Мировая Авиация 246
-
Ключевой особенностью АНТ-25 являлось крыло размахом 34,00 м. На каждой консоли крыла были установлены четырехсекционные элероны.
Примером типичного боевого вертолета второй половины XX века служит Ми-24, выполненный по одновинтовой схеме с одним несущим винтом большого диаметра и одним хвостовым винтом.
Небольшое количество Ми-24 и Ми-25 используется Армией США в качестве противоборствующих сил для придания реалистичности учениям сухопутных войск. Вертолеты получены, в частности, из Ирака и Германии.
Парк афганских Ми-24 в 2008 году пополнили шесть вертолетов, ранее состоявших на вооружении в Чехии. Позже авиационный корпус афганской армии получил еще девять Ми-35. Афганские экипажи Ми-24/Ми-35 проходили подготовку в Чехии, Венгрии, Польше и США. Снимок сделан в Кандагаре в октябре 2008 года. В составе ISAF в Афганистане применялись также польские Ми-24.
Ирак очень интенсивно применял свои Ми-24/Ми-25 в длительной войне с Ираном. Иракские вертолеты принимали участие в воздушных боях с иранскими AH-1 Cobra. На снимке - иракский Ми-25 на аэродроме, захваченном во время операции "Буря в пустыне" частями американского XVIII воздушно-десантного корпуса.
Перу получила 12 Ми-25 в 1982 году, в 1992 году еще семь вертолетов были приобретены в Никарагуа. Один Ми-25 был сбит эквадорским ПЗРК во время военных действий в 1995 году. В 2012 году начата программа модернизации перуанских Ми-25 с целью продления их ресурса.
Индия в середине - конце 1980-х годов использовала свои Ми-25П в Шри-Ланке в составе миротворческих сил.
Ми-24Н/П/В для Шри-Ланки были поставлены в 1995 году, в 2001 году к ним присоединился один Ми-35П. Все вертолеты применялись для нанесения ударов по повстанцам "Тамил".
Правозащитники обвиняют правительственные войска в том, что в войне 1976-2009 годов они наносили удары и по мирным жителям. Вертолеты семейства Ми-24/35 (на снимке) поступили в 9-ю ударную вертолетную эскадрилью в 1995 году.
СМ-9/3 внешне уже не отличался от последующих серийных МиГ-19С, хотя эталоном для первых серийных истребителей стал СМ-9/1.
Экспериментальный высотный истребитель МиГ-19СВ предназначался для уничтожения вражеских самолетов-шпионов в воздушном пространстве СССР. В "СВ" доработали серийный МиГ-19С. Планер облегчили, установили более мощные двигатели, а вооружение сократили до двух пушек НР-30. На снимке: прототип с б/н "14" красного цвета.
Эталоном для МиГ-19С стал СМ-9/3 с цельноповоротным стабилизатором, установленным на фюзеляже выше, чем на СМ-9/1. МиГ-19С был самым многочисленным в семействе, он использовался и как истребитель, и как истребитель-бомбардировщик. На снимке: МиГ-19С ВВС ГДР.
Первым обозначение МиГ-19 получил СМ-9/1, разработанный с учетом замечаний НИИ ВВС к СМ-2. СМ-9/1, оснащенный более мощными ТРДФ АМ-9Ф, успешно прошел Государственные испытания.
СМ-2/1 стал важным шагом на пути к МиГ-19. Самолет представлял собой развитие МиГ-17Ф и отличался Т-образным хвостовым оперением.
Относительно немного МиГ-19ПМ (250 машин) было поставлено в ВВС стран Варшавского договора. Самолет с б/н "905" красного цвета построен по лицензии в Польше как Lim-7. Вместе с другими МиГ-19/Lim-7 самолет демонстрируется в авиационном музее в Кракове.
Развитием дневного истребителя МиГ-19С стал перехватчик МиГ-19П. В конце карьеры многие МиГ-19П вооружили УР "воздух-воздух" К-13.
МиГ-19ПМ стал первым советским перехватчиком с чисто ракетным вооружением. Надежность самолета, особенно его БРЭО, была очень низкой.
