Supermarine Spitfire PR / FR
Варианты:
Supermarine - Spitfire PR / FR - 1939 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1939


Дальний разведчик
Описание:
Spitfire PR
Spitfire FR
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Цветные фото (21)

Spitfire PR

На базе истребителя "Спитфайр" было создано целое семейство скоростных невооруженных разведчиков. Сам "Спитфайр" спроектировали в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Первый опытный образец истребителя поднялся в воздух 6 марта 1936 г. С мая 1938 г. истребители строили серийно на нескольких заводах. В августе 1939 г. М. Лонгботтом предложил превратить "Спитфайр" в высотный разведчик. В октябре того же года в мастерских в Хестоне провели пробную переделку пары истребителей "Спитфайр" I в фоторазведчики "Спитфайр" А, С них сняли все вооружение и смонтировали по два фотоаппарата в крыльях. Для повышения скорости обшивку ошпаклевали и отполировали. Установили новые фонари кабин с боковыми каплевидными выступами и гнутые козырьки из оргстекла. В дальнейшем велась как доработка истребителей в Хестоне, так и изготовление разведчиков на заводе "Супермарин" в Вулстоне.
Всего выпустили 786 "спитфайров" различных вариантов PR.
Экипаж - 1 чел. Двигатель в зависимости от модификации. Вооружение отсутствует (кроме некоторых вариантов для разведки с малых высот).
Дальние и высотные разведчики "Спитфайр" в годы войны состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1939 г., в США - с октября 1942 г., в Советском Союзе - с ноября того же года.
Выпускались следующие модификации фоторазведчиков (не включая тактические разведчики FR):
   - "Спитфайр" А, первый вариант на базе истребителя "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" III;
   - "Спитфайр" В, отличался от предыдущего типа дополнительным топливным баком в фюзеляже и усовершенствованным фотооборудованием, позднее дорабатывался по типу модификации F;
   - "Спитфайр" С (он же PR.III), кроме фюзеляжного имел дополнительный бак под левым крылом, другой комплект фотооборудования, мотор "Мерлин" III (позднее "Мерлин" 45), часть машин впоследствии переделана в тип F;
   - "Спитфайр" D (PR.IV), дальний разведчик заводского изготовления на базе истребителя типа I с интегральными баками в передней кромке крыла, часть самолетов имела тропические фильтры, поздние серийные машины с планером по образцу истребителя "Спитфайр" V, самый массовый вариант разведчика;
   - "Спитфайр" Е (PR.V), специализированный вариант для съемки с малых высот с дополнительным баком в фюзеляже, поздние машины с планером типа V;
   - "Спитфайр" F (PR.VI), аналог модификации Е с двумя бензобаками под крылом (по типу модификации С) и одним в фюзеляже, увеличенным маслобаком, дополнительными кислородными баллонами, фотоаппаратурой в фюзеляже;
   - "Спитфайр" G (PR.VII), вариант для съемки с малых высот с вооружением 8x7,69 и дополнительным баком в фюзеляже, имел граненый козырек кабины из триплекса (как у истребителей);
   - "Спитфайр" PR.X, высотный разведчик на базе истребителя "Спитфайр" VII с гермокабиной, фотооборудование и баки по типу PR.IV, мотор "Мерлин" 45;
   - "Спитфайр" PR.XI, аналог типа IV на базе истребителя "Спитфайр" IX с универсальным комплектом фотооборудования (четыре варианта установки) и дополнительным маслобаком, первоначально они переделывались из истребителей с мотором "Мерлин" 61/63/63А, затем строились серийно, причем последние серии этих машин получили мотор "Мерлин" 70, убирающееся хвостовое колесо и уширенное вертикальное оперение;
   - "Спитфайр" PR.XIII, специализированный разведчик для фотосъемки с малых высот с мотором "Мерлин" 32, аналог типа PR.VI с вооружением 4x7,69, переделывались из истребителей модификаций IIA, VA, VB и разведчиков PR.VII;
   - "Спитфайр" PR.XIX Ha базе истребителя типа XIV с мотором "Гриффон" 65/66 и крылом от разведчика PR.XI, три фотоаппарата в фюзеляже, начиная с 26-го самолета введена гермокабина и сняты два бензобака в крыле.
