Sopwith Sopwith 1 1/2-Strutter
Страна: Великобритания
Год: 1915


Одноместный бомбардировщик
Описание
Фотографии
Sopwith 1 1/2-Strutter

   В декабре 1915 года фирма "Sopwith" подняла в воздух прототип нового боевого биплана, созданного по требованиям ВМС. Были показаны столь высокие характеристики, что самолет был запущен в крупную серию под морским обозначением Admiralty Type 9700 и армейским обозначением Two-Seater. Однако известность он получил как 1 1/2-Strutter (полуторастоечник), так как длина стоек кабана составляла половину длины межкрыльевых стоек. Машина была оснащена воздушными тормозами и переставным стабилизатором.
   Самолет выпускался в двухместном и одноместном вариантах, причем последний использовался в качестве бомбардировщика только ВМС. Когда в апреле 1916 года первые серийные экземпляры поступили на вооружение авиации британских ВМС, они стали первыми английскими самолетами, оснащенными синхронизаторами, позволявшими вести огонь из пулемета через плоскость ометания винта. Кроме того, в задней кабине был установлен еще один пулемет на турели.
   Прототип был оснащен 110-сильным (82 кВт) ротативным ПД Clerget, но на серийные машины (одноместные и двухместные) устанавливались 110- и 130-сильные (82 кВт и 97 кВт) ротативные ПД Clerget; на некоторые двухместные самолеты устанавливался 110-сильный (82 кВт) ротативный ПД Le Rhone.
   Начавшие боевую службу на Западном фронте, 1 1/2-Strutter оказались на переднем крае борьбы с германскими истребителями. Но всего через пару месяцев их превзошли по летным характеристикам новые германские самолеты Albatros и Halberstadt. Тем не менее при адекватном эскорте истребителей 1 1/2-Strutter продолжал оставаться весьма эффективным дальним разведчиком. Но после серьезных потерь во время периода боев, названного "Кровавым апрелем", было принято решение о замене самолета новыми, более скоростными и маневренными машинами. К реализации этого решения приступили в июле 1917 года. Однако в ВМС 1 1/2-Strutter прослужили долго - до конца войны они использовались в качестве корабельных самолетов, оснащенных как колесным, так и лыжным шасси. Помимо Франции они применялись на Эгейском и Македонском ТВД.
   4 апреля 1918 года морской 1 1/2-Strutter стал первой двухместной машиной, поднявшейся в воздух с британского корабля, - с платформы на башне тяжелого крейсера "Австралия".
   Всего в Британии выпустили свыше 1400 1 1/2-Strutter. К ним следует добавить от 4200 до 4500 машин, построенных во Франции для их ВВС. Они выпускались в вариантах SOP.1 A2 (двухместный разведчик), SOP.1 B2 (двухместный бомбардировщик) и SOP.1B1 (одноместный бомбардировщик).
   Помимо Британии, этот замечательный самолет (как во время, так и после Первой мировой войны) состоял на вооружении воздушных сил Бельгии, Франции, Латвии, Польши, России, Румынии, Японии, а также американских Экспедиционных Сил. Также Sopwith 1 1/2-Strutter активно использовался в больших количествах в гражданской войне в России и советско-польской войне 1919-1921 годов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Sopwith 1 1/2-Strutter

   Тип: одноместный бомбардировщик
   Силовая установка: один ротативный ПД Clerget в 130 л. с. (97 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1980 м - 164 км/ч; потолок 3960 м
   Масса: пустого 597 кг; максимальная взлетная 1062 кг
   Размеры: размах крыла 10,21 м; длина 7,97 м; высота 3,12 м; площадь крыла 32,14 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers и до четырех 25-кг или эквивалентное по массе число бомб малого калибра
"Сопвич полуторастоечный" лейтенанта Раймонда Коллишоу из 3-го авиакрыла британской военно-морской авиации, сентябрь 1917г.
Истребитель 1 1/2 Strutter из 70-й эскадрильи британского Авиакорпуса, воевавшей во Франции во второй половине 1916 года. Эскадрилья, изначально размещенная в Южном Фарнборо, была оснащена самолетами данного типа 22 апреля 1916 года, а 24 мая ее звено "А" первым прибыло на фронт. К началу августа все три звена эскадрильи действовали во Франции.
"Сопвич-разведчик" из 9-го армейского авиаотряда Красного воздушного флота, лето 1918г. На самолете еще сохранились британские трехцветные "кокарды"
"Сопвич", на котором летчики Граб и Шульц сбили "Ньюпор" прапорщика Владимирова.
