McDonnell Douglas MD 900 Explorer
Страна: США
Год: 1992
Вертолет

Восьмиместный легкий многоцелевой вертолет
Описание
Фотографии
McDonnell Douglas Helicopters Explorer и MH-90 Enforcer

   История вертолета Explorer началась в 1987 году, когда компания "McDonnell Douglas" приняла решение разработать восьмиместный вариант MD 520N, отличающийся рядом новшеств и двухдвигательной силовой установкой. Вертолет, изначально получивший обозначение MDX, а затем - MD 900, был анонсирован в феврале 1988 года. В его разработке приняли участие многие компании-партнеры разработчика, включая "Hawker de Havilland Australia" (фюзеляж), "Canadian Marconi" (интегратор авионики, поставлявшейся преимущественно компанией "AlliedSignal"), "Kawasaki" (трансмиссия) и "Israel Aircraft Industries" (капот и сидения).
   Было построено 10 опытных образцов для летных и статических испытаний, первый полет состоялся 18 декабря 1992 года. Вертолет на тот момент был оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney Canada PW206A с системой FADEC (электронно-цифровая система управления двигателем). Он получил американские сертификаты типа для полетов с одним пилотом по правилам визуального полета и правилам полета по приборам в декабре 1994 года и январе 1997 года, соответственно, а поставки машины, получившей к тому времени имя Explorer, были начаты в декабре 1994 года. На тот момент вертолет оснащался двигателями PW206B или PW206E, хотя со 129-го серийного вертолета они могли заменяться на ТВаД Turbomeca TM319-2 Arrius мощностью 641 л. с.
   Кабина Explorer имела два кресла впереди для пилота и второго пилота или пассажира, а также шесть мест сзади - для пассажиров. Передние две двери - открывающиеся, на шарнирах, две задние двери для доступа в грузопассажирскую кабину - сдвижные. Каждая композитная лопасть несущего винта имела вдоль носка титановую противоабразивную накладку, крепление лопастей к втулке - бесшарнирное, при помощи упругих элементов.
   Вариант MD 902 был анонсирован в сентябре 1996 года и облетан 7 сентября 1997 года, а с февраля 1998 года под обозначением Enhanced Explorer начал поставляться заказчикам. Вертолет оснащен двигателями PW206E и отличается модифицированными воздухозаборниками двигателей и системой NOTAR, а также увеличенными массой полезной нагрузки и дальностью полета.
   Проект варианта Combat Explorer был официально представлен во время Парижского авиасалона в июне 1995 года - это был военный вариант Explorer, предназначенный для использования в качестве многоцелевого, медико-эвакуационного и боевого обеспечения. Вертолет может нести различные блоки 70-мм НАР и пулеметные контейнеры с 12,7-мм пулеметами, а также разнообразное оборудование - ИК-систему переднего обзора и разведывательно-прицельную систему NightHawk, аппаратура которой монтируется на крыше кабины. Заказов на данную модель пока не поступало.
   В марте 1999 года в рамках операции "New Frontier" подразделения Береговой охраны США использовали для решения задач борьбы с наркотрафиком два вертолета Explorer, взятых в аренду. Вертолеты были вооружены одним 7,62-мм пулеметом (устанавливался в двери грузопассажирской кабины) и получили обозначение MH-90 Enforcer. По заявлению эксплуатанта, вертолеты показали себя хорошо.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   MD Вертолеты Explorer

