Мировая Авиация 132
-
Ранняя схема окраски испанских Do 24. После войны и до конца 1950-х годов испанские Do 24 летали окрашенными в так называемый "средний" голубовато-зеленый цвет. Эмблемы поисково-спасательных частей (изображены отдельно) отображали милосердный характер выполняемых заданий.
Поздняя схема окраски испанских Do 24. На протяжении своей карьеры в Испании Do 24 перекрашивали неоднократно. Аббревиатуру SAR наносили и красной, и желтой красками, равно как и полосу вокруг фюзеляжа. Ближе к концу карьеры все испанские Do 24 перекрасили в серебристый цвет.
На французской службе. В 1942-1944 годах французская CAMS построила 40 Do 24T-1. С 1944 по 1953 год авиация ВМС Франции эксплуатировала те машины, которые не были вывезены немцами, плюс были построены еще 22 самолета. Самолеты использовались, главным образом, как поисково-спасательные, а также для поиска мин в прибрежных водах Франции.
Do 24 Королевских ВВС Австралии. A49-4 - четвертая из пяти старейших Do 24K-1, вылетевших 19 февраля 1942 года из голландской Восточной Индии в Австралию. Другие лодки достигли Брума, штат Северные территории, где три из них были уничтожены японской авиацией. A49-4 эксплуатировалась в 41-й эскадрилье австралийских ВВС, выполняя транспортные перевозки на Новой Гвинее.
Эксплуатация в Испании. Последними летающими лодками Европы стали Do 24T-2 из 58-й эскадрильи ВВС Испании, которые базировались в Пуэрто-де-Полленса и использовались для патрулирования прибрежных вод и выполнения поисково-спасательных заданий до 1970 года. По мореходности Do 24 не имела равных в своем классе за всю историю авиации. В 1944 году 12 самолетов Do 24 голландцы передали Испании для выполнения гуманитарных миссий по спасанию моряков и летчиков всех воюющих сторон. После окончания войны к этим лодкам присоединились еще самолеты постройки CAMS. В 1971 году одну из последних пригодных к полетам Do 24 вернули на завод "Dornier" на Боденском озере (Германия), позже он был передан в Немецкий музей в Обершлейхейме.
Удачные лодки Do 24 после окончания войны еще долго эксплуатировались в ВВС Испании. На фотографии - Do 24 рядом с другой поисково-спасательной летающей лодкой Grumman HU-16 Albatross из состава ВМС ФРГ.
Одним из ключевых факторов успеха разведки является время - информация быстро устаревает. Пленки фотоаппаратов требовали много времени для обработки и печати фотографий, поэтому им на смену пришли сначала аналоговые видеосистемы, а потом цифровая техника, информация от которой передается на землю в реальном масштабе времени. Аппаратура контейнера Goodrich DB-110, подвешенного на F-16 ВВС Польши, обеспечивает командный пункт информацией как раз в реальном масштабе времени
Выкатка прототипа YA-7A (зав. № 152580) из ангара LTV в Далласе состоялась 13 августа 1965 года, а первый полет он выполнил 27 сентября. Самолет получил наименование Corsair II в память о знаменитом истребителе Второй мировой войны - Chance Vought F4U Corsair.
За долгую карьеру A-7 Corsair II поучаствовал во всех крупных войнах США, начиная с Вьетнама и заканчивая "Бурей в пустыне". Благодаря своей живучести и точности поражения целей самолет пользовался в войсках большой популярностью.
С бомбами и УР Sidewinder на внешней подвеске A-7E заходит на цель над Аравийским полуостровом - удар будет нанесен по иракским войскам. В операции "Буря в пустыне" приняли участие лишь две эскадрильи, вооруженные A-7 и базировавшиеся на авианосце "Джон Ф. Кеннеди".
