Мировая Авиация 223
-
В 1981-1983 годах Сирия потеряла в воздушных боях с израильскими истребителями четыре МиГ-25. Изображен МиГ-25ПД (обратите внимание на теплопеленгатор под носовой частью фюзеляжа) с полной боевой нагрузкой из четырех УР Р-40Р/Т.
P-40 под крылом ливийского МиГ-25П
Ливия в 1980-е годы получила большое количество МиГ-25 - порядка 80 самолетов. Хотя большинство из них были перехватчики МиГ-25ПД, Ливия закупила и МиГ-25РБ, которые использовались в ходе вооруженного конфликта в Чаде.
Транспортный самолет Airbus A310 ВВС Франции перехвачен МиГ-25П ВВС Алжира в ходе проводившихся в октябре 2010 года учений. На вооружении ВВС Алжира состоят 14 МиГ-25 всех трех основных модификаций, самолеты дислоцированы на авиабазе Айн-Уссера на севере Алжира.
18 августа 1981 года один из первых ливийских МиГ-25П был перехвачен американскими палубными истребителями. МиГ-25 вооружен двумя УР Р-40 и четырьмя УР Р-60. Ливийские МиГ-25 и истребители ВМС США в 1980-е годы часто вступали в "опасное маневрирование" над заливом Сирта, хотя потерь в этих столкновениях тогда не понесла ни одна сторона.
На большой высоте B-1A мог развивать скорость М=2,5, но на B-1B слишком сложные и дорогие регулируемые воздухозаборники двигателей заменили нерегулируемыми, из-за чего максимальная скорость упала до М=1,25.
Rockwell B-1B Lancer
Douglas DC-3, American Airlines. "American Airlines", одна из крупнейших современных авиакомпаний, основана в 1934 году как преемник "American Airways". За свою долгую историю авиакомпания спонсировала разработку многих самолетов. Если DC-2 создавался по спецификации компании TWA, то DC-3 проектировался как DST (Douglas Sleeper Transport) для новой авиакомпании. Образованная 11 апреля 1934 года, "American Airlines" поначалу использовала устаревшие самолеты Curtiss Condor со спальными местами, взятые в лизинг у "American Airways", но вскоре обзавелась своими DC-2. Глава "American Airways" Кирус Р. Смит по телефону заказал Дональду Дугласу 20 удлиненных DC-2 в спальном варианте - DST. Позже "American" сократила заказ до восьми DST, первый из которых был поставлен 8 июня 1936 года, дополнив его, однако, 12 вариантами (на 21 пассажира), ставшими известными уже как DC-3.
Этот самолет (PH-ALI) был поставлен компании KLM в сентябре 1936 года. Экипаж перегнал самолет в Великобританию за день до вторжения немцев в Голландию, 9 мая 1940 года. Позже перекрашенный в камуфляж, самолет эксплуатировался компанией BOAC.
В годы войны этот самолет "Ibis" компании KLM летал в британской BOAC с регистрацией G-AGBB. Самолет 1 июня 1943 года был сбит над Бискайским заливом германским Ju 88; погибли все находившиеся на борту 17 человек, среди которых был и актер Лесли Ховард.
Бельгийская "Sabena" до начала войны успела получить только два DC-3.
DH.9, авиационная рота Эстонии. Эстония после отделения от России обзавелась восьмью DH.9, до 1919 года состоявшими на вооружении британских ВВС. На изображенном самолете сохранился британский серийный номер - H9133. Обшивка фюзеляжа частично окрашена в цвет "battleship grey", обшивка крыльев не окрашена, но пропитана лаком. DH.9 оставались на вооружении ВВС Эстонии до середины 1933 года.
DH.9A, 8-я эскадрилья BBC Великобритании. DH.9A входит в число самых важных самолетов, применявшихся для выполнения послевоенных колониальных полицейских операций Великобритании. Изображена машина звена "B" 8-й эскадрильи, которая в начале 1920-х годов базировалась в Ханайди недалеко от Багдада. 8-я эскадрилья эксплуатировала DH.9 с 1920 по 1927 год. Под носовой частью фюзеляжа установлен дополнительный радиатор, необходимый для надежной работы мотора в жарком климате.
55-я эскадрилья в составе авиакрыла "Месопотамия" в 1920-1922 годах выполняла миротворческие задания в Ираке. DH.9A этой эскадрильи часто выполняли рейды против баз враждебных племен.
