Варианты
- Sikorsky - R-5 / HO2S / HO3S / S-51 - 1943 - США
- Westland - Dragonfly / Widgeon - 1948 - Великобритания
Sikorsky VS-327/S-51, R-5 и H-5 Dragonfly
Одновременно с работами по R-4 и R-6 Сикорский проектировал совершенно новый вертолет VS-327/R-5 с более высокими летными данными (скорость, практический потолок, дальность) и большей массой полезной нагрузки. Первый из четырех прототипов XR-5 выполнил первый полет 18 августа 1943 года. От R-4 новая машина отличалась несущим винтом увеличенного до 14,63 м диаметра, новым более длинным фюзеляжем, в котором экипаж из двух человек размещался тандемом, работающей обшивкой и мотором Wasp Junior мощностью 450 л.с. Взлетная масса возросла до 2449 кг, а максимальная скорость - до 169 км/ч.
В марте 1944 года для проведения эксплуатационных испытаний ВВС Армии США заказали 26 предсерийных YR-5A. Первый из них был поставлен в феврале 1945 года; два вертолета под обозначением HO2S-1 передали для испытаний ВМС.
Затем последовал контракт на 100 серийных R-5A, оснащенных креплениями для носилок на бортах фюзеляжа; реально построили только 34 вертолета, которые использовались в поисково-спасательной службе ВВС США.
Пять YR-5A модернизировали в R-5E с двойным управлением, а не менее 20 R-5A позже доработали в R-5D с 600-сильным мотором Wasp Junior, носовой опорой шасси, спасательной лебедкой и дополнительным внешним топливным баком. С окончанием Второй мировой войны военные заказы пошли на убыль. Фирма "Sikorsky" на основе R-5 разработала VS-337/S-51 с трехопорным шасси с носовой опорой и несколько расширенной кабиной для летчика впереди и трех пассажиров сзади. S-51 виделся, прежде всего, гражданской машиной. Первый полет вертолет выполнил 16 февраля 1946 года. Всего фирма "Sikorsky" построила 51 S-51 для разных заказчиков, включая авиакомпании "United Air Lines" и "Los Angeles Airways".
Потенциал S-51 быстро оценили военные, заказы на вертолет поступили от всех четырех видов Вооруженных сил США. ВМС и КМП закупили 90 машин под обозначением HO3S-1, в 1946-1947 годах флотские вертолеты использовали в Антарктиде.
В 1947 году вновь сформированные и уже независимые от Армии ВВС США выбрали вертолет для вооружения своей поисково-спасательной службы. Было закуплено 11 машин R-5F (позже H-5F), 39 H-5G со спасательными лебедками и 16 H-5H. Вариант H-5H имел бульбообразные обтекатели на бортах фюзеляжа, под которыми размещались носилки для раненых, в кабине было оборудовано место для санитара и установлены еще одни носилки; всего вертолет мог перевезти трех раненых на носилках. Лопасти несущего и хвостового винтов были цельнометаллическими. Шасси - колесное или поплавковое, под фюзеляжем крепился сбрасываемый дополнительный топливный бак.
Также девять оснащенных лебедками спасательных вертолетов HO3S-1G приобрела Береговая охрана. Всего построено около 220 S-51.
HO3S-1 ВМС и КМП вместе с H-5 ВВС широко применялись во время войны в Корее для спасения летчиков сбитых самолетов и эвакуации раненых. Кроме того, вертолеты использовали в качестве наблюдательных и связных, для перевозок мелких грузов.
Важным аспектом истории S-51 является производство по лицензии компанией "Westland" в Великобритании.
Дополнительно к Dragonfly производства "Westland" небольшое количество новых и отремонтированных S-51 продали Аргентине, Австралии, Бразилии, Канаде, Голландии, Филиппинам, ЮАР и Венесуэле.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Sikorsky S-51
Тип: коммерческий вертолет
Силовая установка: один мотор воздушного охлаждения Pratt и Whitney R-985 AN-5 или AN-7 Wasp Junior мощностью 450 л. с. (335 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 198 км/ч; практический потолок 4511 м; скороподъемность на уровне моря 10,2 м/с; абсолютный потолок на режиме висения 914 м; дальность 443 км
Масса: пустого 1837 кг; максимальная взлетная 2495 кг
Размеры: диаметр несущего винта 14,94 м; длина фюзеляжа 12,69 м; длина с вращающимися винтами 17,40 м; высота 4,00 м; площадь ометания несущего винта 175,19 м2
Полезная нагрузка: один летчик и три пассажира; груз массой 658 кг
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 236
HO3S-1 начали поступать в 3-ю опытовую вертолетную эскадрилью (VMX-3) КМП США в конце 1948 года. Они могли брать на борт только трех членов экипажа и применялись преимущественно в качестве вспомогательных. Данная машина была придана в Корее 33-й эскадрилье технического обслуживания КМП (MAMS-33).
-
Мировая Авиация 237
HO3S-1 ВМС США использовались как патрульные на авианосцах и больших кораблях, таких как линкоры. Изображен вертолет 3-го звена эскадрильи HU-2, базировавшейся во время войны в Корее на авианосцах.
