СФКБ КБ-4 Чучулига II/ КБ-5 Чучулига III
Варианты:
СФКБ - КБ-4 Чучулига II/ КБ-5 Чучулига III - 1938 - Болгария
Страна: Болгария
Год: 1938


Описание:
КБ-4 Чучулига II/ КБ-5 Чучулига III
Самолеты Kaproni Bulgarski
Фотографии

КБ-4 Чучулига II/ КБ-5 Чучулига III

Ближние разведчики и бомбардировщики. Одномоторные бипланы смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Созданы в КБ "Самолетна фабрика Капрони булгарски" (СФКБ) под руководством К. Калигариса. Являлись развитием семейства учебных самолетов "Чучулига".
Испытания опытного образца КБ-4 (КБ-3/38) проходили в 1938 г., в том же году налажено производство самолета на заводе СФКБ в Казанлыке.
Серийно строились два основных варианта:
   - КБ-4 "Чучулига" II, учебно-тренировочный, связной и разведывательный самолет с двигателем R-975-E1P (позднее заменены на моторы "Кастор" II) и вооружением 1x7,69;
   - ФКБ-5 "Чучулига" III, разведчик и самолет связи с мотором "Поллукс" II, увеличенным крылом, измененной носовой частью фюзеляжа, усиленным шасси, вооружение 2x7,69, бомбы до 200 кг.
Всего выпущено 28 КБ-4 и 45 КБ-5. Производство прекращено в 1940 г. КБ-4 использовались в основном в летных школах. Небольшое их количество в 1944-45 гг. действовало против немцев. КБ-5 находился на вооружении болгарских ВВС с конца 1939 г. Эти машины вели разведку приграничных районов Югославии, позднее использовались как против югославских, так и болгарских партизан. С августа 1944 г. КБ-5 начали сниматься с вооружения, но, тем не менее, они приняли участие в боевых действиях против немцев в октябре - ноябре 1944 г. на территории Болгарии, а затем в Югославии. Как учебные использовались до конца войны.


СФКБ КБ-5||
Размах:||10,9 м
Длина:||8,85 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 450 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1560 кг
Максимальная скорость:||274 км/ч
Практический потолок:||6800 м
Дальность:||800 км

Самолеты Kaproni Bulgarski

<...>
   В 1939 году появилась следующая модель - KB-4 Chuchuliga II, которая была выпущена в количестве 28 машин и оснащалась звездообразным двигателем Wright Whirlwind мощностью 225 л. с. и капотом в форме кольцевого обтекателя Тауненда.
   Следующая модель, KB-5 Chuchuliga III, как и ранние варианты представляла собой неравнокрылый одностоечный биплан. Опытный экземпляр, LZ-CIP, был оснащен звездообразным двигателем Piaggio P.VII C1 мощностью 460 л. с. За опытной машиной последовали 45 серийных самолетов, оснащавшихся уже двигателями Walter Pollux II мощностью 450 л. с. Данные самолеты оставались на вооружении ВВС Болгарии вплоть до начала Второй мировой войны. Вооружение самолета включало один или два 7,7-мм пулемета F.K.33 или F.K.36, а также восемь 25-кг бомб.
<...>
КБ-4
Разведчик КБ-4 в камуфляже военного времени
KB-4 No.19 in pro-Allies markings, in effect from early September 1944. They consisted of a white rear fuselage ring and wingtips on the top surface of the upper wing and bottom surface of the lower wing.
Two KB-4s during service with the VNVV training unit in 1939. Chuchuliga IIs were the first SFBK-made aircraft delivered with full military markings.
КБ-5
Опытный экземпляр KB-5 Chuchuliga III (LZ-CIP) оснащался двигателем Piaggio мощностью 460л. с. Самолет пережил даже Вторую мировую войну.
Group shot of Bulgarian airmen in front of KB-5 No.18 parked on the concrete at Balchik airfield in Southern Dobruja. The life vests denote that the aircraft was assigned to reconnaissance duty along the Black Sea coast at the time this shot was taken in 1941. Note the Luftwaffe He 111 and Ju 88 in the background.
КБ-5 с мотором "Поллукс" II в полете
СФКБ КБ-5 "Чучулига" III