Варианты
- Curtiss - Hawk 75 / P-36 / Mohawk - 1935 - США
- Curtiss - P-42 - 1939 - США
Hawk 75 / P-36 / Mohawk
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Создан в КБ фирмы "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Опытный образец самолета ("модель 75В") совершил свой первый полет в середине апреля 1935 г. Серийное производство началось с апреля 1938 г. Разные варианты истребителя строили заводы "Кэртис" в Буффало, "Сентрел эйркрафт мэнюфекчуринг компани" (CAMCO) в Лояне (Китай), "Фабрика милитар де авионес" в Кордове (Аргентина), "Хиндустан эйркрафт фэктори" (HAL) в Бангалоре (Индия). В общей сложности выпущено около 1300 P-36 и его вариантов. Самолет состоял на вооружении в США с лета 1938г., с того же года - в Таиланде и Китае, в Аргентине - с ноября 1938 г., во Франции - с марта 1939 г., в Норвегии - с апреля 1940 г., в Великобритании - с июня 1940 г., в Голландской Ост-Индии - с июля 1940 г., в Финляндии, Иране и ЮАС - с 1941 г., в Бразилии - с марта 1942 г.
Основные серийные модификации:
- Хаук 75М для Китая с неубирающимся шасси, вооружение 4x7,62, мотор R-1830;
- Хаук 75N для Таиланда, аналог модификации М с вооружением 2x7,62+2x23;
- Хаук 750 для Аргентины, отличался от М измененным капотом мотора и оборудованием;
- P-36A для армии США с мотором R-1830 и вооружением 1x7,62+1x12,7, убирающееся шасси;
- P-36C, аналог P-36A с вооружением 1x12,7+3x7,62;
- Хаук 75А, экспортный вариант P-36, выпускался с различными моторами (R-1820, R-1830) и различными комбинациями вооружения (6x7,5; 6x7,62; 4x7,9; 1x12,7+3x7,69 и т.п.) для различных стран.
Первое боевое применение - в Китае в начале 1939 г. Во Франции участвовал в "странной войне" с сентября 1939 г., в оборонительных боях в мае-июне 1940 г., в операциях против союзников в Северной Африке (ноябрь 1942 г.) Применялись Таиландом в конфликте с Французским Индокитаем (январь 1941 г.), при обороне от японской агрессии (декабрь 1941 г.) В США к концу 1941 г. считался устаревшим, но еще сохранялся в дальних гарнизонах. P-36A принимали участие в отражении налета на Пёрл-Харбор. Голландские Хаук 75A-7 использовались в операциях против японцев в декабре 1941 г.- феврале 1942 г. Финские ВВС применяли "хауки" в войне с СССР с июня 1941 г. Англичане использовали самолеты этого семейства (под названием "Мохаук") с декабря 1941 г. в Индии и Бирме.
Самолет снят с производства в США в марте 1941 г., в Китае -в октябре 1940 г., в Аргентине - в 1939 г., в Индии - в июле 1942 г. Снят с вооружения в США и Франции в 1943 г., Великобритании - в 1944 г., в Китае - в 1942 г., в Аргентине - в 1955 г.
P-36C||
Размах:||11,38 м
Длина:||8,69 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2630 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||10270 м
Дальность:||1320 км
Описание:
- Hawk 75 / P-36 / Mohawk
- Curtiss Model 75 Hawk (P-36, P-37 и P-42)
- Flight, April 1940
FRANCE'S CURTISS FIGHTER
Фотографии
-
Мировая Авиация 150
P-36A. Изображен самолет 20-й истребительной группы, начало 1940 года. На киль нанесено обозначение авиагруппы ("PT"), желтый капот и эмблема на борту фюзеляжа указывает на принадлежность истребителя к 79-й эскадрилье. Серийный номер на самолет не нанесен, "21" - номер самолета вавиагруппе.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
P-36A - USAAC, 77-я истребительная эскадрилья, 20-я истребительная группа, январь 1940г.
P-36 -
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
P-36C - USAAC, конец 1941г.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
P-36C of the USAAF in the finish standardised early 1942;
-
Мировая Авиация 98
Изображен P-36C одного из подразделений авиации Армии США, 1942 год. В его конструкции были использованы самые передовые технические решения, в том числе убираемое шасси.
-
Air Enthusiast 1971-11 / Model enthusiast
Hawk 75A-1 (No 50) of 1st Escadrille, GC II/5, winter 1939-40;
-
Авиация и Время 2000-03 / А.Подопригора - Африканский "Восход" /Аэроархив/
Curtiss Hawk-75A-1 из GC II/5, отражавший налет на Оран 6 июля 1940г.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
H.75A-3 - ВВС Франции, 1-я эскадрилья истребительной группы I/5, пилот - лейтенант Эдмон Марен ля Месле, май 1940г.
-
Air Enthusiast 1971-11 / Model enthusiast
Hawk 75A-3 (No 314) of CO (Commandant Stehlin) GC I/4, Dakar, Senegal, 1941.
