Описание
Страна : Франция
Год : 1952
Многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
Варианты
- Fouga - CM.170 Magister - 1952 - Франция
- Fouga - Fouga 90 - 1978 - Франция
Fouga CM.170 Magister и CM.175 Zephyr
Первым в мире реактивным учебно-тренировочным самолетом, широко применявшимся по назначению, стал Aerospatiale Magister, созданный под требования ВВС Франции компанией "Fouga", которая и строила его первоначально. Специалисты компании предложили проект моноплана с фюзеляжем типа полумонокок, в конструкции которого использовались легкие сплавы. Инструктор и курсант располагались тандемно в герметизированной кабине, а силовая установка включала два небольших турбореактивных двигателя, расположенных по бокам фюзеляжа. Среднерасположенное крыло - трехлонжеронное, прямое, с большим относительным удлинением, оснащалось на внешней части элеронами с аэродинамической и весовой компенсацией и закрылками на внутренней части. Дополнительно к двум фюзеляжным топливным бакам имелись баки на законцовках крыла. Шасси - трехопорное, основные опоры убирались в ниши в нижней части крыла, а носовая опора убиралась в нишу в фюзеляже.
Первый из трех прототипов CM.170 Magister совершил первый полет 23 июля 1952 года, а в июне 1953 года поступил заказ на установочную партию из 10 самолетов. В январе 1954 года был размещен заказ на крупную партию серийных машин (95 самолетов для ВВС Франции), первый серийный самолет поднялся в воздух 13 января 1954 года. В 1958 году группа "Potez" поглотила компанию "Fouga" и продолжила реализацию программы CM.170. Однако в апреле 1967 года последняя перешла под контроль компании "Sud-Aviation", а выпуск самолетов Magister продолжался до 1970 года - к тому времени "Sud-Aviation" вошла в состав "Aerospatiale".
7 июля 1954 года в воздух поднялся предсерийный CM.170-1 Magister, в целом он без изменений дошел до серийного самолета, а первый полет серийной машины состоялся 29 февраля 1956 года. В общей сложности во Франции были выпущены 622 самолета CM.170, которые поставлялись ВВС (400) и ВМС Франции (32), а также экспортировались в Австрию, Бельгию, Бразилию, Камбоджу, Конго (Леопольдвилль), Финляндию, ФРГ, Израиль и Ливан. Кроме того, немецкая "Flugzeug Union Sud" построила 188 самолетов, финская "Valmet" - 62 самолета, а израильская IAI - 36, в результате чего, включая прототипы, был выпущен 921 самолет данного семейства.
Силовая установка CM.170-1 включала два двигателя Turbomeca Marbore IIA, но затем на CM.170-2 стали применять два ТРД Marbore VIC тягой по 4,71 кН. 8 июня 1964 года в воздух поднялся CM.170-3, позже получивший обозначение CM.173 Super Magister и отличавшийся увеличенным запасом топлива, перепроектированным фонарем кабины и установленными в кабине катапультными креслами Martin-Baker. Специально модифицированная морская версия самолета была создана на базе CM.170-1 и выпускалась для морской авиации Франции под обозначением CM.175 Zephyr - самолет имел возможность посадки/взлета на палубу авианосца, для чего, кроме всего прочего, оснащался посадочным гаком. Всего были построены два прототипа и 30 серийных машин этого варианта, первый прототип поднялся в воздух 30 мая 1959 года.
На вооружении ВВС Франции еще в середине 1990-х годов оставались около 150 самолетов Magister, которые использовались в качестве учебно-тренировочных и связных. А по данным на 2000 год бельгийские ВВС располагали 10 годными к полетам самолетами Magister, которые использовались преимущественно как связные (штабные).
После того, как главные заказчики самолетов Magister стали снимать их с вооружения, ВВС ряда других стран выразили заинтересованность в приобретении небольшого количества CM.170, предполагая использовать их для начальной летной подготовки и в качестве легких штурмовиков - в последнем случае на подкрыльевых узлах подвешивались бомбы, пушечные контейнеры или блоки НАР. Такие машины эксплуатировались до недавнего времени или даже продолжают эксплуатироваться и сегодня в таких странах как Алжир, Бангладеш, Камерун, Габон, Ирландия, Ливия, Марокко, Сальвадор, Того и др.
По имеющейся информации, ВВС Израиля также продолжают эксплуатировать самолеты Magister для начальной летной подготовки, некоторое время назад у Бельгии были приобретены девять самолетов (не считая закупленных изначально у компании-разработчика, а также выпущенных в Израиле по лицензии). В период 1981-1986 годов на заводе "Bedek Division" компании IAI в рамках программы "Advanced Multimission Improved Trainer" (AMIT) прошли модернизацию около 80 самолетов израильских ВВС, получивших более мощные двигатели Marbore VI, новую авионику и пр. Модернизированные самолеты получили обозначение Tzukit.