-
Мировая Авиация 236
Вертолет Sikorsky Н-5 ВВС США. В Корее впервые широко были использованы вертолеты, которые применялись для перевозки раненых, спасения сбитых летчиков и даже для высадки десантов. На фотографии - вертолет перевозит раненых, носилки укреплены вне кабины с обоих бортов фюзеляжа.
-
Мировая Авиация 236
R-5 из состава ВВС и ВМС США активно применялись в корейской войне для эвакуации летчиков сбитых самолетов и перевозки раненых. На снимке HO3S-1 из подразделения HU-1 взлетает с палубы линкора "Нью-Джерси" (BB-62) и затем направится к берегу Кореи, 14 апреля 1953 года.
-
Мировая Авиация 48
Первый вариант Bell Model 47В (на переднем плане) и Sikorsky S-51. Обе компании быстро завоевали лидирующие позиции на рынке вертолетов. Model 47В являлся первым серийным вертолетом всего семейства Model 47 и отличался дверями и лобовым стеклом автомобильного типа.
Другие самолёты на фотографии: Bell H-13 Sioux / Model 47 - США - 1945
-
Air Enthusiast 2006-01 / G.Salerno - A Troubled Birth /Air forces/
H-5H of 'D' Flight 7th ARS at Dhahran, Saudi Arabia.
-
Авиация и Космонавтика 2008-01 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (3)
Серийный вертолет R-5
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Sikorsky R-5A Two-seat Observation Helicopter (450 h.p. Pratt & Whitney R-985-AN1 engine).
-
Мировая Авиация 237
Первые R-5 отличались прозрачной кабиной и шасси с хвостовой опорой. В кабине тандемом размещались инструктор и курсант, летчик и наблюдатель или летчик и пассажир. Доступ в кабину осуществлялся через сдвижную дверь.
-
Авиация и Космонавтика 2008-01 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (3)
Вертолет R-5 садится на башню крейсера
-
Мировая Авиация 60
12 сентября 1951г.: вертолет Н-5 авиации КМП США вывез с фронта раненых военнослужащих, а всего за три года войны в Корее вертолеты вывезли из зоны боев более 23 000 раненых.
-
Air International 1992-12 / R.Francillon - Hoverfly: the Sikorsky R-4 story
A YR-4B (42-107245) in flight at Wright Field on May 30, 1944. One of the five Sikorsky XR-5A prototypes can be seen on the ground below the YR-4B's tail rotor.
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky R-4 Hoverfly - США - 1942
-
Air Enthusiast 2006-01 / G.Salerno - A Troubled Birth /Air forces/
Sikorsky H-5Ds of the 3rd RS proved very useful in Korea
-
Aviation Historian 34 / M.Napier - The pale blue line
Looking none the worse for wear, Fg Off John Coleman disembarks from the Sikorsky H-5/HO3S-1 helicopter that rescued him when he was forced to eject from his No 77 Sqn Meteor near Seoul on June 22, 1953, after being hit by anti-aircraft fire.
-
Мировая Авиация 237
В 1947 году пять S-51 из компании "Los Angeles Airways" открыли первую в мире вертолетную линию по доставке почты (а позже и пассажиров) из международного аэропорта Лос-Анджелеса в пригороды.
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Sikorsky S-51 Four-seat Commercial Helicopter (450 h.p. Pratt & Whitney R-985 Wasp-Junior engine).
-
Aviation Historian 16 / J.Stroud - An Englishman in New York /The John Stroud Archive/
A superb photograph of Los Angeles Airways’ Sikorsky S-51 N1398 (c/n 5103) on a mail service from Los Angeles International Airport, with a TWA Lockheed Constellation as a backdrop. The CAB granted LAA a temporary three-year certificate for local mail services in May 1947, extending it in 1951 to include passengers.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed Constellation C-69 / C-121 - США - 1943
-
Мировая Авиация 236
S-48/R-5D поисково-спасательной службы ВВС США имели боковые "наплывы", где размещалась двухместная скамейка, и небольшую носовую стойку.
-
Мировая Авиация 237
ВВС Канады с 1947 года использовали H-5 как поисково-спасательные, но вертолеты закупались, прежде всего, для приобретения опыта эксплуатации винтокрылой техники.
-
Мировая Авиация 236
Канадские ВВС приобрели семь H-5 у "Sikorsky". Они стали первыми вертолетами в канадских ВВС и в основном использовались в качестве учебных, испытательных и поисково-спасательных. Все H-5 были списаны к середине 1960-х годов. Dragonfly также эксплуатировались рядом канадских гражданских компаний.
-
Air International 1986-02 / R.Beaudet - Thirty-five Years With the Fleet
The first of the Canadian Coast Guard helicopters, Sikorsky S-51 CF-DOY, testing its “pop-out” floats. It was lost accidentally on its first deployment in the Arctic, being replaced a year later by the Bell 47D-1 CF-GXA.
-
Air Enthusiast 2003-11 / G.Salerno - Over the Poles
The USS 'Burton Island' navigates among floating ice during High Jump. On the stern is a wooden helicopter deck with a Sikorsky HO3S-1 of VXE-3, while amidships is a Grumman J2F-5.
Другие самолёты на фотографии: Grumman JF / J2F Duck - США - 1933
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Sikorsky H-5H, operated by the USAF from 1959.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Sikorsky R-5A Observation Helicopter.
- Фотографии