J 29E
J 29D: экспериментальный вариант для оценочных испытаний форсажной камеры, спроектированной в Швеции; строился небольшой партией
J 29E: облетан 3 декабря 1953 года, имел выступы-запилы на передней кромке крыла для улучшения летных характеристик на трансзвуковых скоростях и форсажную камеру, испытанную на J 29D
J 29F: последняя серийная модель, объединившая все улучшения более ранних вариантов
A 29F: вариант штурмовика на базе J 29F; кроме стандартного вооружения мог нести 24 реактивных снаряда Bofors класса "воздух-воздух" калибра 75 мм или до 500 кг различных вооружений на подкрыльевых узлах подвески
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Saab 29F (J 29F)
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один ТРД Flygmotor RM2B (лицензионный вариант de Havilland Ghost) форсированной тягой 27,45 кН
Летные характеристики: макс. скорость на высоте 1550 м - 1060 км/ч; практический потолок 15 500 м; максимальная дальность 2700 км
Масса: пустого эксплуатационная 4300 кг; максимальная взлетная 8000 кг
Размеры: размах крыла 11,00 м; длина 10,13 м; высота 3,73 м; площадь крыла 24,00 м'
Вооружение: четыре 20-мм пушки и две УР "воздух-воздух" RB24 Sidewinder
- Описание
Фотографии
-
АвиаМастер 2001-02 / М.Жирохов - Мятежная провинция. Воздушная война в Конго 1960-1963гг. /Горячая точка/
Истребитель-разведчик SAAB J-29. Эмблемы ООН нанесены на фюзеляже и крыльях поверх шведских опознавательных знаков.
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
Saab S 29C Fv 29906 “White B” was one of two examples sent to Congo in November 1962 to join F 22. The standard Flygvapnet bare-metal colour scheme was replaced with a locally improvised three-tone camouflage.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
J29F (сер. №29624, килевой номер 55) из состава авиадивизиона воздушных мишеней шведских ВВС на аэродроме Мальмслетт, май 1974 г.
-
Air Enthusiast 2000-11 / T.Buttler - Secret SAAB Projects
В 1953 году авиакрыло F3 Malmslatt (авиабаза Мальмслат, Юго-Восточная Швеция) перевооружилось с J 28 Vampire на J 29A и летало на них до середины 1960-х годов, получив затем на вооружение J35D Draken. Код авиакрыла наносился на фюзеляж, а индивидуальный номер - на киль.
Saab 29 Tunnans show off their distinctive shape. -
Авиация и Космонавтика 2012-11
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. SAAB J-29F "Туннан"
-
Air Enthusiast 2000-11 / T.Buttler - Secret SAAB Projects
Saab military aircraft since 1940. Rear row: Lansen, J29, Type 18. Middle row: J 21R and J 21. Middle: B 17. Front row: Viggen, Saab 105, Draken. Foreground: Gripen.
Другие самолёты на фотографии: SAAB B17 - Швеция - 1940SAAB B18 - Швеция - 1942SAAB Draken / J-35 - Швеция - 1955SAAB Gripen / JAS-39A/C - Швеция - 1988SAAB J-21 - Швеция - 1943SAAB J-21R - Швеция - 1947SAAB Lansen / J-32 - Швеция - 1952SAAB SAAB 105 - Швеция - 1963SAAB Viggen / AJ.37 - Швеция - 1967
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Разведчик S 29C (сер. N 29944, килевой код "A") из флотилии F22. Конго, аэродром Камина, декабрь 1962г.
Tunnan - первые шведские реактивные истребители, получившие боевое крещение. В октябре 1961 года пять J 29B были направлены в составе сил ООН в Конго. К январю 1963 года туда прибыли еще четыре J 29B и два разведчика S 29C. Все они дислоцировались в Камине в составе так называемого добровольческого авиационного отряда F22. Самолеты привлекались к решению ударных (применяли пушки и 140-мм НАР) и разведывательных задач в провинции Катанга. Потерь не было. S 29C действовали на малых высотах и несли темно-зеленый/темно-коричневый камуфляж (на фото). В 1963 году в Швецию вернулись четыре машины, а остальные в августе - сентябре были уничтожены в месте базирования в Африке, поскольку их эвакуация была оценена как излишне дорогостоящая. -
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
Mad dogs and Swedishmen - F 22 groundcrew share the limited shade of S 29C Fv 29944’s wing at Kamina in early 1963. The unarmed S 29C variant (S for Spaning - reconnaissance) made its first flight in June 1953, deliveries to Flygvapnet beginning in the spring of 1954.
