Fairchild C-123 Provider
Варианты:
Fairchild - C-123 Provider - 1949 - США
Страна: США
Год: 1949


Тактический ВТС с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Fairchild C-123 Provider

   В 1943 году была образована компания "Chase Aircraft Company", задачей которой стала разработка и постройка тяжелого штурмового планера для ВВС Армии США. После успешной демонстрации прототипа XCG-18A последовал заказ на пять YCG-18A для проведения войсковых испытаний. Один из них позже был переоборудован в легкий военно-транспортный (штурмовой) самолет YC-122 - в крыле разместили два звездообразных ПД. Затем военные получили для испытаний YC-122A/B/C, а компания построила два прототипа еще более крупного десантно-грузового планера XCG-20 (затем XG-20). Один из них был вскоре оснащен двумя 18-цилиндровыми звездообразными ПД R-2800-23 мощностью 2200 л. с. (1641 кВт) и получил обозначение XC-123. Первый полет XC-123 совершил 14 октября 1949 года, а в 1952 году компания-разработчик получила контракт на пять предсерийных самолетов C-123B Provider, построенных и поднятых в небо в течение 1953 года. В том же году компания "Kaiser-Frazer Corporation" приобрела контрольный пакет акции компании "Chase" и получила контракт от ВВС США на постройку 300 самолетов C-123B. Однако в середине 1953 года контракт был аннулирован по причине задержек с поставками машин - заказ передали компании "Fairchild", которая взяла на себя обязательства по продолжению разработки и производства самолетов C-123.
   C-123 - это свободнонесущий высокоплан цельнометаллической конструкции, с фюзеляжем большой вместимости с сильно поднятой вверх задней частью, на нижней поверхности которой находился грузовой люк, в откинутом положении служивший рампой. Другими отличительными чертами самолета стали хоть и традиционное, но более высокое хвостовое оперение, а также убирающееся трехопорное шасси. Кроме грузового варианта, самолет мог быстро переоборудоваться в десантный - в этом случае в кабине размещались 60 военнослужащих с вооружением, или же в медико-эвакуационный - на 50 носилочных и шесть сидячих раненых при шести санитарах. Впоследствии специалисты "Fairchild" установили на самолет больший по площади киль для обеспечения устойчивости по курсу.
   Первый полет серийный C-123B совершил 1 сентября 1954 года, всего компания "Fairchild" построила 302 самолета, включая один для статических испытаний и 24 для поставки зарубежным заказчикам (Саудовская Аравия - 6, Венесуэла - 18). Позже ВВС США передали часть машин военным Филиппин, Тайваня и Южного Вьетнама.
   Три экспериментальных варианта самолета были построены компанией "Stroukoff Aircraft Corporation", чей президент - Майкл Строкофф - являлся главным инженером "Chase". Данные машины включали: YC-123D - аналогичный C-123B, но с системой управления пограничным слоем; YC-123E с модернизированными килем и рулем направления и со взлетно-посадочной системой Stroukoff Pantobase, включавшей убираемые сухопутные и водные шасси, а также поплавки на законцовках крыла, что обеспечивало взлет с поверхностей разных типов; YC-134A - на нем могли быть установлены все упомянутые выше системы.


