Мировая Авиация 191
-
Несколько элегантных Ми-1 на режиме висения над аэродромом ДОСААФ.
Опытный Е-5 с ТРДФ AM-11. Его испытания подтвердили преимущества треугольного крыла с точки зрения увеличения запаса топлива, повышения скорости крена и снижения радиуса виража, а также снижения массы конструкции и улучшения характеристик на сверхзвуке.
The Ye-5 appeared at Tushino in June 1956 and was dubbed Fishbed-B
Советский МиГ-21МФ 5-й Воздушной армии Одесского военного округа периода 1973-1974 годов. Он вооружен ракетами К-13, блоками НАР под крылом и несет под фюзеляжем ПТБ характерного для этого самолета вида.
Индийская пилотажная группа "Red Archers" летает на четверке самолетов МиГ-21 в яркой окраске. Сильный шум двигателя и высокая маневренность МиГ-21 делают его пилотаж очень впечатляющим для зрителей.
МиГ-21ПФ
МиГ-21 КБ Микояна и Гуревича стал первым в СССР серийным истребителем со скоростью 2 М. Этот самолет стал одним из двух самых распространенных в мире реактивных истребителей и выпускался по лицензии в нескольких странах Варшавского договора. На рисунке изображен ранний МиГ-21Ф-13 чешского производства, принадлежавший ВВС Румынии, - стране, проводившей независимую от СССР политику и стоявшей на одном из последних мест в списке на получение новейшего советского вооружения. Два подразделения все еще продолжают летать на МиГ-21ПФ и его модификациях (около 80 самолетов), а вариант МиГ-21Ф снят румынами с вооружения.
МиГ-21Ф-13 из 10-й эскадрильи ВВС Индии над Гималаями, 1965г.
Индия широко использовала свои МиГ-21ФЛ (на снимке) во время войны с Пакистаном в 1971 году - в отличие от боев 1965 года, участие в которых ранних МиГ-21Ф было минимальным.
MiG-21 single-seat fighter of the Indian Air Force
СССР поставил Сирии около 30 перехватчиков МиГ-25. Некоторые из них были потеряны в воздушных боях с израильскими F-15 Eagle над долиной Бекаа. Возможно СССР компенсировал эти потери. Сирия также получила разведывательный вариант самолета.
Этот МиГ-25У (???) использовался ВВС Индии для переподготовки пилотов 106-й эскадрильи. МиГ-25 заменили британские Canberra и оставались на вооружении до 2006 года.
Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 был создан на базе МиГ-23, но отличался упрощенными воздухозаборниками, а его шасси было приспособлено для эксплуатации на полевых аэродромах.
Heinkel He 51 был вторым истребителем Люфтваффе, после их секретного возрождения в 1930-х годах.
Heinkel He 51B-1 из эскадрильи 2. Staffel/Jagdgruppe 88 легиона "Кондор" с подвесным топливным баком под фюзеляжем.
Heinkel He 51B-1
Дозаправка в воздухе была отработана на раннем этапе испытаний, так что в дальнейшем время полетов было увеличено для получения максимальной отдачи. Использовались различные заправщики; в данном случае это KC-135A из 93-го авиакрыла.
В мае - июне 1942 года этот Ki-43-I-Hei Hayabusa использовался 64-м истребительным полком при первой попытке японцев отрезать Китай от сил противника в Индии и Бирме. Голубой знак на киле указывает на принадлежность самолета к штабной эскадрилье.
"Nakajima" построила свыше 700 истребителей Ki-43-I в трех вариантах: Ko, Otsu и Hei, отличавшихся вооружением из комбинаций 7,7-мм и 12,7-мм пулеметов. Считая прототипы и предсерийные машины, Ki-43-Ic был последним вариантом, оснащенным двухлопастным винтом. На снимке представлен Ki-43-I-Hei раннего выпуска, служивший в школе армейской авиации в Акено.
Японские истребители Ки-43 на полевом аэродроме в Малайе. Начало 1942 г.