Наземные специалисты флотилии F22 отдыхают в тени разведчика S 29C. Аэродром Камина, начало 1963г. -
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
Pilot Axel Barthelson (right) and groundcrew chief Curt Jonsson (left) at Kamina.
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
The two J 29Bs based temporarily at Albertville during late November 1962, with Lake Tanganyika visible in the background. Both were damaged during operations, Fv 29475 ("White J”) taking a bullet to an engine mounting during a low-level ground-attack sortie and Fv 29374 ("White D”) being written off after a landing accident at Kamina.
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
Two J 29Bs were designated ‘‘White G” by F 22 during the unit’s African sojourn; the first was lost in March 1962 during a landing accident and the second, Fv 29364, which arrived in December that year and was never camouflaged, is seen here at Kamina being towed out by a Volvo Startbil 954 in 1963 to be destroyed.
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
A pilot of Flygvapnet unit F 22, formed in 1961 specifically for operations in Congo, climbs aboard a J 29B for a sortie over Katanga province;
Летчик занимает место в кабине J 29B перед вылетом. Аэродром Камина, Конго, осень 1961 г. -
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
After F 22’s arrival at Kamina, a 6,600ft (2,000m)-long stretch of straight road between sections of the base, known as “Route Royale”, was tested as a possible alternative landing strip. A mere 21ft (6-3m) at its narrowest point, it was deemed too narrow after two test landings for anything other than the most severe emergencies.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
J 29B (сер. № 29393, килевой код «E») из флотилии F22 в полете над Каминавиллем, Конго, 1962 г.
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
Possibly taken from a Swedish Curtiss C-46, this photograph shows four of the original Tunnans of F 22 in formation over terrain typical of southern Congo. For the African deployment the unit initially retained the type’s standard bare-metal scheme but replaced the Flygvapnet roundels with a white square bearing the letters “UN”.
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
Down among the treetops - this remarkable photograph shows how low the Tunnans of F 22 operated over the Katangese bush. One of the unit’s J 29Bs hit a tree with one of its wingmounted droptanks, which burst into flames before being promptly jettisoned by the pilot.
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
UN troops in a VW Combi van encounter a "Flying Barrel” at very close quarters during Congo operations;
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
The pilots of F 22’s unofficial display team get the wheels up quicksmart during a formation take-off from Kamina in 1962. When British test pilot Robert Moore made the type’s first flight in 1948 he described it as “an ugly duckling on the ground - but in the air a swift!”
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
The men and machines of the UN’s 22 Fighter Sqn on parade at N’djili Airport in Leopoldville (now Kinshasa) after the arrival of F 22 on October 4, 1961. Nearest the camera is the unit’s first commander, Lt-Col Sven-Erik Everstahl.
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
In January 1963 a pair of J 29Bs was based at the Katangese capital Elisabethville to provide protection for UN air transport operations in the area. The two Tunnans, Fv 29364 and Fv 29371, were from the final wave of four fighters sent in December 1962, all of which retained a bare-metal colour scheme and bore “ONU” markings.
-
Авиация и Космонавтика 2017-10 / В.Морозов - Авиация Австрии: 1919-2017гг. (1)
Истребители шведского производства Сааб J-29F «Тонне» в составе ВВС Австрии. 1961-1972 гг.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
J 29F (сер. № 29566, килевой код «O») ВВС Австрии. Венский военно-исторический музей, июль 2010 г.
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
The 20mm Hispano-Suiza cannon of a J 29B of F 22 loaded with a mixture of black-tipped armour-piercing rounds and high-explosive grenades.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Первый прототип истребителя J 29 (сер. № 29 001) в первом полете 1 сентября 1948 г.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
The first prototype J 29, which first flew in September 1948, shows the empennage finally adopted.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
A rocket-equipped prototype J 29, photographed at Ostersund military airfield late in 1950, displays the two-tone camouflage briefly adopted for the type.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Сборка самолетов SAAB J 29А на заводе в г. Линчепинг. 1951 г.
