Kawanishi H6K
Страна: Япония
Год: 1936
Летающая лодка

Летающая лодка-дальний морской разведчик/бомбардировщик
Описание:
H6K
Kawanishi H6K "Mavis"
Фотографии

H6K

Летающая лодка, четырехмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль с двухкилевым оперением. Создан в КБ фирмы "Каваниси кокуки" под руководством С. Кикухары. Опытный образец машины, лодка "тип S", впервые поднялась в небо 14 июля 1936 г. Серийное производство Н6К наладили на заводе "Каваниси" в Наруо в сентябре 1938 г. Всего построено 215 экз. (по другим данным - 217 экз.), включая транспортные и пассажирские варианты.
Экипаж - 8-9 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Н6К был принят на вооружение японской морской авиации во время войсковых испытаний, в середине 1937 г., как "тип 97".
Основные серийные модификации:
   - H6K1, доработка опытных самолетов под моторы "Хикари" 43, вооружение 3x7,69, бомбы до 1600 кг или две торпеды;
   - H6K2 с усовершенствованным оборудованием;
   - H6K2-L - пассажирский (военно-транспортный) вариант H6K2 без вооружения;
   - Н6КЗ - штабной самолет на базе H6K2;
   - H6K4 с моторами "Хикари" 43 (с августа 1941 г-"Кинсей" 46), первая массовая модификация, введены бортовые блистеры, удлиненная хвостовая часть, снята верхняя турель, вооружение 1x20+4x7,69;
   - H6K4-L с моторами "Кинсей" 46, военно-транспортный самолет без вооружения на базе H6K4;
   - H6K5 с моторами "Кинсей" 51, вооружение 1x20+4x7,69 (введена турель над пилотской кабиной), с конца 1942 г. монтировалась РЛС.
В начале войны Н6К базировались в Японии, на Маршалловых и Каролинских о-вах. Начали боевые действия налетом на о. Уэйк 11 декабря 1941 г. Участвовали в захвате Филиппин и Индонезии.
31 декабря потопили авиатендер "Герон". С января 1942 г осуществляли систематические налеты на Рабаул, 20 февраля они обнаружили перед началом сражения американские корабли в Коралловом море. С апреля 1942 г. начали патрулирование Индийского океана. Занимались дальней разведкой, сопровождением конвоев, поиском подводных лодок, наносили бомбовые удары, вели спасательные работы.
С начала 1944 г. старые модификации переделывались для транспортных целей. Последняя крупная операция с участием Н6К - оборона Тайваня в октябре 1944 г.
Н6К сняли с производства в начале 1942 г., с вооружения их стали снимать с начала 1944 г. и полностью убрали из строевых частей к апрелю 1945 г.


H6K4||
Размах:||40,0 м
Длина:||25,63 м
Моторы, количество х мощность:||4x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||23000 кг
Максимальная скорость:||340 км/ч
Практический потолок:||6500 м
Дальность:||6100 км

Kawanishi H6K "Mavis"

Самолет Kawanishi Type S или H6K, создававшийся под требования японских ВМС, должен был иметь крейсерскую скорость 220 км/ч и, что оговаривалось особо, дальность полета 4500 км. Данная летающая лодка имела крыло типа парасоль и изящный двухреданный корпус. Опытный экземпляр был оснащен четырьмя звездообразными поршневыми двигателями Nakajima Hikari мощностью по 840 л. с. Прототип поднялся в воздух 14 июля 1936 года, первые же испытания выявили необходимость в доработке корпуса (лодки). Последовавшие затем войсковые испытания показали, что машина имеет удовлетворительные для заказчика характеристики, но мощность силовой установки все же была признана недостаточной.
   Построили еще три опытных экземпляра, из которых два самолета (а также первый прототип) были оснащены более мощными двигателями. Все они под обозначением Navy Type 97 Flying-Boat Model 1 были сданы в эксплуатацию в январе 1938 года. Одновременно самолет H6K был заказан для серийного производства, в конечном итоге было построено 217 самолетов всех вариантов.
   После эпизодического применения в ходе японо-китайской войны, самолеты активно использовались в войне на Тихом океане. К концу 1942 года самолет, которому союзники дали кодовое имя "Mavis" ("Певчий дрозд"), стал уже легкой добычей для более современных истребителей и потому стал применяться как разведывательный и транспортный, причем в относительно спокойных районах, где не ожидалось наличие вражеских истребителей. Многие самолеты оставались в эксплуатации до самого окончания войны.