Окутанный парами от катапульты, A-7 готов покинуть палубу авианосца "Джон Ф. Кеннеди". На внешних подкрыльевых пилонах установлены тройные адаптеры для подвески обычных бомб. На фюзеляжные пилоны подвешены ракеты AIM-9.
Двухместный A-7K предназначен для переучивания и тренировки летчиков и был разработан на базе одноместного A-7D. Всего построили 31 A-7K, все они поступили в части авиации Национальной гвардии США. На фотографии - самолет (прототип A-7K, 73-1008) из 152-й тактической тренировочной истребительной эскадрильи авиации Национальной гвардии штата Аризона.
В 2010 году A-7 состояли на вооружении трех эскадрилий ВВС Греции. Исторически в ВВС Греции и Португалии на A-7 возлагались задачи поражения надводных целей.
Боевой дебют Corsair II состоялся во Вьетнаме, где самолет сразу показал высокие эффективность и летные данные, быстро завоевав популярность у летчиков.
Морская пехота продолжает использовать для десантирования плавсредства, но в современных конфликтах вертолеты имеют, как минимум, не меньшее значение. Различные модели CH-53 использовались в боевых действиях со времен Вьетнама с неизменным успехом. В 2018 году ожидается начало поставок новых CH-53K.
Возможность выполнять дозаправку в воздухе от летающих танкеров на базе C-130 позволяет вертолетам семейства H-53 выполнять полеты большой дальности и продолжительности. В ходе операций "Just Cause" (Панама) и "Буря в пустыне" вертолеты MH-53 из ВВС США доставляли в глубину территории противника американский и британский спецназ.
На центральном грузовом устройстве вертолет способен перевозить тяжелые грузы. CH-53 перевозит гаубицу на передовую огневую позицию. Вертолеты обеспечивали маневренность артиллерии, а также могли быстро усилить высаженный десант тяжелой техникой и артиллерией.
RH-53 в пустынной окраске на палубе авианосца "Нимиц" перед началом операции. Для участия в операции RH-53 выбрали за большую дальность полета, способность перевозить груз большой массы и возможность базирования на корабле.
H-53 во Вьетнаме. В 1967 году на вооружение был принят CH-53A, а вскоре появился HH-53B, завоевавший популярность в этом регионе как транспортный и поисково-спасательный. В сентябре 1969 года состоялся боевой дебют HH-53C, Super Jolly был оборудован устройством для перевозки грузов массой до 9072 кг на внешней подвеске, длина троса грузовой лебедки составляла 76 м. Оборонительное вооружение состояло из трех 7,62-мм пулеметов Minigun, огневой мощи которых хватало, чтобы отогнать противника от спасаемых.
Обломки RH-53D стали хорошим подтверждением провала операции. В нарушение приказа обломки экипажами других вертолетов уничтожены не были. Иранцы обнаружили множество секретных документов, включая шифры и даже списки американских тайных агентов в Иране.
S-65C-3 (CH-53D) . ВВС Израиля закупили 33 вертолета S-65C-3 (CH-53D) в рамках закупочной программы Корпуса морской пехоты США. Еще два вертолета в конфигурации S-65C-2 были куплены в Австрии в 1981 году. После окончания первой войны в Персидском заливе Израиль получил от США еще десять CH-53A, переданных из КМП США. Вертолеты были окрашены по ранней камуфляжной схеме ВВС Израиля, оптимизированной для условий пустыни. Как обычно в случае с летательными аппаратами ВВС Израиля, определить их принадлежность к той или иной эскадрилье не просто. Сегодня S-65 состоят на вооружении двух эскадрилий - 114-й Tayeset Ha'Super Frelon и 118-й Tayeset Ha'Yassuriet Ha'Rishona (обе дислоцированы на авиабазе Тель-Ноф). ВВС Израиля в рамках программы "Yasur 2000" провели модернизацию вертолетов, в 2004 году из-за отсутствия замены для S-65 начата программа модернизации "Yasur 2025".
