Curtiss JN-4 Jenny
Варианты:
Curtiss - JN-4 Jenny - 1916 - США
Страна: США
Год: 1916


Двухместный учебный самолет
Описание
Фотографии
Curtiss Model 1 (Model J, Model N и Model JN "Jenny" и "Canuck")

<...>
   JN-2 представлял собой биплан с крыльями равного размаха, с элеронами на обоих крыльях и хвостовым оперением с большим рулем направления. Впрочем, самолет оказался неудачным, и на его базе были разработаны новые модификации - JN-3 и, наконец, знаменитый JN-4, двухместный биплан, получивший вскоре прозвище "Jenny" и активно эксплуатировавшийся в межвоенный период для различных целей. С апреля 1917 года, когда США вступили в Первую мировую войну, данный самолет стал строиться большой серией - именно на таких машинах прошли подготовку почти 95% всех американских и канадских пилотов. Чуть позже, в 1919-1920 годах, тысячи таких аэропланов заполонили небо Америки - самолеты можно было видеть на различных ярмарках, авиа шоу и прочих мероприятиях.
   В первоначальной конфигурации JN-4 во многом напоминал JN-3. Первые образцы появились в июле 1916 года, когда 105 машин закупила Великобритания и 21 - Армия США. Еще часть самолетов была приобретена частными заказчиками, а значительное количество таких машин осталось в распоряжении летных школ компании Кертиса. По результатам эксплуатации британскими летчиками моделей JN-3 и JN-4 компания Кертиса разработала модификацию JN-4A, получившую впоследствии обозначение Model 1 в соответствии с введенной Кертисом в 1935 году новой системой присвоения обозначений и отличавшуюся рядом новых конструктивных элементов - например, увеличенным хвостовым оперением. Всего был выпущен 781 самолет, в том числе 87 машин на канадском предприятии. Армия США приобрела 601 самолет, а ВМС США - пять машин, остальные были экспортированы в Великобританию.
   В конце 1916 года появилась модификация JN-4B (Model 1А), которая отличалась от JN-4A наличием большего хвостового оперения и двигателем OX-2. Среди заказчиков данной модификации оказалось множество частных покупателей и летных школ, а Армия США приобрела 76 самолетов, ВМС - девять машин.
   После двух экспериментальных самолетов модели JN-4C были созданы очень удачные модификации JN-4 Can и JN-4D (Model 1С). Первый из них был спроектирован на базе модели JN-3, принадлежавшей компании Кертиса "Canadian Aeroplanes Ltd", и вскоре стал известен под обозначением "Canuck". Всего были выпущены 1260 машин, из которых 680 закупила Армия США, а основная часть оставшихся использовалась в качестве основного учебного самолета в Канаде.
   JN-4 Can использовался в канадских ВВС до 1924 года, а самолеты, находившиеся в частном владении, продолжали эксплуатироваться еще и в 1930-х годах. Джон Эриксон, главный инженер компании "Canadian Aeroplanes Ltd", в 1927 году собрал 127 самолетов, большей частью с использованием запчастей, оставшихся на складах. Некоторые самолеты были оборудованы третьей кабиной - такие машины получили название "Ericson Special Three".
   JN-4D появился в июне 1917 года и был почти сразу запущен в крупносерийное производство - в период с ноября 1917 года по январь 1919 года были собраны 2812 машин. Причем к программе были привлечены еще шесть других американских компаний - настолько высока была потребность военных в данном самолете. Кроме некоторых новых черт, самолет объединял в себе самые успешные элементы самолетов JN-4 Can и JN-4A (управление с помощью ручки вместо Y-образного штурвала системы Депердюссена - от первого, а также двигатель - от второго аэроплана).
   Окончание Первой мировой войны привело к расторжению контракта на 1100 самолетов модели JN-4D-2 - военные получили только прототип, а еще несколько самолетов были в 1919 году проданы частным владельцам.
   В соответствии с распоряжением о массовом выпуске тренировочного самолета для повышенной летной подготовки на самолет JN-4D был установлен новый, более мощный двигатель Hispano-Suiza мощностью 150 л.с., строившийся компанией "Wright" по лицензии. Получившаяся в результате модель JN-4H (Модель 1Е) находилась в серийном выпуске с конца 1917 года и до заключения мира в 1918 году. Армии США были поставлены 929 таких машин. Кроме этого, существовали варианты самолета JN-4H с дублированной системой управления (JN-4HT) для подготовки бомбардиров (JN-4HB) и стрелков (JN-4HG).