Первый боевой вылет "Спитфайра" А состоялся 18 ноября 1939 г., были произведены съемки района Аахена. В ноябре - декабре того же года английские самолеты фотографировали Льеж, Кельн, Кайзерслаутерн, Висбаден, Майнц, заводы Рура. В феврале 1940 г. - вылеты на Вильгельмсхафен и Эмден. До начала июня 1940 г. полеты "спитфайров"-разведчиков совершались как из Англии, так и с аэродромов Франции. В апреле оттуда провели разведку Киля. Но после поражения французской армии все самолеты вернули обратно в Великобританию. Уже в июле 1940 г. "Спитфайр" Е фотографировал немецкие корабли в Булони. В марте 1941 г. разведчик типа PR.IV впервые пролетел над Берлином.
В октябре 1942 г. во время проведения операции "Оратор" английские разведчики PR.IV начали следить за портами и аэродромами Северной Норвегии с аэродромов Кольского полуострова. В ноябре самолеты передали ВВС Северного флота. Впоследствии подобные операции повторялись в 1943 - 1944 гг., каждый раз с передачей "спитфайров" североморцам после их завершения.
На Ближнем Востоке эскадрилью разведывательных "спитфайров" сформировали в конце 1940 г. Для работы в условиях пустынь ее самолеты оснастили дополнительными фильтрами от пыли. В 1941-1943 гг. PR.IV активно использовались в ходе боев в Северной Африке.
В 1944 г. "спитфайры"-фоторазведчики прибыли и на Тихоокеанский театр военных действий. Они вели разведку различных районов Бирмы с баз в Индии вплоть до капитуляции Японии.
С конца 1942 г. самолеты типа PR.IV эксплуатировались одной из эскадрилий 118-го разведывательного полка ВВС Северного флота. Они регулярно фотографировали немецкие порты и аэродромы в Северной Норвегии. В частности, в марте 1945 г. ими был обнаружен новый аэродром в Бардуфоссе. Неоднократно "спитфайры" посылали к Альтен-фьорду, где отстаивался линкор "Тирпиц". Они участвовали в подготовке операций "Брон" и "Параван" против этого грозного корабля. Последний советский PR.IV в 1946 г. передали в музей, но до наших дней он не сохранился.
Некоторое количество "спитфайров"-разведчиков типа PR.XI англичане передали своим союзникам - американцам. Они попали в несколько разведывательных эскадрилий, базировавшихся здесь же, в Великобритании. С октября - ноября 1943 г. американские пилоты стали на них тоже совершать полеты над Германией. Они фотографировали объекты в Вильгельмсхафене, Оснабрюке, Мюнстере и других городах. Последние машины эксплуатировались американцами до марта - апреля 1945 г., после чего их вернули Королевским ВВС. Один самолет использовался военно-воздушным атташе США в Лондоне до января 1948 г.
Производство "спитфайров" в качестве дальних разведчиков прекратили в конце 1945 г. В Королевских ВВС они служили и после завершения Второй мировой войны, в основном в колониях. Во время первой арабо-израильской войны в 1948 - 1949 гг. англичане следили за обеими враждующими сторонами. "Спитфайры" PR.XIX стартовали с баз на Кипре или в Зоне Суэцкого канала и с большой высоты регулярно фотографировали все происходящее. С 1948 г. машины этого же типа использовали в операциях против партизан в Малайе. Там они воевали до декабря 1955 г., когда их заменили реактивными самолетами. В качестве метеоразведчиков "девятнадцатые" служили до 1957 г. В 1954 - 1955 гг. эти машины эксплуатировались ВВС Гонконга (тогда британской колонии).
После Второй мировой войны подержанные разведчики приобрели также Аргентина, Дания, Индия, Норвегия, Турция и Швеция. Единственный аргентинский самолет списали после аварии в ноябре 1951 г. В Дании разведчики получили отдельные звенья при истребительных эскадрильях. Последние из них списали в июне 1955 г. и разрезали на металлолом. Индийские PR.XIX с 1948 по 1958 г. вели съемки пограничных с Пакистаном районов в Кашмире, затем были законсервированы. Турки в 1945 г. самостоятельно переоборудовали в фоторазведчики несколько истребителей модификаций VB/Trop и VC/Trop. Они использовались до 1948 г.
В апреле 1947 г. турецкое правительство приобрело в Великобритании самолеты типов PR.XI и PR.XIX. Эти машины служили до 1958 г. Норвежские разведчики с августа 1949 г. базировались на различных аэродромах на севере страны. Все их списали в мае 1954 г. Больше всего разведывательных "спитфайров", 50 машин, купила Швеция. Последние из них пошли на слом в августе 1955 г. Таиланд приобрел в 1954 г. четыре PR.XIX, но в нелетном состоянии. Их использовали как учебные пособия для авиамехаников.


