Sikorsky R-5 / HO2S / HO3S / S-51
Варианты:
Sikorsky - R-5 / HO2S / HO3S / S-51 - 1943 - США
Страна: США
Год: 1943
Вертолет

Коммерческий вертолет
Описание
Фотографии
Sikorsky VS-327/S-51, R-5 и H-5 Dragonfly

   Одновременно с работами по R-4 и R-6 Сикорский проектировал совершенно новый вертолет VS-327/R-5 с более высокими летными данными (скорость, практический потолок, дальность) и большей массой полезной нагрузки. Первый из четырех прототипов XR-5 выполнил первый полет 18 августа 1943 года. От R-4 новая машина отличалась несущим винтом увеличенного до 14,63 м диаметра, новым более длинным фюзеляжем, в котором экипаж из двух человек размещался тандемом, работающей обшивкой и мотором Wasp Junior мощностью 450 л.с. Взлетная масса возросла до 2449 кг, а максимальная скорость - до 169 км/ч.
   В марте 1944 года для проведения эксплуатационных испытаний ВВС Армии США заказали 26 предсерийных YR-5A. Первый из них был поставлен в феврале 1945 года; два вертолета под обозначением HO2S-1 передали для испытаний ВМС.
   Затем последовал контракт на 100 серийных R-5A, оснащенных креплениями для носилок на бортах фюзеляжа; реально построили только 34 вертолета, которые использовались в поисково-спасательной службе ВВС США.
   Пять YR-5A модернизировали в R-5E с двойным управлением, а не менее 20 R-5A позже доработали в R-5D с 600-сильным мотором Wasp Junior, носовой опорой шасси, спасательной лебедкой и дополнительным внешним топливным баком. С окончанием Второй мировой войны военные заказы пошли на убыль. Фирма "Sikorsky" на основе R-5 разработала VS-337/S-51 с трехопорным шасси с носовой опорой и несколько расширенной кабиной для летчика впереди и трех пассажиров сзади. S-51 виделся, прежде всего, гражданской машиной. Первый полет вертолет выполнил 16 февраля 1946 года. Всего фирма "Sikorsky" построила 51 S-51 для разных заказчиков, включая авиакомпании "United Air Lines" и "Los Angeles Airways".
   Потенциал S-51 быстро оценили военные, заказы на вертолет поступили от всех четырех видов Вооруженных сил США. ВМС и КМП закупили 90 машин под обозначением HO3S-1, в 1946-1947 годах флотские вертолеты использовали в Антарктиде.
   В 1947 году вновь сформированные и уже независимые от Армии ВВС США выбрали вертолет для вооружения своей поисково-спасательной службы. Было закуплено 11 машин R-5F (позже H-5F), 39 H-5G со спасательными лебедками и 16 H-5H. Вариант H-5H имел бульбообразные обтекатели на бортах фюзеляжа, под которыми размещались носилки для раненых, в кабине было оборудовано место для санитара и установлены еще одни носилки; всего вертолет мог перевезти трех раненых на носилках. Лопасти несущего и хвостового винтов были цельнометаллическими. Шасси - колесное или поплавковое, под фюзеляжем крепился сбрасываемый дополнительный топливный бак.
   Также девять оснащенных лебедками спасательных вертолетов HO3S-1G приобрела Береговая охрана. Всего построено около 220 S-51.
   HO3S-1 ВМС и КМП вместе с H-5 ВВС широко применялись во время войны в Корее для спасения летчиков сбитых самолетов и эвакуации раненых. Кроме того, вертолеты использовали в качестве наблюдательных и связных, для перевозок мелких грузов.
   Важным аспектом истории S-51 является производство по лицензии компанией "Westland" в Великобритании.
