Мировая Авиация 199
-
Як-3 ("белая 6") Марселя Альбера, 1-й ИАП "Нормандия-Неман", Восточная Пруссия, конец 1944 года. На фюзеляж нанесены отметки о 22 победах в воздушных боях.
Марсель Альбер (в центре) с техниками своего самолета, СССР, 1943 год. В этот период Альбер командовал 1-й эскадрильей полка "Нормандия".
В сентябре 1938 года единственный Hampden передали Швеции, где он поступил на вооружение Flottilj 11 из Никёпинга. В Швеции самолет получил обозначение P.5 и регистрацию SE-APB. До ноября 1947 года машина использовалась для испытаний электронного оборудования.
В войну самолеты Hampden выполняли самые разные задания, включая сброс листовок, дневные и ночные налеты, постановку морских мин, нанесение ударов торпедами.
Hampden II with Cyclone engines, distinguished by the short-chord cowlings.
На этой фотографии хорошо видно, каким узким был фюзеляж Hampden, за который самолет и прозвали "The Flying Suitcase".
Новозеландская 489-я эскадрилья летала на торпедоносцах-бомбардировщиках Hampden из Льючерза с марта 1942 года по декабрь 1943 года.
Очень быстро выяснилось, что по характеристикам MS.406 абсолютно уступает Messerschmitt Bf 109, выигрывая только в радиусе виража. Изображен самолет № 775 из Escadron de Entrainement, Тулуза, 1941 год.
На этом MS.406, "белой девятке", летал Урхо Лехтоваара, самый результативный финский летчик из летавших на Morane-Saulnier. Витана, ноябрь 1941 года.
MS.405, воплотивший в себе опыт первых истребителей-монопланов, не отличался хорошей аэродинамикой, а мощность установленного на нем мотора была явно недостаточной.
MS.406C-1 с мотором Hispano-Suiza 12Y-31 финских ВВС.
Финский Moraani. Первые из 30 заказанных MS.406 финны получили в феврале 1940 года, самолеты поступили в подразделение Lentolaivue 28, дислоцированное в Наараярви. Принять участие в Зимней (советско-финской) войне они не успели, но активно использовались во Второй мировой войне. Летчики MS.406 записали на свой счет 135 побед в воздушных боях. В ходе войны финские ВВС усилились еще 57 истребителями - в основном MS.410 (на фотографии). Помимо воздушных боев MS.406 штурмовали наземные цели и вели разведку. Этот снимок финского MS.410 сделан в Тампере в 1942 году.
An MS 410 in service with the Finnish Air Force.
Morane-Saulnier MS.406C-1
Этот Warhawk сфотографирован над Рандольф-Филд. В июле - сентябре 1943 года американские опознавательные знаки наносили с узкой окантовкой красного цвета. По серийному номеру удалось установить, что на снимке P-40E-1, изначально заказанный для Великобритании как Kittyhawk Mk IA. На самолете установлен киль, как у P-40K.
Несколько самолетов P-40 в настоящее время находятся в пригодном к полетам состоянии. В сравнении с P-51 и Spitfire, истребителей P-40 сохранилось немного, отчасти по причине своего быстрого устаревания.
Большинство Warhawk ВВС Армии США, главным образом P-40B и P-40C, действовали на Тихом океане. На фотографии - техническое обслуживание самолета с собственным именем Geronimo из 45-й истребительной эскадрильи, остров Нанумеа, восточная часть Соломоновых островов.
Франция заказала Model 87, но ни один самолет до своей капитуляции получить не успела. Снимок самолетов ВВС Франции сделан в Алжире. Эти P-40F, ранее состоявшие на вооружении ВВС Армии США, в начале 1943 года переданные эскадрилье GC II/5 ВВС Свободной Франции.
Значительное число самолетов Kittyhawk, переданных по ленд-лизу ВВС Великобритании, поступило на вооружение ВВС Новой Зеландии и Австралии (на фотографии); эти самолеты использовались на Тихом океане.
Spitfire Mk IX (BS538) французского сержанта Пьера Клостермана из 341-й эскадрильи, Биггин-Хилл, июнь 1943 года. Эту машину часто обсуждают историки. Семь из 11 своих достоверных побед Клостерман одержал на Spitfire Mk IX. Самолет окрашен по стандартной для 1943 года схеме - пятна цветов Dark Green и Dark Sea Grey.
