Commonwealth (CAC) CA-1 / CA-3 Wirraway
Варианты:
Commonwealth (CAC) - CA-1 / CA-3 Wirraway - 1939 - Австралия
Страна: Австралия
Год: 1939


Двухместный учебно-тренировочный самолет/легкий бомбардировщик
Описание:
CA-1 / CA-3 Wirraway
Commonwealth Aircraft CA-1 Wirraway
Фотографии

CA-1 / CA-3 Wirraway

Многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками. Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Создан на базе американского учебного самолета Норт Америкэн NA-33 (NA-16-2K). Отличался от прототипа усиленными крылом и оперением. Переделкой самолета в Австралии занимался коллектив конструкторов из "Коммонвелс эйркрафт корпорейшн" (CAC) во главе с А. Уэкеттом. Опытного самолета не было. Головная серийная машина впервые взлетела 27 марта 1939 г. Постройка серии велась на заводе CAC в Фишерменс-Бэнд.
Всего изготовлено 757 экз.
Двигатель R-1340-S1H1-G. Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 3x7,69, бомбы до 227 кг.
Из трех основных модификаций боевой являлась только одна, "Уиррэвей" I, выпускавшаяся тремя сериями:
   - CA-1, первый серийный вариант, начиная с 20-го самолета монтировалось вооружение;
   - CA-3 с измененным воздухозаборником карбюратора;
   - CA-5 с измененным оборудованием и без бомбодержателей.
Модификации "Уиррэвей" II/III являлись чисто учебными и не имели вооружения.
"Уиррэвей" поступил на вооружение австралийских ВВС в июле 1939 г. К началу войны на Тихом океане этими самолетами уже были вооружены семь эскадрилий. В декабре 1941 г. - январе 1942 г. "уиррэвей" привлекались к непосредственной поддержке войск, оборонявшихся в Малайе. В декабре же были выдвинуты на о. Новая Британия и с января обеспечивали ПВО Рабаула как двухместные истребители. 6 января ими сбита четырехмоторная летающая лодка H6K4. 20 января "уиррэвей" участвовали в отражении массированного налета японской авиации на город.
С октября 1942 г. использовались на Новой Гвинее и Соломоновых о-вах только как самолеты взаимодействия с армией - ближние разведчики, корректировщики, легкие штурмовики. В феврале 1943 г. эти самолеты помогли остановить японское наступление в долине Bay (Новая Гвинея). С середины 1943 г. начался перевод "уиррэвеев" в учебные части, но отдельные машины действовали на фронте до конца войны. Применялись также в системе ПЛО прибрежных районов Австралии.
Производство "уиррэвеев" прекратили в июне 1946 г. С 1947 г. самолеты начали выводиться в резерв, а окончательно их сняли с вооружения в феврале 1959 г.


"Уиррэвей" I||
Размах:||13,11 м
Длина:||8,27 м
Моторы, количество х мощность:||1x640 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3000 кг
Максимальная скорость:||352 км/ч
Практический потолок:||7015 м
Дальность: 1150 км||

Commonwealth Aircraft CA-1 Wirraway

Компания "Commonwealth Aircraft Corporation Pty Ltd" основана в 1936 году на основании решения правительства Австралии об организации собственной авиапромышленности с целью снижения зависимости страны от внешних поставок. Несколько состоятельных промышленных компаний внесли свои финансовые средства в капитал новой фирмы, а после визита в США в 1936 году авиационно-технической комиссии был заключен контракт на лицензионное производство двухместного моноплана общего назначения North American NA-16 с мотором Pratt & Whitney Wasp. Под контроль "Commonwealth" передали компанию "Tugan Aircraft Ltd", а главный конструктор которой, уинг-коммандер Лоуренс Уокет, стал главным менеджером "Commonwealth". Первый заказ оговаривал постройку для австралийских ВВС 40 самолетов NA-33, лицензионного варианта самолета компании "North American". Самолет получил фирменное обозначение Commonwealth Aircraft CA-1, а также наименование Wirraway.

   Первый самолет австралийской постройки поднялся в воздух в Мельбурне 27 марта 1939 года, в течение четырех последующих месяцев австралийские ВВС получили еще три самолета. После начала войны в Европе заказ увеличили, в финансировании закупки самолетов приняло участие британское правительство - в рамках так называемой Имперской авиационной программы летной подготовки. К июню 1942 года "Commonwealth" построила 620 самолетов Wirraway, производство продолжалось до 1946 года, всего построили 755 самолетов.
   Существовало несколько фирменных обозначений Wirraway: CA-1 (построено 40), CA-3 (60), CA-5 (32), CA-7 (100), CA-8 (200), CA-9 (188) и CA-16 (135). CA-10 и CA-10A являлись соответственно бомбардировщиком и пикирующим бомбардировщиком, но разработка этих вариантов была прекращена. CA-20 обозначались машины Wirraway, переоборудованные после войны в учебно-тренировочные для Королевских ВМС Австралии.
   Самолеты Wirraway сопровождали морские конвои в районе Дарвина, в Малайе, на Новой Британии и Новой Гвинее, прежде чем их заменили более совершенными самолетами. К середине 1943 года большинство строевых эскадрилий перевооружили с Wirraway на Commonwealth Aircraft Boomerang. После окончательного снятия с вооружения почти 400 Wirraway поставили на хранение, позже часть из них доработали в сельскохозяйственные самолеты CA-28 Ceres.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Commonwealth Aircraft CA-1 Wirraway