-
Air Enthusiast 1971-11 / Model enthusiast
Hawk 75A-3 (No 243) of 1st Escadrille GC II/5, Casablanca, Morocco, summer 1941;
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
H.75A-3 - ВВС Франции (Виши), 4-я эскадрилья истребительной группы II/5, Касабланка, Марокко, лето 1941г.
-
Air Enthusiast 1971-11 / Model enthusiast
Hawk 75A-3 (No 267) of 2nd Escadrille GC 1/5 (formerly with GC II/4) carrying both the “Golden Eagle’’ emblem of the 2nd Esc GC II/5 and the “Petit Poucet” emblem of the 2nd Esc GC II/4, Casablanca, Morocco, spring 1941;
-
Air Enthusiast 1971-11 / Model enthusiast
Hawk 75A-3 (No 207) of 2nd Escadrille GC II/4, Dakar, Senegal, summer 1942;
-
Авиация и Время 2000-04 / А.Котлобовский - "Ястребы" Донована Берлина /Домашний авиамузей/ (2)
Hawk-75A-3 из 2-й АЭ GCI/4 ВВС вишистской Франции. Дакар, лето 1942г.
-
Мировая Авиация 150
Регистрационный номер: CU-552 Hawk 75A-3. После падения Франции немцы захватили значительное количество Hawk, большая часть из них была передана Финляндии. Финны использовали Hawk против ВВС СССР. Изображен самолет 2-го лейтенанта Калеви Терво, записавшего на свой счет 15,5 побед.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
Регистрационный номер: CU-562 [2] Hawk 75A-3 (CU-562) of Finnish HLeLv 32, Nurmoila, winter 1942-3;
-
АвиаМастер 2003-01 / А.Диков, К.-Ф.Геуст - Особая группа Ханко /На фронтах Великой Отечественной/
Регистрационный номер: CU-563 [3] "Кертисс" H.75 CU-563. На этой машине 1 ноября 1941г. юликерсантти У.Альппинен был ведомым у командира "Особой группы Ханко" П.Берга. (Окраска самолета дана на сентябрь 1941г.)
-
АвиаМастер 2003-01 / А.Диков, К.-Ф.Геуст - Особая группа Ханко /На фронтах Великой Отечественной/
Регистрационный номер: CU-567 [3] "Кертисс" H.75 CU-567. На этом истребителе 5 ноября 1941г. был сбит и погиб вянрикки А.Лакио. (Окраска самолета дана на август 1941г.)
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Регистрационный номер: CU-567 [3] H.75A-3 - ВВС Финляндии, LeLv 32, пилот - майор О.Эрнроот, аэродром Элокуу, 1941г.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Регистрационный номер: CU-581 H.75A-3 - ВВС Финляндии, LeLv 32, пилот - капитан В.Эвинен, аэродром Тоукокуу, 1944г.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Регистрационный номер: BJ441 "Мохаук IV" - 5-я эскадрилья RAF, аэродром Ассам, Индия, май 1942г.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
Регистрационный номер: C332 [2] Hawk 75A-7 flown by Colonel Boxman of the 1.Vliegtuigafdeling, KNIL Luchtvaartafdeling, Madioen, December 1941.
-
Мировая Авиация 41
Регистрационный номер: C332 [2] Curtiss Hawk 75. В начале войны Curtiss Hawk 75A-7 был одним из лучших самолетов, используемых союзниками, но несравним с А6М "Zero". Самолет, изображенный на рисунке, принадлежал 1-му авиаотряду голландских ВВС, базировавшемуся в 1941 году в Мадионе на территории Голландской Ост-Индии.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Регистрационный номер: C334 H.75A-7 - ВВС Голландской Ост-Индии, 1-я эскадрилья, декабрь 1941г.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
Hawk 75A-5 of the Nationalist Chinese Air Force, Kunming, 1942;
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
H.75M - ВВС Китая, аэродром Чуньцин, сентябрь 1941г.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
H.75N - Королевские ВВС Тайланда, 60-я истребительная эскадрилья, аэродром Дон Муан, осень 1940г.
-
Авиация и Время 1999-06 / А.Котлобовский - На обочине большой войны /Аэроархив/
Hawk-75N из 5-го авиакрыла Королевских Тайских ВВС
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
Hawk 75A-8 of the Norwegian flying training centre, Island Airport, Toronto, 1941;
-
Мировая Авиация 150
Hawk хорошо экспортировался. Окраска и арабские обозначения на руле направления позволяют легко идентифицировать самолет как одну из 10 машин H75A-9, заказанных в 1938-1939 годах Персией. Было получено только девять машин из десяти, все они в 1941 году достались британцам, которые переправили их в Индию. Там машины использовались как тренировочные под наименованием Mohawk Mk IV.
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
«Хок-75» в окраске французских ВВС, сохранившийся в летном состоянии до наших дней
-
История Авиации 36 / П.Каминский, С.Спичак - Пушки "Испано" /Авиационное оружие/
При всем многообразии типов французских истребителей производство любого из них сталкивалось с неритмичностью поставок комплектующих. Лишь D-520 направляли в строевые авиачасти в полностью комплектном состоянии, но при этом отставание от графика поставок готовых самолётов носило поистине катастрофический характер.