19 марта 1962 года в воздух поднялся прототип Potez-Heinkel CM.191 Super Magister, отличавшийся от базовой модификации перепроектированной и более широкой носовой частью фюзеляжа, благодаря чему удалось обеспечить посадку в кабине четырех человек. Фонарь кабины был односегментным. Разработчик предлагал данный вариант под обозначением CM.191-A как военный учебно-тренировочный самолет, самолет связи и разведки, а в гражданском варианте CM.191-B - в качестве туристического и корпоративного самолета.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Aerospatiale CM.170-1 Magister
Тип: многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
Силовая установка: два ТРД Turbomeca Marbore IIA тягой по 3,92 кН
Летные характеристики: макс. скорость на высоте 9000 м - 715 км/ч; начальная скороподъемность 1020 м/мин; практический потолок 11000 м; дальность с дополнительным запасом топлива 1200 км
Масса: пустого 2150 кг; максимальная взлетная 3200 кг
Размеры: размах крыла 12,15 м (по концевым топливным бакам); длина 10,06 м; высота 2,80 м; площадь крыла 17,30 м2
Вооружение: обеспечена возможность установки двух пулеметов в носовой части фюзеляжа, плюс до 100 кг вооружений на двух подкрыльевых узлах подвески
- Описание
Фотографии
-
Air International 2008-04 / D.Oliver - Fouga Magister /Aircraft profile/
Fouga CM.170 Magister 12-XJ, c/n 43 of the Armee del'Air, 12 Escadre, based at Cambrai.
-
Air International 2008-04 / D.Oliver - Fouga Magister /Aircraft profile/
Регистрационный номер: AA-287 Fouga Magister AA-287, c/n 145 of the Luftwaffe circa 1964. An initial batch of 40 French-manufactured aircraft were supplemented with 194 built by Messerschmitt to meet the newly-created Luftwaffe's basic jet training requirements.
-
Мировая Авиация 221
Бельгия. Нижние поверхности Magister пилотажной группы бельгийских ВВС «Les Diables Rouges»/«Rode Duivels» («Красные дьяволы») были окрашены в цвета национального флага. Самолеты несли на левом борту изображение льва, а на правом - герб города Синт-Трёйден.
-
Air International 2008-04 / D.Oliver - Fouga Magister /Aircraft profile/
Регистрационный номер: 4D-YL [2] Fouga CM.170 Magister 4D-YL, c/n 359 of the Austrian Air Force, one of 18 supplied by France in the late 1950s.
-
Air International 2008-04 / D.Oliver - Fouga Magister /Aircraft profile/
Регистрационный номер: FM-51 [2] For basic/advanced flying training Finland bought 20 Magisters from France and Valmet built a further 62. This Valmet-built CM.170R Magister FM-51, c/n 51, was fitted with guns for its use by the ground attack school in Pori, Finland.
-
Air International 2008-04 / D.Oliver - Fouga Magister /Aircraft profile/
Fouga CM.170 Magister L107 was one of nine of the type supplied to the Lebanese Air Force by France and Germany.
-
АвиаМастер 2001-02 / М.Жирохов - Мятежная провинция. Воздушная война в Конго 1960-1963гг. /Горячая точка/
Фуга CV.170 "Мажистер" ВВС Катанги, на котором летал французский наемник су-лейтенант Дюбуа. В июле 1961г. самолет вышел из строя из-за поломки двигателя и через месяц был захвачен войсками ООН на аэродроме Луано.
-
Aviation Historian 33 / A.Grandolini - On the wings of the Hansa (1)
Fouga CM.170 Magister “3” of I’Ecole Royale de I’Air Khmere (ERAK - Royal Cambodian Air Academy) circa 1966. The AVRK operated a total of four Magisters, the type being used initially for training, but later also for ground-attack duties.
-
Aviation Historian 34 / A.Grandolini - On the wings of the Hansa (2)
Used in the ground-attack role by the Cambodians, the Fouga CM.170 Magister was fitted to carry M-26 anti-personnel cluster bombs on underwing hardpoints. Serial 306 is seen here with a pair of M-26 units under the port wing, in the standard colours the type wore in October 1970.
-
Air International 2008-04 / D.Oliver - Fouga Magister /Aircraft profile/
Fouga CM.170 Magister of the Algerian Air Force which received 28 former-Luftwaffe aircraft in 1969 for the counter-insurgency role.
