Handley Page Hampden / H.P.52
Варианты:
Handley Page - Hampden / H.P.52 - 1936 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1936


Средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Описание:
Hampden / H.P.52
Hampden ТВ.I
Handley Page H.P.52 Hampden
Фотографии:

Цветные фото (1)

Hampden / H.P.52

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 4 - 5 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Хэндли-Пейдж" под руководством Г.Лачманна. Первый полет совершил 21 июня 1936 г. Серийное производство начато в июне 1938 г. Выпускался заводами "Хэндли-Пейдж" (Криклвуд), "Шорт энд Гарланд" (Белфаст), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), "Кэнедиэн асошиэйтед эйркрафт" (Мэлтон, Сент-Губерт). Всего построено 1580 экз.
Вооружение первых серий 4x7,69, последующих - 6x7,69; многие самолеты доработаны в частях в вариант 8x7,69. Бомбы до 1250 кг.
Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в СССР - с октября 1942 г., в Канаде - с начала 1941 г.
Выпускался в двух основных вариантах:
  - "Хэмпден" I с моторами "Пегасус" XVIII;
  - "Хирфорд" I с моторами "Дэггер" VII.
С сентября 1939 г. "хэмпдены" применялись британскими ВВС для дневных и ночных операций над морем, включая постановку мин у побережья Германии. С декабря 1939 г. действовали только ночью, участвуя в налетах на цели в Германии, в т.ч. в августе 1940 г. в первом английском налете на Берлин. В конце 1940 г. вынужденно применялись как ночные истребители. Как бомбардировщики использовались до сентября 1942 г., затем были переделаны в торпедоносцы "Хэмпден" TBI (эксплуатировались до середины 1943 г.)
Самолеты "Хирфорд" в боевых условиях почти не применялись и служили в основном как учебные. В СССР самолеты модификации TBI имелись в ВВС Северного флота, где действовали как ночные бомбардировщики и торпедоносцы. В Канаде эти машины использовались только для учебных целей.
Производство прекращено в Англии в марте 1940 г. "Хэмпдены" сняли с вооружения в Великобритании в конце 1943 г., в Канаде - в конце 1944 г. Все советские "хэмпдены" были потеряны в боях к июню 1943 г.


"Хэмпден" I||
Размах:||21,01 м
Длина:||16,28 м
Моторы, количество х мощность:||2x1015 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8525 кг
Максимальная скорость:||406 км/ч
Практический потолок:||6920 м
Дальность:||1920 км

Hampden ТВ.I

Торпедоносец на базе среднего бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Хэндли-Пэйдж" под руководством Г. Лачманна. Опытный образец "Хэмпдена" совершил первый полет 21 июня 1936 г. Серийное производство начато в июне 1938 г. Выпускался заводами "Хэндли-Пэйдж" (Криклвуд), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), "Кэнэдиан ассошиэйтед эйркрафт" (Мэлтон, Сент-Губерт). Всего построено 1580 экз. Производство прекращено в марте 1940 г.
Экипаж - 4-5 чел. Моторы "Пегасус" XVIII. Вооружение 6x7,69, в СССР переделывалось под стандарт 1x12,7+ 4x7,69.
Опытный образец торпедной подвески был испытан на "Хэмпдене" в марте 1942 г. Самолет мог нести бомбы до 1250 кг или одну торпеду (907 кг) в бомбоотсеке. Сразу же начата переделка бомбардировщиков в торпедоносцы на заводе "Инглиш электрик" в Сэмлсбюри. Всего переделано до октября 1942 г. 144 экз.
Самолет состоял на вооружении Берегового командования ВВС Великобритании с апреля 1942 г., в СССР -с ноября 1942 г. Британские торпедоносцы использовались в боевых операциях в Северном море с мая 1942 г. В сентябре того же года базировались под Мурманском в составе сил прикрытия конвоя PQ-18.
Обратно они не вернулись - их передали авиации советского Северного флота. Машины дорабатывались местными авиамастерскими под новое вооружение, монтировалась система нейтрального газа. Бомбоотсек удлиняли под торпеды советского образца. "Хэмпдены" применялись одним из полков ВВС Северного флота с ноября 1942 г. как разведчики, торпедоносцы и ночные бомбардировщики.
В Великобритании "хэмпдены" сняли с вооружения в декабре 1943 г. В Советском Союзе все имевшиеся машины были потеряны в боях к июлю 1943 г.


