Fairey Fulmar / P.4/34
Страна: Великобритания
Год: 1937


Двухместный палубный истребитель
Описание:
Fulmar / P.4/34
Fairey Fulmar
Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии

Fulmar / P.4/34

Тяжелый одномоторный палубный истребитель и разведчик, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством М. Лобеля на базе опытного легкого бомбардировщика Р.4/34. Второй опытный образец бомбардировщика был переделан в истребитель и совершил в таком виде первый полет 5 мая 1938 г. Первый же "настоящий" "Фульмар" (головной серийный) поднялся в воздух 4 января 1940 г.
Серийное производство развернулось в июне 1940 г. Самолет строился заводами "Фэйри" в Хэйсе и Хэмбле. Всего выпущено 602 экз.
Экипаж - 2 чел. Вооружение 8x7,69 (дорабатывалось до 9x7,69 с установкой пулемета в задней кабине), бомбы до 225 кг.
Состоял на вооружении британского флота с июля 1940 г.
Основные серийные модификации:
   - "Фульмар" I с мотором "Мерлин" VIII;
   - "Фульмар" II с мотором "Мерлин" 30 и противопыльными фильтрами.
Первым новые самолеты в июле 1940 г. получил авианосец "Илластриэс". С сентября того же года "фульмары" использовались в Средиземном море. С авианосцев они прикрывали с воздуха конвои, шедшие на Мальту. При этом им удалось уничтожить заметное количество итальянских бомбардировщиков. В ноябре истребители сопровождали торпедоносцы в налете на Таранто. В конце года "фульмары" разместили на втором авианосце - "Арк Ройял".
В апреле 1941 г. эти истребители разместили на о. Крит, где позднее они приняли участие в отражении десанта немцев. В мае "фульмары" привлекли к поискам линкора "Бисмарк" в Атлантике. При этом они совершали и ночные полеты.
В июле 1941 г. участвовали в налете на Петсамо, в мае - ноябре - в обороне Мальты. С Мальты тяжелые истребители совершали ночные рейды на аэродромы Италии. К концу 1941 г. в морской авиации Великобритании имелось восемь эскадрилий "фульмаров".
Еще с конца 1940 г. эти машины начали устанавливать на катапульты, монтировавшиеся на торговых судах (судах САМ). Первый боевой старт с такой катапульты имел место в августе 1941 г. "Фульмар" взлетел с судна "Ариквани" в Атлантике на перехват немецкого дальнего разведчика.
С февраля 1942 г. базировались на суше в Суэце и на Цейлоне. Как самолеты в системе ПВО летали без второго члена экипажа. В апреле того же года участвовали в отражении атак японской палубной авиации на Коломбо и Тринкомали.
В ноябре 1942 г. самолеты с авианосцев "Викториэс" и "Формидэйбл" прикрывали высадку войск союзников в Северной Африке. В 1943 г. поддерживали высадку на Сицилии. С середины того же года начали вытесняться с больших авианосцев "сифайрами". В 1944-1945 гг. применялись на эскортных авианосцах, в том числе сопровождавших конвои в Россию, как дневные и ночные истребители. В разное время "фульмары" эксплуатировались на восьми больших и пяти эскортных авианосцах.
Самолет снят с производства в феврале 1943 г. Снят с вооружения в марте 1945 г.


"Фульмар" I||
Размах:||14,12 м
Длина:||12,28 м
Моторы, количество х мощность:||1x1080 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4450 кг
Максимальная скорость:||450 км/ч
Практический потолок:||7950 м
Дальность:||1280 км