-
Авиация и Время 2000-03 / А.Котлобовский - "Ястребы" Донована Берлина /Домашний авиамузей/ (1)
Регистрационный номер: X17Y [3] Родоначальник большого "ястребиного" семейства - Hawk H 75. Май 1935г.
The Model 75 prototype in its original form with a Wright XR-1670-5 engine as submitted at Wright Field in May 1935. -
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
Регистрационный номер: X17Y [3] "Модель 75B" с двигателем XR-1820-39. Весна 1936г.
Curtiss's prototype modified as the Model 75B with Wright XR-1820-39 Cyclone engine, strengthened cockpit canopy and scalloped aft decking for improved rear view. -
Мировая Авиация 150
Регистрационный номер: X17Y [3] Curtiss Model 75 проиграл конкурс Армии США, под который он разрабатывался, но через два года к самолету пришел успех - большое количество машин данного семейства эксплуатировалось в течение всей войны. На фотографии - прототип H75 в исходной конфигурации с мотором P&W R-1535. За кабиной пилота еще нет характерных застекленных «ушей»
-
Flight 1938-12 / Flight
The first Curtiss Model 75 to carry USAAC markings was this Y1P-36 (37-068) which was delivered to Wright Field in March 1937. It was one of three purchased for service trials.
-
Flight 1937-10 / Flight
Interesting new military type flown by its makers' test pilots at the meeting. The Curtiss Y1P-36 (Twin-wasp)
-
Air Enthusiast 2000-11 / D.Stern - Aleutian Hawks
P-36As of the newly-formed 18th Pursuit Squadron, 35th Pursuit Group lined up near the airship hangar at Moffett Field, California, early 1940.
-
Air Enthusiast 2000-11 / D.Stern - Aleutian Hawks
A P-36A with an engine, windscreen and canopy cover. Note the 'Pratt & Whiskey' R-1830 on a local wood engine-change tripod
-
Air Enthusiast 2000-11 / D.Stern - Aleutian Hawks
Major Norman Sillin's Mohawk, tail number '55', with two blue stripes indicating his Squadron Command status. Howard D Nelson was Sillin's crew chief and was told: "Keep 'em shiny!".
-
Air Enthusiast 1971-12 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (2)
A Curtiss P-36A in the markings of the 55th Pursuit Squadron, which, as part of the 20th Pursuit Group at Barksdale Field, was one of the first units to receive the Curtiss fighter in 1938.
-
Air Enthusiast 2000-11 / D.Stern - Aleutian Hawks
The 18th's P-36As proudly lined up ready for action at Elmendorf Field.
-
Air Enthusiast 2000-11 / D.Stern - Aleutian Hawks
A mechanic inspects a P-36A of the 18th at an unknown location, perhaps due to a forced landing.
-
Air Enthusiast 2000-11 / D.Stern - Aleutian Hawks
Истребители P-36A на Аляске, 1941г.
Two 18th Pursuit Squadron P-36As at Juneau during the summer of 1941. -
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The Curtiss P-36A Single-seat Fighter (1,100 h.p. Pratt & Whitney "Twin-Wasp" engine).
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
Истребитель Кертисс P-36
-
Flight 1938-01 / Flight
A striking view of the Curtiss P-36 single-seater ordered in quantity for the U.S. Army Air Corps. It is a clean design to the modern formula, but the undercarriage, which twists when retracting (as on the Miles Kestrel Trainer), gives rise to two excrescences.
-
Flight 1938-07 / Flight
PRODUCTION PURSUIT: The Curtiss P.36 single-seater pursuit machine now in production for the U.S. Army Air Corps. Its Twin Wasp engine has a cowing of elliptical section. The performance is probably rather inferior to that of the Hurricane.
-
Авиация и Время 2000-03 / А.Котлобовский - "Ястребы" Донована Берлина /Домашний авиамузей/ (1)
P-36A Авиационного корпуса Армии США. Конец 30-х гг.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Один из трех прототипов Y1P-36 в полете во время испытаний USAAC.
-
Air Enthusiast 1971-12 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (2)
A P-36C in temporary “War Games" camouflage; the wing guns and cartridge case retainer boxes can be seen.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Сохранившийся в прекрасном состоянии до наших дней P-36A в одном из залов музея USAF в штате Алабама.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
A P-36A of the 79th Pursuit Squadron of the 20th Pursuit Group, the first USAAC Group to receive the Curtiss fighter, at Barksdale Field.
-
Flight 1940-03 / Flight
Curtiss P.36 (U.S.A.);
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Один из первых "Хоков", доработанных под стандарт P-36C, с дополнительной парой пулеметов в крыле.
-
Air Enthusiast 1971-12 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (2)
В полете - P-36C Воздушного корпуса армии США.
