Варианты
- Миль - Ми-4 - 1952 - Россия
- Миль - Ми-4П - 1954 - Россия
- Миль - Ми-4М - 1956 - Россия
- Harbin - Z-5 - 1958 - Китай
Ми-4
Ми-4 - первый военно-транспортный вертолет, созданный и принятый на вооружение в нашей стране. 5 октября 1951 года было подписано Постановление СМ СССР о создании нового вертолета, в июне 1952 года был облетан опытный образец, БД-12, и в том же году он поставлен в серию. В строевые части Ми-4 стали поступать в 1953 году.
Ми-4 имел классическую для ОКБ М.Л. Миля схему с несущим и рулевым винтами, оснащался одним поршневым двигателем и четырехопорным шасси. Фюзеляж - типа полумонокок, двигатель - в наклонном положении в носовой части, над ним - двухместная кабина экипажа. Центральная часть фюзеляжа занята грузовой кабиной (4,15 х 1,70 х 1,6 м, объем 16 м3), оборудованной задним грузовым люком размерами 1,86x1,6 м с опускающимся грузовым трапом и открывающимися в стороны створками. По левому борту - дверь, в проеме которой монтировалась стрела с электролебедкой для подвеса груза. В кабине размещались откидные сиденья для 12 десантников, а в перегрузочном варианте - для 16 десантников. Санитарный вариант - 8 носилок, столик и сиденье для санитара. С 1957 года машины оборудовались системой внешней подвески грузов массой 1200 кг, в перегрузочном варианте - до 1600 кг. В носовой части фюзеляжа под грузовой кабиной снизу размещалась гондола для стрелка с остеклением впереди и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с 12,7-мм пулеметом ТКБ 181.
Ми-4 поставлялся в более чем 20 стран, часть эксплуатировались даже в 2001 году. Всего выпущено более 3200 вертолетов. Выпускался в Китае как Z-5 - построено около 540 машин.
Варианты
Ми-4А: базовая серийная модификация военно-транспортного вертолета
Ми-4ГФ: заводское название гражданского, "разоруженного", Ми-4 для использования в ГВФ
Ми-4С: спасательный вертолет для ВВС и ВМФ
Ми-4АВ: вооруженный Ми-4А; образец 1967 года имел комплекс вооружения К-4В в составе четырех ПТУР 9М17М "Фаланга" и 9657-мм НАР С-5М в шести блоках УБ-16-57У (либо взамен шесть 100-кг бомб или четыре 250-кг бомбы, или баки с зажигательным веществом); переоборудовано в вооруженные варианты 185 вертолетов
Ми-4Н "Филин": опытный разведывательный ночной вариант
Ми-4СП: специальная спасательная модификация с боковой стрелой с лебедкой, веревочной лестницей, сбрасываемыми надувными плотами и лодками
Ми-4ПГ: опытный вариант с системой для перевозки грузов на внешней подвеске
Ми-4СХ, Ми-4ВА, Ми-4с: сельскохозяйственные варианты
Ми-4Л (Ми-4ВЛ): вариант для тушения лесных пожаров
Ми-4ТАРК: телевизионный артиллерийский разведчик-корректировщик
Ми-4Щ: полярный вариант
<...>
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ми-4А
Тип: транспортный вертолет
Силовая установка: два поршневых двигателя АШ-82В мощностью по 1700 л. с.
Летные характеристики: максимальная скорость 214 км/ч; крейсерская скорость 190 км/ч; статический потолок с учетом влияния земли 1250 м; динамический потолок 5650 м; дальность полета 455 км
Масса: пустого 4970 кг; нормальная взлетная 7500 кг; максимальная взлетная 7800 кг
Размеры: диаметр несущего винта 21,0 м; длина 26,8 м; высота 4,4 м
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Ми-4А погранвойск СССР, середина 1960-х гг. Вертолет оснащен антеннами дополнительной радиостанции
-
Мировая Авиация 160
Ми-4 стал первым десантно-транспортным вертолетом, принятым на вооружение советских Вооруженных сил и армий стран Организации Варшавского Договора. Во время воздушного парада в Тушино в 1956 году в ходе показательного выступления 36 вертолетов Ми-4 высадили на поле крупное и хорошо вооруженное воинское подразделение. Изображен серийный вариант вертолета.