Опытный СМ-30 с ракетным ускорителем ПРД-22 под фюзеляжем, разработанный на основе МиГ-19С, создавался для изучения безаэродромного старта. Самолет выполнял взлет с катапульты, а садился на лыжное шасси. Проблемной стала именно безаэродромная посадка, из-за которой работы по данной тематике прекратили.
В число самых больших полицейских вертолетов входит AgustaWestland AW101 полицейского агентства Токио. Это редкий гражданский 30-местный вариант вертолета с задней рампой был поставлен в 1999 году. Вертолет используется для патрулирования Токио и окрестностей и выполнения поисково-спасательных задач.
Одной из важнейших задач истребителей Eagle является осуществление противовоздушной обороны США после атак 11 сентября. Жители Нью-Йорка вскоре после ужасных событий отмечали, что присутствие истребителей над городом делает их жизнь более спокойной.
С баз в США KC-135 обеспечивают полеты в рамках заданий ПВО Noble Eagle, проводимых после террористической атаки 9 сентября 2001 года. На снимке: дозаправка F-15C из 71-й истребительной эскадрильи от KC-135R/T из 171-го крыла самолетов-заправщиков авиации Национальной гвардии штата Пенсильвания, октябрь 2007 года.
В 1980-е годы 157 KC-135A Национальной гвардии и резерва ВВС США переоснастили ТРДД TF33-PW-102 от гражданских Boeing 707. Позже некоторые из этих самолетов модернизировали в KC-135R; KC-135E эксплуатировались до 2009 года. На снимке: последний KC-135E заруливает на стоянку авиабазы Дэвис-Монтан, где его поставят на длительное хранение, сентябрь 2009 года.
Первый из трех чилийских KC-135E прибыл в Сантьяго в феврале 2010 года. Изначально самолеты обслуживал персонал ВВС и Национальной гвардии США с авиабаз Шеппард и Юта.
В 2013 году на вооружении ВВС США состояли 414 KC-135R/T, в том числе в частях первой линии имелось 167 самолетов, в Национальной гвардии - 180 и в резерве ВВС - 67. Заменить такое количество заправщиков на новые KC-X можно лишь постепенно.
Самолеты KC-135R/T, апрель 2006 года. Снимок сделан перед вылетом на дозаправку бомбардировщиков B-52 во время операции "Enduring Freedom".
Закупка подкрыльевых заправочных агрегатов FRL Mk 32B позволила KC-135 заправлять в полете топливом самолеты ВМС США и ВВС стран НАТО. На снимке: KC-135 из 340-й экспедиционной эскадрильи самолетов-заправщиков дозаправляет над Ираком Tornado GR.Mk 4 ВВС Великобритании, 2007 год.
Изначально KC-135 предназначался для дозаправки стратегических бомбардировщиков B-52. В настоящее время B-52 являются носителями только обычного вооружения. KC-135 дозаправляет B-52H над Тихим океаном на учениях, проводившихся в январе 2009 года.
Французские KC-135, как правило, используют систему дозаправки шланг-конус. В 1995 году самолеты оснастили подкрыльевыми заправочными агрегатами, стандартными для заправщиков ВВС США.
В ВВС Сингапура KC-135 состоят на вооружении 112-й эскадрильи. С 2004 года самолеты эскадрильи пять раз на ротационной основе перебрасывались на Средний Восток, где действовали в составе 379-го экспедиционного авиакрыла ВВС США.
F1CR с изображением чайки - эмблемы разведывательной эскадрильи 2/33 из 33-й разведывательной эскадры. Позже нижние поверхности серебристо-серого цвета камуфлировали также, как верхние и боковые.
В Mirage F1CT дорабатывались перехватчики Mirage F1C-200, высвободившиеся в связи с поступлением в ВВС Франции самолетов Mirage 2000C. По своей эффективности новый истребитель-бомбардировщик превзошел Jaguar, Mirage IIIE и Mirage 5F. F1CT состояли на вооружении в 1992-2012 годах, последние четыре самолета списали в октябре 2012 года.
