Мировая Авиация 96
-
Mistel I стал первым из множества самолетов семейства Mistel, допущенным к боевой работе. Буксируемый к цели самолетом Bf 109F, Ju 88A-4 нес боевую часть массой 3800 кг. Четыре Mistel I были применены в июне 1944 года при атаке конвоев в устье Сены.
24 марта 1943 года Ютилайнен на этом Bf 109G-2 первым из финских летчиков сбил Пе-2. На самолете Bf109G он одержал 58 побед.
C.I стал одним из лучших германских двухместных самолетов в кампанию 1916 года, а его вооружение включало один смонтированный сзади пулемет.
Самолеты Albatros C.III появились на фронте в конце 1916 года. Самолет имел передний пулемет Spandau и задний - Parabellum.
F-16CJ из 52-го истребительного авиакрыла в апреле 1999 года без дела не оставались - на их долю выпали поиск и уничтожение сил и средств ПВО югославской армии. На снимке - Wild Weasel на авиабазе Авиано (северная Италия). Самолет несет четыре УР AIM-120C AMRAAM и две УР AGM-88C HARM, а также контейнер РЭБ ALQ-131 и ПТБ.
F-16CG из 510-й истребительной эскадрильи 31-го истребительного авиакрыла принимает топливо от самолета-заправщика KC-135 Stratotanker во время выполнения боевого задания на Балканах в мае 1999 года.
В рамках операции "Allied Force" самолеты F-16CJ из 20-го истребительного авиакрыла с авиабазы Шоу, штат Северная Каролина, действовали совместно с самолетами 52-го истребительного авиакрыла. На снимке - самолет из 77-й эскадрильи "Gamblers".
F-16CJ из 78-й истребительной эскадрильи 20-го авиакрыла выполняет взлет с авиабазы Авиано. Плохая погода стала причиной отмены множества вылетов в рамках операции "Allied Force". Для Wild Weasel, впрочем, плохая погода была на втором месте, на первом же были мобильные югославские ЗРК.
При соответствующих метеоусловиях УАБ GBU-12 LGB калибра 227 кг была одним из любимых средств для пилотов F-16 Block 40 Night Falcons. Одна из машин 555-й эскадрильи была потеряна от огня ЗРК в ночь на 2 мая. Пилот, командир эскадрильи подполковник Дэвид Голдфейн, катапультировался и был эвакуирован.
Операция "Allied Force". 24 марта 1999г.: вечером этого дня, после отказа Сербии вывести свои силы из автономного края Косово, войска НАТО начали операцию "Allied Force". В первые ее дни авиация восьми государств НАТО и крылатые ракеты наносили удары по позициям ЗРК и зенитной артиллерии, РЛС и объектам связи. В состав авиационных сил НАТО входили такие самолеты, как B-52, F-117, F-15, F-16 (фото), F/A-18, Harrier, Jaguar и Mirage. Действуя с баз на территории Италии, Германии, Франции и Великобритании, эти машины уничтожили более 40 целей.
F-16CG из состава 555-й истребительной эскадрильи 31-го истребительного авиакрыла совершает посадку на авиабазе Авиано после выполнения очередного успешного задания. Ракеты AMRAAM и Sidewinder оказались весьма эффективны против югославских "мигов". Пилот одного из F-16CG выпустил по МиГ-29 сразу две УР AMRAAM, и через несколько секунд тот превратился в огненный шар.
Финские летчики добились на Brewster Buffalo весьма неплохих результатов, например Ютилайнен сбил на своем BW-364 28 самолетов противника.
Brewster Model 239 (BW-393/"Белый 7") финского аса Ханса Винда. На тот момент, в январе 1943 года, он командовал 1-м звеном 24-й эскадрильи, дислоцированной на аэродроме Суулаярви.
Ютилайнен летал на этом B-239 во время службы в 3-м звене 24-й эскадрильи с июня 1941 года по февраль 1943 года, одержав на нем 28 побед. На киле хорошо видны значки его побед, в том числе две - на D.XXI и 18 - на Brewster.
Ханс Винд, второй по результативности финский ас, во время подготовки к взлету на аэродроме в Суулаярви 12 сентября 1943 года. На Brewster он одержал 39 побед, а затем стал летать на Bf 109G.
Капитан Ханс Винд на фоне своего Brewster B-239 (BW-393/ "Оранжевый 9") из состава 3-го звена 24-й эскадрильи. На этой машине Винд до апреля 1944 года сбил 26 советских самолетов.
