SAAB Saab 91 Safir (Nihon Hikoki X1G (Япония))
Страна: Швеция
Год: 1945


Четырехместный кабинный моноплан
Описание
Фотографии
Saab 91 Safir

  После работы над проектом моноплана Bucker Bu 181 Bestmann шведский инженер Андерс Андерссон применил ряд наработок в следующем своем проекте - Saab-91 Safir. Трехместный туристический и учебно-тренировочный самолет конструктивно представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с убирающимся трехопорным шасси и оснащенный рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 1C мощностью 130 л. с.
  После успешного полета прототипа Safir, состоявшегося 20 ноября 1945 года, прошли столь же успешные испытания, после чего в производство пошел первый серийный вариант, получивший обозначение Saab-91A. От прототипа он отличался в основном более мощным двигателем de Havilland Gipsy Major 10 мощностью 145 л. с.
  ВВС Швеции проявили интерес к самолету, который планировалось использовать в качестве учебного самолета начальной летной подготовки. Под требования ВВС Швеции был построен прототип, оснащенный шестицилиндровым Avco Lycoming O-435-A мощностью 190 л. с. и совершивший первый полет 18 января 1949 года. Самолет был принят на вооружение шведских ВВС под обозначением Sk 50 (от "Skolplan" - "учебный самолет") и мог также нести пулеметы, практические бомбы или НАР.
  Safir строился компанией "Saab" вплоть до 1950 года, всего было выпущено 48 серийных самолетов и один прототип. Гражданский аналог Sk 50 выпускался под обозначением Saab-91B. По субподряду голландская "De Schelde" собрала 106 самолетов, включая 76 для Швеции (Sk 50B, поставлены в 1952-1953 годы).
  Двигатель O-435-A также установили на модификацию Saab-91B-2, которая оснащалась воздушным винтом постоянного числа оборотов, и на вариант Saab-91C. Последний был впервые поднят в воздух в сентябре 1953 года и предназначался для перевозки четырех человек, а его топливные баки были смещены в крыло. ВВС Швеции получили 14 Saab-91C, которые были обозначены Sk 50C.
  Последней серийной моделью стал Saab-91D, сохранивший четырехместную компоновку Saab-91C, но имевший ряд усовершенствований, включая установку нового, менее тяжелого и чуть более мощного четырехцилиндрового двигателя O-360-A1A мощностью 180 л. с., а также дисковых тормозов и иного усовершенствованного оборудования, что позволило снизить массу машины.
  Самолеты Safir использовались в качестве учебных ВВС Австрии (24 самолета Saab-91D), Эфиопии, Финляндии (35 Saab-91D), Норвегии (25 Saab-91B-2) и Туниса. Среди гражданских эксплуатантов самолетов данного типа можно отметить государственную летную школу Дании (Rijksluchtvaartschool), а также компании "Air France" и "Lufthansa". Что касается прототипа Safir, то после того, как на нем установили стреловидное крыло, он использовался в качестве летной лаборатории в рамках программ Saab 29 Tunnan (Saab 201) и Saab 32 Lansen (Saab 202).
  В 1956 году выпуском самолетов занялась собственно компания "Saab", в основном выпускались модификации Saab-91D. Кроме постройки самолетов Saab-91B голландская компания "De Schelde" также собрала 11 четырехместных Saab-91C. Серийный выпуск самолетов прекратился в 1966 году, то есть через 20 лет после его начала. Всего было построено 323 самолета, которые поставлялись заказчикам примерно в 20 странах.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Saab-91D Safir