Самолет F1CT взлетает с авиабазы Неллис, Невада, учения "Green Flag", 2008 год. На этих учениях максимально реалистично отрабатываются действия по авиационной поддержке Сухопутных войск в условиях пустыни. На F1CT подвешен под правой плоскостью крыла имитатор УР "воздух-воздух" ACMI Sidewinder, под левой - тренировочная КАБ с лазерным наведением Paveway.
После расформирования в июне 2010 года подразделения ER 1/33 до 2013 года самолеты F1CR состояли на вооружении только одной эскадрильи - ER 2/33, дислоцированной на авиабазе Мон-де-Марсан на юго-западе Франции. На самолеты нанесен код данной авиабазы - BA118.
В 1995-1996 годах Франция закупила КАБ с лазерным наведением Paveway II. В ходе длительных испытаний в 330-м испытательном центре ВВС Франции сбросы бомб проводились с F1CT; на снимке - один из них; сброшена 227-кг GBU-12.
Перед переброской в регионы Сахары и Джибути самолеты F1CR из ER 33 сменили европейский камуфляж на пустынный, состоящий из пятен песочного и темно-коричневого цветов. Окрашенные подобным образом самолеты принимали участие в операции "Буря в пустыне" в 1991 году.
Dassault Mirage F1CT. Постройку двух прототипов F1CT финансировала сама компания "Dassault". Первый из них передали на испытания в Истр 3 мая 1991 года. Изображен F1CT (код "273") - первый "серийный самолет", доработанный заводом ВВС Франции ("Atelier Industriel de l'Armee de l’Air") в Клермон-Ферране. В 1992 году самолет поступил на вооружение истребительной эскадрильи 1/13 "Artois" Тактического авиационного командования, дислоцированной на авиабазе 132 в Кольмаре, Восточная Франция.
Dassault Mirage F1E
Полиция США эксплуатирует большое количество вертолетов, ранее принадлежавших вооруженным силам. Этот OH-58A Kiowa ранее летал в Армии США, но в 2007 году его передали полицейскому департаменту Нэшвилла, Теннесси. В полиции Нэшвилла есть и вертолеты McDonnell Douglas 500E, один из которых используется для борьбы с оборотом наркотиков.
В военную авиацию поступило примерно 90 бомбардировщиков ТБ-1, самолет также широко использовался для грузовых перевозок в "Аэрофлоте".
ТБ-3 стал одним из самых первых в мире подлинно тяжелых бомбардировщиков. В начале 1930-х годов равного ТБ-3 самолета в мире не существовало.
Ил-38. В авиацию ВМФ СССР Ил-38 начали поступать в 1968 году. На протяжении более 40-летней карьеры самолет неоднократно модернизировался. Изображен Ил-38 (б/н "05" красного цвета) авиации Северного флота, середина 1980-х годов.
Ил-38 наряду с самолетами Ту-142 и Бе-12 патрулировали воды Мирового океана, отслеживая перемещения субмарин и надводных кораблей флотов стран НАТО.
Внешне за свою карьеру Ил-38 изменился мало. На большинстве самолетов установленную снаружи систему РТР "Вишня" демонтировали. Обтекатель поисковой РЛС этого Ил-38 из 145-й ОПЛАЭ окрашен в белый цвет. Эскадрилья базировалась в Риге, а после распада СССР была выведена в Россию и расформирована.
Ил-38 сбрасывает буи РГБ-1. В поисковой конфигурации Ил-38 берет на борт 216 буев, но в случае подвески вооружения количество буев приходится сокращать. Для поиска субмарины буи выставляют по окружности, после установления контакта с подводной лодкой переходят к установке буев барьерами.
"AgustaWestland" поставляет свои вертолеты органам внутренних дел Китая. Вертолеты AW139 (на заднем плане) закупила полиция провинции Гуанси в дополнение к AW109 Power. AW139 используются органами внутренних дел Шеньяна и Пекина.
Agusta Westland AW 109 Power - типичный современный полицейский вертолет. Скоростная и универсальная машина оснащена двумя двигателями, что повышает летные данные и безопасность полетов. На вертолете установлено специальное оборудования, включая FLIR и прожектор. Машина способна выполнять широкий круг задач, от поиска и спасения до преследования уголовных элементов. На фотографии: вертолет полиции Словении.