-
Мир Авиации 2005-01 / В.Мартианов - Шестой континент, пятый океан... /Страницы истории/ (1)
Регистрационный номер: СССР-Н963 [2] Ми-4 СССР-Н963.
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Регистрационный номер: СССР-31410 Ми-4А полярной авиации, начало 1970-х гг. Подфюзеляжная гондола демонтирована, на ее месте обтекатель
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Регистрационный номер: V-408 Ми-4А авиации ВМС Индонезии, середина 1960-х гг. Вертолет имел светло-серую окраску
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Морозов, С.Усков - На страже мира и труда /ВВС стран мира/
Ми-4, середина 70-х годов.
-
Мировая Авиация 176
Изображен афганский Ми-4 - сотни таких машин применялись в роли многоцелевых и транспортных. Последним из данного семейства в эксплуатации остался вертолет Z-5, строившийся в Китае.
-
Мир Авиации 2004-02 / А.Зинчук, В.Золотов - 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный Киркенесский краснознаменный полк ВВС СФ /История части/
Спасательно-транспортный Ми-4СП "28 желтый" 830-го вертолетного полка.
-
Мировая Авиация 192
Ми-4 во многом был внешне схож с американским Sikorsky S-55. На фотографии - чехословацкий Ми-4.
-
Мировая Авиация 176
На снимке изображен Ми-4А, состоявший на вооружении ВВС ГДР в 1950-х годах. Сегодня вертолет выставлен в Музее Люфтваффе в Гатове (Берлин). Все европейские союзники СССР - Албания, Болгария, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Польша и Румыния - эксплуатировали Ми-4.
-
Мировая Авиация 155
Во времена холодной войны советское взаимодействие с Афганистаном принимало также и форму военной помощи по обновлению афганских ВВС и восстановлению авиабаз Мазари-Шариф и Баграм под Кабулом. В рамках этого перевооружения были поставлены вертолеты Ми-4 и транспортные самолеты Ил-14.
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-14 - Россия - 1950
-
Авиация и Космонавтика 2020-12 / М.Лисов - Народный авиационный музей в Приморье
Видна раскапотированный двигатель Ми-4
-
Авиация и Космонавтика 2020-12 / М.Лисов - Народный авиационный музей в Приморье
Ми-2 и Ми-4 на стоянке музея
Другие самолёты на фотографии: Миль Ми-2 - Россия - 1961
-
Авиация и Космонавтика 2020-12 / М.Лисов - Народный авиационный музей в Приморье
Ми-1 и Ми-4
Другие самолёты на фотографии: Миль Ми-3 / Ми-1М - Россия - 1954
-
Мировая Авиация 176
Финские Ми-4 часто оснащались большой оранжевой спасательной корзиной, которую можно видеть на снимке - у вертолета Ми-4, находящегося в экспозиции Музея авиации Финляндии.
-
Авиация и Космонавтика 2019-06 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (2)
Еще один экспонат военного музея в Ханое - вертолет Ми-4. Этот борт долгое время служил персональным транспортом Хо Ши Мина, а в 1961-1963 гг. активно участвовал в транспортных операциях в Лаосе
-
Авиация и Космонавтика 2014-02 / В.Морозов - Самый горячий фронт холодной войны /Зарубежные ВВС/
Вертолет Ми-4 (или Z-5) ВВС КНА доставил почту на пограничный пост. 1970-е гг.
-
Авиация и Время 2005-01 / В.Морозов, В.Антаков, А.Котлобовский - Громкие эпизоды тихой войны
Пропагандисты разных стран любят одинаковые приемы, и этот снимок северокорейских авиаторов напоминает фото, публикуемые в "Советском воине". Вертолет Ми-4 ВВС КНДР доставил почту и продовольствие на отдаленную погранзаставу. Начало 80-х гг.
-
Aviation Historian 12 / P.Davidson - Off the Beaten Track...