Fairey Fulmar

В середине 1930-х годов британская морская авиация остро нуждалась в новой технике для замены старых бипланов, но взгляды того времени диктовали закупку перспективных истребителей с экипажем из двух человек, что обуславливало рост размеров и массы самолета при ухудшении его летных данных. Такие взгляды господствовали вплоть до появления Sea Hurricane и Seafire.
   Были построены два прототипа легкого бомбардировщика по спецификации P.4/34, первый из которых поднялся в воздух 13 января 1937 года. Проект претерпел ряд изменений, прежде чем появился разработанный по спецификации O.8/38 самолет Fairey Fulmar. P.4/34 был меньше и легче сопоставимого Fairey Battle и имел усиленную конструкцию, позволявшую использовать его для бомбометания с пикирования. Второй прототип использовался в качестве демонстратора палубного истребителя по спецификации O.8/38. Через семь недель после получения данной спецификации, 16 марта 1938 года, "Fairey" проинформировала Адмиралтейство о том, что поставленным требованиям будет удовлетворять доработанный вариант P.4/34. В итоге был получен заказ на 127 самолетов, получивших наименование Fulmar. В сентябре 1938 года во время Судетского кризиса заказ увеличили до 250 самолетов, но "Fairey" не могла начать серийное производство до завершения постройки нового завода в Хитон Чапель в Стокпорте.
   На P.4/34 стоял 1030-сильный двигатель Rolls-Royce Merlin II, на серийные Fulmar планировалось ставить Merlin VIII. Однако первый самолет, взлетевший в Рингвее 4 января 1940 года, был оснащен модифицированным Merlin III, самолет с Merlin VIII поднялся в воздух только 6 апреля 1940 года. До конца 1940 года смогли собрать лишь 159 самолетов Fulmar. Первым Fulmar Mk I получила в июне 1940 года 808-я эскадрилья. По мере наращивания производства на Fulmar перевооружались существующие и вновь сформированные эскадрильи. В 1943 году на смену Fulmar пришли Seafire и Fairey Firefly. Последний Fulmar авиация британского флота получила в феврале 1943 года. Всего построили 602 самолета, в том числе 250 Fulmar Mk I, остальные - Fulmar Mk II с мотором Merlin 30 мощностью 1300 л. е., новым винтом, тропическим оборудованием и рядом иных изменений. Удалось также снизить массу самолета на 159 кг и, хотя Mk II по скорости незначительно превосходил Mk I, он обладал гораздо большей скороподъемностью.
   Испытания ночного истребителя начались в 1941 году после серии ночных налетов итальянских торпедоносцев на корабли Средиземноморского флота. На Fulmar Mk II установили РЛС Mk VI (AI.Mk VI), но неудовлетворительные результаты испытаний заставили заменить ее на РЛС AI.Mk IV. Увеличение лобового сопротивления и другие проблемы задержали поступление "ночников" в части первой линии до февраля 1944 года, хотя с июня 1942 года самолеты использовались для тренировок экипажей ночных истребителей Fairey Firefly. В ночной вариант доработали около 100 самолетов Fulmar Mk II. Появление в начале 1942 года нового высокочастотного радиотелеграфа позволило эффективно использовать Fulmar в Индийском океане как дальний разведчик.
   Fulmar использовались в ряде экспериментальных и опытных работ, в частности, в проверке возможности катапультного старта самолетов с транспортных судов, что было необходимо для защиты конвоев. Подобные операции являли собой полет "в одну сторону", так как возможность посадки на транспорт исключалась. После выполнения боевого вылета летчик покидал самолет с парашютом в надежде быть спасенным одним из судов конвоя.
   Fulmar сняли с вооружения в 1943 году, с началом поступления в части самолетов Firefly, а несколько самолетов, включая самый первый серийный, вернули "Fairey", где их использовали как связные. Первый серийный самолет ныне выставлен в Музее британской морской авиации в Йовилтоне.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fairey Fulmar Mk I

   Тип: двухместный палубный истребитель
   Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Merlin VIII мощностью 1080 л. с. (805 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 2745 м - 398 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 378 км/ч; начальная скороподъемность 337 м/мин; практический потолок 6555 м; дальность 1336 км; продолжительность патрулирования 4 ч
   Масса: пустого 3137 кг; нормальная взлетная 4387 кг
   Размеры: размах крыла 14,14 м; длина 12,24 м; высота 4,27 м; площадь крыла 31,77 м2
   Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов Browning в носке крыла, на некоторых самолетах устанавливался один 7,7-мм турельный пулемет Vickers "K" в задней кабине

Flight, November 1939

Britain's Military Aircraft
A Survey of Our Service Machines

FAIREY

   Reproducing many characteristics of the Battle the Fairey P.4/34 two-seater military monoplane is smaller and of even cleaner design. Unlike the Battle, it carries its bomb load externally. It is eminently suitable for use as a two-seater fighter and has, in fact, been ordered by Denmark for that purpose. As a fighter it carries a formidable armament of machine guns.