Выруливает A-1H из эскадрильи VA-115 "Arabs", авианосец "Ханкук", район Вьетнама, июнь 1967 года. На внутренних пилонах подвешены 127-мм НАР Zuni, на внешних - блоки НАР калибра 70 мм.
Типичной боевой нагрузкой Skyraider являлись неуправляемые ракеты и 454-кг бомбы.
Одноместный A-1H из подразделения VA-165 "Boomers" перед взлетом с авианосца "Интрепид", 20 мая 1966 года, недалеко от побережья Вьетнама.
AD-5 Тренировочного командования авиации Резерва ВМС США. Обозначение "7T" наносилось на вертикальное оперение самолетов 89-го резервного авиакрыла, дислоцированного в Сиэтле, Вашингтон. Учебные самолеты окрашивались в белый и оранжевый цвета, флот эксплуатировал такие самолеты в 1950-1960 годах.
Четверка AD-5Q из эскадрильи VAW-33, эксплуатировавшей эти Able Dog с 1949 года по 1968 год. Данный вариант Skyraider предназначался для постановки помех.
Носовая часть фюзеляжа финского варианта Morko Moraani отличалась от носа MS.406 из-за установки мотора М-105П. Снимок сделан не позже 1945 года на аэродроме Луонеярви.
Первым "толстомордым" Skyraider с размещением членов экипажа бок о бок стал AD-5. На этой фотографии - AD-5W. Размещение экипажа плечом к плечу оказалось идеальным для самолета ДРЛО с огромным подфюзеляжным обтекателем антенны РЛС.
Альбер добровольно вызвался воевать в СССР и 7 октября 1942 года его зачислили в группу "Нормандия". 16 июня 1943 года Альбер на Як-1Б одержал свою первую на советско-германском фронте победу.
Citation I и II спроектированы по традиционной схеме с прямым крылом и узким фюзеляжем. Необычными были лишь шестигранные иллюминаторы, а на Citation II еще имелся переплет остекления кабины экипажа. На фотографии: Citation II правительственного звена "Oman Aviation".
Citation II стал настоящим бестселлером среди бизнес-джетов. Экономии эксплуатационных расходов способствовал запуск в серию Model 551 с экипажем из одного летчика.
Самолет Citation II быстро приобрел известность во всем мире. Подобно Model 500, Model 550 совершенствовался. На S550 установили ТРДД Pratt & Whitney JT15D-4B повышенной тяги и более аэродинамически эффективное крыло.
Карьера тренировочного T-47A в ВМС США выдалась короткой, хотя самолет был оснащен самой современной для того времени бортовой аппаратурой, включая РЛС Emerson APQ-159. Изначально самолет имел гражданские окраску и регистрацию, а его экипаж состоял из гражданских летчиков. На T-47A готовили операторов для F-14, E/A-18, S-3 и EA-6B.
Три Model 550 поступили на вооружение 4-й эскадрильи авиации ВМС Испании. Самолеты использовались для решения широкого круга задач, включая VIP-перевозки, а также как транспортные, санитарные, фото- и ИК-разведчики (в этом случае под фюзеляжем монтировались контейнеры со спецоборудованием).
Первый полет Fanjet 500 выполнил 15 сентября 1969 года. Самолет отличала чистота аэродинамики, характерная для фирмы "Cessna". Первые полеты прототип выполнил с установленной в носу фюзеляжа штангой с датчиками параметров атмосферы.
История семейства самолетов Cessna Citation началась в 1968 году с проекта восьмиместного двухдвигательного Fanjet 500, вскоре переименованного в Cessna 500 Citation.
Falcon 10 ранней постройки демонстрирует взлет с грунтовой полосы.
Самый маленький Falcon, вначале именовавшийся MiniFalcon, запустили в серийное производство в 1973 году. За 17 последующих лет удалось продать 226 Falcon 10.
Прототип Mystere 20, F-WLKB, выполнил первый полет 4 мая 1963 года в присутствии видных авиационных экспертов, включая полковника Чарлза Линдберга, занимавшего тогда видный пост в компании "Pan Am".
Этот Falcon 20E, G-BCYF, использовался в 1970-1980 годах различными британскими корпорациями, прежде чем был куплен "FR Aviation" и доработан в буксировщик мишеней.
