Bristol F.2A/F.2B Fighter
Варианты:
Bristol - F.2A/F.2B Fighter - 1916 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1916


Двухместный истребитель и самолет связи с армейскими подразделениями
Описание
Фотографии:

Цветные фото (9)
Bristol Type 12,14,15,16,17, 22, 96 и O-1 (F.2 Fighter)

   В марте 1916 года Фрэнк Барнвелл закончил работу над проектом двухместного самолета-разведчика, создававшегося в порядке конкуренции с самолетом Royal Aircraft Factory R.E.8 за право заменить RAF В.Е.2. Самолет под обозначением R.2A (позже Type 9) представлял собой двухстоечный биплан с крыльями равного размаха, оснащенный рядным двигателем Beardmore мощностью 120 л. с. Появление затем более мощного V-образного двигателя Hispano-Suiza 8 мощностью 150 л. с. привело к переработке машины, в результате чего появился вариант R.2B (затем Type 9А). Но затем, после появления V-образного двигателя Rolls-Royce Falcon мощностью 190 л.с., пришлось снова переделать фюзеляж, чтобы разместить в нем новый двигатель или двигатель Hispano-Suiza. 28 августа 1916 года был заключен контракт на выпуск по одному прототипу каждой модификации, предусматривающий также последующую постройку 50 серийных самолетов.
   Первый прототип, получивший обозначение F.2A (Type 12), указывающее на его новую функцию истребителя, совершил свой первый полет 9 сентября 1916 года. Все серийные экземпляры F.2A оснащались двигателем Falcon и имели измененные капоты и модифицированные по форме крылья.
   Первым подразделением Королевского летного корпуса, перевооруженным на самолеты F.2A, стала 48-я эскадрилья, получившая первую машину в февраля 1917 года и отправившаяся 8 марта во Францию. Эскадрилья базировалась в Бельвю, а 5 апреля шесть машин выполнили первый боевой вылет. После столкновения с равным числом одноместных истребителей Albatros D.III германской 11-й истребительной эскадрильи, которые вел в бой сам барон Манфред фон Рихтгофен, домой вернулись только две машины. Причиной таких потерь, как утверждают историки, стали тактические ошибки, допущенные британцами. В частности, использование самолета в качестве простой "платформы" для стрелка, размещавшегося сзади. После применения тактики одноместного самолета, пилоты, используя в качестве основного наступательного вооружения синхронизированный пулемет Vickers, сделали "Brisfit" (как прозвали самолет) одним из наиболее эффективных истребителей Первой мировой войны.
   После окончания Первой мировой войны F.2 Fighter использовался в качестве самолета связи с армейскими подразделениями и учебного, оставаясь на службе в зарубежных подразделениях Королевских ВВС Великобритании вплоть до конца 1932 года. Общее число построенных самолетов составило 5308 машин.


