SAAB Lansen / J-32
Страна: Швеция
Год: 1952


Всепогодный/ночной истребитель
Описание
Фотографии
Saab 32 Lansen

   Прототип Saab 32 был облетан 3 ноября 1952 года, а с 1955 года начались серийные поставки этого истребителя в ВВС Швеции, где он прослужил более 40 лет.
   Проектирование его началось в конце 1940-х годов - шведским ВВС требовался всепогодный штурмовик. Самолет получил два ТРД de Havilland, но перспектива скорого появления более дешевого и более мощного ТРД местной сборки привела к тому, что первоначальный проект отклонили. Проект был переработан под ожидаемый шведский двигатель, но задержки с его созданием привели к тому, что на самолет было решено поставить ТРД Rolls-Royce Avon. Были заказаны четыре прототипа самолета, который имел крыло с углом стреловидности по передней кромке 35° (как и в случае с Saab 29, сначала было решено испытать уменьшенный вариант такого крыла на самолете Saab Safir).
   Производство новой модели A 32A Lansen было начато в 1953 году, самолет оснащался двигателем Avon Series 100 шведской сборки, развивавшим форсированную тягу 44,12 кН. Новый самолет поступил на замену последнему поршневому бомбардировщику шведских ВВС - Saab 18. Основной задачей нового самолета стала защита большой по протяженности береговой линии Швеции, с 1959 года стандартным вариантом вооружения стали две противокорабельные ракеты Rb 04C - одни из первых в своем классе.
   Когда в середине 1958 года выпуск A 32A завершился (выпущено 287 самолетов), почти сразу начались поставки всепогодного/ночного истребителя J 32B, первый из которых был облетан 7 января 1957 года. Построено 118 машин. Самолеты оснастили ТРД Flygmotor RM6B, который представлял собой построенный по лицензии вариант двигателя серии Avon Series 200 и обеспечивал машине более высокие характеристики. Выпуск J 32B прекратили в начале 1960 года.
   Практически параллельно с J 32B выпускался разведчик S 32C (45 самолетов), имевший измененную конструкцию носовой части для установки в ней современных аэрофотоаппаратов и радиолокационного оборудования. На 2 мая 1960 года, когда был поставлен последний J 32B и производство было завершено, в общей сложности было собрано около 450 самолетов всех вариантов Saab 32 для ВВС Швеции. Они оставались на вооружении до 1970-х годов, после чего часть машин оставалась в эксплуатации до 1990-х годов в роли самолетов РЭБ, самолетов-"агрессоров" (имитация самолетов противника на учениях) и буксировщиков мишеней. Среди них были самолеты РЭБ J 32E (переоборудованные J 32B) и буксировщики мишеней J 32D.
   В 2012 году на вооружении шведских ВВС оставались два J 32B - в их задачу входил сбор проб воздуха на больших высотах в интересах Агентства радиационной безопасности Швеции.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Saab 32B (J 32B)

   Тип: всепогодный/ночной истребитель
   Силовая установка: один ТРД Flygmotor RM6B форсированной тягой 67,65 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 1145 км/ч; практический потолок 16000 м; максимальная дальность 3200 км
   Масса: пустого 7000 кг; максимальная взлетная 13 500 кг
   Размеры: размах крыла 13,00 м; длина 14,50 м; высота 4,65 м; площадь крыла 37,40 м2
   Вооружение: четыре 30-мм пушки, плюс УР "воздух-воздух" Sidewinder или неуправляемые авиационные ракеты класса "воздух-воздух" на внешней подвеске
Прототип Lansen имел цвет неокрашенного металла; носовая часть фюзеляжа и верх киля окрашивались в голубой цвет. Буква "U" на киле и фюзеляже обозначает utveckling, опытный.
Изображенный Saab A 32A принадлежал авиакрылу F17 (по шведской классификации - флотилия), дислоцированному в Роннеби и первому получившему Lansen. Перевооружение на него с Saab T18B началось в декабре 1955 года, самолеты эксплуатировались до 1976 года.
Изображен всепогодный истребитель Saab J 32B Lansen из флотилии F21, дислоцировавшейся на севере Швеции в Лулео. Силовая установка J 32B была на 50% мощнее, чем у других вариантов Lansen, самолет был оснащен современным БРЭО и мощным вооружением. Оборотной стороной большей тяги двигателя RM6 стала необходимость внесения изменений в конструкцию планера и увеличение сечения воздухозаборников.
The first production J 32B, 32502, on air test.
An F 17 A 32 shows off its distinctive shape at low level.