Сборка DH.9A из третьей (из семи) производственной партии на заводе "Westland" в Йовиле. Самолеты собирались "Westland" для британских ВВС по лицензии. Помимо постройки новых машин "Westland" в 1924-1926 годах выполнила ремонт нескольких самолетов британских ВВС.
DH.9A
Израильские F-15 и F-16 вооружены УР класса "воздух-воздух" нового поколения (на внешних крыльевых пилонах). F-16I также способен нести УР "воздух-воздух" AIM-120, КАБ с лазерным наведением, подвесные топливные баки и контейнер целеуказания Litening.
Интересный вариант вооружения F-16D - УР Python 4 на внешних подкрыльевых пилонах и УР AIM-9M на торцевых. Ракета Python длиннее AIM-9M, отчасти из-за более мощного двигателя.
Этот Nighthawk с отметками о 16 боевых вылетах в ходе операции "Iraqi Freedom" вернулся на свою базу в Нью-Мексико 16 апреля 2003 года.
F-117A из 8-й экспедиционной эскадрильи выруливает на старт, авиабаза Эль-Удейд, Катар, 14 апреля 2003 года. Операция "Iraqi Freedom" завершилась, самолету предстоит перелет в США. В ходе этой операции 12 Nighthawk выполнили более 100 боевых вылетов, сбросили 98 бомб EGBU и 11 бомб LGB.
В операции "Allied Force", воздушной кампании против Югославии, приняли участие 24 F-117. Изначально самолеты действовали с авиабазы Авиано на северо-востоке Италии, но потом их перебросили на германскую авиабазу Шпангдалем. На фотографии - F-117 выруливает на старт, Авиано, 24 марта 1999 года.
В 2008 году большинство F-117 поставили на хранение на авиабазе Тонопа, но небольшое количество самолетов продолжало летать по различным испытательным программам.
В 2005 году нижние поверхности третьего из пяти полноразмерных опытных F-117 окрасили в цвета флага США в ознаменование завершения 24-летней карьеры самолета. Nighthawk официально сняли с вооружения 11 марта 2008 года на церемонии в Райт-Паттерсон, Огайо.
F-117 дозаправляется от танкера KC-135R, операция "Allied Force", 27 марта 1999 года. В ходе данной операции один F-117 был сбит ПВО Югославии.
F-117 неоднократно перебрасывались за пределы США. На фотографии: F-117 из 9-й экспедиционной истребительной эскадрильи с раскрытым тормозным парашютом выполнил посадку после учебного полета на авиабазе Кунсан в Южной Корее, август 2004 года.
F-117A из 49-го истребительного авиакрыла буксируют из ангара перед боевым вылетом, авиабаза Ахмат Аль Джабир, Кувейт, операция "Southern Watch", 1998 год.
КАБ GBU-27 калибра 907 кг широко применялись с F-117, но с 2003 года им на смену пришли боеприпасы с GPS наведением, такие как EGBU-27 и JDAM. Фотография сделана на соревнованиях по подвеске бомб на авиабазе Холломэн в Нью-Мексико, 2008 год.
Ракеты Python 4/5 обладают рядом уникальных особенностей. Полет к выполняющей вираж цели выполняется не по траектории преследования, а прямо в расчетную "точку встречи", что обеспечивает энергетическое превосходство УР над целью. ГСН ракеты установлена на трехосной гиростабилизированной платформе и способна отклоняться по каналам тангажа и крена. Скорость отслеживания цели описывается как "быстрее, чем у глаза человека", сектор захвата составляет +/-90°. В отличие от российской Р-73 и европейской IRIS-T на Python 4/5 не используется отклонение вектора тяги, высокая маневренность достигнута за счет использования аэродинамических рулей. Ракета сфотографирована на истребителе Saab Gripen, хотя такую комбинацию истребителя и ракеты пока не выбрало ни одно государство.
Python 4 сертифицирована для применения с Saab JAS 39 Gripen. На фотографии - ракета подвешена на торцевом крыльевом пилоне истребителя. Также на самолете подвешены макет УР Meteor и еще две израильские системы: КАБ Rafael Spice и контейнер Litening.
Корпус морской пехоты США обладает самым большим опы том боевого применения УР класса "воздух-воздух" с вертолетов. УР AIM-9 входят в ассортимент боевой нагрузки AH-1 с 1980-х годов. На фотографии - испытательный пуск AIM-9L с AH-1W.