Экипаж гигантского АНТ-20 "Максим Горький" состоял из 20 человек, на борту имелись типография, кинозал, кинолаборатория и ряд другого уникального для того времени оборудования. Первый полет АНТ-20 выполнил 17 июня 1934 года, но 18 мая 1935 года в крыло "Максима Горького" врезался истребитель И-5, АНТ-20 разбился.
Прототип PR.Mk 7, спроектированный на основе B.Mk 6, значительно превосходил PR.Mk 3 по дальности полета, благодаря размещению топлива в крыльевых баках.
Индия являлась крупнейшим импортером Canberra, закупив более 100 самолетов, включая восемь PR.Mk 57/67, поставленных в 1959 году. Из разведчиков сформировали 106-ю эскадрилью "Lynxes". Дополнительные разведчики были закуплены в 1963 и 1975 годах. На снимке: Canberra PR.Mk 57 из 106-й эскадрильи выполняет полет в одном строю с буксировщиком мишеней B(I).Mk 8; С вооружения ВВС Индии Canberra сняли в 2007 году.
Прототип самолета-разведчика "Канберра" PR.3 (VX181).
Первым разведывательным Canberra стал PR.Mk 3. Близкий к исходному A1, PR.Mk 3 отличался размещенными в бомбоотсеке топливным баком и осветительными ракетами. В фюзеляже перед крылом было установлено семь фотоаппаратов.
Пассажирский АНТ-35 являлся гражданским эквивалентом бомбардировщика СБ. Самолет мог перевозить десять пассажиров при экипаже из двух или трех человек.
В "Авиаарктике" эксплуатировались пять АНТ-6А на лыжном шасси. Самолеты широко применялись на Севере в 1937-1944 годах.
На C.160NG поздней постройки монтировались штанги топливоприемников системы дозаправки в воздухе и был установлен дополнительный центральный топливный бак. Изображен самолет 64-й транспортной эскадры ВВС Франции, основного эксплуатанта Transall во французских ВВС.
ФРГ наряду с Францией являлась ведущим партнером в программе Transall. В 2013 году на вооружении Люфтваффе состояло примерно 70 из 110 закупленных C.160D. К октябрю 2011 года германские Transall налетали один миллион часов.
Новый аэропорт в самом центре Лондона появился только благодаря возможностям КВП и низкой шумности Dash 7. Авиакомпания "Brymon Airways" в лице "Eurocity Express" быстро воспользовалась новыми возможностями. "Eurocity Express", основанная в 1986 году, в сентябре 1990 года сменила название на "London City Airways" и объединилась с "British Midland". "Eurocity Express" базировалась в аэропорту Сити, откуда выполняла на Dash 7 рейсы в обычные аэропорты.
Вооруженные силы Канады закупили два Dash 7 под обозначением CC-132 для грузопассажирских перевозок в интересах канадского контингента НАТО в Европе. Этот самолет (132001) эксплуатировался в 1979-1987 годах.
Компания "Alyemda" из Йемена являлась одним из первых покупателей Dash 7. Прочная конструкция и возможности КВП сделали самолет идеальным транспортным средством в условиях Йемена.
Самолет Dash 7 Series 102 N502GG из "Atlantic Southeast Airlines" за свою карьеру успел сменить три авиакомпании. В мире до сих пор сохраняется спрос на Dash 7.
Dash 7 из "Gronlandsfly" (или "Greenlandair") выполняла полеты на Dash 7 из Годхааба (столица Гренландии) в удаленные районы острова. Грузовой люк по левому борту очень пригодился при перевозках оборудования для нефтяных месторождений. В настоящее время авиакомпания известна как "Air Greenland".
Четвертый Dash 7, полученный индонезийской компанией "Pelita Air Services"; это 100-й построенный Dash 7. Позже "Pelita" довела парк Dash 7 до шести самолетов и в 2013 году стала крупнейшим эксплуатантом воздушных судов данного типа.
В Армии США различные разведывательные варианты Dash 7 летали окрашенными по гражданским схемам. Неофициально самолеты прозвали "Crazy Hawk".