Both the Gnat and Hound (shown) are in comparatively good shape but both have stern warnings not to touch. Located in a police training park, perhaps the Gnat is used for SWAT training... ouch! To get a bird’s-eye view of the pair on Google Earth, enter the co-ordinates 28.67266, 77.13864.
-
Air International 1992-12 / G.Kamp, H.Koning - Front-line professionals with yesterday's aircraft
Russian-built, this Mil Mi-4A originally had fabric-covered rotor blades until overhauled in China when they were replaced by metal ones. The regiment based at Farka has three squadrons with Mi-4s, two with the -4A and one with the -4S.
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Испытания на привязи первого прототипа В-12
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Второй летный экземпляр В-12
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Носовая часть Ми-4 первых серий (правый борт)
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Раскапотированный двигатель АШ-82В
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Обтекатель на месте демонтированной гондолы
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Кабина экипажа, главный редуктор и автомат перекоса Ми-4А
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Носовая часть Ми-4А (левый борт)
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Грузолюк Ми-4А в открытом положении
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
ПТУРС 9М17М "Фаланга" и бомбы ОФАБ-100 на Ми-4АВ
-
Авиация и Космонавтика 1998-03 / В.Михеев - Вертолет Ми-24
Ми-4, вооруженный 128 НУР С-5М (С-5К) и 12,7-мм пулеметом
-
Авиация и Космонавтика 1998-03 / В.Михеев - Вертолет Ми-24
Перегрузочный вариант вооружения Ми-4
-
Авиация и Космонавтика 2008-08 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (10)
Мировой рекордсмен, летчик-испытатель Г.В.Алферов у вертолета Ми-4
-
Мир Авиации 1998-02 / В.Раткин - Герой Российской Федерации Федор Федорович Прокопенко /Асы мира/
Начальник боевой подготовки Армейской авиации Ф.Ф.Прокопенко на фоне вертолета Ми-4, август 1957г.
-
История Авиации 38 / В.Антипин, А.Булах, Д.Кондратков - Небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (1)
Капитан АВ.Бубух со своим экипажем и переводчиком Фан Ни Каном у своего вертолёта. Демократическая Республика Вьетнам, начало 1961 года.
-
Авиация и Космонавтика 2011-04 / М.Никольский - 696-й инструкторско-исследовательский вертолетный полк
Летчики 696-го полка с коллегами из Чехословакии. Прага, август 1956г.
-
Авиация и Космонавтика 2011-12 / Гражданская авиация Камчатки /Фотоархив/
Первый Ми-4 на Камчатке
-
Авиация и Космонавтика 2015-10 / Р.Вениаминов - Л.Н.Антропов /Авиация и люди/
Командировка в Индию. Л. Антропов третий слева во втором ряду
-
Авиация и Космонавтика 2021-08 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Казахстана (1)
Ми-4 из состава 69-й овэ, Державинск
-
Авиация и Время 1996-03 / В.Аблазов - Между революцией и войной /Глазами очевидца/
Ми-4 из 373-го ТАП. Кабул, 1978г.
-
Авиация и Время 2005-05
Ми-4 в Государственном музее авиации в Украине
-
Мировая Авиация 176
Ми-4 на территории Московского Кремля. Ми-4 активно эксплуатировались советскими военными и повысили мобильность Сухопутных войск СССР.
-
Мировая Авиация 176
Варианты типовой полезной нагрузки Ми-4 - 14 десантников с личным оружием, автомобиль ГАЗ-59, 76-мм противотанковая пушка или два мотоцикла с колясками. Ми-4 фактически проложил дорогу знаменитому Ми-8.
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Взаимодействие танкистов и вертолетчиков
-
Авиация и Космонавтика 2012-02 / В.Марковский - Герой нашего времени. К 50-летию вертолета Ми-8
Основным транспортно-десантным вертолетом Советской Армии в 60-е годы был Ми-4
-
Мировая Авиация 160
Поступление на вооружение Советской Армии десантно-транспортных вертолетов Ми-4А позволило усовершенствовать тактику боевых операций.