"Спитфайр" PR.XI||
Размах:||11,23 м
Длина:||9,46 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1760 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||3650 кг
Максимальная скорость:||672 км/ч
Практический потолок:||13 400 м
Дальность:||3200 км

Spitfire FR

Ближний фоторазведчик на базе одноместного истребителя "Спитфайр". Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Истребитель этот был спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Опытный экземпляр "Спитфайра" совершил свой первый полет 5 марта 1936 г., серийное производство истребителей этого типа началось в мае 1938 г. С августа того же года они появились в строевых частях Королевских ВВС.
В 1943 г. непосредственно на фронте начали переделывать истребители "Спитфайр" IX с мотором "Мерлин" 61 в ближние разведчики "Спитфайр" FR IX, устанавливая фотоаппаратуру и частично демонтируя вооружение. Число переделанных таким образом машин неизвестно.
С конца 1943 г. заводы "Супермарин", рассредоточенные в Южной Англии, начали серийно выпускать ближние разведчики на базе модификаций XIV и XVIII.
Серийно выпускались:
   - "Спитфайр" FR XIVe с мотором "Гриффон" 61;
   - "Спитфайр" FR XVIIIe с мотором "Гриффон" 65, удлиненным фюзеляжем, усиленным крылом, увеличенным запасом горючего.
Вооружение обеих модификаций по типу Е: 2x20+2x12,7.
Самолеты типа FR IX с лета 1944 г. использовались во время боевых операций во Франции, позднее в Бельгии, Голландии и Германии. Южноафриканские летчики применяли их в бассейне Средиземного моря. Разведчики "Спитфайр" FR XIV появились на фронте в ноябре 1944 г. и применялись только в Европе. На Дальнем Востоке перевооружение разведывательных эскадрилий закончилось как раз к моменту капитуляции Японии. Самолеты модификации FR.XVIII поступили в войска уже после войны. Они служили на Ближнем и Дальнем Востоке.
Разведчики FR XVIII сняли с производства в июне 1945 г.
В послевоенный период они еще некоторое время находились на вооружении в Бельгии, Канаде, Индии, Италии, Таиланде.


"Спитфайр" FR IX||
Размах:||9,93 м
Длина:||9,13 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 1620 л.с.