Curtiss P-1 Hawk
314-я истребительно-штурмовая эскадрилья "Black Knights" КМП США стала первым оснащенным Hornet подразделением, получившим боевое крещение. Это произошло в 1986 году - самолеты базировавшейся на авианосце "Корал Си" эскадрильи участвовали в конфликте с Ливией. Самолет на фотографии несет восемь 227-килограммовых авиабомб.
Пилотажная группа ВМС США "Blue Angels" летала на F/A-18A/B с 1986 года, но в 2009 году приступила к переоснащению на модификацию C/D. Однако двухместный F/A-18B по-прежнему используется для тренировок.
F/A-18A/B до сих пор эксплуатируются ВМС США в роли "агрессоров", хотя одна из таких эскадрилий, VFC-12 "Omars", пересела с F/A-18A+ на F/A-18C еще в 2006 году.
Канада стала первым и самым крупным зарубежным покупателем Hornet. Получивший местное обозначение CF-188, самолет является полностью многоцелевым и привлекается как к ударным задачам, так и к обеспечению ПВО. Канадские летчики стали первыми, кто стал наносить "фальшивые" кабины на нижней части фюзеляжей самолетов - как считается, с целью дезориентировать противника в ближнем маневренном бою.
Все австралийские эскадрильи, получившие Hornet, летали до того на Mirage III. 77-я эскадрилья была переформирована 1 июля 1987 года и получила свои первые самолеты через некоторое время, а главной задачей ее летчиков является разработка новых приемов и способов ведения воздушного боя.
Парк самолетов F/A-18 авиации КМП США после окончания холодной войны был существенно сокращен - эта участь постигла и вооруженную F/A-18A 451-ю истребительно-штурмовую эскадрилью "Warlords", расформированную в 1998 году.
В 1918 году JN-4 Can "Canuck" использовался Школой воздушного боя, а в 1919 году снятый с вооружения "Canuck" можно было приобрести в США за 2600-3000 долларов.
Mistel I стал первым из множества самолетов семейства Mistel, допущенным к боевой работе. Буксируемый к цели самолетом Bf 109F, Ju 88A-4 нес боевую часть массой 3800 кг. Четыре Mistel I были применены в июне 1944 года при атаке конвоев в устье Сены.
Ju 88А стал легендой Люфтваффе, сделав себе имя в различных кампаниях, которые вел третий рейх. При этом он мог оказать более достойный отпор истребителям противника, чем Do 17/217 или He 111.
После войны США получили в свое распоряжение большое количество Ju 88, в том числе румынский Ju 88D-1/Trop. (FE-1598, на снимке), Ju 88A-4 (FE-1599), захваченный на итальянской авиабазе Фоджиа, и Ju 88G-6 (FE-611). FE-1598 в январе 1966 года был выставлен на обозрение в Музее ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо.
Ju 88A-4 с увеличенным размахом крыла оснащался более мощными двигателями Jumo 211J. Самолеты получили элероны с металлической обшивкой. На снимке: Ju 88 на Восточном фронте, заметна едва сохранившаяся зимняя камуфляжная окраска.
Ju 88A-14 являлся улучшенным Ju 88A-4, с усиленной бронезащитой экипажа. Часть таких машин, как и изображенная на снимке, были вооружены 20-мм пушкой MG FF - в передней подфюзеляжной гондоле (для этого пришлось убрать оттуда бомбоприцел). Вооруженные пушками Ju 88A-14 использовались преимущественно против кораблей и береговой инфраструктуры. Этот самолет принадлежал дислоцированной на Сицилии I группе 77-й эскадры (I/KG77) и в 1942 году нарушал судоходство союзников в Средиземном море (весна 1944г. ???)
Оборонительное вооружение Ju 88A-1 включало уже два раздельных стреляющих назад 7,92-мм пулемета МG 75 - вместо одной спаренной установки на первых серийных машинах. Но теперь их приходилось обслуживать разным членам экипажа.
Один Ju 88A-4 (ВЕ+WT) использовался в Готенхафене для испытаний с двумя торпедами L 10. Испытания были прерваны после того, как на взлете у машины сломалась стойка левой опоры шасси.
Первый прототип (Ju 88 V1) имел хорошо отличимые радиаторы, которые впоследствии на другие машины уже не ставились. На фотографии самолет несет камеру, установленную на время испытаний в кабине и направленную назад.
Оснащенный специальными захватами и резаками Ju 88A-6 использовался для борьбы с аэростатами.
Размещенный под Ju 88A-4 универсальный складной контейнер "Dobbas" мог вмещать одну противотанковую пушку (на снимке) или другое вооружение и грузы.