DH.4, 5-я эскадрилья авиации ВМС Великобритании. Изображенный DH.4 постройки "Westland" использовался британскими ВМС весной 1918 года. После образования 1 апреля 1918 года ВВС Великобритании эскадрилью переименовали в 205-ю и включили в состав ВВС. Эскадрилья использовалась почти исключительно для нанесения бомбовых ударов на Западном фронте на заключительном этапе Первой мировой войны.
DH.4B, 168-я авиационная эскадрилья Американских экспедиционных сил. DH.4 массово строились для американских войск, сражавшихся в Первую мировую войну в Европе. Данный DH.4B состоял на вооружении экспедиционных сил (AEF) во Франции, такими самолетами вооружили 13 американских эскадрилий.
Отсутствие в годы Первой мировой войны адекватных для ведения боевых действий самолетов побудило США приступить к постройке DH.4 под наименованием "Liberty Plane". Три американские фирмы построили 4846 таких самолетов. Достаточно скоростной, с мощным мотором аэроплан, тем не менее, имел ряд недостатков. Так, топливные баки были уязвимы от обстрела с земли и размещались в опасном месте - между летчиком и наблюдателем.
На торцевых пилонах крыла пакистанского Chengdu JF-17 подвешены УР PL-5E (копия AIM-9L). По подставках - УР SD-10A (PL-12), ракета большой дальности нового поколения класса AIM-120 AMRAAM.
Китайскими УР TianYan TY-90 вооружаются вертолеты Harbin Z-9, Ми-17 (на фотографии) и новейший боевой Z-10. ГСН ракеты способна работать в трех режимах: инфракрасном, инфракрасном визуальном и совмещенном инфракрасном и ультрафиолетовым.
Изображен Y-8 ранней постройки с оригинальной, как у Ан-12, хвостовой турелью с двумя 23-мм пушками. На поздние Y-8 кормовые пушечные установки не ставились. ВВС Китая и бывшая национальная авиакомпания CAAC получили большое количество транспортных самолетов с негерметичными, полугерметичными и полностью герметичными грузовыми кабинами.
Процесс копирования в Китае Ан-12 занял почти три года и завершился в 1972 году. Серийное производство Y-8 продолжалось и в 2012 году, хотя и в небольших масштабах.
Носовая часть фюзеляжа Y-8F400 с герметичной грузовой кабиной выполнена непрозрачной. Военный вариант Y-8T используется как воздушный командный пункт и самолет-разведчик.
Y-8 в базовой модификации способен перевозить до 96 солдат или груз массой до 20 т. Самолет может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах.
Y-8E создавался как носитель разведывательных Б Л A WZ-5 Chang Hong-1, представлявших собой копии американского БЛА Teledyne Ryan BQM-34 Firebee.
Перспективный Y-8F600 сильно отличается от исходного Y-8. Данный вариант разработан при содействии компаний "Антонов" и "Pratt & Whitney" и оснащен ТВД PW150. Экипаж состоит из двух человек; установлено новое крыло повышенной эффективности.
6 июля 2003 года, через месяц после завершения операции "Iraqi Freedom", американцы эвакуировали МиГ-25РБТ (серийный номер 25108), ранее закопанный в песках рядом с авиабазой Тахммоуз. МиГ-25РБТ можно идентифицировать по обтекателям антенн на стенках воздухозаборников.
Mistral в варианте "воздух-воздух" предназначена для вооружения вертолетов Gazelle и Tiger (на фото), а также южноафриканского Rooivalk. Tiger способен нести до четырех УР на внешних пилонах.
CH-54 Армии США перевозит во Вьетнаме на внешней подвеске речной патрульный катер. Опоры шасси могли опускаться или подниматься, что позволяло изменять клиренс вертолета в зависимости от высоты груза.
Tarhe отлично показали себя в коммерческой эксплуатации. Вертолеты используются для доставки тяжелых грузов в труднодоступные места. На фотографии - S-64 транспортирует на внешней подвеске жилой модуль.
Хотя "Sikorsky" предложила несколько специализированных вариантов контейнеров, Армия США закупила только так называемые Universal Pod для перевозки солдат, размещения командного или медицинского пункта.
Fourth of six Sikorsky YCH-54A Skycrane helicopters ordered for the US Army, carrying a detachable van
CH-54A завис над удаленным опорным пунктом, размещенным на вершине горы, Вьетнам. Способность вертолета быстро перебрасывать тяжелые средства огневой поддержки играла важную роль в наступательных операциях американских и южновьетнамских войск.