The Fairey Aviation Co.. Ltd.. Hayes. Middlesex.
Fairey Fulmar из 803-й АЭ Королевских ВМС. Аэродром Ратмалана, апрель 1942г.
Fulmar, оснащенный двигателем Rolls-Royce мощностью 1080 л. с. (805 кВт), мог развивать максимальную скорость 458 км/ч. Действуя в составе авиации Королевского флота, эти самолеты защищали конвои, идущие на Мальту, от нападений итальянских ВВС. Способные на равных сражаться с итальянскими истребителями, Fulmar однозначно уступали самолетам Люфтваффе и были заменены истребителями Seafire.
Впервые флотские Fulmar были использованы в бою при обороне мальтийских конвоев от итальянской авиации в сентябре - октябре 1940 года. Изображен Fulmar Mk I ранней постройки из 806-й эскадрильи, июнь 1940 года. Летом 1940 года эскадрилья действовала с авианосца "Илластриес".
Fairey Fulmar N1854/G-AIBE at Farnborough in 1962;
Fairey Fulmar N1854 was the first production example and made its first flight in January 1940, after which it was used for trials, including deck landing trials aboard HMS Illustrious. After the war it was returned to Fairey and registered G-AIBE. In 1972 it was presented to the Fleet Air Arm Museum, where it resides today as a static exhibit.
Ken Brookes's superb image of de Havilland Mosquito T.3 TW117 and Fairey Fulmar N1854 on the runway at Farnborough on September 7, 1962. Built at Leavesden in May 1946, TW117 was put into storage, where it remained until July 1947. After serving with various second-line units, it was put into storage again in April 1954, where it remained until March 1960, when it joined No 3 Civilian Anti-Aircraft Co-operation Unit at Exeter Airport. Coded “Z”, the Mosquito was still serving with No 3 CAACU when it was flown by John Oliver as part of the vintage display at Farnborough in 1962. It was retired and handed over to the RAF Museum Collection in June 1963, and was used for the filming of 633 Squadron at Bovingdon the following month. It was subsequently put on display at the RAF Museum at Hendon, before moving to the Norwegian Air Force Museum in Oslo, where it is currently on display.
Прототип фронтового бомбардировщика "Фэйри" P.4/34, в дальнейшем превратившийся в тяжелый палубный истребитель "Фулмар".
BATTLE JUNIOR - TOP OF THE CLASS: The new Fairey light bomber with Rolls-Royce Merlin engine of 1,000-plus h.p. In general layout this type - which is probably the fastest single-engined bomber in the world - is reminiscent of the Battle medium bomber but is six feet shorter in span and carries a lighter load. The undercarriage is of a different design, retracting inwardly instead of rearwards. Dive bombing is likely to be one of the new machine's main duties.
One recent Merlin installation: the Fairey to the P.4/34 specification. Radiator have a flap to suit cooling to varying flight conditions.
Noses - ancient and modern: The Fairey P.4/34, now seen with a Rotol airscrew.
All in the picture: Westland Lysander over Vickers Wellington, and Bristol Blenheim over Fairey P.4/34.
Built to the same specification - P.4/34 - the Fairey Merlin-engined light bomber are undoubtedly the fastest machine of its calibre in the world.
The Fairey P.4/34 K5099 in which Clouston carried out flights into barrage balloon cables for the RAE.
Surely one of the most beautiful two-seaters ever built, the Fairey P.4/34 light bomber has a Rolls-Royce Merlin II engine and carries its bombs externally.
The Fairey P.4/34 Two-seat Day Bomber Monoplane (Rolls-Royce "Merlin" engine).
Another view of the Fairey P.4/34 K5099 in which Clouston deliberately flew into barrage balloon cables. Previous experiments had been carried out in a Miles
The Fairey P.4/34 light bomber is one fine example of 1937 military prototypes. The Fairey has the liquid-cooled Merlin.