Стандартным серийным вариантом в 1970-е годы был Falcon 20F, оснащенный крылом со щелевыми предкрылками по всему размаху и централизованной системой заправки топливом. Всего построено 134 таких самолета.
После прекращения серийного производства на Falcon 20 неоднократно заменялись двигатели. На фотографии: Falcon 20-5 с ТРДД Garrett TFE731
На вооружение ВМС Франции состоят патрульные Gardian.
Вооруженные силы Франции применяли специальные варианты самолета, в частности для РЭБ и обучения операторов РЛС. 21 самолет Falcon 20 (на фото) эксплуатируется британской "FR Aviation" в качестве буксировщиков мишеней и имитаторов угрозы для кораблей британских ВМС.
Военные Falcon 20. В 1977 году фирма "Dassault" получила заказ на изготовление 41 Falcon 20G под обозначением HU-25A Guardian (на фото) для Береговой охраны США. В фюзеляже было сделано два дополнительных иллюминатора и люк для сброса плота. HU-25A использовались как всепогодные поисково-спасательные и патрульные самолеты, они были оснащены совершенным радиосвязным и навигационным оборудованием и РЛС. Часть парка доработали в HU-25B, оснащенные аппаратурой SLAR в нижней части фюзеляжа по левому борту; самолеты использовались для оценки загрязненности морских акваторий. На HU-25C Interceptor ставились РЛС AN/APG-66, самолеты применялись для контроля за судоходством.
Военные Falcon 20 эксплуатировались в Бельгии, Чили, Египте, Иране, Марокко, Испании (на фото) и Венесуэле.
Meteor NF.Mk 14. Подобно многим другим ночным истребителям Meteor, этот WS800 построен "Armstrong Whitworth", собравшей 64 из 100 самолетов. На истребителе нанесена символика командира 60-й эскадрильи, последней в британских ВВС в 1959 году перевооруженной на Meteor. Эскадрилья входила в состав Дальневосточных ВВС и дислоцировалась в Сингапуре. В 1961 году 60-я эскадрилья сменила Meteor на Gloster Javelin.
85-я эскадрилья долгое время являлась ночной истребительной и в числе десяти эскадрилий британских ВВС была перевооружена на NF.Mk 14. К моменту принятия на вооружение Mk 14 в 1954 году Meteor практически исчерпал резервы для модернизации. Уже в 1954 году NF.Mk 14 фактически не имел шансов на перехват современных реактивных бомбардировщиков в силу сочетания большой полетной массы и двигателей с недостаточной тягой.
В удлиненной носовой части фюзеляжа NF.Mk 11 установили улучшенную американскую РЛС AN/APQ-43 (AI.Mk 21), для компенсации потери путевой устойчивости пришлось увеличить площадь вертикального оперения. На фотографии: самолет из 25-й эскадрильи.
На фотографии NF.Mk 11 хорошо видны отличия ночного истребителя: удлиненная носовая часть фюзеляжа, крыло большого размаха от Meteor Mk 7 и оперение от Mk 8. Подфюзеляжный ПТБ типичен для всех двухместных Meteor.
Meteor Mk 11 поступили на вооружение ВВС Бельгии, Дании и Франции. Этим странам передавались самолеты из заказа для британских ВВС или уже эксплуатировавшиеся в британских ВВС. На снимке - один из 20 самолетов 723-й эскадрильи ВВС Дании.
NF.Mk 13, тропический вариант Mk 11, в британских ВВС использовался ограниченно, лишь в 39-й и 219-й эскадрильях, действовавших на Ближнем Востоке. По шесть NF.Mk 13 получили Египет, Сирия и Израиль.
Первой на истребитель P-40 в сентябре 1940 года перевооружили 33-ю эскадрилью 8-й группы, дислоцированную на аэродроме Лэнгли-Филд, штат Виржиния. В 1941 году 8-ю группу, вооруженную уже P-40C, перебросили в Исландию.
Семейство Curtiss P-40 является наглядным примером эволюции, а не революции в развитии истребителя. Самолет широко применялся на протяжении всей Второй мировой войны. Десятый серийный P-36 Mohawk с мотором воздушного охлаждения доработали в прототип XP-40 с мотором Allison V-1710.
Morane-Saulnier MS.760 Paris ВВС Франции. Самолеты данного типа также состояли на вооружении ВМС Франции. Как связные и учебные они использовались до 1997 года.