   Дополнительно к Dragonfly производства "Westland" небольшое количество новых и отремонтированных S-51 продали Аргентине, Австралии, Бразилии, Канаде, Голландии, Филиппинам, ЮАР и Венесуэле.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Sikorsky S-51

   Тип: коммерческий вертолет
   Силовая установка: один мотор воздушного охлаждения Pratt и Whitney R-985 AN-5 или AN-7 Wasp Junior мощностью 450 л. с. (335 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 198 км/ч; практический потолок 4511 м; скороподъемность на уровне моря 10,2 м/с; абсолютный потолок на режиме висения 914 м; дальность 443 км
   Масса: пустого 1837 кг; максимальная взлетная 2495 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14,94 м; длина фюзеляжа 12,69 м; длина с вращающимися винтами 17,40 м; высота 4,00 м; площадь ометания несущего винта 175,19 м2
   Полезная нагрузка: один летчик и три пассажира; груз массой 658 кг
HO3S-1 начали поступать в 3-ю опытовую вертолетную эскадрилью (VMX-3) КМП США в конце 1948 года. Они могли брать на борт только трех членов экипажа и применялись преимущественно в качестве вспомогательных. Данная машина была придана в Корее 33-й эскадрилье технического обслуживания КМП (MAMS-33).
HO3S-1 ВМС США использовались как патрульные на авианосцах и больших кораблях, таких как линкоры. Изображен вертолет 3-го звена эскадрильи HU-2, базировавшейся во время войны в Корее на авианосцах.
Вертолет Sikorsky Н-5 ВВС США. В Корее впервые широко были использованы вертолеты, которые применялись для перевозки раненых, спасения сбитых летчиков и даже для высадки десантов. На фотографии - вертолет перевозит раненых, носилки укреплены вне кабины с обоих бортов фюзеляжа.
R-5 из состава ВВС и ВМС США активно применялись в корейской войне для эвакуации летчиков сбитых самолетов и перевозки раненых. На снимке HO3S-1 из подразделения HU-1 взлетает с палубы линкора "Нью-Джерси" (BB-62) и затем направится к берегу Кореи, 14 апреля 1953 года.
Sikorsky S-51.
Первый вариант Bell Model 47В (на переднем плане) и Sikorsky S-51. Обе компании быстро завоевали лидирующие позиции на рынке вертолетов. Model 47В являлся первым серийным вертолетом всего семейства Model 47 и отличался дверями и лобовым стеклом автомобильного типа.
Сикорский H-5
H-5H of 'D' Flight 7th ARS at Dhahran, Saudi Arabia.
Серийный вертолет R-5
The Sikorsky R-5A Two-seat Observation Helicopter (450 h.p. Pratt & Whitney R-985-AN1 engine).
Первые R-5 отличались прозрачной кабиной и шасси с хвостовой опорой. В кабине тандемом размещались инструктор и курсант, летчик и наблюдатель или летчик и пассажир. Доступ в кабину осуществлялся через сдвижную дверь.
Вертолет R-5 садится на башню крейсера
12 сентября 1951г.: вертолет Н-5 авиации КМП США вывез с фронта раненых военнослужащих, а всего за три года войны в Корее вертолеты вывезли из зоны боев более 23 000 раненых.
A YR-4B (42-107245) in flight at Wright Field on May 30, 1944. One of the five Sikorsky XR-5A prototypes can be seen on the ground below the YR-4B's tail rotor.
Сикорский R-5
Sikorsky H-5Ds of the 3rd RS proved very useful in Korea
Looking none the worse for wear, Fg Off John Coleman disembarks from the Sikorsky H-5/HO3S-1 helicopter that rescued him when he was forced to eject from his No 77 Sqn Meteor near Seoul on June 22, 1953, after being hit by anti-aircraft fire.
Сикорский S-51
An S-51 Dragonfly flown by both RAF and Army personnel at Middle Wallop.
Серийный вертолет S-51
В 1947 году пять S-51 из компании "Los Angeles Airways" открыли первую в мире вертолетную линию по доставке почты (а позже и пассажиров) из международного аэропорта Лос-Анджелеса в пригороды.
The Sikorsky S-51 Four-seat Commercial Helicopter (450 h.p. Pratt & Whitney R-985 Wasp-Junior engine).