Большинство Р-3 состояло на вооружении ВВС РККА, но часть самолетов под обозначением АНТ-3 использовалось для почтовых перевозок, выполнения связных и пропагандистских полетов.
Компания "Taylorcraft" построила 38 четырехместных самолетов Model 20 Ranch Wagon, спроектированных на основе более раннего Model 18. На самолете установлен мотор Continental O-470-J мощностью 225 л. с. (168 кВт).
L-2 ВВС Армии США в боевых действиях участия не принимали, более того - их не перебрасывали за пределы США. Самолеты использовались как связные и учебные. На фотографии: машина в окраске первых военных месяцев.
Влияние Bleriot на истребитель Thulin K очевидно - такой же расчалочный моноплан, с мачтой для крепления расчалок крыла на фюзеляже.
Пять XO-6 использовались как экспериментальные самолеты в процессе разработки наблюдательного биплана O-19. O-6 представлял собой вариант Douglas O-2 с цельнометаллической конструкцией планера.
Eurocopter AS350 B3 является основным вертолетом Королевской горной полиции Канады. Вертолет на снимке оснащен надувными баллонетами. В авиации горной полиции Канады в силу особенностей местности доминируют самолеты.
AS350 B3 из полиции штата Халиско, Мексика, обеспечивают действия федеральной полиции.
AS350 B3 из полиции штата Халиско, Мексика, обеспечивают действия федеральной полиции.
Для ведения постоянной борьбы с оборотом наркотиков федеральная полиция Мексики располагает парком из 60 летательных аппаратов, фактически - небольшими ВВС. Эти "ВВС" вооружены самолетами и БЛА (в том числе Hermes 450 с большой продолжительностью полета), но основу составляют вертолеты семи типов - от больших Ми-17 до легких MD 500. В мексиканской полиции используется семь AS350 B3. На фотографии: полицейские тренируются в покидании зависшего AS350 B3.
Вертолет MBB BO 105 очень популярен в полицейской авиации. Полиция Праги, Чехия, активно эксплуатировала BO 105 до закупки в 2010 году восьми EC 135. Пражская полиция также располагает шестью Bell 412.
Современное оснащение. Полицейские вертолеты обычно оснащены сложным целевым оборудованием. Стандартными являются FLIR и мощные прожектора. К внешнему оборудованию также относятся лебедка, громкоговоритель и надувные баллонеты. Оборудование кабины, совместимое с очками ночного видения, включает движущуюся карту местности, метео-РЛС, цифровой канал передачи видеоинформации и др. Интерьер кабины можно изменять в зависимости от задачи. В большой черной турели этого EC 135 полиции Германии установлена FLIR Wescam MX15HDI.
Airtruk оснащался 300-сильным 6-цилиндровым мотором Continental IO-520D, максимальная скорость самолета составляла 188 км/ч.
Было построено примерно 150 шестиместных Model 6000, самолет в 1930-е годы пользовался популярностью у региональных авиакомпаний США. На фотографии: S-6000-B.
Небольшое количество самолетов Temco Model 51 эксплуатировалось в ВМС США под обозначением TT-1. На примере этого самолета оценивалась возможность обучения летчиков исключительно на реактивной технике. На фотографии: прототип Pinto, сохранивший гражданскую регистрацию.
Gannet использовались в Австралии ограниченно. С экипажем из одного летчика самолет мог брать на борт до шести пассажиров или раненых на носилках, или грузы.
XH176 - Canberra PR.Mk 9 из 30-й эскадрильи ВВС Великобритании с западногерманской авиабазы Гютерслох. Самолет изображен в камуфляжной окраске НАТО, середина 1970-х годов. Его списали после летного происшествии, происшедшего в 1977 году во время испытаний.
Один из последних построенных PR.Mk 9; это самолет из 1-й фоторазведывательной эскадрильи ВВС Великобритании, дислоцированной в центральной Англии на авиабазе Уитон. Пять разведчиков этой эскадрильи являлись последними "чистыми" фоторазведчиками британских ВВС, однако самолеты постоянно дорабатывались, и на них установили оптоэлектронные системы наблюдения.