В 1981-2003 годах МиГ-25 ВВС Индии состояли на вооружении 102-й эскадрильи. Индия использовала до 2008 года восемь разведчиков-бомбардировщиков МиГ-25РБ и два МиГ-25ПУ (на фото).
После захвата австралийским спецназом в апреле 2003 года иракской авиабазы Аль-Асад в ее окрестностях было обнаружено около 50 самолетов в относительно хорошем техническом состоянии, в том числе и три замаскированных МиГ-25. На фотографии - МиГ-25ПУ.
Этот F-BXEG - самолет варианта DR.400/2+2 постройки 1975 года. Данный вариант рассчитан на перевозку двух взрослых пассажиров и двух детей. Первый полет прототип выполнил в декабре 1972 года. Самолет оснащался мотором O-235-C20 мощностью 100 л. с.
Самолеты семейства DR.400 широко применялись как буксировщики планеров, фотография буксировщика планеров DR.400/180 Remorqueur сделана на аэродроме Лэшэм, Великобритания, в июне 2012 года.
Трех-/четырехместный Ecoflyer является новейшим представителем семейства DR.400. Это очень экономичный самолет. Выпускаются два подварианта, оба с дизелями.
DR.253 стал первым самолетом компании "Avions Pierre Robin" с шасси с носовой опорой. Эта машина с французской регистрацией построена в 1968 году.
Robin DR.400
Самым заметным . отличием семейства Robin R.2000 является удлиненный противоштопорный фальшкиль, хорошо заметный на находящемся на заднем плане R.2160.
HR.200 стал вторым цельнометаллическим самолетом компании "Robin", разработанным Кристофером Хайнцем. Очень устойчивый и простой в пилотировании аппарат стал популярным среди курсантов и инструкторов.
Redwing II был неплохим самолетом, но не смог выиграть конкуренцию у доминировавших на рынке de Havilland Moth и Avro Avian.
Совместное предприятие LMATTS использовало для летных испытаний по программам гражданской и военной сертификации три прототипа C-27J. Самолеты выполнили 793 испытательных полета с налетом 445 ч.
Основным внешним отличием C-27J являются шестилопастные винты из композиционных материалов. На самолет установлены ТВД AE2100, такие же, как на C-130J.
С сентября 2008 по 27 января 2009 года два C-27J успешно действовали в Афганистане, обеспечивая военный контингент Италии в составе сил НАТО.
В декабре 2007 года Румыния для замены устаревших Ан-24 и Ан-26 заказала семь C-27J, первые два самолета Spartan поставили 12 апреля 2010 года.
В июне 2006 года Литва разместила заказ на три C-27J и модули для санитарных и VIP-перевозок. Самолеты названы в честь исторических князей Литвы и базируются в Шауляе.
В 2006 году Болгария заказала пять C-27J, но в 2010 году заказ был сокращен до трех самолетов. Болгарские машины используются для доставок людей и грузов, санитарных перевозок, обеспечения боевой подготовки болгарских десантников и личного состава спецназа МВД.
Несмотря на выигрыш конкурса JCA, история самолета C-27J неоднозначна. Сокращение закупок и возможный отказ от эксплуатации уже построенных самолетов вообще поставили под угрозу экспортные перспективы самолета.
Одним из рекламируемых достоинств C-27J является установка приборного оборудования Honeywell, аналогичного используемому на C-130J. Прекрасный обзор из кабины обеспечивают 16 панелей остекления.
В 1997 году ВВС Австралии провели оценочные испытания Python 4. Снимок сделан во время испытаний ракеты на F/A-18B Hornet.
Летчик и трое пассажиров размещены в кабине R44 по двое друг за другом. Выпускаемый с 1990 года R44 стал более популярным, чем R22. На фотографии - R44 Raven с британской регистрацией.
Полицейские модификации R22 и R44 (на фотографии) оснащаются специальным оборудованием, в частности, ИК-системами обзора передней полусферы.
Основу конструкции R22 составляют стальные трубы. Передняя часть фюзеляжа выполнена из стеклопластика и алюминия. Поршневой двигатель установлен открыто. На этой фотографии - R22 Beta.
R22 Mariner с поплавковым шасси предназначен для патрулирования водных акваторий, поиска косяков рыб и др. Вертолет имеет антикоррозионное покрытие и доработанную хвостовую балку.
В декабре 2011 года состоялась выкатка 100-го экземпляра R66, а месяцем раньше был собран 10000-й вертолет компании "Robinson" (R44).