An 'Electric' Lansen - J 32E - with various aerials on the airframe.
Echelon ofF 13 Lansens.
Northrop F-5Es and Mirage IIISs of the Swiss Air Force visiting Sweden to practise electronic warfare with a J 32E.
Four generations of Saab combat aircraft seen together in September 1997 during a flypast at Linkoping to celebrate Saab’s 60th anniversary; clockwise from left - early JAS 39 Gripen, J32B Lansen, J35J Draken prototype and a JA37 Viggen.
Реактивные истребители, разработанные в Швеции: JAS39 "Грипен", J32 "Лансен", J35 "Дракэн" и J37 "Вигген"
Spectacular Saabs. From left to right, the aircraft are JAS39C Gripen, 39227/'27'; J 35F Draken, 35610/'56-10' of the Veteran Flying Unit (VFU), at F7 Wing in Satenas; Sk60A, 60102/'102' from the F17M Wing, at Malmlatt AFB; J 32D Lansen 32606/'06-04' of the VFU; and Sk 37E Viggen, 37809/TC-09'. Conspicuous by its absence was the VFU's J29F Tunnan, 29570, that had suffered an engine failure shortly before the anniversary airshow. A replacement engine has since been fitted, but at the time of writing (September 6, 2007) it was still grounded due to a slight fuel leak. It is interesting to note the double-delta/canard aerodynamic similarity between the Draken, Viggen and Gripen; configurations determined by the need for uncompromised performance at low and supersonic speeds.
A pair of J 32Bs from F 21.
Самолеты Lansen существенно повысили боевой потенциал шведских ВВС. Буксировщик мишеней J 32D - модификация J 32B. Самолеты также использовались для подготовки специалистов РЭБ.
Lansen эксплуатировались даже в начале 21-го века. Самолеты флотилии F13M использовали для буксировки мишеней, обучения ведению радиоэлектронной борьбы, радиоактивной разведки местности. На фотографии - взлет пары J 32E.
Saab 32 Lansens.
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. J-32D
Proving that Saab built its aircraft to last, the J32 Lansen - which entered service in 1956 - may again see operational use, if plans to modify one or two for high-altitude air sampling materialise. Originally built as a JAS 32B all-weather fighter/interceptor, 32606 was later converted to a JAS 32D for target towing. It belongs to the VFU which also has a JAS 32E (32543) electronic counter measures variant in airworthy condition and expects to have two more flying in the near future.
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. "Хантер" F58A и J-32D "Лансен"
Three target-towing J 32D Lansens were operated by Svensk Flygtjanst AB but maintained the original military colours.
A pair of A 32s from F 14. In January 1956, it was decided that aircraft would carry olive green upper surfaces and an unpainted belly. The Wing number was carried in yellow.
From time to time different camouflage paintings were tried, like on this S 32C.
Saab military aircraft since 1940. Rear row: Lansen, J29, Type 18. Middle row: J 21R and J 21. Middle: B 17. Front row: Viggen, Saab 105, Draken. Foreground: Gripen.
US-registered N4432V, one of the three A 32As sent over to the USA in exchange for a Spitfire.
An example of the Dovern engine in a museum.
A 32, J 32
3 ноября 1952г.: под управлением Бенгта Р. Олоу совершил первый полет прототип Saab A32 Lansen, а 25 октября 1953 года в пикировании он превысил скорость М=1.
The Saab 32 Lansen prototype. The view shows the original flush intakes
The Saab 32 Lansen prototype. The view shows the slightly modified type of intakes used on production machines.
The prototype Lansen, with the early intake shape.
Pre-series 32-4 with the briefly-fitted dihedral tailplane.
A Lansen of F17 in full warpaint and a factory line-up of production aircraft. The olive-green tail and wingtips are to improve between-planes observation in poor visibility.
The ground-attack Saab A 32A Lansen, an example of which is seen here taking off from a war airbase, entered Flygvapnet service in the spring of 1956. The Lansen was also developed into a reconnaissance variant, the S 32C, and an all-weather interceptor and nightfighter, the J 32B. The type ultimately served for four decades.
An A 32 with two bombs on D-pylons.
J 32B with special pylons for Rb 24 Sidewinders.
The prototype J 32B, 32501, on take-off.
Fowler flaps and deflector plates inboard of the belly shell and link chutes are well shown in the view.
Благодаря крылу стреловидностью в 39° Lansen мог в горизонтальном полете развивать скорость, близкую к звуковой. Характеристики самолета в области малых скоростей исследовались с 1 марта 1950 года с использованием Saab 202. Этот модернизированный Safir изначально задействовали в работах по J 29 под обозначением Saab 201.