   Тип: двухместный учебно-тренировочный самолет/легкий бомбардировщик
   Силовая установка: один звездообразный ПД Commonwealth Aircraft (Pratt & Whitney) R-1340-S1H1G мощностью 600 л. с. (447 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1525 м - 354 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1525 м - 293 км/ч; начальная скороподъемность 594 м/мин; практический потолок 7010 м; дальность 1159 км
   Масса: пустого 1811 кг; максимальная взлетная 2991 кг
   Размеры: размах крыла 13,11 м; длина 8,48 м; высота 2,66 м; площадь крыла 23,76 м2
   Вооружение: два неподвижных стреляющих вперед 7,7-мм пулемета Vickers Mk V и один 7,7-мм пулемет Vickers Mk I на турели в задней кабине, до 454 кг бомб на внешней подвеске
Легкий бомбардировщик "Вирвей" из 12-й АЭ королевских ВВС Австралии, ставший жертвой японского налета на Дарвин 19 февраля 1942г.
Most famous CAC Wirraway in the RAAF was A20-103 whose pilot shot down a Mitsubishi Zero-Sen on 26 December 1942. It is now preserved in the Australian War Memorial.
CA-1 Wirraway из 5-й эскадрильи австралийских ВВС (Новая Гвинея, 1944 год). Самолет использовался для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск.
ERIC S. FAVELLE’S photograph depicts Commonwealth Aircraft Corporation CA-16 Wirraway A20-653/VH-BFF over Port Phillip Bay, South Victoria, Australia, on December 5, 1976.
The Wirraway arrives in Sweden in 1981. Its stringer-and-fabric fuselage contrasts with that of the all-metal Yale used in the project.
The prototype Wirraway general-purpose machine, as now in production at Fishermen's Bend. It is built under licence from North American Aviation, Inc. The engine is a 550 h.p. geared Wasp.
First type to be built by the Commonwealth Aircraft Factory was the Wirraway which first entered RAAF service in 1939 - a total of over 700 were eventually built and the type was the RAAF’s main basic trainer for 20 years. Seen here is Wirraway 3 A20-691, one of the last survivors in service, in 1961.
On the factory tarmac at Melbourne, the first Australian-built “Wirraways.”
The Commonwealth Wirraway Two-seat General Purposes Military Monoplane (600 h.p. Australian-built Pratt & Whitney R-1340-S1SH1S-G Wasp engine).
Вооруженный CA-1 одной из первых серий
Wirraways A20-19, '22 and '21 of No. 1 F.T.S. near Laverton, Vic., February 1940
Commonwealth Wirraways.
The CAC Wirraway (Aboriginal for “challenge”) was the company’s first venture and was essentially a licence-built North American NA-16-2K trainer.
Австралийские многоцелевые самолеты "Вирвей" из 12-й эскадрильи
Родственники "Уирравэй" (на переднем плане) и "Бумеранг" вместе использовались в 5-й АЭ на протяжении войны
Moorabbin's CAC Wirraway, the eighth production example, has been restored in its wartime colours.
Отреставрированный в Австралии экземпляр "Уиррэвея"
From Australia comes this photograph of an ex-R.A.A.F. Commonwealth Wirraway T. Mk. 3 now fitted out for aerial spraying, using the venturi method. Liquid is contained in the two underwing tanks.
An interesting photograph of the Nene-Vampire A78-2 when in use at the RAAF base at Rathmines as an instructional airframe. Also visible in this photograph are a Wirraway, Mustang, Auster III and Tiger Moth.
THE FIRST WIRRAWAY: Test flights ate now in progress on the first Wirraway fighter bomber built under licence from North American Aviation, Inc., by the Commonwealth Aircraft Corporation at Fishermen’s Bend, Australia. Tests are being conducted by Flt. Lt. Boss-Walker, who is seen on the left.
Building “Wirraways” at the Melbourne works of the Commonwealth Aircraft Corporation. The machine is of American design, its designation being NA33. The engine is a Pratt and Whitney Wasp.
CAC WIRRAWAY MARK III (CA-16 CONTRACT). The ultimate version of the Wirraway general-purpose aircraft. Powered by a geared Pratt & Whitney R-1340 S3H1-G Wasp engine driving a 10ft-diameter propeller. CAC purchased a total of 61 Wirraways and dismantled them for parts to feed the Ceres production programme
Commonwealth CA-1 Wirraway
CAC CA-5 Wirraway