-
Мировая Авиация 236
Авиакрыло F9 Save дислоцировалось в Гетеборге на юго-западе Швеции. В 1952 году оно перевооружилось на J 29A, а в 1956 году - на J 29F.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
Another of F.13’s J 29As, 29106. This Wing phased out its last J 29A in 1962.
-
Aeroplane Monthly 1979-05
A Saab J 29 of the F.21 wing, Royal Swedish Air Force
-
Мировая Авиация 236
Tunnan имел крыло стреловидностью 25°. Позже крыло оснастили "зубом" (уступ по передней кромке), что улучшило маневренные характеристики машины. "Зуб" появился на крыле 29-и из 360 J 29B, которые обозначили J 29E, и на всех самолетах J 29F.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
J 29A 29147 of the F.13 Wing, during a visit to RAF Waterbeach in October 1953. The fuselage dive brake is just closing.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
Saab J 29A 29139, one of 224 of its kind. Deliveries began in 1951, Air Force approval coming in January 1952 after rigorous service tests.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Подготовка J29A из флотилии F3 к вылету
-
Aviation Historian 39 / L.Andersson - Sweden's secret airbases
A J 29 Tunnan taxies in for refuelling and re-arming at a typical camouflaged open shelter. Positioned near the end of the runway at fighter bases, these provided protection from the elements and concealed the aircraft from overhead reconnaissance. This angle gives a good idea of why the J 29 was nicknamed “The Flying Barrel”.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Самолеты флотилии F9 во внутрискальном ангаре на авиабазе Саве под Гетеборгом
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Ударные A29B из флотилии F6. Авиабаза Карлсборг, 1955 г.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
The first prototype S 29C, 29901, made its maiden flight in June 1953. Seven cameras could be carried in the modified nose.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Открытый фотоотсек разведчика S 29C
-
Air Pictorial 1955-05 / Photos by request
SAAB J-29F. Latest version of the SAAB 29 fighter to be delivered to the Swedish Air Force is the 29F, with modified and lightened outer wings and an afterburner on the Ghost turbojet. All-round performance has thus been improved, and particularly rate of climb. The new outer wing was first tested in December 1953, and the afterburner flew for the first time in March 1954. In addition to a batch of pre-production "F"s now on delivery, a number of standard J29s will be converted to the new standard.
Salient features : A tubby mid-wing monoplane , the SAAB 29 has a moderately-swept wing, rounded delta tailplane and a very distinctive cut-out at the jet exhaust. Cockpit is set well forward towards the round nose intake. The wing of the "F" has sharp sweep on the root panels and moderate sweep on the rest of the inner wing. Outboard of the wing fences the leading edge is extended forward, although retaining the same degree of sweep. Tips are rounded. The fin is square-cut with taper on the leading edge. Main undercarriage wheels retract into the fuselage, and the nosewheel backwards. -
Мировая Авиация 236
На модификации J 29F внедрили и форсированный двигатель, и крыло с "зубом" на передней кромке. Всего по данному стандарту в 1955-1958 годах были переоборудованы 308 самолетов модификаций J 29B и J 29E.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
A J 29F of F.3 Wing, first to re-equip with this variant. It kept them until 1965.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
A brace of Saab J 29Fs with a pair of Sidewinders on their inboard pylons. The SFA afterburner on the J 29F was the first to be used successfully with a British powerplant.
-
Мировая Авиация 236
Saab 29, прозванный Tunnan ("бочка"), по очевидным причинам являлся значительным достижением шведской авиапромышленности. J 29 - первый серийный реактивный истребитель со стреловидным крылом в Западной Европе.
С конца 1963 года все J 29F были модифицированы под УР "воздух-воздух" AIM-9B Sidewinder с тепловой ГСН. Ракета выпускалась "Saab" по лицензии и получила шведское обозначение Rb 24. -
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
J 29F из флотилии F3 с ракетами Rb 24В (лицензионная копия AIM-9B)
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
A flight of Saab J 29Fs of the F.3 Wing, Swedish Air Force.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Saab J29 - буксировщик мишеней на аэродроме Мальмслетт, 1969 г.