Варианты

   Type 14 F.2B Fighter: основная серийная модификация с рядом усовершенствований. Машины первой серийной партии оснащались двигателем Falcon I мощностью 190 л. с. (142 кВт), вторая серийная партия - двигателем Falcon II мощностью 220 л.с. (164 кВт), а большинство - двигателем Falcon III. Когда выпуск самолетов стал опережать выпуск двигателей, пришлось использовать другие модели двигателей - в частности, модификации V-образного Hispano-Suiza 8 мощностью 200 и 300 л. с. (149 и 224 кВт), что привело к появлению модификаций Type 16 и 17 соответственно. V-образный двигатель Sunbeam Arab мощностью 200 л.с. (149 кВт) получили самолеты модификации Type 15. Также применялись V-образные двигатели RAF 4d (200 л.с/149 кВт) и Wolseley Viper (180 л.с/134 кВт), а также рядный Siddeley Puma (230 л.с/172 кВт)
   Type 22 F.2C Fighter: на самолет F.2B в экспериментальном порядке устанавливался звездообразный двигатель Salmson мощностью 200 л.с. (149 кВт), в результате чего появился вариант Type 22 F.2C; звездообразный Dragonfly мощностью 300 л.с. (224 кВт) использовался для Type 22А F.2C, а ротативный Bentley B.R.2 мощностью 230 л. с. (172 кВт) - для Type 22В F.2C
   Type 14 F.2B Mk II: впервые поднялся в воздух в декабре 1919 года и использовался в качестве вспомогательного самолета войсковой авиации. Данная модификация оснащалась специальным оборудованием для использования в пустыне и системой охлаждения в условиях тропического климата; было выпущено 435 машин, среди которых были как вновь построенные, так и переделанные из других самолетов
   Type 96 Fighter Mk III: модификация с усиленной конструкцией, в период с октября по декабрь 1926 года было поставлено 50 самолетов, а с января по июнь 1927 года - 30 учебных машин со спаренным управлением без вооружения.
   Type 96А Fighter Mk IV: представлял собой переделку варианта Mk III с усиленными шасси и конструкцией для выполнения полетов с увеличенной максимальной массой. Самолет имел увеличенный стабилизатор, руль направления с роговой компенсацией и автоматические щелевые предкрылки Handley Page
   O-1: самолет F.2B был одной из моделей, выбранных для серийного выпуска в США после ее вступления в Первую мировую войну в апреле 1917 года; 2000 машин было заказано компаниям "Curtiss Aeroplane" и "Motor Company" до декабря 1917 года. Первый самолет поднялся в воздух 5 марта 1918 года, он был оснащен V-образным двигателем Liberty 12 мощностью 400 л.с. (298 кВт). Установка двигателя на этот самолет оказалась неудачной, и в июле 1918 года контракт был отменен - предпочтение отдали модификации с V-образным двигателем Wright-Hispano мощностью 300 л.с. (224 кВт). Два экземпляра самолета в июне были переданы британцами США, причем второй самолет оснащался двигателем Liberty 8 мощностью 290 л. с. (216 кВт) и разбился до проведения официальных оценочных испытаний.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bristol Type 14 F.2B Fighter

   Тип: двухместный истребитель и самолет связи с армейскими подразделениями
   Силовая установка: один V-образный двигатель Rolls-Royce Falcon III мощностью 275 л. с. (205 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1525 м -198 км/час; набор высоты 3050 м - за 11 мин 15 с; практический потолок 5485 м; продолжительность полета 3 ч
   Масса: пустого 877 кг; максимальная взлетная 1261 кг
   Размеры: размах крыла 11,96 м; длина 7,87 м; высота 2,97 м; площадь крыльев 37,62 мг
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers на неподвижной установке в верхней передней части фюзеляжа и один или два 7,7-мм пулемета Lewis на подвижной установке в задней кабине, плюс до 12 бомб калибра 9 кг на подвеске под нижним крылом
Построенный в 1918 году истребитель F.2B Fighter из коллекции Шаттлуорта активно служил в британских ВВС в Турции в 1921 году. Начиная с 1951 года, он регулярно летает в экспозиции Шаттлуорта.
Federal Express pilot Ed Storo’s recently-completed Bristol F.2B Fighter replica aloft over Tennessee. Closely following the original drawings with the exception of the fuselage, which is of welded steel tube, the aircraft weights 1,550lb, some 200lb less than the original. Storo tells Grapevine that it "flies like a real Bristol: HEAVEEEY on the ailerons - ugh. Lands so sweet, though!".
The Shuttleworth Collection's Bristol F.2B, D8096, currently being refurbished at Old Warden. The aircraft will be flying again in 1982, with a new set of wings and painted khaki overall.
Bristol F.2B Fighter.
D8096 - самый знаменитый из F2B. Этот самолет в 1951 году приобрел фонд "Shuttleworth Trust", и машина до сих пор выступает на авиашоу в Великобритании.
One of six flying Bristol Fighter F2B reproductions being built by 29-year-old Learjet pilot Vernon R. Ohmert of Missouri for a forthcoming film entitled High Road to China, due for release in March 1981. This machine, N29HC, was the first to fly, making its maiden flight on July 4 1979. The engine is a 200 h.p. Ranger 6-440-C in-line.
Built to exacting standards by Ed Storo in the USA, Bristol F.2b Fighter ZK-JNU was displayed by Tim Sullivan. Completed in 1993 as N7724, it is powered by a Ranger six-cylinder air-cooled upright engine of 200hp (149kW). It is currently painted to represent an example that is believed to have seen srvice with the Royal Air Force in Afghanistan.
Биплан Bristol F2B Fighter ныне принадлежит режиссеру фильма "Властелин колец" Питеру Джексону и находится в Новой Зеландии.