PR.Mk 9 предназначался для ведения фоторазведки с больших высот и изначально обозначался как HA PR.Mk 9. На снимке: XH168, построенный в 1960 году, он несет символику 39-й эскадрильи, последней эскадрильи PR.Mk 9 в ВВС Великобритании.
Носовая часть фюзеляжа PR.Mk 9 открывалась на петлях вбок для удобства доступа штурмана в свою кабину. Кабина штурмана не имела остекления, за исключением двух небольших окон, по одному с каждого борта.
MKEK-4 представлял собой вариант Miles Magister с закрытой кабиной. На вооружении ВВС Турции эти самолеты состояли с 1955 года по 1963 год.
Самолеты конструкции THK: снизу вверх - учебный THK.2, двухбалочный санитарный THK.11 и легкий транспортный THK.5A. Четвертый самолет - планер THK.13, построенный по схеме "летающее крыло" с открытой кабиной, выполнил первый полет в августе 1948 года.
Самолеты семейства Travel Air 4000 близки серии Model 3000, но вместо моторов жидкостного охлаждения на них стояли звездообразные двигатели воздушного охлаждения, обеспечившие лучшие летные данные.
Этот N900B - прототип Buckaroo с измененным фонарем кабины, но капотом от Globe Swift.
Производство двухмоторных Aerostar компании "Ted Smith" и "Piper" прекратили в 1984 году, построив чуть более 1 000 самолетов. На фотографии - Aerostar 600 с канадской регистрацией.
Бразилия располагает самыми современными в Южной Америке боевыми вертолетами - в 2009-2010 годах были закуплены Ми-35М4. В Бразилии они получили обозначение AH-2 Sabre. AH-2 базируются в Порто-Велхо недалеко от северной границы с Боливией и применяются для патрулирования приграничных с Боливией районов и Амазонии. Вертолетами вооружена 2-й эскадрилья 8-й авиационной группы (2°/8°GAv).
Самолет Model F-21 оснащен 4-цилиндровым мотором Lycoming O-235-L26 мощностью 118 л. с. (88 кВт), максимальная скорость на уровне моря - 201 км/ч, дальность полета - 644 км. Аналогичными характеристиками обладает и вариант F-21B.
Трехместный учебный планер TG-6 отличался от L-2 новым фюзеляжем и отсутствием двигателя
15 построенных SH-4 для ВМС США почти не отличались от T-2 для ВМС Великобритании. Вместо колесного шасси самолеты оснастили поплавками и установили моторы Thomas мощностью 100 л. с.
Первым истребителем-высокопланом компании "Thomas-Morse" был MB-1. Особенностью самолета являлись очень необычные подкосы крыла.
MB-7 стал финальным гоночным самолетом "Thomas-Morse". Два самолета построили по заказу ВМС США, они без успеха приняли участие в авиагонках на приз Пулитцера в 1921 и 1922 годах.
Вариант O-19C отличался от O-19B кольцом Тауненда, установленным вокруг цилиндров мотора Pratt & Whitney R-1340. Особенностью самолета являлась цельнометаллическая конструкция планера, работа над которой началась за девять лет до первого полета O-19.
Компании "Thurston Aircraft", "Schweizer" и "Teal Aircraft" построили 38 самолетов-амфибий Teal. При эксплуатации с воды основные опоры шасси поворачиваются вдоль фюзеляжа.
Особенностью морского учебного N2T-1 являлось широкое использование в конструкции планера клееных деревянных конструкций. Дерево применялось в связи с дефицитом алюминия, который являлся стратегическим материалом.
Одной из главных задач полицейской авиации является охрана аэропортов и морских портов. На фотографии: один из двух Bell 412 полиции Бахрейна в доках Манамы, международные учения 2005 года. Полиция Манамы располагает одним вертолетом Bell 427.
Самолеты позволяют полиции сразу перевозить много людей и грузов с большой скоростью. Федеральная полиция Мексики, к примеру, располагает тактическими транспортными самолетами CN.235. Полиция Большого Манчестера в Великобритании широко использует BN-2T-4S Defender 4000 (модификация Islander).