Варианты

   H6K1: обозначение трех опытных экземпляров гидросамолета, оснащенных двигателями Mitsubishi Kinsei 43 мощностью по 1000 л. с.
   H6K2: первоначальный серийный вариант, аналогичный H6K1, но с незначительными изменениями в оборудовании
   H6K3: два гидросамолета H6K2 для VIP-персон
   H6K4: основной серийный вариант - с увеличенным запасом топлива, новым вооружением, а с августа 1941 года - с двигателями Kinsei 46 мощностью по 1070 л. с.
   H6K2-L: транспортный вариант гидросамолета без вооружения, в целом идентичный ранним H6K4; авиакомпания "Japan Air Lines" получила 18 таких самолетов, оборудованных для перевозки 18 пассажиров
   H6K4-L: невооруженный транспортный вариант с двигателями Kinsei 46 и большим количеством окон в салоне
   H6K5: заключительный серийный вариант с двигателями Kinsei 51 или 53 и новым составом вооружения


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Kawanishi H6K5

   Тип: летающая лодка-дальний морской разведчик/бомбардировщик
   Силовая установка: четыре ПД Mitsubishi Kinsei 51 или 53 мощностью по 1300 л. с.
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 6000 м - 385 км/ч; практический потолок 9560 м; максимальная дальность 6775 км
   Масса: пустого 12 380 кг; максимальная взлетная 23 000 кг Размеры: размах крыла 40 м; длина 25,63 м; высота 6,27 м; площадь крыла 170 м2
   Вооружение: четыре 7,7-мм пулемета Type 92 (в передней турели, два - в боковых блистерах, один в открытой надфюзеляжной стрелковой точке) и одна 20-мм пушка в хвостовой установке, плюс две 800-кг торпеды или до 1000 кг бомб
Четырехмоторная летающая лодка H6K4 "Мэвис" из состава авиагруппы "Иокогама" японских Императорских ВМС.
На рисунке - вариант H6K5. Самолеты "Mavis" лучше всего подходили на роль дальнего морского разведчика, правда, если рядом не было истребителей противника.
Экспериментальная военно-морская летающая лодка 9-Shi стала прототипом H6K. ВМС Японии требовалась лодка, превосходившая по летным данным американскую Sikorsky S-42.
The Navy Experimental 9-Shi Flying Boat, the prototype of the H6K series, this, together with the third and fourth prototypes, eventually being re-engined and entering service as the H6K1.
Четырехмоторная летающая лодка H6K-4 "Мэвис" - стратегический воздушный разведчик японского флота.
В битве за Алеуты японцы потеряли 6 летающих лодок H6K4 "Мейвис"
Kawanishi Navy H6K4.
Японская летающая лодка "Каваниши" H6K заправляется от подводной лодки
Японские морские разведчики F1M2 "Пит" и H6K4 "Мэвис" у острова Шортленд.
H6K4 с моторами "Хикари"
Летающая лодка H6K обладала большой продолжительностью полета, за счет чего могла выполнять длительные патрульные полеты над Тихим океаном. Дальность полета финального варианта H6K5 составляла 6772 км.
The H6K5, or Type 97 Flying Boat Model 23, was built as a safeguard against delays in service deliveries of the very much more advanced Type 2 Flying Boat, being used by both the Tokoh and Yokohama Kokutais, and their successors, the 801st and 851st Kokutais.
A newly completed H6K5 flying boat. Note the offset gun turret above the flight deck housing a 7,7-mm Type 92 machine gun.
An H6K5 photographed over the Marshall Islands from another 'boat of this type. Note the Type 91-3 torpedo on the rack spanning the bracing struts in the foreground.
Kawanishi H6K был чрезвычайно элегантным самолетом, по своему назначению сопоставимым с американской летающей лодкой PBY Catalina. Результаты испытаний H6K признали удовлетворительными, хотя мощность силовой установки была недостаточной.
H6K5 flying boats of the Yokohama Kokutai, these being the last production variant of the Type 97 'boat
H6K4-L transport flying boats from the Yokosuka Naval Base photographed at Ambon, Netherlands East Indies, in 1943.
An H6K2-L transport flying boat displaying the markings of the Air Technical Intelligence Unit after the end of hostilities