После участия в кампании на Филиппинах знаменитый 50-й полк вернулся в Японию для перевооружения на Ki-43-I перед отправкой в Бирму. Ki-43-I-Hei на снимке, сделанном в Токорозава в июне 1942 года, принадлежали либо 1-й эскадрилье (белые молнии), либо 3-й эскадрилье (желтые молнии) из этого полка.
Ki-43-I-Hei был первым вариантом истребителя Hayabusa, в достаточном количестве поступившим на вооружение Японии. Самолет на снимке подключен к автомобильному стартеру Hucks.
В первые дни войны на Тихом океане Ki-43-I повергли в шок пилотов истребителей союзников. По маневренности японская машина значительно превосходила истребители Brewster Buffalo, Hawker Hurricane и Curtiss P-40.
В начале 1943 года истребители Hayabusa пришли на смену Ki-27 в главной авиашколе армейской авиации в Акено, префектура Ишикава. Этот снимок истребителей Ki-43-II-Ko был сделан в Акено осенью 1943 года.
Конструкторы "Nakajima" использовали при создании Ki-43 опыт, накопленный при разработке и эксплуатации истребителя Ki-27. Деревянный макет новой машины был одобрен штабом ВВС в начале 1938 года. Обратите внимание на двухлопастный винт.
Первый прототип Е-152/1 в 1961 году установил мировой рекорд на 100-км замкнутом маршруте, преодолев его со средней скоростью 2401 км/ч. Максимальная скорость самолета составляла 3030 км/ч.
7 июля 1962г.: летчик-испытатель Георгий Мосолов установил на экспериментальном истребителе-перехватчике Е-152/1 (вариант изображенного на фотографии Е-152А) новый мировой рекорд скорости - 2681,7 км/час.
Е-152А - экспериментальный тяжелый истребитель с двумя двигателями от МиГ-21Ф, рассчитанный на перегрузку 7g. Его вооружение состояло из двух ракет К-9.
Photograph of the prototype MiG fighter code-named "Flipper"
Гибкость применения SR-71 обеспечивалась использованием сменной носовой части с аппаратурой. Обратите внимание на четыре крепежных узла.
Фактически все радиолокационные изображения, собранные SR-71 во время войны во Вьетнаме, были получены с помощью РЛС "Loral" Product Improvement Radar или PIP, установленной в носовой части самолета.
Технические испытания панорамной камеры OBC (находящейся в контейнере с поддержанием микроклимата) перед установкой в носовую часть SR-71A.
Майоры О'Мэлли (пилот) и Эд Пэйн (RSO) стали первым экипажем, совершившим на Lockheed SR-71 Blackbird полет в рамках операции "Giant Scale" 21 марта 1968 года. Они летали на SR-71A (64-17976), который ныне является экспонатом музея ВВС США.
Lockheed/Boeing/General Dynamics YF-22. Самолет Lockheed YF-22 был медленнее YF-23, но разработчики не разделяли мнения ВВС, считавших, что высокой скорости и малой заметности достаточно. Поэтому при разработке компания "Lockheed" обратила внимание на обеспечение высокой маневренности YF-22.
Одни из самых впечатляющих снимков в ходе программы ATF Dem/Val были сделаны, когда первый YF-22 выполнял маневры в воздухе. Оснащенный противоштопорным парашютом самолет выполняет скоростную бочку.
Пара YF-22 над авиабазой Эдвардс. Как заявил руководитель программы Шерм Маллин: "Характеристики самолета оказались превосходными. Машина делала все, что мы от нее хотели".
Летчики-испытатели, летавшие на YF-22 (слева - направо): Дэйв Фергюсон и Том Моргенфилд ("Lockheed"), Джон Бизли (GD), майор Марк Шеклфорд и подполковник Вилли Нейгл (ВВС США).
Bison 712 (MiG-21 Bison), № CU2777, проходит испытания в России в 2000 году. Индийский Bison является отличным истребителем и довольно сложной целью для РЛС - благодаря малой ЭПР и применению контейнера РЭП.
Финляндия заменила свои МиГ-21У раннего выпуска на четыре МиГ-2УМ. Когда МиГи были сняты с вооружения 1998 году, один УМ еще оставался в летном состоянии.