   Еще один тренировочный самолет для повышенной летной подготовки, JN-5H, был построен по требованию Армии США, но военные в итоге выбрали самолет Vought VE-7. После этого JN-5H был переделан в модификацию JN-6H (Model 1F) с усиленной системой управления элеронами.

   Армия США приобрела 1035 самолетов JN-6H в нескольких вариантах: JN-6HB - самолет с одинарной системой управления для тренировки в бомбометании, JN-6HG-1 - тренировочный самолет с дублированной системой управления, JN-6HG-2 - самолет с одинарной системой управления для тренировки стрелков, JN-6HO - самолет с одинарной системой управления для тренировки наблюдателей и JN-6HP - самолет с одинарной системой управления для тренировки летчиков-истребителей.
   В условиях послевоенной экономии средств, Армия США была вынуждена больше модернизировать уже имеющиеся самолеты, чем закупать новые.
   Эта задача была возложена на обслуживающее подразделение Армии США, которое до 1926 года усовершенствовало много ранних моделей. Все модернизированные самолеты использовали двигатели Hispano-Suiza компании "Wright" мощностью 180 л.с. и были переименованы в JNS (JN Standardised). Всего было изготовлено 200-300 тренировочных самолетов JNS. Армия США использовала самолеты JN-4A, JN-4D и JN-4 Can для начальной подготовки вплоть до 1919 года. Имевшие большую мощность силовой установки JN-4H и JN-6H продолжали эксплуатироваться до середины 1920-х годов, а последние "Jenny" были списаны Армией США в 1927 году.
   Между тем с 1919 года все больше самолетов "Jenny" поставлялось частным владельцам, многие из которых использовали их для зарабатывания себе на жизнь, демонстрируя различные трюки на авиашоу и ярмарках. Самолеты "Jenny" стали хорошо известны целому поколению граждан во всех уголках Соединенных Штатов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Curtiss JN-4D

   Тип: двухместный учебный самолет
   Силовая установка: один V-образный ПД Curtiss OX-5 мощностью 90 л.с. (67 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 121 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 97 км/час; набор высоты 610 м - за 7,5 мин; практический потолок 1980 м; дальность 412км
   Масса: пустого 630 кг; максимальная взлетная 871 кг
   Размеры: размах крыла 13,30 м; длина 8,33 м; высота 3,01 м; площадь крыла 32,70 м'
В 1918 году JN-4 Can "Canuck" использовался Школой воздушного боя, а в 1919 году снятый с вооружения "Canuck" можно было приобрести в США за 2600-3000 долларов.
The oldest aircraft at Watsonville was this 90 per cent original Curtiss JN-4, owned by Jim Nissen. Flown in April 1976 after a six-year restoration, it has completed 270 hrs since then.
An early exercise in Stealth technology? - Gene Franks’s largely original joyriding “See-through Jenny”.
Spokane-based Ed “Skeeter” Carlson’s eyecatchingly opaque JN-4Can Canuck.
15 мая 1918г.: к взлету готовится JN-4H корпуса сигнальщиков американской армии, пилотируемый лейтенантом Джеффри Л. Бойлом, открывшим первую регулярную американскую почтовую авиалинию между Нью-Йорком и Вашингтоном.
A Curtiss J.N.4, Jenny, in R.F.C. service. Several hundred Jennies were ordered by the R.N.A.S. in 1914-15.
Maj H.A. Dargue poses by his Curtiss Jenny, surrounded by an unfriendly crowd during the Punitive Expedition into Mexico.
К 1930 году были построены тысячи самолетов. Почти все они представляли собой бипланы. Типичным бипланом был "Кертис Дженни" (на фотографии). С технической точки зрения конструкция биплана вполне разумна, но в полете она как бы провоцирует увеличение "силы трения", тормозящей машину. В частности, по этой причине от бипланов отказались, когда возникла потребность в более скоростных машинах.
American-built Curtiss JN-4 Jenny, A899, second of a batch of six transferred to the RFC from the RNAS, in which Mr Holwell had his first trip with No 16 TS at Beaulieu on May 1, 1917. The pilot on this occasion was Lt J. B. Fenton.
One of a small number of 1915-vintage Curtiss "Jennies" which appears at U.S. meetings is this re-motored JN-4D - Ranger inline - NX2939, owned by the Hardwick Aircraft Co. of Rosemead, Calif. Insigne on the fuselage embraces a spread-winged hawk and the legend "Sammy Mason's Hollywood Hawks".