   Тип: восьмиместный легкий многоцелевой вертолет
   Силовая установка: два ТВаД Pratt & Whitney Canada PW206B или PW206E мощностью по 629 л. с. (469 кВт)
   Летные характеристики: макс. крейсерская скорость на уровне моря 259 км/ч; начальная скороподъемность 853 м/мин; динамический потолок 5490 м; статический потолок с учетом/без учета влияния земли - 3965 / 3415 м; дальность 584 км
   Масса: пустого 1543 кг; максимальная взлетная 3057 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 10,31 м; длина с вращающимся несущим винтом 11,83 м; высота 3,66 м; площадь, ометаемая несущим винтом, - 83,52 мг
   Полезная нагрузка: до 1292 кг груза в кабине или до 1361 кг на подвеске
N900MD, второй McDonnell Douglas MD 900, поднялся в воздух 18 декабря 1992 года. Построено 10 опытных машин, из которых семь применялись в программе наземных испытаний.
Prototype MD 900 Explorer, appropriately registered N900MD, lifts off from the MDH facility at Mesa, Arizona, on December 18, 1992 for its first flight.
Although advertised as a ‘21st century helicopter', the first flying prototype, N900MD. is a hare-bones airframe, devoid of other than basic avionics and lacking a stability augmentation system or autopilot.
The first three flying Explorers, photographed at Mesa, Arizona, during their flight test programmes. They comprise the second (centre), eighth (top) and tenth (bottom) airframes produced. The other airframes are being used for ground testing.
Second fiying prototype, N900MH, sporting a silver colour scheme and instrumented nose probe, hovers during an early test flight.
McDonnell Douglas Explorer.
This view of the third flight test Explorer. N9208V, illustrates the clean lines of the aircraft. Note the ventral yaw control aperture at the rear of the tail boom.
Доступ в просторную кабину вертолета объемом 4,9 м3 обеспечивается через сдвижные бортовые двери и расположенный сзади под хвостовой балкой большой люк.
Береговая охрана США в марте 1999 года приступила к эксплуатации двух взятых в лизинг MD 900 (на фото) для борьбы с наркотрафиком - операция "New Frontier". Командование вначале намеревалось вооружить и бронировать два своих вертолета HH-65A Dolphin, но затем стало понятно, что машины будут иметь незначительную полезную нагрузку, - в итоге выбор пал на MD 900, которые получили обозначение MH-90. Они, базируясь на базе Мобайл, штат Алабама, и кораблях "Галлатин" и "Сенека", применялись для перехвата в международных водах скоростных лодок наркоторговцев, способных развивать скорость до 111 км/ч. Вертолеты получили подфюзеляжную РЛС в носовой части, мощную спасательную лебедку по правому борту и вооружение в составе 7,62-мм пулемета, установленного в проеме двери, и "ручное" оружие - 12,7-мм снайперскую винтовку Robar - машины стали первыми вооруженными вертолетами в Береговой охране США.
Недавно Береговая охрана США получила новые вертолеты MH90 Enforcer и катера Over-the-Horizon Rigid Hull Inflatable Boat (OTH RIB), специально предназначенные для перехвата скоростных катеров, используемых для перевозки наркотиков.
These two MH 90 Enforcers (MD 902 Enhanced Explorers) (9041 and 9042) were photographed at Jacksonville International Airport, where they were undergoing tests with the US Coast Guard, operating off the coast of Florida with an unnamed Coast Guard Cutter.
MD 900/902 имеют более безопасную двухдвигательную силовую установку и меньший уровень шумности, что делает привлекательным их использование в городских условиях.
MD902 Explorer G-BXZK (c/n 900-00057) in the colours of the Hungarian National Police with its Hungarian markings temporarily taped over, seen at Gloucester-Staverton Airport on September 12, 2017 at the Specialist Aviation Services centre. The aircraft, previously in service with Dorset Police, is one of five on order by the Hungarian National Police.
Полицейские вертолеты, способные пролетать большие расстояния на высокой скорости, обеспечивают неоценимую поддержку наземным подразделениям. Салон полицейского вертолета оснащен высокотехнологичными средствами наблюдения, помогающими экипажу выслеживать преступников. MD Explorer, изображенный на фотографии, ценится за низкий уровень шума, что облегчает ведение наблюдения.
The seven MD902 Explorers, including Greater Manchester Police’s G-GMPX, operated by NPAS will be disposed of as the service moves to an all-Airbus helicopters fleet.
MD 902 популярен в санитарной авиации благодаря наличию системы NOTAR (NO TAil Rotor). Использование данной системы позволило снизить уровень шума в кабине и увеличить безопасность полетов на малых высотах в условиях наличия искусственных и естественных препятствий. Кроме того, отсутствие хвостового винта облегчает погрузку в кабину больных и раненых на носилках.
MD 902 Explorer из авиационной медицинской службы Линкольншира и Ноттингемшира прибыл по вызову в горную местность, недоступную для автотранспорта. Вертолеты также используются в случаях, требующих особой срочности.
Capt Adam Smith in front of an MD Helicopters MD 902 Explorer
MD 900 Explorer оснащен системой NOTAR, обеспечивающей компенсацию реактивного момента от несущего винта и управления вертолетом по рысканью и применяемой взамен рулевого винта. Данная машина, G-WMID, принадлежала полиции Уэст-Мидлендса, но была заменена на EC 135.
Авиационная медицинская служба Хертфордшира использует MD 900, который обладает немного худшими летными данными в сравнении с МD 902.
Конструкция Explorer содержит большое количество композиционных материалов и кевлара. Шасси машины - полозковое (лыжное).
MD Explorer operated in Japan by Aero Asahi (1998)
Японская "Aero Asahi" заказала 15 вертолетов MD 900 - первый был поставлен в июле 1995 года. Вертолеты имеют не только высокие характеристики, но высокую стоимость.
Luxembourg Air Rescue commissioned an EpiShuttle isolation pod for its helicopters last year. CEO Rene Closter described it as “crucial to operations”
Службы безопасности и правопорядка Бельгии, Великобритании и США высоко оценили возможности Explorer, который также может эффективно применяться в качестве медико-эвакуационного вертолета.
Несмотря на всю важность санитарной авиации для Великобритании, существует она в основном на благотворительные пожертвования. Турель с датчиками, установленная на вертолете Explorer указывает на принадлежность машины службе, которая выполняет не только медицинские задачи, но и работает в интересах полиции.
Военная модификация базового Explorer, известная как Combat Explorer (на фото), появилась в 1995 году, но крупных заказов на нее пока не поступило - даже несмотря на весьма мощное вооружение машины и наличие современной ИК-системы переднего обзора.
MD Helicopters is to refresh its MD 902 Explorer.
MD "Эксплорер" после кругосветного полета
Макдоннел-Дуглас MD-900
Belgian Gendarmerie/Rijkswacht Explorer (1999)
The first Explorer fuselage under construction at the McDonnell Douglas Helicopter Company's facility at Mesa during 1992. Of particular interest are the gearbox mounting, bearingless rotor hub and Pratt & Whitney Canada PW206A installations.
Rear-end of the Explorer, illustrating the unique NOTAR anti-torque system and the split upper and lower rudder segments.
A close-up view of the composite bearingless main rotor hub. A conscious effort was made to keep the Explorer's design simple.
Basic cockpit of the first flying prototype during its visit to Blackbushe, Hampshire, for the start of its European sales tour in September 1994.
Dual-pilot instrument panels of MD Explorer (1997)
Executive interior of MD Explorer (1997)
McDonnell Douglas MD Explorer
MD Explorer eight-seat commercial helicopter (1995)