A Lansen with a pair of Rb 04s and belly tank
New Swedish missile is the Type 304 air-to-surface weapon, powered by a rocket motor. It is seen here fitted to a SAAB-32 Lansen. A development of the 304 is the 315, which is a naval surface-to-surface missile.
Для борьбы с надводными целями Lansen вооружался ПКР Saab Rb 04 с активной радиолокационной ГСН. Новую ракету проектировали специально под этот самолет, в 1958 году ее приняли на вооружение. Даже сегодня Rb 04 остается очень эффективным оружием и будет состоять на вооружении еще долго, хотя последние такие ПКР собрали в 1978 году.
An A 32A from F 7 launching an Rb 04 missile.
Saab A 32As.
Rocket-armed A 32As with the belly tank and the cartridge deflector plates under the nose.
The first A 32A, 32001, with another test aircraft.
The SAAB-32 Lansen (Lance) will shortly enter service with Flygvapnet (Royal Swedish Air Force) as the A 32A, a two-seat all-weather, attack-fighter. The performance figures are secret but the Lansen has a top speed in the region of 700 m.p.h. An all-weather interceptor version will be known as the J 32. Planned for future consideration are a two-seat trainer Lansen and a reconnaisance version, the S 32. Present fixed armament includes four new-type 20-mm. cannon in the fuselage. Power is the Swedish SFA (licence-built) Rolls-Royce Avon similar to the 7,500-lb.s.t. RA.7R with additional 2.000-lb. thrust from afterburner.
Штатным тактическим подразделением ВВС Швеции являлась эскадрилья из восьми самолетов (четыре пары). Основным средством борьбы с надводными целями являлись ПКР Rb 04, но для уничтожения небольших кораблей и катеров Lansen мог использовать четыре встроенные пушки Hispano.
New version of the SAAB J 32 Lansen - the J 32B has been designed for all-weather and night interception duties. Main differences between the 32A and 32B are the larger afterburner outlet and the new camouflage.
A 32A вырулили из укрытия в лесу на автостраду (на заднем плане видны тележки с бомбами). Рассредоточение авиации на замаскированных площадках являлось частью стратегии Швеции на случай войны.
Lansens were frequently operated from dispersed airstrips, based upon rural roads
Ejection seat static tests.
SE-DCN and 'L, two of the civilian J 32Bs used as target-tugs.
Caught diverting through RAF Lossiemouth with an oxygen problem on April 19, 1984 was Saab 32A Lansen N4767R, previously 32120 of the Swedish Air Force. It had arrived from Sweden via Stornoway. The Lansen, which last flew with the SAF flight test centre at Linkoping, was being ferried to Chino, Los Angeles, to join David Tallichet’s collection of military aircraft.
A J 32D with underwing winch pod.
Fuselage and wings in the fatigue rig.
S 32
The S 32C recce prototype with appropriate 'eye' artwork.
An S 32C with crew and equipment.
Low down over the Baltic, an F 11 S 32.
Experimental
A Lansen with a J 37 Viggen nose.
Old Lansens never die, they just learn new tricks! Take a Lansen, put a truck cab on top of the fuselage and make the Avon a snow-blower!
 
Early cockpit arrangement of an A 32A.
Gripen lineage can be traced back to the immediate post-war period when the Royal Swedish Air Force operated the Saab J (Jakt) 21A singleseat fighter and attack aircraft. Following delivery of 299, Saab developed the J 21R, based on the 21A, but powered by a de Havilland Goblin turbojet. The J 29 ‘Tunnen ’ was Europe’s first swept-wing jet fighter and entered service in 1951. The J 32 Lansen followed, first flying on November 3, 1952, the type continuing in second-line service today with the Swedish Air Force.
The Flying Wing (or the 'Ray'), one of the precursors to the Lansen.
Left: The 'Ray' was modified with a slim rear fuselage and 'T' tail.
Right: The so-called Tip jet - asymmetric flying would have been an impossibility.
Project 1100, effectively an overgrown 'Barrel'.
Project 1119, side-by-side twin-jet.
Saab Project 1119 with twin Ghost powerplant which, placed side-by-side, resulted in a rather fat aeroplane. The missile located under the fuselage centreline is an Rb 303.
SAAB J 32B Lansen
A Saab 1220 variant of 1949 with two Type 321 AAMs at the wingtips
SAAB-32 LANSEN (AIR FORCE A-32A) Svenska Flygmotor-built Avon RA-7 (RMS)