Ju 88A-5 (M2-MK) принадлежал авиагруппе берегового базирования Kustenfliegergruppe 106, боровшейся с судоходством противника в Ирландском море, но 26 ноября 1941 года сбился с курса и сел на британской авиабазе Чивенор. Самолет затем отправили в Даксфорд в сопровождении Lockheed Hudson и включили в состав 1426-го звена (трофейных противника). Впоследствии самолет снимался в фильме.
Здесь изображен Ju 88A-1, или возможно А-5, из 30-й бомбардировочной эскадры. Оснащенная новыми самолетами I группа, тогда еще в составе 25-й эскадры, вначале дислоцировалась на базах в Скандинавии, Германии и Нидерландах и атаковала корабли и суда противника. 26 сентября 1939 года группа совершила первый боевой вылет - на бомбардировку британских кораблей. Впрочем, результаты были несущественны - многие бомбы SC 500 не взорвались. 9 октября два Ju 88A-1 из 30-й эскадры были сбиты - первые потери у Ju 88.
Лейтенант Йоханнес Гейсман из I группы 77-й эскадры позирует на фоне своего Ju 88, хвост которого украшен значками о многочисленных победах. 77-я эскадра в начале лета 1942 года была переброшена с Восточного фронта на Сицилию, откуда совершала налеты на конвои союзников, направлявшиеся на Мальту и в Северную Африку.
V3 стал первым Ju 88, получившим моторы Jumo и заднюю верхнюю пулеметную установку в кабине. В носовой части, справа под фюзеляжем хорошо видно место установки бомбоприцела.
Четвертый прототип получил фасеточное остекление носовой части из 20 панелей, а длинные гондолы двигателей, протянувшиеся почти вровень с носом машины, послужили причиной прозвища "die Dreifinger" ("трехпалый").
Шестой прототип, V6, также как и предсерийные Ju 88A-0, был оснащен четырехлопастными воздушными винтами и имел перепроектированное основное шасси - одностоечное с гидравлическим приводом, с поворотом на 90°, оснащенное уже специальной амортизирующей системой марки "Ringfeder", позволявшей гарантированно избегать "козления" при посадке.
Рекорд скорости. Пятый прототип Ju 88 V5 (D-ATYU) был модифицирован специально для установления рекордов скорости - одно из направлений пропаганды "новой Германии". С него сняли нижнюю гондолу, установили более приземистый фонарь и новую носовую часть. В марте 1939 года на замкнутом 1000-км маршруте с нагрузкой 2000 кг самолет развил рекордную скорость - 517 км/час, а в июле установил новый рекорд - с аналогичной нагрузкой, но на 2000-км маршруте он развил скорость 500 км/час.
На фотографии - один из десяти предсерийных Ju 88A-0, имевших четырехлопастные воздушные винты. Хорошо виден воздушный тормоз.
Выпуск Ju 88 был организован на нескольких предприятиях, на снимке - завод "Junkers" в Ашерслебене, где был налажен выпуск фюзеляжей, которые затем отправлялись в Бернбург для финальной сборки. Крыло выпускал завод в Хальберштадте, а хвостовую часть - предприятие в Леопольдштадте.
На снимке, сделанном в Бернбурге, вероятно изображен четвертый серийный Ju 88A-1, без оборонительного вооружения. На заднем плане виден Ju 86G.
Дальний разведчик Ju 88D принадлежал 1.(Fern)Staffel/Aufklarungsgruppe 121 и нашел бесславный конец в северо-африканской пустыне. Перед переброской в начале 1941 года на Сицилию это подразделение воевало в Норвегии, а базировавшиеся в Бретани Ju 88D также использовались против судоходства союзников в Атлантике.
Ju 88A-5. Изображенный Ju 88 несет опознавательные знаки 30-й бомбардировочной эскадры, чья группа I стала первой в Люфтваффе, применившей Ju 88 в бою - 26 сентября 1939 года ее самолеты бомбили британские корабли в заливе Ферт-оф-Вор у восточного побережья Шотландии. Вначале эскадра, оснащенная Ju 88A-1, дислоцировалась в Вестерланд-Силт, но затем была переброшена в Данию, затем в Норвегию, а позже в Нидерланды (на рисунке), получив к тому времени самолеты модификации Ju 88A-5. Эскадра приняла активное участие в битве за Британию и понесла тяжелые потери. В последующем она привлекалась в основном к действиям против кораблей и судоходства союзников в Северном море и у побережья Великобритании.