Варианты

   HC-123B: обозначение применялось иногда к 11 самолетам C-123B, переданным Береговой охране США
   UC-123B: обозначение некоторого числа самолетов C-123B, модифицированных для использования в качестве разбрызгивателей дефолиантов во Вьетнаме
   VC-123C: штабной самолет, предлагавшийся компанией "Kaiser-Frazer"
   YC-123H: экспериментальный самолет с двумя дополнительными ТРД General Electric J85-GE-17 тягой по 12,68 кН, установленными в подкрыльевых гондолах, а также модифицированным шасси
   C-123J: новое обозначение 10 самолетов C-123B для полетов в арктических условиях после установки дополнительных ТРД Fairchild J44 в гондолах на законцовках крыла
   C-123K: новое обозначение 183 самолетов C-123B для полетов в арктических условиях после установки дополнительных ТРД J85-GE-17 в гондолах под крылом, колес большего диаметра и тормозных колес с антиюзовыми автоматами
   NC-123K: новое обозначение двух C-123K после модернизации их в вооруженный ночной наблюдатель, иногда обозначался как AC-123K
   UC-123K: обозначение 34 самолетов C-123K, модифицированных для выполнения заданий по распрыскиванию дефолиантов во Вьетнаме
   VC-123K: обозначение одного C-123K после его модернизации в VIP-транспорт
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fairchild C-123B Provider

   Тип: тактический ВТС с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два 18-цилиндровых звездообразных ПД Pratt & Whitney R-2800-99W мощностью по 2300 л.с. (1715 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 407 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 330 км/ч; начальная скороподъемность 267 м/мин; практический потолок 7315 м; дальность полета с нагрузкой 7258 кг-2156 км
   Масса: пустого 13 562 кг; максимальная взлетная 27216 кг
   Размеры: размах крыла 33,53 м; длина 23,09 м; высота 10,39 м; площадь крыла 113,62 м2
   Полезная нагрузка: до 60 военнослужащих, или 50 носилочных и шесть сидячих раненых при шести санитарах, или груз - до 155-мм гаубицы и ее машины
Соперниками советских авиаторов в небе Лаоса были летчики из созданной ЦРУ авиакомпании Air America. Начиная с марта 1962г. в Лаосе появились транспортные самолеты C-123B.
Фэрчайлд-Хилер C-123 "Провайдер".
Самолет C-123J, модифицированный для полетов в арктических условиях, эксплуатировался только одной эскадрильей авиации Национальной гвардии США (144-я тактическая транспортная), которая получила машины в июне 1960 года.
Air America C-123B Provider N5007X unloads at Luang Prabang in June 1966. Originally built as 55-4555, the aircraft was quickly incorporated into the Air America fleet as “555” and later N5007X. Note the low cloud on the hills in the background. Following its upgrade to C-123K standard with the addition of pod-mounted General Electric J85 jet engines on the wings, this aircraft was lost on August 27, 1972, when it hit a ridge in cloud near Vang Vieng, killing nine.
Another of Air America’s stalwarts in Laos was the Fairchild C-123 Provider, which proved invaluable owing to its capacious fuselage and outstanding short take-off and landing capabilities. This example, “655" (originally 54-0655 in USAF service) was photographed by the author at Thakhek West in November 1965.
Air America Fairchild C-123B Provider N5005X has its engines run up to full throttle in the background as Royal Lao Air Force C-47s prepare to pull troops out of Thakhek West after the successful conclusion of the Battle for Thakhek in November 1965.
"Провайдер" в стандартном камуфляже времен вьетнамской войны
Данный C-123 принадлежал 63-й тактической транспортной эскадрилье 439-го тактического транспортного авиакрыла Резерва ВВС США. Он несет камуфляж для ЮВА.
C-123K американских ВВС в полете
A Ranch Hand C-123 Provider flying a defoliation mission over South Vietnam.
В рамках операции «Ranch Hand» транспортные самолеты C-123 распыляли над джунглями Вьетнама дефолианты с целью уничтожения растительности и лишения партизан естественного укрытия.
A Khmer Air Force C-123 Provider surveys the strip at Svay Rieng for stray livestock prior to landing and 'poaching' some fares and freight for delivery to Phnom Penh.
"Провайдер" американских ВВС идет на посадку, штат Аризона, 1961г. Позже эта машина была отправлена в Индокитай и передана южновьетнамцам
Военно-транспортный C-123 на авиабазе Тра Винь. Южный Вьетнам. 1968–1969 гг.
Звено T-28D на авиабазе Тан Шон Нят. На заднем плане слева виден американский DHC-4 "Карибу", справа стоит C-123. Начало 1960-х гг.
Оснащенный радаром C-123K, принадлежавший службе береговой охраны штата Флорида
"Полярная" версия C-123J среди живописных гор на Аляске
C-123
Fairchild UC-123K 57-6289 (c/n 289) provides an unusual spectacle for the locals on the roof of a garage forecourt at Bang Wua in central Thailand. Both engines have been removed but the propellers have been mounted on frames in the engine nacelles.