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
На Ми-4А доставлена 57-мм противотанковая пушка
-
Авиация и Космонавтика 2007-12 / А.Артемьев - Крылья над морем (17)
Отрабока взаимодействия во время учений
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Ми-4А транспортирует груз на внешней подвеске. Бортовой номер 07 - желтый. Южная группа войск, Венгрия
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Ми-4А в роли воздушного крана
-
Авиация и Космонавтика 2011-12 / Гражданская авиация Камчатки /Фотоархив/
Перевозка грузов на внешней подвеске
-
Мир Авиации 1998-02 / В.Раткин - Герой Российской Федерации Федор Федорович Прокопенко /Асы мира/
Наведение вертолетом Ми-4 понтонного моста через реку Неман близ г.Каунас. Август 1959г.
-
Авиация и Космонавтика 2011-04 / М.Никольский - 696-й инструкторско-исследовательский вертолетный полк
Як-24 и Ми-4 696-го полка на параде в Тушино, 1961г.
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-24 - Россия - 1952
-
Мировая Авиация 160
Регистрационный номер: СССР-Н86 Ми-4 первыми из вертолетов стали эксплуатироваться в арктических районах, решая широкий круг задач, - от ледовой разведки до помощи геологам.
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Регистрационный номер: СССР-36571 "Воздушная полуторка" геологов
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / С.Дроздов - Была такая авиация... (12)
Вертолеты погранвойск КГБ СССР выделялись горизонтальными полосами белого (иногда красного) цвета, нанесенными на бортах фюзеляжа
Как и все советские самолеты и вертолеты, Ми-4 показал себя в Арктике превосходной машиной. -
Мир Авиации 2004-02 / В.Молодкин, Н.Яковлев - Фрагменты истории полка в рассказах /Очевидец/
Военные летчики 830-го вертолетного полка, как наиболее подготовленные для полетов в северных широтах, привлекались к работам и по гражданским заданиям. Ми-4 с гражданской регистрацией оказывает помощь оленеводам Мурманской области.
-
Авиация и Космонавтика 2011-12 / Гражданская авиация Камчатки /Фотоархив/
Регистрационный номер: СССР-19118 -
Авиация и Космонавтика 2015-10 / Р.Вениаминов - Л.Н.Антропов /Авиация и люди/
Вертолет Ми-4 в Каире
-
Авиация и Космонавтика 2008-08 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (10)
Регистрационный номер: СССР-38249 Десантно-транспортный вертолет Ми-4
-
Авиация и Космонавтика 2011-04 / М.Никольский - 696-й инструкторско-исследовательский вертолетный полк
Учения вооруженных сил Китая. Снимок из журнала "АвиэйшнУик" за 1957г. Этот вертолет Ми-4 перегнал в КНР экипаж 696-го полка
-
Мир Авиации 2004-02 / А.Зинчук, В.Золотов - 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный Киркенесский краснознаменный полк ВВС СФ /История части/
Ми-4 б/н "01 желтый". На заднем плане - Ми-24 б/н "73 красный", зимой 1974-75гг. проходивший на аэродроме Североморск-1 эксплуатационные испытания в условиях севера.
Другие самолёты на фотографии: Миль Ми-24 / Ми-35 - Россия - 1969
-
Мир Авиации 2005-02 / В.Мартианов - Шестой континент, пятый океан... /Страницы истории/ (2)
Регистрационный номер: СССР-Н963 [2] Бортмеханик Е.Меньшиков на Ми-4.
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Испытания сельхозварианта Ми-4
-
Мировая Авиация 160
Регистрационный номер: СССР-Л69 Ми-4СХ - сельскохозяйственный вариант, оснащенный опрыскивателем для жидких химикатов с баком емкостью 1600 л или распылителем для твердых химикатов массой до 1 000 кг. Расход химикатов - 18 л/сек, фронт опрыскивания на скорости 60 км/ч - от 40 м до 80 м.
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Заправка Ми-4Л огнегасящей жидкостью на режиме висения
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Ми-4 - постановщик мин
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Ми-4 - ретранслятор
-
Мир Авиации 2004-02 / А.Зинчук, В.Золотов - 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный Киркенесский краснознаменный полк ВВС СФ /История части/
Ми-4СП б/н "28 желтый" 830-го вертолетного полка.