"Хэмпден" TB.I||
Размах:||21,01 м
Длина:||16,28 м
Моторы, количество х мощность:||2x1015 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10660 кг
Максимальная скорость (с торпедой): 406 км/ч||
Практический потолок (с бомбами): 6920 м||
Дальность (с бомбами):||1920 км

Handley Page H.P.52 Hampden

В сентябре 1932 года Министерство авиации Великобритании подготовило техническое задание B.9/32 на двухмоторный бомбардировщик, в рамках которого свои предложения представили компании "Handley Page" и "Vickers", с каждой из которых был заключен контракт. Появившиеся в результате этого прототипы H.P.52 и Vickers Type 271 совершили свои первые полеты с недельным интервалом: H.P.52 - 21 июня 1936 года (с двумя двигателями Bristol Pegasus PE.5-SM (Pegasus XVIII)), а модель Vickers Type 271, ставшая позже Wellington, - 15 июня. Учитывая, что эти самолеты были разработаны по одному техническому заданию, они вряд ли могли сильно отличаться. Однако компания "Handley Page" использовала очень тонкий фюзеляж с тремя пулеметами с ручным управлением, а компания "Vickers" выбрала фюзеляж большего размера, оборудованный автоматическими турелями и установленными в самой широкой части фюзеляжа пулеметами с ручным управлением.
  Самолет Hampden, как впоследствии был назван бомбардировщик H.P.52, имел несколько особенностей: использование предкрылков типа Хендли Пейдж по передней кромке крыла снизило посадочную скорость до 117 км/ч, хотя его максимальная скорость 409 км/ч была большей, чем у самолетов Wellington и Armstrong Whitworth Whitley, и самолет мог брать 1814 кг бомбовой нагрузки.
  15 августа 1936 года компания получила заказ на 180 самолетов Hampden Mk I по новому техническому заданию B.30/36, а в 1937 году свой первый полет совершил опытный серийный самолет. Одновременно с первым контрактом был подписан другой - на 100 самолетов H.P.53 Hereford с двигателями Napier Dagger VIII.
  В мае 1938 года первый серийный самолет Hampden Mk I совершил свой первый полет на аэродроме компании в Радлетте. Расширение боевого состава британских ВВС стало причиной того, что 6 августа 1938 года поступили другие заказы: от компании "English Electric" на 75 самолетов, а в Канаде шли переговоры с консорциумом "Canadian Associated Aircraft Ltd" на производство 80 самолетов. Эти построенные по субподряду Hampden начали сходить с конвейера в 1940 году.
  После испытаний в сентябре 1938 года машины стали поступать в британские ВВС - в Исследовательский центр самолетов и вооружения в Мартлешем-Хит и Центральную летную школу в Упавоне. Первая партия бомбардировщиков поступила в 49-ю эскадрилью в Скемптоне, графство Линкольншир. Эскадрилья была частью 5-й группы, которая почти полностью была вооружена бомбардировщиками Handley Page Hampden.
  С началом Второй мировой войны самолетами этого типа были оснащены 10 эскадрилий: 7-я и 76-я в Финнингли, 44-я и 50-я в Уоддингтоне, 49-я и 83-я в Скемптоне, 61-я и 144-я в Хемсвелле и 106-я и 185-я эскадрильи резерва. 29 сентября в одном из вылетов 5 из 11 самолетов были уничтожены вражескими истребителями - отчетливо выявились недостатки самолетов в оборонительном вооружении. Вскоре было принято решение об использовании этих самолетов ночью, они также участвовали в психологических операциях - разбрасывали листовки. К зиме 1939-1940 годов самолеты Hampden эффективно применялись в качестве минных заградителей - бомбардировщики пяти эскадрилий в ночь с 13 на 14 апреля 1940 года, сразу после немецкого вторжения в Норвегию, успешно минировали немецкие воды, а к концу года самолеты 5-й группы поставили 1209 мин.
  Однако норвежская кампания еще раз подтвердила недостатки самолетов Hampden: из-за слабого оборонительного вооружения они не могли противостоять немецким истребителям, особенно когда использовались в качестве дневных бомбардировщиков.
  В ночь с 25 на 26 августа 1940 года бомбардировщики Hampden и Whitley приняли участие в первом воздушном налете британских ВВС на Берлин. Самолеты Hampden продолжали вести наступательные ночные бомбардировки вплоть до конца 1942 года. В ночь с 15 на 16 сентября самолеты канадских ВВС из состава 408-й эскадрильи нанесли удар по Вильгельмсхафену - это были последние вылеты самолетов Hampden в составе Бомбардировочного командования. С апреля 1942 года самолеты начали переводиться в Береговое командование для выполнения торпедно-бомбовых ударов - 157 машин, переоборудованных под эту задачу, получили обозначение Hampden TB.Mk I. Первыми такие машины получили 144-я и 455-я эскадрильи, причем группы из состава обеих эскадрилий были отправлены в СССР для проведения операций по сопровождению конвоев. 4 сентября 1942 года 32 самолета из двух эскадрилий покинули базу на Шетландских островах. Девять из них были потеряны во время перелета, еще два разбились в Норвегии и один - во время посадки в СССР. Перед тем, как покинуть СССР 23 октября, летчики передали свои самолеты советским пилотам.
  455-я эскадрилья, базировавшаяся в Сумбурге, была последней, эксплуатировавшей данные машины. Самолеты привлекались к операциям против немецких подлодок. 4 апреля 1943 года была потоплена одна подводная лодка, а в конце 1943 года самолеты Hampden закончили свою службу, им на смену в Береговом командовании пришли Bristol Beaufighter. Несмотря на многие недостатки, самолет имел и ряд преимуществ: хорошая управляемость и хороший обзор для пилота. Но условия, в которых находились экипажи, были весьма некомфортны. Всего были построены 1432 машины: 502 из них произвела компания "Handley Page", 770 самолетов - "English Electric" и 160 самолетов были построены в Канаде.