  Тип: четырехместный кабинный моноплан
  Силовая установка: один четырехцилиндровый ПД Avco Lycoming O-360-A1A в 180 л.с.(131 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость 266 км/ч; практический потолок 5000 м; дальность 1000 км
  Масса: пустого 710 кг; максимальная взлетная 1205 кг
  Размеры: размах крыла 10,60 м; длина 7,95 м; высота 2,20 м; площадь крыла 13,60 м2
Данный Saab-91D Safir на 1969 год принадлежал учебной эскадрилье 2-го авиаполка австрийских ВВС.
Учебное подразделение авиакомпании "Lufthansa" было основным гражданским эксплуатантом самолетов Safir. Изображенный на фотографии Saab-91B был построен в 1954 году и на 2012 год оставался в годном к полетам состоянии.
First production Safir, 91A SE-AUN (c/n 91101) was flown in floatplane guise to enhance to market as a tourer. This aircraft was later exported to the Yemen, in landplane format.
Lively pose from 91A SE-BFU (c/n 91125) which was used for an extensive European sales tour. In May 1950 it became PH-UEA of the Rijksluchtvaartschool, serving until 1965.
SE-BYZ (c/n 91276) the prototype 91C four seater, built by de Schelde at Dordrecht.
Not a great success as a civilian aircraft from birth, the Safir has since become a much sought-after type. Swedish registered, Pink Panther-bedecked 91D SE-IXR started life with the Finnish Ilmavoimat as SF-6 (c/n 91352) before going onto the Finnish civil register as OH-SFI.
The Saab-91 Safir Three-seat Cabin Monoplane (145 h.p. D.H. Gipsy Major 10 engine).
Resident aircraft photographed recently at Djakarta's domestic airport include Saab Safir PK-ASC
A major user of the type was the Netherlands’ national flying school, the Rijksluchtvaartschool, which operated 23 91Ds from 1959 at Eelde until replaced by Beech F.33C Bonanzas in 1978. PH-RLA was the first produced (c/n 91367).
Only Saab Safir on the British Civil Register is G-ANOK owned by Kelvin and Hughes Ltd. Engine is a Lycoming O-435A.
Well-known sight in the UK is Dave Williams’ air racing 91D G-BCFW. A former Rijksluchtvaartschool example, it was registered as PH-RLZ (c/n 91437) in March 1962. It was imported into the UK in 1973.
Saab Safir G-BCFW, ex PH-RLZ, at Exeter in July 1974.
Apart from the well-known SAAB 91C Safir G-ANOK, based at Luton, there is a second Swedish-designed Safir in the U.K. This is a 91A Safir (serial 91118), based at Hatfield and belonging to the Swedish Air Attache. Power, 145-h.p. DH Gipsy Major 19.
First Sk 50B trainer for the Flygvapnet, Fv50001 (c/n 91201), in predelivery colours, for the F5 Wing at Ljungbyhed. This aircraft was later shipped to Japan to become the X1G high-lift test-bed.
Sk 50C Fv50087 (c/n 91402) four-seater of F8 Wing, showing off cabin curtaining and wing and tailplane stencilling. ’87 was written off in April 1962.
Flygvapnet Sk 50B Fv50017 (c/n 91217) in the yellow training scheme universally adopted by the type. In later years, standard Swedish camouflage was been applied. This aircraft was written off in March 1957.
Saab-91D Safir basic trainer (180 hp Lycoming O-360-A1A engine) of the Austrian Air Force
Austria operated the SAAB 91D until 1992. 3F-SM (c/n 91448) illustrated.
Pleasing formation shot of Osterreichische Heeresfliegerkrafte 91Ds in their adopted habitat. 3F-SU in the foreground carries the ‘last three’ of its constructor's number, 9191459, on the fin.
Saab 91B Safir.
321 ‘AB-U’ (c/n 91321), the first 91B-2 for the Norwegian Luftforsvaret. This example was acquired by the Newark Air Museum and ferried to Winthorpe, Notts, in July 1982 as G-BKPY.
A pair of Ilmavoimat 91Ds, SF-15 (c/n 91361) and SF-16 (c/n 91362). SF-15 (foreground) crashed in March 1961.
The Finnish Air Force provided three formations of three SAAB 91D Safirs, this group comprising SF-17, SF-32 and SF-34.
Tunisia received 15 Safirs, one 91B-D and the remainder ’Ds. First of the batch, 91B-D Y31001 ‘1’ (c/n 91310) gives a good aspect on the undercarriage geometry.
The prototype Safir (c/n 91001 SE-APN) underwent two major metamorphoses to evaluate the swept wings on the SAAB J29 Tunen (as the SAAB 201) and for the SAAB J32 Lansen (as the SAAB 202, illustrated).
The SAAB 202, a much-modified Safir, test-bed for the Lansen wing at low speed.
X1G3, a STOL research aircraft evolved from a Saab Safir
The Saab-91 Safir.
SAAB 91B Safir