Bloch MB.150/151/152/155C1
Страна: Франция
Год: 1937


Одноместный истребитель
Описание:
MB.150/151/152/155C1
Bloch МВ.150
Bloch МВ.151 и МВ.152
Bloch МВ.155
Bloch МВ.157
Фотографии

MB.150/151/152/155C1

Цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым костылем. Разработан в КБ фирмы "Авьонс Марсель Блок" под руководством М.Русселя и далее совершенствовался Л.Серванти и Г.Фандо. Первый полет опытного образца MB. 150 состоялся 4 мая 1937 г. Серийно строился заводами объединения SNCASO в Курбевуа, Шатору и Бордо с марта 1939 г. В общей сложности выпущено 729 самолетов этого семейства. Истребитель состоял на вооружении во Франции с марта 1939 г., в Греции - с апреля 1940 г., в Румынии - с декабря 1942 г.
Основные серийные модификации:
   - МВ.151 с мотором GR14N35 и вооружением 4x7,5;
   - МВ.152 с мотором GR14N21, вооружением 2x20+2x7,5 и измененным крылом увеличенного размаха;
   - MB.155 с мотором GR14N49, измененной передней частью фюзеляжа, новым козырьком кабины, увеличенным бензобаком.
Применялся в боевых действиях во Франции в мае - июне 1940 г., в Греции - с октября 1940 г. против итальянцев, в апреле 1941 г. против немцев. Производство прекращено в июне 1940 г. Снят с вооружения во Франции в июле 1942 г.


МВ.151||
Размах:||10,5 м
Длина:||9,1 м
Моторы, количество х мощность:||1x920 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2600 кг
Максимальная скорость:||482 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||640 км

Bloch МВ.150

В июле 1934 года фирма "Avions Marcel Bloch" приняла участие в конкурсе на новый одноместный истребитель, в котором также участвовали компании "Dewoitine", "Loire", "Morane-Saulnier" и "Nieuport". Победителем стал проект компании "Morane-Saulnier", а прототип Bloch МВ.150.01 так и не смог оторваться от земли.
   После полугодового затишья в начале 1937 года было принято решение поднять этот самолет в воздух. Это удалось сделать лишь 4 мая 1937 года после замены крыла и основных стоек шасси. Затем двигатель Gnome-Rhone 14Kfs, развивавший 930 л.с. (693 кВт), заменили более мощным - 970 л. с. (723 кВт) - 14N-07. В ходе дальнейшей отработки двигатель N-07 заменили сначала на редукторный 14N-01, а затем на 14N-21 мощностью 1030 л. с. (768 кВт), а размах крыла увеличили на 0,12 м. В таком виде МВ.150 сумел пройти испытания, после чего последовал заказ на 25 предсерийных самолетов. Тогда выяснилось, что конструкция машины требует переработки под требования серийного производства. В результате самолеты выпускались уже под обозначением Bloch МВ.151.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bloch МВ.150.01

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14N-07 мощностью 970 л. с. (723 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2600 м -434 км/ч
   Масса: пустого 1700 кг; максимальная взлетная 2300 кг
   Размеры: размах крыла 10,02 м; длина 9,40 м; высота 3,19 м; площадь крыла 15,40 м2
   Вооружение (проектное): две 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404 и два 7,5-мм пулемета MAC 1934