F-16CG из 510-й истребительной эскадрильи 31-го истребительного авиакрыла принимает топливо от самолета-заправщика KC-135 Stratotanker во время выполнения боевого задания на Балканах в мае 1999 года.
Первым по-настоящему удачным истребителем/разведчиком итальянских ВВС стал Nieuport 11. На снимке - один из 450 самолетов, построенных "Nieuport-Macchi".
Tornado IDS. Данный Tornado несет обозначения 33-й истребительно-бомбардировочной авиационной эскадры (JBG 33), которая дислоцируется на авиабазе Бюхель, а ее самолеты являются носителями ядерного оружия - американских бомб В61. Большая часть самолетов в эскадре - из пятой производственной серии. На рисунке самолет изображен с контейнером MW-1.
Недавно Люфтваффе стали использовать на своих самолетах новый светло-серый камуфляж, поэтому некоторые Tornado потеряли свою эффектную темно-серую окраску. На снимке - самолет из состава 33-й эскадры.
Самолет окрашен в первый тип камуфляжа, примененного на немецких Tornado, машина была приписана к многонациональной учебной группе, дислоцированной на британской авиабазе Коттесмор, в которой до 1999 года на новый самолет переучивались летчики ВВС Италии, Великобритании и Германии.
Взлет совершает немецкий Tornado IDS, оснащенный двигателями Turbo-Union RB199 Mk 105. Командование Люфтваффе не решилось проводить столь кардинальную модернизацию Tornado, как британцы, но все же доработало их под прицельные контейнеры и высокоточные боеприпасы.
Разведку в Люфтваффе ведут обычные Tornado IDS, дооснащенные многосенсорными контейнерами, которые располагаются на центральном узле подвески. Изначально это был контейнер MBB/Aeritalia (на снимке), но затем его заменили на новый контейнер компании EADS, имевшийся в двух конфигурациях.
Гонки на Кубок Шнейдера в 1924 году были отменены, поскольку ни один из европейских участников так и не смог добраться до старта. Впоследствии R2C-2 использовался для подготовки летчиков к гонкам на Кубок Шнейдера 1925 и 1926 годов.
Самой тяжелой аварией в истории коммерческой авиации стало столкновение 27 марта 1977 года на ВПП аэродрома Тенерифе, Канарские острова, авиалайнеров Boeing 747 компаний KLM и "Pan Am". Самолет компании KLM начал взлет без разрешения и столкнулся с находившейся на полосе машиной "Pan Am".
Brandenburg C.I. Компания "Brandenburg", более известная своими гидропланами, выпускала и самолеты сухопутного базирования. Изображенный здесь разведчик C.I с мотором Hiero строился по лицензии венской компанией "Phonix Flugzeugwerke". В 1918 году самолет состоял на вооружении авиации Австро-Венгрии и воевал на реке Пьяве.
Первый самолет, G-ARTA, никогда не летал в BOAC, компания "Vickers" оставила его у себя для испытаний. Авиалайнер хорошо зарекомендовал себя в первом полете, но летные характеристики оказались ниже ожидаемых. После переоборудования машина в 1968 году была передана компании "Laker Airways".
Наземные испытания VC10 начались вскоре после его выкатки 15 апреля 1962 года. Длина ВПП в Бруклэндс была незначительна, поэтому вначале даже рассматривалась возможность использования аэродромного тормозного устройства.
На снимке - самолет G-ARTA на сборочной линии в Вейбридже. "Vickers" применила в производстве новой машины ряд наработок по Vanguard - например, изготовление различных деталей из цельных заготовок большого размера.
С середины 1964 года VC10 стал регулярно эксплуатироваться на маршрутах BOAC, преимущественно - в Африку и на Ближний Восток, но некоторые машины летали и через Атлантику. Несмотря на заявления BOAC, самолет был экономичен и обладал высокими летными характеристиками.
В аэропорту Хитроу запечатлены четыре VC10 базовой конфигурации, полученные BOAC одновременно с парой Boeing 707. Оба самолета компания приобрела с турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Conway, но VC10 имел лучшую топливную экономичность.
Лейтенант Лестер Дж. Мэйтланд из авиакорпуса Армии США занял на этом R-6 второе место в гонках на Кубок Пулитцера в 1922 году.
Oriole отличался хорошо проработанным фюзеляжем, имевшим изящные обводы и многослойную фанерную обшивку.
Компания "Osterreichische Aviatik" выпускала истребитель Brandenburg D.I для австро-венгерской авиации. Двигатель водяного охлаждения Austro-Daimler часто перегревался.