Аргентина стала одной из двух стран Южной Америки, закупившей самолеты Paris, второй стала Бразилия. На снимке изображен аргентинский MS.760 в раннем (еще неокрашенном) виде. Позже самолеты получили камуфлированную окраску.
Дольше всех, до 2007 года, MS.760 состояли на вооружении в Аргентине. Самолеты использовались как связные, легкие штурмовики и учебные.
Символичный снимок - MS.760 Paris над Парижем, на заднем плане видна Эйфелева башня.
Самолет G-ASYD в окраске фирмы-производителя использовался для летных испытаний, первый полет машина выполнила в июле 1965 году как Series 400. На этой машине испытывалась система автоматической посадки Elliot, в 1967 году самолет конвертировали в Series 500, в 1970 году - в Series 475, а в 1977 году - в Series 670. Этот исторический самолет после прекращения эксплуатации в 1994 году передали в авиационный музей в Вейбридже.
Первым иностранным заказчиком One-Eleven стала компания "Braniff International Airways", заказавшая шесть Series 200 в мае 1961 года, когда проектирование еще не вышло из "бумажной" стадии. Всего "Braniff" приобрела 76 One-Eleven.
"British Eagle International Airlines". Самолет Series 300 G-ATPJ (на снимке) был заказан "Kuwait Airways", но его сразу взяла в лизинг "British Eagle" вместе с двумя другими Series 200, предназначенными для "Kuwait Airways". Самолеты летали на внутренних и европейских линиях с мая 1966 года.
Самолет Series 475 OB-R-1080 из "Faucett" был поставлен в 1974 году, перуанский авиаперевозчик эксплуатировал его в течение восьми лет. Вариант Series 475 разработан специально для эксплуатации в условиях жары и высокогорья; размах крыла увеличен, установлены двигатели большей тяги, усилено шасси. Самолет отличался великолепными взлетно-посадочными характеристиками.
После "Braniff" One-Eleven закупили авиакомпании "Mohawk", "Aloha" и "American Airlines". N2111J New York стал первым из 16 самолетов Series 200, поставленных "Mohawk Airlines", в 1972 году объединившейся с "Allegheny". В 1975 году эту компанию переименовали в "US Air".
One-Eleven Series 400 Pl-C1131 из "Philippine Airlines" разбился при посадке в Маниле в 1969 году. Series 400 разработан на основе Series 300 с учетом требований FAA к гражданским авиалайнерам с экипажем из двух человек.
Series 500 "Super One-Eleven" спроектировали с учетом интереса, проявленного компанией BEA к самолету повышенной вместимости. Эксплуатация в BEA варианта с крылом увеличенного размаха, более длинным фюзеляжем и более мощными двигателями началась в 1968 году. Снимок первого в BEA Series 510ED G-AVMH сделан вскоре после передачи самолета заказчику.
British European Airways (BEA). Этот G-AVMH был первым из 18 лайнеров Series 500, заказанных BEA в январе 1967 года; первый полет он выполнил в феврале 1968 года. Все 18 самолетов были поставлены до 1974 года и эксплуатировались до начала 1990-х годов.
"British Airways" (BA). BA пополнила свой парк One-Eleven после объединения фирм BEA и BOAC. В конце 1980-х годов в компании имелось более 30 таких самолетов, главным образом Series 500. Последний из них сняли с эксплуатации в начале 1993 года.
"(British) Caledonian Airways". Компания "British United Airways" объединилась с "Caledonian" в конце 1970 года. На снимке: G-AXJM, изначально поставленный BUA. Затем самолет попал в компанию BCal, а в 1988 году - в "British Airways".
"Court Line Aviation". Компания "Autair", предшественница "Court Line Aviation", заказала в 1968-1969 годах четыре Series 400 - два из них позже эксплуатировались "Court Line" (два в 1969 году продали "Cambrian"). На момент своего банкротства в 1974 году "Court Line" располагала значительным парком One-Eleven, включая G-AYOP (на снимке) - Series 518 Halcyon Beach, выполнивший первый полет в 1971 году.
"European Aviation Air Charter" (EAAC). Авиакомпания из Борнмута эксплуатировала шесть Series 500 до 2001 года, используя самолеты для чартерных рейсов по Европе. Авиакомпания была образована в 1993 году с целью эксплуатации 16 лайнеров One-Eleven, включая этот G-AVMT (на снимке), приобретенных у "British Airways". EAAC дольше всех в Великобритании летала на One-Eleven.