-
Aviation Historian 39 / L.Andersson - Sweden's secret airbases
Temporary airbases on ice-covered lakes and bays were tested and used during Flygvapnet Cold War exercises. Here, a Saab J 29 Tunnan fighter from Wing F16 at Uppsala taxies past the reed grass beside the frozen Lake Tamnaren, some 40km (25 miles) north of its home base
-
Aeroplane Monthly 1983-03 / P.Jarrett - Grapevine
Some of Southend's Historic Aircraft Museum residents in happier days - Sea Hawk, J-29, Avro XIX, Beverley and Harvard.
Другие самолёты на фотографии: Avro Anson X - Великобритания - 1943Blackburn Beverley / B-101 - Великобритания - 1950Hawker Sea Hawk - Великобритания - 1947North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935
-
Aeroplane Monthly 1983-07 / P.Jarrett - Grapevine
The Sea Hawk, J-29, Drover, Beverley and Vampire await their lot.
Другие самолёты на фотографии: Blackburn Beverley / B-101 - Великобритания - 1950De Havilland Vampire T / Vampire NF / D.H.113 / D.H.115 - Великобритания - 1950De Havilland Australia DHA-3 Drover - Австралия - 1948Hawker Sea Hawk - Великобритания - 1947
-
Мировая Авиация 236
Tunnan показали себя отлично в условиях суровой шведской зимы. На снимке - техперсонал шведских ВВС подвешивает на J29 блоки НАР. 20-мм пушки имелись на всех самолетах, исключая разведчики S 29C, не имевшие вооружения.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
A J 29 loaded with drop tanks and underwing ordnance takes off with the aid of Jato.
-
АвиаМастер 2001-02 / М.Жирохов - Мятежная провинция. Воздушная война в Конго 1960-1963гг. /Горячая точка/
Шведские истребители SAAB J-29 с эмблемами ООН на одном из конголезских аэродромов.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Пятерка J 29B из первой ротации флотилии F22 перед отбытием в Конго. Сентябрь 1961 г.
-
Мировая Авиация 228
Во время операции ООН в Конго в 1961-1963 годах девять J 29B из авиакрыла F22 шведских ВВС дислоцировались в Камине и выполняли оттуда боевые вылеты. Там же находилась пара разведчиков S 29C.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
J 29B со 150-мм НАР на аэродроме Камина.
-
Мировая Авиация 64
Шведские военные самолеты, выполняющие боевые вылеты вне воздушного пространства Швеции, - редкое зрелище. Однако, во время конфликта в Конго в 1960-х годах истребители SAAB J 29B совершали полеты для поддержки действий войск ООН.
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
J 29B Tunnan Fv 29475/“White J”, captured by the forward-facing camera of one of the two S 29C photo-reconnaissance variants sent to Congo in November 1962. The bright African light contrasted starkly with the northern European low-light conditions in which the S 29Cs usually operated, resulting in super-sharp images.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
"Туннан" над взводом шведских бронеавтомобилей возле Каминавилля
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
Colonel Sven Lampell was appointed ONUC’s Chief Fighter Operations Officer with the arrival of F 22 in Congo in 1961. Lampell later went on to participate in Red Cross operations in Biafra during 1968-69 and Bangladesh during 1971-72.
-
Мировая Авиация 64
Эскадрилья (Flygflottij) 22 была добровольческим подразделением, оснащенным истребителями-бомбардировщиками и разведывательной модификацией J 29. Самолеты с фотоаппаратурой несли камуфляжную окраску, в то время как внешние поверхности стандартных боевых машин не были окрашены и имели естественный металлический цвет.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
75-мм НАР перед подвеской на J 29B
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Заправка топливом разведчика S 29C на аэродроме Камина
-
Aviation Historian 14
Congo crisis: A line-up of ONUC (Organisation des Nations Unies au Congo) aircraft at Kamina in January 1963 - Philippine Air Force North American F-86 Sabres and Swedish Air Force (Flygvapnet) Saab J 29Bs on the right, and Imperial Iranian Air Force F-86 Sabres nearest the camera. A Douglas DC-3 and two Sikorsky UH-19 helicopters complete the group.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935North American F-86 Sabre - США - 1947Sikorsky UH-19 / HO4S / S-55 Chickasaw - США - 1949
-
Мировая Авиация 236
Австрийские ВВС получили на вооружение 20 J 29F, которые находились на вооружении двух эскадрилий 1-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла с июля 1961-го по июль 1972 года. Самолеты стали первыми шведскими реактивными истребителями, поставленными на экспорт.