"Провайдер" ВВС США на западно-германской авиабазе, 1973г.
"Провайдеры", проданные после списания из ВВС американским частным фирмам-грузоперевозчикам
"Законсервированный" C-123K на базе хранения авиатехники в штате Аризона
Транспортный самолет C-123K ВВС Южного Вьетнама. Подобные самолеты из 364-й транспортной аэ ВВС США (с вьетнамскими опознавательными знаками) с 1962 года занимались распылением дефолиантов над Южным Вьетнамом и Лаосом. C-123 хорошо известен и как «главный герой» фильма «Эйр Америка»
C-123 VNAF и американский C-7 «Карибу» на авиабазе Пху Кет. Таиланд, 1969 г.
One of the ten KAF C-123Ks that escaped to Thailand after the fall of Phnom Penh on the apron at Don Muang Airport in Bangkok. For readers interested in finding out more about Cambodian military aviation and the Khmer Air Force, visit the fascinating website established by the late Brig-Gen So Satto at www.khmerairforce.com.
"Провайдер" тайваньских ВВС, ныне - экспонат авиамузея
Тайландский "Провайдер" ранней модификации, оборудованный навигационным радаром
C-123B "Провайдер"
Турбореактивный и поршневой двигатели "Провайдера"
The Provider’s Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp engines are close at hand on the garage forecourt; installing these in a hot-rod might give the locals a buzz! To get a bird’s-eye view of the vintage transport on Google Earth, enter the co-ordinates 13.54178, 100.96125 in the "Search" panel.
Опытный экземпляр первого в мире турбореактивного транспортного самолета XC-123A
Первый американский реактивный транспортный самолет XC-123A
Первый прототип знаменитого ВТС C-123
Stroukoff YC-121E Pantobase MS-18. Although the Chase (Kaiser-Frazer) XC-123 Avitruc was taken over by Fairchild for production (233 for U.S .A.F.) at Hagerstown , Maryland, in mid-1953, the ex-Chief Engineer of Chase, Michael Stroukoff formed the Stroukoff Aircraft Corporation at West Trenton, New Jersey to exploit his basic design . The MS-18 Pantobase (All Bases) is the forerunner of the MS-8-1 which will combine both the YC-123E 's Pantobase installation (and fixed sponsons) and the XG123D's BLC (Boundary Layer Control) wing. The MS-8-1 may be powered by two turboprops in place of the current 2,500-h .p. P. & W. R-2800-52W radials. The YC-123E Pantobase has a watertight bottom and semi-retractable, heavy-duty land /water skis permitting take-off and landing on ice, sand, water, or ploughed land. Tests are continuing at the request of the Air Research & Development Command.
Взлетает с воды прототип самолета-амфибии YC-123E, оснащенный системой "Пантобейз"
Modifications and designations, two words that make the life of the aviation enthusiast interesting or frustrating respectively. The former often alters the shape of the original design as in the case of the Fairchild C-123 assault transport. This aircraft (4647) is fitted with a newly-developed wheel-ski system, not to be confused with the Stroukoff "Pantobase" equipment. The large fairing on the underside of the nose houses the retracted forward ski.
The same aircraft is shown with Fairchild J44 turbojets at the wingtips. When not in operation the air inlets are covered by retractable "eyelids".
Фэрчайлд-Хилер C-123 "Провайдер" был настоящей "рабочей лошадью" лаосской войны. Активно участвуя в "секретных" армейских первозках, эти машины, как правило, летали без опознавательных знаков.
Although now decidedly elderly, the Fairchild C-123K Provider is the second most numerous of the HHP's transport aircraft, 16 of these venerable aircraft currently equipping the 221st Squadron, some of them being ex-South Vietnamese machines.
Colourful Oriental military aircraft now in evidence include 430, one of a batch of Providers for the Royal Saudi Air Force, seen as far afield as Prestwick, Croydon and Bahrein.
Fairchild C-123J Provider.
