Harbin Z-5
Варианты:
Harbin - Z-5 - 1958 - Китай
Страна: Китай
Год: 1958
Вертолет

Транспортный вертолет с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Harbin Z-5

   В то время, когда Китай выбрал сверхзвуковой истребитель МиГ-19 для лицензионного производства в Шеньяне под обозначением J-6, было принято решение и о выпуске в Харбине вертолета Ми-4. Документация от СССР была получена в 1958 году, а первый полет прототипа Z-5 состоялся 14 декабря 1959 года. Сертификация завершилась в конце того же месяца.
   Как и в случае с J-6, производство Z-5 пострадало в ходе осуществления политической кампании "Большого скачка".
   Переработанная документация, появившаяся в 1961 году, потребовала полностью переделать технологическую оснастку. Первый серийный вертолет Z-5 поднялся в воздух 20 августа 1963 года. Первоначально лопасти винтов китайского варианта Ми-4 изготовлялись из ели шероховатой вместо сосны, но вскоре были разработаны и металлические лопасти. Первый Z-5 с металлическим несущим винтом взлетел 22 июня 1966 года.
   Вертолет Z-5 строился в нескольких различных модификациях. Базовый военный транспортный вариант обычно нес под фюзеляжем гондолу с одним неподвижным пулеметом для стрельбы вперед, отсутствующую у других машин. Гражданские транспортные машины имели квадратные окна кабины. У варианта для китайских ВМС в носовой части мог находиться обтекатель РЛС.
   Как минимум один Z-5 был оснащен двигателем Pratt & Whitney PT6T-6 Turbo Twin-Pac и облетан в 1979 году.
   Ко времени завершения серийного производства в 1979 году были построены 545 вертолетов Z-5, включая 88 пассажирских, семь сельскохозяйственных, 13 поисково-спасательных и два разведывательных.


Варианты

   Z-5: китайский вариант Ми-4, поставлялся в армейскую и морскую авиацию НОАК
   Xuanfeng: гражданский Z-5, минимум один вертолет оснащен двигателями PT6T-6


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Harbin Z-5

   Тип: транспортный вертолет с экипажем из двух человек
   Силовая установка: один радиальный двигатель Harbin (HEF) Huosai-5A мощностью 1700 л. с. (1268 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1500 - 210 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 160 км/ч; потолок 5000 м; потолок на режиме висения 700 м; дальность полета с 11 пассажирами и стандартным запасом топлива - 250 км
   Масса: пустого 5270 кг; максимальная взлетная 7800 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 21,00 м; длина с вращающимся винтом 25,02 м; высота 4,40 м; площадь, ометаемая винтом, 346,36 м2
   Полезная нагрузка: до 12 пехотинцев или 1600 кг груза
Построено более 400 вертолетов Harbin Z-5, большинство из них поступило в китайские Вооруженные силы (на рисунке). Считается, что часть Z-5 эксплуатировалась даже в 2011 году в авиации Китая и Северной Кореи.
Z-5 ВВС НОАК, начало 1980-х гг. Подфюзеляжная гондола демонтирована
Harbin Z-5 составлял основу вертолетного парка Китая и использовался для решения различных задач. Машина на снимке сбрасывает мины, снабженные парашютами.
Harbin Z-5: китайский Ми-4. В то время как лицензионный выпуск МиГ-19 был организован на заводе в Шэньяне, сборку вертолета Ми-4 поручили предприятию в Харбине. Машина получила обозначение Z-5 (Zhishengji-5), это был первый вертолет, который строился на данном заводе. Необходимая документация была передана китайским авиастроителям в 1958 году, первый опытный вертолет китайской сборки был облетан 14 декабря 1959 года, а сертификация была завершена в конце того же месяца. По имеющейся информации, первая партия китайских Ми-4 оказалась настолько плохого качества, что почти все были быстро сняты с эксплуатации. После перевооружения предприятия дела пошли лучше, и 20 августа 1963 года в воздух поднялся первый "приемлемый" вертолет Z-5. Первоначально лопасти несущего винта китайского Ми-4 изготавливались из китайской ели, а не из сосны, но вскоре стали выпускать металлические лопасти - первая такая машина поднялась в воздух 22 июня 1966 года. Вертолет Z-5 находился в производстве около 20 лет.
Вертолеты Z-5 ВВС Албании на авиабазе Фарка. Конец 1980-х гг.
Z-5 после списания, накануне утилизации.
Пассажирский Z-5 отличался от Ми-4П большим количеством иллюминаторов
Вертолет Z-5 в салонном VIP-исполнении. 2004 г.