Варианты

  Hampden Mk II: обозначение двух самолетов с экспериментальной силовой установкой в составе двух звездообразных ПД Wright R-1820 Cyclone мощностью по 1100 л.с. (фирменное обозначение самолета H.P.62)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Handley Page Hampden Mk I

  Тип: средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: два звездообразных ПД Bristol Pegasus XVIII мощностью по 1000 л. с. (746 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4205 м - 409 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 269 км/ч; начальная скороподъемность 299 м/мин; набор высоты 4570 м -18 мин 54 с; практический потолок 5790 м; дальность полета 3034 км - с бомбовой нагрузкой 907 кг
  Масса: пустого 5343 кг; максимальная взлетная 8508 кг
  Размеры: размах крыла 21,08 м; длина 16,33 м; высота 4,55 м; площадь крыла 62,06 м2
  Вооружение: один 7,7-м пулемет Vickers или Browning впереди слева в верхней части фюзеляжа, один 7,7-мм наводимый пулемет Vickers "K" в носовой части, один или два 7,7-мм наводимых пулемета Vickers "K" в надфюзеляжной установке для обороны задней полусферы и один или два таких же пулемета в подфюзеляжной установке - также для обороны задней полусферы, плюс до 1814 кг бомб в бомбоотсеке в нижнем крыле и на двух подкрыльевых узлах подвески - обычно нагрузка включала две 907-кг бомбы, либо четыре или шесть 227-кг бомб, либо мины, либо одну 457-мм торпеду Mk XII
455-я эскадрилья стала первой австралийской бомбардировочной частью, сформированной в Британии. Ее оснастили машинами Handley Page Hampden, а первым заданием стал удар по Франкфурту в ночь с 29 на 30 августа 1941 года.