-
Мировая Авиация 221
Бразилия. Еще одной страной, чья национальная пилотажная группа летала на Magister, была Бразилия, ВВС которой использовали более мощные СМ.170-2 Super Magister. Группа называлась «Esquadrilha da Fumaga» («Дымная эскадрилья»), a Magister был известен в Бразилии под обозначением T-14.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
Cartridge start for a Magister on a liaison flight to Auxerre on March 20, 1988. The aircraft was then assigned to the liaison flight of 2e Escadre de Chasse with code ‘2-HB’ but earlier had been coded ‘315-QL’ with Groupement Ecole 315.
-
Авиация и Космонавтика 2014-10 / Д.Пичугин - Авиашоу в Карупе /Выставки, смотры/
Регистрационный номер: OY-FGA -
Aeroplane Monthly 1996-03 / M.Oakey - Vintage news
Регистрационный номер: F-GMPK Jean-Luc Langeard’s immaculate Fouga Magister 1911 F-GMPK.
-
Мировая Авиация 224
ВВС в общей сложности закупили 437 CM.170, последний был поставлен в декабре 1969 года. Первым и основным эксплуатантом являлась 312-я учебная группа в Салон-де-Прованс (на фото), получившая свой первый Magister в мае 1956 года. С 1963 года в составе данной части была сформирована пилотажная группа Франции.
-
Мировая Авиация 167
ВВС Франции получили 397 самолетов Magister, которые могли вооружаться двумя 7,5-мм пулеметами, а под крылом можно было подвешивать четыре неуправляемые авиационные ракеты.
-
Air International 2017-04 / Airscene
Fouga CM170 Magister N315MB (former Armee de l'Air serial number 498) seen flying through a canyon within the low-level network in California. The aircraft is registeres to Swift Air International Inc and is understood to have been operating with the US Air Force Test Pilots School at Edwards Air Force Base, California.
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (3)
Французский учебно-тренировочный самолет Fouga CM.170 «Magister». Фарообразный обтекатель черного цвета перед кабиной пилота-инструктора и есть визирная часть стереоскопического перископа.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
Due to safety considerations during carrier operations, Zephyrs differed from Magisters in having sliding instead of clamshell canopies. These naval trainers were also fitted with an arrester hook and catapult strop attachment.
-
Air International 1988-01 / P.Jackson - Etendards over the Atlantique
Fouga CM.175 Zephyr hooked twin-jets are used to give deck-landing training by I'Ecole de I'Air, based at Salon-de-Provence.
-
Air International 2008-04 / D.Oliver - Fouga Magister /Aircraft profile/
Aeronavale CM-175 Zephyr of 59S Flight based at Naval Air Station Hyeres, near Toulon in the south of France. Due to safety considerations during carrier operations, Zephyrs differed from Magisters in having sliding, instead of clamshell, canopies. These naval trainers were also fitted with an arrester hook and catapult strop attachment.
-
Мировая Авиация 224
Авиация ВМС получила 30 CM.175 Zephyrs (исходное наименование Esquif) для вспомогательной эскадрильи 59S (на фото). Самолеты с тормозными гаками использовались для тренировок морских летчиков до 1997 года.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
Fouga CM 175 on the deck of the Clemenceau
-
Air Enthusiast 2003-09 / S.Aloni - Golden heritage
Test pilots Yochanan Rozer and 'Danny' Shapira took the first upgraded Zukit for its maiden flight in September 1980.
-
Мировая Авиация 224
В конце 1950-х годов Израиль получил от Франции 16 новых Magister, еще 50 самолетов построила по лицензии "Bedek Aviation" (позже IAI). Magister также перекупались у других стран, прежде всего Германии (40, снятых с вооружения). В ВВС Израиля Magister использовались как учебные, но в 1967 году применялись в боевых действиях. В 1981-1986 годах порядка 80 самолетов доработали до уровня Tzukit, повысив мощность двигателей и внеся ряд других изменений. Израильские Tzukit эксплуатировались в школе повышенной подготовки летчиков в Хатцериме до июня 2010 года.
-
Air International 1996-07 / Talkback
During a visit to the Israeli Defence Force’s museum at Hatzerim, last April, reader Paul Van Oers was told by a local source that all of the Tsukits have been retired from service; not only from the Heyl Ha’Avir, but also all other units. 536 and 540 were two of nine examples preserved in a storage area adjacent to the museum.
-
Air International 2008-04 / D.Oliver - Fouga Magister /Aircraft profile/
Israel is the sole remaining operator of the Magister, albeit in the form of a much-modified variant, the Tzukit. Over 40 of the type are understood to be in service with the Flight Academy at Hatzerim Air Base.
