Fouga CM.170 Magister
Варианты:
Fouga - CM.170 Magister - 1952 - Франция
Страна: Франция
Год: 1952


Многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (46)
Fouga CM.170 Magister и CM.175 Zephyr
  
   Первым в мире реактивным учебно-тренировочным самолетом, широко применявшимся по назначению, стал Aerospatiale Magister, созданный под требования ВВС Франции компанией "Fouga", которая и строила его первоначально. Специалисты компании предложили проект моноплана с фюзеляжем типа полумонокок, в конструкции которого использовались легкие сплавы. Инструктор и курсант располагались тандемно в герметизированной кабине, а силовая установка включала два небольших турбореактивных двигателя, расположенных по бокам фюзеляжа. Среднерасположенное крыло - трехлонжеронное, прямое, с большим относительным удлинением, оснащалось на внешней части элеронами с аэродинамической и весовой компенсацией и закрылками на внутренней части. Дополнительно к двум фюзеляжным топливным бакам имелись баки на законцовках крыла. Шасси - трехопорное, основные опоры убирались в ниши в нижней части крыла, а носовая опора убиралась в нишу в фюзеляже.
   Первый из трех прототипов CM.170 Magister совершил первый полет 23 июля 1952 года, а в июне 1953 года поступил заказ на установочную партию из 10 самолетов. В январе 1954 года был размещен заказ на крупную партию серийных машин (95 самолетов для ВВС Франции), первый серийный самолет поднялся в воздух 13 января 1954 года. В 1958 году группа "Potez" поглотила компанию "Fouga" и продолжила реализацию программы CM.170. Однако в апреле 1967 года последняя перешла под контроль компании "Sud-Aviation", а выпуск самолетов Magister продолжался до 1970 года - к тому времени "Sud-Aviation" вошла в состав "Aerospatiale".
   7 июля 1954 года в воздух поднялся предсерийный CM.170-1 Magister, в целом он без изменений дошел до серийного самолета, а первый полет серийной машины состоялся 29 февраля 1956 года. В общей сложности во Франции были выпущены 622 самолета CM.170, которые поставлялись ВВС (400) и ВМС Франции (32), а также экспортировались в Австрию, Бельгию, Бразилию, Камбоджу, Конго (Леопольдвилль), Финляндию, ФРГ, Израиль и Ливан. Кроме того, немецкая "Flugzeug Union Sud" построила 188 самолетов, финская "Valmet" - 62 самолета, а израильская IAI - 36, в результате чего, включая прототипы, был выпущен 921 самолет данного семейства.
   Силовая установка CM.170-1 включала два двигателя Turbomeca Marbore IIA, но затем на CM.170-2 стали применять два ТРД Marbore VIC тягой по 4,71 кН. 8 июня 1964 года в воздух поднялся CM.170-3, позже получивший обозначение CM.173 Super Magister и отличавшийся увеличенным запасом топлива, перепроектированным фонарем кабины и установленными в кабине катапультными креслами Martin-Baker. Специально модифицированная морская версия самолета была создана на базе CM.170-1 и выпускалась для морской авиации Франции под обозначением CM.175 Zephyr - самолет имел возможность посадки/взлета на палубу авианосца, для чего, кроме всего прочего, оснащался посадочным гаком. Всего были построены два прототипа и 30 серийных машин этого варианта, первый прототип поднялся в воздух 30 мая 1959 года.
   На вооружении ВВС Франции еще в середине 1990-х годов оставались около 150 самолетов Magister, которые использовались в качестве учебно-тренировочных и связных. А по данным на 2000 год бельгийские ВВС располагали 10 годными к полетам самолетами Magister, которые использовались преимущественно как связные (штабные).
   После того, как главные заказчики самолетов Magister стали снимать их с вооружения, ВВС ряда других стран выразили заинтересованность в приобретении небольшого количества CM.170, предполагая использовать их для начальной летной подготовки и в качестве легких штурмовиков - в последнем случае на подкрыльевых узлах подвешивались бомбы, пушечные контейнеры или блоки НАР. Такие машины эксплуатировались до недавнего времени или даже продолжают эксплуатироваться и сегодня в таких странах как Алжир, Бангладеш, Камерун, Габон, Ирландия, Ливия, Марокко, Сальвадор, Того и др.