Bloch МВ.151 и МВ.152

Модель МВ.151 была разработана фирмой "Bloch" на базе самолета МВ.150 - площадь крыла была уменьшена, а в состав силовой установки включили двигатель Gnome-Rhone 14N-11 мощностью 920 л. с. (позже заменен на модель 14N-35 аналогичной мощности). Прототип новой машины, Bloch МВ.151.01, совершил первый полет 18 августа 1938 года. Однако к апрелю 1939 года удалось собрать только четыре самолета из всех заказанных.
   Тем временем группа конструкторов концерна SNCASO работала над улучшенным вариантом, оснащенным двигателем модели 14N-21, развивавшим мощность 1030 л. с. Прототип нового МВ.152.01 совершил первый полет 15 декабря 1938 года, но был оснащен двигателем модели 14N-25 мощностью 1000 л. с. С февраля 1939 года он участвовал в летных испытаниях, показав достаточно оптимистичные результаты, после чего последовали заказы на 400 самолетов, из которых 60 - по варианту МВ.151C.1, а остальные - по варианту МВ.152C.1. Вскоре портфель заказов на модель МВ.151C1 возросло 144 машин, их использовали преимущественно для переподготовки пилотов на другие типы самолетов и для подготовки летчиков-истребителей.
   Однако постройка самолетов шла крайне медленно, и к началу Второй мировой войны было выпущено всего лишь 120 истребителей МВ.151C.1 и МВ.152C.1. Но ни один из самолетов не был оснащен положенными рефлекторными прицелами и, фактически, все они были небоеспособными. К тому же 95 самолетов были поставлены без воздушных винтов.
   Даже к концу ноября, когда удалось собрать 358 машин, 157 из них по-прежнему не имели воздушных винтов. Постоянно также возникали проблемы с охлаждением двигателей. Впрочем, командование французских ВВС предпринимало все возможное для скорейшего приведения самолетов в боеспособное состояние, считая данные истребители лучшим своим приобретением, способным оказать влияние на ход боевых действий.
   Девять МВ.151 были поставлены греческим ВВС, а после падения Франции самолеты МВ.151C.1 и МВ.152C.1 поступили на вооружение шести групп авиации правительства Виши. Позднее три из них были перевооружены на Dewoitine, а около 20 истребителей МВ.152C.1 были переданы румынским ВВС.
   К маю 1940 года выпуск самолетов концерном SNCASO был прекращен - к тому времени заказчики получили более 144 единиц МВ.151C.1 и 482 МВ.152C.1.
   Единственным поднявшимся в воздух вариантом, соответствующим базовому проекту, стал один прототип МВ.153.01, представлявший собой модификацию самолета МВ.152, оснащенного радиальным двигателем Pratt &Whitney R-1830-SC3G Twin Wasp мощностью 1050 л. с. Самолет выполнил первый полет 8 апреля 1939 года и в мае 1940 года поступил на испытания в ВВС Франции, однако был потерян буквально через пару дней в результате летного происшествия. В качестве перспективного образца был предложен самолет МВ.154 - варианте радиальным двигателем Wright R-1820-G205A Cyclone, однако работы по нему закончены не были, машина не строилась.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bloch МВ.152C.1

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ПД Gnome-Rhone 14N-25 мощностью 1080 л. с. (805 кВт) или Gnome-Rhone 14N-49 мощностью 1100 л. с. (820 кВт)
   Характеристики: макс, скорость на высоте 4500 м -509 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 450 км/час; набор высоты 2000 м - за 3 мин 24 с; практический потолок 10000 м; дальность 600 км
   Масса: пустого 2158 кг; максимальная взлетная 2800 кг
   Размеры: размах крыла 10,54 м; длина 9,10 м; высота 3,03 м; площадь крыла 17,32 м2
   Вооружение: две 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404 и два 7,5-мм пулемета MAC 1934, либо четыре 7,5-мм пулемета MAC 1934

Bloch МВ.155

В то время как серийный выпуск МВ.151 и МВ.152 шел полным ходом, конструкторская группа SNCASO приступила к созданию улучшенной модификации, поскольку заводские и государственные испытания МВ.152 показали, что базовая конструкция все же не имеет потенциала для дальнейшего совершенствования.
   Однако и на этот раз внешние обстоятельства оказали негативное влияние на процесс проектирования и не позволили добиться улучшения показателей, за исключением дальности полета. Дело в том, что разработчику было указано добиться наибольшей унификации с МB.152 - это позволило бы наладить серийное производство в кратчайшие сроки, весьма немаловажное обстоятельство для второй половины 1939 года.
   Необходимость обеспечения большего запаса топлива потребовала серьезно перепроектировать фюзеляж; кабина пилота была сдвинута в сторону хвостовой части. В остальном же конструкция серьезных изменений не претерпела, хотя прототип Bloch МВ.155.01 (переоборудованный МВ.152, поднявшийся в воздух 3 декабря 1939 года) отличался крылом с увеличенной хордой и модернизированным капотом двигателя. После завершения в начале 1940 года летных испытаний, самолет в начале мая был передан в серийное производство под обозначением МВ.155C.1, причем уже в серии машина получила дополнительное бронирование, а в козырьке кабины установили бронестекло типа "Triplex".
   25 июня Франция капитулировала, и серийный вы пуск новых самолетов наладить так и не успели - было построено только 10 истребителей. После заключения франко-германского перемирия и образования правительства Виши 19 остававшихся на сборочной линии самолетов МВ.155C.1 были переданы военно-воздушным силам прогерманского государства. Когда же в ноябре 1942 года вооруженные силы правительства Виши были распущены, все остававшиеся в строю МВ.155 были реквизированы немецким командованием.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bloch МВ.155C.1

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ПД Gnome-Rhone 14N-49 мощностью 1100 л.с. (820 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 4500 м - 520 км/час; набор высоты 4000 м - за 6 мин 55 с; практический потолок 10000 м; дальность 1050 км
   Масса: пустого 2140 кг; максимальная взлетная 2900 кг
   Размеры: размах крыла 10,54 м; длина 9,05 м; высота 3,21 м; площадь крыла 17,32 м2
   Вооружение: две 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404 и два или четыре 7,5-мм пулемета MAC 1934, либо шесть 7,5-мм пулеметов MAC 1934