A Curtiss P-36C in the olive drab finish re-adopted by the US AAF, together with yellow numerals, in 1940. -
Air Enthusiast 2000-11 / D.Stern - Aleutian Hawks
The 18ths cosmolined, palletised and semi-covered Mohawks awaiting erection outside Elmendorf's unfinished hangar.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
Регистрационный номер: NX22028 The company-owned demonstrator NX22028, previously fitted with a Twin Wasp engine and turbo-supercharger, after being re-engined with a Cyclone.
-
Flight 1939-08 / Flight
FOUR BLADED V.P.: One of the first pictures of the new Curtiss four-bladed variable-pitch airscrew. It is shown installed on the Twin Wasp engine of a Curtiss P-36A pursuit machine. This installation is of particular interest in view the fact that increasingly powerful engines are being installed in fighters, and airscrew ground clearance is becoming a big problem.
-
Flight 1940-02 / Flight
The Curtiss concern has developed the four-bladed v.p. airscrew to increase the effective blade area, permitting efficient absorption of power for engines of increasingly high output by airscrews of smaller diameter.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
The Hawk 75R was a company-owned demonstration aircraft with a turbo-supercharger mounted beneath the nose with the intercooler beneath the wing trailing edge.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
The first Y1P-36 after being fitted with two-bladed contra-props, the first such installation on a US aircraft.
-
Flight 1938-07 / Flight
CO-AXIAL: A Curtiss P-35 pursuit monoplane (Twin Wasp) of the U.S. Army Air Corps fitted experimentally with concentric airscrews.
-
Flight 1939-10 / Flight
One of France’s American-built Curtiss Hawk 75As with Pratt and Whitney Twin Wasp engine. This machine is extremely popular and is armed with six machine guns.
-
Air Enthusiast 1971-12 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (2)
The fourth Curtiss Hawk 75A-I for the Armee de I'Air during a demonstration at Le Bourget early in 1939.
-
Flight 1939-11 / Flight
A French Curtiss single-seater fighter of the squadron which is said to have engaged twenty-seven Messerschmitts. The engine is a Pratt and Whitney Twin Wasp. It will be noticed that the wing guns are covered. The machine shown has four Brownings but later versions have six.
-
Flight 1940-04 / Flight
A "French Hawk" about to be taken up for a test flight at the Curtiss Buffalo plant.
-
Авиация и Время 2000-03 / А.Котлобовский - "Ястребы" Донована Берлина /Домашний авиамузей/ (1)
Hawk 75A-1 ВВС Франции периода "странной войны"
-
История Авиации 25 / М.Павловский - Запоздалый рывок "Пуалю" /Статистический анализ/ (4)
Поступавшие на вооружение французских ВВС американские самолеты по своим характеристикам (например, DB-7 и "Мартин-167F") зачастую превосходили образцы производимые в самой Франции. Весьма неплохо смотрелись и истребители "Хок-75".
-
Flight 1940-04 / Flight
The Curtiss Hawk 75A of l'Armee de l'Air is being groomed prior to a search for Messerschmitts. These Curtisses are extremely popular.
A Curtiss of the "Sioux" squadron which has met with several successes. -
Авиация и Время 2000-03 / А.Подопригора - Африканский "Восход" /Аэроархив/
Curtiss H 75 из группы GCII/5. Аэродром Сен-Дени-дю-Сиг, лето 1940г.
-
История Авиации 2000-03 / А.Степанов - Пиррова победа Люфтваффе на Западе /Большая стратегия/
Отсутствие в производстве современных самолетов вынудило французское правительство начать закупки американской авиатехники. Наряду с двухмоторным бомбардировщиком DB-7 и палубным пикировщиком "Хеллдайвер" были закуплены и "Хауки 75", сыгравшие значительную роль в кампании на западе.
-
Flight 1940-04 / Flight
An imposing line-up. Note the method of mounting the guns in the top of the engine cowling.
French fighters: Curtiss Hawk 75 A.s (Twin Wasp); the latest version of this machine has six Brownings. -
Flight 1940-06 / Flight
A Curtiss H75-C1 single-seater fighter of the French Air Force takes off for the battlefield.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Франция получила первый H75A-1 в декабре 1938 года, за ним последовали более 300 машин модификаций A-2, -3 и -4. Истребители принимали участие в боях с Люфтваффе. Из-за необычной системы управления двигателем машины довольно сложно осваивались французскими летчиками, однако их использовали вплоть до капитуляции Франции в июне 1940 года. На фотографии - французские Hawk сопровождают британские Fairey Battle.
French Curtiss H.75As flying alongside RAF Fairey Battles.Другие самолёты на фотографии: Fairey Battle - Великобритания - 1936
-
Air Pictorial 1999-10
Bold codes, but no fin flashes, are features of these 88 Sqn aircraft, escorted by two Hawk 75-C1s of Groupe de Chasse II/4, Armee de l’Air. Surprisingly, all three Battles survived the German onslaught in May 1940 to serve with the Canadian and Australian air forces.
Другие самолёты на фотографии: Fairey Battle - Великобритания - 1936
-
АвиаМастер 2002-01 / В.Котельников - Проигравший битву /Монография/
Война объявлена! "Бэттлы" летят на задание в сопровождении французских истребителей "Кертисс" H.75 из знаменитой группы "Аистов".