   По имеющейся информации, ВВС Израиля также продолжают эксплуатировать самолеты Magister для начальной летной подготовки, некоторое время назад у Бельгии были приобретены девять самолетов (не считая закупленных изначально у компании-разработчика, а также выпущенных в Израиле по лицензии). В период 1981-1986 годов на заводе "Bedek Division" компании IAI в рамках программы "Advanced Multimission Improved Trainer" (AMIT) прошли модернизацию около 80 самолетов израильских ВВС, получивших более мощные двигатели Marbore VI, новую авионику и пр. Модернизированные самолеты получили обозначение Tzukit.
   19 марта 1962 года в воздух поднялся прототип Potez-Heinkel CM.191 Super Magister, отличавшийся от базовой модификации перепроектированной и более широкой носовой частью фюзеляжа, благодаря чему удалось обеспечить посадку в кабине четырех человек. Фонарь кабины был односегментным. Разработчик предлагал данный вариант под обозначением CM.191-A как военный учебно-тренировочный самолет, самолет связи и разведки, а в гражданском варианте CM.191-B - в качестве туристического и корпоративного самолета.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale CM.170-1 Magister

   Тип: многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
   Силовая установка: два ТРД Turbomeca Marbore IIA тягой по 3,92 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 9000 м - 715 км/ч; начальная скороподъемность 1020 м/мин; практический потолок 11000 м; дальность с дополнительным запасом топлива 1200 км
   Масса: пустого 2150 кг; максимальная взлетная 3200 кг
   Размеры: размах крыла 12,15 м (по концевым топливным бакам); длина 10,06 м; высота 2,80 м; площадь крыла 17,30 м2
   Вооружение: обеспечена возможность установки двух пулеметов в носовой части фюзеляжа, плюс до 100 кг вооружений на двух подкрыльевых узлах подвески
France
Cartridge start for a Magister on a liaison flight to Auxerre on March 20, 1988. The aircraft was then assigned to the liaison flight of 2e Escadre de Chasse with code ‘2-HB’ but earlier had been coded ‘315-QL’ with Groupement Ecole 315.
ВВС в общей сложности закупили 437 CM.170, последний был поставлен в декабре 1969 года. Первым и основным эксплуатантом являлась 312-я учебная группа в Салон-де-Прованс (на фото), получившая свой первый Magister в мае 1956 года. С 1963 года в составе данной части была сформирована пилотажная группа Франции.
ВВС Франции получили 397 самолетов Magister, которые могли вооружаться двумя 7,5-мм пулеметами, а под крылом можно было подвешивать четыре неуправляемые авиационные ракеты.
Fouga CM170 Magister N315MB (former Armee de l'Air serial number 498) seen flying through a canyon within the low-level network in California. The aircraft is registeres to Swift Air International Inc and is understood to have been operating with the US Air Force Test Pilots School at Edwards Air Force Base, California.
Due to safety considerations during carrier operations, Zephyrs differed from Magisters in having sliding instead of clamshell canopies. These naval trainers were also fitted with an arrester hook and catapult strop attachment.
Fouga CM.175 Zephyr hooked twin-jets are used to give deck-landing training by I'Ecole de I'Air, based at Salon-de-Provence.
Aeronavale CM-175 Zephyr of 59S Flight based at Naval Air Station Hyeres, near Toulon in the south of France. Due to safety considerations during carrier operations, Zephyrs differed from Magisters in having sliding, instead of clamshell, canopies. These naval trainers were also fitted with an arrester hook and catapult strop attachment.
Авиация ВМС получила 30 CM.175 Zephyrs (исходное наименование Esquif) для вспомогательной эскадрильи 59S (на фото). Самолеты с тормозными гаками использовались для тренировок морских летчиков до 1997 года.