Для сборки и разборки Fa 330 требовался расчет из четырех человек, работа занимала всего три минуты. В разобранном виде аппарат хранился в ограждении рубки в двух цилиндрических водонепроницаемых контейнерах.
Командиры подлодок отрицательно отнеслись к Fa 330, так как автожир демаскировал субмарину как визуально, так и на радаре. Только лодки, действовавшие в Индийском океане, использовали привязные автожиры более-менее регулярно, так как авиация союзников в этих водах была малочисленна.
Влияние перелета Блерио на публику Европы преувеличить невозможно. У многих изменились представления о географии, а Франция лишний раз подтвердила свой статус ведущей авиационной державы того времени.
Достижение Блерио запечатлели газеты и открытки, они способствовали росту известности француза. Блерио всеми силами стремился популяризовать авиацию.
Обладавший шармом и репутацией решительного мужчины, Блерио использовал личную славу во благо авиационной науки. Блерио сфотографирован вместе с великим французским летчиком Адольфом Пегу, который впоследствии стал первым в мире асом-истребителем.
Долгое время Sea King оставался главным вертолетом ВМС США и пользовался всеобщей популярностью. Изображен SH-3 из 7-й вертолетной эскадрильи ПЛО "Dusty Dogs".
ВМС Бразилии закупили 18 Sea King - все, за исключением четырех, были построены "Sikorsky". Изображен SH-3D, известный в Бразилии как SH-3A. ВМС Бразилии используют также SH-3H, которые имеют местное обозначение SH-3B.
Хотя изначально Sea King создавался как многоцелевой вертолет, его приоритетным назначением оставалась борьба с подводными лодками, для чего машина оснащена специализированной аппаратурой, например опускаемой ГАС (на снимке).
An SH-3A with the dipping sonar extended through the sonar well.
Редкой и почетной привилегией ВМС США являлась эвакуация с места приводнения астронавтов космических кораблей "Аполлон". Для подъема астронавтов на борт вертолета использовалась специальная корзина. На фотографии - эвакуацию астронавтов осуществляет SH-3D.
В самом начале программы SH-3 был разработан VIP-вариант VH-3A. Построили по пять таких вертолетов для ВМС и КМП США. Позже на смену им пришли 11 усовершенствованных VH-3D (на снимке), которые используются для перевозок первых лиц США до сих пор.
После выкатки из цеха прототип 767-го отбуксировали по шоссе в Эверетт, штат Вашингтон, где он в сентябре 1981 года выполнил первый полет.
Авиакомпания "United Airlines" стала первым покупателем 767-го, заказав 30 машин Model 767 в июле 1978 года. Построенный как вариант 767-222, N605UA был шестым поставленным "United" самолетом, позже его доработали до уровня ER.
"United" и "Delta" являлись первыми заказчиками 767-го, за ними самолет закупили и другие авиакомпании США. Так, "American Airlines" получила в общей сложности 88 лайнеров семейства 200, 200ER и 300ER.
Первым европейским покупателем 767-го стала "Britannia Airways", получившая восемь самолетов; использовались они в основном для полетов на Средиземноморье. Самолет "The Lord Mountbatten of Burma" эксплуатировался с 1984 no 1995 годы.
Несмотря на коммерческий успех Airbus A300, внутренний рынок США сохранил лояльность "Boeing", которая получила заказ от "Delta". Шестой поставленный самолет, N101DA, сфотографирован в сдаточном полете, эксплуатация самолета началась в марте 1983 года.
"Piedmont Airlines" стала одним из первых эксплуатантов 767-200ER, используя их для трансатлантических полетов. В 1989 году ее поглотила "USAir", все самолеты получили новую окраску.