-
Авиация и Космонавтика 2017-10 / В.Морозов - Авиация Австрии: 1919-2017гг. (1)
J 29F 29457 was one of the first 15 delivered to the Austrian Air Force, where they formed the first Jagdbomber-Staffel. The national insignia was Red and white.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Пара австрийских J 29F над Альпами. Ближний самолет из 1-й эскадрильи, дальний - из 2-й
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Звено 1-й эскадрильи ВВС Австрии на аэродроме Швехат. Ближний самолет разбился 7 ноября 1967 г.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Самолеты 2-й эскадрильи ВВС Австрии на аэродроме Грац-Талергоф. Осень 1962 г.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Австрийский J 29F с пилонами для подвески вооружения
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
The first attack on Kolwezi airfield as part of Operation Grand Slam on December 29, 1962, met with spirited small-arms fire from the ground. Worst hit was the leader of the six-aircraft group, Maj Olof Lindstrom flying J 29B Fv 29374, "White D”, which was hit by a bullet which passed through the front of his canopy from side to side, missing his face by inches, leaving a pair of sizeable holes, as seen here
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
Following its accident on March 11, 1962, J 29B Fv 29440, the first “White G”, was used for camouflage tests and fire drills. Note the word soptunna - “rubbish barrel" - daubed on the forward fuselage.
-
АвиаМастер 2001-02 / М.Жирохов - Мятежная провинция. Воздушная война в Конго 1960-1963гг. /Горячая точка/
SAAB J-29, подбитый катангскими зенитчиками 5 декабря 1961г.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Брошенные на африканской земле остатки J 29B, который «разложил» 11 марта 1962 г. генерал-майор Леннарт Пейрон
-
Aviation Historian 13 / L.Hellstrom - To Africa in a Barrel
The end of the road - following the disbandment of the UN’s 22 Fighter Sqn in August 1963, the remaining six J 29Bs were taken out to the Kamina firing range and destroyed with explosives. Here Swedish personnel pick through the remains of Fv 29393, ‘‘White E”, after its disposal in September
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - Шведская "Бочка" на военной службе
Обломки J 29 из флотилии F13, упавшего на замерзшее озеро Регнарен (округ Эстергётланд) 13 февраля 1954 г. Погиб лейтенант Аксель Гёте Аксельссон (Axel Gote Axelsson)
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
Project R 1001 as it looked in January 1946.
-
Air International 1993-02 / R.Braybrook - Sweden's JAS 39 Gripen
Gripen lineage can be traced back to the immediate post-war period when the Royal Swedish Air Force operated the Saab J (Jakt) 21A singleseat fighter and attack aircraft. Following delivery of 299, Saab developed the J 21R, based on the 21A, but powered by a de Havilland Goblin turbojet. The J 29 ‘Tunnen ’ was Europe’s first swept-wing jet fighter and entered service in 1951. The J 32 Lansen followed, first flying on November 3, 1952, the type continuing in second-line service today with the Swedish Air Force.
Другие самолёты на фотографии: SAAB J-21 - Швеция - 1943SAAB J-21R - Швеция - 1947SAAB Lansen / J-32 - Швеция - 1952
-
Air Pictorial 1955-05 / Photos by request
SAAB J-29F. Data: Manufacturer: SAAB Aircraft Co., Linkoping, Sweden. Power: one de Havilland Ghost turbojet of 5,000-lb. thrust plus afterburning. Accommodation: single seat. Dimensions, weights and performance: no data available.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / B.Gunston - Saab J29 /Fighters of the fifties/ (8)
Saab S.29C of the F 21 Wing Royal Swedish Air Force, Luela, 1954
- Фотографии