-
Мировая Авиация 221
Последним крупным оператором Magister был Израиль, снявший свои самолеты с вооружения в 2010 году. Эти машины прошли модернизацию по программе AMIT (Advanced Multi-mission Improved Trainer) и были переименованы в Tzukit.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
IDF/AF Flying School's Fouga 280, 216 and 243 in flight in December 1968, about the time 147 Squadron was disbanded.
-
Air International 2006-10 / S.Aloni - Israeli Skyhawks /Military/
A pair of AhitMs 311 and 342 taxi to take-off from Hatzerim as a Flight School Zukit comes into land. IASF Flight School students fly the Zukit during basic training and the Ahit for advanced training. The air force has issued a Request For Information for a Zukit replacement for introduction around 2010, and it is believed that the Ahit's successor will enter service some five years later.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas A-4 Skyhawk - США - 1954
-
Мировая Авиация 167
Бельгийские ВВС также получили в свое распоряжение Magister, на которых в 1970-е годы летали летчики национальной пилотажной группы "Les Diables Rouges" ("Красные дьяволы"). Самолеты эксплуатировались также как учебные и связные, их карьера завершилась 27 сентября 2007 года.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
Belgian Air Force/33 Squadron Magister MT-30 seen here wearing a special display colour scheme at Mildenhall on May 24, 1992. Although around 16 examples soldiered on in Belgian use after the majority were replaced by Alpha Jets, it is believed the last few are now being retired.
-
Мировая Авиация 224
Бельгия получила 45 новых Magister. Самолеты были поставлены в январе 1960 - январе 1962 годов и заменили T-6. В 1969 году получено пять Magister, снятых с вооружения Люфтваффе, еще девять отремонтированных машин поступило позже. Несколько самолетов поступило в учебное подразделение WS (Voortgezette Vliegopleiding School) в Камино, Бельгийское Конго. Эти наспех вооруженные самолеты применялись для нанесения ударов по конголезским партизанам. Позже самолеты перебросили в Брюстем и с 1 ноября 1961 года стали использовать также для подготовки голландских летчиков. В 1971 году VVS разделили на 7-ю и 9-ю эскадрильи. С 1965 года Magister использовала пилотажная группа "Rode Duivels". До сентября 2007 года несколько Magister оставались на вооружении 1-го авиакрыла.
-
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.Oakey, T.Harmsworth - News
Регистрационный номер: G-FUGA [2] Fouga Magister G-FUGA, seen here at the North Weald Fighter Meet in May 1995, has gone to France as F-GSHG.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / M.Vines - Photo Masterclass /Aviation photography/ (3)
Регистрационный номер: G-FUGA [2] “Three, two, one -GO!” A Fouga Magister goes into a wing-over in response to a radio countdown.
-
Мировая Авиация 224
Ирландия. Шесть отремонтированных CM.170 в 1975-1976 годах поступили в легкую ударную эскадрилью 1-го авиакрыла. Самолеты использовались как учебные, но могли быть вооружены пулеметными контейнерами или блоками НАР, предусмотрена подвеска разведывательных контейнеров VICON 70. Также время от времени, до снятия с вооружения в 1998 году, на CM.170 летала пилотажная группа "Silver Swallows".
-
Мировая Авиация 167
Ирландские ВВС в 1976-1999 годах эксплуатировали шесть CM.170-2 Super Magister в качестве учебно-тренировочных самолетов и легких штурмовиков. Super Magister также эксплуатировались в Бразилии, Ливии и Франции.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
In the absence of funding for any replacements, the Irish Air Corps Magisters are still in service with the Light Strike Squadron and are maintained in immaculate condition, as exemplified here by 219, which was formerly 298 with the Armee de I’Air.
-
Air International 2008-04 / D.Oliver - Fouga Magister /Aircraft profile/
This photograph of Irish Air Corps Magister 220 clearly illustrates its short undercarriage. The CM.170 was withdrawn from service on June 10, 1999, and this particular aircraft is now located in the Carlow Institute of Technology, Ireland, where it is used as a training aid for students.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
Four Irish Air Corps Magisters on the flight line at Baldonnel awaiting their aircrew for a training sortie by the Silver Swallows aerobatic team, which gives occasional displays with the type. Note the unusual configuration of the air brakes, seen deployed above and below the port wing of the nearest aircraft.
-
Мировая Авиация 221
Регистрационный номер: FM-51 [2], FM-82 Как и израильская IAI, финская «Valmet» выпускала Magister по лицензии. Завод компании в Тампере собирал Magister из постоянно возраставшего числа компонентов местного производства. Три подразделения финских Magister базировались в Куопио-Риссала, Рованиеми и школе штурмовиков в Пори.