A superb photograph of Los Angeles Airways’ Sikorsky S-51 N1398 (c/n 5103) on a mail service from Los Angeles International Airport, with a TWA Lockheed Constellation as a backdrop. The CAB granted LAA a temporary three-year certificate for local mail services in May 1947, extending it in 1951 to include passengers.
Sikorsky S-51.
BEA's Sikorsky S-51 G-AJOV over Northolt shortly before the inauguration of thrice daily return flights to Birmingham airport on June 1, 1951.
Sikorsky S-51 G-AKCU was one of three S-51s used on the Peterborough-Norwich experimental service in February-March 1949.
1 июня 1948г.: авиакомпания BEA стала первой британской авиакомпанией, использующей для перевозки авиапочты вертолеты. Вертолеты S-51 приступили к перевозке почты из Питерборо в различные населенные пункты Восточной Англии.
Unloading mail from S-51 (1 June 1948).
Sikorsky-built S-51 G-AJOR, named Sir Owen in BEA service, was one of four operated by the airline in the early days of its helicopter fleet, and was powered by a single vertically-mounted 450 h.p. Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior B4 radial piston engine. This example served with BEA until it was sold to Autair Helicopters in July 1953.
On July 28, 1952, John Stroud was on hand at the former Festival of Britain site on the south bank of the Thames to capture Wg Cdr Reggie Brie landing BEA S-51 G-AJOR in the first of a series of trials.
With the remains of the futuristic Dome of Discovery in the background, Reggie Brie brings G-AJOR into the South Bank site. Brie had long been an advocate of the helicopter for city-centre operations, and had suggested floating landing platforms in the Thames as far back as the late 1930s.
Following his initial flights in and out of the South Bank site, Brie (holding hat) left the flying to Capts “Jock” Cameron (left) and J.G. Theilmann (flying the S-51).
Up, up and away - Brie lifts G-AJOR over the river towards the imposing sight of Whitehall Court on the northern bank of the Thames.
LIFE SAVER. During the last war, aircraft of Bomber Command had their sorties recorded by a bomb painted on the nose, while Fighter Command's method was a Swastika for every enemy aircraft destroyed. The Royal Navy appear to have adopted this scoreboard method for their rescue helicopters. For every person saved an image of a man is painted on the nose of their machines. I took these photographs at the R.N.A.S. Station at Abbotsinch, and this particular helicopter was one of those used to rescue forty-one men from the motor-vessel Dover-fjell. Note folded rotors.
The author's specially designed carrycot stretcher being hoisted up to a Ford S.51. This method of recovering injured personnel from ships proved successful.
A RNAS Ford S.51 lowers the trawl, designed by the author to scoop up the "inert" victim
The "inert" victim is winched up and carried in situ back to the mainland
The author, together with No 2 crewman, seen inside the S.51, together with the net.
S-48/R-5D поисково-спасательной службы ВВС США имели боковые "наплывы", где размещалась двухместная скамейка, и небольшую носовую стойку.
ВВС Канады с 1947 года использовали H-5 как поисково-спасательные, но вертолеты закупались, прежде всего, для приобретения опыта эксплуатации винтокрылой техники.
Канадские ВВС приобрели семь H-5 у "Sikorsky". Они стали первыми вертолетами в канадских ВВС и в основном использовались в качестве учебных, испытательных и поисково-спасательных. Все H-5 были списаны к середине 1960-х годов. Dragonfly также эксплуатировались рядом канадских гражданских компаний.
The first of the Canadian Coast Guard helicopters, Sikorsky S-51 CF-DOY, testing its “pop-out” floats. It was lost accidentally on its first deployment in the Arctic, being replaced a year later by the Bell 47D-1 CF-GXA.
The USS 'Burton Island' navigates among floating ice during High Jump. On the stern is a wooden helicopter deck with a Sikorsky HO3S-1 of VXE-3, while amidships is a Grumman J2F-5.
Sikorsky H-5H, operated by the USAF from 1959.
The Sikorsky R-5A Observation Helicopter.