Y-8 в варианте ДРЛО ВВС Китая, предположительно, имеет обозначение Y-8W (KJ-200). Самолет оснащен РЛС с АФАР, установленной над фюзеляжем в каноэобразном обтекателе.
Компания "Rockwell" заменила в производстве Turbo Commander на близкие ему турбовинтовые самолеты Jetprop, сохранив ставший привычным для данного семейства уровень комфорта и бортовое оборудование. На фотографии - 690C Jetprop 840 (вверху) и 695 Jetprop 980 (на переднем плане), оба самолета оснащены ТВД TPE331.
Данный Commander 114TC позже доработали до уровня Commander 115. На обновленных Commander был улучшен интерьер кабины.
Представители семейства Commander 112, слева направо: 112B, 112TC и 112TC-A. Вариант 112TC-A позже переименовали в Alpine Commander.
Небольшое количество HR.100/250TR President использовалось ВВС (на рисунке) и ВМС Франции главным образом в качестве связных и учебных.
Отличительная особенность легкого самолета R.1180 Aiglon - новое прямое крыло.
Robin HR.100
Самолетам Rockwell Commander не удалось потеснить на рынке легких коммерческих высокопланов изделия компаний "Cessna" и "Piper". На фотографии - Commander 100-180.
Ranger 2000 проиграл конкурс на новый УТС (JPATS). На фотографии - прототипы, первый (D-FANA) и второй (D-FANB).
В США строились самолеты трех основных вариантов: DH.4A, DH.4B (на фотографии) и DH-4M. В условиях послевоенной экономической депрессии новые самолеты почти не закупались, поэтому DH-4 дорабатывали для выполнения множества задач, известно более 55 подвариантов.
DH-4B американской постройки, получивший обозначение P139, был доработан для проведения высотных исследований. Самолет отличался удлиненными опорами шасси, редуктором и мотором Liberty с четырехлопастным винтом большого диаметра.
В конце испытательной карьеры е 1980 году третий и четвертый B-1A перекрасили по трехцветной пустынной камуфляжной схеме. Четвертый B-1A использовался для отработки бортового оборудования B-1B.
DH.9c, SABCA Бельгия. Этот O-BELG представлял собой DH.9, доработанный бельгийским концерном SNETA в пассажирский DH.9C с кабиной от D.H.4A и подкрыльевыми грузовыми контейнерами. В мае 1923 года самолет продали бельгийской самолетостроительной фирме SABCA ("Societes Anonyme Beige de Constructions Aeronautiques").
Этот F5764 изначально построен фирмой "Palladium Autocars of Putney" в Лондоне как DH.4 и стал одной из нескольких конверсий DH.4 в трехместный транспортный DH.4A. Два пассажира размещались лицом друг к другу в закрытой кабине. Кабина летчика осталась открытой. В варианте DH.4A этот самолет использовался во 2-й эскадрилье (связи) британских ВВС, дислоцированной в Кенли под Кройдоном. Самолет перевозил почту и известных политиков в период проведения конференции в Версале. Затем самолет продали компании "Handley Page", где он 17 февраля 1921 года получил регистрацию G-EAWH, а в следующем году его утилизировали.
DH.4A. Самая первая авиакомпания Великобритании - "Aircraft Transport and Travel Ltd" (AT&T), перевезла первых пятерых пассажиров 15 июля 1919 года. А 25 августа кэптен Билл Лоуфорд на DH.4A (G-EAJG) доставил представителя лондонской газеты "Evening Standard" Г. М. Стивенсона-Рэкки из первого лондонского авиатерминала Хаунслоу Хит в Ле-Бурже, Париж. Перелет занял 2 часа 30 минут, кроме корреспондента на борту самолета находились газеты, кожаные вещи, шотландская куропатка и запас сливок "Devon". Компания AT&T была образована в начале 1919 года и до 15 декабря 1920 года использовала самолеты DH.4, DH.9, DH.16 и DH.18. В декабре компания вышла из авиабизнеса из-за высоких расходов.
Похожая на MBDA AIM-132 ASRAAM, УР A-Darter предназначена для вооружения самолетов Gripen ВВС ЮАР, AMX, F-5BR и перспективных истребителей ВВС Бразилии.
Пакистан получил четыре самолета ДРЛОиУ ZDK-03 Karakoram Eagle, спроектированных на основе Y-8F600, РЛС установлена во вращающемся обтекателе над фюзеляжем. Выкатка первого самолета состоялась в Китае в 2010 году. На фотографии - второй самолет.