Финляндия заменила свои МиГ-21У раннего выпуска на четыре МиГ-2УМ. Когда МиГи были сняты с вооружения 1998 году, один УМ еще оставался в летном состоянии.
Австралийская компания "Ansett" использовала самолет Boeing 727-277 Advanced, появившийся в 1976 году. Этот вариант был оснащен ТРДД JT8D-17R и разработанной "Boeing" системой APR (automatic performance reserve), которая фиксировала внезапное падение оборотов (и тяги) какого-либо двигателя и автоматически увеличивала подачу топлива в остальные.
"Lufthansa" располагала большим парком самолетов Boeing 727-200, поставленных на протяжении 1970-х годов. Самолеты носили названия германских городов, и их можно было регулярно наблюдать во многих аэропортах Европы. Последние машины были сняты с эксплуатации "Lufthansa" в 1992 году.
Компания "Singapore Airlines" эксплуатировала 10 самолетов Boeing 727-212, первый из которых начал службу в 1977 году. Самолеты летали на коротких и средних линиях в Азии, пока с 1980 года их не начали заменять на новые Airbus Industrie A300. Свой последний Boeing 727 компания продала в 1985 году.
40-я эскадрилья ВВС Новой Зеландии на авиабазе Уинуапай использовала для перевозок два Boeing 727-22QC, пока на смену им не пришли Boeing 757.
1-е крыло ВВС Бельгии использовало два 727-29C с 1976 года вплоть до замены на Airbus A310 в 1998 году.
Тайвань получил четыре Boeing 727 для VIP-эскадрильи на авиабазе Сангшан. Перед списанием один из них использовался для снабжения гарнизона на острове Цзиньмэнь.
В 1975-1983 годах югославских правительственных чиновников перевозили два самолета варианта 727-2L8. Затем машины были переданы национальной авиакомпании "Aviogenex".
C-22B, в последнее время принадлежавший 201-й авиатранспортной эскадрилье авиации Национальной гвардии, ныне списан, уступив место C-32A (Boeing 757).
Компания "Federal Express" стала последним покупателем Boeing 727. финальный самолет из 1832 построенных 727-х (N217FE) был передан ей в сентябре 1984 года. "FedEx" продолжает эксплуатировать 68 машин в грузовом варианте, постепенно заменяя их на Boeing 757-200, но при этом оставаясь крупнейшим в мире оператором самолетов Boeing 727.
Компания "Boeing" совместно с "General Electric" использовала принадлежащий ей Boeing 727-63 (N32720) для испытаний винтовентиляторного двигателя (ВВД) GE36.
The Boeing 727 with General Electric GE-36 Unducted Fan (UDF), on which a 25-flight test programme totalling 41 hrs in the air was recently completed and fuel savings of 40 to 70 per cent demonstrated.
В авиарегистре Непала числилось шесть Boeing 727, первым из которых стал борт 9N-ABD. Первоначально предназначавшийся компании "Cruziero do Sul", в 1972 году этот самолет был поставлен "Royal Nepal". Машина получила имя "Yeti" и прослужила вплоть до своего списания в конце 1993 года.
Boeing 727-46. Первым Boeing 727, зарегистрированным в Британии, стал самолет, купленный авиакомпанией "Dan-Air" на вторичном рынке в сентябре 1972 года. Позднее эта компания приобрела 13 самолетов, в основном использовавшихся на чартерных линиях в Средиземноморье. Представленная на рисунке машина варианта Model 727-46 (per. G-BAEF) была первым из поставленных лайнеров и эксплуатировалась компанией до октября 1992 года. В 1990-х годах она послужила в двух колумбийских авиакомпаниях - "Aero Republica Colombia" и "Interamericana Colombia", пока не была окончательно снята с эксплуатации в июле 2001 года.
Boeing 727-200
МиГ-23
Ту-82 со стреловидным крылом существовал только в виде прототипа. Он был меньше предшественника по размерам, с уменьшенным миделем фюзеляжа, и сразу создавался в качестве фронтового бомбардировщика.