FIRST EUROPEAN C-123B-FA landing in Europe was on 20th March at Prestwick, en route for France. Note the underwing extra-range fuel tanks. Now called the Fairchild Provider, 165 C-123B-FAs are being delivered to Combat Cargo squadrons of Tactical Air Command. Full U.S.A.F. serial is 54-608.
C-123B на одном из аэродромов в Западной Европе, 1957 год
One hundred and sixty Fairchild C-123B Avitruc assault/cargo transports are being built for the U.S.A.F. Carrying 60 troops, 50 stretchers or 16,000 lb. of freight, the C-123B has a maximum speed of 255 m.p.h. Power is two 2,400-h.p. P & W R-2800-52W radials. Span, 110 ft.; length, 77 ft. 1 in.; a.u w. 71,000 lb.
На модификации C-123C появились подкрыльевые подвесные баки, характерные для всех последующих версий "Провайдера"
Линейка основных самолетов, которые поставлялись VNAF. Слева направо: L-19 (Helio Courier ???), T-28, B-26B, C-47, C-46 и C-123. Авиабаза Тан Шон Нят, начало 1960-х гг.
Один из 44 самолетов UC-123, занимавшихся во время войны в Индокитае распылением дефолианта "Эйджент Ориндж" над джунглями Южного Вьетнама
"Эти партизаны неуловимы подобно тараканам, вылезающим из своих щелей по ночам. Ну, ничего, от тех паразитов помогает дуст, а этих надо протравить диоксином..." Американский UC-123B распыляет над джунглями дефолианты. Самолеты этого типа поднимали в своих емкостях до 5500 кг отравляющих веществ.
C-123 распыляет дефолианты над джунглями Южного Вьетнама.
Американские C-123 обрабатывают оранжем посевы и джунгли на границе Лаоса и Южного Вьетнама. Первая половина 1960-х гг.
"Провайдер" со снятыми ПТБ садится на одной из южновьетнамских военных баз
C-123K на южновьетнамском аэродроме, 1967г.
Jet-boosted C-123K Providers were much sought after for SOG-style operations.
Backbone of the logistic support element, the C-123K Provider, equipping two squadrons, must either be re-engined or replaced during the first half of the present decade. The feasibility of a re-engining programme is currently under study and contingency studies of such types as the Aeritalia G.222, the DHC Buffalo and even the Transall C.160 have been made in case favoured re-engining proves impracticable.
ROC personnel pose next to an unmarked C-123B at Long Thanh, March 1964. Left to right: Y L Shu (parachute delivery officer), J P Ou (radio operator), Air America Captain John Lee, Captain H H Chang (first officer), Major T C Ling (ECM operator), Y CKy (navigator), and S Liu (flight engineer).
Following his seven-month stint at the USAF’s Squadron Officer School in the USA, Su Sampong returned to Cambodia in the summer of 1974, when he was appointed Operations Officer of the Groupe de Transport. He is seen here second from right, with fellow crewmembers of a Fairchild C-123K, which has been named Kung Fu.
AC/NC-123K "Блэк спот". Под носовым обтекателем - "шарик" оптико-электронной системы наблюдения
First of three prototypes of the Stroukoff YC-134a for U.S.A.F. Note extra end plate fins, multi-wheel main undercarriage and different shaped fin. Boundary layer control is fitted.
Штурвалы и приборные доски пилотов "Провайдера"
Интерьер грузовой кабины и закрытая рампа грузового люка "Провайдера"
Аварийная посадка "Провайдера" в Южном Вьетнаме
C-123 ВВА Южного Вьетнама, потерянный при снабжении базы Кхе Сани, февраль-март 1968 г.
Previously converted for the aerial defoliation role, UC-123K serial 54-578 joined the KAF in August 1973. It is seen here having sunk a mainwheel into an unseen hole while using a stretch of road to offload supplies to an Army garrison, highlighting the conditions in which the Cambodian transport crews were forced to operate.
CAF Lt General Kung with Air America Captain R W Hitchman (right) at the 34th Squadron headquarters, April 1971. Note the mural of C-123 5661 on the wall.
Схема самолета MS-8-3A (проект)