Другие самолёты на фотографии: Fairey Battle - Великобритания - 1936
-
Air Enthusiast 1971-12 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (2)
A Curtiss Hawk 75A-3 in the markings of the 2e Escadrille of GC 1/5. As will be related in the third instalment of this feature, this was one of two Hawk 75 Groupes which, based in Morocco, fought against the Allies during the Operation Torch landings in North Africa in November 1942.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
H.75 из авиагруппы GCII/5 в полете над Средиземным морем, 1941г.
-
Авиация и Время 2000-03 / А.Подопригора - Африканский "Восход" /Аэроархив/
Curtiss H 75 из группы GCI/5, осуществлявший ПВО базы Мерс-эль-Кебира
-
Авиация и Время 2008-06 / В.Заблоцкий, А.Овчаренко - Бомбы на Гибралтар
Бомбардировщиков вишистской Франции в рейдах на Гибралтар сопровождали истребители Curtiss H-75A (фото) и Dewoitine D.520
-
Авиация и Время 2000-03 / А.Котлобовский - "Ястребы" Донована Берлина /Домашний авиамузей/ (1)
Hawk 75A-3 ВВС вишистской Франции
-
Flight 1940-04 / Flight
An aerial impression of an H75-C1 of the newest type.
-
Flight 1937-11 / Flight
Регистрационный номер: NR1277 [4] The Curtiss Hawk 75 single-seater can be equipped to carry quite a formidable bomb load
-
Flight 1937-11 / Flight
Регистрационный номер: NR1277 [4] The Curtiss Hawk 75 single-seater can be equipped to carry quite a formidable bomb load, half of which is seen in the photograph. The bombs are of the fragmentation variety.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-02
Curtiss Hawk 75A-4s ordered by France went into service with the RAF as Mohawk IVs after being modified extensively for British operation, more than 200 eventually being taken on charge from various sources, together with a few Mohawk Is, IIs and IIIs which were the RAF designations for the earlier French versions. A Mohawk III is shown.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-02
Mohawk IV
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-02
Mohawk III
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-02
Mohawk IV
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-02
Mohawk III
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-02
Mohawk IV
-
Air-Britain Aeromilitaria 1981-01
Регистрационный номер: AR630 Following on from the article on RAF Mohawks in AM.2/80, Jim Birch has sent in the photograph of AR630 visiting the Rolls-Royce airfield at Hucknall. Although no date is shown, it seems likely that it was visiting from Hendon where it served with the Metropolitan Communications Squadron, ex-No.510 Squadron.
-
Air Pictorial 1956-11 / B.Robertson - U.S. Aircraft in the British Services 1914-1955 (4)
Регистрационный номер: AR644 The Mohawk Mk.IV AR644.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Английский "Мохаук"IV с опознавательными знаками нового образца, сентябрь 1942г.
-
Авиация и Время 2000-03 / А.Котлобовский - "Ястребы" Донована Берлина /Домашний авиамузей/ (1)
Mohawk Mk.IV Британских Королевских ВВС
-
Air Enthusiast 1972-01 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (3)
Curtiss Hawk 75A-4s ordered by France went into service with the RAF as Mohawk IVs after being modified extensively for British operation, more than 200 eventually being taken on charge from various sources, together with a few Mohawk Is, IIs and IIIs which were the RAF designations for the earlier French versions. A Mohawk IV is shown.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
"Мохауки" IV, ранее принадлежавшие ВВС Ирана и включенные в состав британских Королевских ВВС.
-
Мировая Авиация 150
После падения Франции британские приняли все недополученные французами самолеты Hawk. Модификации Hawk 75A-1, A-2, A-3 и A-4 были обозначены, соответственно, Mohawk Mk I, II, III и IV (на фотографии).
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-02
Mohawk IVs of No.155 Squadron
-
Air-Britain Aeromilitaria 1984-04
No. 4 Aircraft Assembly Unit at No. 4 Site assembled Mohawks and Tomahawks;
-
Air Enthusiast 2003-09 / A.Thomas - Indians over Africa
Mohawk IV 2516 belonged to 3 Squadron SAAF and is believed to have been one of the aircraft detached for action against the Vichy French at Jibouti.
-
Air Enthusiast 2003-09 / A.Thomas - Indians over Africa
Регистрационный номер: BB931 Mohawk IV 2515 of 3 Squadron previously carried serial BB931 before it was transferred to SAAF charge on March 7, 1941.
-
Air Enthusiast 2003-09 / A.Thomas - Indians over Africa
Регистрационный номер: AX891 Mohawks were used extensively for fighter training both by the SAAF in the Union and by the RAF's 71 OTU at Gordon's Tree in the Sudan, with which AX891 served in late 1941.
-
Air Enthusiast 1972-01 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (3)
Hawk 75-A4 482, one of 12 acquired.
Twelve of the RAF's Mohawk IVs were transferred to Portugal in 1941, and were eventually sent to the Azores for local defence duties.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Первый экземпляр "Хока" варианта A-7 для Нидерландов.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Регистрационный номер: C328 Голландские "Хоки" на авиабазе Андир, остров Ява, 1940г.