Mitsubishi F-2A. Одноместные F-2A и двухместные F-2B являются наиболее современными тактическими истребителями и учебно-боевыми самолетами Сил самообороны Японии. Несмотря на спорные моменты и высокую стоимость программы - один F-2 стоит столько же, как и четыре F-16C Block 50/52 - F-2 отражает заинтересованность Японии в поддержке собственной высокотехнологичной авиационно-космической промышленности. Этот F-2A (13-8517) был приписан к 3-й эскадрилье 3-го полка на авиабазе Мисава в 2010 году. Он несет на киле малозаметную эмблему 3-й эскадрильи в виде кабуто (самурайского шлема).
F-2 против F-16: новое японское крыло. В конструкции крыла F-2 фирма "Mitsubishi" широко использовала композиционные материалы. По соглашению о совместном производстве, фирма "Lockheed Martin" выпускает левую часть крыла и оба предкрылка, a "Fuji" - правую часть крыла и оба флаперона. Хотя крыло F-2 и имеет много общего с крылом F-16, оно почти на 25% больше по площади. Это достигнуто за счет увеличения размаха, удлинения корневой хорды, уменьшения стреловидности передней кромки и придания задней кромке небольшой обратной стреловидности. Увеличение внутренних объемов позволило разместить дополнительное топливо, а само крыло получило шесть узлов подвески, не считая пусковых устройств на законцовках.
Под радиопрозрачным обтекателем F-2 размещается антенна с активной ФАР РЛС J-APG-1. Это первая в мире РЛС с антенной такого типа, установленная на строевом истребителе.
Двухместный F-2B имеет такие же боевые возможности, как и одноместная машина, но отличается уменьшенным запасом топлива и несколько большей массой.
Первый Skyraider носил обозначение XBT2D-1 Dauntless II. Впервые показанный самолет произвел впечатление на наблюдателей огромным размером своего винта, законцовка лопасти которого в верхней точке находилась на расстоянии более 4,8 м от земли. Летчик-испытатель в каске - Лаверн Браун, получивший известность благодаря своим воздушным трюкам в фильме, где он изображал героя комиксов 1930-х годов "Tailspin Tommy".
Самолеты после XBT2D-1 Dauntless II не оснащались коком винта. Это незначительное внешнее изменение было сделано фирмой "Douglas" для максимального снижения массы машин по сравнению с основным конкурентом - Martin Mauler. Позднее обозначение BTD сменили на AD, что отражало новое назначение самолета - штурмовик.
The Prototype Douglas XBT2D-1 Single-seat Naval Attack which is now in production as the AD-1.
AD-1 в темно-синей окраске, являвшейся стандартом для морских самолетов того времени. На машинах раннего выпуска створки не полностью закрывали основные стойки шасси, оставляя колеса уязвимыми для поражения.
Несмотря на размеры самолета, установленный на AD-2 Skyraider (на снимке) двигатель Wright R-3350-14 мощностью 2300 л. с. (1715 кВт) обеспечивал ему высокие характеристики.
Ту-14Т авиации ВМФ СССР в типичной окраске.
Базовый вариант Ту-14 мог быть превращен в отличную машину. Даже прямое крыло нельзя считать недостатком - English Electric Canberra, оснащенный подобным крылом, прослужил более полувека.
Серийный Ту-14Т ("81Т") N 390601 на государственных испытаниях. 1952г.
Близкий по конфигурации и характеристикам к Ил-28, Ту-14 был на 3м длиннее. Ил-28 был меньше по размерам, несколько быстрее и мог нести больше вооружения.
Экипаж Ту- 14Т, снимок 1950-х годов. Экипаж состоял из пилота, штурмана и стрелка.
Подготовка высотной торпеды для подвески на серийный бомбардировщик-торпедоносец Ту-14 из состава ВВС Черноморского флота.
Боевая нагрузка Ту-14 превышала 3000 кг. Ту-14 обычно несли торпеды (на снимке) или мины, но могли использовать и различные бомбы, включая ядерные.
Этот Ми-2, вероятно, был первым советским вертолетом, попавшим в Великобританию. Он принимал участие во втором Международном чемпионате по вертолетному спорту в 1973 году.
Ми-2Х (Mi-2CH Chekla) в пятнистом камуфляже в полете на малой высоте. Этот вариант использовался для постановки дымовых завес. Обратите внимание на характерные "дымовые трубы", соединенные с выхлопными трубами двигателей.
