Short Type 184/225/827/830/310/320
Страна: Великобритания
Год: 1914


Двухместный бомбардировщик-торпедоносец, разведчик
Описание:
Short. Самолеты 1913-1921 годов
Short Types 827 и 830
Short Type 184
Short Types 310 и 320
Фотографии

Short. Самолеты 1913-1921 годов

К 1913 году схема с тянущим винтом стала преобладать на схемой с толкающим винтом в проектах компании "Short Brothers", и в Истчерче была создана серия гидросамолетов, включая девять машин для Адмиралтейства. Две машины были оснащены двигателями мощностью 160 л. с. (119 кВт), а семь - 100-сильными (75 кВт) ПД Gnome. Были построены еще два самолета со 160-сильными (119 кВт) моторами, а также многочисленные гидросамолеты, отличавшиеся типом установленного двигателя. С одной из этих машин 27 июля 1914 года была впервые сброшена авиационная торпеда.
   Семь гидросамолетов "Short", включая три S.74 и два S.135, атаковали суда в Кильском канале на Рождество 1914 года. Здесь необходимо отметить, что в то время существовали две системы нумерации самолетов "Short Brothers": S с номером считалась заводской нумерацией, но существовали еще серийные номера и обозначения Адмиралтейства. При такой системе обозначений возникала серьезная путаница, например, партия из шести гидросамолетов Type 166, построенных "Short", имела заводские номера S.90 - S.95 и серийные номера Адмиралтейства 161-166.
   Компания "Westland Aircraft" построила партию из 20 самолетов, которые вместо торпеды несли три 51-кг бомбы.
<...>

Short Types 827 и 830

Первыми гидросамолетами компании "Short", в заметном количестве строившимися для авиации ВМС Великобритании (RNAS), стали Type 827 и Type 830, несколько уступавшие в размерах Type 166. Short Admiralty Type 827 и Type 830 они были оснащены 150-сильным (112 кВт) V-образным ПД Sunbeam Nubian и 135-сильным (101 кВт) радиальным ПД Salmson, соответственно. Всего построили 28 Type 830 и 108 Type 827, причем последний выпускался еще четырьмя компаниями. Поступившие на вооружение RNAS в 1915 году, самолеты несли службу в Восточной Африке, на Средиземноморье и в Месопотамии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   Short Type 827

   Тип: двухместный гидросамолет-разведчик, бомбардировщик
   Силовая установка: один V-образный ПД Sunbeam Nubian в 150 л. с. (112 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 100 км/ч; продолжительность полета 3 ч 30 мин
   Масса: пустого 1225 кг; максимальная взлетная 1542 кг
   Размеры: размах крыла 16,43 м; длина 10,74 м; высота 4,11 м; площадь крыла 47,01 м2
   Вооружение: один пулемет Lewis в задней кабине и узлы подвески для 50-кг бомб под крылом

Short Type 184

Острая потребность Адмиралтейства в гидросамолете-торпедоносце подвигла Горацио Шорта на создание Short Type 184, на протяжении двух десятилетий остававшегося самым известным самолетом фирмы. Более 900 машин было построено компанией-разработчиком и девятью подрядчиками.
   Type 184 можно считать аналогом Fairey Swordfish времен Первой мировой войны - устаревший самолет зарекомендовал себя как удачный бомбардировщик-торпедоносец и использовался для решения широкого круга второстепенных задач.
   Первый Type 184, выполненный в варианте торпедоносца, был оснащен двумя основными поплавками и небольшим поддерживающим хвостовым поплавком. Он мог нести одну торпеду на опорах между основными поплавками. В варианте бомбардировщика самолет оснащался балкой-держателем, крепившейся к опоре торпеды. Первый вариант был оснащен 225-сильным (168 кВт) ПД Sunbeam Maori, но на поздние машины устанавливались более мощные моторы, включая 240-сильные (169 кВт) Sunbeam, или Renault, или 260-сильные (194 кВт) Sunbeam. Самолет выпускался подрядчиками с рядом модификаций, не имевших отдельных обозначений.
   Самолет мог действовать как с береговых баз, так и с гидроавианосцев, служил на многих ТВД, включая Месопотамию, северное побережье Франции, Эгейское и Средиземное моря, за Полярным кругом и в Индийском океане.
   12 августа 1915 года в Эгейском море три Type 184 с гидроавиабазы "Ben-My-Chree" потопили турецкий корабль, использовав 356-мм торпеды калибра 367-кг. Это был первый в истории случай успешного применения такого оружия. Еще два турецких корабля были потоплены пять дней спустя, но такой успех был совсем нетипичен, и впоследствии Type 184 редко использовались в подобной роли.
   Построенный компанией "Westland" Type 184 был единственным аэропланом, принимавшим участие в Ютландской битве 31 мая - 1 июня 1916 года. Эта битва была первой крупной операцией в истории флота, в которой со значительным эффектом была задействована авиация. Вместе с британским "Грэнд Флитом" действовала гидроавиабаза "Энгадин", в 14:40 получившая приказ на запуск аэроплана (Type 184, №8359) для проведения разведки к северо-востоку от эскадры. Несмотря на ожесточенный огонь противника, авиаторам удалось снабдить вице-адмирала сэра Дэвида Битти важной информацией о перемещении вражеских кораблей.
   В июне 1916 года самолет на временном колесном шасси взлетел с палубы гидроавиабазы "Кампаниа". В следующем году еще один такой полет был осуществлен с носовой палубы авианосца "Фьюриес".
   После Первой мировой войны Type 184 продолжали боевую службу до начала 1920-х годов. Пять самолетов получили гражданскую регистрацию для использования в развлекательных полетах, но соответствующую доработку прошли только четыре машины, а одна была пущена на слом год спустя.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Short Type 184