Летающая лаборатория систем наблюдения. Boeing 767AST (Airborne Surveillance Testbed) эксплуатируется Командованием космических войск и противоракетной обороны Армии США и вначале был известен как 767 АОА (Airborne Optical Adjunct). В июле 1984 года "Boeing Aerospace" заключила в рамках пресловутой программы СОИ (Стратегическая Оборонная Инициатива) контракт с Командованием стратегической обороны Армии США на оценку и испытания авиационных оптических систем обнаружения боеголовок межконтинентальных баллистических ракет (МБР). В программе задействовали самый первый 767-й, N767BA, сохранивший гражданскую регистрацию и фирменную окраску "Boeing". Испытываемое оборудование размещалось в гигантском каноэобразном обтекателе, смонтированном над носовой частью фюзеляжа. В обтекателе имелось два огромных окна для оптических датчиков. Обтекатель заканчивается примерно на уровне стыка носка крыла и фюзеляжа. Для сохранения на прежнем уровне путевой устойчивости в хвостовой части установили два подфюзеляжных киля. Главной наблюдательной системой Boeing 767 АОА стала ИК-камера производства "Hughes Aircraft Company". В июле 1988 года самолет выполнил несколько полетов над Тихим океаном на эшелонах гражданской авиации. Наблюдение за пусками инертных боеголовок выполнял экипаж из 10-15 операторов спецсистем. В 1995 году самолет модерни-зировали в AST, в 2000-е годы он принимал участие в ряде учений и экспериментов.
Этот снимок известен любому любителю авиации в не меньшей степени, чем фотография первого полета самолета братьев Райт. Vickers Vimy уходит в вечность - начало первого в истории перелета через Атлантику. Фотография сделана в Лестерз Филд, Ньюфаундленд.
Alcock and Brown’s Vickers Vimy leaves Newfoundland (14-15 June 1919).
После снятия с вооружения SR-71 самым быстрым и высотным самолетом-разведчиком в мире остается МиГ-25РБ и его модернизированные варианты. На фотографии - модификация МиГ-25РБС с РЛС бокового обзора "Сабля".
OA-10A Catalina. Одним из самых необычных самолетов, доставшихся ВВС США при их формировании в 1947 году из ВВС Армии США был изображенный здесь OA-10 из Авиационной спасательной службы. Эта амфибия - одна из 230 лодок, построенных в войну компанией "Canadian Vickers", с 1944 года она использовалась на разных фронтах и эксплуатировалась, как минимум, до 1954 года.
Амфибия PBY-5A, оснащенная британской РЛС ASV (Air-to-Surface Vessel), сфотографирована в начале 1943 года в полете над Алеутскими островами.
На PBY стояли два мотора Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp. Двигатели смонтированы на высокорасположенном крыле для обеспечения зазора между винтами и водной поверхностью. После взлета концевые поплавки складывались, формируя законцовки крыла.
Амфибия PBY-5A с маркировкой, характерной для американских самолетов в начальный период войны. После японского удара по Перл- Харбору был размещен заказ на постройку 710 амфибий PBY-5A, часть из которых в рамках ленд-лиза передали Великобритании.
PBN-1 Nomad постройки NAF, Филадельфия, отличались более узким и высоким рулем направления, топливными баками увеличенной емкости и более длинным корпусом со смещенным к хвостовой части задним реданом.
Стратегический беспилотный разведчик RQ-4 «Глобал Хок» над Афганистаном, 2007г.
Беспилотные летательные аппараты на Западе обозначаются по-разному - UAS (беспилотная авиационная система), UAV (беспилотный летательный аппарат), RPA (беспилотный самолет). В России принят термин БЛА (ранее БПЛА).
Су-17М поздних модификаций, наряду с МиГ-27К, составляли основу истребительно-бомбардировочной авиации советских ВВС накануне распада Союза. На переднем плане - Су-17М-4 с номером "43" голубого цвета, самолет несет на внешней подвеске одну НАР С-24 калибра 240 мм (правый внутренний подкрыльевой пилон) и две 250-кг бомбы ФАБ-250 на подфюзеляжной подвеске. Вариант вооружения скорее необычный, чем типовой - очевидно, что выполняется полет на практическое применение по полигону, в этих случаях чаще использовали 50-кг бомбы.