МиГ-25РБТ имел расширенные возможности по ведению радиотехнической разведки и был оснащен модернизированной системой предупреждения об облучении.
МиГ-25
Несмотря на угрозы со стороны США, Куба использовала свои недавно полученные МиГ-23 ("Flogger-F") для поддержки противоповстанческих операций в Центральной Америке. Кубинские истребители на порядок превосходили противостоявшие им устаревшие самолеты.
В 1991 году кубинский летчик угнал МиГ-23БН в США, выполнив посадку на авиабазе ВМС Ки-Уэст, Флорида.
МиГ-23БН (на снимке), МиГ-21, МиГ-27М и Jaguar составляют основу ударных сил индийских ВВС.
Двухместные учебные МиГ-23 в небольших количествах использовались практически всеми владельцами одноместных машин. Самолет на снимке принадлежал ВВС ГДР.
Индия стала одним из двух экспортеров МиГ-27, в дальнейшем наладив у себя лицензионный выпуск МиГ-27М. В ОКБ им. А. И. Микояна этот МиГ-27М получил обозначение МиГ-27Л.
Среди самых примечательных вариантов Skyraider стоит отметить самолеты ДРЛО, оснащенные РЛС AN/APS-31 с антенной в большом подфюзеляжном обтекателе.
Благодаря интенсивной эксплуатации, налет советских учебных МиГ-25 был очень высоким. Скорость МиГ-25У была ограничена значением М=2,65.
Реактивный бомбардировщик Ту-12 был переходной машиной, предшествовавшей появлению Ту-14. При создании Ту-12 использовался планер поршневого Ту-2, усиленный под установку ТРД.
МиГ-21ПД использовался для изучения истребителей ВВП/УКВП с высокой сверхзвуковой скоростью. Он был создан на базе планера МиГ-21ПФМ, получившего вставку в фюзеляж, где были установлены два подъемных двигателя П. А. Колесова.
Симпатичный Ми-1 стал первым массовым вертолетом стран социалистического лагеря. Его разработку возглавлял Михаил Миль, занимавшийся винтокрылыми аппаратами еще с 1930-х годов.
Укороченный форкиль являлся характерной приметой МиГ-23МЛ наравне с новой носовой стойкой шасси и створками ниш с выколотками. Самолеты очень часто несли ПТБ на центральном узле подвески.
МиГ-23МЛД был превосходным истребителем, способным превзойти F-16. На больших углах атаки МиГ-23 значительно превосходил американские истребители одного с ним поколения, в том числе и F-4 Phantom II.
The latest counterair version of the MiG-23, the Flogger-K. with modified glove. shallower ventral fin and (not seen in this photograph) swivelling inboard pylons on the pivoting outer wing panels.
Польские ВВС использовали построенные в Свиднике Ми-2, первые из которых были поставлены в 1965 году. В связном варианте Ми-2 оснащался 600-л топливными баками по бортам фюзеляжа. В ударном варианте баки заменяли на блоки НАР (как на рисунке), пушечные контейнеры или ПТУР "Малютка" (обозначение НАТО - AT-3 "Sagger").
Опытный бомбардировщик "78" конструкции А.Н.Туполева, оснащался комбинированной силовой установкой из двух двигателей Rolls-Royce Nene (в подкрыльевых мотогондолах) и одного Rolls-Royce Derwent Mk V, располагавшегося в хвостовой части фюзеляжа.
Опытный "самолет 78" на Государственных испытаниях в ГК НИИ ВВС. Февраль 1949г.
Ту-78 имел три ТРД. Прогресс в создании турбореактивных двигателей позволил оснастить Ту-14 всего двумя двигателями и хвостовой стрелковой установкой.
В 1957 году самолет Е-50 достиг высоты 25572 м и скорости 2460 км/ч. Кроме двух прототипов, было построено порядка пяти машин прежде, чем программа была закрыта.
И-410 представлял собой истребитель с РЛС "Алмаз", созданный на базе И-380. Его вооружение состояло из двух пушек НР-30. На фото И-420 (И-3У)