   Тип: двухместный бомбардировщик-торпедоносец, разведчик
   Силовая установка: один V-образный ПД Sunbeam Maori мощностью 260 л. с. (194 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 610 м - 142 км/ч; потолок 2745 м; продолжительность полета 2 ч 45 мин
   Масса: пустого 1680 кг; максимальная взлетная 2433 кг
   Размеры: размах крыла 19,36 м; длина 12,38 м; высота 4,11 м; площадь крыла 63,92 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет Lewis в задней кабине и одна 356-мм торпеда или до 236 кг бомб

Short Types 310 и 320

Пытаясь повысить характеристики Type 184, компания "Short" переработала конструкцию самолета, оснастив его новым 310-сильным (231 кВт) ПД Sunbeam Cossack. Облетанный в Рочестере в июле 1916 года, Type 310-A4 мог нести более тяжелую 454-кг торпеду Mk IX, хотя, несмотря на возросшую мощность двигателя, при этом приходилось отказываться от наблюдателя. Самолет, оснащенный 320-сильным (238,6 кВт) ПД Cossack, получил обозначение Type 320.
   Машина поступила на вооружение британской морской авиации (RNAS) в 1917 году, и без особого успеха использовалась на Итальянском ТВД в качестве торпедоносца, а позднее как разведчик. К концу войны на вооружении британских Королевских ВВС оставались 50 машин. В 1917 году шесть из них были поставлены морской авиации Японии. Всего построили 124 самолета: 74 - компания "Short" и 50 - "Sunbeam".
   Short 310-B, оставшийся только прототипом, представлял собой патрульный гидросамолет с размахом крыла, уменьшенным с 22,86 м до 20,88 м. Его максимальная скорость составляла 116 км/ч.
Одна из самых знаменитых гидроавиабаз британских ВМС "Виндекс" несла несколько гидросамолетов Short 184, один из которых изображен здесь с подвешенной торпедой. В других случаях самолеты несли бомбы. 25 мая 1916 года они атаковали ангары дирижаблей в Тондерне, правда, безрезультатно.
827/830
A war-time photograph of a 135-h.p. Canton-Unne seaplane.
Type 827 и 830 использовались в качестве бомбардировщиков и патрульных самолетов. В Восточной Африке они действовали с вооруженных лайнеров. Type 830 на снимке несет необычный камуфляж.
Торпедные атаки британской морской авиации. 12 августа 1915г.: британский авианесущий корабль "Бен-Ма-Кри", выйдя 21 мая 1915 года из базы Гарвич (Эссекс) дошел до пролива Дарданеллы, доставив два гидросамолета Short Тип 184. При охоте на вражеские суда в заливе Ксерос из-за сильной жары продолжительность полета этих самолетов составляла всего 45 минут. 12 августа при патрулировании у Инже Бурну флайт-коммандер С.Х. К. Эдмондз заметил большой пароход и на дальности 274 м сбросил 356-мм торпеду с высоты 4,5 м. Эдмондз стал первым пилотом, атаковавшим корабль авиационной торпедой.
Short 830.
135/166
Построенный в 1916 году, Type 166 был предназначен для первого авианосца "Арк Ройял". Он имел складное крыло и был оснащен 200-сильным (149 кВт) ПД Salmson.
184/225
An Early Torpedo 'Plane: The famous Short "225 " being launched at Rochester in 1916.
The foundation of a seaplane reputation: One of the first torpedo-carrying seaplanes of the “Two-two-five” type being launched at Rochester in 1915.
225 Seaplane 1915. Powered by a 225-h.p. Sunbeam engine, this well-known Short seaplane was in service, with the Royal Navy, throughout the war of 1914-18.
The author in a Newhaven 184 ready to go down the slipway. The N on the fin denotes an aircraft from No 242 Squadron, Newhaven.
Short 184 8081 lying off Rochester. One of a batch of 75 to be built by Shorts at their new Seaplane factory, the '184 represents the Company’s earliest success in large scale production.
Salt in the slipstream - while with Prodger-lsaac, Lankester Parker was able to use his experience of seaplane-flying at Lake Windermere to test-fly Short Type 184s from Eastchurch. This glorious photograph shows Short 184 serial 8103 on the Medway in 1915.
This is a war-time picture of a Short seaplane leaving Plymouth Sound for a submarine patrol in the Channel. Plymouth Hoe is very distinctive in the centre. These Short seaplanes were widely used for sea patrols all round our coasts. They were fitted with 225 h.p. Sunbeam engines, carried two bombs (250 and 100 lb.), complete wireless equipment, and a crew of two. Their range was over 6 hours, and they were noted for extreme stability.