В ВВС Словакии Су-22М-4 адаптировали для выполнения воздушной разведки, под фюзеляжем подвешен контейнер ККР с разведывательным оборудованием - фото-, инфракрасная и телевизионная аппаратура. Ранее самолет состоял на вооружении 47-го авиаполка ВВС ЧССР.
Су-17М, запущенный в серию в 1971 году, стал первым массовым вариантом в семействе. На фотографии - Су-17М с блоками НАР Б-8М1 калибра 80 мм и УБ-32М/57 калибра 57 мм, 23-мм пушечными контейнерами УПК-23/250 на внешней подвеске.
Один из первых серийных Су-17, на внешней подвеске - четыре контейнера КМГУ, которые обычно снаряжали мелкими осколочными бомбами. По боевой эффективности первые Су-17 незначительно превосходили Су-7, но обладали гораздо более высокими взлетно-посадочными характеристиками.
Данный A 16 в "Deutsche Lufthansa" эксплуатировался как D-659 Borkum. На фюзеляже за кабиной установлена противокапотажная рама.
Pucara в настоящее время остается на вооружении ВВС Аргентины. IA-58, без сомнения, очень удачный самолет, но он не подходил к условиям фолклендской войны.
FMA IA-58A Pucara
Прототип спарки Су-17УМ - на Су-17УМ впервые носовую часть фюзеляжа выполнили отклоненной вниз для улучшения обзора из кабины вниз - вперед. Профиль носовой части фюзеляжа существенно изменился.
DINFIA I.Ae.35 Huanquero Type IА с застекленной носовой частью фюзеляжа предназначался для обучения штурманов. На вооружении ВВС Аргентины состоял также транспортный Huanquero Type II и санитарный Type III.
Успешная эксплуатация Sea King в ВМС США произвела большое впечатление на ВВС, для которых затем строились многоцелевой транспортный CH-3 (на снимке) и поисково-спасательный HH-3 варианты.
27 июня 1950г.: предназначенный для замены самолета Gloster Meteor в ВВС Аргентины, впервые взлетел FMA I.A.e.33 Pulqui II (Arrow II) конструкции Курта Танка. Программу разработки закрыли в 1960 году.
На закате карьеры второй F 19 получил гражданскую регистрацию и закончил свою летную жизнь в качестве лаборатории на базе DVL в Берлине-Адлерсхофе. Самолет летал до 1939 года с регистрацией D-1960.
Выполнивший первый полет в конце 1930 года, второй F 19 выставили в музее "Deutsche Luftfahrtsammlung" в районе Берлин-Моабит. Самолет был уничтожен в 1944 году налетом авиации союзников.
Fw 58B из 1-й бомбардировочной эскадрильи (Bomberstaffel 1/В) бомбардировочной эскадры 2-го авиаполка ВВС Австрии, 1938 год.
Путем замены колесного шасси на поплавковое Fw 58B можно было трансформировать в гидроплан Fw 58BW. Летные характеристики после этого несколько ухудшались из-за роста массы и лобового сопротивления.
Сиденье инструктора на Fw 44 откидывалось вперед для доступа к багажному отсеку, в кабине имелось место и для парашютов.
Fw 56 V4 был первым предсерийным самолетом. Одним из многих отличий от прототипа Fw 56A-0 стало изменение размещения патрубков выхлопной системы для предотвращения возможности попадания выхлопных газов в кабину пилота.
Fa 223 V14 разбился на оценочных испытаниях в Великобритании. Вертолет упал вертикально с высоты 18,9 м.
