Shaanxi Y-8 и Y-9
Чтобы удовлетворить потребности ВВС Китая (PLAAF) в больших военно-транспортных самолетах, в 1960 году было принято решение о получении лицензии на Ан-12БП ("Cub-А"). Но полный комплект заводской документации был получен лишь в феврале 1972 года. Для производства самолета Y8 (Yunshuji-8 - Транспортный самолет 8) был выбран завод в провинции Шаньси в Центральном Китае. В НАТО самолет сохранил такое же обозначение, как и его советский "родственник" - "Cub".
Прототип Y-8 совершил первый полет 25 декабря 1974 года, но сертифицировали машину лишь в феврале 1980 года. Хотя первые серийные самолеты внешне не отличались от Ан-12, вскоре ввели новую носовую часть по типу используемой на Ту-16, увеличившую длину фюзеляжа на 0,9 м.
Первым вариантом самолета стал военно-транспортный Y8A, поставки которого подразделениям PLAAF начались в 1987 году. Не имевший гермокабины Y8B был первым гражданским вариантом и поступил в эксплуатацию в 1993 году.
Вариант Y8C был разработан при технической поддержке фирмы "Lockheed", производителя аналогичного по назначению C-130 Hercules, и отличался герметичной кабиной. Прототип, переделанный из Y8A, взлетел 17 декабря 1990 года. Экспортный военный вариант Y8D отличался от Y8C авионикой фирм "Litton" и "Collins". Он взлетел в 1987 году, а в 1992 году на смену ему пришел вариант Y8DII. Но было построено всего восемь машин этих двух модификаций, проданных Мьянме, Шри-Ланке и Судану. Носитель беспилотных мишеней Y8E был создан для замены в китайских ВВС устаревших Ту-4.
Варианты Y-8F-100, -200, -300 и -400 являлись дальнейшим развитием коммерческих версий самолета, отличаясь более мощными двигателями и усовершенствованной авионикой. Последний вариант, Y8F-600, был попыткой радикальной модернизации машины. Он стал первым самолетом Y8, получившим двухместную современную "стеклянную" кабину экипажа и новую силовую установку с ТВД PW150B мощностью по 5070 э.л.с. (3781 кВт). Кроме того, на нем установлены шестилопастные винты "Dowty" с саблевидными лопастями, подобными использующимся на C-130J.
Как и C-130 Hercules, Y-8 стал основой для создания многочисленных специализированных модификаций. На его базе были разработаны несколько вариантов самолетов ДРЛО. Y-8F-600 стал базой для самолета ДРЛО Y8J с большим бульбообразным обтекателем в носовой части, как у американского Boeing E-18. Еще один вариант ДРЛО, KJ-200 (иногда используется обозначение Y8W), получил РЛС в продолговатом обтекателе над фюзеляжем (известном как "Balance Beam") по типу используемого на Saab 340 Erieye. Вариант ДРЛО с "тарелкой" антенны был создан на базе Y8F-400, а вариант Y-8J оснащен британской РЛС GEC-Marconi Argus-2000 под обтекателем в носовой части. Пакистан получил три самолета ZDK-03. Созданный на базе Y-8F-600, этот вариант ДРЛО оснащен РЛС с фазированной антенной решеткой.
Также существуют многочисленные варианты самолетов для радиоэлектронной разведки и РЭБ с большим количеством антенн и обтекателей различной аппаратуры и датчиков. Среди них самолеты Y-8CA, Y-8CB, Y-8DZ и Y-8JB (Elint).
Были созданы два варианта воздушных командных пунктов - Y-8G и Y-8T (также используется для наблюдения за районом боевых действий).
В число морских вариантов входят патрульный самолет Y-8X (с поисковой РЛС Litton Canada AN/APS-504(V) и другой западной авионикой) и противолодочный Y-8Q. Наконец, можно упомянуть такие варианты как Y-8XZ для ведения психологической войны, Y-8F для перевозки животных (способен вместить 350 коз или овец), Y-8H для аэрофотосъемки, Y-8 для геофизических исследований с магнитометром в хвостовой балке и Y-8U для отработки системы дозаправки.