"Сопвич" одного из разведотрядов 5-й армии, станция Иннокентьевская близ Иркутска, лето 1920г.
Самолет колчаковской авиации "Сопвич полуторастоечный", на котором в период Гражданской войны летал М.А.Волковойнов.
Sopwith 1/2 Strutter N 2341. Одна из первых машин Латвийской авиации, аэродром Спилве, август 1919г.
Одноместный бомбардировщик "Сопвич бомбер" английского Королевского воздушного корпуса, Франция, 1917г.
Two-seat
Современная английская реплика "сопвича"
Современная английская реплика "сопвича"
Французский Sop.1B2 в авиамузее
Первый прототип "полуторастоечника" - "Сопвич" LCT на заводских испытаниях, декабрь 1915г.
The Land Clerget Tractor shortly after completion, in late December 1915 or early January 1916, without armament. Its centre-section bracing, inherited from the Sigrist Bus, led to the type being nicknamed 1 1/2 Strutter in ser­vice.
Sopwith 1 1/2-Strutter.
Sopwith 1 1/2 Strutter A1924. Note the raised Scarff ring and the clear-view top wing panels.
Британский "уан халф страттер" Тип 9400L, построенный на заводе фирмы "Сопвич Эвиэйшн Компани"
Только что построенный "полуторастоечник" у заводского ангара фирмы "Сопвич" в Бруклендсе
Английский "Сопвич" раннего выпуска с запоминающимся номером "7777" и французской турелью "Этев". Сент-Омер, Франция, октябрь 1916г.
Первые британские истребители вооружались одним синхронным пудеметом, стреляющим через диск винта, но Strutter имел еще и пулемет Lewis на турели в открытой кабине наблюдателя.
"Сопвич", построенный на заводе "Мэнн, Эджертон энд Компани" в Норвиче, о чем свидетельствует надпись на хвостовой части фюзеляжа и характерное расположение серийного номера
Sopwith 1 1/2 Strutter. Two-seat fighter version, Admiralty Type 9400 and Type D to Mann Egerton & Co. Ltd. N5220 (illustrated) served at the Flight Observer's School, Leysdown.
Trio of types produced by Mann Egerton. These two views show; their last Short Bomber, 9495, Sopwith 1/2 Strutter single-seat bomber N5215; and Spad S. VII N6210
Первый "полуторастоечник", собранный на фирме "Растон энд Проктор", июнь 1916г. Еще без окраски и вооружения
1 1/2 Strutter выпускались серийно на нескольких английских авиазаводах. Этот двухместный аппарат из построенной фирмой "Sopwith" третьей серийной партии (100 машин). Первые 50 серийных экземпляров собрали на заводах "Rushton" и "Proctor", следующие - на фирме "Sopwith". Их также выпускали на фирмах "Fairey", "Vickers" и "Westland".
Joe Fall’s 1 1/2 Strutter, the bomber version of the aircraft.
Британский "Сопвич" из авиашколы в Бигген Хилле (графство Кент). Самолет построен на фирме "Уэллс Эвиэйшн Компани". Нижняя секция капота демонтирована (возможно, для улучшения охлаждения двигателя)
"Сопвич" французской сборки, принадлежавший американскому Экспедиционному корпусу в Европе
Больше всего самолетов 1 1/2 Strutter получила Франция, построившая по разным данным от 4200 до 4500 таких аэропланов. Они заменили в роли бомбардировщиков и разведчиков устаревшие самолеты с толкающими винтами Breguet и Farman.
Sop.1B2
Немецкие офицеры с интересом рассматривают трофейный "Сопвич", совершивший вынужденную посадку на вражеской территории 28 апреля 1917г. Самолет ранее принадлежал 43-й эскадрилье RFC
ONE OF THREE FAMOUS TYPES: THE SOPWITH 1 1/2-STRUTTER WAS USED BY NOS. 43, 45. AND 70 SQUADRONS UP TO 1917.
"Сопвич" из 70-й эскадрильи RFC (пилот лейтенант Гош, летнаб секонд лейтенант Кибетс), апрель 1917г.
No 5 Wing RNAS Sopwith 1 1/2-Strutters undergoing final preparations for a daylight sortie over the Lines at Coudekerque during the bitter winter of 1916-17.
Two views of the RAF Museum's Sopwith 1 1/2 Strutter awaiting display at Hendon.