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Бортовая лебедка на Ми-4СП
-
Авиация и Космонавтика 2008-08 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (10)
Летчик-испытатель Ю.А.Гарнаев покидает вертолет Ми-4 перед отстрелом лопастей
-
Авиация и Космонавтика 2008-08 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (10)
Уникальный эксперимент по отстрелу лопастей несущего винта на Ми-4
-
Авиация и Космонавтика 2024-04 / О.Рязанцев - Последняя надежда пилота (3)
Кинограмма наземного испытания системы аварийного отделения лопастей на Ми-4
-
История Авиации 2001-02 / С.Корж, Г.Петров - Plasticart: модели и самолеты /Ностальгия/ (2)
Ми-4А "Дойче Люфтганзы".
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Транспортно-десантные Ми-4А ВВС Югославии
-
Мировая Авиация 192
Регистрационный номер: HR-2 ВВС Финляндии эксплуатировали в 1969-1979 годах три Ми-4, сегодня один Ми-4 (HR 3) выставлен в Авиационном музее в Вантаа.
-
Мировая Авиация 176
Финские ВВС эксплуатировали Ми-4 с 1962 по 1979 год.
-
Авиация и Время 2004-06 / А.Котлобовский, М.Жирохов - Пылающий Индостан (10)
Индийцы активно использовали Ми-4 для доставки десантников
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Доставка раненого к индийскому Ми-4. Пограничный конфликт между Индией и КНР, 1962г.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Ми-4 ВВС Индии над Ладакхой
Mil Mi-4 helicopter in service with the Indian Air Force -
АвиаМастер 2004-04 / М.Жирохов, А.Котлобовский - Небесные войны Индонезии /Горячая точка/ (3)
Регистрационный номер: H-200 Индонезийский Ми-4.
-
Авиация и Космонавтика 2021-08 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (24)
Вертолет Ми-4 из 919-го ТРАП ВВС ДРВ на учениях. Вторая половина 1960-х гг.
-
История Авиации 38 / В.Антипин, А.Булах, Д.Кондратков - Небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (1)
Вьетнамский экипаж этого Ми-4 погиб в полном составе в ходе вылета 16 декабря 1960 года при попытке доставить из Лаоса лидера движения «Патет Лао» Ван Тьенга. Спустя два дня, 18 декабря, эта задача была успешно решена экипажем Ан-2.
-
История Авиации 38 / В.Антипин, А.Булах, Д.Кондратков - Небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (1)
Экипажи Ан-2 и Ми-4, которыми пользовался Хо Ши Мин.
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-2 - Россия - 1947
-
Aeroplane Monthly 1989-12 / M.Oakey - Grapevine
Photographed in June 1989 at the Varna Naval Museum in Bulgaria, this Mil Mi-4 helicopter, numbered “45”, has replaced an Arado Ar 196 floatplane. Anyone know where the Arado is now?
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Грузовая кабина Ми-4А
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Ми-4А - наглядное пособие для изучения конструкции летательных аппаратов. Ангар КМУГА, декабрь 1994г.
-
Мир Авиации 2005-02 / В.Мартианов - Шестой континент, пятый океан... /Страницы истории/ (2)
Поломка Ми-4 11 декабря 1958 года.
-
Авиация и Время 1995-03 / Ю.Пучков, А.Хаустов - Ми-4 достигает цели /Монография/
Ми-4А Полярной авиации, потерпевший аварию в тундре
-
Авиация и Космонавтика 2011-12 / Гражданская авиация Камчатки /Фотоархив/
Авиапроисшествие с Ми-4 командира воздушного судна Штильфуса Ф.И., 1972г.
-
Мировая Авиация 176
Во время вторжения в Ирак в 2003 году бомбардировке авиацией союзников подверглись даже авиационный музей и памятники - так пострадали изображенный старый иракский Ми-4 и трофейный иранский F-4, захваченный в годы ирано-иракской войны. Ми-4 состояли на вооружении ВС Ирака, вероятно, с 1967 года.
Тип фотографий
- Все фото (109)
- Боковые проекции (8)
- Цветные фото (15)
- Ч/б фото (76)
- Кабина (1)
- Обломки (5)
- Рисунки, схемы (4)