-
Air Enthusiast 1972-01 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (3)
Hawk 75A-7s of 1.Vliegtuigafdeling on patrol over Java, near the town of Cheribon.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
Регистрационный номер: C382
-
Авиация и Время 2000-03 / А.Котлобовский - "Ястребы" Донована Берлина /Домашний авиамузей/ (1)
Норвежские H.75A-8. Тренировочный центр в Торонто, Канада, зима 1941-42гг.
Curtiss Hawk 75A-8 No. 453. c/n. 14572, one of thirty-six used by the Norwegians
Operational use of the Curtiss Hawk 75A-6s by the Norwegian Army Flying Service had not begun when Norway was occupied, but 36 Hawk 75A-8s purchased by Norway went into service at the Norwegian flying training centre in Toronto, where the pictures were taken. -
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Другой снимок пары H.75A-8 из норвежского тренировочного центра в Канаде. На фюзеляжах видны антенны радиополукомпаса.
-
Air Enthusiast 1972-01 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (3)
A pre-delivery picture of a Hawk 75A-9 in the markings of the Imperial Iranian Air Force. The ten aircraft of this type were never operated in Iran, but passed into service with the RAF in India as Mohawk IVs.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Захваченный немцами французский H.75 с обозначениями "Люфтваффе". Позднее эта машина была передана финнам.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Регистрационный номер: CU-556 CU-556 - персональный самолет капитана А.Бремера, лето 1942г.
-
АвиаМастер 2003-01 / А.Диков, К.-Ф.Геуст - Особая группа Ханко /На фронтах Великой Отечественной/
Регистрационный номер: CU-561 Финский "Кертисс" CU-561 на прифронтовом аэродроме в Карелии, 1941г.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Регистрационный номер: CU-562 [2] Свежепокрашенный CU-562 на одном из финских аэродромов, февраль 1943г.
-
АвиаМастер 2003-01 / А.Диков, К.-Ф.Геуст - Особая группа Ханко /На фронтах Великой Отечественной/
Регистрационный номер: CU-563 [3] "Кертисс" CU-563 капитана Куллерво "Куйе" Лахтела, аэродром Лаппеенранта, сентябрь 1941 года. В конце войны на боевом счету Лахтела будет 10 воздушных побед.
-
Air Enthusiast 1972-01 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (3)
Регистрационный номер: CU-563 [3] One of the ex-French Air Force Curtiss Hawk 75A-3s transferred to the Finnish Air Force after being captured by the Wehrmacht.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Регистрационный номер: CU-580 "Благоприобретенный" Финский Кертисс 75 "Хок" N CU-580, захваченный немцами в Норвегии, в полете над рекой Свирь 16 октября 1943г.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Сержант А.Гердт после боевого вылета на этом "Кертиссе" 7 ноября 1942г. заявил об уничтожении двух советских МиГ-1.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
15 июня 1942г. 2-й (младший) лейтенант В.Алапуро после боевого вылета на этом самолете заявил о воздушной победе над советским истребителем.
-
Авиация и Время 2005-02 / К.-Ф.Геуст - Советские бомбардировки Финляндии в июне 1941 года
Финский истребитель Кертисс "Хок". Обратите внимание - на фюзеляже изображена карикатура на Сталина
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
In 1946 the CAP serial system was revised, this Hawk bearing serial “286” and an unidentified unit badge on its dark-blue finish with zinc-chromate control surfaces.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
In the second half of 1946 the CAP instituted a revised three-digit serial system for all the aircraft in its inventory, the Hawks apparently being given numbers in the high-200s and low-300s range. An anti-glare panel on the upper engine cowling and fuselage surfaces forward of the cockpit was retained, however. This photograph of serial 287 shows the post-1946 bare-metal or aluminium paint scheme.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
The Hawks were initially given serials based on an "Italian-style" model, with the Escuadron number to the left of the CAP roundel, with the Escadrille number to the right, hyphenated with the individual aircraft number. Here 11*3-2 of the 3rd Escadrille of 11 EC performs a patrol over the coast south of the strategically important oil production facilities at Talara.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
A rare photograph of 11 EC Hawks at Las Palmas, including machines from all three of the squadron’s Escadrilles. The CAP’s Norwegian connection was continued with the acquisition of 13 Douglas 8A-5N fighter-bombers in November 1943 - the full story of Peru’s Douglas 8A-3Ps and -5Ns will be presented in a future issue.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
Four weatherbeaten Hawk 75s of the CAP’s 11 Escuadron de Caza (11 EC) prepare to take off from Capitan Victor Montes Air Base at Talara.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
Aircraft of the 51 Escuadron de Instruccion during a ceremony at Las Palmas air base in Lima in 1954. In a line-up which includes North American AT-6s, Stearman Kaydets, Fairchild PT-26s and Beech AT-11 Kansans, at least three of the Hawks, with their three-bladed propellers, are just visible bringing up the very rear of the group.