Kawanishi H6K2-L, with Japanese civil registration J-BFOY and named Sazanami, in Dili harbour during the third Japanese proving flight to Portuguese Timor in January 1941. The type was virtually unknown beyond Asia at the time, and it is likely that Ivan Hodder’s photographs of what would soon become an important enemy aircraft revealed the first evidence of its existence to the intelligence services of the British Empire.
10 августа 1945 г. мл. л-т Коршунов заявил о сбитии в районе северокорейского порта Расин японской четырехмоторной летающей лодки H6K
H6K4-L transport flying boats from the Yokosuka Naval Base photographed at Ambon, Netherlands East Indies, in 1943. Twenty H6K4-Ls were built, two others resulting from the conversion of H6K4 maritime patrol bombers, and several of these were assigned to Dai Nippon.
With the tropical-rainforested mountains rising in the background, Kawanishi H6K2-L J-BFOY, named Sazanami, of Dai Nippon Koku KK (Imperial Japanese Airways), bobs in Dili harbour during the third Japanese proving flight to Portuguese Timor in January 1941. At right in the distance is the tender Neishi Maru, sent from Palau in support.
An H6K2 of Dai Nippon Koku taxies with its two outboard engines running. The men on the port wing are probably the two mechanics taken on every flight as part of the crew. The H6K2-L’s Mitsubishi Kinsei engines were extremely reliable and it was one of the best aero-engines to be produced by the Japanese during the period.
One of the early H6K2-Ls, J-BFOZ Ayanami, is inspected by officials before a flight to the South Seas. In Dai Nippon Koku service the flying-boats incorporated the Hinomaru (sun) symbol on the fuselage aft of the parasol wing, with the registration aft of that and the letter J (for Japan) on the inner and outer sides of the rudders.
Another image from the August 1941 issue of Koku Asahi showing a Dai Nippon Koku H6K2 being prepared for a flight on the Japan-Saipan-Palau service at the airline’s base at Yokohama in Tokyo Bay. After Japan’s entry into the Second World War in late 1941, the military Type 97s were given the Allied codename Mavis.
A poor-quality but extremely rare image scanned from the pages of the March 1943 issue of Japanese monthly magazine Koku Asahi showing a Kawanishi Type 97 under construction at Naruo.
An H6K2-L transport flying boat expropriated by Indonesian forces and photographed at Surabaya, Java, after capture by the Dutch. Note the blue segment added by the Dutch to the Indonesian red and white fuselage marking aft of the surrender cross.
LEFT Dai Nippon Koku aircrew certainly earned their pay; a pilot and copilot would fly the entire flight from Japan to Saipan, rest for a day or two, then fly on to Palau before making the return flight. RIGHT Every flight to the South Seas carried two radiomen who were in constant touch with the airline’s stations along the route.
LEFT Dai Nippon Koku’s H6K2-Ls were equipped with two passenger compartments, the forward compartment seating seven passengers in large comfortable seats, as this image from the August 1941 issue of Koku Asahi shows.
RIGHT For night flights the forward cabin was reconfigured to accommodate four beds.
The rear compartment of the H6K2-L had ten seats for passengers, with tray tables set into the rear of each.
Подожженная в бою с американскими истребителями японская летающая лодка H6K5 "Мэвис".
Опыт показал чрезвычайную уязвимость H6K от атак истребителей союзников, поскольку лодка не имела ни бронирования, ни протектированных топливных баков.
During its December 1940 visit to Dili, the DCA working party was shown this splendid metal model of a Kawanishi H6K2-L, the type that completed the Japanese proving flights to Dili during late 1940 and early 1941. The model, photographed by the DCA party, had been presented as a gift to the Governor of Portuguese Timor.
Kawanishi (H6K4) Type 97 Flying Boat Model 22
The Kawanishi "Mavis" 23 Flying-boat.
H6K4
Kawanishi H6K5
Kawanishi H6K5 'Mavis'