Jim Nissen’s newly-restored Curtiss JN-4D "Jenny” flew at Meadowlark Field, California, on April 13, 1976, after 4 1/2 years work. Power-plant is a 96 h.p. Curtiss OX-5 V-8.
Jim Nissen's beautiful Curtiss Jenny, N5001, powered by a 90 h.p. Curtiss OX-5, made its "first flight" on April 13 last year, following painstaking restoration. J. M. KUCERA's photograph shows it flying at its Meadowlark Field, California, base not long after that event.
A nice view of an anonymous JN-4 in flight.
Another JN-4 “shooting up” camp buildings.
A still from the exciting wing-walking sequence shot with a Curtiss Jenny
JN-4 Canuck C460 flying near Camp Everman, Texas. This shot clearly shows the rounded rudder, tailplane and elevators and the four ailerons of the Canadian variant.
The wide span of the JN-4 is evident in this air-to-air picture of C197. Note the markings on the control surfaces, a common feature on many of these aircraft.
Another air-to-air picture, rather accentuating the generous wing span.
Testing Aerofoils in free flight: Photograph shows the model aerofoil suspended below a Curtiss aeroplane in which the balance is mounted.
Wingwalking was a popular pastime in the early days: Clarence “Ace" Bragunier showed how easy it was on a Jenny in 1920, even when wearing handcuffs.
Although not a veteran, C. B. Shivers’ 7/8 scale Curtiss Jenny seems more at home among antiques, although its fuselage and tail are of EAA biplane origin.
A line up of JN-4s, including Winnipeg and MacDonnell. These were presentation aircraft, and the names were often transferred to other aircraft long after the original had been destroyed. Many of them were named after battles of the war of 1812.
Curtiss JN-4D.
SOME MACHINES AT THE DAYTON INTERNATIONAL AIR RACES: The "Canuck," also with clipped wings.
Actor James Stewart portraying the youthful Lindbergh as the carefree barnstormer. The aircraft is a Curtiss Jenny.
Peruvian aviation pioneers pose beside a Curtiss Jenny at the Curtiss Civil Aviation School in Lima in 1921. From left: Jose Romanet; Carlos Martinez de Pinillos, Elmer “Slim” Faucett and Lloyd Moore
Elmer Faucett was born in Savona, New York, on March 5, 1891, and after a spell with the Curtiss company at Hammondsport, arrived in Lima, Peru, in June 1920. He is seen here, aged 30, beside a Curtiss Jenny at the Peruvian Civil Aviation School at Bellavista in early 1921. Faucett went on to become something of a national hero in Peru.
This 3/4 scale Jenny powered by a 35 h.p. Cuyuna is produced by the Cloud Dancer Airplane Works of Columbus.
Curtiss JN-4 NC2287 modified to monoplane with a Sikorsky wing for HJ White 1927
The bulldog breed, Jim, the RFC’s mascot at Camp Barden, tries a Jenny for size. The original caption reads “some pilot”.
This JN-4, C591, has suffered very little damage as a result of almost nosing over. There was an incredibly high accident rate at these training camps, although there were only 130 fatalities out of the 4,000 pilots trained during the period. There was only one recorded instance of a fire following a crash, and this was probably caused by a lightning strike.
JN-4 C227 after a nose-over - notice cat emblem.
Another Jenny, B1946, one of a larger batch of 50, damaged in a crash landing at Beaulieu on July 4, 1917, when the pilot, 2nd Lt McNulty, became ill.
A nasty crash at Hicks Camp, Fort Worth.
One Jenny written off and another, C465, in need of repair, apparently as a result of one landing upon the other.
A landing mishap to C456, probably in Texas.
JN-4 Can C728 after a "bad landing".
C700 after its final flight.
Two Jennies after a mid-air collision. The nearest machine has a maple leaf emblem in the square on its fuselage side.
Модель старинного биплана Кертисс "Дженни" В.Лебедева получила приз зрительских симпатий.
The Seattle Museum of Flight’s eyecatching signpost incorporates three-dimensional images - it’s a new advertising technique called “extensions”. Beneath the “crashed” Jenny is a dejected “pilot” sitting on the parapet waiting for someone to produce a ladder.
This artist's impression depicts the first recorded air-to-air transfer of fuel on November 21, 1921, when stuntman Wesley May, with a 50lb can of petrol strapped to his back, climbed from a Lincoln Standard trainer onto a Curtiss JN-4 Jenny to pour fuel into its fuselage petrol tank.
Ruth Young’s delightfully atmospheric Barnstormer really captures the spirit of American barnstorming in Curtiss Jennies during the 1920s.