Bloch МВ.157

Последним истребителем, принадлежащим к линейке МВ.150, стал Bloch МВ.157, в котором конструкторами была предпринята попытка совместить планер МВ.152 и новый более мощный двигатель Gnome-Rhone 14R взлетной мощностью 1590 л.с. и с турбонагнетателем, позволявшим развивать на высоте 8000 м мощность до 1700 л.с. Однако новый двигатель имел большие размеры и увеличенную массу, а потому использовать планер МВ.152 без переделки не представлялось возможным.
   Пришлось в итоге начинать проектирование нового истребителя, но с учетом предыдущих наработок. Последнее позволило выполнить проектирование МВ.157 в достаточно сжатые сроки, и уже через полгода после начала работ по проекту первый прототип был готов к сборке. К тому времени немецкие войска находились совсем недалеко от Парижа, поэтому элементы конструкции новой машины отправили в безопасное место. Однако конвой был перехвачен немцами и отправлен на завод SNCASO, в оккупированную немецкими войсками зону.
   МВ.157 выполнил первый полет в марте 1942 года уже под наблюдением немецких специалистов. Самолет перелетел в Орли, где с него сняли двигатель и направили для испытаний в аэродинамической трубе.
   Двигатель представлял для немцев наибольший интерес, и после испытаний он был переправлен в Германию. А планер МВ.157 был уничтожен во время одного из авианалетов союзной авиации.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bloch МВ.157

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ПД Gnome-Rhone 14R-4 мощностью 1590 л. с.(1186 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 7850 м - 710 км/час; крейсерская скорость 400 км/час; набор высоты 8000 м - за 11 мин; дальность 1095 км
   Масса: пустого 2388 кг; нормальная взлетная 3250 кг
   Размеры: размах крыла 10,70 м; длина 9,15 м; высота 4,30 м; площадь крыла 19,40м2
   Вооружение (планируемое): две 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404 и четыре 7,5-мм пулемета MAC 1934
Данный МВ.152 в начале мая 1940 года входил в состав 3-й эскадрильи (истребительная группа 11/9), базировавшейся на авиабазе Марсель-Мариньян.
Самолет MB.150 с двигателем 14N-07 был оснащен винтом с постоянной скоростью вращения, который имел очень длинный вал, что потребовало установки нового капота увеличенной длины.
TWO MORE FROM BRUSSELS: The Bloch 151C1 bicanon fighter
Хотя MB.151 и уступал MB.152C.1, но имел максимальную скорость на высоте 5000 метров 465 км/час и набирал высоту 1000 м всего за 1 мин 57 с.
In small-scale production for the French Air Force, the Bloch 151 is normally fitted with a Gnome Rhone 14N0, though a Twin Wasp is being tried experimentally. With a Gnome Rhone 14N the Bloch 151 does well over 300 m.p.h.
Bloch 151 prototype.
Головной серийный истребитель MB. 151 в полете, осень 1938 г.
FROM A BALCONY IN BRUSSELS: A view of some of the French exhibits at the Brussels Show. In the foreground is the multi-purpose Potez 63, and behind it the single-seater Bloch 151. The external observation car on the Potez is just visible.
Истребитель MB.152 из группы GCII/8 ВВС Франции, Мариньян, осень 1940 г.
При всем многообразии типов французских истребителей производство любого из них сталкивалось с неритмичностью поставок комплектующих. Лишь D-520 направляли в строевые авиачасти в полностью комплектном состоянии, но при этом отставание от графика поставок готовых самолётов носило поистине катастрофический характер.
Отличительной особенностью MB.152 было мощное вооружение включавшее две 20-мм автоматические пушки, что делало этот самолет грозным противником для немецких бомбардировщиков. Однако все та же нехватка энерговооруженности, обусловленная недостаточной мощностью двигателя серьезно затрудняла ведение боя против Bf109E.
Bloch 155s and 152s.
Поражение Франции не оставило MB.155 ни единого шанса для того, чтобы продемонстрировать весь свой боевой потенциал.
MB.157 мог стать одним из лучших французских истребителей Второй мировой войны, но прототип был захвачен в 1940 году и испытывали его уже специалисты Люфтваффе.
Победы давались дорогой ценой. Этот MB.152 был подбит 8 июня 1940г.
Armament of Single-seaters: Curtiss Hawk 75A with one 0.3in gun and one 0.5 in.; Curtiss Hawk 75A with six rifle-calibre machine gun; Curtiss Hawk 75A with two shell-guns and two machine guns; Fiat G.50 with two 0.5in. guns and two rifle-calibre machine guns; Hawker Hurricane with eight rifle-calibre machine guns; Morane M.S.406 with one 20 mm. shell-gun and two machine guns; Bloch 151 with two shell-guns and two rifle-calibre machine guns; Fokker D.23 with two shell-guns and two machine guns; Bell experimental pursuit with one 37 mm. shell-gun (unconfirmed).
The Bloch 150 Single-seat Fighter.
Bloch MB.152
Bloch MB.152 (позднего выпуска)