Sopwith 1 1/2-Strutter and Pup in the RAF Museum, Hendon
Музейный экземпляр двухместного "полуторастоечника"
Vivian Bellamy's Sopwith 1 1/2 Strutter C9382 photographed at Land's End aerodrome before its sale to the RAF Museum, Hendon.
«Сопвич» 1 1/2 из эскадрильи SOP 582
A French postcard bearing the work of photographer "Maximin”, showing “L’Aviateur Desmoulins sur avion Sopwith”, a 1.B2 variant, which has the name “Wolol” or "Woloh” crudely inscribed below the cockpit. Can anyone identify I’aviateur for certain?
A remarkably sharp photograph of an anonymous French-built 1 1/2-Strutter at an unknown location, with an airship shed in the background and a hangar on the right. And what’s the hump on its nose for? Any clues to the Editor, please!
США закупили 514 Sop. 1 французской сборки, прежде всего, в качестве учебных машин, однако трем американским эскадрильям пришлось на них повоевать. Кроме того, ВМФ США приобрел несколько (до четырех) французских машин с установленными перед основными стойками шасси противокапотажными упорами (hydrovanes for emergency water alighting ???). Эти аэропланы также использовались для обучения во Франции, хотя одна попала в США.
Rare photograph of a Sopwith 1 1/2 -Strutter on board a US Navy vessel in 1920.
«Фарманы-30» и «Сопвич-полуторастоечный» ВВС ДВР на аэродроме в районе станции Тарбагатай в августе 1920 г. В 1921 г. именно эти самолеты участвовали в боях против «Азиатской Конной Дивизии» барона фон Унгерна на территории Монголии
Французские "Сопвичи" в ремонтном ангаре
Первый самолет, доставшийся ВВС Литвы - советский «Сопвич-Полуторастоечный» в авиамастерских Ковно, 1919 г.
Тот же «Сопвич-Полуторастоечный» в составе ВВС Литвы, 1926 г.
LA-33 was one of the Sopwith 1 1/2-Strutters acquired by the LVA. It landed near Schoondijke on August 28, 1916, and had RNAS serial 9396.
Hanriot-built 1 1/2 Strutter belonged to the French Air Force and was taken over by the LVA as LA-45.
Разведчик «Сопвич» 1 1/2
Полуразобранный «Сопвич» везут на арбах, сентябрь 1921 г.
Single-seat
Sopwith 1 1/2 Strutter. Single-seat bomber, serial N5201, Admiralty Type 9700 and Type E to Mann Egerton
The Sopwith 1 1/2 Strutters of the batch A5950-A6149, built by Morgan & Company, were single-seat bombers for the RFC. None seems to have been used operationally as such, and this unarmed example probably belonged to a training unit. At least seven 1 1/2 Strutters of this batch were used by No 36 Training Squadron at Montrose.
Одноместные "Сопвичи бомберы" британского Королевского Воздушного корпуса
Истребитель 1 1/2 Strutter стал для британского Авиакорпуса немногим больше, чем просто вынужденное приобретение по срочной необходимости, но авиация флота стала главным заказчиком этих самолетов. На базе Оши, Франция, выстроились в линейку самолеты 3-го авиакрыла британской морской авиации.
Sopwith 1 1/2 Strutter single-seat bombers operating from an island in the Aegean. The second aircraft from the right is N5110
Одноместный "Сопвич бомбер" британского Королевского Воздушного корпуса
Sop.1B1 с пулеметом "Льюис" над верхним крылом из 111-й эскадрильи французских ВВС. Эксплуатационные лючки бомбоотсека открыты
 
Этот 1 1/2-Strutter был переделан в экспериментальный ночной истребитель ПВО. Он получил специальную установку из двух пулеметов Lewis, неподвижно закрепленных для стрельбы под углом 70° вверх.
Sopwith Comic из 78-й эскадрильи британского Авиакорпуса использовался для испытаний на заводе "Royal Aeroplane Establishment" в Мартлешем-Хит. 78-я эскадрилья ПВО летала на Comic с октября 1917 по июль 1918 года, отражая налеты немецких бомбардировщиков на Лондон.
"Сопвич", предназначенный для базирования на авианосцах. Самолет оснащен шасси с противокапотажными лыжами и поплавками для сохранения плавучести при вынужденной посадке на воду
26 июня 1918 года "Сопвич" взлетает с орудийной башни британского линкора "Инфлексибл"
1 1/2 Strutter на морской службе получил название "Ship's Strutter". Аэропланы этого типа стали самыми большими аппаратами, запускавшимися с платформ, установленных на орудийных башнях нескольких английских военных кораблей. Эта машина взлетает с носовой башни линейного крейсера "Австралия", 1 апреля 1918 года.