Взлетает One-Eleven Series 500 YR-BCI румынской национальной авиакомпании "TAROM". Фирма BAe прекратила выпуск Hurn One-Eleven в 1981 году - после постройки 264 самолетов. Три последних серийных лайнера поставили Румынии в качестве эталонов для планируемого выпуска на местном предприятии "IRMA". Компоненты для сборки еще 22 самолетов и производственная оснастка были переданы в 1982 году, но "ROMBAC" (переименованная "IRMA") собрала всего девять машин, все - для "TAROM". На фотографии изображен один из пяти самолетов, поставленных "TAROM" в 1977 году в варианте "hush kit" (с оборудованием для снижения шумности). Американская "Dee Howard Company" занималась не только маркетингом "hush kit", но и монтажом на One-Eleven ТРДД Rolls-Royce Jay 650. Работы проводились совместно с "ROMBAC" и были прекращены в 1997 году в связи с изменением политической ситуации в Румынии.
Хотя One-Eleven на вооружение британских ВВС не принимался, самолет использовался в качестве летающей лаборатории. На фотографии: ZE433, принадлежавший DERA (позже QinetriQ), на котором испытывалась РЛС CAPTOR для истребителя Eurofighter Typhoon.
"British United Airways" (BUA). BUA приступила к эксплуатации One-Eleven в апреле 1965 года на линии Гэтвик - Женева. На снимке: прототип Series 200 в окраске BUA, самолет разбился в октябре 1963 года.
"Dan-Air London". "Dan-Air" начала эксплуатацию своих первых двух One-Eleven в конце 1960-х годов. До прекращения своего существования в 1992 году компания располагала парком Series 200, 300 и 500.
BAC One-Eleven. Авиакомпания "Court Line" была образована 1 января 1970 года, ранее она была известна как "Autair". К значительному количеству своих самолетов One-Eleven компания в 1973 году добавила два TriStar, но после провального курортного сезона 1974 года, когда резко выросли цены на топливо, 15 августа она объявила себя банкротом. Этот One-Eleven Series 518 G-AXMH Halcyon Sun - один из самолетов "Court Line", базировавшихся в аэропорту Латон. Самолеты "Court Line" окрашивались в различные яркие цвета - One-Eleven красили в оранжевый (на рисунке), бирюзовый или розовый цвета.
One-Eleven 500
Самолет MS.733 Alcyon укрепил репутацию "Morane-Saulnier" как фирмы, создающей удачные учебные самолеты. Alcyon эксплуатировался в ВВС и ВМС Франции, использовался для борьбы с партизанами в Алжире.
Форму носовой части фюзеляжа изменила установка мотора Mathis с перевернутым расположением цилиндров. На более поздних вариантах шасси сделали убираемым.
На фотографии прототипа MS.730 хорошо видны откидные сегменты фонаря большой площади. Самолеты серии MS.733 пользовались популярностью у военных и гражданских эксплуатантов.
Бывший французский G-SHOW в течение ряда лет демонстрировался на различных британских авиашоу с опознавательными знаками ВВС Камбоджи. Насколько известно, из 21 камбоджийского MS.733 лишь десять самолетов были вооружены.
ВМС Франции получили первые MS.474 Vanneau IV в декабре 1946 года, эти самолеты эксплуатировались до конца 1960-х годов.
Один из 230 самолетов MS.472, поставленных ВВС Франции.
MS.475 существенно превосходил своих предшественников благодаря установке мотора Hispano-Suiza V-12 мощностью 850 л.с.
AH-64D из 1-го батальона 707-й боевой авиационной бригады Армии США. Батальон входил в состав временной оперативной группы (Task Force) "No Mercy" и принимал участие в боях в районе Таль-Афар, Ирак, в июле 2006 года.
Операция "Iraqi Freedom", 2004 год. Вертолеты AH-64D готовы к выполнению боевых заданий. РЛС усатновлены лишь на двух Longbow - эти вертолты видны на дальнем конце линейки.
Apache Longbow Армии США внесли огромный вклад в выполнение боевых операции в Афганистане и Ираке. На снимке - AH-64D взлетает с базы Баллад недалеко от Багдада.