Используя в качестве базы Y-8F, предприятие "Shaanxi" разработало новый вариант с увеличенной дальностью и полезной нагрузкой, получивший обозначение Y-9.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Shaanxi Y-8C
Тип: транспортный самолет
Силовая установка: четыре ТВД Wojiang-6 по 4250 э. л. с. (3169 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7000 м - 662 км/ч; крейсерская скорость 550 км/ч; начальная скороподъемность 473 м/мин; потолок 10 400 м; дальность с максимальным запасом топлива 5615 км
Масса: пустого снаряженного 35 500 кг; максимальная взлетная 61 000 кг
Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 34,02 м; высота 11,16м; площадь крыла 121,86 м2
Полезная нагрузка: максимальная полезная нагрузка 20000 кг
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 53
На вооружении ВВС Китая продолжают состоять построенные по лицензии самолеты Y-8, но все Ан-12 оригинального производства с эксплуатации сняты. На основе базовой военно-транспортной модели Y-8 разработано несколько специализированных модификаций, включая изображенный здесь морской патрульный самолет.
-
Мировая Авиация 223
Изображен Y-8 ранней постройки с оригинальной, как у Ан-12, хвостовой турелью с двумя 23-мм пушками. На поздние Y-8 кормовые пушечные установки не ставились. ВВС Китая и бывшая национальная авиакомпания CAAC получили большое количество транспортных самолетов с негерметичными, полугерметичными и полностью герметичными грузовыми кабинами.
-
Мировая Авиация 223
Процесс копирования в Китае Ан-12 занял почти три года и завершился в 1972 году. Серийное производство Y-8 продолжалось и в 2012 году, хотя и в небольших масштабах.
-
Air International 1987-07 / ??? - A Glimpse of China
A Shaanxi Y-8 (An-12) with a Trident 2E behind, at Nan Yuan
Другие самолёты на фотографии: Hawker-Siddeley Trident / HS.121 - Великобритания - 1959
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Военно-транспортный самолет ВВС НОАК. Начало 2000-х гг.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
SAC Y-8A four-turboprop medium-range transport of the PLA Air Force (1998)
-
Мировая Авиация 233
Несмотря на замедленный старт программы Y-8, этот самолет стал базой для создания большого семейства машин, способных удовлетворить требования как гражданских, так и военных заказчиков. На снимке - BTC Y-8A ВВС Китая.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
The prototype pressurised Shaanxi Y-8C, certified in 1993 (1998)
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Грузовой самолет Y-8F-100 авиакомпании China Postal Airlines. Тянцзин, май 1999г.
-
Авиация и Космонавтика 2021-09 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Казахстана (2)
Y-8 из состава НГ РК
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
Y-8F livestock carrier version of the Y-8 transport (1998)
-
Air International 2012-12 / News
Shaanxi Y-8C B-217L is one of the first two delivered to Aviation Militar National Bolivariana (Venezuelan Military Aviation), the second using the ferry registration B-218L. Both were noted on their delivery flight at Kunming Changshui International Airport on November 7, 2012. Venezuela ordered eight Y-8Cs in a $300 million deal signed in early 2011. The aircraft feature avionics, electrical, oxygen, lighting and environmental control systems modified to Venezuelan requirements. Both departed China in a basic white-wash scheme, although part of the camouflage underneath is visible on the nacelles and fin. Crews from Grupo Aereo de Transporte 6, based at Palo Negro, Aragua, have undergone training on the aircraft in China.
-
Air International 2014-01 / News
Venezuelan Military Aviation’s Y-8F-200 2509 assigned to Escuadron 61 based at El Libertador AB provided airlift support for its F-16 team.
-
Air International 2013-09 / News
Shaanxi Y-8F-200, B-632L, one of two of the transports recently delivered in the second batch for Venezuela. The camouflage to be worn in service is visible in places through the whitewash.
-
Air International 2011-02 / News
Shaanxi Y-8F200 JW-9034 (along with JW-9035) provides the Tanzanian People's Defence Force Air Wing with its heavy airlift capability.
-
Мировая Авиация 223
Носовая часть фюзеляжа Y-8F400 с герметичной грузовой кабиной выполнена непрозрачной. Военный вариант Y-8T используется как воздушный командный пункт и самолет-разведчик.
-
Air International 2019-04 / News by countries
The sub-hunting Y-8GX-6 variant is based on the Y-8F-600 Category III Platform featuring a completely pressurized cabin. Aircraft 85192 is assigned to the 9th Division.
-
Air International 2015-08 / News
The new Shaanxi Y-8GX-6 long-range anti-submarine warfare aircraft is reported to have now entered Chinese People’s Liberation Army Naval Air Service (PLANAF) service. The aircraft features a large chin radome housing a surface search radar, an electro-optical turret housing a FLIR, CCD TV camera and laser rangefinder underneath the forward fuselage and, most noticeably, an extremely long magnetic anomaly detector boom on the tail.
-
Air International 2018-08 / Airscene
This Y-8GX-6 ASW aircraft at Shanghai Dachang airport is believed to be assigned to the People's Liberation Army Navy's re-established 1st Naval Air Division.