Fouga CM 175 on the deck of the Clemenceau
Israel
Test pilots Yochanan Rozer and 'Danny' Shapira took the first upgraded Zukit for its maiden flight in September 1980.
В конце 1950-х годов Израиль получил от Франции 16 новых Magister, еще 50 самолетов построила по лицензии "Bedek Aviation" (позже IAI). Magister также перекупались у других стран, прежде всего Германии (40, снятых с вооружения). В ВВС Израиля Magister использовались как учебные, но в 1967 году применялись в боевых действиях. В 1981-1986 годах порядка 80 самолетов доработали до уровня Tzukit, повысив мощность двигателей и внеся ряд других изменений. Израильские Tzukit эксплуатировались в школе повышенной подготовки летчиков в Хатцериме до июня 2010 года.
During a visit to the Israeli Defence Force’s museum at Hatzerim, last April, reader Paul Van Oers was told by a local source that all of the Tsukits have been retired from service; not only from the Heyl Ha’Avir, but also all other units. 536 and 540 were two of nine examples preserved in a storage area adjacent to the museum.
Israel is the sole remaining operator of the Magister, albeit in the form of a much-modified variant, the Tzukit. Over 40 of the type are understood to be in service with the Flight Academy at Hatzerim Air Base.
Последним крупным оператором Magister был Израиль, снявший свои самолеты с вооружения в 2010 году. Эти машины прошли модернизацию по программе AMIT (Advanced Multi-mission Improved Trainer) и были переименованы в Tzukit.
IDF/AF Flying School's Fouga 280, 216 and 243 in flight in December 1968, about the time 147 Squadron was disbanded.
A pair of AhitMs 311 and 342 taxi to take-off from Hatzerim as a Flight School Zukit comes into land. IASF Flight School students fly the Zukit during basic training and the Ahit for advanced training. The air force has issued a Request For Information for a Zukit replacement for introduction around 2010, and it is believed that the Ahit's successor will enter service some five years later.
Belgium
Бельгийские ВВС также получили в свое распоряжение Magister, на которых в 1970-е годы летали летчики национальной пилотажной группы "Les Diables Rouges" ("Красные дьяволы"). Самолеты эксплуатировались также как учебные и связные, их карьера завершилась 27 сентября 2007 года.
Belgian Air Force/33 Squadron Magister MT-30 seen here wearing a special display colour scheme at Mildenhall on May 24, 1992. Although around 16 examples soldiered on in Belgian use after the majority were replaced by Alpha Jets, it is believed the last few are now being retired.
Бельгия получила 45 новых Magister. Самолеты были поставлены в январе 1960 - январе 1962 годов и заменили T-6. В 1969 году получено пять Magister, снятых с вооружения Люфтваффе, еще девять отремонтированных машин поступило позже. Несколько самолетов поступило в учебное подразделение WS (Voortgezette Vliegopleiding School) в Камино, Бельгийское Конго. Эти наспех вооруженные самолеты применялись для нанесения ударов по конголезским партизанам. Позже самолеты перебросили в Брюстем и с 1 ноября 1961 года стали использовать также для подготовки голландских летчиков. В 1971 году VVS разделили на 7-ю и 9-ю эскадрильи. С 1965 года Magister использовала пилотажная группа "Rode Duivels". До сентября 2007 года несколько Magister оставались на вооружении 1-го авиакрыла.
Bangladesh
В 1977-1985 годах Бангладеш получила три партии Magister - шесть бывших германских самолетов, четыре экс-французских и пять из Того. Самолеты использовались 15-й эскадрильей Академии ВВС в Джессоре. В 1997 году их сняли с вооружения, заменив на Cessna T-37.
Бангладеш к 1997 году заменил все Magister на другого "ветерана" - реактивный УТС Cessna T-37
Biman Bahini CM-170 Magister basic trainers lined up with (in background) An-26 transports at Tezgaon AB, Dhaka
Ireland
Ирландия. Шесть отремонтированных CM.170 в 1975-1976 годах поступили в легкую ударную эскадрилью 1-го авиакрыла. Самолеты использовались как учебные, но могли быть вооружены пулеметными контейнерами или блоками НАР, предусмотрена подвеска разведывательных контейнеров VICON 70. Также время от времени, до снятия с вооружения в 1998 году, на CM.170 летала пилотажная группа "Silver Swallows".