Другие самолёты на фотографии: Beechcraft Model 18 / C-45 Expeditor - США - 1937Fairchild PT-19 / PT-23 / PT-26 Cornell - США - 1939North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935Stearman PT-13 / PT-17 Kaydet / Model 73 (Boeing-Stearman) - США - 1934
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
The application of “pin-up girls” on the CAP’S Hawks was unusual, despite the fact that one of the style’s most famous exponents, Alberto Vargas y Chavez, creator of the racy “Vargas girls” that became extremely popular in pre-war America, was himself Peruvian. This Hawk, the personal mount of Teniente Rolando Caro of 11 EC, was clearly an exception.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
A CAP officer discusses the details of a Hawk 75 test flight with two members of the American military mission sent to assist with the test-flight and pilot-conversion programme beside a freshly-painted matt dark-sea-blue Hawk of 11 EC. The Hawk 75A-8 was essentially the same as the RAF’s Mohawk IV.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
Peruvian President Manuel Prado Ugarteche (in suit) reviews the newly-arrived Hawks at Las Palmas air base in Lima on September 23, 1942, on the conclusion of their delivery flight of more than 3,000 miles (4,800km). That year Prado became the first South American leader to break relations with the Axis powers and join the Allies.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
Gathered in front of what appears to be a mixed collection of bare-metal and dark-blue Hawks, a group of 11 EC pilots complete a last-minute briefing at Lt-Col Pedro Ruiz Gallo air base at Chiclayo. The next generational leap for the FAP came in 1955, when the air arm began equipping with jet aircraft, receiving Lockheed T-33 trainers and North American F-86F Sabres.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
From left to right, Tenientes Thorndike, Barbosa and Bravo, all 11 EC officers, pose in front of a Hawk while off-duty at Chiclayo in 1949. Thorndike went on to become a member of the Four Aces Hawker Hunter formation aerobatic team after the British jet fighter’s introduction into Fuerza Aerea del Peru sevice in 1956.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
Officers of 11 EC pose for a photograph beside one of the six Hawk 75s that arrived at Lt-Col Pedro Ruiz Gallo air base in Chiclayo on September 22, 1942, on their ferry flight from the USA to the Peruvian capital. For the delivery flight the aircraft were painted in an anticorrosion finish, which was replaced after their arrival.
-
Авиация и Время 2000-05 / А.Котлобовский - С эмблемой тигра на борту /Аэроархив/ (1)
Клер Ли Ченнолт и его личный "Хок"75H с китайскими опознавательными знаками, подаренный Сун Мэйлин - женой Чан Кайши
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Регистрационный номер: NR1276 Демонстрационный экземпляр H.75H - подарок фирмы "Кертисс" Клеру Шенно. Возможно, та же машина, что и на предыдущем снимке.
-
Авиация и Космонавтика 2011-08 / А.Харук - Американские вариации на тему легкого истребителя
Истребитель Curtiss-Wright CW-21 Demon незадолго до перелета из Мингаладона в Куньмин рядом с H-75
Другие самолёты на фотографии: Curtiss-Wright CW-21 Demon - США - 1938
-
Авиация и Время 2011-03 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (14)
"Хок-75А", проходивший сравнительные испытания с И-16
-
Авиация и Время 2000-03 / А.Котлобовский - "Ястребы" Донована Берлина /Домашний авиамузей/ (1)
Второй прототип H.75H, который первоначально планировался на экспорт в Аргентину.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
Регистрационный номер: NR1277 [4] The second Hawk 75 demonstrator (NR1277) demonstrated at Buenos Aires late in 1937 in competition with the Seversky 2-PAL
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Один из H.75O, закупленных правительством Аргентины для своих ВВС в 1938г.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
Один из двадцати построенных по лицензии в Аргентине H.75O.
The 19th Hawk 75O built in Argentina by the Fabrica Militar and delivered to the Army Aviation Command in 1941. -
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
Регистрационный номер: NR1277 [4] The Curtiss "Hawk" 75 Single-seat Fighter Monoplane (840 h.p. Wright "Cyclone" engine).
-
Air Enthusiast 1972-05 / Talkback
Two Hawk 75Os of the Argentine Air Force, of the type referred to by Mr Rauch in the letter below.
-
Air International 1980-07 / ??? - Thailand seeks enhanced air capability
A Hawk 75N of the 5th Wing of the Royal Thai Air Force based at Prachuab Kirikhartd in 1941.
A dozen Hawk 75N fighters were procured by the RTAF during 1938-39.
-
Flight 1940-05 / Flight
A close go. It was lucky for the French pilot of this Curtiss that he was leaning forward when this bullet arrived. Note the armour plate at the back of the seat.
-
Flight 1940-03 / Flight
The armour-plate bulkhead behind the pilot's seat of a Curtiss Hawk 75A. This type of machine is used by the French Air Force
-
Flight 1940-04 / Flight
Behind the pilot's cockpit is a sheet of armour plating as shown here. A back-type parachute offers additional protection.
-
АвиаМастер 2000-03 / М.Быков - "Ястреб" в небе второй мировой /Монография/
Французский "Хок" из состава авиагруппы GCI/5, потерпевший аварию на одном из североафриканских аэродромов, 1941г.