В Афганистане и Ираке Apache очень редко действовали с полной боевой нагрузкой. В условиях жары и высокогорья масса полезной нагрузки вертолета существенно снижается. На фотографии хорошо видно, что количество УР Hellfire на внешней подвеске вертолетов в сравнении со штатной уменьшено.
Так выглядел полностью вооруженный AH-64D после песчаной бури, операция "Iraqi Freedom", 2003 год
Apache Армии США продолжают действовать в Афганистане. На снимке: старший уоррент-офицер из 238-го авиационного полка Национальной гвардии штата Мичиган готовит вертолет к боевому вылету, передовая база Салерно, Восточный Афганистан, июнь 2009 года.
В населенных пунктах удары чаще всего наносились УР Hellfire с лазерным наведением, подход к цели ближе чем на 1 км не осуществлялся.
ПТУР AGM-114 Hellfire - основное вооружение класса "воздух-поверхность" вертолета Apache. Имеется несколько модификаций ПТУР, вертолет может нести до 16 таких ракет, хотя обычно подвешивают восемь ПТУР и пару блоков НАР.
Тепловизионные и оптоэлектронные системы AH-64D очень пригодились для отслеживания активности инсургентов на улицах городов Ирака и поиска импровизированных взрывных устройств.
К осени 2009 года 11 AH-64D были сбиты в Ираке огнем с земли, еще несколько машин, как эта, были потеряны в результате летных происшествий.
Morane-Saulnier MS.560 спроектирован как чисто спортивный самолет. Небольшая машина с хорошей аэродинамикой отличалась убираемым шасси и большим прозрачным фонарем кабины летчика.
На фотографии хорошо видна широкая кабина трехместного MS.571.
Morane-Saulnier MS.325 является примером истребителей-монопланов первого поколения. Колеса неубираемых основных опор шасси закрыты массивными обтекателями, крыло снабжено подкосами, а летчик размещен в открытой кабине.
На прототипе MS.340 в отличие от серийных машин стоял мотор Gipsy Major.
Стреловидность крыла MS.342 в сравнении с крылом первых MS.340 увеличена. На MS.342 стоял рядный мотор жидкостного охлаждения.
После окончания Второй мировой войны спортивный биплан Morane-Saulnier M.S.350 вернули в пригодное к полетам состояние и эксплуатировали до 1964 года.
Самолеты семейства Morane-Saulnier MS.700 могли составить достойную конкуренцию американским машинам, доминировавшим на рынке корпоративных перевозок. На фотографии - единственный построенный MS.703.
По данному снимку можно оценить очень небольшие для двухместного реактивного самолета размеры MS.755 Fleuret. Двухместный Fleuret успеха не имел, но для его четырехместного варианта MS.760 Paris ниша нашлась.
Необычный облик Morane-Saulnier M.S.1500 объясняется компактным турбовинтовым двигателем, установленным в носовой части фюзеляжа. В серию M.S.1500 не передавался. На внешней подвеске самолет мог нести до шести 50-кг бомб или шесть блоков НАР разного калибра.
H.P.53 Hereford отличался от Hampden моторами Napier Dagger VIII, которые надежностью не славились и были одинаково нелюбимы как летчиками, так и техниками.
Свою карьеру MS.315 начал как самолет первоначального обучения летчиков, а завершил в качестве буксировщика планеров. На фотографии хорошо виден незакапотированный радиальный двигатель самолета.
Многие модернизированные в 1960-е годы MS.317 продолжали летать и в 21-м веке. Данный снимок сделан в 1960-е годы, сейчас этот самолет находится в авиационном музее в Мелен-Вилларош.
Самолет повышенной подготовки летчиков M.S.435 спроектирован на основе истребителя M.S.405, но появился он слишком поздно, и до начала реальных боевых действий в серию его запустить не успели.
Morane-Saulnier M.S.450 представлял собой M.S.406 с улучшенной аэродинамикой. Заказов на истребитель от Министерства авиации Франции не поступило.
После войны вооруженные силы Франции продолжили эксплуатацию бывших германских самолетов наряду с закупкой вновь построенных MS.500. На снимке изображен MS.501 из 28-й флотилии ВМС Франции.
MS.500 состояли на вооружении французской Армии и вооруженных сил различных колоний Франции. На фотографии - самолет ВВС Вьетнама.
Значительное количество снятых с вооружения MS.500 продали частным лицам. Данный MS.505 на гражданской службе использовался для буксировки планеров.