FWA D-3800 / D-3801
Варианты:
FWA - D-3800 / D-3801 - 1939 - Швейцария
Страна: Швейцария
Год: 1939


Одноместный истребитель
Описание:
F+W D-3800/D-3801
Morane-Saulnier MS.410, MS.411 и MS.412
Фотографии

F+W D-3800/D-3801

В июле 1938 года Швейцария обратилась к Франции с просьбой поставить новый истребитель для замены устаревших Dewoitine D.27, построенных по лицензии компанией EKW (город Тун, Швейцария). В то время в производстве компании "Morane-Saulnier" находились самолеты семейства M.S.405/406 - две машины были взяты для изучения и испытаний швейцарцами. Результаты оказались обнадеживающими и компания EKW получила лицензию на выпуск самолета под обозначением D-3800. Компания "Morane-Saulnier" внесла в конструкцию одного из предсерийных M.S.405 все изменения, затребованные швейцарскими военными, после чего EKW построила первую серию из восьми машин, поступивших в опытную эксплуатацию. Все было превосходно, за исключением неудовлетворительной работы механизма изменения шага трехлопастного воздушного винта французской компании "Chauviere". Его пришлось заменить на воздушный винт, выпускавшийся швейцарской компанией "Escher Wyss".
   Серийный выпуск D-3800 был организован на предприятиях компаний "F+W" (город Эммен), "Doflug" (Альтенрайн) и SWS (Шлирен). Поставки самолетов первой партии из 74 машин были начаты в январе 1940 года и завершены к августу того же года. Силовая установка включала двигатель Hispano-Suiza HS-77 мощностью 860 л. с. (641 кВт), выпускавшийся по лицензии компаниями "Saurer AG" и SLM. Такой же двигатель стоял и на предсерийных машинах. В ходе эксплуатации выявились отдельные технические проблемы с двигателем, а также гидравлической и пневматической системами самолета. В 1943 году все они были подвергнуты модернизации, чтобы привести к стандарту D-3801.
   К 1941 году "Hispano-Suiza" завершила создание нового двигателя - HS-51 мощностью 1000 л. с. (746 кВт), после чего уже упомянутые швейцарские компании приступили к его серийному выпуску по лицензии для установки на D-3801, являвшийся эквивалентом модели Morane-Saulnier M.S.406C-1. Освоение нового двигателя также шло не без проблем, но программу решили продолжить; были выпущены 207 самолетов D-3801, которые сформировали ядро истребительной авиации ВВС Швейцарии в годы войны. В это число входили и 17 самолетов, собранных в 1947-1948 годах из машинокомплектов компанией "F+W" (Эммен).
   D-3801 стали снимать с вооружения в 1948 году, когда в ВВС стали поступать самолеты North American P-51 Mustang. Но часть машин все же осталась в эксплуатации в качестве учебных самолетов и буксировщиков мишеней. В настоящее время в музеях сохранились два самолета - один в Швейцарии, а другой в Музее авиации в Ле-Бурже (Франция). Последний окрашен в цвета, в которые окрашивались в свое время M.S.406C-1.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   F+W D-3801

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный ПД Hispano-Suiza HS-5112Y мощностью 1000 л. с. (746 кВт), выпускавшийся по лицензии компаниями "Adolph Saurer AG" и "SLM"
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м - 432 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6095 м - 350 км/ч; начальная скороподъемность 753 м/мин; практический потолок 10 000 м; дальность 980 км
   Масса: пустого 2125 кг; максимальная взлетная 2725 кг
   Размеры: размах крыла 10,62 м; длина 8,17 м; высота 3,40 м; площадь крыла 18,00 м2
   Вооружение: одна 20-мм мотор-пушка и два 7,5-мм пулемета в крыле, плюс бомбы или реактивные снаряды на подвеске под крылом

Morane-Saulnier MS.410, MS.411 и MS.412


<...>
   Незадолго до перемирия с Германией в соответствии с требованиями ВВС Швейцарии началась разработка улучшенного MS.412. В качестве опытной машины использовали 12-й предсерийный MS.405, на который установили более мощный мотор HS 12Y45, после чего самолет получил обозначение MS.411. Сборку прототипа с мотором HS12Y51 во Франции не завершили, работы были продолжены в Швейцарии, где самолет обозначался D-3801. Первый полет D-3801 с мотором HS 12Y51 мощностью 1050 л.с. и фиксированным радиатором по типу установленного на MS.410 выполнил в октябре 1940 года. Вооружение - как на D-3800 (см. статью MS.406). Хотя проблемы с надежностью мотора HS 12Y51 преодолеть не удалось, D-3801 запустили в серию. В производстве самолета принимали участие фирмы "Eidgenossisches Flugzeugwerke", "Dornier-Werke AG" ("Doflug") и SWS. Поставки начались в 1941 году, до 1945 года было построено 207 истребителей, а в 1947-1948 годах еще 17 машин. После снятия с вооружения часть D-3801 использовалась в качестве учебных и буксировщиков мишеней до 1959 года.
D-3800 из 4-й авиароты ВВС Швейцарии. Тун, лето 1941 г.
Данный D-3801 (J-292) принадлежал 21-й эскадрилье швейцарских ВВС (1944-1945 годы).
D.3801 ВВС Швейцарии, 1942г.
Tucked away in one of the side halls is a group of Second World War types with a Bf 108 suspended above a Bf 109E (below right), an F+W C-3603-1 reconnaissance/attack aircraft (centre), and a Morane-Saulnier MS.506C-1 (left) which was built in Switzerland under licence as the D-3801.
D-3800 швейцарцы использовали до конца войны
Истребитель MS.406 выпускался в Швейцарии по лицензии под обозначением D-3800
Morane D-3801 fighters similar to this one intercepted the two 515 Sqn Mosquitoes on September 30, 1944.
К началу войны истребители D-3800 не успели войти в строй
D-3800 ВВС Швейцарии.
The Swiss-built D-3800 (MS 406H) which, structurally, was based on the MS 405
Сборка лицензионных «Моранов» - истребителей D-3800
C-409, the penultimate long-wing C-3603 Series 0 shares a hangar with similarly-engined C-3603-1s and D-3801s.
Звено D-3801 из 4-й авиароты в патрульном полете
The defence of Swiss airspace in 1940 rested with the Morane D-3801, such as those seen at Zweisimmen, and the Messerschmitt Bf 109E.
The Swiss-built D-3801 (MS 412) which remained in series production until 1945, some continuing in second-line service until 1959.
D-3801 с французскими опознавательными знаками из музея de l'Air в Ле Бурже.
Can any reader identify the engine fitted to this Swiss Pilatus P-2 . To the right of the P-2 is a D-3801.
The Swiss-built D-3801 (MS 412) which remained in series production until 1945, some continuing in second-line service until 1959.