-
Мировая Авиация 224
Регистрационный номер: FM-30 Финляндия закупила Magister в качестве самолета основной и повышенной подготовки летчиков. 20 самолетов поступило из Франции, первый - в 1962 году, еще 62 собрали в 1960-1967 годах на "Valmet" в Тампере. После долгой службы Magister заменили на Hawk, финский Magister выполнил последний полет 18 декабря 1988 года.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
Finnish warbird in the USA - a US-registered, Valmet-built, former Ilmavoimat Magister landing at Schafter, California, on April 28, 1990.
-
Мировая Авиация 224
В 1977-1985 годах Бангладеш получила три партии Magister - шесть бывших германских самолетов, четыре экс-французских и пять из Того. Самолеты использовались 15-й эскадрильей Академии ВВС в Джессоре. В 1997 году их сняли с вооружения, заменив на Cessna T-37.
-
Мировая Авиация 138
Бангладеш к 1997 году заменил все Magister на другого "ветерана" - реактивный УТС Cessna T-37
-
Air International 1989-01 / ??? - SE Asian Air Arm ... the Bangladesh Defence Force's modest Air Wing
Biman Bahini CM-170 Magister basic trainers lined up with (in background) An-26 transports at Tezgaon AB, Dhaka
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-26 - Россия - 1969
-
Мировая Авиация 224
Марокко. Первыми марокканскими Magister стали восемь самолетов, поставленных Францией в августе 1962 года в качестве учебных. В 1970 году к ним прибавились 24 бывшие германские машины.
-
Air International 1985-11 / ??? - The Royal Moroccan Air Force ... A Seasoned Air Arm
Ex-Luftwaffe CM 170 Magisters at Marrakech-Menara, home of the RMorAF Academy. Apart from their basic flying training task, the Magisters have been operated in the counter-insurgency role in the Western Sahara.
-
Aviation Historian 22 / A.Delalande - All the president's men
Two of the GPG’s three Fouga Magisters during a training flight. Note the different-coloured pennants beneath the front cockpit canopies. The GPG’s Magisters were all retired in 1990 and were acquired by the Congolese government in 1998 for planned diamond-mine protection duties. They remained dismantled and were last noted as being in storage at Lubumbashi in south-eastern Congo in 2005.
-
Aviation Historian 22 / A.Delalande - All the president's men
Most of the members of the Presidential Guard air squadron pose in front of two of the unit’s Magisters at Libreville; the pilots are in orange flying suits, including Pierre Grosjean, furthest right with blue flying helmet.
-
Aviation Historian 22 / A.Delalande - All the president's men
The Gabonese Presidential Guard (GPG) fleet beside the hangars at Libreville in the early 1980s, before the retirement of the unit’s Douglas Skyraiders in 1982.
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Puma / SA.330 - Франция - 1965Beechcraft Model 45 / T-34 Mentor - США - 1948Douglas AD / A-1 Skyraider - США - 1946North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935Piper Navajo PA-31 / Chieftain / Cheyenne - США - 1964Sud-Aviation Alouette III / SA.316 / SA.319 - Франция - 1959
-
Авиация и Космонавтика 2017-10 / В.Морозов - Авиация Австрии: 1919-2017гг. (1)
Регистрационный номер: 4D-YL [2] CM.170 «Фуга-Мажистер» ВВС Австрии в музее.
-
Мировая Авиация 224
Сальвадор. Шесть вооруженных самолетов Magister постройки IAI приобретены в 1975 году, еще три Magister французской постройки поступили в 1978 году. Машины использовались как ударные и состояли на вооружении эскадрильи в Илопанго. Минимум один самолет получил повреждение при атаке партизанами авиабазы в январе 1982 года. В 2000 году пригодными к полетам оставались два самолета.
-
Мировая Авиация 224
Камерун. Четыре экс-германских Magister были поставлены в мае 1973 года, еще два - в 1978 и 1979 годах и еще два - в 1983 году. Финальные семь самолетов поступили в середине 1987 года. Предназначенные в первую очередь для борьбы с партизанами, они базировались в Гаране. Шесть самолетов, предположительно, сохраняли боеспособность в 2000-е годы, но закат их карьеры близок.
-
Мировая Авиация 138
В семействе Magister предлагался и четырехместный CM.191, который, впрочем, в серию не пошел.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
The second CM 170 R prototype, but third to fly, was the only Magister to be fitted with conventional tail surfaces. After ten flights, it was retrofitted with butterfly surfaces. Noteworthy is the shorter nose differentiating prototypes from production aircraft.
