Варианты
- North American - BT-9/NJ/NA-16, -19, -28 - 1935 - США
- North American - T-6 Texan / AT-6 Harvard - 1935 - США
- Commonwealth (CAC) - CA-1 / CA-3 Wirraway - 1939 - Австралия
- North American - P-64 / NA-50 / NA-68 - 1939 - США
- Kyushu - K10W - 1941 - Япония
- FMA - FMA.21 - 1943 - Аргентина
- FMA - IAe.22 DL - 1944 - Аргентина
North American Т-6/SNJ/Harvard
Одним из самых активно использовавшихся в мире учебно-тренировочных самолетов был Harvard, созданный на базе опытного NA-16 и построенный компанией "North American" в количестве более 17000 экземпляров. Прототип был облетан в апреле 1935 года. Самолет конструктивно представлял собой свободнонесущий низкоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом, открытыми тандемными кабинами и силовой установкой со звездообразным двигателем Wright R-975 Whirlwind мощностью 400 л. с. (298 кВт). После официальных испытаний был получен серийный заказ, а самолет получил обозначение BT-9. Доработки конструкции были оговорены в контракте, самой важной из них были закрытые кабины. Модифицированный предсерийный вариант получил обозначение NA-18. Кроме того, самолет теперь оснащался двигателем Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 600 л. с., но на серийных самолетах стоял старый двигатель Wright R-975 Whirlwind. После BT-9 (42 самолета) последовали следующие модификации: BT-9A (40 машин) с двумя 7,62-мм пулеметами, BT-9B (117 самолетов) с незначительными усовершенствованиями и BT-9C (67 машин) с некоторыми изменениями в оборудовании.
Единственный самолет модификации BT-9D, отличавшейся измененными внешними секциями крыла и рулем направления, послужил базой для создания усовершенствованного BT-14. Самолет был построен в количестве 251 машины, имел металлическую обшивку фюзеляжа и двигатель Pratt & Whitney R-985-25 Wasp Junior мощностью 450 л. с. В 1941 году на 27 самолетах были установлены двигатели R-985-11 мощностью 400 л. с. - они получили обозначение BT-14A. ВМС США использовали 40 самолетов BT-9 под обозначением NJ-1, они оснащались двигателем R-1340 Wasp.
Экспортные заказы на данные самолеты, имевшие неубирающееся шасси, поступили от таких стран, как Австралия (один; самолет был использован в качестве эталонного для выпуска машин компанией "Commonwealth Aircraft Corporation"), Китай (85), Гондурас (три), а также выпускались по лицензии в Японии и Швеции (вначале по два самолета были переданы для каждой страны). Франция получила 230 самолетов, схожих с BT-9, для ВВС (200) и ВМС (30), однако до падения Франции удалось поставить лишь 111 самолетов. Еще 119 самолетов получили британские ВВС, а Канада приняла самолет на вооружение под обозначением Yale Mk I.
<...>
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 222
Данный BT-9 принадлежал 46-й учебной эскадрилье авиакорпуса Армии США и запечатлен в таком виде, какой он имел при поступлении в эскадрилью в 1939 году.
-
Aeroplane Monthly 1989-03
MICHAEL O’LEARY'S eyecatching photograph depicts Tom Crevasses North American Yale trainer, brought back to life from a rotting basketcase over a period of several years and now in better than new condition, painted in RCAF markings.
-
Aeroplane Monthly 1993-09 / M.Oakey - Grapevine
The all-metal Yale used in the project, seen during inspection in Canada in 1980.
-
Мировая Авиация 222
Регистрационный номер: X2080 [2] Прототип NA-16 (X-2080), поднявшийся в воздух в 1935 году и ставший основой для BT-9, принятого на вооружение авиакорпуса Армии США.
In this view of the North American NA-16 the fixed undercarriage is fitted: retractable gear may be specified if desired. -
Flight 1938-06 / Flight
Регистрационный номер: X2080 [2] The new North American Trainers are likely to resemble this Wasp-engined model
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
Регистрационный номер: NC16025 The North American NA-16-1A Two-seat General Purposes Monoplane (550 h.p. Pratt & Whitney "Wasp" engine).
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The North American BT-9B Two-seat Advanced Training Monoplane (400 h.p. Wright "Whirlwind" engine).
-
Мировая Авиация 222
Вслед за 42 самолетами BT-9 и 40 BT-9A, вооруженными парой пулеметов, авиакорпус Армии США в 1937 году заказал 117 самолетов NA-23 (BT-9B, на фотографии).
-
Flight 1939-03 / Flight
NOCTURNE. The camera records, with the aid of flashlight, details of a North American “basic trainer” of the U.S. Army Air Corps. This photograph, taken at 10 o’clock at night near Randolph Field, Texas, is claimed to be almost unique. The machines were flying at 3,000ft.
-
Мировая Авиация 222
Первый NJ-1 (на фотографии) был передан летной школе морской авиации в Пенсаколе в июле 1937 года. Созданный на базе BT-9, вариант NJ строился в небольшом количестве, но за ним последовали более 4000 учебно-тренировочных SNJ, созданных на базе BC-1.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The North American NJ-1, the U.S. Naval version of the BT-9B.
-
Авиация и Время 2011-01 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (12)
Учебный самолет Норт Америкен NA-16 из состава ВВС Китая. 1939 г.
-
Aeroplane Monthly 1993-09 / M.Oakey - Grapevine
The very first Sk 14, the master aircraft for licence-production, photographed by manufacturers North American in the USA in 1937.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
North American NA-16-4M in Swedish service.
-
Air Pictorial 1955-09 / Air Pictorial's photo-review
Регистрационный номер: NL37604 Only North American BT-14 still on the U.S. civil register is NL37604.
-
Aeroplane Monthly 1982-06 / Personal album
NA-16-1P, 329, photographed from 325. The 16-1P was powered by the 450 h.p. Wright Whirlwind P-975.
-
Aeroplane Monthly 1983-08
This "basket case" North American Yale trainer was restored by Tom Crevasse of Florida.
-
Aeroplane Monthly 1993-09 / M.Oakey - Grapevine
The rebuild team takes a break for the camera as the Sk 14’s fuselage takes shape. Project leader Solve Fasth is on the right, with team foreman Per Bjorkner in the middle, sitting on the wheel.
-
Aeroplane Monthly 1982-06 / Personal album
North American NA-16-1P Ea 313 pictured, soon after nosing over on landing. Note position of flaps.
-
Aeroplane Monthly 1982-06 / Personal album
North American NA-16-1P 314 photographed after an accident in the Buenos Aires province.
-
Flight 1936-02 / Flight
NORTH AMERICAN NA-16. PRATT AND WHITNEY WASP OR WRIGHT WHIRLWIND
- Фотографии