Ирландские ВВС в 1976-1999 годах эксплуатировали шесть CM.170-2 Super Magister в качестве учебно-тренировочных самолетов и легких штурмовиков. Super Magister также эксплуатировались в Бразилии, Ливии и Франции.
In the absence of funding for any replacements, the Irish Air Corps Magisters are still in service with the Light Strike Squadron and are maintained in immaculate condition, as exemplified here by 219, which was formerly 298 with the Armee de I’Air.
This photograph of Irish Air Corps Magister 220 clearly illustrates its short undercarriage. The CM.170 was withdrawn from service on June 10, 1999, and this particular aircraft is now located in the Carlow Institute of Technology, Ireland, where it is used as a training aid for students.
Four Irish Air Corps Magisters on the flight line at Baldonnel awaiting their aircrew for a training sortie by the Silver Swallows aerobatic team, which gives occasional displays with the type. Note the unusual configuration of the air brakes, seen deployed above and below the port wing of the nearest aircraft.
Morocco
Марокко. Первыми марокканскими Magister стали восемь самолетов, поставленных Францией в августе 1962 года в качестве учебных. В 1970 году к ним прибавились 24 бывшие германские машины.
Ex-Luftwaffe CM 170 Magisters at Marrakech-Menara, home of the RMorAF Academy. Apart from their basic flying training task, the Magisters have been operated in the counter-insurgency role in the Western Sahara.
Finland
Как и израильская IAI, финская «Valmet» выпускала Magister по лицензии. Завод компании в Тампере собирал Magister из постоянно возраставшего числа компонентов местного производства. Три подразделения финских Magister базировались в Куопио-Риссала, Рованиеми и школе штурмовиков в Пори.
Финляндия закупила Magister в качестве самолета основной и повышенной подготовки летчиков. 20 самолетов поступило из Франции, первый - в 1962 году, еще 62 собрали в 1960-1967 годах на "Valmet" в Тампере. После долгой службы Magister заменили на Hawk, финский Magister выполнил последний полет 18 декабря 1988 года.
Finnish warbird in the USA - a US-registered, Valmet-built, former Ilmavoimat Magister landing at Schafter, California, on April 28, 1990.
Gabon
Two of the GPG’s three Fouga Magisters during a training flight. Note the different-coloured pennants beneath the front cockpit canopies. The GPG’s Magisters were all retired in 1990 and were acquired by the Congolese government in 1998 for planned diamond-mine protection duties. They remained dismantled and were last noted as being in storage at Lubumbashi in south-eastern Congo in 2005.
Most of the members of the Presidential Guard air squadron pose in front of two of the unit’s Magisters at Libreville; the pilots are in orange flying suits, including Pierre Grosjean, furthest right with blue flying helmet.
The Gabonese Presidential Guard (GPG) fleet beside the hangars at Libreville in the early 1980s, before the retirement of the unit’s Douglas Skyraiders in 1982.
Others
CM.170 «Фуга-Мажистер» ВВС Австрии в музее.
Сальвадор. Шесть вооруженных самолетов Magister постройки IAI приобретены в 1975 году, еще три Magister французской постройки поступили в 1978 году. Машины использовались как ударные и состояли на вооружении эскадрильи в Илопанго. Минимум один самолет получил повреждение при атаке партизанами авиабазы в январе 1982 года. В 2000 году пригодными к полетам оставались два самолета.
Камерун. Четыре экс-германских Magister были поставлены в мае 1973 года, еще два - в 1978 и 1979 годах и еще два - в 1983 году. Финальные семь самолетов поступили в середине 1987 года. Предназначенные в первую очередь для борьбы с партизанами, они базировались в Гаране. Шесть самолетов, предположительно, сохраняли боеспособность в 2000-е годы, но закат их карьеры близок.
CM.191
В семействе Magister предлагался и четырехместный CM.191, который, впрочем, в серию не пошел.
Details