"Фульмар" I в полете
Flying from Lossiemouth as N1854.
A Fulmar Mk II, powered by 1,080 h.p. Rolls-Royce Merlin VIII engine. Later Mk Ils were fitted with 1,300 h.p. Merlin 30s.
На Fulmar Mk II DR673 установлен поздний мотор Merlin Mk 30 и тропическое оборудование. Обратите внимание на большую площадь остекления задней кабины.
"Фульмар" II в полете у побережья Северной Африки
The Fairey Fulmar II shipboard two-seat fleet fighter of World War II.
Fulmar стал первым истребителем авиации британских ВМС с вооружением из восьми пулеметов. Продолжительность его полета достигала пяти часов, но требование флота иметь экипаж из двух человек обернулось большими размерами истребителя - он уступал одноместным истребителям британских ВВС с аналогичным вооружением.
A pair of Fulmar IIs in service with No 803 Sqn in 1942.
The P.4/34, K5099, became the pattern for the Fulmar, to which it bore a basic likeness.
Fairey Fulmar британских ВМС заходит на посадку на авианосец "Илластриес". Палубные истребители должны были обеспечивать надежное сопровождение конвоев, но большие и относительно неповоротливые английские самолеты мало что могли сделать, кроме как защитить себя над Средиземным морем.
With everything dangling this Fairey Fulmar returns to its carrier. The squadron code was just about the same effect as the arrester gear!
Вид на авианосец "Индомитебл" с другого английского корабля (внизу) и садящийся на его палубу истребитель "Фулмар"
"Фульмар" I на береговом аэродроме, апрель 1941 г.
Fairey Fulmars taking off from the deck of HMS Victorious, a carrier of the Illustrious class, in 1941.
"Фульмар" из 809-й эскадрильи на палубе авианосца "Викториэс", конец 1945г.
Fairey Fulmar of No. 800 Squadron, with long-range "slipper" tank beneath its fuselage, takes off from H.M.S. "Indomitable". These aircraft were used for tactical reconnaissance over the northern end of Madagascar and for seaward search, watching for possible Japanese intervention
The Fleet Air Arm took delivery of 602 Fulmars, the last one, DR749, being delivered in February 1943.
Fairey Fulmar, которые к середине 1941 года стояли на вооружении восьми эскадрилий авиации ВМС, сыграли важную роль в поисках линкора "Бисмарк".
Fulmar II N4070 photographed in February 1941, probably at Ringway judging by its factory fresh condition.
Техники готовят к вылету морской истребитель "Фулмар"
Camouflaged, in the 1960's.
Owing its lineage to the Battle, the Fulmar two-seat naval fighter was an altogether better prospect; smaller, more agile and equipped with eight 0-303in-calibre wing-mounted machine-guns, the Fulmar acquitted itself rather better in war than its forerunner. The Mk II variant, as seen here, was fitted with a 1,300 h.p. Merlin 30 engine.
Fairey Fulmar II N8566, serving with the Royal Navy at HMS Phoenix, was seen at its Fayid base on November 15, 1943. Powered by a 1,300 h.p. Rolls-Royce Merlin 30, the Mk II variant of this FAA fighter first flew in January 1941.
At the "Fifty Years of Military Aviation" display, Upavon, in 1962.
The Fairey Fulmar Mk 1 N4015 was also parked at HMS Phoenix at the same time.
Fresh from the factory as a Mk I, 1940.
Fairey Fulmar II.
“Duncan’s Fulmar”, G-AIBE, the first production aircraft (originally N1854), which still survives and is currently on display at the Fleet Air Arm Museum at Yeovilton.
Operating as a “hack” from White Waltham, 1950.
At the R Ae S Garden Party, Wisley, July 15, 1956.
The Fairey P.4 has the new Merlin RM2M with Rotol airscrew
Part of the Fleet Air Arm Museum’s vast exhibition area at Yeovilton. Seen here are the de Havilland D.H.82A Tiger Moth, Fairey Swordfish II and Fairey Fulmar.
Fairey Fulmar I
The Fairey Fulmar II shipboard two-seat fleet fighter of World War II.
Fairey Fulmar Mk II