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Самолет РЭБ YG-8 (K/YG-8) "Гаосин-4". Вторая половина 2000-х гг.
-
Air International 2014-06 / News
Operational images of the Y-8GX-8 have started to appear on the internet. The bulbous nose, radome under the fuselage and on top of the tail, fairings along the side of the fuselage, and endplates on the horizontal tailplane are of note.
-
Air International 2019-04 / News by countries
An electronic intelligence gathering Y-8GX-9 (Y-9XZ).
-
Air International 2019-04 / News by countries
Based on the Y-9 platform, the Y-8GX-11 features a new chin-mounted radome, and three large oval and rectangular shaped antenna panels along each side of the fuselage.
-
Авиация и Космонавтика 2000-01 / В.Ильин - Авиация великого соседа (8)
Y-8 военно-транспортной авиации Китая
-
Авиация и Время 1995-01 / А.Совенко, В.Заярин - Ан-12: портрет в зрелом возрасте /Монография/
Y-8A - китайский вариант Ан-12
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Выгрузка вертолета S-70 из Y-8A
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky UH-60 Black Hawk / S-70 - США - 1974
-
Авиация и Космонавтика 2000-01 / В.Ильин - Авиация великого соседа (8)
Y-8 для ланкийских ВВС
-
Air International 1991-06 / Military Aircraft Directory (2)
SHAANXI Y-8MPA (AN-12) “CUB”
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Дальний морской патрульный самолет Y-8MPA
-
Авиация и Космонавтика 2000-01 / В.Ильин - Авиация великого соседа (8)
Y-8X - опытный противолодочный самолет
-
Air International 1985-11
The first photograph to be published of the Yun-8 ( Yunshuji-8) maritime surveillance derivative which entered flight test recently. Built by the Shansi Transport Aircraft Plant at Hanzhong, Shansi Province, the Yun-8 is a Chinese derivative of the Antonov An-12BP, 17 of which have so far entered service, and the maritime surveillance version differs externally in having similar noze glazing to the Hon-6 (Tu-16) bomber and a chin-type search radar housing. The search and surveillance radar has been imported from the West, and it is anticipated that the aircraft will be offered for export at approximately Yuan 25m (US$8-56m). In addition to military tasks, this new version of the Yun-8 is to be utilised to monitor maritime pollution and for operations in connection with the fishing and offshore oil industries.
-
Мировая Авиация 223
Y-8 в базовой модификации способен перевозить до 96 солдат или груз массой до 20 т. Самолет может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах.
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Герметичный грузолюк - отличительная особенность Y-8F-200
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Опытный экземпляр транспортного самолета Y-8F-400
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Самолет РЭБ Y-8CB "Гаосин-1"
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Самолет РТР/РР Y-8JB "Гаосин-2"
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Воздушный командный пункт Y-8T C3I "Гаосин-3"
-
Авиация и Время 2011-06
21 ноября 2011г. информагентство China Military News сообщило, что китайская компания Shaanxi Aircraft Industry (SAIC) создала новый противолодочный самолет на базе транспортника Y-8. По некоторым данным, проект получил название Gaoxin-6 (G-6). Новая машина имеет ряд характерных для самолетов такого назначения особенностей, в т.ч. штангу магнитометра в хвостовой части, отсек вооружения с большим двухстворчатым люком в нижней части фюзеляжа и мощную РЛС, обтекатель антенны которой расположен снизу носовой части.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
The sole example so far completed of the maritime Y-8X (1994)
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Самолет радиоэлектронной борьбы Y-8XZ "Гаосин-7"
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Единственный снимок опытного самолета дальнего радиолокационного обнаружения Y-8W, переделанный из прототипа Y-8F-200
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Летающая лаборатория Y-8C
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Y-8E - самолет-носитель разведыввательных БПЛА
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
Y-8C interior in troop-carrying configuration, viewed from the loading ramp (1997)
-
Мировая Авиация 223
Y-8E создавался как носитель разведывательных Б Л A WZ-5 Chang Hong-1, представлявших собой копии американского БЛА Teledyne Ryan BQM-34 Firebee.
-
Мировая Авиация 223
Перспективный Y-8F600 сильно отличается от исходного Y-8. Данный вариант разработан при содействии компаний "Антонов" и "Pratt & Whitney" и оснащен ТВД PW150. Экипаж состоит из двух человек; установлено новое крыло повышенной эффективности.
-
Авиация и Время 2008-06 / А.Хаустов - Бастард из Поднебесной
Так должен выглядеть Y-8F-600
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
SAC Y-8 four-turboprop multipurpose transport (1994)
- Фотографии