A Short 184 on the slipway. The twin exhaust stacks leading up from outside the manifolds denote a 275 h.p. Sunbeam Maori III engine. Note the array of two gallon petrol cans and a couple of bombs lying on the sand.
The Short 184 served in large numbers with the RNAS and was the first aircraft ever to sink an enemy ship at sea with a torpedo.
Short 184 seaplane 8094 at Westgate before being shipped out to the Eastern Mediterranean where it was used by "Z" Squadron
Short 184 seaplane of the type subcontracted by both J S White and S E Saunders.
Служивший на большинстве ТВД самолет Short 184 был основным британским торпедоносцем во время Первой мировой войны. Он продолжал нести службу еще несколько лет после завершения боевых действий.
Short 184s served far afield. This one, 8372, with four-bladed propeller, is seen aboard HMS Manxman in the Eastern Mediterranean in 1918.
Летающая лодка Шорт-184 британских интервентов на Каспийском море
"Шорт-184" английского гидроавиаотряда на Северной Двине. На заднем плане летающая лодка М-5.
"Шорт-184". На этих машинах воевали английские морские летчики в северной России.
Шорт-184 (трофей Гражданской войны) в Ораниенбауме
A Short Seaplane flying off the deck of the "Furious." Note that the wheels are arrested at the end of the deck.
The Short 184 entered service in 1915 and was still in production after the Armistice.
Special Brigade officer Lt Grantham holds a pair of “M Air Bombs” beside a Short 184 seaplane at Lake Onega, near Murmansk, in September 1919. The M Air Bomb incorporated diphenylamine chlorarsine and a thermogenerator which heated the chemical to create a highly toxic smoke that lasted for about two minutes, but which left no permanent effects.
THE IMPERIAL WAR MUSEUM, AIRCRAFT SECTION: The Short Seaplane, the one-and-only 'plane taking part in the Battle of Jutland!
Эстонский "Шорт-184" в полете
Краса и гордость эстонских ВВС - бомбардировщик-торпедоносец "Шорт-184"
The Mann Egerton Type B was a modified Short 184 which had unequal span wings. Shown here is 9085, the first of ten built
310/320
A Short 310-A4 torpedo-dropping seaplane, which has apparently been recovered at sea by the Donna Nook of Fleetwood, is brought ashore at an unknown dock. Named from the 310 h.p. Sunbeam Cossack engine which powered it (later 320 h.p.), the 310-A4 first flew in July 1916, and most of the 127 built were used for long-range patrol. With a crew of two and a pair of 230lb bombs the aircraft had an endurance of six hours. A further variant, the 310-B, designed from the outset as a patrol seaplane, did not go into production.
The Short 320
Short 320.
A development of the Type 184 was the ’310. Illustrated is the Sunbeam Cossack-powered Type A prototype, 8317, which first flew in July 1916. Following structural strengthening, the Type A4 was standardised on and 74 were built by Shorts with Sunbeam building a further 50.
A Short 320 two-seat anti-submarine patrol seaplane, the largest Short seaplane type to fly during World War One.
The Short 184 was followed by the more powerful Short 320.
Type 320 поступил на вооружение шести эскадрилий британских ВВС. К концу войны службу продолжали нести 50 самолетов.
The Short 320 was designed to carry an 18-inch, 1,000lb torpedo beneath the fuselage. When loaded with a torpedo the aircraft was flown from the rear seat.
 
One of the RNAS aerodromes on Imbros is pictured, showing a Bessoneau hangar and bell tents typical of the period. On the left of the photograph is a Royal Aircraft Factory B.E.2c bearing red, white and blue stripes on both fin and rudder. Two Voisin LAs and a Short 830 landplane may just be seen in the background.
A Short 310-A4 torpedo-dropping seaplane, which was apparently recovered at sea by the Donna Nook of Fleetwood. Named from the 310 h.p. Sunbeam Cossack engine which powered it, the 310-A4 first flew in July 1916, and most of the 127 built were used for long-range patrol work. With a crew of two and a pair of 230 lb bombs the aircraft had an endurance of six hours.
John Blake's delightful study of RNAS Short 166 seaplane over Kephelo Harbour in 1916.
The Short 320
Short 184 (225 h.p. Sunbeam)