-
Мировая Авиация 167
Регистрационный номер: F-ZWRO [2] Первый опытный самолет имел металлическую окраску и почти не отличался от серийных Magister, исключая, пожалуй, более тонкий каркас фонаря кабины экипажа.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
Регистрационный номер: F-ZWRO [2] The unmarked original prototype Fouga CM 170 Magister (01/F-ZWRO) is seen here on September 18, 1952, some two months after its first flight. Less than seven weeks later it was destroyed in a fatal crash at Toulouse after attempting a barrel roll at too low an altitude - as this was attributed to pilot error it did little to affect confidence in the aircraft.
-
Air Pictorial 1956-12
FOR THE FRENCH NAVY. Prototype Air-Fouga CM 170 M Magister is one of two ordered by the French naval air arm for deck-landing training evaluation. The air force CM 170 R is used for jet training - the original order for 195 has now been increased to 325.
-
Air Pictorial 1955-04 / ??? - News from the french aircraft industry (2)
The Fouga C.M.170R Magister two-seat twin-jet trainer. Note butterfly-tail, large canopy, engines mounted on the sides of the fuselage , and 27 1/2-gallon wingtip tanks.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
The very neatly laid-out Magister production line seen in its early days at Toulouse/Blagnac on October 12, 1956. All these early production examples formed part of the first batch ordered for the Armee de l’Air.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v1
Aerospatiale CM 170 Magister.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Potez CM 170 Magister trainer (two Turbomeca Marbore turbojet engines)
-
Aeroplane Monthly 1973-07 / Paris Spotlight
The Patrouille de France putting their Fouga Magisters through a perfect formation aerobatic routine
-
Мировая Авиация 221
С 1 сентября 1965 года подразделение Ecole de I'Air сменило обозначение на 312 Groupement Instruction (инструкторская авиашкола). В этом подразделении была создана «Patrouille de France» - пилотажная группа, оснащенная Magister. Ее сформировали в 1964 году на базе существовавшей с 1957 года пилотажной группы «Patrouille de I'Ecole de I'Air».
The Patrouille de France Magisters -
Авиация и Космонавтика 2012-12 / Д.Пичугин - Air Tattoo - 2012
Участник первого "Эйр Тату", 1971г., пилотажная группа "Патруль де Франс".
-
Air International 1983-10 / ??? - A Museum in the Vines /Veteran & Vintage/
The Fouga Magister, in Armee de l'Air finish, is displayed in the open at Mas Palegry.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Potez CM 173 (two Turbomeca Marbore VI turbojet engines), prototype for the Potez 94
-
Мировая Авиация 167
Авиация ВМС Франции использовала CM.175 Zephyr в качестве УТС начальной летной подготовки, в том числе и для полетов с палубы - самолет оснастили посадочным гаком, а также усилили каркас фонаря кабины.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
Naval CM 175 Zephyr 21, seen during early deck-landing trials, with arrester hook lowered. This particular aircraft remained in service until the end of Aeronavale Zephyr operations in December 1994, latterly with 59S at Hyeres.
-
Мировая Авиация 138
Zephyr оснащался посадочным гаком и сдвижным, а не откидывающимся как у Magister, фонарем.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
Регистрационный номер: 4X-FDA [2] Fouga 4X-FDA was ferried to Israel by the IDF/AF Chief Test Pilot Major Daniel Shapira in November 1957 to serve as a pattern aircraft for local assembly by Bedek Aviation
-
Air Enthusiast 2003-09 / S.Aloni - Golden heritage
Регистрационный номер: 4X-FDA [2] Fouga 4X-FDA served as the Bedek pattern aircraft for the establishment of the local production line. It was designated BK-101 with BK standing for Bedek.
-
Air Enthusiast 2003-09 / S.Aloni - Golden heritage
The first Fouga to be produced by IAI was formally handed over to the IDF/AF an July 6, 1960.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
Fouga 236 was the aircraft in which Amram Shemer flew from Hatzerim to Ramat-David on June 9, 1967, during the ill-fated deployment
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
Head-on the Fouga represented a small target, yet it is believed that in at least three, and maybe four, of the six aircraft lost during the Six Day War, the pilot was hit directly by AA fire.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
Fouga 218 in an ammunition demo at Tel-Nof before the Flying School moved to Hatzerim in late 1966.
