RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1934

Легкий транспортный самолет с экипажем один/два человека

Dragon Rapide / Dominie / D.H.89

Легкий транспортный и учебный самолет. Деревянный двухмоторный биплан. Шасси неубирающееся, в обтекателях. Военный вариант пассажирского самолета DH.89 "Дрэгон Рэпид", в свою очередь, представлявшего собой модернизацию машины DH.84 "Дрэгон", совершившей первый полет 24 ноября 1932 г. Она была спроектирована в КБ фирмы "Де Хевилленд эйркрафт" под руководством Э. Хэгга и серийно выпускалась с конца 1932 г. Этот самолет имел военный вариант с вооружением (DH.84M), предназначавшийся для поставок на экспорт. Опытный образец DH.89, названный первоначально "Дрэгон Сикс", поднялся в небо 17 апреля 1934 г. С июля того же года "Дрэгон Сикс" строился серийно. В 1935 г. создали первый военный вариант этой машины, DH.89M, для экспорта. Модификация для британских ВВС, DH.89B "Домини", начала выпускаться с сентября 1939 г. Заводы "Де Хевилленд" в Хэтфилде и "Бруш кочуоркс" в Лоборо собрали в общей сложности 728 DH.89, в том числе 521 военный. Во время войны в Австралии восстановили производство самолетов DH.84. С сентября 1942 г. их строил завод местного филиала "Де Хевилленд" в Бэнкстауне. Всего там сделали 87 экз.
Экипаж у транспортных машин - 2 чел. и 6-10 пассажиров, у боевого варианта - 3 чел., у учебного варианта - 5-6 чел. Моторы "Джипси Сикс" (DH.89M), или "Джипси Куин" III (DH.89B). DH.84M и DH.89M несли вооружение 3x7,69 и бомбы до 150 кг.
Военные DH.84M эксплуатировались в Ираке (с апреля 1933 г.), Дании (с марта 1934 г.) и Португалии (с 1937 г.). В Ирландии и Турции военная авиация использовала как транспортные машины DH.84M обычного гражданского варианта. Первые DH.89 были приняты на вооружение британских ВВС в ноябре 1938 г., авиации флота Великобритании - в 1940 г. Эти машины поставлялись также в различные английские доминионы. Военные DH.89M имелись в Испании (с декабря 1935 г.), Иране (с июля 1936 г.), Литве (с апреля 1937 г.) и Китае (с декабря 1937 г.).
Серийно строились:
   - DH.89M для экспорта с измененным остеклением кабины, с вооружением 1x7,69, бомбы до 150 кг;
   - DH.89B "Домини" I, на базе гражданских DH.89A поздних серий (с посадочными щитками), учебный самолет для подготовки штурманов и радистов, без вооружения;
   - DH.89В "Домини" II, легкий транспортный самолет, без вооружения.
Первыми использовали в боевых операциях DH.89M испанцы - в колониальной войне в Марокко. Впоследствии DH.84 и DH.89 с обеих сторон участвовали в гражданской войне в Испании (в том числе до конца 1936 г. и в качестве легких бомбардировщиков).
В начале Второй мировой войны британские ВВС реквизировали много DH.89 и DH.89A. В мае - июне 1940 г. они применялись на передовой во Франции для доставки грузов и перевозки раненых. Позднее вместе с "Домини" эти машины участвовали в эвакуации войск из-под Дюнкерка. В 1941 - 1944 гг. самолеты типов I и II служили для перевозки почты, офицеров связи, в т.ч. на линии Англия - Северная Ирландия. Существовали и салонные машины для недалеких полетов государственных чиновников и военного руководства. Часть "Домини" II была изготовлена в санитарном исполнении. В 1944 - 1945 гг. эти самолеты опять вернулись на передовую, поддерживая наступление британских войск в Европе.
Австралийская авиация использовала для перевозок в тылу и на фронте (в частности, на Новой Гвинее) как реквизированные гражданские машины, так и DH.84 местного производства. Некоторое количество DH.89B в 1942 г. передали американским частям в Великобритании, использовавших их как штабные и связные.
Иракские DH.84M во время мятежа Рашида Али в мае 1941 г. участвовали в первом налете на английскую авиабазу Хаббания. Большая их часть была уничтожена ответными ударами англичан.
Иранские самолеты в марте 1938 г. разоружили и передали в гражданскую авиацию. В Советском Союзе имелось несколько машин разных модификаций, принадлежавших ВВС и ГВФ. Они перешли к советской авиации после присоединения к СССР стран Прибалтики летом 1940 г. Самолеты ГВФ после начала Великой Отечественной войны эвакуировали в глубь страны. Они использовались для перевозок в тылу до 1944 г. Бывшие литовские DH.89M, вошедшие в ВВС РККА, были брошены при отступлении, позднее отремонтированы и летали в составе одной из эскадрилий Люфтваффе, укомплектованной эстонскими экипажами.
DH.89 участвовали в ряде локальных войн. В частности, они применялись в боевых действиях в Палестине в 1948 г. Эти машины состояли на вооружении в Израиле, Иордании и Ираке. Израильские самолеты использовались и в качестве легких бомбардировщиков.
Выпуск DH.89 закончили в 1948 г. (а военных "Домини" II - в июле 1946 г.). Часть "Домини" после войны переделали в гражданские DH.89A. С вооружения британских ВВС их сняли только в 1947 г., морская авиация списала последние самолеты этого типа в 1963 г.


"Домини" II||
Размах:||14,6 м
Длина:||10,52 м
Моторы, количество х мощность:||2x200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2500 кг
Максимальная скорость:||253 км/ч
Практический потолок:||5090 м
Дальность:||920 км

Показать полностью

Описание:

  • Dragon Rapide / Dominie / D.H.89
  • de Havilland DH.89 Dragon Rapide и Dominie
  • Flight, April 1934
    THE DE HAVILLAND "DRAGON SIX"
  • Flight, November 1935
    THE MILITARY RAPIDE
  • Flight, October 1938
    British Commercial Aircraft