-
АвиаМастер 2003-01 / А.Диков, К.-Ф.Геуст - Особая группа Ханко /На фронтах Великой Отечественной/
Регистрационный номер: CU-567 [3] "Кертисс" CU-567 подломил шасси из-за попадания в выбоину на полосе аэродрома Лаппеенранта в августе 1941 года. Два месяца спустя этот истребитель под управлением Альпо Лакио будет сбит Геннадием Цоколаевым и исчезнет в водах Финского залива у острова Хестэ-Бюсэ.
-
Air Enthusiast 2003-09 / A.Thomas - Indians over Africa
Mohawk IV 2506 served in East Africa with 3 Squadron when it flew ground attack missions in the final actions against the Italians.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
Yet another photograph of a CAP Hawk having come to grief, this time 21*2-4 of the 2nd Escadrille of 21 EC, which has suffered a collapsed port mainwheel after running off the runway at Tte Humberto Torres Air Base at Limatambo on September 10, 1945. At this point the Hawks were all still in their dark-blue overall finish, but after 1946 a mainly bare-metal scheme was adopted.
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
Representing a much more advanced machine than the CAP was generally used to, the Hawk 75 had handling idiosyncracies which caused numerous accidents, particularly in combination with inexperienced pilots. Here 11*2-2 is seen in an all-too-common position after having flipped on to its back during landing at Talara in early 1944.
-
Air Enthusiast 2000-11 / D.Stern - Aleutian Hawks
With its flaps still extended, a P-36A lies wounded and half-buried on an unknown airstrip
-
Air Enthusiast 2000-11 / D.Stern - Aleutian Hawks
Strangely thrashed and bashed Mohawk showing 1942 regulation camouflage and national insignia - location unknown
-
Aviation Historian 26 / A.Tincopa - Wings over Peru
Engine failure on the approach to Talara led to a mid-air collision between Hawks 11*3-2 and 11*3-3 on February 23, 1944, the former seen here after coming to rest at the foot of the cliffs on the threshold of the Talara runway. Sadly, the pilot, Francisco Cossio Tudela was killed, along with 11*3-3’s pilot, Reynaldo Moron Espinoza.
-
Flight 1940-04 / Flight
That the Curtiss H75-C1 is very manoeuvrable is conveyed by this special drawing. The four wing guns may be seen; there are two others in the fuselage.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
The Curtiss Hawk 75A-2
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
Многолонжеронное крыло P-36
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
Схема уборки основной стойки шасси с поворотом колеса на 90° - характерная особенность истребителя P-36 и последовавшего за ним P-40
-
Flight 1939-03 / Flight
The installation of a 23mm. Madsen shell-gun on a Curtiss Hawk 75. The upper sketch shows how the rear part of the weapon is faired.
-
Flight 1939-12 / Flight
Armament of Single-seaters: Curtiss Hawk 75A with one 0.3in gun and one 0.5 in.; Curtiss Hawk 75A with six rifle-calibre machine gun; Curtiss Hawk 75A with two shell-guns and two machine guns; Fiat G.50 with two 0.5in. guns and two rifle-calibre machine guns; Hawker Hurricane with eight rifle-calibre machine guns; Morane M.S.406 with one 20 mm. shell-gun and two machine guns; Bloch 151 with two shell-guns and two rifle-calibre machine guns; Fokker D.23 with two shell-guns and two machine guns; Bell experimental pursuit with one 37 mm. shell-gun (unconfirmed).
Другие самолёты на фотографии: Bell P-39 Airacobra - США - 1939Bloch MB.150/151/152/155C1 - Франция - 1937FIAT G.50 Freccia - Италия - 1937Fokker D.XXIII - Нидерланды - 1939Hawker Hurricane - Великобритания - 1935Morane-Saulnier MS.405/406/410C1 - Франция - 1935
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
Model 75 prototype; Model 75B; Hawk 75A-4; Hawk 75A-3.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (1)
Hawk 75 initial prototype; Hawk 75M; Hawk 75N, Hawk 75O.
-
Flight 1939-12 / Flight
CURTISS HAWK 75A. Pratt and Whitney Twin Wasp of 950 h.p.; six machine guns; 317 m.p.h
-
Flight 1940-04 / Flight
CURTISS HAWK H75-C1
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
Схема истребителя Кертисс P-36
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Curtiss P-36A
-
Air Enthusiast 2000-11 / D.Stern - Aleutian Hawks
Curtiss P-36A Mohawk.
-
Air Enthusiast 1971-12 / ??? - The ubiquitous Hawk /Warbirds/ (2)
Hawk 75A-3 (No 217) flown by the leading French “Ace” of 1939, Lt Marin la Meslee (20 “kills"), 1st Escadrille Groupe de Chasse 1/5 based at Rabat, Morocco, in spring 1941.
Тип фотографий
- Все фото (180)
- Боковые проекции (29)
- Цветные фото (3)
- Ч/б фото (122)
- Кабина (4)
- Обломки (8)
- Рисунки, схемы, чертежи (14)