Supermarine Spitfire и Seafire

Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk IV: прототипы с двигателем Griffon (два); так же обозначались 229 фоторазведчиков (PR) на основе Spitfire Mk V
   Spitfire Mk X: вариант Spitfire PR.Mk XI с гермокабиной, мотор Merlin 77, один с крылом HF; построено 16
   Spitfire Mk XI: невооруженный дальний разведчик с Merlin 61,63 или 70; построен 471
   Spitfire Mk XIII: маловысотный разведчик на базе Spitfire Mk V с Merlin 32 и четырьмя 7,7-мм пулеметами; построено 18
   Spitfire Mk XVIII: истребитель с мотором Griffon с двухступенчатым нагнетателем, каплеобразный фонарь, дополнительный топливный бак, крыло F, вооружение E; Spitfire FR.Mk XVIII (послевоенный Spitfire FR.Mk 18) с фотоаппаратом в хвостовой части фюзеляжа; построено 300
   Spitfire Mk XIX (послевоенный PR.Mk 19): невооруженный разведчик, большинство с гермокабинами, мотор - Griffon с двухступенчатым нагнетателем; построено 225
<...>
PR.VII
Предназначенный для фотосъемки с малых высот "Спитфайр" PR.VII в своей специфической розовой окраске
PR.XI
На фотографии - ранний серийный высотный разведчик Spitfire PR.Mk XI. Большинство Mk XI имели руль направления с широкой хордой и заостренной законцовкой, но изображенная машина переоборудована из истребителя Mk IX и имеет вертикальное оперение более раннего типа.
Spitfire PR.IX, EN654, photographed by Charles E. Brown
Roland Fraissinet's Spitfire PR.XI PL983/G-PRXI, photographed over France last summer.
This photograph was especially taken for Aeroplane Monthly by RICHARD WINSLADE to mark the 50th anniversary of the first flight of the Spitfire. The Battle of Britain Memorial Flight's Spitfire II is seen in the hands of Wg Cdr J Ward on his arrival over Southampton on March 5, 1986. He is escorted by Roland Fraissmet's Spitfire PR XI and Naifire's Spitfire IX. All three Spitfires attended the Spitfire Society's 50th anniversary celebrations held that day at Eastleigh.
Spitfire PR.XI PL965, its restoration newly completed by Tangmere Flight Engineering at Rochester, flew again for the first time in 45 years on December 23, 1992 with the Duxford-based Old Flying Machine Company’s Mark Hanna at the controls. Hanna flew the fighter to Duxford on February 1.
"Спитфайр" PR.XI в Музее ВВС Норвегии, Осло, 1992г.
FR.XIV
With a canny knack for finding the most attractive perspective of any given aircraft, Mike rarely took more than one or two shots of each type - Kodachrome was expensive! One of those he captured perfectly first time was Spencer Flack's Spitfire FR.XIVE G-FIRE, photographed in the 1980s in its distinctive eyecatching scarlet scheme with white and blue detail. A dazzling performer in the 1980s, this machine still survives at the Palm Springs Air Museum in the USA.
Classic Air Displays’ Spitfire FR.XIVE G-FIRE/NH904, photographed at the 1981 Biggin Hill Air Fair. At the time, the Spitfire was owned by Spencer Flack.
Stefan was not only confined to flying the Hunter for Flack’s “Elstree Air Force”; he frequently displayed G-FIRE too and is seen here in the Spitfire’s cockpit at Yeovilton in August 1981. Karwowski never forgot that his chief job was to entertain, and always made the effort to connect with his audience.
Этот разведчик "Спитфайр" FR XIVe находился в Техническом колледже индийских ВВС. В августе 1992г. его отреставрировали в Англии и довели до летного состояния
Персонал II (AC) эскадрильи позирует для официального снимка на фоне своих Spitfire с двигателями Griffon. Серебристые FR.Mk 14 с каплевидным фонарем принадлежат звену "A", a PR.Mk 19 (звено "B") окрашены в цвет PRU blue, авиабаза Ван в Западной Германии, 1949 год. Mk XIV был оснащен двигателем Griffon 61, развивавшим мощность 2035 л. с. (1517 кВт) на высоте 2134 м. Для использования этой огромной мощности Mk XIV (как он назывался с первого полета в 1943 году) первым среди всех Spitfire оснастили пятилопастным винтом. PR.Mk 19, развивавший крейсерскую скорость 595 км/ч, имел сопоставимые с FR.Mk 14 скоростные характеристики. Но из-за увеличенного запаса топлива, необходимого дальнему разведчику, скороподъемность PR.Mk 19 была несколько ниже.
PR.XIX
Важной линией развития Spitfire были фоторазведчики, оптимизированные для полетов с большими скоростями на больших высотах. На фотографии - один из двух хорошо сохранившихся PR.Mk XIX.
Высотный разведчик "Спитфайр" PR.XIX, при восстановлении переоборудованный под винты противовращения, 2002г.
This display season's Tornado-Spitfire double-act. Spitfire PR. XIX PM631 of the Battle of Britain Memorial flight is being flown by Sqn Ldr Paul Day, and the Tornado F.2 by Wg Cdr Richard Peacock Edwards, the CO of Coningsby's Tornado OCU
Spitfire PR Mk XIX PS853 camouflaged as ZP-A, up from Wattisham with the Battle of Britain Flight in 1972.
Использовавшийся в качестве высотного разведчика, PR.Mk 19 был последней модификацией Spitfire, служившей в RAF. Последний самолет этого типа, PS853, был списан в июле 1957 года.
Долгие годы этот Spitfire PR.Mk 19 (PS853) летал в составе Мемориального звена британских ВВС (BBMF). Свою службу в ВВС самолет начал в 1945 году в составе метеорологического отряда в Вудвэле. В 1996 году PS853 был продан фирме "Rolls-Royce", чтобы собрать средства на восстановление Hurricane LF363, принадлежащего BBMF.
Разведчик PR.XIX ВВС Гонконга, 1954г.
PR.19 PS852 taxies out for the final flypast.
Spitfire XIX PS852, in which Flt Lt Ted Powles made a series of overflights of Chinese territory in 1951, at its base at Kai Tak, Hong Kong, in 1953.