Два вертолета CH-53E авиации КМП США с бронеавтомобилями Piranha LAV на внешней подвеске принимают топливо от KC-130. Установленные на CH-53E двигатели повышенной мощности позволяют вертолетам перевозить на внешней подвеске тяжелую технику. Super Stallion стали основным средством перевозки техники в КМП США, гармонично дополнив CH-46, занятые перевозкой личного состава.
CH-53E
БЛА стали уже обычным явлением в разведке. Размеры БЛА варьируются от гигантского израильского Eitan, схожего по габаритам с Boeing 737, до запускаемого с рук Desert Hawk.
Разработанный FMA, но строившийся "Petrolini SA", самолет FMA El Boyero сильно напоминал легкие монопланы производства США середины 1930-х годов. Самолет за свою надежность долго пользовался популярностью.
Курсант и инструктор в кабине FMA I.AeDL.22 размещались тандемом, под длинным фонарем так называемого "оранжерейного" типа.
В носовой части фюзеляжа Calquin установлены четыре 20-мм пушки. Два летчика размещены бок о бок в высокорасположенной кабине.
Подняв в воздух Pulqui, Аргентина стала пятой в мире страной, в которой был построен реактивный истребитель собственной конструкции. Окрашенный в красный цвет аргентинский реактивный первенец выставлен в экспозиции Национального музея аэронавтики недалеко от Буэнос-Айреса.
Известный своими предвоенными проектами Эмиль Девуатин не смог освоить конструирование реактивных самолетов. Характеристики FMA I.Ае.27 Pulqui получились ниже расчетных.
Построив в конце 1940-х I.Ae.31 Colibri, FMA завершила цикл, начатый самолетом Ае.М.O.1, получив практически те же летные данные при моторе той же мощности. Однако машина получилась более прочной и комфортабельной.
"Толстый увалень" A 20 имеет самую неизящную внешностью среди всех известных самолетов марки Focke-Wulf.
Данный A 32 был поставлен "Nordbayerische Verkehrsflug GmbH" в 1930 году. В 1931 году самолет эксплуатировался "Deutsche Verkehrsflug", а в 1934 году его передали в DLH.
Несмотря на удачную конструкцию, были построены всего три Sperber (один для "Deutsche Lufthansa"). На фотографии - самолет компании "LV GmbH" из Вильгельмсхафена.
Крыло Focke-Wulf Falke имеет деревянную конструкцию с обшивкой из полотна и фанеры, каркас фюзеляжа выполнен из стальных труб, обшивка полотняная. Изображен самолет авиакомпании "Norddeutsche Luftverkehr", 1931 год.
Благодаря крылу типа парасоль Fw 47 обладал довольно необычным внешним видом. Самолет специально спроектирован для разведки погоды согласно требованиям метеослужбы Германии.
История Do 24 совершила поворот после установки на самолет Do 24TT/ATT, названный "Latina", в конце 1970-х - начале 1980-х годов турбовинтовых двигателей. До сегодняшнего дня Do 24ATT удерживает два мировых рекорда в своем классе: время набора высоты 3000 м и 6000 м.
Су-22 ангольских ВВС (экспортный вариант Су-17М-2 с установленной под носовой частью фюзеляжа доплеровской системой). Ангольские ВВС использовали Су-22 с высокой интенсивностью. Изображенный самолет в 1986 году базировался в Менонгве и наносил удары по формированиям повстанческой группировки UNITA.
Вариант MC-130E для Сил специальных операций был выбран для доставки спецназа из Масира в точку "Пустыня 1". На MC-130E установлены двигатели повышенной мощности, самолет оборудован системой дозаправки в воздухе, а его БРЭО намного более сложное, чем БРЭО стандартного C-130. Самолет способен выполнять полеты в глубине территории противника и предназначен для доставки подразделений Сил специальных операций.
В состав целевого оборудования U-2 входила самая современная разведывательная аппаратура, включая РЛС, оборудование РТР, пленочные или цифровые АФА, тогда как аппаратура передачи данных обеспечивала своевременную передачу информации на землю.