-
Air Enthusiast 2003-09 / S.Aloni - Golden heritage
Work on the first Fouga Jet trainer to be assembled by Bedek.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
No.147 Squadron ground crews paint 'kill' markings on Fouga 201.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
'Dani' Arber in the cockpit of Fouga 79 painted in the colours of the IDF/AF aerobatic team
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
Captain (reserve) Amram Shemer in the cockpit of Fouga 285 just before the war. The digit '2' has been added to the serial number 85 in a different style
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
Several 147 Squadron pilots pose with Fouga 32 carrying both rocket pods and rocket rails. Left to right: Zvi Kanor, Yitzhak Shaked, Amram Shemer, Moshe Eyal, Uri Shahak, Amos Melamed and Yehuda Lev Ran.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
For a short while after the Six Day War, the 147 Squadron concept remained intact with Major Mordechai 'Moti' Yeshurun as the commander. Standing (left to right): Avinoam Rozen, David Kishon, Amram Shemer, Eli Eyal, Moshe Eyal, Mordechai Pe’er, Avner Yoshpeh, Ithamar Neuner (Flying School instructor) and Hillel Elroue. Front row (left to right): Mordechai Yeshurun (Flying School Advanced Training Squadron commander), Ya’acov Parnas (Technical Officer), David Helman, Moshe Ofer, unknown and Eli Mor.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
Fouga 79 was flown by Amram Shemer on June 6, 1967, when he led a formation to attack Jordanian mortars near Mar Elias monastery south of Jerusalem
-
Мировая Авиация 221
Во время Шестидневной войны ВВС Израиля интенсивно использовали 45 Magister, и несколько самолетов были сбиты. Израильские машины несли полный набор вооружения и даже в 1970-е годы решали задачи, сочетавшие продвинутую боевую подготовку с боевым применением в чрезвычайных ситуациях.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
Fouga 242 in the pre-Six Day War camouflage scheme. During the war, the red DayGlo stripes on the nose section, wingtip fuel tanks and tail unit were removed
-
Авиация и Космонавтика 2017-05 / В.Морозов - В небе над Синаем (1)
Учебно-тренировочные Фуга CM.170 "Мажистер" ВВС Израиля. Фото второй половины 1960-х гг.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
A perfect example of a typical 1960s flypast by the IDF/AF Flying School Fouga trainers - this one over Tel-Aviv on the Israeli Independence Day of May 6, 1965.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
An IDF/AF Flying School Fouga overflying El-Arish immediately after the Six Day War.
-
Air Enthusiast 2001-07 / S.Aloni - Trainers in Combat
The view from the air of a No.147 Squadron formation attacking Jordanian vehicles in the West Bank on June 7, 1967. By this time, the squadron operated from medium altitude.
-
Air Pictorial 1957-09
Регистрационный номер: AS-101 The first French-built Fouga Magister was recently delivered to the Luftwaffe.
-
Air Pictorial 1961-12 / Photo Review
Регистрационный номер: AA-295, AA-297 Seen at Odiham, Luftwaffe C.M.170R Magisters AA-297 and AA-295 belong to Wartungstaffel F Flight
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
Регистрационный номер: AA-142 [2], AA-150 The second and tenth German-built Magisters of the Flugzeugfuhrerschule-A at Landsberg. The Luftwaffe FFS-A received its first CM 170s in July 1957.
-
Мировая Авиация 224
Регистрационный номер: AA-142 [2] ФРГ. В качестве самолета основной подготовки летчиков Люфтваффе выбрали Magister. За первыми 40 самолетами французской постройки последовали 194 Magister производства "Messerschmitt". Первый был поставлен в июле 1957 года для авиашколы FFS-A в Ландсберге, где уже имелись T-6. Magister также поступили в 61-е испытательное подразделение в Манчинге, авиакрылья AKG 53 в Эрдинг/Лейпхем и AKG 54 в Ольденбурге (оба с Fiat G.91), 50-е училище (боевого применения авиации), эскадрилью Flugbereitschaftstaffel и 1-е (техническое) училище. Большинство самолетов сняли с вооружения в 1966 году, одновременно с расформированием FFS-A. Часть продали компании "Aerospatiale" для ремонта и последующей перепродажи, не менее 40 передали Израилю. Magister также использовались морской авиацией - эскадрами MFG 1 в Шлезвиге, MFG 2 в Эггебеке и MFG 5 в Киле.
-
Мировая Авиация 221
Регистрационный номер: AA-193 Вслед за Францией вторым крупнейшим оператором Magister стала Западная Германия. Люфтваффе получили 62 Magister постройки «Fouga» и не менее 188 самолетов, собранных «Heinkel-Messerschmitt».
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Регистрационный номер: AA-139 Potez CM 170 Magister trainer in Federal German Air Force insignia
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - 3. World Directory of Air Forces
Finnish Air Force Magister
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Valmet-built Potez CM 170 Magister trainer of the Finnish Air Force
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Valmet-built Potez C.M.170 Magister trainer of the Finnish Air Force
-
Авиация и Космонавтика 1997-11 / К.-Ф.Геуст - Воздушная мощь маленькой страны
Послевоенные финские ВВС: учебно-боевой Фуга Мажистер CM 170R из HavLLv 21, весна 1972г.