Wessex HAS.Mk 3. Вертолет Wessex HAS.Mk 3, XP142 Humphrey, стал известным благодаря участию в фолклендской войне 1982 года - он активно применялся в операциях британского спецназа на острове Южная Георгия. Именно экипаж этого вертолета эвакуировал две группы спецназа, моторные лодки которых вышли из строя, а затем - обнаружил и атаковал аргентинскую подлодку "Санта Фе". 21 мая вертолет был поврежден во время атаки аргентинскими Dagger корабля, на котором он базировался. В июле 1982 года машину передали в Музей морской авиации, где она и находится до сих пор.
Во время фолклендской войны 737-я эскадрилья передала на корабли оперативного соединения три вертолета Wessex HAS.Mk 3. На снимке - XP142, базировавшийся на эсминце "Антрим" и сумевший эвакуировать с ледника Фортуна попавших в беду спецназовцев, а затем - атаковавший аргентинскую подлодку "Санта Фе".
Базировавшаяся на Кипре 84-я эскадрилья эксплуатировала Wessex, включая модификацию HU.Mk 5 (на снимке), с 1982 по 2003 годы. На заключительном этапе она решала в основном поисково-спасательные задачи, а в 2010 году была перевооружена на Griffin HAR.Mk 2.
Wessex HAS.Mk 1 из состава 814-й эскадрильи, базировавшейся на борту авианосца "Центавр", обеспечивал действия морских пехотинцев в рамках операции "Nutcracker" по уничтожению повстанческих отрядов в горах Радфан, Аден, в январе 1964 года.
Испания вначале приобрела 72 самолета F/A-18A/B с производственной линии предприятия в Сент-Луисе, но затем получила еще 24 самолета из состава ВМС США. Впоследствии их модернизировали практически до стандарта F/A-18C/D.
Канада стала первым и самым крупным зарубежным покупателем Hornet. Получивший местное обозначение CF-188, самолет является полностью многоцелевым и привлекается как к ударным задачам, так и к обеспечению ПВО. Канадские летчики стали первыми, кто стал наносить "фальшивые" кабины на нижней части фюзеляжей самолетов - как считается, с целью дезориентировать противника в ближнем маневренном бою.
Ju 88 V7, второй прототип самолета модификации "А", изначально испытывавшийся в качестве истребителя, затем был переоборудован в скоростной транспортный/связной
Ju 88G-1
На снимке, сделанном в Бернбурге, вероятно изображен четвертый серийный Ju 88A-1, без оборонительного вооружения. На заднем плане виден Ju 86G.
Самолет, приобретенный и обозначенный Армией США как Aeroplane No. 6, представлял собой машину типа Curtiss Model Е. Он эксплуатировался в одноместном варианте из-за малой мощности силовой установки.
Curtiss Trainer SC-2 in which Kelly and Park were killed in separate incidents.
Юджин Илай (иногда Ю. Эли) выполняет 14 ноября 1910 года взлет с палубы крейсера "Бирмингем" на самолете Model D. Это был первый в истории взлет самолета с палубы корабля.
Caproni Са 3. Лучшим бомбардировщиком на ТВД считался Caproni Са 3, который несмотря на свой неуклюжий вид оказался весьма эффективным в бою.
Известный вначале как Caproni 600HP (по совокупной мощности его трех двигателей), Ca 5 совершил первый полет в 1917 году. Были построены 669 самолетов, но они не пользовались особой любовью у летчиков.
Caproni Ca 46, one version of the Ca 5.
В базовой конфигурации Model G был деревянным бипланом с полотняной обшивкой и расчалками - типичный образец своей эпохи.
У самолета Twin JN было использовано верхнее крыло от JN-4, но имевшее 3,45-метровую вставку, а нижнее крыло крепилось к фюзеляжу при помощи двух небольших вставок-панелей.
Конструктивно Н-4 был схож с летающей лодкой America. Самолеты британской морской авиации, такие как изображенный на фотографии, оснащались звездообразными двигателями Anzani.
На фотографии изображена летающая лодка H-16, хорошо видны места крепления поплавков - под внешней частью нижнего крыла.
Один из трех однодвигательных самолетов Eagle III использовался Армией США в качестве медико-эвакуационного
Один самолет Orenco D использовался в качестве опытного для отработки двигателя с турбонагнетателем с целью улучшения летных характеристик машины на больших высотах.
F-5L был, вероятно, наиболее удачным военным вариантом летающих лодок семейства "Н". Данный самолет входил в состав разведывательной эскадрильи Атлантического флота ВМС США, январь 1924 года.