A poor-quality but extremely rare photograph of the first batch of aircraft supplied to Afghanistan, comprising a Nieuport 24 and a Sopwith 1 1/2-Strutter, being transported through a characteristically primitive mountain pass by elephant during September-November 1921. The arduous journey through the Hindu Kush took some seven weeks.
Details
Бомбовый отсек французского "Сопвича" Sop.1B2
Тележка шасси французского "Сопвича" Sop.1A2
Английская турель "Скэрф" с резиновыми компенсаторами
Russia
Летом 1917г. в русские авиаотряды стали поступать британские разведчики Сопвич "Полуторастоечный"
Аэродром 1-й Тверской авиагруппы РККФ. На заднем плане - "Сопвич полуторастоечный", на котором красные летчики Граб и Шульц 16 октября 1918г. одержали первую в гражданской войне воздушную победу, Урало-Сибирский фронт, осень 1918г.
Александр Козаков (пилот) и Норман Шрайв (наблюдатель) взлетают на Сопвиче-полутораплане. Аэродром Двинский Березник, 1-й Славяно-Британский авиаотряд, 7 декабря 1918г.
Аэродром 1-го Южного авиаотряда Всевеликого Войска Донского. На первом плане "Сопвич полуторастоечный", доставшийся белоказакам осенью 1918г. в результате вынужденной посадки на вражеской территории красвоенлета Кузнецова. Обратите внимание, что на машине еще нет звезд, а вместо них - английские опознавательные знаки
"Сопвич" 1-го Кубанского казачьего авиадивизиона, 1919г. Диагональная полоса на хвосте - эмблема подразделения
Линейка самолетов 1-й Советской боевой авиагруппы на аэродроме у станции Свияжск, сентябрь 1918г.
Личный состав 31-го РАО РККВФ на фоне истребителя "Ньюпор-17" и "Сопвича". Станция Кресты под Псковом, январь 1919г.
"Ньюпор" 24бис N 4300 и "Сопвич" N2341 из 1-го отряда на Латгальском фронте, август 1919г.
"Ньюпор-17" из 25-го РАО и два "сопвича" на одном из советских аэродромов Западного фронта, 1920 год. Обратите внимание, что один из "сопвичей" окрашен в защитный цвет, а другой покрыт "серебрянкой"
"Сопвич" 25-го разведотряда ВВС РККА, декорированный красными флагами и лентами в честь 2-й годовщины Октябрьской революции. На борту видна отрядная эмблема - стрела с птичьим крылом
"Сопвич" одного из советских авиаотрядов Юго-Западного фронта, лето 1920г. Курсовой пулемет "Льюис" установлен над верхним крылом по французскому образцу
Красные летчики возле "Сопвича"
Один из "сопвичей" Красного военно-воздушного флота в период Гражданской войны
На аэродроме 25-го советского разведывательного авиаотряда в районе станции Каган (Новая Бухара), август 1920 года. Авиаторы готовят боеприпасы для предстоящей бомбардировки дворца бухарского эмира. На заднем плане видны самолеты "Сопвич полуторастоечный"
Советский учебный "Сопвич" с юбилейно-агитационной надписью на верхнем крыле, посвященной 25-й годовщине 1-го съезда РСДРП, снимок 1923 года
Самолет-плакат "Красный победитель"
Самолет-разведчик Sopwith 1 1/2 Strutter ВВС Красной Армии периода гражданской войны. Опознавательные знаки располагаются на верхней и нижней поверхностях крыльев и горизонтального оперения, а также на вертикальном оперении.
Советский "Сопвич", потерпевший аварию при посадке
 
Поломка "Сопвича" N 2341, аэродром Спилве, Рига, август 1919г.
A lucky escape for Flt Sub Lt Wright of 5 (N) Sqn, RNAS, when he crashed on take-off on July 13, 1917 at Petite Synthe aerodrome. The Sopwith 1 1/2 Strutter, N5152 “B6”, struck a pile of Bessoneau hangar wood frames and became a write off, while the pilot escaped with bruises.
Разбитый в аварии "Сопвич" красвоенлета П.Карпухина из 34-го разведывательного отряда РККВФ
Sopwith 1 1/2 "Strutter"
Sopwith 1 1/2-Strutter