-
Air Pictorial 1988-01 / P.Hatch - Air Forces of the World
Aerospatiale CM.170-2 Super Magister 216 taking off from Baldonnel
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
T-24-1723 (c/n 559) was one of seven acquired by the Brazilian Air Force (FAB) to equip the national aerobatic team, the Esquadrilha de Fumaca, although the type was not otherwise operated by the FAB.
-
Мировая Авиация 224
Бразилия. Получившие местное обозначение T-24, семь CM.170-2 Super Magister были закуплены в 1968 году для национальной пилотажной группы. После расформирования группы в начале 1975 года самолеты продали назад "Aerospatiale".
-
Авиация и Космонавтика 2022-11 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (35)
CM.170 «Мажистер» ВВС Камбоджи на столичной авиабазе Почетонг. На заднем плане видны O-1A и вертолеты H-34, 1970 г.
Другие самолёты на фотографии: Cessna L-19 / O-1 Bird dog / Model 305 - США - 1950Sikorsky CH-34 / S-58 Choсtaw - США - 1954
-
Aviation Historian 33 / A.Grandolini - On the wings of the Hansa (1)
Su Sampong seen in the cockpit of a Fouga CM.170 Magister in the late 1960s
-
Мировая Авиация 224
Регистрационный номер: 4D-YE Австрия. В конце 1950-х 18 Magister были приобретены непосредственно во Франции. Они вместе с de Havilland Vampires состояли на вооружении учебного подразделения в Грац-Талерхофе.
-
Air International 1996-06 / R.Francillon - Masterful Magister
Magister L-441 (c/n 503) was the second of four new-production examples to join the Lebanese Air Force, which later acquired a further 16 second-hand examples, comprising eight each from France and Germany.
-
Мировая Авиация 224
Алжир. В 1969 году ВВС Алжира получили 28 Magister, ранее использовавшихся Люфтваффе. Самолеты, оборудованные для борьбы с партизанами, состояли на вооружении двух эскадрилий.
-
Air International 1985-11 / ??? - The Royal Moroccan Air Force ... A Seasoned Air Arm
One of the surviving CM 170 Magisters originally acquired from France's Armee de l’Air photographed at Marrakech-Menara.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Potez-Heinkel CM 191 (two Turbomeca Marbore VI turbojet engines)
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (3)
Этот, один из 62-х учебных вариантов самолета Fouga CM.170 FM-37 «Magister», по лицензии построила финская компания «Valtion Metallitehtaat Oy» (сокращенно «Valmet Oy»). Вид вперед с кресла инструктора на окулярную часть стереоскопического перископа несколько напоминает пространство боевой рубки подводной лодки, за что эти спарки в шутку называли «бельгийскими подводными лодками»
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (3)
Этот, один из 62-х учебных вариантов самолета Fouga CM.170 FM-37 «Magister», по лицензии построила финская компания «Valtion Metallitehtaat Oy» (сокращенно «Valmet Oy»). Вид вперед с кресла инструктора на окулярную часть стереоскопического перископа несколько напоминает пространство боевой рубки подводной лодки, за что эти спарки в шутку называли «бельгийскими подводными лодками»
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Котлобовский, М.Жирохов - Пылающий Индостан (2)
Последствия налета индийских "Канберр" на авиабазу Колвези: поврежденная "Фуга". Конго, декабрь 1961г.
Неисправный CM.170 "Мажистер" ВВС Катанги, захваченный войсками ООН на авиабазе Луано (???), август 1961г. (???) -
Air Enthusiast 2001-11 / M.Draper - Back To The Scene
Intriguing relic from the Nigerian Civil War, a former Biafran Air Force Fouga CM-170 Magister fuselage, now almost hidden in the long grass at Sao Tome.
-
Air Pictorial 1977-03 / J.Rawlings - Kit News
Airfix's 1/72nd-scale model of the Fouga Magister in Patrouille de France colour scheme.
-
Air Pictorial 1955-08 / J.Stevens - "Farnborough" in Europe
Model of the Fouga C.M.195 - the "swept-Magister" compressibility trainer.
-
Air Enthusiast 2003-09 / S.Aloni - Golden heritage
Full-scale model of the B-101 business jet revealing its Fouga ancestry.
-
Мировая Авиация 138
Fouga CM.170 Magister
Тип фотографий
- Все фото (127)
- Боковые проекции (11)
- Цветные фото (50)
- Ч/б фото (56)
- Кабина (2)
- Обломки (2)
- Модели, рисунки, схемы (6)